Круглый стол Формирование универсальных учебных действий /Рабочий журнал команды № 2

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Наш план действий)
(Наш план действий)
Строка 416: Строка 416:
*реализация программы психологического сопровождения личности младшего школьного возраста--[[Участник:Макова|Макова]] 08:47, 30 октября 2010 (UTC)
*реализация программы психологического сопровождения личности младшего школьного возраста--[[Участник:Макова|Макова]] 08:47, 30 октября 2010 (UTC)
-
*'''Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников'''  
+
*'''Психологическое сопровождение Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников'''  
1. разработать и реализовать теоретическую психолого-педагогическую модель духовно-нравственного развития личности младшего школьного возраста (структурные компоненты, их обоснование);
1. разработать и реализовать теоретическую психолого-педагогическую модель духовно-нравственного развития личности младшего школьного возраста (структурные компоненты, их обоснование);

Версия 11:50, 30 октября 2010

Содержание

Давайте познакомимся

  • Название команды

"Сам себе режиссер"

Изображение:Wdtnjr.jpg


  • Состав команды


Чернышова Валентина Михайловна зав.лабораторией психологического сопровождения УВП, ТОИПКРО, г.Тамбов Тамбовская область

Бугаева Ольга Алексеевна классный руководитель, МОУ Воробьевская СОШ, с. Воробьевка Воронежская область

Двирная Ольга Владимировна педагог-психолог, КГООУ "Железногорская санаторно-лесная школа", г. железногорск Красноярский край

Самохвалова Наталья Сергеевна педагог-психолог, МОУ "Канашевская СОШ", с.Канашево Челябинская область

Бортникова Марина Александровна педагог-психолог, МОУ "Венгеровская СОШ", с.Венгеровка Ракитянский район

Задоя Надежда Михайловна педагог-психолог, МОУ Школа №33, г.Тамбов Тамбовская область

Макова Любовь Павловна педагог-психолог, МОУ Школа №34, г.Владимир Владимирская область

Кузьмина Надежда Павловна педагог-психолог, МОУ Школа №34, г.Владимир Владимирская область

  • Девиз


Дует ветер перемен

Личность развивается

Творчество, развитие, успех

УУД программа называется


Если знаешь зачем,то вытерпишь любое как!--Макова, Кузьмина 19:09, 20 октября 2010 (UTC)

Фотографии участников команды

Межрегиональная команда психологов:








Такие разные Универсальные учебные действия

  • Сущность рассматриваемой вами группы универсальных учебных действий

- регулятивные универсальные учебные действия


Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознания учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обощенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой напрвленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффетиктивности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирование компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции УУД включают

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося.

Владение УУД дает школьнику:

- оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация)

- объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию. учебе)

- самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки(личностная позиция, российская и гражданская идентичность)

2. Ученик умеет составлять план действий

5. Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае необходимости

8. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения

9. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того. что еще неизвестно

11. Ученик способен к волевому усилию

21. Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля

30. У ученика сформирован внутренний план действий

33. Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий

35. Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку



Картинка-схема, изображающая регулятивные универсальные учебные действия

[1]

Изображение:Rfhnf-c-tvf.jpg

  • Роль данного вида УУД для школьника

- умения регулировать свою деятельность: ставить цель с учетом изученного и усвоенного; составлять план и последовательность своих действий; прогнозировать уровень усвоения, результата, необходимого времени; контролировать с целью установления отклонений; корректировать (вносить дополнения), оценка качества усвоения; волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий).


1. Может поставить учебную задачу.

2. Составить план и последовательность действий.

3. Составить прогноз деятельности.

4. Контролировать и оценивать процесс и результаты дейтельности

5. Внести необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия

6. Способен преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки.

Учимся определять и находить УУД или о чем может рассказать мультик

==

Анализ мультиков

==*


  • Названия анализируемых мультиков "Чучело Мяучело", "Винни Пух", "Как обезьянки обедали"

Какие универсальные учебные действия мы можем «найти» в данных мультиках:

  • Коммуникативные универсальные учебные действия
  • Познавательные универсальные учебные действия
  • Регулятивные универсальные учебные действия
  • Личностные универсальные учебные действия


Что полезного в плане формирования УУД может быть транслировано ребенку через данный мультик? Ответ поясните

1. Мультфильм "Чучело Мяучело"

  • Необходимость планирования сотрудничества (определение эффективных способов взаимодействия), умения с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации (владение диалогической речью), управления поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера)
  • Формирование рефлексии способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы
  • Адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку
  • Установление связи между целью деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется

2. Мультфильм "Винни пух"

  • Необходимость выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
  • Прогнозирование результатов деятельности
  • Контроль, коррекция и оценка действий партнера по общению
  • Установление связи между целью деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется

3. Мультфильм "Как обезьянки обедали"

  • Необходимость выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
  • Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;прогнозирование результатов деятельности;контролировать и оценивать процесс и результаты дейтельности;внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки
  • Контроль, коррекция и оценка действий партнёра по общению
  • Установление связи между целью деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется


  • Размещенный мультик

Дорогие коллеги команды 1,3,4! Предлагаем вам на обсуждение мультфильм "Мешок яблок"

Какие УУД спрятаны в мультфильме?

  • Личностные УУД :Умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку
  • Коммуникативные УУД: способность сотрудничать с другими людьми, осуществлять продуктивное взаимодействие.
  • Коммуникативные УУД:умение взаимодействовать с другими животными,помогать им,договариваться,дружить.Участник 3 команды Терещенко Ирина Михайловна



  • Просмотрите ролики других команд - в обсуждении Рабочего журнала команды оставьте ваш комментарий, где напишите, какие УУД "спрятаны" в мультфильме.

Как сформировать Универсальные учебные действия?

Список технологий формирования УУД

1. Для развития умения оценивать свою работу, дети сами по предложенному алгоритму учатся оценить свое задание. 2. Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания. 3. Учитель не сравнивает детей между собой. 4. Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. 5. Учитель рассказывает на уроке новый материал, привлекая детей к открытию новых знаний. 6. Учитель обучает детей приемам работы в группах. 7. Учитель показывает, как можно прийти к единому решению в работе в группах. 8. Учитель вмешивается в учебные конфликты , проговаривая (направляя,показывая) образец. 9. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку. 10. Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей. 11. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией –пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. 12. Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления. 13. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации. 14. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности. 15. Учитель предпочитает формировать нужные ценности, прибегая к диалогическому общению и включая детей в процесс. 16. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. 17. Учитель находит способ увлечь детей знаниями. 18. Учитель показывает смысл учения, однако делает это в «корректной» форме. 19. Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия. 20. Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей. 21. Учитель дает шанс исправить ошибку. 22. Учитель включает детей к открытие новых знаний. 23. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. 24. Учитель позволяя другим детям участвовать в процессе оценивания ответов. 25. Учитель помогает ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха. 26. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. 27. Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что –то делать 28. Учитель показывает то, что ошибка –это нормально –главное –уметь учиться на ошибках. 29. Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости. 30. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других. 31. Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд. 32. Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности. 33. Учитель ненавязчиво транслирует смысл учения детям. 34. Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде 35. В конце выполнения задания, конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет. 36. Учитель на уроке использует специализированные развивающие задания, постановки вопросов, например, таксономию учебных задач Д. Толлингеровой. 37. Учитель и ребенок –общаются с позиции «на равных». 38. Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. 39. Учитель и ученики вместе решают возникаемые учебные проблемы. 40. Учитель строит урок в деятельностной парадигме. 41. Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ. 42. Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций. 43. Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных. 44. Учитель учит детей планировать свой досуг. 45. Учитель организует конструктивную совместную деятельность. 46. Учитель строит урок, учитывая структуру формирования умственных действий П. Гальперина.


Памятка для учителя Как можно развивать регулятивные универсальные учебные действия Памятка для учителя


Изображение:Gfvznrb1.jpg | Изображение:Gfvznrf 2.jpg

Анализируем мероприятия, направленные на развитие УУД и проектируем собственные

  • схемы-модели

Фрагмент модели "Новые результаты начального образования и пути их достижения" Команда "Сам себе режиссер" [2]


Модель взаимосвязи УУД [3]


Изображение:Download_ahfuvtyn.jpg | Изображение:Download_vjltkm.jpg


Анализ предложенного урока

Данный урок не позволяет формировать УУД. Учитель ничего не делала для формирования личностных, регулятивных УУД. Для формирования коммуникативных УУД попыталась вести работу в командах. Для формирования познавательных ввела в занятие проектный метод, но неудачно.

Какие ошибки допустил учитель?

  • Учитель не обращает внимание на развивающую ценность любого задания.
  • Учитель не показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
  • Учитель не рассказывает на уроке новый материал, привлекая детей к открытию новых знаний.
  • Учитель не обучает детей приемам работы в группах.
  • Учитель не вмешивается в учебные конфликты , проговаривая (направляя,показывая) образец.
  • Учитель на уроке не уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку.
  • Учитель не прибегает к диалогическому общению с детьми.
  • Учитель не считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия.
  • Учитель не организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд.
  • Учитель не учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.
  • Учитель не показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде
  • В конце выполнения задания, конце урока учитель не оценивает вместе с детьми то, чему дети научились, что получилось, а что нет.
  • Учитель на уроке не использует специализированные развивающие задания.
  • Если это учитель начальных классов, ио он уже видел детей утром и поздоровался с ними, зачем снова здороваться на уроке.
  • Если учитель поделил учеников на команды, то тогда надо чтобы дети придумали название своим командам.
  • Структура занятия не формирует у детей мотивацию к занятию и не актуализирует на совместную и индивидуальную работу.
  • Не подведен итог занятия.


Что бы вы сделали по-другому? Ответы запишите в Рабочем журнале.

1. Изменили бы структуру урока.

2. Исправили бы ошибки, которые допустил учитель (они перечислены выше)

Ход урока: 1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,начинается урок.Все ль на месте?Всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка?Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?

  • Индивидуальное задание (Упражнение "Расшифруй загадку и зашифруй к ней ответ")
  • Фронтальная работа (Игра-разминка "Правда ли это?")

2. Актуализация знаний устный счет ( интерактивная презентация)

3. Постановка цели урокаРешила старушка ватрушки испечь.Поставила тесто да печь затопила. Решила старушка ватрушки испечь,А сколько их надо — совсем позабыла.Три штучки — для внучки, Три штучки — для деда,Три штучки — для Тани,Дочурки соседа...Считала, считала, да сбилась, А печь-то совсем протопилась!Помоги старушке сосчитать ватрушки.

4. Открытие нового знания и первичное закрепеление

5. Физкультминутка

Физкультминутка для глаз Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано - Где окно, а где кино.Обведу я ими круг,Погляжу на мир вокруг.

Общая физкультминутка

Буратино потянулся. Раз – нагнулся. Два – прогнулся. Руки в стороны развёл. Видно, ключик не нашёл. Улыбнулся – и пошёл.

6. Повторение изученного

Используется "Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Математика 2 класс."

7.Домашнее задание

8.Итог урока

  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Теперь я могу…

Размещение ссылки на созданный урок

Урок по психологии в 1 классе

"Бюро находок"

  • С моей точки зрения игры "Угадай-ка" и "Назови сказку" можно тоже связвть с темой преодоления трудностей. Очнь интересно. Спасибо!--Павлова Елена 09:13, 26 октября 2010 (UTC)
  • Я считаю занятие увлекательным,интригующее начало,актуальные для школьников трудности и советы по их преодолению.Спасибо! Терещенко Ирина0.26,27 октября 2010
  • Мне кажется, что это занятие для более старшего возраста,хотя ход очень творческий. Шульц Н.В.
  • Отлично! Мне понравилось очень, содержательно, можно использовать как интегрированное занятие учитель + психолог--Макова 07:25, 30 октября 2010 (UTC)

Наш план действий

Давайте вместе составим план действий. Какие шаги необходимо предпринять психологу в школе, чтобы успешно действовать в направлении проектирования и реализации стандартов нового поколения

1. Мы планируем предпринять в школе для работы в данном направлении или уже реализуем:

  • реализация программы психологического сопровождения личности младшего школьного возраста--Макова 08:47, 30 октября 2010 (UTC)
  • Психологическое сопровождение Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

1. разработать и реализовать теоретическую психолого-педагогическую модель духовно-нравственного развития личности младшего школьного возраста (структурные компоненты, их обоснование);

2. определить критерии и выявить уровни сформированности духовно-нравственного развития личности младшего школьного возраста;

3. разработать научно-обоснованный комплекс психолого-педагогических средств, направленных на духовно-нравственное развитие младшего школьника:

-комплекс методик, ориентированных на изучение духовно-нравственной сферы личности младших школьников, позволяет исследовать каждый структурный компонент духовно-нравственной модели учащегося с целью выявления уровня сформированности духовно-нравственной сферы личности младших школьников. Это позволяет правильно определить воспитательные задачи на определенный период времени, наметить основные направления их реализации, спланировать воспитательную работу, составить программу духовно-нравственного воспитания учащихся на весь период их обучения в начальной школе.

- составить и реализовать программу по духовно-нравственному воспитанию «Надежда» (1 класс «Мир твоей души, 2 класс «Азбука нравственности», 3 класс «Азбука мудрости», 4 класс «Этические ценности русской культуры», неделя «Духовный посох») --Макова 08:47, 30 октября 2010 (UTC)

2. Оставьте отзыв в обсуждении плана: