Педагогическая философия Киселевой Н.А.

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Педагогическая философия Киселевой Наталии Александровны.

Представление победителя конкурса "Учитель года Мурманской области" Киселевой Н.А.

Если учитель имеет только любовь к делу,

Он будет хороший учитель…

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,

он – совершенный учитель.

Л.Н. Толстой

Однажды, будучи одиннадцатиклассницей, проходя мимо родной школы г. Заозерска, я очень ясно осознала, что не смогу жить без школьного звонка, без этого чудесного мира детства. Так был определен выбор будущей профессии – Учитель. А потом все завертелось, полетело: учеба, учеба, учеба… и, наконец, возвращение в любимый город! И вот уже мое первое 1 сентября, торжественная линейка и знакомство с малышами – пятиклассниками, с МОИМИ детьми. 25 пар пристальных глаз, очень внимательных и настороженных. Им не терпится узнать какая я, а я с волнением изучаю каждого из них. Теперь мы вместе пойдем по дороге знаний. Для них я - учитель, наставник и друг. «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель», - считал немецкий педагог Фридрих Дистервег. Как же мне стать настоящим учителем? Как сделать так, чтобы ребятам на моих уроках было интересно, чтобы моё стремление дать им частичку знаний, отзывалось в их душах желанием эти знания получить, применить их в жизни. А еще, что немало важно, как сделать так, чтобы ребята росли добрыми, отзывчивыми, порядочными людьми. Как воспитать их настоящими людьми. Ведь обучение без воспитания немыслимо! «Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?» - говорил Л. Н. Толстой.

Прочитав однажды эти слова, я поняла, что, обучая и воспитывая других, каждое мгновение жизни должна учиться сама, совершенствоваться, постоянно идти вперед. И, если «у познания нет вершин, как нет предела совершенству», значит, я учу и учусь сама постоянно.

Конечно, работа учителя – это, непременно, творчество. Только тогда учить ему интересно, он верит в себя, в свое дело. Значит, он любит свое дело. Что же значит для учителя любить своё дело? Я думаю, это значит постоянно стремиться к человеческому и профессиональному совершенству, изучая все новое, пополняя свой опыт и пробуждать в своих учениках внутренне осознанную потребность обогатиться духовным опытом педагога. А что значит для учителя любить детей? Я думаю, это означает так строить свою работу, чтобы на уроке мог реализовать себя каждый ребёнок. Педагогическая любовь предполагает заботу, гуманное отношение, человеческое тепло и ласку, понимание детских трудностей и проблем. Любить ребёнка – это, прежде всего, признавать в нём человека. Говорят, в математике 2+2=4, а в педагогике 2+2=4 и «еще что-то». Учитель обязан помнить, что за ним неотступно следят глаза ребенка, не умеющего прощать ни малейшей фальши. И еще - равнодушия к своей судьбе. «Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи» (Л. Н. Толстой). Если учитель честен и справедлив, любит свой предмет и уважительно относится к тем, кому он его преподает, тогда он способен «зажечь» огонек в детской душе, побудить его двигаться все выше к вершинам науки. «Учить и воспитывать - значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам» (Андре Моруа).

Но все мои педагогические изыски и дидактические находки могут разбиться об один единственный, но очень большой камень преткновения - полное отсутствие у ученика желания учиться. Желание учиться!

Можно заучить формулы и алгоритм решения наизусть, можно научить учиться, но как добиться того, чтобы каждый хотел этим заниматься? Низкий уровень познавательного интереса учащихся – это серьезная проблема, которую учитель пытается решить в меру сил и способностей. Нетрадиционные уроки и активные формы обучения – не панацея, а способ разбудить «болото», заставить «камчатку» перестать быть периферией и переместиться поближе к «центру». И, когда мне это удается, я вижу блестящие глаза того, кто смог одержать победу над собой, над своей ленью или над сложной темой.

Да это и неважно, над чем или кем одержана победа, главное в другом – «дорогу осилит идущий…».

А победа приходит к тому, кто не поленился за ней сходить. Я согласна с высказыванием Теодора Рузвельта: Пожалуй, не существует более важной черты характера, чем твердая решимость. Юноша, который хочет стать великим человеком или так или иначе оставить след в этой жизни, должен решиться не только преодолевать тысячу препятствий, но и побеждать, несмотря на тысячу неудач и поражений.

Когда сам педагог горит, только тогда он может зажечь своих учеников. Одних абсолютных знаний для этого мало. Нужно именно гореть! Ведь педагогика — это тоже искусство. А искусство, если оно настоящее, всегда покоряет людей. Время пролетает неумолимо быстро, и вот уже звучит последний школьный звонок, наступает пора расставания. Расстаюсь мучительно и болезненно (как будто они уносят частичку души).

А потом всегда радуюсь встречам с выпускниками, их письмам и звонкам.

Значит, они помнят!

Значит,все эти годы я трудилась не зря!