Коррекционно-развивающее занятие Помоги себе сам

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Время необходимое для проведения мероприятия)
(Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии)
Строка 70: Строка 70:
=Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии=
=Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии=
''Перечислите Интернет-сервисы, которые вы используете в процессе проведения мероприятия и отметьте, как они "работают" на достижение поставленных целей и задач.''
''Перечислите Интернет-сервисы, которые вы используете в процессе проведения мероприятия и отметьте, как они "работают" на достижение поставленных целей и задач.''
-
 
+
Материалы странички wiki.openclass, так как оказывается помощь в структурировании материала, организовано общение с педагогами-психологами  других регионов, что дополняет и несколько преобразует видение проблемы.
 +
Сеть творчесих учителей дает возможность познакомиться с опытом работы коллег, несколько изменить личностную траекторию видения проблемы.
 +
Сайт Федерации психологов образования дает возможность познакомиться  с последними нормативными документами, основными тенденциями развития службы практической психологии образования.
 +
Ресурсы сетевых сообществ: "Региональное сообщество педагогов-психологов Тамбовской области".
 +
Блоги (обсуждение проектов и программ)
=Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия=
=Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия=

Версия 09:04, 27 апреля 2010


Содержание

Тема мероприятия

Коррекционно-развивающее занятие

Помоги себе сам

Целевая группа

Педагоги и специалисты, изъявившие желание участвовать в групповых занятиях.

Время необходимое для проведения мероприятия

от 30 до 60 минут

Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная, командная)

Валентина Михайловна Чернышова

Краткая аннотация к мероприятию

В настоящее время довольно часто мы встречаемся с проблемой возникновения профессиональной деформации педагога, "эмоциональным выгоранием", как организовать в образовательном учреждении систему профилактики возникновения профессиональной деформации, как помочь педагогу не потерять самого себя,именно это и является целью реализации нашего занятия. В результате организации системы профилактики, педагоги смогут сами решить ряд личностных проблем, найти себя в плане самореализации, сформировать у себя чувство уверенности в завтрашнем дне.

Проблема и её обоснование

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. В связи с переходом современной школы на личностно-ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и т.д. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является, на наш взгляд, наиболее актуальной задачей современной системы образования.

Базовая идея

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. 

Особое внимание этому вопросу уделяют А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.Т. Дикая, Л.В. Мохнач, Н.А. Аминов и др. Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Для того, чтобы решить данную проблему необходимо создать в образовательных учреждениях условия для организации системы работы по профилактике возникновения профессиональной деформации у педагогов. Для этого необходимо: -организовать работу по формированию у педагогов здорового

жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих возникновению профессиональной деформации у педагогов;

- создать условия для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы профессиональной деятельности; - организовать работу с педагогами, направленную на осознание имеющихся

личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения, включающую в себя:
  • формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития;
  • формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;
  • формирование умения осознавать «Что со мной происходит и почему», анализировать собственное состояние;
  • формирование навыков эмпатии, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражение чувств, принятия решений;
  • формирование умения принимать и оказывать поддержку окружающим;
  • развитие способности к творческому самовыражению педагога.

Цели, задачи мероприятия

Цель:профилактика эмоционального выгорания педагогов.


Задачи:

-создавать в образовательных учреждениях условия для сохранения психического здоровья педагогов;
- формировать навыки саморегуляции психоэмоциональных состояний; 
- создавать условия для развития личностной самореализации педагогов;
- организовать работу, направленную на формирование конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса;
- развивать  навыки поведения, ведущие к укреплению психологического здоровья  и препятствующие возникновению профессиональной деформации

=Используемые методы, приемы, технологии:

Теоретический анализ проблемы исследования, включённое наблюдение, письменный и устный опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности, педагогический эксперимент. Тестовый контроль, определяющий уровень эмоционального выгорания (В.В. Бойко, адаптированный Ильиным Е.П.); Для решения поставленной цели и задач определены технологии оказания психологической помощи педагогу в ситуации эмоционального выгорания -технологии личностно-ориентированного подхода, -технологии создания ситуации успеха в деятельности педагога, - -технологии социально-культурной деятельности; -интерактивные технологии (дебаты,бином-технологии, игровые, тренинги и т.д.)

Новизна

В отличие от используемых форм проведения занятий, мы предполагаем в нашей работе широко использовать технологии социально-культурной деятельности, включающие в себя использование музыки, танцевальных движений, техник вокализации и слова, позволяющих снизить эмоциональное напряжение и повысить устойчивость педагога к неблагоприятным факторам воздействия; преодолеть коммуникативные барьеры и развить эмпатические умения; создать предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций, выработки адекватной самооценки; развивать способности к самопознанию и творческой самореализации.

Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии

Перечислите Интернет-сервисы, которые вы используете в процессе проведения мероприятия и отметьте, как они "работают" на достижение поставленных целей и задач. Материалы странички wiki.openclass, так как оказывается помощь в структурировании материала, организовано общение с педагогами-психологами других регионов, что дополняет и несколько преобразует видение проблемы. Сеть творчесих учителей дает возможность познакомиться с опытом работы коллег, несколько изменить личностную траекторию видения проблемы. Сайт Федерации психологов образования дает возможность познакомиться с последними нормативными документами, основными тенденциями развития службы практической психологии образования. Ресурсы сетевых сообществ: "Региональное сообщество педагогов-психологов Тамбовской области". Блоги (обсуждение проектов и программ)

Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия

Опишите, с какой целью предполагается использовать Интернет в рамках мероприятия. Какова его роль? Важно, чтобы использование Интернет было целесообразным. Интернет технологии, используемые в рамках организации профилактической работы позволяют

Способы вовлечения участников в активную деятельность

Участники являются не просто пассивными слушателями, а становятся активными участниками: они обсуждают, дискутируют, апробируют на себе предлагаемые технологии, так как данное мероприятие предполагается выстраивать в логике системно-деятельностного подхода,что позволит им занимать активную позицию, участники сами открывают новые знания предлагают собственные творческие наработки и с помощью Интернет технологий обмениваются с коллегами из других регионов авторскими наработками.

Ожидаемые результаты

1.формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и жизненных ресурсов, препятствующих эмоциональному выгоранию у большинства педагогов; 2.овладение и практическое применение полученной информации о действиях стрессогенных факторов и последствий; 3.создание в образовательном учреждении условий для развития личностной самореализации педагогов; 4.осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения большинства педагогов; 5.формирование навыков поведения, ведущих к укреплению психологического здоровья и препятствующих возникновению профессиональной деформации у педагогов; 5.улучшение психологического климата в коллективе.

Предполагаемые сроки реализации

2 месяца

Ресурсы, необходимые для проведения

-Интернет технологии

-Медиа ресурсы

Ход мероприятия

Цель:раскрытие внутреннего творческого потенциала учителя, создание ситуации успеха

Основные формы проведения занятия: 1.Игровые( творческого, подражательно-поискового характера, релаксационные и т.д.). 2.Обучающие ( саморегуляция, аутотренинг). 3.Творческие (арт терапия и т.д.). 4.Моделирование и анализ заданных ситуаций. 5.Беседы, дискуссии.

Ход занятия:

1 часть: 1. Упражнения на знакомство:

Упражнение «Эхо» Каждый по кругу называет своё имя, сопровождая его жестом или движением всего тела, а группа, как эхо, повторяет это всё за ним.

Упражнение «Наши ожидания» – Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что вы ждёте от этого занятия? (Каждый участник записывает свои ожидания в правой колонке на листке.) – Что вы готовы вложить в наше занятие? (Каждый участник записывает в правой части листа свой вклад в занятие) Участники по кругу зачитывают свои ожидания от занятия и вклад. – То, что мы с вами записали, безусловно, может изменяться на протяжении всего занятия. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности. В конце занятия у нас с вами будет возможность проанализировать свои ожидания.

Упражнение «Карусель общения» Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим. – Я люблю… – Меня радует… – Мне грустно когда… – Я сержусь, когда… – Я горжусь собой, когда…

Упражнение «Мой стиль в профессии».

Группа учителей садится в круг и психолог предлагает каждому выразить приветствие группе, представляя, что перед ними не учителя, а школьники. Приветствие может выражаться словами: “Здравствуйте, ребята!” Рекомендуется при этом подкрепить свою фразу жестом, позой, выражением лица. После того, как все участники группы выразили свои приветствия, проводится общее обсуждение, на котором учителя высказывают впечатления как бы с позиции детей. Какое из приветствий было наиболее открытым и доброжелательным, чья фраза выступила эффективным стимулом к активному действию. В данном упражнение группа работает на каждого участника, реализуя для него обратную связь в процессе поиска собственного индивидуального стиля деятельности. Необходимо отметить, что проблема эффективного стиля педагогической деятельности является актуальной не только для молодых учителей, начинающих свою работу в школе. Учителя, имеющие солидный стаж трудовой деятельности и оперирующие сформированными навыками и автоматизмами в работе, нуждаются в обновлении и расширении своего арсенала профессиональных средств. Здесь необходимо идти не по пути подавления собственной индивидуальности, а искать возможность наиболее полного и гармоничного раскрытия в профессии своих возможностей и своего «Я».


2. Упражнения на сплочение группы, формирование доверия:

Упражнение «Порядковый счёт» Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотрит на любого участника игры. Тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого.

Упражнение «Единый ритм» Участники группы один за другим, а потом все вместе в едином темпе исполняют определённый ритм, заданный ведущим.

Упражнение «Путанка» Ведущий ставит рядом 2-3 стула и предлагает всем участникам сесть на них по его команде. Когда все сели (можно садиться на колени друг другу) предла-гается поднять вверх левую руку и протянуть её кому-нибудь другому. Теперь нужно поднять вверх правую руку и протянуть её кому-нибудь другому. Когда все руки сомкнуты, осторожно, не расцепляя, но и не выворачивая рук, встать со стульев, отойти немного в сторону и распутаться. В результате получится один или два круга, либо цепочка.

Упражнение «Охотничий азарт» Это упражнение активизирует участников, придает сил и энергии. Необходимо разбиться на пары. В этой игре нужно догнать своего партнёра и осалить его. Тот, кого осалили, разворачивается на 360 градусов вокруг своей оси, прежде чем начать охоту на партнера – заблаговременно отбежавшего по-дальше. Нельзя: а)бегать, можно только быстро ходить; б) в своем порыве сбивать других; в) забывать обернуться вокруг на 360 градусов. Через 3 минуты можно остановить игру.

Упражнение «Подчёркивание общности» Упражнение проводится в кругу с мячом. Участник, бросающий мяч друго-му, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: «Я думаю, нас с тобой объединяет...», и называет это качество, например: «Мы с тобой одинаково общительны»; «Мне кажется, мы оба бываем несколько пря-молинейны». Тот, кто получает мяч, отвечает: «Я согласен», если он действительно согласен, или: «Я подумаю», если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.

Упражнение «Подчёркивание значимости» Упражнение выполняется в кругу с мячом. Участникам предлагается подумать и отыскать у своих коллег качества, вызывающие восхищение, уважение, симпатию. Обращение к своему коллеге начинается со слов: «Таня, мне в тебе нравится...» – и называется то личностное качество, которое было найдено. Та-ня, в свою очередь, должна назвать то чувство, которое возникло у неё в ответ на эти слова. Затем упражнение продолжает кто-либо другой из участников. И так до тех пор, пока каждый не выскажется.

Упражнение «Промежуточная рефлексия» – Представьте себя каким-нибудь предметом в зависимости от того настроения, в котором вы находитесь в данный момент. Закрасьте его в любой цвет. Опишите настроение этого предмета. Участники по кругу описывают свои предметы.

3. Тренинг на снятие эмоционального напряжения I. «Не жди подарка от судьбы» Задачи: •ознакомление с формулами психологической устойчивости; •развитие самопознания. Оснащение: тексты формул, магнитофон. Содержание: - Дыхательное упражнение «Привет солнцу». Участники группы настраиваются на работу, делая вдох, затем задержка дыхания, выдох на слог «Ха!». - Ритм - игра «Ладушки». С помощью игры идет настройка на занятие, активизация внимания. - «Стоп кадр».

Во время  исполнения произвольного танца дается команда «Стоп!»,  здесь необходимо замереть, проанализировать свое мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать.

- Музыкально-медитативное упражнение «Зеркало» - Исполнение формул психологической устойчивости «Не жди подарка от судьбы». - Творчество. Мелодизация собственного имени.

II. «Хоровод кошек» Задачи: •снятие тревожности; •усвоение формул психологической устойчивости. Содержание: - Дыхательная медитация. Сосредоточенное внимание на вдохе и выдохе, выполняемых под мысленный счет, совпадающих с ритмом пульса или к нему приближенных ( 4 счета - вдох, 4 - задержка, 4 - выдох, 4 - задержка). - Ритм движущейся кошки. Педагоги должны придумать ритмический рисунок, передающий движения животного и представить другим. - «Крадущаяся кошка». Участникам предлагается представить себя кошкой, которая крадется за добычей. Движение по кругу, плавно, постепенно. - Релаксация «Дерево». - Исполнение формул психологической устойчивости «Твердо по жизни я иду». - Творчество. Мелодизация образов животных «Хоровод кошек»

III. «Цветок» Задачи: •обучение психокоррекционным техникам, снимающим эмоциональный стресс и экстериоризирующим негативные переживания; •побуждение желания взаимодействовать. Оснащение: краски, карандаши, мел, листы бумаги, магнитофон, тексты формул. Содержание: - Дыхательное упражнение «Засыпающий цветок». На одну четверть - вдох, на три четверти - выдох. - Ритм человека, подходящего к цветку. - «Любование цветком». Участники группы по кругу медленно плавными движениями передают друг другу цветок, любуясь им и наслаждаясь ароматом. - Восприятие музыки. «Рисование». Изображение с помощью любых материалов впечатлений от прослушанной музыки. - Исполнение формул защиты от беспокойства и плохих мыслей «Опасенья все твои пусты» (см. приложение 3). - Творчество. Мелодизация природных явлений. Выполнение упражнения «Летний дождь»: каждый член группы передает с помощью звуков ощущения от летнего дождя.

IV. «Прогулка по лесу» Задачи: •обучение технике релаксации при воспроизведении ритмообразующих движений в музыке; •развитие способности к самоанализу. Содержание: - Дыхательное упражнение «Недоенная корова». Участники выполняют упражнение, делая вдох, затем поют (мычат) мелодию на выдохе. - Ритм звуков, услышанных однажды на прогулке. - Танец «Прогулка по сказочному лесу» Участники группы, двигаясь в медленном темпе, представляют себя в сказочном лесу, выражают в движениях великолепие природы. - Релаксация «Осенний лес». - Исполнение формул защиты от беспокойства «Постарайся не спешить, не торопиться» - Творчество. Мелодизация четырех стихий - педагоги должны сочинить «Песню ветра».

- Упражнение «Главное – второстепенное». –Напишите на листе бумаги 5-8 дел, которые для вас в настоящее время наиболее важны: на первом месте самое важное и т.д. – А сейчас закройте глаза и постарайтесь представить себя в конце жизни, как будто вам сейчас лет 75-80. Вы уже не работаете, занимаетесь своими делами, домашним хозяйством, вы часто думаете о своей жизни, вспоминая самые грустные или радостные события. Вообразите, что из этого времени, вы сейчас смотрите в своё настоящее и оцениваете, что для вас главное и что второсте-пенное. Например, как много времени и сил отдавали какому-то занятию, которое не имело для вашей жизни большого значения и только казалось вам очень важным. – А теперь откройте глаза, возьмите новый лист бумаги, и составьте список своих занятий по степени значимости их для вашей жизни, как бы от лица вас, смотрящих на свою жизнь со своих прожитых лет. Сравните два полученных списка. Изменились ли эти списки? Как они изменились, кто хочет высказаться?

- Рефлексия – Сегодняшней целью нашей встречи было знакомство с СЭВ, причинами его возникновения и сторонами защиты от него (ресурсы). Давайте по кругу выскажем своё мнение о встрече, о своём состоянии, желаниях, значимости для вас. Раздача флайеров «Упражнения для саморегуляции психического здоровья».

Критерии и способы оценки эффективности

Приведите критерии и способы, оценки эффективности мероприятия.


Возможности дальнейшего развития мероприятия

Опишите планы по продолжению работы с данной целевой группой по обозначенной проблеме.


Использованная литература

1. Антонова, Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии. 1997. Вып. 6.

2. Грэхем, Дж. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик. - М.: ТОО «Класс», 1993.

3. Использование музыкальных средств в целях реабилитации школьников // Детский психолог. 1993. Вып. 6.

4. Левитан, К. М. Основы педагогической деонтологии. - М.: Наука, 1994.

5. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.

6. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. - М.: Владос, 1999.

7. Психолог - учителю: оценка профессионального стресса // Детский психолог. 1996. Вып. 14.

8. Реан, А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. 1997. № 1.

9. Реан, А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2001.

10. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др.; Под ред. А. Е. Сухова, А. А. Деркача. - М.: Изд. центр «Академия», 2001.

11. Ткачева, В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. - М.: Гном, 2000.

12. Тренинг личностного роста //Детский психолог. 1995. Вып. 7.

13. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.

Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы

Шаблон составлен на основе Технологической карты оценки авторской разработки, предъявляемой психологом (урока психологии, занятия для школьников (дошкольников, студентов), семинара, группового консультирования для педагогов, родителей), в том числе и с использованием ИКТ.