История музейной педагогики

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельно-сти, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. На кон-ференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение», которая состоялась в Мангейме в 1913 году, А. Лихтварк первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как участнику диалога. Реализуя на практике метод «музейных диалогов», он впервые обосновал роль посредника, который помогает посетителю в общении с искусством, развивая способность видеть и наслаждаться художественными произведениями (впоследствии такой посредник и получил имя музейного педагога). В связи с тем, что музейный педагог выполняет роль связующего звена ребенка с социумом, организуя с этой целью особое образовательное пространство, его деятельность можно с полной уверенностью назвать социально –педагогической.


Как особая область знаний и исследований музейной педагогики начинает формироваться в 1960-е годы, чему способствовали процессы возрастания социальной роли музейной педагогики в обществе и его демократизации, благодаря чему работа с аудиторией перестала рассматриваться как второстепенная. Большой вклад в развитие музей-ной педагогики на втором этапе внесли немецкоязычные страны, где по-является ряд музейно-педагогических центров: • Рабочая группа музейной педагогики (первоначально «Музейная школа» в Восточном Берлине (1963) с собственным печатным органом «Школа и му-зей в единой образовательной системе ГДР»; • Внешняя служба государственных музеев Прусского культурного насле-дия в Западном Берлине(1961); • Внешняя служба Кельнских музеев(1965); • Художественно-педагогический центр Германского национального музея в Нюрнберге(1965); • Музейно-педагогический центр в Мюнхене(1971), который издает жур-нал "Школа и музей" и другие.


Деятельность центров, которая имела в целом практический характер, привела все же к активизации научных исследований, что и обусловило появление впоследствии новой науки. Для формирования представления о предмете музейной педагогики и ее понятийного аппарата серьезное зна-чение имела состоявшаяся в 1970-1980 годах дискуссия, в которой приняли участие ведущие западногерманские музееведы Р.Ромедер, А.Кунц, В. Клаузевиц и другие. Ее основным итогом стали расширительная трактовка МП и осознание ее связи с исследовательской, экспозиционной, собира-тельской работой музеев. Все же исследования этого периода обнаружили разобщенность в понимании сущности и дефиниций музейной педагогики, свидетельствующую о том, что ее можно рассматривать как формирую-щуюся научную дисциплину.


Краткий экскурс в музейную педагогику Германии показал, что эволю-ция этого понятия такова: от обозначения определенного вида деятельно-сти до названия научной дисциплины.


В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 годов и постепенно получало все большее распространение. Авраам Моисеевич Разгон в 1982 году на конференции в Иваново «Музей и школа» первым сказал о том, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика, «находящейся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей». Ее выделение в относительно само-стоятельную научную дисциплину было продиктовано необходимостью теоретического осмысления образовательной деятельности музеев и повы-шения ее качественного уровня, в частности, на основе достижений смеж-ных наук. Для разработки музейной педагогики имелись серьезные исто-рические предпосылки. По существу, отечественная теория музейная пе-дагогика начала формироваться в конце XIX- начале XX веков, получив наиболее полное обоснование в трудах основоположников в русской экскурсионной школы (Н.А. Гейнике, И М. Гревс, Б.Е. Райков) и сторон-ников широкого использования в целях образования педагогических, школьных и детских музеев (М.В. Новорусский, В. Коховский, М.С. Страхова, Н.А. Флеров, Ф. И. Шмит, Н. Д. Бартрам, А.У. Зеленко), а также в целостной системе эстетического воспитания в художественных му-зеях, созданной А.В. Бакушинским и его последователями. В период ста-новления музейной педагогики как научной дисциплины их взгляды, обогащенные сформировавшейся к концу 1980-х годов концепцией нового педагогического мышления, в основе которого лежали идеи гуманизации и гуманитаризации образования через обращение к мировой культуре, истории, духовным ценностям, стали особенно актуальными.


Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музей-ной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач акти-визации творческих способностей личности. С этой целью разраба-тываются разнообразные методики работы с посетителями, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе. Несмотря на утверждение идей дифференцированного подхода к различным категориям посетителей, основное внимание музейной педагогики по-прежнему со-средоточено на детской и подростковой аудитории. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится в этой связи переход от единичных и эпизодичных контактов с посетителем к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре.