Виртуальная методическая лаборатория ЗМОУ СОШ№4, г.Заречный/Методическая копилка

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Методическая копилка)
(Методическая копилка)
Строка 113: Строка 113:
Согласна  с Елкиной Натальей в том, что «..этот опыт нужно повторять чаще…». В глазах детей увидела удивление, интерес и восторг, что получилось.[https://docs.google.com/document/d/1pry7KxCtPiiaQ8CrP-4de8fvQtjGYmPsUkgVq3gGe5Y/edit?hl=ru#    ]
Согласна  с Елкиной Натальей в том, что «..этот опыт нужно повторять чаще…». В глазах детей увидела удивление, интерес и восторг, что получилось.[https://docs.google.com/document/d/1pry7KxCtPiiaQ8CrP-4de8fvQtjGYmPsUkgVq3gGe5Y/edit?hl=ru#    ]
Это  дало толчок  для дальнейшей работы.--[[Участник:Лариса Заяц|Лариса Заяц]] 14:52, 18 февраля 2011 (UTC)
Это  дало толчок  для дальнейшей работы.--[[Участник:Лариса Заяц|Лариса Заяц]] 14:52, 18 февраля 2011 (UTC)
-
||Здорово!Ключевые слова на первый взгляд кажутся абракадаброй. Но что получилось в итоге - вполне осмысленные тексты. Я сделаю так на уроке при работе со словарями. Наглядно приллюстрирую неободимость справочной литературы. [[Участник:Учаева Ольга Анатольевна
+
||Здорово!Ключевые слова на первый взгляд кажутся абракадаброй. Но что получилось в итоге - вполне осмысленные тексты. Я сделаю так на уроке при работе со словарями. Наглядно приллюстрирую неободимость справочной литературы. --[[Участник:Учаева Ольга Анатольевна|Учаева Ольга Анатольевна]] 12:18, 21 февраля 2011 (UTC) |....||....||.....||.....||...||.....
-
|-]] |....||....||.....||.....||...||.....
+
|-  
|-  
|....||....||.....||.....||...||.....
|....||....||.....||.....||...||.....

Версия 15:18, 21 февраля 2011

(Справка: перейдите в режим редактирования, найдите новую строку и вместо точек напишите текст, не повредив ее ограничители - двойные палочки, сохраниете изменения)

Назад в лабораторию


Методическая копилка

Учебный предметКласс. Тема урокаПрием ТРКМОписание организации работы, (время на уроке) Результат: что получилось? Что требует доработки? ПодписьОтзывы коллег
Информатика и ИКТ8А класс. Обобщающий урок "Что такое компьютер?"синквейн(20 мин) Ребята получили задание, выбрать понятие из предложенного списка (монитор, процессор, программист и т.д) и написать о нем синквейн. Оформить синквейн было предложено на слайдах сетевой презентации (шаблон был подготовлен заранее) Получилась живая работа по уточнению выбранных понятий, я была свидетелем процесса осмысления уже всем давно извесных слов. Учащиеся искали смысловые прилагательные, глаголы, определяли свое отношение к предмету. Потом началось творчество по оформлению слайда. В результате учащиеся сделали коллективную презентацию в сети, которую потом смотрели дома и каждый из них 10 минут САМОСТОЯТЕЛЬНО МЫСЛИЛ. В кадры презентации были выставлены оценки и комментирии. В следующий раз необходимо выполнить рефлексию - комментарий в блоге - впечатления о выполненной работе.--Елкина Наталья 18:02, 29 ноября 2010 (UTC)Когда первый раз услышала слово «синквейн», то показалось, что это что-то непонятное и экзотическое. На самом же деле здесь нет абсолютно ничего сложного. И сейчас многие прогрессивные учителя вводят в планы своих уроков написание синквейнов. Вообще-то их можно писать абсолютно по любому предмету. Прочитала по информатике, интересно и творчески выполнили задание ученики, спасибо за примеры. Попробую применить составление синквейнов на своих уроках.--Светлана Кочутина 13:44, 9 февраля 2011 (UTC)

Замечательный классический прием использования технологий Веб 2.0 на уроке-создание совместной презентации, а какие интересные синквейны.Ещё раз убеждаюсь, что буду использовать синквейны на своих уроках.--Лариса Заяц 16:58, 10 февраля 2011 (UTC) Синквейны получились интересные, содержательные. Идея коллективной презентации в сети - супер! (только бы интернет не подводил). Синквейны с ребятами писали, а сейчас попробую сделать коллективную презентацию. Идея взята на вооружение!--Светлана Исаева 13:55, 19 февраля 2011 (UTC)

Информатика и ИКТ9кл,
  • Электронная таблица Excel
  • Основные понятия БД
ключевые слова
  • (10 мин) Ребята на доске видят ключевые слова "Смешанная ссылка", "Относительная ссылка", "Абсолютная ссылка", "адреса ячеек в формулах", "изменяются", "не изменяются", "А1","$A2", "$A$2", "напимер". Из них предстоит составить рассказ об относительной и абсолютной адресации в EXCEL. Условие: все слова в рассказе встречаются хотя бы 1 раз, можно изменять падеж ключевых слов)
  • Использовала этот же прием при проверке определения БД, на следующий урок, после введения понятия. Ключевые слова: информационная модель, объекты, свойства.
  • Ребята такого рода задания получили впервые, сначала их это смутило: на информатике написать рассказ? Для первого опыта работа написана неплохо. Для некоторых удалось выявить, то, что осталось непонятным. Для других произошел новый уровень осознания, ведь связывать слова пришлось самостоятельно. 3 человека из 19 не справились с заданием - ничего не написали, думаю из-за новизны работы. Этот опыт нужно повторять чаще для того, чтобы ребята учились формулировать свои мысли, не боялись данного вида деятельности и это - действительно активизирует деятельность учащихся 15:06, 10 января 2011 (UTC)
  • Ребята к заданию отнеслись уже совершенно естественно. Писали 3 мин, потом определения зачитывались вслух учителем и все вместе искали смысловые ошибки, а они были. После проверки работы отдавала снова и ошибки исправлялись осознанно. --Елкина Наталья 15:54, 9 февраля 2011 (UTC)
Когда услышала "ключевые слова", то показалось,что-то знакомое.Но когда наблюдала, как ребята 9 класса работали использовав ключевые слова в электронной таблице Ехсеl, тогда я поняла,что можно мне использовать это во внеклассной работе. Большое спасибо.--Людмила Фалько 17:51, 9 февраля 2011 (UTC)

Раньше использовала "вставить слова в текст". Сейчас буду обязательно применять "ключевые слова".--Светлана Исаева 14:41, 19 февраля 2011 (UTC) Вдохновилась увиденным и прочитанным и ввела этот прием в свой урок.Интересно.--Лариса Заяц 15:06, 19 февраля 2011 (UTC)

Литературное чтение4 класс Сопоставительный анализ сказок В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» и русск.нар.сказки «Морозко»Сводная таблица(20 мин)Ученики видят на доске сравнительную таблицу, в которую необходимо систематизировать информацию, провести параллели между явлениями, событиями и фактами в сказках. Занести в таблицу сравнения. Среднюю колонку в таблице назвали "линией сравнения". (Автор произведения, жанр произведения, сюжет, место действия, характеры героинь, волшебный персонаж, концовка). В таблице необходимо было перечислить те категории, по которым мы предполагали сравнивать явления, события, факты в сказках. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", необходимо занести информацию, которую сравниваем. Условие: всё должно быть доказано отрывками из сказок. Шаблон сводной таблицы в Google-документе.Задание: заполнить сводную таблицу увлекло детей, было интересно наблюдать, как ученики аргументировали свои ответы, находили точные отрывки в тексте и ключевые слова.Ученики с заданием справились.Данную форму работы необходимо повторять на уроках не только литературного чтения, но и окружающего мира, это развивает у ребят помимо умения работы с текстом, умения:анализировать, сравнивать и обобщать информацию. Светлана Кочутина 22.01.2011 годПо текстовому описанию было сложно понять методическую находку,таблица помогла понять прием сводных таблиц. Идея понравилась, буду использовать на уроке для организации сравнения чего-либо. --Елкина Наталья 18:44, 26 января 2011 (UTC)

Применение приёма "Сводная таблица" можно посмотреть в методической копилке, 2 задание: Уроки по ТРКМ. --Светлана Кочутина 13:04, 13 февраля 2011 (UTC)

Отличный пример по использованию "сводных таблиц". Для анализа и синтеза просто незаменим! Тоже использую на уроках.--Светлана Исаева 14:35, 19 февраля 2011 (UTC) Меня заинтересовал прием "Сводные таблицы" , попробую использавать на уроках изобразительного искусства при проведении бесед по искусству.--Лариса Заяц 15:09, 19 февраля 2011 (UTC) Удачно использован прием "сводных таблиц". Спасибо, очень наглядно и понятно. Буду использовать на библиотечных уроках. Участник:Учаева Ольга Анатольевна|-

Живой мир3 класс Разнообразие животных и растенийПриём кластер(20 мин)На доске ребята видят вопросы: В чём сходство животных и растений? В чём различие животных и растений?Дети, под руководством учителя, начинают составлять кластер. Ответы детей были следующими: "Сходство животных с растениями, что они относятся к живой природе. Они питаются, рождаются и размножаются. В чём отличие животных от растений? Ответы были следующими: "Разные способы питания.Животные могут питаться растениями, животными. А растения питаются водой и миниральными веществами". Разные способы роста: "Животные растут до определённого роста", а растения растут в течение жизни. Способ передвигаться: животные передвигаются,а растения нет. Поиск пищи: животные сами добывают себе пищу,а растения нет.Карта-ума Флора и фаунаЗадание: составить кластер детям было интересно, дети задание выполняли с учителем. Работа с классом показала, что у детей бедный словарный запас и ограниченное представление об окружающем мире. Это замедляет темп работы. Эту работу буду использовать дальше, но надо обратить внимание на развитие речи и словарный запас.Людмила Фалько 23.01.2011 годИдея кластера гениальна! Я пробовала на своих уроках, но удовольствие от реализации не получила - подчерк плохой, на доске объектов много - ничего не понятно, да и в тетради у ребят не лучше. Есть сервис для создания кластеров bubbl.us (для начальной школы).Необходимо зарегистрироваться и бесплатно можно хранить в кабинете 3 карты, их можно создавать, удалять и сохранять в виде картинки у себя на компьютере, использовав кнопку Export.
  • Классная у Вас получилась карта-ума о флоре и фауне. Для разнообразия задания детям можно показать картинки мха и бабочки, волка и т.д. и можно их не подписывать, а только пронумеровать, пусть дети сами угадывают, что изображено в качестве примеров класса.--Елкина Наталья 16:15, 9 февраля 2011 (UTC)Людмила Семеновна, как всегда -на высоте! Так держать! Мне очень понравилась "карта ума".
  • Прекрасная работа у Людмилы Семёновны, наглядная, яркая. Детям по такой карте работать будет интересно. --Светлана Кочутина 10:17, 17 февраля 2011 (UTC)

Убеждаюсь очередной раз, что одной из основных положительных сторон карт ума является то, что их можно использовать при изучении любой темы и с детьми практически любого возраста .--Лариса Заяц 13:38, 19 февраля 2011 (UTC) И вновь кластеры! В любом возрасте и на разных предметах, ребята учатся структурировать! А как наглядно и красочно получилось!--Светлана Исаева 14:25, 19 февраля 2011 (UTC)

Урок музыки5, 6, 7 классыинсерт10 мин.Разучивание новой песни.Работа с текстом.В каждой тетради на первой странице есть условные обозначения (паузы, цезуры,повышение интонации, понижение интонации, акценты,крещендо, диминуэндо ит.д.)При разучивании песни ребята пользуются цветными ручками или карандашами (А они это очень любят!), выделяя в тексте особенности песни) Применяю этот прием, уже давно.Это осмысленное разучивание песни, её анализ.После такого разучивания работа над песней идет совсем в другом русле.Горожанцева Елена Павловна......
Музыка
  • 8 класс.Тема Творчество И.С.Баха.Контрольная работа.
  • 2 класс"Музыкальный портрет в балетной музыке П.И. Чайковского"

Кластер

  • 20 мин.Составить кластер по творчеству И.С.Баха в 4 ветви: 1.кластер "И.С.Бах" начало -первая ветвь (середина страницы) И.С.Бах 2.вторая ветвь творчество И.С.Баха (органная музыка, инструментальная, вокально-драматическая),3.третья ветвь -жанры от органной ветви-арии, фуги, прелюдии, токкаты ит д.4.четвертая ветвь -какие конкретно произведения этого жанра ("Токката и фуга ре минор).С кластером ребята справились (можете посмотреть в тетрадях и убедиться)!
  • Составляем кластер "Характер Феи"
  • Провожу подобную работу уже несколько лет.Ребятам нравится нестандартный подход к проверке их знаний. А если задуматься, то знаний-то нет никаких!Поэтому, рассуждая, что прикосновение к такому великому гению как И.С.Бах, пусть даже в таком примитивном виде, хоть что-то оставит в их неокрепших душах.
  • Во втором классе -дети ещё маленькие, самостоятельно составить кластер -для них сложно Выполнили только с помощью учителя.Детям понравилось работать с цветными ручками и карандашами

Горожанцева Елена Павловна

  • Непонятно, почему у ребят "знаний нет никаких" и работаете Вы с ними на "примитивном" уровне. Если Вы сами это чувствуете,то нужно сменить методику, а самое главное отношение.--Елкина Наталья 15:30, 9 февраля 2011 (UTC) У меня вызывает горечь и огорчение в целом отношение к классической музыке, отношение к уроку.Неужели вы думаете, что я не ищу разные методы и приемы, чтобы заинтересовать детей? Или проблемы с дисциплиной касаются только урока музыки? Горожанцева Е.П.
  • Интересно, какой кластер ребята создали для описания музыкального "Портрета феи"?--Елкина Наталья 14:09, 15 февраля 2011 (UTC)

А Вы знаете, прием КЛАСТЕР очень хорошо подходит как для урока музыки, так и изобразительного искусства, да, первое время возникают трудности, но потом, когда дети начинают понимать, что от них требуется, то урок проходит на УРА.--Лариса Заяц 15:16, 19 февраля 2011 (UTC)


Музыка8 класс.Творчество И.С.Баха. Орган, Творчество В.А.Моцартасинквейны по темамдокумент для синквейновЭто самый удивительный прием, который позволяет по-новому взглянуть на наших детей. На уроках музыки в 8 классе всегда бывают проблемы с дисциплиной.Меня часто удивляют те "трудные" мальчишки, которые относились к урокам несерьезно, зато какие синквейны они написали!!! Коррекционные дети меня несказанно удивляют!!! Горожанцева Елена ПавлдовнаЕлена Павловна, напишите хотя бы один синквейн - самый лучший, очень уж интересно, что дети придумали!--Елкина Наталья 15:36, 9 февраля 2011 (UTC)

Да, так же как и предыдущая коллега хотелось бы увидеть примеры составленных синквейнов. Много наслышана о применении приема синквейна на уроке музыки. Поделитесь.--Лариса Заяц 16:53, 10 февраля 2011 (UTC)||

Методическая копилка

Учебный предметКласс. Тема урокаПрием ТРКМОписание организации работы, (время на уроке) Результат: что получилось? Что требует доработки? ПодписьОтзывы коллег
Информатика и ИКТ10 класс "Системология как процесс моделирования"Кластер При изучении темы всегда рисуем структуры систем с использованием разных компьютерных технологий. Идея кластера навела на мысль использования карт-ума. Структуризация получается детальной, чего не сделать ни в одной из технологий. Структурировать предложено любой объект. Ребята стркутурируют все: династию Романовых, фотосъемку, физику, олимпиады, правила по русскому языку и т.д. Для организации проекта создала карту с помощью сервиса mindmeister.com Ребята, освоившись с технологией, работают с интересом в сети дома. Скоро защита --Елкина Наталья 18:20, 10 февраля 2011 (UTC)Очень впечатлилась картой проекта. Слышала, что так можно сделать, что существует сервис, на котором можно сделать карту. Не представляла, как можно все так выстроить, и наконец увидела. Это Здорово! А как дети заинтересованы- сама видела, когда были на первом семинарском занятии. --Лариса Заяц 16:50, 10 февраля 2011 (UTC)

С интересом посмотрела проект, сколько всего интересного ребята понаписали! Еще раз убеждаюсь, что идея кластера замечательная, особенно, используя интеллектуальные карты.--Светлана Исаева 14:13, 19 февраля 2011 (UTC)

Музыка
  • 2 класс "Музыкальный портрет в балетной музыке П.И. Чайковского"
  • 4 класс Музыка Австрии
синквейн
  • Впервые попробовали сочинять.Было трудно.Дети долго не могли понять, что от них требуется.Из всего класса синквейн составили только двое -Миша и Серёжа
  • 10 мин. впервые предложила придумать синквейн "Моцарт" 4 классу.
  • Из трех учеников синквейн написала только один человек
Елена Павловна, как Вы думаете, может быть не оправдано использовать ТРКМ в коррекционных классах, раз выполняют задание по 1-2 человека из класса. Или что-то можно изменить в технологии для ее использования в классах коррекции. --Елкина Наталья А я и не жалуюсь, а анализирую, как и положено в технике РКМ.

Анализ - это не констатация фактов. Анализировать, значит пытаться понять почему так получилось, и что делать дальше. --Елкина Наталья 14:18, 15 февраля 2011 (UTC)Я не согласна с комментарием Елкиной Натальи. Да, работают 3-4 человека , но зато другие 2-3 человека отзовутся на другой прием, ведь часто на уроке мы используем несколько приемов ТРМ. Нужно давать шанс детям реализовываться пусть даже в малом.Согласны?--Лариса Заяц 15:20, 19 февраля 2011 (UTC)

Коррекционное занятие4 класс"Зиг-заг"(10 мин) Использую данный приём на занятии(стадия осмысления). Задание: раскрась стрелки, которые соединяют слова в пословице. Образец:[1]Детям очень нравится, они с творческим подходом составляют свои задания и приносят на уроки. Работают в парах и группах.Это прекрасный прием, который позволяет детям работать творчески,расширяет кругозор и развивает память. К моим детям это подходит, обязательно буду использовать этот приём.--Людмила Фалько Очень интересный прием, можно организовать и расскараску карандашом - развитие моторики, а можно это сделать инструментом одной их технологий - знакомстово с возможностями WORD - все в соответствии со стандартами 2 поколония--Елкина Наталья 14:50, 15 февраля 2011 (UTC)
Литературное чтение3класс А.П.Платонов "Разноцветная бабочка"синквейн(10мин) Использую данный приём на занятии.(стадия рефлексия). Задание: Напишите пятистишье по своим переживаниям. Памятка, как правильно писать синкейн. Образец на доске Детям очень понравилось выполнять это задание, они почувствовали себя творцами, обогащается словарный запас,учатся формировать идею..--Людмила Фалько 13:21, 16 февраля 2011 (UTC)..... Вот что получилосьИнтересные получились синквейны, молодцы. Система таких упражнений для наших детей носит развивающий характер. --Светлана Кочутина 10:51, 17 февраля 2011 (UTC)

Синквейны -чудо! Дети, обучающиеся в обычной общеобразовательной школе не всегда обладают поэтическим даром. Использование синквейна обогащает и пополняет словарный запас ученика, является средством творческого самовыражения.--Лариса Заяц 14:30, 19 февраля 2011 (UTC)

Литературное чтение2 класс"Лови ошибку"Время выполнения: 5-6 минут. Цель: актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме; развитие у школьников критического подхода к получаемой информации. Заранее подготовила текст, содержащий ошибочную информацию, и предложила учащимся выявить допущенные ошибки. Задание содержало в себе ошибки 2 уровней: А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализировали предложенный текст и выявляли ошибки, аргументируя свои выводы. Изучив новый материал, вернулись к тексту задания и исправили те ошибки, которые не удалось учащимся выявить в начале урока. *Образец:[2]Работа в классе прошла успешно. Дети работали с интересом. Данный приём помог выявлить уравни знаний детей в классе:первый уровень детей, которые достаточно хорошо ориентируются в изучаемом тексте;второй уровень детей, те с которыми необходимо проводить коррекционную работу.Интересный приём. Если условно принять, что чтение это: скорость мышления+память+анализ, то предлагаемый приём саморегулирует соотношение этих трёх факторов и приводит к идеальной коррекции ВПФ у наших детей. --Светлана Кочутина 10:51, 17 февраля 2011 (UTC)
Логопедическое занятие по развитию речи4 классДвухчастный дневник(15 мин) Даю учащемуся текст и дневник к тексту. В левой части дневника учащийся записывает цитату из текста, которая произвела на него наибольшее впечатление. А в правой, он делится своими чувствами о прочитанном моменте. На стадии рефлексии учащийся возвращается к работе с двойным дневником, с их помощью разбирается текст, обогащается лексико-грамматический строй речи. Образец №1:[3], Образец №2:[4]Проведя данный приём КМ на своём занятии убедилась, что учащийся был заинтересован в новой форме работы, творчески подошёл к выполнению задания. Этот приём использую на коррекционных занятиях, действительно идёт обогащение словарного запаса, дети передают свои ощущения, используя много прилагательных, распространяя ими предложения. Интересно было бы посмотреть заполненный образец с занятия. --Светлана Кочутина 10:51, 17 февраля 2011 (UTC)

Приём заинтерисовал, буду использовать на своих коррекционных занятиях.--Ефремова Юлия Николаевна 07:00, 18 февраля 2011 (UTC)

Черчение9 класс Общие сведения о сборочном чертежеКлючевые словаСтадия вызова. (10 мин)

Задание учащимся (групповая мозговая атака): по ключевым словам сочинить небольшой рассказ: сборочный чертеж, изображения, спецификация, позиции , габаритные размеры, установочные размеры, присоединительные размеры, эксплуатационные размеры, дополнительный вид, разрезы.

Решила использовать этот прием впервые. Стало интересно - что получится, справятся ли ребята.

Первое, что они произнесли: «а мы не знаем понятия некоторых слов». Затем с интересом стали записывать свои мысли в тетрадь, "вспоминали", что им известно по изучаемой теме (делали предположения). Четыре человека не работали ( не поняли, что от них требовалось в данной ситуации). Согласна с Елкиной Натальей в том, что «..этот опыт нужно повторять чаще…». В глазах детей увидела удивление, интерес и восторг, что получилось.[5] Это дало толчок для дальнейшей работы.--Лариса Заяц 14:52, 18 февраля 2011 (UTC)

Здорово!Ключевые слова на первый взгляд кажутся абракадаброй. Но что получилось в итоге - вполне осмысленные тексты. Я сделаю так на уроке при работе со словарями. Наглядно приллюстрирую неободимость справочной литературы. --Учаева Ольга Анатольевна 12:18, 21 февраля 2011 (UTC) |..........................
..........................
..........................
..........................