Практическая культурно-образовательная деятельность музеев

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Термин культурно - образовательная деятельность используется в отечественном музееведении с начала 1990-х годов. До этого употреблялись другие понятия (массовая политико-просветительная работа, научно - просветительная), отражавшие понимание сущности работы с посетителя-ми в различные исторические периоды и менявшиеся быстрее, чем терминология для обозначения других направлений музейной деятельности. Осуществляе-мый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которо-го является восприятие информации посетителями, определяется как музей-ная коммуникация, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных предметов, реализуются образовательно-воспитательная и другие функ-ции музея.

Содержание культурно - образовательной деятельности выражается в формах организации работы с музейной аудиторией, взаимодействии с сис-темой образования. Еще в 1970-е годы отмечалось, что в арсенале музея можно выделить до ста различных форм, среди которых отмечают 10 базовых форм. Это: лекция; экскурсия; консультация; научные чтения; кружки, студии, клубы; литературные вечера, киносеансы, концерты; встречи с интерес-ными людьми; праздники; исторические игры; конкурсы и викторины. Сущест-вует множество характеристик форм: традиционные - новые; динамичные - ста-тичные; групповые - индивидуальные; активные - пассивные; простые - комплекс-ные; разовые - цикловые; коммерческие - некоммерческие и т.д. Например, к традиционным формам, послужившим основой для появления новых, от-носятся лекции и экскурсии, конференции, научные чтения, консультации, клу-бы, кружки, студии. Формы, заимствованные из других сфер культуры, образо-вания и науки или обусловленные развитием новых технологий музейной деятель-ности, могут рассматриваться как нетрадиционные.


В современных условиях культурно - образовательная деятельность ориентирована на личность потенциального и реального музейного посети-теля, в связи с этим можно обозначить следующие ее основные направления: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых. Подобное выделение условно, ведь сами направления изменчивы, подвиж-ны и зачастую тесно связаны между собой, или пересекаются в каких-либо аспек-тах. Однако для приобретения методических навыков в музейно - педагогиче-ской деятельности необходимо четко представлять цель и задачи работы в каждом из указанных направлений, а также продумывать наиболее оптимальную форму работы с музейной аудиторией и методы педагогического воздействия. Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, становятся основой музейно - педагогической программы.

Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений.

1) Информирование - это первая ступень освоения музейной информа-ции, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Оно осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекция и консультация. Однако, современный уровень развития информацион-ных технологий предполагает их внедрение и активное использование в музее, например, в форме специального информационного центра. Информаци-онное обслуживание включает в себя самые разнообразные способы представ-ления информации посетителям с помощью компьютеров, начиная от каче-ства указателей, планов и путеводителей как для взрослых, так и для детей, и заканчивая использованием информационных киосков, установленных в холле или залах музея с подключением к Internet. Информационные системы содер-жат качественные изображения экспонатов с указанием их местоположе-ния, сопроводительную и разъяснительную информацию.

2) Обучение - вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуника-ции. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтерна-тивных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в дру-гих образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно - педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предме-тов - подлинников.

Отличительные черты обучения в музее - неформальность и добровольность. Особенностью обучения в музее является возмож-ность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью му-зейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музей-ных уроков, занятий в кружке. Музейный урок (занятие) преимущественно используется как форма работы музея с учащимися школ, гимназий, лице-ев, колледжей. Кружок при музее - объединение людей по интересам с це-лью углубления, расширения и приобретения умений, связанных с профилем му-зея.

3) Развитие творческих начал - третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использова-ние потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духов-ной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способно-стей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творче-ского процесса. Наиболее действенные из них - возможность «вхождения» в сис-тему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Это направ-ление может быть реализовано в форме студии, творческой лаборатории или фестиваля, викторины, исторической игры и др. Студия ставит целью рас-крыть творческие способности участников на основе изучения музейных собра-ний. Творческая лаборатория - объединение заинтересованных лиц, ведущих в музее под руководством научного сотрудника экспериментальную научную дея-тельность в сочетании с творческой практикой. Фестиваль - действие с широким кру-гом участников, сопровождающееся показом и смотром различных видов ис-кусства или работ, выполненных участниками студий, кружков, иных творческих групп.

4) Общение - установление взаимных деловых или дружеских контак-тов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме встречи, клуба, олимпиады, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме. Встреча - собрание, устраиваемое с целью знакомства и общения с интерес-ными людьми на тему, связанную с профилем музея. Клуб - общественная регламентированная организация, предоставляющая возможность сво-бодного общения с людьми, имеющими одну и ту же направленность интересов, свя-занных с музеем и его содержанием. Посиделки - театрализованная форма, участ-ники которой собираются в музее для общения, развлечения в сочетании с ка-кой- либо совместной деятельностью прикладного характера (вышивка, плете-ние кружев, ткачество, лепка и т.д.).

5) Отдых - организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отды-хе в музейной среде. Большая часть этих форм досуга рассчитана на разновозрастную аудиторию (ярмарка, карнавал, День открытых дверей, музейный праздник, концерт, КВН и т.д.), но существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных катего-рий посетителей (игровая комната для дошкольников, елка в музее для млад-ших школьников, чаепитие ля людей пожилого возраста, выпускной бал в му-зее, свадьба и пр.).

Чаще всего удачные формы имеют комплексный характер. Как и направления, формы подвижны, они совершенствуются и развиваются. Они складывались десятилетиями и изменялись с течением времени под влия-нием исторических обстоятельств, научных поисков и разработок, запросов со-циума. Основной принцип любой формы культурно - образовательной деятельно-сти - предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интере-сует, создание условий для самореализации. При этом важно учитывать психологические особенности различных типов и категорий музейных посетителей. Эффективность этой работы зависит и от взаимодействия музея со школой, интеграции школьной и музейной педагогики.


В настоящее время культурно - образовательная деятельность - одно из ведущих направлений музейной работы, прежде всего, с детской и подрост-ковой аудиторией. В музеях разрабатываются адресные программы, ориентиро-ванные как на детскую, так и взрослую аудиторию, создаются отделы образования с новой структурой, организовываются детские центры, экспозиции, выставки для детей и семей. Процессы интеграции способствуют выявлению новой проблематики, методик, что находит преломление в культурно-образовательных программах, проектах.