Коррекционно-развивающее занятие Помоги себе сам

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Целевая группа)
(Время необходимое для проведения мероприятия)
Строка 12: Строка 12:
=Время необходимое для проведения мероприятия=
=Время необходимое для проведения мероприятия=
-
Тренинговое занятие для педагогов в течение 25 - 30 минут
+
от 30 до 60 минут каждое, с частотой  встреч 1 раз в месяц
=Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная, командная)=
=Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная, командная)=

Версия 19:12, 26 апреля 2010


Содержание

Тема мероприятия

Коррекционно-развивающее занятие

Помоги себе сам

Целевая группа

Педагоги и специалисты, изъявившие желание участвовать в групповых занятиях.

Время необходимое для проведения мероприятия

от 30 до 60 минут каждое, с частотой встреч 1 раз в месяц

Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная, командная)

Валентина Михайловна Чернышова

Краткая аннотация к мероприятию

В настоящее время довольно часто мы встречаемся с проблемой возникновения профессиональной деформации педагога, "эмоциональным выгоранием", как организовать в образовательном учреждении систему профилактики возникновения профессиональной деформации, как помочь педагогу не потерять самого себя,именно это и является целью реализации нашего занятия. В результате организации системы профилактики, педагоги смогут сами решить ряд личностных проблем, найти себя в плане самореализации, сформировать у себя чувство уверенности в завтрашнем дне.

Проблема и её обоснование

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. В связи с переходом современной школы на личностно-ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и т.д. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является, на наш взгляд, наиболее актуальной задачей современной системы образования.

Базовая идея

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. 

Особое внимание этому вопросу уделяют А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.Т. Дикая, Л.В. Мохнач, Н.А. Аминов и др. Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Для того, чтобы решить данную проблему необходимо создать в образовательных учреждениях условия для организации системы работы по профилактике возникновения профессиональной деформации у педагогов. Для этого необходимо: -организовать работу по формированию у педагогов здорового

жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих возникновению профессиональной деформации у педагогов;

- создать условия для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы профессиональной деятельности; - организовать работу с педагогами, направленную на осознание имеющихся

личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения, включающую в себя:
  • формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития;
  • формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;
  • формирование умения осознавать «Что со мной происходит и почему», анализировать собственное состояние;
  • формирование навыков эмпатии, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражение чувств, принятия решений;
  • формирование умения принимать и оказывать поддержку окружающим;
  • развитие способности к творческому самовыражению педагога.

Цели, задачи мероприятия

Цель:профилактика эмоционального выгорания педагогов.


Задачи:

-создавать в образовательных учреждениях условия для сохранения психического здоровья педагогов;
- формировать навыки саморегуляции психоэмоциональных состояний; 
- создавать условия для развития личностной самореализации педагогов;
- организовать работу, направленную на формирование конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса;
- развивать  навыки поведения, ведущие к укреплению психологического здоровья  и препятствующие возникновению профессиональной деформации

=Используемые методы, приемы, технологии:

Теоретический анализ проблемы исследования, включённое наблюдение, письменный и устный опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности, педагогический эксперимент. Тестовый контроль, определяющий уровень эмоционального выгорания (В.В. Бойко, адаптированный Ильиным Е.П.); Для решения поставленной цели и задач определены технологии оказания психологической помощи педагогу в ситуации эмоционального выгорания -технологии личностно-ориентированного подхода, -технологии создания ситуации успеха в деятельности педагога, - -технологии социально-культурной деятельности; -интерактивные технологии (дебаты,бином-технологии, игровые, тренинги и т.д.)

Новизна

В отличие от используемых форм проведения занятий, мы предполагаем в нашей работе широко использовать технологии социально-культурной деятельности, включающие в себя использование музыки, танцевальных движений, техник вокализации и слова, позволяющих снизить эмоциональное напряжение и повысить устойчивость педагога к неблагоприятным факторам воздействия; преодолеть коммуникативные барьеры и развить эмпатические умения; создать предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций, выработки адекватной самооценки; развивать способности к самопознанию и творческой самореализации.

Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии

Перечислите Интернет-сервисы, которые вы используете в процессе проведения мероприятия и отметьте, как они "работают" на достижение поставленных целей и задач.


Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия

Опишите, с какой целью предполагается использовать Интернет в рамках мероприятия. Какова его роль? Важно, чтобы использование Интернет было целесообразным. Интернет технологии, используемые в рамках организации профилактической работы позволяют

Способы вовлечения участников в активную деятельность

Участники являются не просто пассивными слушателями, а становятся активными участниками: они обсуждают, дискутируют, апробируют на себе предлагаемые технологии, так как данное мероприятие предполагается выстраивать в логике системно-деятельностного подхода,что позволит им занимать активную позицию, участники сами открывают новые знания предлагают собственные творческие наработки и с помощью Интернет технологий обмениваются с коллегами из других регионов авторскими наработками.

Ожидаемые результаты

-сформировать навыки саморегуляции психоэмоциональных состояний;

-создать в образовательном учреждении условия для развития личностной самореализации педагогов;

-организовать работу, направленную на формирование конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса;

- развить навыки поведения, ведущие к укреплению психологического здоровья и препятствующие возникновению профессиональной деформации

Предполагаемые сроки реализации

2 месяца

Ресурсы, необходимые для проведения

-Интернет технологии

-Медиа ресурсы

Ход мероприятия

Детально опишите сценарий Вашего мероприятия. Обратите внимание на логичность и целесообразность построения его структуры.


Критерии и способы оценки эффективности

Приведите критерии и способы, оценки эффективности мероприятия.


Возможности дальнейшего развития мероприятия

Опишите планы по продолжению работы с данной целевой группой по обозначенной проблеме.


Использованная литература

1. Антонова, Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии. 1997. Вып. 6.

2. Грэхем, Дж. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик. - М.: ТОО «Класс», 1993.

3. Использование музыкальных средств в целях реабилитации школьников // Детский психолог. 1993. Вып. 6.

4. Левитан, К. М. Основы педагогической деонтологии. - М.: Наука, 1994.

5. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.

6. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. - М.: Владос, 1999.

7. Психолог - учителю: оценка профессионального стресса // Детский психолог. 1996. Вып. 14.

8. Реан, А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. 1997. № 1.

9. Реан, А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2001.

10. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др.; Под ред. А. Е. Сухова, А. А. Деркача. - М.: Изд. центр «Академия», 2001.

11. Ткачева, В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. - М.: Гном, 2000.

12. Тренинг личностного роста //Детский психолог. 1995. Вып. 7.

13. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.

Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы

Шаблон составлен на основе Технологической карты оценки авторской разработки, предъявляемой психологом (урока психологии, занятия для школьников (дошкольников, студентов), семинара, группового консультирования для педагогов, родителей), в том числе и с использованием ИКТ.