Интернет-мастер-класс Сетевой кружок

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Приглашаем Вас к участию в мастер - классе)
(Приглашаем Вас к участию в мастер - классе)
Строка 38: Строка 38:
#[[Участник:alisa_v|Волхонская Вера Михайловна]], Самара
#[[Участник:alisa_v|Волхонская Вера Михайловна]], Самара
#[[Участник:Helen|Мязина Елена Сергеевна]], г. Ставрополь
#[[Участник:Helen|Мязина Елена Сергеевна]], г. Ставрополь
-
#
+
#[[Участник:Наталия Киселева|Киселева Наталия Александровна]], г. Мурманск
#
#

Версия 17:17, 25 февраля 2010

Содержание

Интернет-мастер-класс «Сетевой кружок»

  • Дата проведения: 26 - 28 февраля 2010 года
  • Задача мастер-класса: выделить основные потребности в организации интернет-поддержки работы творческих объединений и учебных групп, познакомиться с возможными способами реализации этих потребностей средствами Интернет-сервисов.
  • Для кого: педагоги дополнительного образования, педагоги-предметники.
  • Как можно принять участие в мастер - классе:

1 день: Знакомимся с представленными материалами, размышляем над обозначенными проблемами, заполняем данную коллективную страницу.

2-3 день: Знакомимся с возможностями сервиса Campus.ru для организации сетевой поддержки творческого объединения учащихся, общаемся друг с другом и с автором мастер-класса в Skype-чате 27 февраля с 15.00 до 16.00 часов по московскому времени.

Организатор мастер-класса

Виктория Власенко, Владимирский ИПКРО, сетевой консультант сообщества педагогов дополнительного образования

Приглашаем Вас к участию в мастер - классе

Внесите себя в список участников, укажите ссылку на личную страницу (если Вы еще не зарегистрированы, то познакомьтесь с информацией как это сделать здесь... Успехов!)

  1. Петрова Оксана Генадьевна, Псков
  2. Толстикова Ольга Леонидовна, г.Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
  3. Журавлева Елена, Хабаровск
  4. Егорова Марина Викторовна, Набережные Челны, Республика Татарстан
  5. Волхонская Вера Михайловна, Самара
  6. Мязина Елена Сергеевна, г. Ставрополь
  7. Киселева Наталия Александровна, г. Мурманск

Актуальность темы

В связи с повсеместным подключением школ к Интернет в субъектах Российской Федерации, разработкой и размещением в открытом доступе электронных образовательных ресурсов современная российская система образования испытывает осознанную потребность во внедрении новых моделей образования и новых форм учебного процесса, основанных на интеграции современных педагогических технологий и возможностей информационно-коммуникационных технологий, сетевых сервисов и средств, использующих цифровой контент. Ключевым компонентом технологий распределенного обучения является сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса, реализуемое на базе WWW-технологий. Как новые модели и технологии вписываются в систему дополнительного образования детей?

Модуль 1. Дополнительное образование – что это?

«Я никогда не позволял школьному обучению вмешиваться в моё образование». М.Твен

Влияет ли дополнительное образование сегодня на образование наших детей?

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Задание: Но у каждого педагога, работающего в системе дополнительного образования, есть свой взгляд на то, что же такое дополнительное образование, насколько оно нужно и важно для наших детей. Ответьте на вопрос модуля на странице блога «Люблю учиться!»

Модуль 2. Все в сеть!!!

В науке дополнительное образование детей рассматривается как "особо ценный тип образования", как "зона ближайшего развития образования в России". Основное предназначение дополнительного образования – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Сегодня перед образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в новом формирующемся информационном обществе. Одна из основных тенденций на современном этапе развития образования в связи с этим заключается:

  • в пересмотре концепций организации учебной деятельности, обновлении технологий обучения, ориентированных на подготовку людей к жизни в быстро меняющихся условиях, обучению на протяжении всей жизни;
  • в расширении масштабов межкультурного взаимодействия, в первую очередь через использование новых коммуникационных технологий.

«… Для того чтобы научить детей самим получать знания, сформировать у них нормальное креативное мышление, уверенность в себе, в своих способностях – для всего этого нужны соответствующие учителя. … Необходимо также развивать и дистанционные технологии обучения, создавать возможности для самостоятельного образования». Д.А.Медведев, Президент РФ

Изменяется сама парадигма образования. Все большая роль отводится методам активного познания, самообразованию, дистанционным образовательным программам, что чаще всего предполагает использование обучающих интерактивных электронных курсов. Именно информационные, сетевые технологии готовят почву для реализации назревших изменений в системе образования, и дополнительного образования в первую очередь.

«Дополнительные образовательные программы могут быть реализованы через дистанционное обучение, реализацию телекоммуникационных проектов для обучающихся и педагогов». (Письмо Министерства образования от 20 мая 2003 г. N 28-51-391/16 «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей»)

Дистанционное обучение - это обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности учителя и ученика.

Итак, дистанционное обучение или дистанционные элементы в дополнительном образовании – это дань моде или настоятельная потребность сегодняшнего дня?

Задание: Если задуматься и проанализировать современное состояние дополнительного образования, проблемы, с которыми сталкиваются педагоги дополнительного образования, задачи, которые перед ними ставятся условиями функционирования современного общества, то можно выделить некоторый круг задач, в решении которых именно сетевые, дистанционные технологии организации и поддержки образовательного процесса могут оказать неоценимую помощь. Давайте попробуем выделить такие направления использования средств дистанционного обучения в дополнительном образовании. Пожалуйста, выполните это задание в блоге «Люблю учиться!»

Модуль 3. Лекарство от всех болезней?

«Мне кажется, что создание кино произведет революцию в нашей системе образования и через несколько лет фильмы заменят многие учебники, если не вытеснят их вовсе. Я должен заметить, что эффективность современных учебников составляет два процента. Образование будущего, в моем представлении, будет основано на кино. В этом случае будет возможно достичь стопроцентного успеха в образовании». Томас Эдисон 1922 г.

Если бы Томас Эдисон был нашим современником, возможно, он сказал бы ту же самую фразу, заменив в ней только одно слово. Но Интернет сегодня, также как и кино в прошлом веке - не панацея от всех проблем образования.

Задание:

  • Назовите, пожалуйста, ограничения в использовании Интернет-технологий для организации дополнительного образования или использования в образовательном процессе основной школы.
  • Какие негативные стороны использования Интернет-сервисов для решения задач образования вы видите и возможно ли какими либо способами их нивелировать при организации дистанционной поддержки образовательного процесса?

Впишите Ваши варианты ответов ниже:

Модуль 4. Что нам стоит дом построить … или проектируем сетевой кружок

Итак, Вы созрели. Вы хотите идти в ногу с современной жизнью. Вы хотите обеспечить Вашим ученикам достойное качество образования. Вы знаете, как Интернет может помочь Вам в работе, в то же время реально оцениваете его возможности. С чего начать? Что необходимо для старта?

Попытайтесь для начала описать каким должно быть виртуальное представительство Вашего творческого объединения. Этот сетевой ресурс должен обеспечивать удобную среду для информационного взаимодействия между учащимися, педагогами, администрацией, родителями, общественностью, удовлетворение не только высокодуховных, но и прагматических запросов посетителей, набор простых, но необходимых сервисов (постоянная публикация расписаний, планов занятий, программ работы на неделю, объявлений и т.д.), отражение всех и всяческих успехов представителей творческого объединения. Все эти задачи вместе или по отдельности, а также другие варианты использования сервисов Интернет, предложенные Вами во втором модуле должна решать интернет-площадка вашего объединения (кружка, курса), в общем, Ваше учебное сообщество.

Задание: Заполните таблицу. Кратко опишите, каким должно быть Ваше сетевое сообщество, перечислите, какие требования Вы выдвигаете к среде, в которой предполагаете организовать дистанционное обучение или элементы дистанционной поддержки традиционного обучения, какие инструменты будут необходимы Вам для организации работы. Если Вам знакомы сервисы Веб 2.0, которые позволяют это сделать, Вы можете указать их.

Краткое описание сетевого кружкаПредполагаемые виды взаимодействия, требования к средеНеобходимые инструменты, комментарии
Пример:сетевое сообщество участников творческого объединения «Клуб бального танца» информирование о расписании работы, требованиях к участникам объединения, событиях, происходящих в коллективе, презентация достижений участников коллектива, размещение учебных материаловинструменты для размещения тестовых документов, фото и видео с возможностью комментировать материалы, для организации общения участников коллектива и их родителей в сети
... ......
... ......
... ......
... ......
... ......

Скайп-чат

Разместите здесь вопросы для скайп-общения 27 февраля с 14-00 до 15-00 по мск.

Модуль 5. Дайте мне точку опоры, и … выбор доступной инструментальной среды

В предыдущем модуле Вы представили своё видение Интернет-площадки Вашего творческого или учебного объединения, перечислили необходимые Вам инструменты для организации её работы. Создание и поддержка сайта с использованием традиционных технологий сайтостроения может решить все эти задачи. Но традиционные web-технологии требуют от создателей и людей, осуществляющих дальнейшую поддержку и наполнение ресурса, определенных технических знаний и соответствующей подготовки. Кроме того и задачи, которые ставит педагог перед сетевой площадкой своего учебного объединения – различны, а значит требуют различных технологий и инструментов.

Важными факторами в выборе инструментальной среды для создания учебного сообщества является:

  • набор необходимых программно-технологических компонент, позволяющих реализовать работу индивидуальных членов сообщества и их групп в соответствии с целями и задачами сообщества,
  • доступность среды (т.к. предполагается использование непрофессионалами в области ИТ, данная среда не должна требовать каких-то специальных манипуляций при установке, настройке),
  • простота и прозрачность интерфейса,
  • многофункциональность инструментов,
  • возможность разнопланового их применения в зависимости от решаемых задач.

Ключевым компонентом должна быть возможность организации сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса в виртуальной учебной среде. На основании перечня задач и тех возможностей, которые необходимы для их решения можно построить элементарный перечень инструментов, необходимых для учебного сетевого сообщества. Эта простая базовая модель включает следующие взаимосвязанные элементы, с которыми взаимодействуют члены учебного сообщества:

  • Цифровые объекты - книги, справочники, аудио и видео материалы, тесты и др. Цифровые объекты могут использоваться как в качестве учебных материалов, результатов выполнения учебной работы, так и в качестве материалов, которые расширяют сообщения, которых публикуют члены учебного сообщества.
  • Службы, поддерживающие существование сообщества (информационные сервисы) - рассылку новостей, поиск партнеров, поиск информации, сервисы, которые поддерживают коллективную деятельность, общение, обсуждение материалов, проведение исследований, расширение сообщений, дискуссии и т.д.
  • Оболочка, формирующая целесообразную организацию – структуру сообщества.

Выход есть - Веб 2.0! Широкое распространение социальных сервисов в последние годы упростило технологию работы в сети, дало в руки педагогу широкий набор инструментов для организации различных видов учебной деятельности. Принципиальным отличием Веб 2.0 от традиционной сети является возможность создавать содержимое Интернета любому пользователю. Сервисы Веб 2.0, или социальные сетевые сервисы - современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Эти групповые действия включают:

  • персональные действия участников: записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов, размещение мультимедийных файлов
  • коммуникации участников между собой (мессенджеры, почта, чат, форум).

Задание: Познакомимся с одним из множества Интернет-сервисов и его возможностями. Среда Сampus.ru объединила группу основных сервисов, необходимых для решения функциональных задач обеспечения процесса коммуникации и информационного обмена, доступных в равной мере для всех участников сетевого сообщества. Чтобы подробнее познакомиться со средой Сampus.ru Вам необходимо:

  1. Зарегистрироваться на сайте http://www.campus.ru
  2. Перейти в кампус мастер-класса и нажать кнопку Вступить в кампус (слева, под эмблемой кампуса). Далее Вы поочередно выполняете задания, размещенные в кампусе мастер-класса.

Дополнительно: Вы можете совершить путешествие по этому ресурсу и познакомиться с его возможностями подробнее, посетив презентационный кампус В портфеле этого кампуса Вы найдете методическое пособие по освоению инструментов Кампуса, которое поможет Вам лучше освоить доступные инструменты среды.

Рефлексия в мастер - классе

Разместите, пожалуйста, свое мнение о мастер-классе: