Мастер-класс Ученик – это объект воздействия воспитателей или субъект учебной деятельности

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Этап первый: Осознание проблемы)
(Этап первый: Осознание проблемы)
Строка 185: Строка 185:
*'' факторы стабильного порядка'' (установки, умения, навыки, привычки, убежденность) - психические свойства личности, которые отличаются стойкостью, постоянством, основываются на ценностных ориентациях (принципах) личности и ее опыте.(Цель - осознанный образ предполагаемого результата деятельности. Правильно поставленная цель - залог успеха. Как говорил древнегреческий мыслитель Сократ, человек, знающий себя и ставящий цель, осуществление которой ему под силу, проживет счастливо. По его мнению, не следует ставить перед собой цель, превосходящую собственные силы, и важно уметь использовать окружение (социальную среду) для ее достижения.Смысл гуманной педагогики -  подведение духовно-нравственной основы под все образование, а это значит, что при единстве воспитания и обучения в образовании ведущим является воспитание на основе общечеловеческих ценностей, какой бы предмет ни изучался (математика, история, русский язык, иностранный язык, биология, химия и т.д.)--[[Участник:Любовь Михайловна|Любовь Михайловна]] 08:55, 26 ноября 2011 (UTC)
*'' факторы стабильного порядка'' (установки, умения, навыки, привычки, убежденность) - психические свойства личности, которые отличаются стойкостью, постоянством, основываются на ценностных ориентациях (принципах) личности и ее опыте.(Цель - осознанный образ предполагаемого результата деятельности. Правильно поставленная цель - залог успеха. Как говорил древнегреческий мыслитель Сократ, человек, знающий себя и ставящий цель, осуществление которой ему под силу, проживет счастливо. По его мнению, не следует ставить перед собой цель, превосходящую собственные силы, и важно уметь использовать окружение (социальную среду) для ее достижения.Смысл гуманной педагогики -  подведение духовно-нравственной основы под все образование, а это значит, что при единстве воспитания и обучения в образовании ведущим является воспитание на основе общечеловеческих ценностей, какой бы предмет ни изучался (математика, история, русский язык, иностранный язык, биология, химия и т.д.)--[[Участник:Любовь Михайловна|Любовь Михайловна]] 08:55, 26 ноября 2011 (UTC)
* генетическая наследственность,состояние здоровья человека,обстоятельства его биографии,социальный опыт,этнокультурные традиции.--[[Участник:Федосеева Ирина Владимировна|Федосеева Ирина Владимировна]]
* генетическая наследственность,состояние здоровья человека,обстоятельства его биографии,социальный опыт,этнокультурные традиции.--[[Участник:Федосеева Ирина Владимировна|Федосеева Ирина Владимировна]]
-
*
+
* '''''СОЦИУМ''''' как фактор воспитания личности ребёнка.--[[Участник:Канашина Анна Александровна|Канашина Анна Александровна]]
*
*
*
*
Строка 208: Строка 208:
* ''Стремление к новому'' характеризуется следующими показателями: способностью к фантазии; творческим воображением; способностью создавать новые образы (в том числе неправдоподобные, фантастические, нестандартные); способностью обнаруживать новые связи между элементами творческого задания по сходству, смежности и контрасту.--[[Участник:Надежда Павловна|Надежда Павловна]] 08:43, 26 ноября 2011 (UTC)
* ''Стремление к новому'' характеризуется следующими показателями: способностью к фантазии; творческим воображением; способностью создавать новые образы (в том числе неправдоподобные, фантастические, нестандартные); способностью обнаруживать новые связи между элементами творческого задания по сходству, смежности и контрасту.--[[Участник:Надежда Павловна|Надежда Павловна]] 08:43, 26 ноября 2011 (UTC)
* "Эмоциональность".Говорят, что если свежий огурец бросить в банку с солёными огурцами, то через некоторое время он станет таким же. Так окружение и обстоятельства могут влиять на изменение эмоционального типа личности, приобретения новых навыков эмоционального реагирования. Важно также понять, что нет плохих или хороших эмоциональных качеств, есть те, которые мешают эффективно действовать в данный, конкретный промежуток времени, есть те, которые помогают. Главное всегда иметь выбор, что и как переживать, какие эмоции будут актуальными и целесообразными.--[[Участник:Федосеева Ирина Владимировна|Федосеева Ирина Владимировна]]
* "Эмоциональность".Говорят, что если свежий огурец бросить в банку с солёными огурцами, то через некоторое время он станет таким же. Так окружение и обстоятельства могут влиять на изменение эмоционального типа личности, приобретения новых навыков эмоционального реагирования. Важно также понять, что нет плохих или хороших эмоциональных качеств, есть те, которые мешают эффективно действовать в данный, конкретный промежуток времени, есть те, которые помогают. Главное всегда иметь выбор, что и как переживать, какие эмоции будут актуальными и целесообразными.--[[Участник:Федосеева Ирина Владимировна|Федосеева Ирина Владимировна]]
-
*
+
* '''''УВЕРЕННОСТЬ!'''''Уверенность в себе проявляется в следующих моментах: чувство уверенности (внутреннее ощущение силы, права и правоты), уверенное поведение, демонстрирущее силу и характерное для людей с сильной позицией, решительность (уверенное принятие и определенность в решениях). --[[Участник:Канашина Анна Александровна|Канашина Анна Александровна]]
*
*
*
*

Версия 16:38, 26 ноября 2011


Ученик – это объект воздействия воспитателей или субъект учебной деятельности?

Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно “знаний, умений, навыков” к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества, в оказание помощи воспитаннику в становлении его как субъекта своей жизнедеятельности. Несмотря на изменяющуюся атмосферу общественной жизни, ее демократизацию и гуманизацию, воспитательная работа в массовой школьной практике по-прежнему осуществляется «сверху» и представляет собой набор стандартных методов и форм педагогической деятельности, предписывающих воспитуемым роль объектов воздействия, а не субъектов социальной жизни, саморазвития и собственного жизнетворчества. Ученик, будучи объектом педагогической деятельности учителя, становится субъектом учебно-познавательной деятельности, которую организует учитель. Но ученик выступает не как самостоятельный субъект познавательной деятельности, а как субъект, воспроизводящий в своей учебно-познавательной деятельности структуру и содержание педагогической деятельности учителя. Полноценным субъектом познавательной деятельности человек может стать только тогда, когда осваивает формы, способы, методы, принципы и средства познавательной деятельности. Парадокс еще и в том, что ребенок еще не может оценить практическую значимость изучаемых в школе наук: у него нет соответствующего жизненного, практического опыта. В этом одна из причин низкой учебно-познавательной активности школьников: они изучают науки потому, что их заставляют их изучать.

  • Задачи мастер-класса:
  1. Обсуждение актуальных проблем современной педагогики
  2. Составление "банка" рекомендаций для педагогов по организации урока в аспекте личностно-деятельностного подхода
  3. Совместное составление «Шпаргалка для педагога по организации урока в аспекте личностно-деятельностного подхода»
  4. Совместное составление копилки "Методы и формы работы с детьми в аспекте личностно-деятельностного подхода»
  • Для кого: для учителей - предметников, воспитателей,педагогов-психологов
  • Как принять участие:
  1. С 23 ноября регистрируемся на странице мастер-класса в качестве его участников: тем, кто еще не знаком с ресурсом, необходимо пройти регистрацию на сайте СоцОбраз. Для этого в верхнем правом углу любой страницы нажмите ссылку Представиться/зарегистрироваться. Если у Вас еще нет регистрации в сети СОцОбраз, нажмите ссылку Создать учетную запись. В открывшейся странице Вам необходимо заполнить поля форм. Имя участника - то имя, под которым Ваш вклад будет фиксироваться системой. Рекомендуем вводить фамилию и имя. После заполнения всех полей, нажмите Зарегистрировать нового участника. Более подробное описание в 12 шагов навстречу wiki.iot
  2. С 25 ноября запросить установить Skype-контакт с одним из ведущих мастер-класса. Если вы еще не пользовались сервисом Skype для on-line общения, то необходимо установить эту бесплатную программу на свой компьютер. После установки и регистрации в Skype, надо через функцию "Добавить контакт" ввести в строку поиска скайп-имя ведущего olgadwir и запросить установить контакт.
  3. Принять участие в общем скайп-чате:
  • 27 ноября в 16.30 по мск


О ведущих:

Двирная Ольга Владимировнапедагог-психолог Железногорская санаторная школа-интернат, Красноярский край, г.Железногорскolga.dwir@yandex.ru Skype - контакт olgadwir


Участники

Чтобы принять участие в мастер-классе, внесите себя в список участников (если Вы еще не зарегистрированы, то познакомьтесь с информацией как это сделать здесь... Успехов!)

При регистрации указываем: ФИО, должность, место работы, населенный пункт (регион), e-mail

  • Для того чтобы внести себя в число участников:- авторизуйтесь (в правом вехнем углу страницы нажимаем: Представиться/зарегистрироваться, вводим логин и пароль); - нажмите ссылку "Править" справа от названия "Участники"; - в открывшейся области вводим ваш текст, а затем нажимаем "Сохранить страницу".
Двирная Ольга Владимировнапедагог-психолог Железногорская санаторная школа-интернат Красноярский край, г. Железногорскolga.dwir@yandex.ru
Макова Любовь Павловнапедагог-психолог МОУ СОШ №34 г.Владимирlmakovado@yandex.ru

Skype - контакт lmakovado

Макова Надежда Олеговнапедагог-психолог МОУ СОШ №34 г.Владимир nadmakova@yandex.ru; скайп: maknadezda51
Кузьмина Надежда Павловнапедагог-психолог МОУ СОШ №34 г.Владимир zhi-lyubov@yandex.ru, скайп: zhi-lyubov
Жинкина Любовь Михайловнаучитель иностранных языковМОУ СОШ №34 г.Владимир zhi-lyubov@yandex.ru, скайп: zhi-lyubov
Канашина Анна Александровнаучитель начальных классов МОУ СОШ №34г.Владимир kanaschina.anna@yandex.ru
Афанасьева Ирина Васильевнаучитель начальных классов, учитель дефектолог МОУ СОШ №34 г.Владимир irusialapatusia@rambler.ru
Федосеева Ирина Владимировнаучитель начальных классовМОУ СОШ №34 г.Владимир tigrizza@bk.ru
Герасимова Наталья Николаевнаучитель начальных классовМОУ СОШ №34 г.Владимир strekosunja@yandex.ru
Шамаева Любовь Александровнапедагог-психолог МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад № 100"г. Владимирlyubow.shamaeva@yandex.ru
Терехова Раиса Петровнапедагог-организатор, учитель начальных классовЖелезногорская санаторная школа-интернатКрасноярский край, г. Железногорскraisa.terehowa@yande.ru
Пасечкина Татьяна НиколаевнаЗам.директора по УВРЖелезногорская санаторная школа-интернатКрасноярский край, г. Железногорскpasechkina@yandex.ru
Афанасенкова Жаннаучитель начальных классовЖелезногорская санаторная школа-интернатКрасноярский край, г. Железногорскjeanne.afanasenkova@mail.ru
Павлова Нинель Васильевнаучитель начальных классовЖелезногорская санаторная школа-интернатКрасноярский край, г. Железногорскninel.pavlova2012@yandex.ru
Бушуев Вадим Викторовичучитель географииГОУ СОШ №129г. Санкт-Петербург vadbush01111970@mail.ru
Васильева Татьяна Николаевнапедагог-психологГБУСО АО ЦПМПКАстраханьvtn1974@mail.ru
Марющенко Ольга Семеновнапедагог-психологЖелезногорская санаторная школа-интернатКрасноярский край, г. Железногорск...
Смекалова Юлия Валерьевна педагог-психологМБДОУ Детский сад "Золотой ключик"п.Ванино, Хабаровский крайsmekalova.yul@yandex.ru
Кулемина Елена Владимировна педагог-психологМБОУ ДОД ДООЦг. Владимирcubishca@yandex.ru
Баранова Людмила Сергеевнапедагог-психологМОУ СОШ №4Комсомольск-на-Амуре Хабаровского краяfalinopsis772011@mail.ru
Дудникова Ирина Евгеньевнапедагог-психологМОУ "СОШ № 2 (1) р. п. Самойловка"Саратовская область, р. п. Самойловкаasg.001@mail.ru
Крылова Елена учитель географии, зам.директора по ВРМКОУ "Школа № 8"г.Ирбитkrilovaelena75@gmail.com
Самохвалова Наталья Сергеевнапедагог-психологМОУ "Канашевская СОШ"Челябинская область, с. Канашевоnata-samokhvalov@mail.ru
Ружников Михаил Сергеевич учитель информатики, зам.директора по УВРМБОУ г.Иркутска СОШ №2г.Иркутскruzhnikov@mail.ru
Колесникова Татьяна Владимировнаучитель-логопедМБОУДОД ДООспЦг.Владимирbansh@bk.ru
....................

Помощь в навигации по сайту:

  • Подсказка: как оформить ссылку на свою страницу:[[Участник:Жукова Н.Н|Жукова Наталия Николаевна]]Слева пишется название страницы участника, справа - какой текст хотите видеть на странице

Этап первый: Осознание проблемы

Ни у кого не вызывает сомнения, что должны получить дети в школе – это уверенность в себе в своих силах, в том, что они подготовлены к самостоятельной взрослой жизни. Стандарты нового поколения содержат замечательные идеи о необходимости формирования и развития метапредметных (общеучебных, надпредметных) умений учащихся, в то же время не содержат описания технологических процедур осуществления и реализации новых целей образования, которые предполагают максимальное развитие тех свойств человека, которые определяются потребностями личности. Это предполагает создание условий для максимального развития способностей каждой личности, ее восхождение к высшим человеческим устремлениям, жизненным идеалам и приоритетам. Складывается впечатление, что существующая система образования обладает единственной концепцией, которая заключается в стремлении буквально «втолкать» в детей как можно больше информации. Причём часто создаётся мнение, что многие преподаватели и сами уже не представляют, зачем и кому это нужно. На несчастных детей обрушиваются всё более усложнённые программы, и школьник каждый день сталкивается с чудовищной нагрузкой, что, безусловно, включает в нём элементарный инстинкт самосохранения – защитить себя и свою психику. В связи с этим возникает несколько вопросов?

  • Как должен действовать педагог, который не имеет представлений о метарпедметных умениях, сам не владеет ими и не знает методики обучения этим умениям?
  • Существует ли сопротивление у воспитанника или воспитатели что хотят, то и пишут "на чистой доске"?
  • Готова ли школа к новому результату или продолжаем давать знания?

На эти вопросы мы ответим в ходе прохождения нашего мастер-класса. И в рамках самого первого этапа "Осознания проблемы" мы составим "портрет современной педагогики", проанализируем факторы воспитания личности и качества личности, необходимые для жизни в новых условиях открытого общества.

Материалы, которые помогут вам:

Что надо будет сделать?

Дя того, чтобы написать свой ответ: нажмите ссылку "Править" справа от названия "Этап первый: Осознание проблемы". В открывшейся области вводим свой текст, а затем нажимаем "Сохранить страницу".

Свои подробные описания оставляем ниже (не забывайте дописывать все предложения и подписать свой ответ!):

Современная педагогика – это… (напишите свои ассоциации)

  • Бесконечные метания из одной "крайности" в другую, когда не видишь результата "хорошим" начинаниям -- Двирная Ольга Владимировна
  • Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательного стандарта. Все более значимым становится его развивающий потенциал, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства к сфере образования--Надежда Павловна 07:22, 22 ноября 2011 (UTC)*
  • современная педагогика – это Искусство с большой буквы, потому что оно сочетает в себе элементы музыки, поэзии, изобразительного искусства, архитектуры, скульптуры и актерского мастерства--Любовь Михайловна 08:24, 26 ноября 2011 (UTC)
  • Как и во все времена: начинающий педагог пробует все образовательные технологии и методы, которые знает (если что-нибудь знает), потом останавливается, на том, что "работает" и, "пропуская" через свою личность формирует часто совершенно иной метод. И это НОРМАЛЬНО!--Баранова Людмила Сергеевна 16:45, 23 ноября 2011
  • это дидактика в развивающем направлении...., только в какую сторону еще непонятно -- Афанасенкова Жанна
  • это пространство возможностей для способностей -- Пасечкина Татьяна Николаевна
  • это новые ситуации "неопределенности", решение которых требует активной позиции самого учителя -- Терехова Раиса Петровна
  • "неопределенность" и "абсурд"; образовательный процесс сегодня лишен каких-либо гуманистических ориентиров, подобных тому, что были в эпоху строительства «светлого будущего», когда знали, куда вести людей и каким должен быть человек этого будущего. -- Марющенко Ольга Семеновна
  • признание личности ребенка субъектом воспитания, образования, партнером в образовательно-воспитательном процессе -- Шамаева Любовь Александровна
  • информатизация системы образования,всестороннее развитие личности учащихся Самохвалова Н.С
  • постоянный поиск, необходимость быстрого, правильного реагирования, стремительное развитие со сменой векторов и приоритетов -- Крылова Елена
  • поиск новых путей, оказывающихся,как правило, "хорошо забытым старым" -- Колесникова Татьяна
  • Гуманная педагогика - самоотверженно помогать детям открыть в себе судьбу--Макова 13:59, 25 ноября 2011 (UTC)
  • Целевая установка современного образования должна быть направлена не только на умственное развитие школьников, развитие их творческих способностей, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять знания, но и на развитие образа мышления, отношений, взглядов, убеждений, чувств.Макова Надежда Олеговна
  • Ш.А Амонашвили отвечает: “Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах”.--Надежда Павловна 08:29, 26 ноября 2011 (UTC)
  • это процесс установления духовной общности учителя с каждым учеником в классе.--Федосеева Ирина Владимировна
  • Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. --Канашина Анна Александровна

Факторы (обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию) воспитания личности …(напишите 1 фактор и его расшифровку)

  • Общение, как фактор воспитание личности школьника. (Общение – это сложнейший процесс взаимодействия между разными людьми, который заключается в обмене информацией, а так же в уважении, восприятии и понимании собеседниками друг друга.)-- Двирная Ольга Владимировна
  • Добавлю: неформальное общение."Детей не надо воспитывать. С ними надо ДРУЖИТЬ" --Баранова Людмила Сергеевна
  • Семья как фактор воспитания личности ребёнка. Личностные качества и способности ребёнка формируются в первую очередь в процессе общения с родителями и участия в разнообразных видах деятельности — игре, труде, учёбе, спорте. -- Афанасенкова Жанна
  • Субъективный фактор воспитания личности (как сознание и самосознание) - деятельность сознания. (Субъективный фактор - это диалектическое единство: волевых и познавательных способностей, переживания чувственных и творчес­ких потребностей, моральной и других форм сознания субъекта (субъектов),- с помощью которого с учетом диалектики объективных условий и субъективных факторов других субъектов, определяется диалектическое единство целей субъекта (субъектов) и средств их достижения, и посредством которого осуществляется деятельность субъекта (субъектов)). -- Пасечкина Татьяна Николаевна
  • Объективный фактор воспитания личности - совокупность общественных отношений, условий, в которых находит­ся и действует субъект (класс, нация, индивид). -- Терехова Раиса Петровна
  • Деятельность – форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. На развитие личности оказывают влияние все виды деятельности: игровая, учебная, трудовая, спортивная, художественная, общение, поэтому в процессе жизни ребенок должен быть включен в разнообразные виды деятельности. Причем, деятельность обязательно должна иметь творческий характер. -- Марющенко Ольга Семеновна
  • Творческая направленность учебно-познавательной деятельности способна побудить ребенка к самостоятельному поиску новых знаний -- Шамаева Любовь Александровна
  • Социум окружение ребёнка семья, школа,клуб и т.д. Самохвалова Н. С.
  • внутренние -интерес и/или неудовлетворённость собой и своими способностями; внешние - вызовы времени, интересы окружения, постоянные изменения в обществе, появление технических новинок и т.п. -- Крылова Елена
  • Природные склонности и влечения, фактор наследственности, - внутренние свойства человека,побуждающие его к тем или иным начинаниям. -- Колесникова Татьяна
  • Гуманная педагогика - педагогика самопожертвования, педагогика духовно устремленных элитарных педагогов. --Макова 13:59, 25 ноября 2011 (UTC)
  • Как отмечает Д.И. Фельдштейн произошла интенсивная примитивизация сознания детей, рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. А за этими внешними проявлениями кроются внутренние глубинные переживания ребёнка: неуверенность, одиночество, страх, и в то же время – инфантилизм, эгоизм, духовная опустошённость. В этой связи особую значимость приобретает работа по духовно - нравственному воспитанию подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях, где в настоящее время ведется поиск различных вариантов совершенствования воспитания школьников.Макова Надежда Олеговна
  • В известном смысле нечто подобное имеет место и в саморазвитии личности. Хотя оно и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положительное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой. Этот сложнейший процесс получил название персонификации воспитания (от лат. persona - личность, facere - делать).--Надежда Павловна 08:43, 26 ноября 2011 (UTC)
  • факторы стабильного порядка (установки, умения, навыки, привычки, убежденность) - психические свойства личности, которые отличаются стойкостью, постоянством, основываются на ценностных ориентациях (принципах) личности и ее опыте.(Цель - осознанный образ предполагаемого результата деятельности. Правильно поставленная цель - залог успеха. Как говорил древнегреческий мыслитель Сократ, человек, знающий себя и ставящий цель, осуществление которой ему под силу, проживет счастливо. По его мнению, не следует ставить перед собой цель, превосходящую собственные силы, и важно уметь использовать окружение (социальную среду) для ее достижения.Смысл гуманной педагогики - подведение духовно-нравственной основы под все образование, а это значит, что при единстве воспитания и обучения в образовании ведущим является воспитание на основе общечеловеческих ценностей, какой бы предмет ни изучался (математика, история, русский язык, иностранный язык, биология, химия и т.д.)--Любовь Михайловна 08:55, 26 ноября 2011 (UTC)
  • генетическая наследственность,состояние здоровья человека,обстоятельства его биографии,социальный опыт,этнокультурные традиции.--Федосеева Ирина Владимировна
  • СОЦИУМ как фактор воспитания личности ребёнка.--Канашина Анна Александровна


Качества личности (обобщенные свойства личности), необходимые для жизни в новых условиях открытого общества….(напишите 1 качество и его расшифровку)

  • Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям -- Двирная Ольга Владимировна
  • Самодостаточность - кем бы ты ни был, каким бы ты ни был, чем бы ты не занимался воспринимай себя, своё дело значимым и нужным и совершенствуйся в нём. Не стремись быть непременно на кого-либо похожим. "Я всю жизнь по капле выдавливаю из себя РАБА" (А.П.Чехов)--Баранова Людмила Сергеевна
  • Мобильность- англ. mobility; нем. Mobilitat. Подвижность, способность к быстрому изменению состояния, положения. Культурная мобильность - это, прежде всего, способность самостоятельно и свободно мыслить и оценивать события, творчески воспринимать информацию, способность к критическому мышлению, умение находить нестандартные решения, умение предвидеть характер и ход изменений. Профессиональная мобильность как часть социальной мобильности может быть представлена вертикальной и горизонтальной линиями в становлении карьеры. На первых этапах важна именно «горизонтальная карьера»: чем больше навыков будет освоено в разных аспектах профессии ( познавательных, научно-исследовательских, организаторских), тем более конкурентно способным становится специалист. Педагогическая мобильность – это способность педагога организовать взаимодействие с другими участниками образовательного процесса в соответствии с целями современной концепции образования, ценностями мировой и национальной культуры, новыми образовательными технологиями. - Пасечкина Татьяна Николаевна
  • Интеллигентность - он прежде чем что-то сделать, подумает, кто рядом, не нанесет ли он ему вреда - Терехова Раиса Петровна
  • Ответственность - это умение объяснить и показать как ты добился этого результата; это умение принимать решения в сложных ситуациях не только за себя, но и за тех, кто от тебя зависит; это когда человек отдает себе отчет, что все, что происходит в его жизни, его состояниях, его эмоциях, его событиях на работе и в личной жизни — это все результат, это все следствие его поступков, его действий, его способа смотреть на мир. -- Афанасенкова Жанна
  • Инициативность - это свобода самовыражения; это предприимчивость и находчивость; самостоятельность в пределах своей компетентности. -- Марющенко Ольга Семеновна
  • Способность к рефлексии - размышлению, самоанализу, самопознанию, самонаблюдению -- Шамаева Любовь Александровна
  • Активность -особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность. Самохвалова Н. С.
  • Саморазвитие - постоянная работа над собой и своими качествами через самообучение, умение найти себе и своим возможностям достойное применение -- Крылова Елена
  • Компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности. -- Колесникова Татьяна
  • Полностью согласна с уважаемой Ольгой Владимировной, это - Самостоятельность! В связи с этим, мы предполагаем, что воспитание самостоятельности как активности, как антипода инфантильности необходимо через формирование содержательно-процессуальной стороны духовно-нравственной сферы личности ребенка, отражающая связь субъективных психологических образований в сознании ребёнка с объективным миром, в котором проявляется действенность его духовно-нравственных качеств, способствует выявлению навыка моделирования личностного поведения в предложенной ситуации через «СО»: СО-трудничество, СО-перничество, СО-существование, СО-противление, СО-гласование, СО-владение, СО-участие и другие способы бытия.--Макова 13:59, 25 ноября 2011 (UTC)
  • Лидерство - черты личности - лидера - организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость и пр., формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.Макова Надежда Олеговна
  • Стремление к новому характеризуется следующими показателями: способностью к фантазии; творческим воображением; способностью создавать новые образы (в том числе неправдоподобные, фантастические, нестандартные); способностью обнаруживать новые связи между элементами творческого задания по сходству, смежности и контрасту.--Надежда Павловна 08:43, 26 ноября 2011 (UTC)
  • "Эмоциональность".Говорят, что если свежий огурец бросить в банку с солёными огурцами, то через некоторое время он станет таким же. Так окружение и обстоятельства могут влиять на изменение эмоционального типа личности, приобретения новых навыков эмоционального реагирования. Важно также понять, что нет плохих или хороших эмоциональных качеств, есть те, которые мешают эффективно действовать в данный, конкретный промежуток времени, есть те, которые помогают. Главное всегда иметь выбор, что и как переживать, какие эмоции будут актуальными и целесообразными.--Федосеева Ирина Владимировна
  • УВЕРЕННОСТЬ!Уверенность в себе проявляется в следующих моментах: чувство уверенности (внутреннее ощущение силы, права и правоты), уверенное поведение, демонстрирущее силу и характерное для людей с сильной позицией, решительность (уверенное принятие и определенность в решениях). --Канашина Анна Александровна

Этап второй: Профессиональное мышление современного педагога

«Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей» (из доклада МакКинзи: «Уроки анализа лучших образовательных систем»)

Модернизация школы в современных условиях проходит непросто: идет преодоление всего негативного, что было в прошлом, и наращивание потенциала инновационного образовательного учреждения. Наши дети – это дети нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной сферах. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Учебный процесс начинается с учителя. Он — субъект педагогической деятельности, которая составляет основу учебного процесса и определяет конечный результат обучения. Учитель по отношению к ученику выступает в двух ипостасях: с одной стороны, как специалист, носитель или представитель конкретной науки, а с другой — как личность, носитель социально-нравственных свойств и качеств. Одной из причин недостаточной подготовленности учащихся к самостоятельной мыслительной деятельности, практического обращения со своими знаниями объясняется тем, что современные педагоги сами слабо подготовлены в области профессионального мышления. Учителям, проработавшим в школе 20 и более лет, выпустившим детей, успешно определившихся в жизни, трудно понять, зачем надо менять подходы к обучению, почему необходимо самому меняться, переучиваться, когда и так «все замечательно» - контрольные написаны в основном на «хорошо и отлично». На данном этапе мастер-класса мы ответим на вопрос: «Что мешает учителю работать на новый результат и повышать свою профессиональную компетентность?»


Материалы, которые помогут вам:


Свои подробные описания оставляем ниже (постарайтесь закончить предложения и не забывайте подписать свой ответ!):

Психологические барьеры педагога:

  • Психологические установки по отношению к своей роли в школе. И не важно сколько лет проработал учитель: 20 или 2 года. Если учитель приходит в школу "наработать практику для кандидатской" - это одно; реализовать свою потребность во власти лёгкими затратами - это другое, а вот если учитель воспринимает свою профессию как МИССИЮ, по передаче того огромного пласта культуры, науки, который освоил сам и считает своим долгом передать последующим поколениям - это совсем другое!--Баранова Людмила Сергеевна
  • Барьер общения. Часто педагог просто не знает, как, о чем, зачем нужно разговаривать с детьми. Соответственно, учитель испытывает сильную эмоциональную напряжённость, а дети не чувствуют никакого эмоционального контакта. Начинающие учителя испытывают такой барьер по неопытности, а учителя со стажем - по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, что приводит к обеднению эмоционального фона образовательного процесса. В результате оказываются обедненными и личные контакты с детьми, а без эмоционального контакта не возможна продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельность. --Колесникова Татьяна Владимировна
  • Я полностью согласна с уважаемой Татьяной Владимировной, именно барьер общения затрудняет наше взаимодействие и взаимопонимание, особенно в стиле общения, в нашей манере вести себя при контактах с другими людьми. Именно от стиля общения зависит успех построения отношений. Здесь нет мелочей! Взгляд, поза, мимика, построение фраз, интонация - все это может быть как располагающим, так и отталкивающим.--Макова 16:01, 25 ноября 2011 (UTC)
  • Барьеры творчества-склонность к конформизму, выражающаяся в домини­рующем над творчеством стремлении быть похожим на дру­гих людей, не отличаться от них в своих суждениях и по­ступках, боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, пока­заться им глупым и смешным в своих суждениях.--Макова Надежда Олеговна
  • Одним из барьеров может быть -непонимание и неприятие новых направлений культуры молодёжи, их сленга и поведения. --Крылова Елена
  • неуверенность в себе. Отсутствие стремления к инновациям часто вызвано страхом ошибки, неверие в свои способности делать что-то новое. Незнание самого себя, недостаточное представление о себе--Надежда Павловна 09:01, 26 ноября 2011 (UTC)
  •  !!!чрезмерно быстро вводимые инновации,чрезмерно часто вводимые инновации (постоянные),безальтернативные инновации.--Федосеева Ирина Владимировна

Какие мероприятия в школе эффективны, чтобы снизить уровень эмоциональной тревожности педагога и активизировать его внутренний (личностный) потенциал?

  • Научная организация труда в школе и в образовании в целом. Учитель всё время боится чего-то не успеть, не отработать очередную "бумажку" сверху, и тем самым "подставить" завуча, директора и т.п. перед их проверяющими. Активизировать свой внутренний творческий потенциал учитель может только сам непрерывно осваивая новое, причём не только в педагогике.--Баранова Людмила Сергеевна
  • Стимулирование работы школьных педагогов,так как администрации необходимо тщательно продумывать всю систему мотивации деятельности подчиненных. Так, при планировании деятельности школы администрации целесообразно не только формулировать цели, задачи и порядок предстоящей работы, но и представить, захотят ли их сотрудники выполнять намеченные планы, и что надо сделать, чтобы вызвать и закрепить их стремление выполнять намеченное--Макова 15:42, 25 ноября 2011 (UTC)
  • Необходимо: формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;формировать навыки эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса;создавать условия для развития самосознания и самосовершенствования педагогов.--Макова Надежда Олеговна
  • Психологические тренинги с участием детей, совместная внеурочная деятельность с учениками, направленная на их развитие, через их интерес. --Крылова Елена
  • Психофизическая тренировка (объединения физических и психических воздействий в целостную систему гармонизации функционального состояния организма)для педагогов--Надежда Павловна 09:04, 26 ноября 2011 (UTC)
  • Я согласна со всеми высказываниями, уважаемые коллеги.Считаю все средства хороши. Главное -эмоциональный комфорт в целом, когда педагоги, администрация!!!,родители "живут" как одна семья, а не требуют, выкручиваются, отписываются друг от друга, находя всегда виновного и "крайнего".--Федосеева Ирина Владимировна

Качества (обобщенные свойства личности) личности современного педагога:

  • Грамотное и эффективное выстраивание общения с различными участниками классного коллектива --Двирная Ольга Владимировна
  • Глубокое знание преподаваемого предмета, хорошее знание возрастной психологии, умение строить доброжелательные отношения с учащимися, не зависимо от их социального статуса и учебной успешности.Баранова Людмила Сергеевна
  • Академические способности (научно-познавательные) по овладению информацией, знанием соответствующих областей науки. Стремление к новому. Открытость к знаниям. --Колесникова Татьяна Владимировна
  • Профессиональная мобильность - способность личности педагога реализовать свою потребность в определенном виде деятельности, соответствующую склонностям и возможностям с пользой для общества, умело переходить от одного уровня профессиональной деятельности к другому, т.е. расширяя, углубляя ее характер и уровень, проявлять свою профессио­нальную компетентность.--Макова 15:42, 25 ноября 2011 (UTC)
  • "Гениальность - это 90% труда и 10% Божьего дара" (высокая культура и нравственность,самоотдача, благородство,острое чувство нового,умение заглядывать в будущее и готовить, своих питомцев к жизни в будущем,максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством)--Макова Надежда Олеговна
  • Гибкость в общении и поведении, толерантность в отношениях, умение любить и принимать детей такими, какие они есть, а ещё умение вести за собой, чтобы, действуя через их интерес выводить их на безопасные и продуктивные для них дороги жизни. --Крылова Елена 05:00, 26 ноября 2011 (UTC)
  • Харизма, сильная энергетика, лидерство, т.е. умение завораживать и увлекать за собой, обладая притягательной силой. Харизматический человек наделен особой властью, он влияет на мысли и действия других людей--Надежда Павловна 09:06, 26 ноября 2011 (UTC)
  • Любовь!!! Любовь к детям, к своему делу. Любовь творит чудеса. А чудеса бывают только в сказках. Миссия педагога-научить детей верить в чудеса, тем более в наше время.--Федосеева Ирина Владимировна

Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • Непрерывное самообразование в течение всей своей жизни--Баранова Людмила Сергеевна
  • Не замыкаться в том, что знаешь сам. Делиться своими знаниями и впитывать знания извне. Не давать уму "закостенеть". Не бояться встать на позицию ученика. --Колесникова Татьяна Владимировна
  • Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях--Макова 15:42, 25 ноября 2011 (UTC)
  • Портфолио учителя - отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.--Макова Надежда Олеговна
  • Согласна с коллегами -самообразование и саморазвитие. Освоение новых педагогических и ИКТ технологий. Изменение своего сознания и позиции. --Крылова Елена 05:00, 26 ноября 2011 (UTC)
  • достижению высоких результатов способствуют такие качества, как вера в значимость и важность своего дела, понимание своей миссии, высокая работоспособность, энтузиазм, вера в себя, постоянное стремление к развитию и самосовершенствованию, внутренняя свобода. Именно высокая мотивация достижения, стремление к успеху определяют реальные результаты деятельности успешных людей.--Надежда Павловна 09:48, 26 ноября 2011 (UTC)



Этап третий: Детский организм и воспитательная среда школы

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…» Л.Н.Толстой.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как "научение жить здесь и сейчас". Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. Объектом педагогической деятельности служит ученик — обладатель мозга и носитель сознания. Школьное обучение, как и дошкольное воспитание, представляет собой не столько воздействие на сознание, которое находится еще в стадии становления, сколько на мозг, у которого нужно сформировать и развить познавательные способности, которых у него еще нет. Но способности нельзя вложить в мозг в готовом виде, их можно только формировать и развивать в процессе самостоятельной деятельности ученика. Следовательно, чтобы сформировать и развить умственную познавательную способность, ученика нужно включить в соответствующую познавательную деятельность. Учебный процесс — это и процесс становления ученика как самостоятельного субъекта познавательной деятельности. В учебном процессе он познает, приобретает знания и развивает способность понимания. В процессе учебной деятельности он научается приемам и способам использования знаний в практической деятельности. Но практическая деятельность ученика и практическая деятельность человека в различных сферах общественной жизни за пределами школы — это не одно и то же. Это разные виды деятельности, поэтому ученик должен научиться переносить умения работать со знаниями в сфере учебного процесса из учебной деятельности в практическую. Самостоятельно этому научиться ребенок не может, этому научить его должен учитель. Поэтому перед педагогом стоит задача: в процессе изучения науки, каждого научного понятия, научного закона, научной формулы через имеющийся жизненный и познавательный опыт ученика находить и указывать выходы в его будущую жизненную практику. Ценностное сознание — нравственное, политическое, эстетическое, религиозное — формируется у входящего в жизнь молодого человека только тогда, когда воспитатель видит в нем принципиально равного себе, свободного в выборе ценностей и психологически уникального субъекта, с которым он, старший и более опытный и мудрый, стремится поделиться своими ценностями, дабы они стали общими для них, а значит, вобрали в себя и особенности духовной позиции воспитанника; в этом смысле говорят (и глубоко справедливо!), что воспитывает не только учитель ученика, но и ученик учителя. Важно помнить, что, во-первых, школа работает на будущее, а, во-вторых, в этом будущем под влиянием различных жизненных ситуаций человек вспоминает преподанные ему в прошлом уроки, оценивает их с позиций приобретенного жизненного опыта и руководствуется ими в практической деятельности. Воспитательная среда школы, – какая она: агрессивная, искусственная, ломающая личность ребенка или развивающая, поддерживающая, вдохновляющая ее? От того, как производится трактовка понятия «воспитание», зависит многое в понимании сущности спрятанного за данным термином явления. На данном этапе мастер-класса мы ответим на вопрос: «Какие формы деятельности педагога наиболее эффективны в воспитании современных школьников?»


Материалы, которые помогут вам:

Свои подробные описания оставляем ниже (постарайтесь закончить предложения и не забывайте подписать свой ответ!):

Воспитание – это…

  • Можно ответить цитатами из умных книжек, но мне вспомнились хорошие и на мой взгляд правильные слова Сухомлинского о воспитательной роли среды обитания ребёнка, пусть то среда семьи или школы. Он говорил, что она (среда ) или атмосфера, особый дух школы, словно рассол в банке. Какими бы не были огурцы, большими или маленькими, какой бы формы, ровные или кривые, все они просолятся одинаково!--Баранова Людмила Сергеевна
  • А.В.Мудрик: "Воспитание - это осмысленное и целенаправленное взращивание". можно добиться разных целей, воспитывая ребёнка так или иначе. но в любом случае, воспитание - это СОдействие, СОтрудничество, СОзидание. --Колесникова Татьяна Владимировна
  • - всеобъемлющий процесс формирования человека.--Федосеева Ирина Владимировна

Особенности современных школьников:

  • В последнее время много говорят о том, что у современных детей другое восприятие мира. Новые технологии приводят к тому, что детям проще и ближе общение короткими фразами через СМС, ICQ и Twitter. Говорят о фрагментарности восприятия ими мира, о том, что само сознание у современных детей отличается "клиповостью", что все больше проблем у учеников с концентрацией внимания, все больше детей гиперактивных.--Федосеева Ирина Владимировна

Припципы личностно-деятельностного подхода во взаимодействии с учащимися: (напишите 1 принцип и его расшифровку)

  • Принцип оптимизации содержания, методов, средств, установка на отбор методов, приносящих максимальный эффект при относительно небольших затратах времени и труда.--Федосеева Ирина Владимировна

Назовите виды деятельности, обеспечивающих всестороннее развитие личности ребенка:(напишите 1 вид деятельности и его расшифруйте)


Этап четвертый: Шпаргалка для педагога по организации урока в аспекте личностно-деятельностного подхода

Личностный компонент предполагает, что в центр процесса обучения ставится как сам обучающийся, так и его личностные особенности – мотивы, цели, психологический склад, т. е. сам ученик как личность. Учитель определяет учебную цель каждого занятия и направляет весь образовательный процесс на развитие личности ученика исходя именно из интересов, знаний и умений обучающихся. ЛДП подразумевает, что в процессе преподавания любого учебного предмета максимально учитываются национальные, половые, возрастные, статусные и индивидуально-психологические особенности обучающегося. В условиях ЛДП все адресуемые ученику вопросы, задания и замечания должны стимулировать его интеллектуальную активность, поддерживать и направлять его учебную деятельность без излишней фиксации внимания на ошибках и неудачных действиях. А на данном этапе мы будем находить конструктивные методы, приемы, технологии, высказывания, которые помогают педагогу по организации урока в аспекте личностно-деятельностного подхода.И ответим на вопрос:"Как оформить урок в соответствии с новыми требованиями?"

Материалы, которые помогут вам:


Свои подробные описания оставляем ниже (постарайтесь закончить предложения и не забывайте подписать свой ответ!):

Создание атмосферы готовности к познавательной деятельности (методы и приемы)

Типы уроков в зависимости от формы их проведения

Деятельностная цель: (формирование способности…)

Организация работы ребенка с информацией (методы и приемы):

Оценочные (констатирующие, мотивирующие, стимулирующие) высказывания педагога, направленные на активизацию деятельности учащегося на уроке:

Методы обучения: (назовите 1 метод и его расшифровку)

Приемы, используемые на уроке (занятии):

Критерии оценивания результативности урока: (напишите 1 критерий)

Современные образовательные технологии: (напишите 1 технологию)



Этап пятый:Педагогическая копилка

Задание: каждый участник предложит сценарий 1 мероприятия (деловая игра, тренинг, урок-диспут, поисковый урок, комбинированный урок, акция, факультатив, проект, ..) в аспекте личностно-деятельностного подхода.


Свои работы оформляем в документах Google, не забываем подписывать название мероприятия, автора (участник Ф.И.О). Предлагаемые вами материалы пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя, родителя и специалистов, работающих с детьми. Ссылку на ваше мероприятие указываем ниже:


Банк идей

Вот и подходит к завершению наш мастер-класс. Ну и для того, чтобы обобщить все полученные в ходе мастер-класса знания и навыки, мы с вами составим ПАМЯТКУ для педагога"Рекомендации для педагогов по организации урока в аспекте личностно-деятельностного подхода"

Свои рекомендации, конструктивные приемы и упражнения, которые вы узнали в ходе нашего мастер-класса вписываем ниже по ссылке


Что узнали интересного в ходе мастер-класса: Разместите свои мнения

Свои мнения о мастер-классе размещайте по ссылке