Интернет-мастер-класс Школа и родители: от противостояния к сотрудничеству/Лобок АМ

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(История 2)
(История 2)
Строка 60: Строка 60:
===История 2===
===История 2===
*'''Автор:''' [[Участник: Келеева Татьяна | Келеева Татьяна]]
*'''Автор:''' [[Участник: Келеева Татьяна | Келеева Татьяна]]
-
*'''История:''' История, о которой я хочу рассказать, достаточна, типична для современных подростков. Ученик 10 класса, назовём его Роман, не хочет учиться. Он ходит в школу, присутствует на уроках, не конфликтует с учителями и при этом не усgевает по многим предметам. Учителя пробовали разные методы решения проблемы, одни, твёрдо требовали пересдавать материал после уроков, оставляли пока не выучит, потом отстали потому что, решили от него всё равно ничего не добьешься. Другие, действовали через родителей, приглашали в школу, требовали принять срочные меры. Но родители не могут повлиять на ситуацию, у них хорошие отношения с ребёнком, они стремятся объяснить ему, что учится он для себя, для того чтобы быть успешным в будущем. Одна проблема, подросток не может так далеко спланировать свою жизнь. Сейчас ему интересны друзья, общение в Интернет, компьютер. А будущая жизнь представляется достаточно туманно. На вопрос, почему он не учится, Роман отвечает, что приготовление уроков отнимает слишком много времени, больше ни на что не хватает. Лучше вообще их не делать. Всё равно результат один. Коллеги, посоветуйте, где выход в этой ситуации. Как повысить  учебную мотивацию у подростков?
+
*'''История:''' История, о которой я хочу рассказать, достаточна, типична для современных подростков. Ученик 10 класса, назовём его Роман, не хочет учиться. Он ходит в школу, присутствует на уроках, не конфликтует с учителями и при этом не успевает по многим предметам. Учителя пробовали разные методы решения проблемы, одни, твёрдо требовали пересдавать материал после уроков, оставляли пока не выучит, потом отстали потому что, решили от него всё равно ничего не добьешься. Другие, действовали через родителей, приглашали в школу, требовали принять срочные меры. Но родители не могут повлиять на ситуацию, у них хорошие отношения с ребёнком, они стремятся объяснить ему, что учится он для себя, для того чтобы быть успешным в будущем. Одна проблема, подросток не может так далеко спланировать свою жизнь. Сейчас ему интересны друзья, общение в Интернет, компьютер. А будущая жизнь представляется достаточно туманно. На вопрос, почему он не учится, Роман отвечает, что приготовление уроков отнимает слишком много времени, больше ни на что не хватает. Лучше вообще их не делать. Всё равно результат один. Коллеги, посоветуйте, где выход в этой ситуации. Как повысить  учебную мотивацию у подростков?
*'''Обсуждение:'''
*'''Обсуждение:'''

Версия 20:32, 15 декабря 2008

Содержание

Интернет-мастер-класс "Школа и родители: от противостояния к сотрудничеству"

Изображение:I.jpeg‎

  • Автор: Александр Михайлович Лобок, Екатеринбург
  • Дата проведения: 19 декабря 2008 года
  • Задача мастер-класса: В процессе рассмотрения различных "критических" ситуаций во взаимоотношениях школы и родителей, родителей и подростков продемонстрировать возможности и ресурсы построения конструктивного, сотруднического диалога между субъектами образовательного процесса

Как можно принять участие в мастер-классе:

Чтобы принять участие в мастер-классе, требуется ЗАРАНЕЕ прислать историю из своего практического опыта - о какой-то реальной конфликтной ситуации возникшей во взаимоотношениях между родителями и школой и о том, удалось или не удалось данную конфликтную ситуацию разрешить. А если удалось - то каким образом, за счет чего?

Чем подробнее и фактурнее будут присланные истории, тем больше вероятность того, что работа в мастер-классе окажется эффективной. Это могут быть истории из личного родительского или учительского опыта, это могут быть истории из опыта друзей и знакомых.

А еще ответьте, пожалуйста, на два вопроса анкеты

Результаты анкетирования

"Школа и родители: от противостояния к сотрудничеству"

На 18-00 (мск) 15 декабря в голосовании приняли участия три человека. Результаты "голосования на троих" выглядят так. Все три участника голосования согласны с утверждением, что в последние годы конфликты и взаимное непонимание между школой и родителями обострились, стали более драматичными. При этом все трое участников видят основную причину происходящего в том, что школа в принципе отстает от требований жизни. А один из участников голосования видит причину еще и в том, что учителя не справляются со своими прямыми профессиональными обязанностями в условиях существенно изменившегося общества, социальной и культурно-информационной среды. Ждем новых участников и новых результатов!

Присланные истории как предмет обсуждения в мастер-классе:

История 1

  • Автор Кузьмичева Марина
  • История: Жил-был ребенок, с гипердинамическим синдромом. За время учебы сменил несколько школ: не складываются отношения ни с учителями, ни с одноклассниками. На уроках, разве что, "на ушах" не стоит: постоянно старается привлечь к себе внимание: ходит по классу во время урока, громко разговаривает, "правила поведения" игнорирует полностью (но знает). Выходить с ним "на улицу" (на экскурсии, какие-либо классные мероприятия, например, уборка территории) учителя просто бояться: либо камнем в кого-нибудь кинет, либо сам куда-нибудь залезет. Первыми не выдерживают учителя, затем одноклассники, а затем их родители. На родительские собрания мама категорически отказывается ходить, потому, что "ничего, кроме очередных обвинений (как со стороны учителей, так и других родителей) в том, что она не занимается "правильным" воспитанием сына, ей не скажут". У мамы с ребенком «проблем нет», она смогла выстроить с сыном отношения, при которых ему не нужны подобные модели поведения. Ситуация достигает критической точки, когда родители одноклассников в письменном виде обращаются к директору школы с требованием "вывести" ребенка из класса. Педагоги настаивают на переводе ребенка на домашнее обучение, отмечая, что при такой форме "особых проблем с ним не возникает". Мама не согласна с таким решением, считая, что сына нельзя полностью изолировать от коллектива, тем более, что он сам очень хочет учиться в классе "вместе со всеми". Как разрешить ситуацию? Какими должны быть действия социального педагога и психолога школы?
  • Обсуждение:

Ведущий мастер-класса Александр Лобок

Во-первых, искреннее спасибо за историю. С одной стороны, она достаточно типична - я думаю, многие педагоги сегодня сталкиваются с аналогичными ситуациями. С другой стороны, и Вы прекрасно это понимаете, в педагогике типичных историй нет, и чем больше мы можем реконструировать индивидуальность ситуации, тем больше шансов на то, что мы сможем этой ситуации помочь. Так что давайте договоримся сразу: я буду комментировать, размышлять и задавать вопросы во многом "наугад", предполагая, что далее в нашем общении эта история будет все более и более получать индивидуальную окраску. А давать абстрактно-универсальные советы - дело достаточно безнадежное.

Для начала хочется узнать, сколько ребенку лет, в каком он учится классе и как мы будем его называть, под каким именем он будет у нас фигурировать?

А дальше начинается поток содержательных вопросов, которые мне не терпится задать. Причем задать я хочу эти вопросы тому социальному педагогу и тому психологу, у которых есть возможность наблюдать данного ребенка. Потому что качественное аналитическое наблюдение - единственная продуктивная основа для ответа на вопрос о том, каковы ресурсы развития данной ситуации. Плюс к тому, наблюдать нужно не только деятельность данного ребенка (как продуктивную, так и контрпродуктивную), но так же деятельность разных педагогов, которым приходится с этим ребенком взаимодействовать и деятельность мамы.

И прежде всего хочется узнать, в чем у ребенка "зона позитива". Иными словами, при всей его общей невписываемости в учебный процесс и стандартные формы учебной коллективности, каковы те моменты, когда он "более или менее" вписывается? Хотя бы чуть- чуть? И наоборот, когшда он "выпадает" по максимуму? Необходима своего рода "карта" поведения ребенка в тех или иных конкретных взаимодействиях со своими сверстниками и с разными взрослыми. Надо тщательно выявлять и описывать те микроситуации, когда ребенок оказывается хотя бы чуть-чуть более продуктивен и успешен в своих коммуникациях, а далее и пытаться разобраться в том, за счет чего это происходит. Чем тщательнее и подробнее будет наш педагогический микроанализ, тем больше шансов на то, что мы сможем развивать данную ситуацию позитивно.

Понятно, что ребенок такого типа - это серьезнейшее испытание для педагогических ресурсов как семейных, так и школьных. И чем тщательнее мы будем собирать информацию о каких-то - хотя бы микро! - победах, тем больше у нас будет возможностей по умощнению имеющихся у нас ресурсов.

С этой точки зрения хотелось бы медленно пообщаться с мамой: ведь у нее со своим сыном тоже далеко не гладко, и если что-то получается - то только на какой-то интуиции. И оттого ближайшая задача психолога или социального педагога, это помочь маме озвучить ее "домашнюю педагогическую лабораторию" - когда и за счет чего ей удается найти контакт на продуктивное взаимодействие со своим сыном. И наборот: когда решительно ничего не удается?

Во-вторых, хотелось бы серьезно проинтервьюировать разных учителей на предмет того, когда и за счет чего у них с данным ребенком что-то получается? Попросту говоря, жизненно необходимо создать своего рода "банк позитивного опыта" по работе с данным ребенком. И чем детализованне будет этот банк, тем больше будет ресурсов для понимания того, как можно по-настоящему помочь и ребенку (в первую очередь), и его маме, и школьным учителям, понимая, что все они оказались в крайне непростой ситуации.

Мы должны понять простую вещь: столь сложные ситуации могут положительно развиваться только тогда, когда школа и родители начнут содержательно обмениваться своими "педагогическими ресурсами". Когда учителя и родители начнут по-честному рассказывать друг другу о том, когда и почему у них что-то с данным ребенком получаеется, а когда нет. И лишь на этом основании можно будет выработать какую-то совместную стратегию.

Ведущий мастер-класса Александр Лобок

И еще небольшое размышление вслед. В рассказанной истории школа и мама обмениваются друг с другом своей неуспешностью. Мама страдает от того, что она не может создать полноценные условия для социализации ребенка и почему-то считает, что с этой задачей может и должна справиться школа. Школьные же учителя делятся своей неуспешностью: ну не можем мы справиться с вашим ребенком, заберите его от нас! Но самое интересное заклюячается в том, что именно в точке сверхпроблемного ребенка возникает шанс на действительно конструктивное сотрудничество школы и семьи. Ведь проблемный ребенок - это ребенок, который принципиально не умещается в наши педагогические "знания-умения-навыки", а, стало быть, это ребенок, которому требуется наша педагогическая кретивность. И решить проблемы этого ребенка мы сможем только тогда, когда научимся обмениваться позитивными результатами этой креативности.

История 2

  • Автор: Келеева Татьяна
  • История: История, о которой я хочу рассказать, достаточна, типична для современных подростков. Ученик 10 класса, назовём его Роман, не хочет учиться. Он ходит в школу, присутствует на уроках, не конфликтует с учителями и при этом не успевает по многим предметам. Учителя пробовали разные методы решения проблемы, одни, твёрдо требовали пересдавать материал после уроков, оставляли пока не выучит, потом отстали потому что, решили от него всё равно ничего не добьешься. Другие, действовали через родителей, приглашали в школу, требовали принять срочные меры. Но родители не могут повлиять на ситуацию, у них хорошие отношения с ребёнком, они стремятся объяснить ему, что учится он для себя, для того чтобы быть успешным в будущем. Одна проблема, подросток не может так далеко спланировать свою жизнь. Сейчас ему интересны друзья, общение в Интернет, компьютер. А будущая жизнь представляется достаточно туманно. На вопрос, почему он не учится, Роман отвечает, что приготовление уроков отнимает слишком много времени, больше ни на что не хватает. Лучше вообще их не делать. Всё равно результат один. Коллеги, посоветуйте, где выход в этой ситуации. Как повысить учебную мотивацию у подростков?
  • Обсуждение:

История 3

  • Автор:
  • История:
  • Обсуждение:

КинопсихоФранкенштейн, или Что бывает, когда с помощью кино пытаются "оживить" учебник по психологии

Признаться честно, был сильно удивлен, обнаружив на страницах наспех сформированного пространства моего "мастер-класса" (до сих пор не очень-то понимаю, что я собираюсь тут "мастерить" для своих коллег!) некую коллекцию очаровательных киносюжетов - всем хорошо известных, но поданных в некоем как бы психолого-педагогическом измерении. "Как бы" - потому что предложенные психолого-педагогические комментарии выглядят, мягко говоря, не слишком ответственно.

Не знаю, кто автор данной коллекции и кто автор первичных интерпретаций представленных в данной коллекции кадров. В чем совершенно уверен - не я.

Но повод для разговора, наверное, есть. И потому я не стал снимать эти сюжеты с дистанции, а просто перенес их "в хвост".

Это не совсем то(а, точнее, совсем не то), что я собирался делать предметом разговора в данном мастер-классе, но коли сюжеты появились, то отчего бы их не обсудить? Но, скорее, не в жанре "педагогических историй", а в жанре психолого-педагогической мифологии. Не думаю, что это может помочь "при обсуждении трудных случаев в воспитании детей", как написал в своем сопроводительном тексте мой таинственный помощник, но помочь в обсуждении того, как строится наша психолого-педагогическая мифология, наверное, может.

А психолого-педагогическая мифология возникает ровным счетом тогда, когда мы уходим от обсуждения реальных - и всегда безумно трудных! - случаев и делаем предметом обсуждения некие более или менее упрощенные психолого-педагогические схемы. Не замечая, что каждая из таких схем - готовый капкан.

Вот и предъявленные здесь шесть сюжетов - это шесть капканов, шесть провокаций, шесть наведенных мороков, шесть обманок, шесть вопросов читателю: "Ты веришь своим глазам или предлагаемым нами интерпретациям?"

Отвечаю: верю глазам. И шесть раз подробно пишу, почему.

Александр Лобок

У ребенка занижена самооценка… Правильно ли поднимает самооценку мать Марфушеньки-душеньки? А как решаете проблему вы?

Пишет Александр Лобок:

Совершенно не понял, при чем тут заниженная самооценка? И никакой "деятельности по поднятию самооценки" со стороны Марфушиной мамы тоже не вижу.

А что же тогда вижу? Ну, например, сюжет про любовь. Про искреннюю и счастливую. Когда не важно, какой ты "объективно", а важно, что ты абсолютно прекрасен и изумителен в моих глазах. В том-то и беда нашего общества, что любовь Марфушиной мамы мы готовы воспринять с иронией и сарказмом. Мол, вот ведь дура-то какая, не может разобрать, что дочка ее не "королевна", а чистая уродина.

А было бы иначе - может быть, и наше общество было немного более счастливым.


У вас робкий ребенок… Объясните именно такое поведение Настеньки. Почему именно так отвечает Настенька Дедушке Морозу?

Пишет Александр Лобок:

Ну и при чем тут робость? Весь сюжет - про подвиг терпения и смирения, про некую внутреннюю силу воли и духа. И, увы, как и в первом случае, сюжет фантастический, нереальный, сказочный. Хотя порою что-то подобное в нашей жизни и случается. Это когда мы оказываемся сильнее и взрослее самих себя и не впадаем в инфантильную истерику в неких сложных жизненных ситуациях. Вот понять бы - за счет чего мы обретаем в себе этот ресурс силы и взрослости.

А вообще - очень печально, когда некий художественный текст предлагают проинтерпретировать с помощью категорий из учебника психологии. Мне кажется. в этом случае происходит двойная смерть: с одной стороны - смерть художественного текста, а с другой - смерть психологии. С детства умиляли вопросы типа: "Объясните поведение Татьяны Лариной во время ее последней встречи с Онегиным! Почему именно так ответила Татьяна Евгению?!"


Есть мнение, что детей надо баловать и тогда они вырастают хорошими людьми... На ваш взгляд, надо ли баловать детей в детстве?

пишет Александр Лобок

Простите великодушно, мой Таинственный Помощник, однако ведь и этот сюжет вовсе не про баловство. Потому что ребенка "балуют" тогда, когда идут за его потребностями, за его желаниями. И это порою - ценно, порою - опасно. Как и всегда в педагогике - проблема в том, чтобы пройти по очень тонкой грани.

Что же касается данного сюжета, то он совсем про другое.

Здесь прямая противоположность баловству: здесь ребенку (причем достаточно великовозрастному) настойчиво навязывают какие-то потребности, активно закармливают какой-то условной кашей через систему внешней мотивации. Для многих педагогов и родителей это и в самом деле мечта: насильно накормить ребенка культурой, но чтобы ребенок при этом радовался и был счастлив. Так что для меня этот кадр - злая пародия на определенные представления об "идеальном образовании".

И, увы, слишком широко эти "определенные представления" распространены!


Договориться с другими людьми так иногда непросто…. А вы умеете это делать? Готовы ли вы уступить?

пишет Александр Лобок:

Вот и еще одна обманка. "Как бы" популяризация психологии, а на самом деле смешение смыслов по принципу "в огороде бузина".

В кадре остроумная лошадиная болтовня с двумя слегка тугодумными героями. На этом остроумном переворачивании (не всадник верховодит лошадью, а лошадь верховодит всадником) и строится данный сюжет.

И вдруг с какого-то боку появляется предложение пообсуждать вопрос о том, умею ли я договариваться с другими людьми и при этом им уступать?

Вот уж воистину, где бузина, где дядька?!?!


Ваш ребенок ничем не интересуется, ничего не хочет делать… Как вывести его из этого состояния?

пишет Александр Лобок:

Это же просто из серии "нарочно не придумаешь". Ну где в этом знаменитом сюжете "ребенок, который ничем не интересуется и ничего не хочет делать?" По-моему, все обстоит с точностью до наоборот. У Принцессы никаких признаков депрессии - наоборот, яростный протест против вынужденного заточения. Она до краев наполнена жаждой деятельности и жизни, и вся проблема заключается исключительно в том, что ей этого не дают. И как же это надо было исхитриться, чтобы увидеть в данном сюжете комментарий к проблеме ребенка, "который ничем не интересуется, ничего не хочет делать"!



Ребенок не хочет делать то, чего вы от него добиваетесь... Как вы мотивируете своего ребенка на действия, необходимые вам?

пишет Александр Лобок: Ну а тут просто за Хитрука обидно. Он сочинил мудрую притчу про маленького ребенка, который всегда принадлежит себе и не умеет встраиваться в формат взролого "надо". Десятки раз смотрел эту притчу, и всякий раз улыбался, видя в ней отражение и собственных педагогических глюков... И вдруг - мне предлагается рассказать про то, "как я мотивирую своего ребенко на дйствия, необходимые мне".

Б-р-р-р-р!!!!!


Что узнали интересного на мастер-классе: Разместите свои мнения

  • ...
  • ...
  • ...


Задайте свои вопросы автору мастер-класса:

  • ...
  • ...
  • ...

Об авторе мастер-класса

Из Словарей и энциклопедий на Академике: Род. в с. Большая Лая Свердловской обл. в семье инженера и учительницы. Окончил филос. ф-т Уральского ун-та (1980). Кандидат филос, доктор психологич. наук (1998). В 80е гг преподавал на кафедре философии Уральского политехнического института. Профессор кафедры психологии развития Уральского государственного педагогического университета. Руководитель экспериментальной лаборатории "Вероятностное образование" (с 1992). Ведет пед. эксперименты в дошкольном образовании, начальной и средней школе. В 2003-2007 гг работал редактором школьного отдела общероссийской газеты "Первое сентября"; в настоящее время продолжает сотрудничество с данной газетой в качестве обозревателя. С середины 90х по настоящее время занимается сопровождением и экспертным консультированием инновационных образовательных проектов в различных регионах России.

Автор кн.: Преодоление морали, или Парадоксы "нравственного искусства". М., "Знание", 1989, 1990 (2-е изд); Подсознательный Маркс. Екатеринбург, Средне-Уральское изд-во, 1992; Антропология мифа. Екатеринбург, "Банк культурной информации", 1997; Другая математика. М., "Нар. образование", 1998, "Вероятностный мир" (Екатеринбург, 2001), "Психологические маргиналии на полях вероятностного эксперимента. Сноски к маргиналиям" (Екатеринбург, 2002, совместно с И.В.Христосенко), "Наука ученичества, или Обратная сторорна дидактики" (Москва, 2005, совместно с С.Л.Соловейчиком), "Лаборатория детской письменной речи" (М., 2005), "Педагогическая экспертиза: как преодолевать миражи?" (М., 2007); "Алмазная земля педагогики Олонхо. Опыт педагогического эпоса" (Якутск, 2007), а так же сотен статей, опубликованных в российской педагогической прессе.

Как думает автор: Из бесед в блогах сообщества "СоцОбраз"

"...социальный педагог может осуществить свою миссию и сумму образовательных задач лишь тогда, когда он будет максимально свободен в определении времени, пространства и способов построения педагогического диалога с ребенком, а так же в формах представления того, что можно назвать результатом такого взаимодействия. Потому что эффективность деятельности социального педагога невозможно измерить каким-то математическим образом (деятельность обыкновенного педагога тоже как-то не очень, но там есть хотя бы иллюзия, связанная с текущей успеваемостью и поступлением в ВУЗ). Но замерить эффективность деятельности социального педагога в такой традиции невозможно..."

"...Я уверен, что только в том случае, если мы научимся открыто анализировать наши педагогические интернет-пробы, интернет-педагогика как педагогика диалога с подростком в интернете и педагогика "развивающего сопровождения" подростка в интернете сможет состояться..."

"...Еще недавно взрослым казалось, что именно они, взрослые - лидеры образования. В смысле: именно от взрослых зависит та стратегия образования, которую реализует в своей жизни ребенок. Взрослый разрабатывает те или иные образовательные программы, а затем ребенок высаживается за школьную парту, чтобы эти разработанные взрослыми программы с той или иной степенью усердия и ответственности усвоить. Именно на таком распределении ролей строилась вся история образования вплоть до самого последнего времени. Появление интернета совершенно радикальным образом изменило данную ситуацию. Хотя взрослые пока еще не готовы к тому, чтобы осознать реальный масштаб произошедшей (и продолжающей происходить на наших глазах) образовательной революции. Многим взрослым по-прежнему кажется, что в их руках находятся основные инструменты влияния на образовательное развитие детей. В том числе - и в интернете. Учителя тешат себя иллюзией, что интернет - это источнк информации, которую дети извлекают из интернета так или иначе под чутким руководством взрослых. И что они хотя бы в какой-то мере сохраняют способность как-то влиять на ситуацию. Однако реальность выглядит принципиально иным образом..."

"Что такое интернет-педагог? В сущности говоря, это любой взрослый, который пробует вступить в диалог с подростком в открытом интернет-пространстве. У многих из нас есть опыт такого рода проб. Иногда эти пробы более удачные, иногда - менее. Чаще - менее. Потому что вступить в заочный диалог с незнакомым подростком в текстовом формате - так, чтобы подросток хотя бы чуть-чуть тебя услышал и захотел с тобой разговаривать, - задача сверхсложная. Что у нас получается и что у нас не получается в этих наших попытках, и почему?.."


"Один из самых неисследованных сегментов современного Интернета – это жизнь в Интернете подросткового сознания, подростковых чувств и переживаний. В интернете огромное количество текстов, создаваемых взрослеющими детьми. Вчерашними детьми. Теми, кому от тринадцати до двадцати, а может быть и немного выше. Одним словом, теми, кто проживает уникальный период своей жизни, заканчивающий так называемой «взрослостью». И это отнюдь не только примитивные и отстойные тексты всякого рода «подростковой тусни» с исковерканным языком и абсолютным минимализмом мыслительного содержания..."

Как автор говорит: Из видеоматериалов сообщества "СоцОбраз" "От первых лиц..." (Разговоры о проблемах детей-сирот)

Комплекс «слепленности» возрастов у воспитанников детских домов Эффект слепленности возрастов. Рано повзрослевшие дети - из неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - не просто старше по сознанию, чем их "благополучные" сверстники, но и взрослее самих себя - не проживших детство, жаждущих опеки и попечительства

Психологические проблемы детей-сирот Психологические проблемы социально незащищённых детей весьма разнообразны. Специалист рассуждает о них применительно к практике школьного психолога и педагога-психолога интернатного учреждения

Социальное самоопределение детей-сирот Социальное самоопределение детей-сирот имеет массу вариаций в зависимости от условий проживания, характера получаемого воспитания, особенностей организации психолого-педагогической поддержки