Проект "Школа - госпиталь"

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Творческое название проекта: "Не забудь о том,как это было"

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 с углублённым изучением отдельных предметов» Свердловской области города Полевского Адрес: 623385, Свердловская область, город Полевской, улица Ялунина 7а, Контактный телефон (школа): 8(34350) 3-24-16, http://4-ka.com/.

Руководители проекта:

1 Микурова Валентина Георгиевна, директор школы с 1972- 1998 г г, бывший руководитель музея, сейчас на пенсии, активно помогает школе в организации работы по изучению истории родного края.

2 Пономарёва Валентина Вениаминовна, учитель информатики школы.

Участники нашего проекта - представители нескольких поколений: живые свидетели войны- сандружинницы госпиталя, послевоенные поколение- учителя школы, родители сегодняшних учащихся и их дети. Война не стерлась из памяти людей, она передаётся от одного поколения к другому

Участники проекта- Четыре поколения :

учащиеся 6 класса :

Сандружинницы в музее
Сандружинницы в музее
Поколение войны
Поколение войны
Встречи за чаем
Встречи за чаем


1. Флягина Наталья,

2. Косарева Надежда,

3. Саламаха Никита,

4. Останин Егор,

5. Кривошеин Вадим.

Представители из поколения родители детей:

1 Фёдорова Наталия Николаевна,

2 Тупицына Фаина Андреевна.

3. Урусова Лилия Юлдашевна.

Поколение бабушек

1. Пыжьянова Антонина Михайловна, учитель школы.

2. Нестерова Валентина Дмитриевна, заместитель директора по УВР.

Военное поколение. Оставшиеся в живых участники войны – сандружинницы:

1. Лунегова(Моршинина) Клавдия Андреевна,

2. Плотникова Клавдия Фёдоровна,

3. Петухова(Караванова) Мария Петровна,

4. Быструшкина(Кошелева) Раиса Сафроновна.

При работе над проектом круг участников увеличился.

Проблема: Наш памятник мы считаем забытым. Почему? Собрать как можно больше сведений об эвакогоспитале № 3257 и дальнейшей судьбе его сотрудников.(Хронологические рамки работы ограничены периодом 1941-1945 годов.)

Цель:

Память о школе военных лет сделать доступной широкому кругу людей России и мира. Хочется убедить нынешнее поколение, что победа ковалась советским народом как на фронте, так и в тылу.

Задачи:

1. На основе имеющих документов восстановить события военных лет;

2. Проследить, как население посёлка Северского оказывало материальную и моральную поддержку раненым;

3. Собранный материал использовать в процессе нравственного воспитания учащихся;

4. Формирование умений общения и уважения к собеседнику;

5. Формирование и совершенствование ИКТ компетенций.

План.

1. Подготовительный этап: Мотивация. Предложить принять участие в интернет – проекте «Забытый памятник незабытой войны».

2. Выбор темы на основе имеющихся материалов музея и постановке проблемы. Как назвать проект?

3. Сбор, поиск информации

4. Предложения по решению проблемы, обсуждения и принятие решения. Распределение действий по решению проблем.

5. Оформление результатов.

6. Оформление и размещение материалов проекта в сети творческих учителей и на сайте школы.

7. Презентация проекта.

8. Первые итоги и планы на будущее по проекту.

Прогнозируемый результат.

1.Используя возможности Интернета, сделать доступными материалы из архива школьного музея широкому кругу читателей России и зарубежных стран.

2.Систематизировать имеющийся материал.

3.Привлечь сегодняшних краеведов к использованию уникальной возможности общения с живыми свидетелями героических лет.

4.Написать новые страницы о боевом пути госпиталей г Полевского (“ От Полевского до Восточной Пруссии“ ).

5.Дополнить новыми материалами школьный краеведческий музей и представить материал в электронном виде.

6.Активизация исследовательской деятельности школьников по военной тематике, которую можно расширить, познакомившись с работами участников Интернет -проекта

7.Создание видеофильма для показа на телевидении г Полевского.


Почему мы считаем наш памятник забытым?

«Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов» - одна из старейших школ города Полевского. Время стремительно идет вперед, Великая Отечественная война стала историей. В этом году исполняется 65 лет со дня Победы. Война стала судьбой целого поколения, почти каждой советской семьи и каждого человека.

К 65-ти летию со дня Победы мы готовим три проекта

Школа-госпиталь.

Дети войны.

Учителя в годы войны.

Наш памятник – школа-госпиталь, мемориальная доска, утверждающая это. Почему наш памятник мы считаем забытым? В районе Далеки, на окраине северной части города, стоит старое здание школы № 4, в нём сегодня находится коммерческое училище № 98. Мемориальная доска открыта к 40-летию Победы (1985 г) сделано это сотрудниками и учащимися и студентами училища. Сегодняшние преподаватели и учащиеся ничего не знают об этом. Школа № 4 с 1982 года располагается в новом здании. У мемориальной доски мы бываем только в юбилейные даты. В музее школы есть экспозиция «Школа-госпиталь», по ней ежегодно проводились мероприятия. Уже второй год материалы безмолствуют. Пройдут годы, исчезнут архивы и всё окончательно забудется. Со временем старое здание школы придёт в негодность, исчезнет мемориальная доска.


                                                 Забыть, забыть велят безмолвно,
                                                 Хотят в забвенье  утопить
                                                 Живую быль. И чтобы волны
                                                 Над ней сомкнулись. Быль- забыть! (А Твордовский)

Какая память останется потомкам? Это книги: историко-краеведческий сборник «Полевской край» и «Годы и судьбы», автор В.Г. Микурова, бывший директор школы и руководитель музея. Задуманный нами электронный вариант проекта будет хранить Интернет, сайт школы и на другие сайты. Наша школа - одна из старейших школ города Полевского. Время стремительно идет вперед, Великая Отечественная война стала историей. Война стала судьбой целого поколения, почти каждой советской семьи и каждого человека. Война не стерлась из памяти людей, она передаётся от одного поколения к другому.

Школа-госпиталь – это первый наш проект о войне.Трудно представить, сколько моральных и физических сил потребовалось людям для организации госпиталей. В своей работе мы постараемся об этом рассказать. Последние свидетели войны ещё живы.137 ветеранов войны и более 2000 тружеников тыла проживает в нашем городе. Четыре года войны, четыре года ожидания и надежд, четыре года смертей и воскрешений. Много раз мы слышали слова благодарности о подвигах уральцев: в тылу на оборонных предприятиях и о подвигах на фронтах. Знаем, что население нашей области в годы войны увеличилось более чем в 2 раза за счёт эвакуированных, и все нашли приют на уральской земле. Но о том, что Урал стал единым госпиталем для раненых на фронтах, написано немного. А ведь это тоже подвиг - подвиг во имя спасения человеческой жизни.

В Свердловской области к началу 1942 года в 50 населенных пунктах Свердловской области находилось около 150 госпиталей. Располагались они в двухстах зданиях, в которых могли одновременно лечиться 50 тысяч раненых и больных.

В госпиталях трудились не только взрослые, но и дети. Если представить себе как в свободное от учёбы время школьницы стирали и гладили уже использованные бинты, делились последним куском с ранеными и всё свободное время проводили в госпитале, читая сводки с фронта и письма, то понимаешь, что это тоже подвиг.

Наш памятник – школа-госпиталь, мемориальная доска, утверждающая это. Всё же почему забыт наш памятник? В районе Далеки, на окраине северной части города, стоит старое здание школы № 4, в нём сегодня находится коммерческое училище № 98. Мемориальная доска открыта к 40-летию Победы (1985 г) сделано это сотрудниками и учащимися и студентами училища. Сегодняшние преподаватели и учащиеся ничего не знают об этом. Школа № 4 с 1982 года располагается в новом здании. У мемориальной доски мы бываем только в юбилейные даты.

В музее школы есть экспозиция «Школа-госпиталь», по ней ежегодно проводились мероприятия. Уже второй год материалы безмолвствуют. Пройдут годы, исчезнут архивы и всё окончательно забудется. Со временем старое здание школы придёт в негодность, исчезнет мемориальная доска.

Проект

С первого дня Великой Отечественной события разворачивались с невероятной быстротой. 22 июня вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о мобилизации военнообязанных по большинству военных округов, включая Уральский. И уже назавтра, в понедельник, в коридорах военкоматов было людно. В течение июня – июля тысячи врачей, фельдшеров, медсестер из лечебных учреждений области призывались в Красную Армию. Значительная часть медиков уходила на фронт в составе уральских воинских соединений.

По мобилизационному плану Свердловского облздравотдела начали формироваться эвакогоспитали. Велась спешная работа по приспособлению под них школ, административных корпусов, общежитий…

В Полевской район пришёл приказ Уральского военного округа: «В кратчайшие сроки оборудовать для раненых красноармейцев два госпиталя с расчётом на 150 коек в каждом» Большую роль в переоборудовании школы в госпиталь №3752 сыграли коммунисты и комсомольцы Северского трубного завода, где секретарем парткома в то время был Е. П. Неуймин, а председателем завкома профсоюза Н. А. Карманов.

В области была создана четкая система управления эвакогоспиталями. Действовал пункт распределения раненых, прибывших с фронта, по госпиталям Среднего Урала (у каждого из них была своя специализация). Возглавлял эту работу врач Эзра Львович Файвашенко, подполковник медслужбы, искусный хирург, проводивший срочные и сложные операции. Общее руководство возглавлял Ефим Кузьмич Дунаев. Если на передовой можно было погибнуть от пуль, то главной же опасностью в тылу была угроза эпидемий. Распространению инфекционных заболеваний способствовали скученность населения (в одной комнате обычно проживало по 5 – 6 человек и даже по 2 – 3 семьи), нехватка мыла, плохое питание, тяжелые условия труда, недостаточная санитарная культура.

В официальных документах того периода то и дело встречаются непривычные для нас сегодня слова: вши, завшивленность, камеры-вошебойки… И это понятно – именно вшами передается такое острое инфекционное заболевание, как сыпной тиф. Узнав, что на пациентах Полевской больницы обнаружены вши, 19 декабря Ефим Кузьмич выпускает срочный приказ: «Заведующему райздравотделом и главному врачу немедленно принять все меры к тому, чтобы в больнице и инфекционном бараке был наведен порядок. Предупреждаю, если в течение 2 – 3 дней не будут надлежащим образом обработаны все больные, буду привлекать к судебной ответственности».

До нашего проекта нигде мы не нашли сведений о медицинских учреждениях города Полевского. Северская средняя школа и город в середине июля начали выполнять приказ Уральского военного округа - за полтора месяца классные комнаты переоборудовали в палаты и лечебные кабинеты. А что стало со школьниками? Начальные классы расположились в одноэтажном старом здании по ул Р Люксембург в районе церкви. Средние классы в здании земской школы ( бывшая вечерняя, сегодня - филиал УГТУ-УПИ). Старшие классы в школе №1 Северной части города( сейчас там МОУ «ЦРДЮ») В это здание прибыли эвакуированные из Ленинграда дети -сироты. Первые раненые поступили в сентябре. Большинство классных комнат превратились в палаты, в них вместо парт и скамеек стояли белеющие свежими простынями больничные койки. Штат медиков был сформирован в течение двух недель. В поселке Северском начальником госпиталя назначили Т. И. Хацкелевич.

Комиссаром эвакогоспиталя был И. М. Нестеров, полевчанин в мирное время был политработником на Северском металлургическом заводе.
Первые раненые
Первые раненые

Уже в сентябре были приняты первые раненые, в основном для долечивания. В первые месяцы войны многие из поступивших раненых находились в подавленном состоянии после тяжёлых боёв и отступлений. Главной задачей врачей было не только интенсивно лечить больных, но и вселять в воинов оптимизм, бодрость духа и уверенность в нашей победе над врагом. Роль школьников: концерты, индивидуальная помощь( письма родным, чтение книг, беседа) – была велика.

Большую помощь по уходу за ранены¬ми оказывало население поселков. В госпиталь полевчане приносили из леса грибы, ягоды, делились овощами со сво¬их приусадебных участков, несли теплое белье для раненых бойцов. Вместе со взрослыми трудились пионе¬ры и комсомольцы нашего города. Была сформирована сан¬дружина, организатором которой был секретарь комсомола школы П. В. Цапковытый. Сандружинницы, девушки 9-10 классов, прошли спецподготовку.

Сотрудники госпиталя трудились, не считаясь со временем, все свои силы, знания и опыт больным отдавали врачи: Р. В. Ле¬вин, 3. Ю. Струинская, О. И. Кофман, Е. А. Смирнова, С. Б. Ве¬денкина, А. В. Лекомцева, А. Д. Щелкунова, Е. И. Щукина. Не отставали от врачей и медицинские сестры: А. В. Колесникова, Е. П. Обоскалова, М. В. Оборина, А. Н. Банчук, М. Д. Пече¬рица, А. 3. Завьялова, А. Хомякова, А. С. Яковлева, В. А. Балина, Е. С. Краева, А. И. Панихина, А. И. Устинова, М. И. Ко¬миссарова, А. М. Бабчук, А. К. Кадникова, А. С. Черкасова С. П. Твердохлеб и другие. По-матерински, заботливо уха¬живали за фронтовиками санитарки: В. И. Тупицына, А. И. Ка¬линина, И. Е. Плотникова, А. Н. Черепанова, А. И. Силина Е. П. Ушакова, И. Е. Шахмина, Л. Е. Чипуштанова, А. Е. Гри¬горьева и другие. В нашем посёлке Северском до войны не было больницы. Медсёстры и врачи были мобилизованы из других городов. Квартировали обычно недалеко от госпиталя. Врачи проживали на частных квартирах без удобств, топлива не было, керосина, мыла не выдавали, сниженная норма хлеба .

Работники столовой
Работники столовой
Пищеблок работал без перебоев. Вкусно приготовленная шеф-поваром Стихиной пища прибавляла здоровья бойцам. Смех и хорошее настроение - верные союзники медика. По¬литрук. Н. Завьялова и киномеханик А. Н. Ощепкова развлекали бойцов: показывали кинофильмы, постановки, организо¬вывали концерты, обеспечивали раненых интересными и по¬лезными книгами из библиотеки.

В декабре в госпиталь привезли участника обороны Москвы полковника Краснова. Интересный собеседник, он горячо и захватывающе рассказывал о битве у ворот столицы, о героях подмосковных сражений. Полковник завоевал в госпитале всеобщее внимание и авторитет. Благодаря хорошему лечению полевских медиков, уже через несколько недель полковник Краснов покинул северский госпиталь. Он уехал под Камышлов формировать новый полк. Вместе с ним в его будущий полк уезжали многие выздоровевшие бойцы и командиры. Sandruzh.jpg

Сардружинницы
Сардружинницы
Они дошли до Пруссии
Они дошли до Пруссии
Всем девушкам сандружинницам нравился один очень красивый солдат. « Он был ранен в руку и не мог писать. Каждая из нас старалась предложить ему свои услуги. Мы писали письма его родным. Нахожусь в госпитале на Урале (нельзя было сообщать город) здоровье поправляется. Скоро буду направлен снова на фронт.»- рассказывает сандружинница Клавдия Андреевна.

С фронтов многие бойцы посылали в адрес госпиталя короткие весточки. Писали бойцы и девушкам сандружинницам. Саша Козак переписывался с Клавой Плотниковой и даже приезжал к ней. В конце февраля 1942 года Полевской и северский госпитали были объединены и отправлены на Волховс¬кий фронт. Первым местом назначения стал город Боровичи, затем было принято решение перевезти госпиталь в деревню Егла Онеченского района Ленинградской области. Лечили здесь до 1943 года, после чего госпиталь стал полевым при 8-й армии Волховского фронта. Когда освободили Новгород, госпиталь передислоцировался в Прибалтику. После освобождения Прибалтики в 1945 году он переехал в Польшу, затем в Восточную Пруссию. Там-то медики вместе с ранеными и встретили победу. В октябре 1945 года сотрудники госпиталя были демобилизованы. Полевчане вернулись домой. О боевом пути наших госпиталей рассказала старшая медсестра Твердохлеб. Серафима Павловна Твердохлеб вела дневник, особенно запомнился такой эпизод: «Расположились в прифронтовой полосе в оставшемся уцелевшем здании, приготовили комнаты для раненых. Разрыв бомбы снёс крышу. В один момент всё перемешалось с грязью. За сутки всё восстановили и начали принимать раненых. Были и часы затишья. Собирались и пели любимые песни и частушки»

Используемые источники.

1. Полевской край. Историко-краеведческий сборник. Выпуск, 2001 г

2. Давыдов И. Северские трубники. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1989г

3. Архивы музея школы №4 г Полевского

4. В.Г. Микурова. Годы и судьбы. Полевской, 2009г

5. http://www.mzso.ru/pressclub/smipublications/74/22 [Сайт Свердлоовского здравохранения]

6. Фото из фондов школьного музея

Рекомендации по применению учебно-методического ресурса

Материалы, собранные и восстановленные нами по проблеме « Эвакогоспиталь №3257 в годы, располагавшийся в здании школы № 4 г. Полевского Свердловской области», можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В этом году важно, чтобы все учащиеся школы были ознакомлены с проектом с целью выявления сведений о госпитале у населения. Существует реальная возможность получить дополнительные сведения т. к. у учителей и учащихся школы среди живых свидетелей 40-х годов есть родные близкие и знакомые.

С материалами проекта можно познакомиться:

На уроках истории в рамках образовательной программы при изучения темы «Великая Отечественная война»: роль и значение тыла в годы войны.

В предельно короткие сроки в безопасные районы страны было перемещено более 2000 эвакуационных госпиталей на 1 млн. коек. В соответствии с директивой Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) в июле 1941 началось дополнительное формирование эвакогоспиталей на 750 000 коек - это составило приблизительно 1600 госпиталей. Кроме того, с начала войны по первое декабря 1941 года были сформированы 291 дивизия с медсанбатами, 94 стрелковые бригады с медико-санитарными ротами, 380 полевых подвижных госпиталей, 38 рот медицинского усиления, 12 госпиталей для лечения легкораненых, 37 полевых эвакопунктов, 79 эвакоприёмников. Наш маленький госпиталь - это один из вкладов полевчан в Великую Победу. (Можно просмотреть на уроке видеоряд, как наглядное пособие к уроку.)

На уроках внеклассного чтения и подготовке творческих работ (4-11кл)

Во внеурочной деятельности по предмету: на кружках, факультативах, элективных курсах.

В дню Победы в Великой Отечественной войне, наиболее значимо использование ресурсов интернет - проекта во внеклассной работе. Здесь следует руководствоваться возрастными особенностями учащихся.

Наши видио-ролики помогут оживить любое мероприятие по теме проекта:

1.До войны.AVI Очень интересный рассказ о том как началась война «…мы всё лето были в ожидании, где мы будем учиться … Были неуверенны, что вообще будем учиться, ходили слухи, что начнётся война. … Сталин молчал…Ну как же он, не знает что ли…»

2.о палатах.AVI «…приходили к раненым»

3.помощь жителей.AVI « Население Далеки приносило в госпиталь всё что имели: овощи, ягоды, грибы, последний кусок хлеба делили с ранеными. Часто делали затируху. Это из муки склеивают тесто и заваривают в кипятке…»

4.Про раненых.AVI ««После открытия в школе №4 госпиталя, мы девушки девятых-десятых классов, вступили в сандружину, прошли спецподготовку на медсестёр. В госпиталь поступали тяжело раненые, неходячие, некоторые без рук, без ног. Мы многое повидали, работая в госпитале. Работа заключалась в следующем: ухаживали за ранеными, стирали бинты, читали книжки, писали письма»

5.Про слухи о войне.AVI «Все знали о войне, ждали день и час когда это произойдёт … Началась война … Какой же ужасной и страшной она оказалась … В тылу было голоднее чем на фронте »

6.Записи 2000 г Рассказ медсестры « … Мы спали в госпитале, как просыпались так и начинали работать, не высыпались, просыпались от стонов раненых…Перевязочного материала было мало. Одни и те же бинты стирали много раз…»

Видеоряд к проекту Видеоряд

Формы и характер деятельности школьников

Подготовка и обработка имеющихся материалов в архиве музея школы. Проведена дополнительная практическая работа к проекту:

Экскурсия 6 Б класс
Экскурсия 6 Б класс
Встреча с сандружинницей 6 Б класс
Встреча с сандружинницей 6 Б класс

1. Экскурсия к мемориальной доске госпиталя № 3257.

2. Встречи с сандружинницами госпиталя.

3. Встреча с руководителем музея (1995-2008 гг).

4. Творческие работы и рефераты среди 6-11 кл.

5. Изучение материалов музея школы №17 о госпитале № 3103.


Рефераты, получившие одобрение на конкурсах городского и областного уровней:

«Руки медсестры», авторы Елена и Маша Пермяковы, 8 класс.

«У войны не женское лицо», автор Катя Борисова, 9 класс.

«Боевая страница школы», авторы Ксения Микурова и Татьяна Шапошникова, 10 класс.

«Сёстры милосердия», авторы Светлана Савина и Оксана Окулова,11 класс.

Фрагменты из творческих работ учащихся 6 классов:

Я живу в маленьком уральском городке, который во время войны находился в глубоком тылу, но эхо войны докатилось и до него. Недавно наш класс был на экскурсии в здании, где раньше располагалась школа. … Мы очень удивились, когда из уст Валентины Георгиевны узнали, что в годы войны там был военный госпиталь, где долечивали раненых после тяжёлых ранений. … К нам приходила бывшая ученица школы Клавдия Фёдоровна, которая была сандружинницей. Очень интересный рассказ мы услышали от неё «Нас перевели в другое здание, школа превратилась в госпиталь, а учебные классы в палаты. Я вместе со своими подругами делала перевязки раненым. Очень боялась сделать им больно. (Флягина Наташа)

Мне трудно представить, что в маленькой школе располагалось 150 больничных коек. … со своими подругами юная Клавдия, преодолевая страх и робость, перевязывала раненых и трудилась наравне со взрослыми. … Все люди в госпитале были будто родные, делились последним друг с другом….Мы не должны забывать об этой войне. (Останин Егор)

Сандружинницам сейчас по 85 и 86 лет. Их в живых четверо осталось. Это Клавдия Андреевна, Клавдия Фёдоровна, Мария Петровна и Раиса Сафроновна. Хотели встретиться со всеми. Не получилось. Жаль. Годы и суровая юность дают знать. Удивительно, но про войну они помнят всё. ( Валя Пономарёва 7 кл)


Итоги работы над проектом

В фондах школьного музея впервые появились материалы о госпитале к 30 –ти летию победы. Только к 40тилетию победы (1985г) появилась мемориальная доска на здании школы. Было упущено время записать историю по горячим следам. Нам не удалось узнать о пациентах госпиталя, не всё мы знаем о персонале. Письма с фронта и слова благодарности солдат, вставших в строй благодаря нашим медикам были, но они не сохранились. А в годы перестройки была утеряна часть документов. Собранные материалы и фотографии из школы были направлены в Бажовскиий центр, где бесследно исчезли. Кому-то надо было перечеркнуть память о прошлом.

Полевчане, как и все уральцы, трудились в госпиталях, в медсанбатах, в качестве врачей, медсестер, санинструкторов, санитаров. Они отличились своим героизмом: оказывали медицинскую помощь независимо от условий, где бы она ни потребовалась. Для медицинского работника того времени лежала в основе не материальная заинтересованность, а клятва, данная Гиппократу. Вклад медиков в общее дело Победы опровергнуть нельзя!

Список сотрудников госпиталя

1. Хацкелевич Т. И.- начальник госпиталя

2. Нестеров Инна Максимельянович- комиссар госпиталя

3. Смирнова Е.А.- врач

4. Галиницкая В.А-.хирург

5. Тихонова(Шарапова) М.В. - ренгенолог

6. Бабгун А -фельдшер

7. Бычков В. Ф.-пропагандист

8. Борисов Г.Д. - начальник материального обеспечения

9. Власов С.Г. - начальник вещевого отдела

10. Бабушкин И.И. - начальник эксплуатации квартир

11. Савёлков М.В.- начальник финансовой части

12. Куликов П.А.- начальник продовольствия

13. Ходоровская - секретарь

14. Гудков Е.А.- делопроизводитель

15. Осипова М.А. - библиотекарь

16. Ощепкова А.Н. - киномеханик

17. Хомякова А - мед сестра

18. Устинова Н.М.- мед сестра

19. Обоскалова Е. П. - мед сестра

20. Завьялова А.З. - мед сестра

21. Велигород М.В.- мед сестра

22. Чепуштанова А.М - санитарка

23. Григорьева А.Е. - санитарка

24. Тупицына В.И. - санитарка

25. Калинина А.И.- санитарка

26. Плотникова Е. А.- санитарка

27. Черепанова А. М. - санитарка

28. Силина Е.И - санитарка

29. Ушакова Е.П.- санитарка

30. Петри А.Д. - санитарка

31. Шахмина И.Е. - санитарка

32. Широкова А.И.- санитарка

33. Ялунина Н - санитарка