Мастерская Родительское собрание

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Участники мастерской)
Строка 26: Строка 26:
*[[Участник:Balyasova |Балясова Людмила Ивановна]], учитель информатики, Дедовичская СОШ №2, Псковская область, baljasova @ gmail.com
*[[Участник:Balyasova |Балясова Людмила Ивановна]], учитель информатики, Дедовичская СОШ №2, Псковская область, baljasova @ gmail.com
* [[Участник:Наталья Мокрицкая|Мокрицкая Наталья Олеговна]], учитель истории, МОУ СОШ №46, г. Ростов-на-Дону, mokrickaya66@mail.ru
* [[Участник:Наталья Мокрицкая|Мокрицкая Наталья Олеговна]], учитель истории, МОУ СОШ №46, г. Ростов-на-Дону, mokrickaya66@mail.ru
-
* ..
+
* [[Участник:Наталия Киселева|Киселева Наталия Александровна]], заместитель директора по УВР МОУ СОШ №289 город Заозерск, Мурманской области
|}
|}

Версия 13:31, 2 мая 2010

Ведущие: Екатерина Баранова , Елена Володина

Цель: развитие умений по разработке и проведению родительских собраний

Целевая группа: классные руководители, заместители директоров по воспитательной работе, родители учащихся

Время проведения: 27 апреля - 8 мая

Содержание

Участники мастерской

Уважаемые участники, пожалуйста, впишите ниже свою фамилию и имя, должность, регион, адрес электронной почты

Актуальность темы мастерской

Практика воспитательной деятельности показывает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Результаты проведенных исследований убеждают в том, что родители были, есть и будут для школьников наиболее значимыми (референтными) лицами, обладающими обширным арсеналом возможностей влияния на процесс формирования личности ребенка. Несомненно, высокую степень референтности родителей надо учитывать при построении воспитательной работы с детьми. И одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями учащихся является родительское собрание.

Родительское собрание - это

  • основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома;
  • форма взаимодействия педагога с семьями учащихся

Предназначение собрания

  • согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка;
  • повышение педагогической культуры родителей, их активной роли в жизни класса, ответственности за воспитание детей

Периодичность проведения собрания

Классное родительское собрание проводится, как правило, один раз в четверть (триместр), но при необходимости может проходить и чаще.

Основные элементы подготовки собрания

  • выбор темы собрания;
  • определение целей родительского собрания;
  • изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме;
  • проведение микроисследования в сообществе детей и родителей;
  • определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников;
  • приглашение родителей и других участников собрания;
  • разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям;
  • оборудование и оформление места проведения родительского собрания


Методика подготовки собрания

При выборе темы собрания необходимо учитывать:


  • целевые ориентиры жизнедеятельности классного коллектива;
  • возрастные закономерности развития школьников;
  • особенности протекания процессов обучения и воспитания;
  • логику формирования педагогической культуры родителей;
  • стратегию построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи

Повестка очередного собрания в большинстве случаев определяется учителем совместно с членами родительского комитета, при этом обязательно учитывается мнение и остальных родителей. Иначе откровенного заинтересованного разговора родителей на самом собрании может не получиться.

Организаторами собраний могут быть избраны следующие целевые ориентиры:

  • повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
  • содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;
  • выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.


Задание 1.

Обозначьте актуальную на сегодняшний день тему родительского собрания в своем классе и определите цель родительского собрания в соответствии с выбранной Вами темой. Запишите их

в таблице Разработка родительского собрания

Изучение научно-методической литературы помогает выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы ее решения. Классный руководитель, как правило, первым знакомится с публикациями, а лишь затем предлагает изучить некоторые из них родителям. Нередко они становятся основой выставки литературы для участников родительского собрания.

Проведение микроисследования. Оно необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа его результатов. К таким исследовательским средствам можно отнести беседы с родителями и учащимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. В некоторых случаях помощь классному руководителю в проведении микроисследования оказывают школьный психолог и социальный педагог. Опытные педагоги считают очень важным участие членов родительского комитета в организации и анализе результатов исследования.

Задание 2.

Составьте анкету для родителей по теме Вашего собрания с помощью Документов Гугл (опрос) или Анкетер.ру

Предварительно познакомьтесь с описанием работы по созданию:

(можно разместить ранее разработанную Вами анкету, уже проверенную практикой).

Разместите ссылку на созданную анкету здесь..

Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов работы его участников. В методическом пособии "Работа классного руководителя с родителями" Р.М. Капралова называет и кратко характеризует следующие виды родительских собраний:

  • организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;
  • собрания по плану классного всеобуча родителей, являющиеся формой педагогического просвещения членов родительского коллектива;
  • тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса;
  • собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;
  • собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию;
  • итоговые, имеющие целью показать учебно-воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни класса.


В практике творчески работающих педагогов и родительских комитетов используются такие формы, как педагогическая мастерская, организационно-деятельностная игра, конференция, диспут, практикум. В соответствии с избранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания.

Задание 3.

Какие нетрадиционные виды и формы родительских собраний используете Вы и Ваши коллеги? Назовите их:

Приглашение родителей и других участников собрания. Родителей целесообразнее пригласить на собрание дважды: первый раз – за 2-3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3-4 дня с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Чаще всего соответствующие записи делаются учениками в своих дневниках, несколько реже используются изготовленные школьниками открытки-приглашения. Нельзя забывать о своевременном приглашении других участников собрания, ведь в нем могут принимать участие представители администрации учебного заведения, учителя-предметники, школьный библиотекарь, психолог, социальный педагог, работники учреждений культуры, медицины, правоохранительных органов и др.

Задание 4.

Составьте текст приглашения на родительское собрание, разрабатываемое Вами в Мастерской:


  • Родительское собрание «Семейный альбом»

Состоится__________

Уважаемые родители!

Приглашаю Вас к доверительному разговору о том,как воспитывать в детях уважительное отношение к старшему поколению, ветеранам войны.

Классный руководитель Бугаева Ольга Алексеевна

  • ..
  • ..
  • ..
  • ..

Подготовка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям. Решение – это обязательный элемент родительского собрания. Поэтому классный руководитель должен за 2-3 дня до собрания составить проект его решения. Решение может иметь не только "классическую" форму – в виде перечня планируемых действий и участников, ответственных за их осуществление, но и быть представленным в форме рекомендаций или памяток для родителей. При их разработке целесообразно воспользоваться помощью социального педагога, психолога, логопеда и других работников школы.

Задание 5.

Разработайте проект решения Вашего собрания в форме памятки или любой другой творческой форме. Представьте проект решения на слайде (в тестовом документе, записи на этой странице) и разместите ссылку на него ниже:

  • ..
  • ..
  • ..
  • ..

Оборудование и оформление места проведения родительского собрания. Разумеется, собрание должно проходить в чистом, уютном и красиво оформленном кабинете. В классной комнате размещаются выставки творческих работ учащихся (поделок, рисунков, фотографий, сочинений и т.п.) и научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме. На доске цветными мелками пишутся тема и эпиграф родительского собрания, изображаются таблицы и диаграммы с результатами проведенного в классе микроисследования, вывешиваются плакаты с памятками для родителей. В соответствии с избранной организационной формой собрания расставляются стулья и столы, на которые кладут бумагу для заметок, карандаши, ручки, фломастеры и нередко прикрепляют таблички с названиями игровых групп.

Перечисленные действия по подготовке собрания позволяют учителю и членам родительского комитета быть более уверенными в том, что собрание состоится, успешно пройдет и окажется полезным для родителей и других его участников.

Методика проведения собрания

Родительское собрание можно условно разделить на три части – вступительную, основную и заключительную.

Вступительная часть. Родительское собрание открывает и ведет в дальнейшем, как правило, классный руководитель или председатель родительского комитета. Кто-то из них в своем вступительном слове объявляет повестку собрания, напоминает его цели и задачи, знакомит с порядком совместной работы его участников, представляет приглашенных на собрание, подчеркивает актуальность обсуждаемых вопросов. Важно, чтобы в первые минуты собрания родители уже были мобилизованы, заинтересованы и готовы к активному участию в нем.

Основная часть. Именно в данный период излагается наиболее важная информация, происходит коллективное ее обсуждение, осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы. Организация деятельности участников собрания строится в соответствии с правилами и требованиями, присущими избранной форме родительского форума. Необходимо сделать все для того, чтобы на собрании царила атмосфера заинтересованности, доброжелательности, доверия, чтобы происходило обогащение теоретического и практического арсенала родителей, чтобы не допускалось публичное осуждение родителей, даже в виде мелких упреков, за неудачи их детей в учебе или нарушение ими правил поведения учащихся. Лучше обратить внимание мам и пап на эти недостатки в индивидуальной беседе или сделать им письменное сообщение.

Заключительная часть. Эта часть собрания включает в себя такие важные моменты, как принятие решения и анализ происшедшего на собрании. В данный период дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания, и затем оно утверждается с внесенными в него поправками. Очень важно, чтобы заключительный этап собрания стал прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению проблем, выявленных в ходе обсуждения.

План описания деятельности по подготовке и проведению собрания

  1. Тема родительского собрания.
  2. Фамилия и инициалы автора-разработчика.
  3. Цели собрания.
  4. Участники родительского собрания
  5. Подготовительная работа.
  6. Оформление, оборудование и инвентарь.
  7. Ход собрания.
  8. Решение родительского собрания.
  9. Список использованной литературы.

Использование Интернет-сервисов при подготовке и проведении собрания

С 3 февраля по 16 марта 2010 года прошел 4 этап регаты школьных команд, посвященный проведению родительских собраний с помощью Интернет. Познакомьтесь с результатами исследования одной из команд Регаты.

Регата_Школьных_команд/Бортовой_журнал_команды_БРИЗ

Методическая копилка

Познакомьтесь с родительскими собраниями, разработанными педагогами и методистами Псковской области. Поделитесь своим опытом, заполнив графы таблицы Разработка родительского собрания

Литература и интернет-ресурсы

  1. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. Ярославль, 2003.
  2. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980.
  3. Степанов Е.Н. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности. М., 2007.
  4. Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2001.
  5. Родительские собрания в средней школе / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой, Н.А. Алексеевой. М., 2009.
  6. СоцОбраз:Регата_школьных_команд/Проведение_родительских_собраний_с_помощью_Интернет

Отзывы участников о работе мастерской

Анализ деятельности мастерской ведущими