Проект Семья и школа: ступени сотрудничества

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск


Содержание

Название проекта

Семья и школа: ступени сотрудничества.(И) На пороге школы.(О) Рука в руке. (О) Сетевая школа будущего первоклассника. Сетевая школа "В первый раз в первый класс!"(Л)

Формой оставляем Интернет-форум для родителей и педагогов "На пороге школы" ИЛИ (новое предложение)Сетевое родительское собрание "На пороге школы"????? (Л)

Решаемая проблема

Профилактика дезадаптации ребенка к школе (Я правильно поняла?Если "да" то лишнее можно удалять)(Л)

Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности. (И)


Проблема оказания квалифицированной помощи детям и их родителям при переходе к обучению в школе.(Л)

Решаемые проблемы:

1. Информирование родителей:

• о школе;

• о нормативных документах, касающихся приема в школу;

• об организации ознакомительных занятий с дошкольниками;

• о психофизиологических особенностях детей 6-7 летнего возраста;

• о социальной, психологической и речевой готовности будущих первоклассников;

• о здоровье детей.

2. Сбор необходимой информации о ребенке с помощью интерактивных анкет, ее анализ.

3. Консультирование родителей по возникающим вопросам:

• психолог;

• логопед;

• социальный педагог;

• администрация школы.

4. Информирование заинтересованных лиц (заместитель директора, учителя, набирающие 1 класс) . (О)

Почему эту проблему важно обсуждать и решать

Родители очень волнуются, когда ребенок (особенно первенец) идет в первый класс. Весной почти во всех школах проводятся ознакомительные занятия с дошкольниками. Самое время успокоить родителей: рассказать, показать, объяснить, ответить на все вопросы. (О)

Помимо родителей за "судьбу" будущих первоклассников очень волнуются и их педагоги. Обсуждение возникающих проблем в ходе подготовки детей к условиям школы поможет расширить возможности оказания помощи не только детям, но и их родителям. (Л)

В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в шесть или в семь лет, а может быть в восемь? По какой программе обучать ребенка: по традиционной системе, по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова или по системе Л.В.Занкова, а может быть в специализированной школе с углубленным изучение иностранного языка? Или может быть ребенок имеет отклонения в развитии и ему нужно обучаться в специализированной школе? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Эти вопросы беспокоят родителей и педагогов будущих первоклассников, с этими вопросами они обращаются к практическим психологам и школьным специалистам. Озабоченность родителей и педагогов понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и в конечном счете благополучие в его школьной и взрослой жизни. Вызывает тревогу тот факт, что в последнее время в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Это происходит отчасти потому, что далеко не все занятия родителей с детьми предполагают формирование необходимых для школьного обучения качеств, которые прямо или опоследованно определяют успешность освоения знаний на ранних этапах обучения. К сожалению, не все родители учитывают, что понятие "готовность к обучению в школе" включает в себя 3 составляющие (физиологическую, психологическую и социальную или личностную), которые тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из них так или иначе сказываются на успешности адаптации и обучения в школе. Именно поэтому данный проект предполагает повышение родительской компетентности в отношений знаний состовляющих готовности ребенка к школе, особенностей периода адаптации и создания совместными усилиями семьи и школы условий для успешности ребенка.(И)

Целевая группа

Родители дошкольников и мл. школьников, педагоги и специалисты дошкольных ОУ и нач. школы (Л) Согласна. (О)

Что участие в проекте даст его участникам

Участники проекта смогут обменяться положительным опытом подготовки ребенка к школе. Получить ответы на многие вопросы, связанные с предстоящим обучением. Освоить новые сетевые формы получения и обмена профессиональной информацией (здесь надо продолжить..., можно расписать по категорииям: Родители, педагоги, дети?). (Л)

Родители :

• уточнят и пополнят знания: о современной школе, о новых требованиях федерального государственного стандарта к выпускникам детских садов, о возрастных психофизиологических особенностях 6-7 летных детей.

• научатся сетевому взаимодействию с сотрудниками школы.

Специалисты:

Получат необходимую и дополнительную информацию о детях и их родителях для дальнейшего сопровождения их в образовательном процессе. (О) Реализуют возможность обобщения и распространения передового педагогического опыта средствами сетевых технологий (Л)


При разработке проекта мы учитывали инересы всех рассматриваемых целевых групп. Очевидно, что универсальным результатом для всех будет установление более широких, оперативных, интерактивных связей между всеми всеми участниками образовательного процесса, благодаря использованию сетевых компьютерных технологий.

Родители: повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка, пополнят сведения о жизнедеятельности современной школы (новые требования, страндарты, условия безопасности, правовые основы образования и т.д.); благодаря новым технологиями специалисты (психолог, логопед, педагог) "придут" в каждую семью, смогут своевременно проконсультировать по насущной проблеме; родители-участники получат возможность познакомиться с положительным и отрицательным опытом других семей первоклассников, получат доступ (в виде ссылок) к информации, разширяющей возможности общения с ребенком.

Педагоги и специалисты: смогут ближе познакомиться со своими будущими питомцами и их семьями, получат возможность оперативного получения "обратной" связи, смогут обмениваться педагогическим опытом со своими коллегами.

Дети: получат дополнительные знания о школе, освоят новые виды совместной деятельности с родителями, в том числе навыки интернет-коммуникаций. (И)

Идея проекта

Повышение педагогической, психологической, информационной и коммуникативной компетентности всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, а затем детей.

Цель проекта

Создать условия для информационной и психологической подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу. (О)

Организация и проведение интернет-форума "На пороге школы" для повышения педагогической, психологической и коммуникативной компетентности участников образовательного процесса, что позволит создать условия для успешного обучения детей в школе. (И)

Описание проекта

Проект представляет собой интерактивный журнал с несколькими тематическими выпусками (5-6). Организуется в "Blogger" и запускается на период подготовительных занятий в школе. Если школа проводит 1-2 годичную подготовку, есть возможность расширения по длительности и объему. Проект является структурой (формой, шаблоном, форматом), в которую каждая школа вносит свое содержание. Тематический выпуск представляет собой подборку материалов, ссылок, роликов, слайд-шоу, анкет, тестов и др. Выкладывается в определенный день недели (например, в понедельник). Все остальные дни недели идет обработка ответов на анкеты, консультирование родителей (запросы в комментах распределяются между специалистами: администратор, психолог, логопед, соц.педагог, мед.работник, учитель и т.д.)Ответы специалистов открыты для всех читателей. При необходимости очной встречи назнается время или предлагается календарь самозаписи.

(Надо продумать техническую возможность ежегодного возобновления и изменения.)(О)

Этапы проекта

1 этап – «круг проблем» (цель: обозначить наиболее часто встречающиеся проблемы подготовки дошкольников к школе и адаптации к новым условиям, ранжирование и т. д.);

2 этап – «конкурс идей» (цель: обсуждение путей решения «круга проблем», представление инновационного положительного опыта «А я это делаю так!»);

3 этап – «копилка школьного психолога» (цель: формирование копилки цифровых ресурсов по оказанию помощи детям и их родителям). (Л)

Ожидаемые результаты проекта

Освоение новых форм взаимодействия специалистов, педагогов, родителей. Повышение педагогической и IT-компетентности всех участников проекта (Л)

Как следствие этого - более высокие показатели адаптированности детей в первом классе, успешность детей в школе, высокая активность родителей в решении задач обучения и воспитания детей. (И)

Как будут результаты оцениваться и обсуждаться

Результаты можно рассматривать по итогам каждого этапа, предварительно оговорив критерии оценивания:

1. По результатам 1-го этапа важно правильно определить цель и задачи для достижения этой цели, полнота проработки структуры проекта, учет ресурсов, необходимых для выполнения проекта, согласованность работы команды на 1-ом этапе. Обсудить все это можно в скайпе со своей командой и другими участниками.

2. В скайпе можно обсудить в конце третьего этапа уровень подготовки блога к форуму, выявить достоинства, недостатки, обменяться опытом.

3. Первые результаты форума определятся в концу его проведения: количество участников, их отзывы, результаты анкетирования, количество обращений к ссылкам, количество проконсультированных и т.д. Окончательные результаты проекта появятся только к концу октября месяца первого года обучения первоклассников, когда можно будет объективно оценить уровень успешности первоклассников, степень участия их семей в их воспитании и обучении, провести опрос педагогов о том, как им помог форум в их педагогической работе с классом. (И)

План реализации проекта

1. 19-21 февраля - Разработка структуры тематического выпуска. Определение тем. Разработка текста объявления для родителей или буклета с аннотацией проекта. Разработка опросника для родителей "Что я хочу узнать о школе?"

2. 22.02 - 28.02 - Регистрация блога. Наполнение материалами 1 выпуска: текст обращения к родителям, слайд-шоу о школе, нормативные документы, касающиеся приема в школу и организации подготовительных занятий, ссылка на опросник для родителей и т.д. (интересные, веселые тексты, фото и видеоматериалы). (О)


1. 19-26 февраля - определение общей концепции проекта, целей, задач, способов их решения.

2. 27 февраля - 18 апреля - подготовка материалов форума в блоге, создание анкет для родителей, возможности для дистанционного консультирования, ссылок на библиотеки и статьи, развивающие интернет-игры, оповещение родителей и других участников форума.

3. 19 апреля - 24 апреля - проведение форума "На пороге школы" (И)

Каким образом осуществляется привлечение участников к проекту

Родителям будущих первоклассников раздаются буклеты с кратким описанием разделов сайта (блога), на сайте школы дается ссылка на блог «На пороге школы» или в «Дневнике.ру», на стенде в школе или другие варианты. (О) Информирование воспитателей ДОУ, учителей нач. школы, педагогов-психологов, логопедов и др. специалистов, осуществляющих подготовку детей к школе в ходе прохождения курсов повышеия квалификации (Л)

Какие риски есть у проекта и как их минимизировать

Риск - недостаточная активность родителей, вследствие низкой компьютерной грамотности и психологической неготовности к открытому общению в сети Выход: дополнительное обучение родителей, формирование сетевой культуры(Л)

Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей

Уметь создавать виртуальную площадку для взаимодействия на основе Google-сервиса Blogger.com

Обладать организаторскими способностями

Знать и владеть приемами сетевой работы (Л)

Быть компетентным специалистом в своей сфере деятельности, обладать хорошими коммуникативными навыками (И)

У каких внешних специалистов и экспертов можно получить консультации

администрация школы, юрист, врач-педиатр, невропатолог

Социальные сервисы, которые планируется использовать в работе над проектом и цели их использования

Какие ресурсы нужны, чтобы реализовать проект

Блог "На пороге школы", как основная площадка для проведения форума Методические материалы Полезные ссылки на другие ресурсы Интернет

Команда проекта

Функционал каждого участника в проекте

  • .
  • .
  • .

Социальные сервисы, которые планируется использовать в работе над проектом и цели их использования

Социальные сервисыЦели использования
Электронные таблицы в Google www.gmail.com ..
Анкеты в Google www.gmail.com ..
Календарь в Google www.gmail.com ..
Совместная работа с документами в Google..
Вики..
Блоги..
Закладки в БобрДобр http://www.bobrdobr.ru, в Блокноте Google www.gmail.com..
Видеосервисы в Ютьюб http://youtube.com, Социальная сага, видеоблог ..
Фотосервисы в Фликр http://Flickr.com, Пикаса , Фотодия http://www.fotodia.ru ..