Проект Следствие ведут Колобки/Энциклопедия/Калмыцкая вышивка

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Калмыцкая вышивка.

Прикладное искусство калмыков оставило нам высокие образцы народного творчества. Великий русский критик В. В. Стасов писал: «Народное искусство – это память народа, выраженная линией и краской, ряды орнаментики – это связная речь, последовательная мелодия, назначенная не для одних только глаз, а также для ума и чувств».

Калмыцкий народный орнамент представляет собой оригинальную, богатую по формам и колориту область декоративного искусства.

Орнаментом украшались одежда, обувь, головные уборы, пояса, курительные трубки, кисеты, сумочки, кольца, серьги, подвески для кос, браслеты, ковры, металлическая и кожаная посуда, конская и верблюжья сбруя, мебель, спальные принадлежности (подушка, кошмы, пологи, музыкальные инструменты, оружие, архитектурные детали и т.д. Орнамент древнейший вид изобразительного искусства. Существуют следующие распространенные калмыцкие орнаменты, которые группируются по их техническим приемам:

  • «Зеег» — наложение ниток, шнурка, которые крепятся второй ниткой по форме рисунка.
  • «Хатхамар» — простое шитье нитка¬ми, известное в литературе под названием «вперед иглу».
  • «Кюсме» — всевозможные нашивки из позумента.
  • «Чимкяре» — нашивки из парчи, сукна, шелка, хлопчатобумажных тканей, войлока и меха, получившие наибольшее применение на зимней одежде, конской и верблюжьей сбруе, аппликации на войлоках и одежде — детской и женской.
  • «Утцен» —- обшивка из шнурка, которой калмыки обрамляли края вышивки.

Каждому из орнаментов свойственны свое место и своя техника исполнения. Так, войлокам, одеялам и шубам в большей мере присущ линейный, полосовой, мотив меандра, геометрический, состоящий из ромбов, квадратов, треугольников, зигзагов орнамент, тогда как кожаным сосудам от¬водится зооморфный и растительный орнаменты, мотив солнца и креста. Орнамент в виде побегов лозы, цветов, листьев, бутонов, цветков тюльпана, лотоса, розы нашел широкое применение в вышивке женских головных уборов, на манишках, сумочках, платьях, на ритуальных сосудах и подсвечниках. В вышивке бисером, гладью, гладью по настилке, в прикреп, шнурком встречаются изображения звезд, креста (цаграч), солнца и луны. Таким образом, красота, эстетическая ценность калмыцкого орна¬мента, вполне конкретна. Эту конкретность (конкретность места) народные мастера старались соблюдать всегда и везде, в особенности при украшении одежды. Здесь существовали давние традиции. Так терлик обшивался по вороту, раз¬резу, который шел от ворота вниз к поясу с поворотом вправо, и на конце рукавов. Женские пояса, как правило, украшались по краям, и только в редких случаях, в основном широкие пояса на войлочной основе, орнаментом заполнялось все его поле. Декоративный прием, заключающийся в подчеркивании конструктивных особенностей вещей, не был единственным. Так, например, бортха (кожаная сумка), сумочки и от¬дельные кисеты покрывались узором полностью. Очень богато геометрическим орнаментом всех типов и растительными мотивами декорировались женские головные уборы. Создавая свои изумительные вышивки, калмыцкие женщины применяли разнообразные материалы, среди которых особое место занимали сухожильные, шерстяные, шелковые, серебряные и золотые нити. Кроме того, расшивали бисером, блестка¬ми, стеклярусом, галунами, шнурками, тесьмою, пуговицами и всевозможными металлическими деталями. Большое значение придавалось цвету. Типичная в калмыцкой орнаментике цветовая гамма состоит из шести основных цветов — желтого, зеленого, красного, си¬него, белого (серебристого) и черного, но в каждом цвете (кроме белого) мы наблюдаем множество тончайших переходов от светлого к темному и наоборот. Вышивальщицы сочетали тончайшие оттенки, порою едва уловимые нюансы внутри цвета, одновременно строго соблюдая последовательность в расположении цветов. Широко используя безграничные возможности цвета, калмыцкие женщины создавали впечатляющие художественные образы.