Коррекционно-развивающее занятие Помоги себе сам

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Ожидаемые результаты)
(Предполагаемые сроки реализации)
Строка 81: Строка 81:
=Предполагаемые сроки реализации=
=Предполагаемые сроки реализации=
-
 
+
2 месяца
-
 
+
=Ресурсы, необходимые для проведения=
=Ресурсы, необходимые для проведения=

Версия 15:59, 26 апреля 2010


Содержание

Тема мероприятия

Помоги себе сам

Целевая группа

Педагоги

Время необходимое для проведения мероприятия

Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная, командная)

Валентина Михайловна Чернышова

Краткая аннотация к мероприятию

В настоящее время довольно часто мы встречаемся с проблемой возникновения профессиональной деформации педагога, "эмоциональным выгоранием", как организовать в образовательном учреждении систему профилактики возникновения профессиональной деформации, как помочь педагогу не потерять самого себя,именно это и является целью реализации нашего занятия. В результате организации системы профилактики, педагоги смогут сами решить ряд личностных проблем, найти себя в плане самореализации, сформировать у себя чувство уверенности в завтрашнем дне.

Проблема и её обоснование

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. В связи с переходом современной школы на личностно-ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и т.д. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является, на наш взгляд, наиболее актуальной задачей современной системы образования.

Базовая идея

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Особое внимание этому вопросу уделяют А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.Т. Дикая, Л.В. Мохнач, Н.А. Аминов и др. Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. 

Для того, чтобы решить данную проблему необходимо создать в образовательных учреждениях условия для организации системы работы по профилактике возникновения профессиональной деформации у педагогов. Для этого необходимо:

-организовать работу по формированию у педагогов здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих возникновению профессиональной деформации у педагогов;

- создать условия для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы профессиональной деятельности; - организовать работу с педагогами, направленную на осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения, включающую в себя:

  • формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития;
  • формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;
  • формирование умения осознавать «Что со мной происходит и почему», анализировать собственное состояние;
  • формирование навыков эмпатии, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражение чувств, принятия решений;
  • формирование умения принимать и оказывать поддержку окружающим;
  • развитие способности к творческому самовыражению педагога.

Цели, задачи мероприятия

Цель:профилактика эмоционального выгорания педагогов.


Задачи:

-создавать в образовательных учреждениях условия для сохранения психического здоровья педагогов;
- формировать навыки саморегуляции психоэмоциональных состояний; 
- создавать условия для развития личностной самореализации педагогов;
- организовать работу, направленную на формирование конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса;
- развивать  навыки поведения, ведущие к укреплению психологического здоровья  и препятствующие возникновению профессиональной деформации

=Используемые методы, приемы, технологии:

Теоретический анализ проблемы исследования, включённое наблюдение, письменный и устный опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности, педагогический эксперимент. Тестовый контроль, определяющий уровень эмоционального выгорания (В.В. Бойко, адаптированный Ильиным Е.П.); Для решения поставленной цели и задач определены технологии оказания психологической помощи педагогу в ситуации эмоционального выгорания -технологии личностно-ориентированного подхода, -технологии создания ситуации успеха в деятельности педагога, - -технологии социально-культурной деятельности; -интерактивные технологии (дебаты,бином-технологии, игровые, тренинги и т.д.)

Новизна

В отличие от используемых форм проведения занятий, мы предполагаем в нашей работе широко использовать технологии социально-культурной деятельности, включающие в себя использование музыки, танцевальных движений, техник вокализации и слова, позволяющих снизить эмоциональное напряжение и повысить устойчивость педагога к неблагоприятным факторам воздействия; преодолеть коммуникативные барьеры и развить эмпатические умения; создать предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций, выработки адекватной самооценки; развивать способности к самопознанию и творческой самореализации.

Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии

Перечислите Интернет-сервисы, которые вы используете в процессе проведения мероприятия и отметьте, как они "работают" на достижение поставленных целей и задач.


Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия

Опишите, с какой целью предполагается использовать Интернет в рамках мероприятия. Какова его роль? Важно, чтобы использование Интернет было целесообразным. Интернет технологии, используемые в рамках организации профилактической работы позволяют

Способы вовлечения участников в активную деятельность

Участники являются не просто пассивными слушателями, а становятся активными участниками: они обсуждают, дискутируют, апробируют на себе предлагаемые технологии, так как данное мероприятие предполагается выстраивать в логике системно-деятельностного подхода,что позволит им занимать активную позицию, участники сами открывают новые знания предлагают собственные творческие наработки и с помощью Интернет технологий обмениваются с коллегами из других регионов авторскими наработками.

Ожидаемые результаты

-сформировать навыки саморегуляции психоэмоциональных состояний; -создать в образовательном учреждении условия для развития личностной самореализации педагогов; -организовать работу, направленную на формирование конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса; - развить навыки поведения, ведущие к укреплению психологического здоровья и препятствующие возникновению профессиональной деформации

Предполагаемые сроки реализации

2 месяца

Ресурсы, необходимые для проведения

Укажите необходимые ресурсы для проведения мероприятия


Ход мероприятия

Детально опишите сценарий Вашего мероприятия. Обратите внимание на логичность и целесообразность построения его структуры.


Критерии и способы оценки эффективности

Приведите критерии и способы, оценки эффективности мероприятия.


Возможности дальнейшего развития мероприятия

Опишите планы по продолжению работы с данной целевой группой по обозначенной проблеме.


Использованная литература

Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы

Шаблон составлен на основе Технологической карты оценки авторской разработки, предъявляемой психологом (урока психологии, занятия для школьников (дошкольников, студентов), семинара, группового консультирования для педагогов, родителей), в том числе и с использованием ИКТ.