Смотрите SEO-агентство тут.

Проект: На пороге школы

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск


Содержание

Название проекта

Интернет-форум для родителей и педагогов "На пороге школы"

Решаемая проблема

Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности.

Почему эту проблему важно обсуждать и решать

Родители очень волнуются, когда ребенок (особенно первенец) идет в первый класс. Весной почти во всех школах проводятся ознакомительные занятия с дошкольниками. Самое время успокоить родителей: рассказать, показать, объяснить, ответить на все вопросы.

Помимо родителей за "судьбу" будущих первоклассников очень волнуются и их педагоги. Обсуждение возникающих проблем в ходе подготовки детей к условиям школы поможет расширить возможности оказания помощи не только детям, но и их родителям.

В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в шесть или в семь лет, а может быть в восемь? По какой программе обучать ребенка: по традиционной системе, по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова или по системе Л.В.Занкова, а может быть в специализированной школе с углубленным изучение иностранного языка? Или может быть ребенок имеет отклонения в развитии и ему нужно обучаться в специализированной школе? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Эти вопросы беспокоят родителей и педагогов будущих первоклассников, с этими вопросами они обращаются к практическим психологам и школьным специалистам. Озабоченность родителей и педагогов понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и в конечном счете благополучие в его школьной и взрослой жизни. Вызывает тревогу тот факт, что в последнее время в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Это происходит отчасти потому, что далеко не все занятия родителей с детьми предполагают формирование необходимых для школьного обучения качеств, которые прямо или опосредованно определяют успешность освоения знаний на ранних этапах обучения. К сожалению, не все родители учитывают, что понятие "готовность к обучению в школе" включает в себя 3 составляющие (физиологическую, психологическую и социальную или личностную), которые тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из них так или иначе сказываются на успешности адаптации и дальнейшего обучения в школе. Именно поэтому данный проект предполагает повышение родительской компетентности в отношений знаний, составляющих готовность ребенка к школе, особенностей периода адаптации и создания совместными усилиями семьи и школы условий для успешности ребенка.

Целевая группа

Родители дошкольников и младших школьников, педагоги и специалисты дошкольных образовательных учреждений и начальной школы.

Что участие в проекте даст его участникам

При разработке проекта мы учитывали интересы всех рассматриваемых целевых групп. Очевидно, что универсальным результатом для всех будет установление более широких, оперативных, интерактивных связей между всеми участниками образовательного процесса, благодаря использованию сетевых компьютерных технологий.

Участники проекта смогут обменяться положительным опытом подготовки ребенка к школе. Получить ответы на многие вопросы, связанные с предстоящим обучением. Освоить новые сетевые формы получения и обмена профессиональной информацией.

Родители :

•уточнят и пополнят знания: о современной школе, о новых требованиях федерального государственного стандарта к детям, поступающим в школу, о возрастных психофизиологических особенностях 6-7 летных детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка;

•смогут своевременно проконсультировать по насущной проблеме со специалистами (психологом, логопедом, педагогом), которые "придут" в каждую семью;

•получат возможность познакомиться с положительным и отрицательным опытом других семей первоклассников, получат доступ (в виде ссылок) к информации, расширяющей возможности общения с ребенком.


Педагоги и специалисты:

•получат необходимую и дополнительную информацию о детях и их родителях для дальнейшего сопровождения их в образовательном процессе;

•реализуют возможность обобщения и распространения передового педагогического опыта средствами сетевых технологий;

•получат возможность оперативного получения "обратной" связи.


Дети:

•получат дополнительные знания о школе, освоят новые виды совместной деятельности с родителями, в том числе навыки интернет-коммуникаций.

Идея проекта

Организация и проведение интернет-форума "На пороге школы" для повышения педагогической, психологической и коммуникативной компетентности участников образовательного процесса, что позволит создать условия для успешного обучения детей в школе.

Цель проекта

Создание условий для информационной и психологической подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.

Описание проекта

Данный проект организуется и координируется инициативной группой, объединяющей три субъекта (региона) Российской Федерации: Астраханскую и Пензенскую области, Ханты-Мансийский округ.

Проектная группа выполняет следующие функции:

  • oсуществление организационно-методического обеспечения проекта;
  • определение правил поведения на интернет-форуме;
  • координация работы интернет-форума;
  • разработка обсуждаемых вопросов и ответы на вопросы, поднимаемые на интернет-форуме;
  • презентация опыта работы педагогов и специалистов в области подготовки детей к школе;
  • проведение рефлексии по итогам интернет-форума;
  • осуществление совместной оценки представленных материалов;
  • обобщение, анализ, подведение итогов.

Проект представляет собой подготовку, проведение и оценку результатов Интернет-форума «На пороге школе», адресованного родителями будущих первоклассников, педагогам и специалистам школы. Подготовительный этап включает в себя разработку общей концепции, определение целей и задач, подбор средств и ресурсов для реализации проекта. В этот период предполагается создание блога, где организаторами форума будут размещены все необходимые материалы (содержание форума, анкеты для родителей и детей, библиотеки, ссылки на полезную информацию, краткие сведения о специалистах, приглашенных на форум с размещением расписания их работы), а также рекламная акция по извещению всех участников форума о сроках и планах его проведения. Открытие форума планируется на конец марта 2010 года. Каждый день форума будет иметь свою программу по обучению, информированию, и консультированию родителей специалистами, среди которых будут педагоги, социальные работники, врачи. Родителям, педагогам и специалистам будут предложены анкеты, анализ результатов представят в последний день форума. Кроме того, родителям, педагогам и специалистам будет предоставлена возможность в интерактивном режиме обмениваться опытом, профессиональными наработками, советами. В этому времени мы получим промежуточные результаты проекта. Окончательная объективная оценка будет выявлена в конце октября первого года обучения первоклассников.

Этапы проекта

  1. этап – "Подготовительный". Разработка структуры. Подготовка технической и методической составляющей проекта. Оповещение возможных участников
  2. этап – «Круг проблем». Определение круга наиболее часто встречающихся вопросов по подготовке детей к школе. Ранжирование их (ориентировочные сроки 22-23.03.2010 г.).
  3. этап - «Копилка идей». Ответы на поставленные вопросы. Обсуждение путей решения «круга проблем», представление инновационного положительного опыта, эффективных методических приемов подготовительной работы: «А я это делаю так!» (ориентировочные сроки 24-25.03.2010);
  4. этап – "Рефлексия". Формирование тематической копилки ссылок на интернет-ресурсы в помощь родителям и педагогам. Проведение рефлексии форума (26.03.2010).
  5. этап – «Подведение итогов». Аналитические отчеты. Создание мультимедийной презентации с использованием сервисов Google Пикаса и Бобрдобр (29.03-31.03.03.2010).

Ожидаемые результаты проекта

Освоение новых форм взаимодействия специалистов, педагогов, родителей. Повышение педагогической и IT-компетентности всех участников проекта.

Как следствие этого - более высокие показатели адаптированности детей в первом классе, успешность детей в школе, высокая активность родителей в решении задач обучения и воспитания детей.

Как будут результаты оцениваться и обсуждаться

Так как проект состоит из этапов, то и обсуждение результатов целесообразно проводить поэтапно.

Для оценки результатов мы определили следующие критерии:

а)удовлетворительно: полная согласованность мнений разработчиков по структуре и плану реализации проекта; поддержка и помощь друг другу во время проведения Интернет-форума; обмен данными при анализе результатов, совместная рефлексия и подготовка итоговой презентации;

б)неудовлетворительно: разные мнения разработчиков по основным пунктам проекта; разобщенность при проведении Интернет-форума и во время итоговой рефлексии.

Обсуждение результатов проекта проводится в скайп-чате, созданном участниками команды.

1. По завершению «Подготовительного» этапа проектная команда оценивает действия участников в определении цели и задач проекта, полноту проработки структуры проекта, учет ресурсов, необходимых для выполнения проекта, согласованность работы команды на 1-ом этапе.

2. По завершению Интернет-форума на этапе «Рефлексия» определяется качество работы каждого участника в блоге, выявляются достоинства и недостатки проекта, происходит обмен опытом.

3. Результаты форума определяются после его проведения: выясняется количество участников, их отзывы, результаты анкетирования, количество проконсультированных и т.д. Все это отражается в итоговой презентации, работу над которой участники также совместно обсуждают.

Окончательные результаты проекта появятся только к концу сентября первого года обучения первоклассников, когда можно будет провести опрос родителей и педагогов о том, как им помог форум в подготовке детей к обучению в школе.

План реализации проекта

В ходе подготовительного этапа происходит разработка структуры проекта, регистрируется блог, подбираются методические материалы для проведения форума, продумываются формы оповещение возможных участников (текст объявления для родителей и педагогов, создание буклета с анотацией проекта, разработка опросника для родителей "Что я хочу узнать о школе?"). Продолжительность этапа с 19.02.2010 по 19.03.2010 Реализация непосредственно интернет-форума планируется с 22.03 по 26.03.2010. Само мероприятие будет проходить в три этапа:

  1. – «Круг проблем». На этом этапе родители задают вопросы, которые наиболее остро стоят перед ними. Определение круга проблем по подготовке детей к школе, ранжирование их (ориентировочные сроки 22-23.03.2010 г.).
  2. - «Копилка идей». Здесь уже возникает полноценный диалог не только родителей между собой по обмену опытом подготовки к школе, но и консультации специалистов. Ответы на поставленные вопросы. Обсуждение путей решения «круга проблем», представление инновационного положительного опыта, эффективных методических приемов подготовительной работы: «А я это делаю так!» (ориентировочные сроки 24-25.03.2010);
  3. – "Рефлексия". Формирование тематической копилки ссылок на интернет-ресурсы в помощь родителям и педагогам. Проведение рефлексии форума (26.03.2010).

На завершающем этапе группой планируется оформление аналитического отчета в формате мультимедийной презентации с использованием сервисов Google Пикаса и Бобрдобр (29.03-31.03.03.2010).

Каким образом осуществляется привлечение участников к проекту

Родителям будущих первоклассников раздаются буклеты с кратким описанием идеи и сроков проведения Интернет-форума или вывешивается объявление в школе. На сайте школы или в «Дневнике.ру» дается ссылка на блог «На пороге школы».

Информирование воспитателей ДОУ, учителей начальной школы, педагогов-психологов, логопедов и других специалистов осуществляется через администрацию школ.

Какие риски есть у проекта и как их минимизировать

Риск - недостаточная активность родителей, вследствие низкой компьютерной грамотности и психологической неготовности к открытому общению в сети.

Выход: дополнительное обучение родителей, формирование сетевой культуры.

Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей

Уметь создавать виртуальную площадку для взаимодействия на основе Google-сервиса Blogger.com

Обладать организаторскими способностями

Знать и владеть приемами сетевой работы

Быть компетентным специалистом в своей сфере деятельности, обладать хорошими коммуникативными навыками

У каких внешних специалистов и экспертов можно получить консультации

  • администрация школы,
  • юрист,
  • врач-педиатр,
  • невропатолог, психиатр

Социальные сервисы, которые планируется использовать в работе над проектом и цели их использования

Какие ресурсы нужны, чтобы реализовать проект

Блог "На пороге школы", как основная площадка для проведения форума

Методические материалы:


Полезные ссылки на другие ресурсы Интернет

Используемая литература:

Беккерман Е.Н. Работа с Internet с использованием Mozilla Firefox (ПО для просмотра Web-страниц): Учебное пособие. - М.: 2008

Белозубов А.В., Николаев Д.Г. Основы работы на компьютере и в сети Интернет: Учебно-методическое пособие. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2007.

Бобцов А.А., Лямин А.В., Чежин М.С. Программное обеспечение для работы в Интернет. Учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбГИТМО(ТУ), 2002.

Доржиев Ц.Ц., Мотошкин П.В., Шедеева С.Д., Дампилов Н.Н. Учебное пособие для работы с сетью Интернет. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004.

Команда проекта


Функционал каждого участника в проекте

  • Балина Ирина Михайловна, разработка проекта, координация и организационно-методическое сопровождение форума в г.Пензе
  • Костенко Лилия Борисовна, разработка проекта, консультирование по работе в Wiki, координация и организационно-методическое сопровождение форума в г.Астрахани
  • Оксимец Ольга Александровна, автор идеи проекта, разработка проекта, координация и организационно-методическое сопровождение форума в г.Нефтеюганске

Социальные сервисы, которые планируется использовать в работе над проектом и цели их использования

Социальные сервисыЦели использования
Электронные таблицы в Google www.gmail.com ..
Анкеты в Google www.gmail.com с целью определения круга проблем по подготовке детей к школе, вооружения педагогов новыми возможностями обмена информацией с родителями
Календарь в Google www.gmail.com ..
Совместная работа с документами в Googleкоординация работы проектной группы, возможность совместной работы над общими документами
Викисоздание коллективной статьи по разработке проекта, организация предварительной работы, внесение изменений, предложений
Блогиплощадка для непосредственного взаимодействия в ходе проведения интернет-форума
Закладки в БобрДобр http://www.bobrdobr.ru, в Блокноте Google www.gmail.comхранение закладок по проекту, формирование итоговой Копилки ссылок
Видеосервисы в Ютьюб http://youtube.com, Социальная сага, видеоблог ..
Фотосервисы в Фликр http://Flickr.com, Пикаса , Фотодия http://www.fotodia.ru Фотосервис Пикаса для создания презентации, слайд-шоу портретов проектной группы