Мастер-класс Что делать, когда "слово" уже не действует

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Этап второй: Благоприятные условия для развития личности «трудного» ребенка)
(Этап второй: Благоприятные условия для развития личности «трудного» ребенка)
Строка 322: Строка 322:
* Умение видеть положительное в поведении «трудного», умение опираться и развивать это хорошее — важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации.-- [[Федосеева Ирина|''Федосеева Ирина'']]
* Умение видеть положительное в поведении «трудного», умение опираться и развивать это хорошее — важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации.-- [[Федосеева Ирина|''Федосеева Ирина'']]
*Организация и совместное проведение досуга детей и родителей; организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед; создание условий для благоприятного взаимодействия, преодоление конфликтных ситуаций среди у частников учебно-воспитательного процесса педагогов, детей и родителей; организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания.-- [[афанасьева Ирина|''Афанасьева Ирина'']]
*Организация и совместное проведение досуга детей и родителей; организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед; создание условий для благоприятного взаимодействия, преодоление конфликтных ситуаций среди у частников учебно-воспитательного процесса педагогов, детей и родителей; организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания.-- [[афанасьева Ирина|''Афанасьева Ирина'']]
-
*
+
*отношения через «СО»: СО-трудничество, СО-перничество, СО-существование, СО-противление, СО-гласование, СО-владение, СО-участие и другие способы бытия.
-
*--[[Участник:Макова Надежда Олеговна|Макова Надежда Олеговна]]
+
*СО-зерцание, СО-средоточение, СО-отнесение, СО-поставление.Правило позитивности взаимодействия. Всем нам хоро­шо известно «золотое» правило воспитания: «правило кнута и пряника», или «правило поощрения и наказания». --[[Участник:Макова Надежда Олеговна|Макова Надежда Олеговна]]
-
*--[[Участник:Кузьмина Надежда Павловна|Кузьмина Надежда Павловна]]
+
*диалогическое общение, где позиции взрослого и подростка равны, больше проявлять свои чувства, важно, чтобы подросток не только взрослого понимал, но и '''''принимал''''', поняв, а главное, приняв идею, подросток сам будет ее осуществлять, станет нашим единомышленником--[[Участник:Кузьмина Надежда Павловна|Кузьмина Надежда Павловна]]
-
*--[[Участник:Жинкина Любовь Михайловна|Жинкина  Любовь Михайловна]]  
+
*учитывая интересы подростка, предмет разговора должен быть конкретным, затрагивающим суть дела; принимая самостоятельность подростка, не сводить ее к вседозволенности, пусть сам подросток определит время возвращения домой, объем выполнения задания работы--[[Участник:Жинкина Любовь Михайловна|Жинкина  Любовь Михайловна]]  
-
*--[[Участник:Канашина Анна Александровна|Канашина Анна Александровна]]
+
*нельзя касаться личности подростка: возникает круговая оборона, защита своей чести, своего "Я", таким образом трудно вести общения; смотрите на ребенка,подростка как на целеустремленного, прилежного человека, которому, взрослый хочет помочь, не навязывая своих советов, но подводя к определенным выводам исподволь--[[Участник:Канашина Анна Александровна|Канашина Анна Александровна]]
*
*
*
*
Строка 339: Строка 339:
* широкая и многообразная внеклассная творческая деятельность по интересам, которая дает практический тренинг самостоятельности, приносит опыт успеха и убеждает ребенка в огромных возможностях его личности.-- [[Федосеева Ирина|''Федосеева Ирина'']]
* широкая и многообразная внеклассная творческая деятельность по интересам, которая дает практический тренинг самостоятельности, приносит опыт успеха и убеждает ребенка в огромных возможностях его личности.-- [[Федосеева Ирина|''Федосеева Ирина'']]
*Правильная организация досуга учащихся с учетом специфики внешкольного общения.Система во взаимодействии школы и других социальных институтов, плановость в этой работе.-- [[Афанасьева Ирина|''Афанасьева Ирина'']]
*Правильная организация досуга учащихся с учетом специфики внешкольного общения.Система во взаимодействии школы и других социальных институтов, плановость в этой работе.-- [[Афанасьева Ирина|''Афанасьева Ирина'']]
-
*
+
*Для эффективной деятельности общеобразовательной шко­лы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков необходим комплексный подход к ре­шению  проблемы  различных  групп  специалистов.  На уровне школы это,  в первую  очередь,  взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психоло­га и врача; профилактическое направление работы должно быть прио­ритетным в работе с детьми и подростками. В первую очередь организация клубов или студий (открытая форма), в работе которых будут участвовать разные дети. ''Психологический клуб'' (студия, театр или что-то еще) работает в тематически ориентированном формате, и его цель — позитивизация “Я”. Каждая встреча посвящена какой-то теме (темы могут предлагать ребята, или психолог продумывает темы на год), которая раскрывается через активные, креативные формы работы. Примерные темы: “Имя”, “Прошлое, настоящее, будущее”, “Достижения”, “Мечты и желания”.• ''Большие психологические игры'' . Например, “Кто есть кто в Камелоте?”.• Поиск и подготовка медиаторов из детей и взрослых, помогающих и поддерживающих позитивный образ “Я” в урочное и внеурочное время.Это все — укрепление личностного ресурса. --[[Участник:Макова|Макова]] 14:59, 19 февраля 2012 (UTC)
 +
*'''Просвещение родителей''' "трудных" несовершеннолетних, реализуется с целью повышения их психолого-педагогической и правовой грамотности. Очень важно переключить внимание родителей с фиксации на негативном поведении ребенка на себя, на собственные неконтролируемые негативные эмоциональные состояния. Важно, чтобы родители знали, в связи с чем у их ребенка возникают проблемы, а также о правовой ответственности в ситуации насилия в семье. Работая с родителями, важно помнить, что они, как никто другой, нуждаются в просвещении. Просто необходимой для них является информация о том, какие есть возможности у членов семьи для медицинской или психологической реабилитации, к кому они могут обратиться за бесплатной помощью, какие есть кружки и секции, куда может ходить их ребенок, какие и когда дополнительные занятия по предметам может посещать их ребенок, какие мероприятия в школе помогут им более эффективно взаимодействовать со своими детьми.Кроме того, просто необходимо организовать семейный клуб. --[[Участник:Макова Надежда Олеговна|Макова Надежда Олеговна]]
 +
*Психологическое сопровождение детей с особенностями поведения и развития, их родителей и воспитателей. Диагностика (исследование, изучение)В рамках данного направления задачей педагога-психолога является подробный анализ любого психодиагностического материала с целью выявления проблемных зон, имеющих отношение к эмоциональным, поведенческим, личностным и другим нарушениям, так как данные нарушения являются маркерами социально-опасного положения. '''Профилактика, просвещение''' Все мероприятия, которые проводит в своем учреждении педагог-психолог, направленные на сплочение детских коллективов, на раннюю профилизацию, тематические акции и большие психологические игры, носят профилактический характер. Профилактика в отношении "трудных" прежде всего связана с ранним выявлением, а также с просвещением педагогов, родителей и самих несовершеннолетних. '''Просвещение педагогов''' — это прежде всего информирование о том, какие существуют признаки, по которым можно увидеть, что ребенок находится в социально опасном положении, правовое просвещение (нормативные документы, уголовная ответственность в ситуации психологического насилия и др.), а также просвещение в области психолого-педагогического знания (специфика "трудных" детей из семей , особенности познавательной сферы этих детей и условия обучения, специфика взаимодействия с родителями из кризисных семей и др.).  --[[Участник:Кузьмина Надежда Павловна|Кузьмина Надежда Павловна]]
 +
*Организуя профилактическую работу, можно использовать следующие формы:-комплексные консультации специалистов для школьни­ков и их родителей, проводимые на основании данных социально-психологической, психолого-педагогической и медицинской диагностики как отдельных учащихся, так и класса в целом;- оздоровление психосоциальной среды развития ребенка;- просветительская деятельность в вопросах обучения и вос­питания, половозрастной специфики соматического и пси­хического развития детей и подростков, направленная на повышение уровня компетентности взаимодействующих с ребенком взрослых;- предупреждение психологических перегрузок в процессе обучения, оказывающих негативное влияние на психику ребенка;- проведение социального закаливания детей и подростков с целью подготовки их к стрессовым ситуациям, обучение их рациональным способам снятия психо-эмоционального напряжения в проблемных ситуациях;- психолого-педагогическое изучение и отслеживание ре­бенка на протяжении всего периода его обучения в школе, своевременное выявление состояния учащихся, нервно-психических и психосоматических нарушений. Организация психолого-педагогических консилиумов с целью анализа поведения и развития школьников, условий для более полного раскрытия их возможностей;-совместные семинары для учащихся и их родителей, посвященные проблемам девиантного поведения.--[[Участник:Жинкина Любовь Михайловна|Жинкина  Любовь Михайловна]]
 +
*Необходимо проводить также '''''тренинги социальных навыков''''', которые могут быть направлены:— на формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек, в том числе и употребления ПАВ;— формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.--[[Участник:Канашина Анна Александровна|Канашина Анна Александровна]]
*
*
*
*

Версия 17:59, 19 февраля 2012


Что делать, когда "слово" уже не действует

В последнее время проблема общения с "трудными" детьми стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность таких детей неуклонно растет. Если в былые годы "трудными" детьми становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 8-11 лет.

«Трудные дети». Странное выражение. Особенно, если вспомнить, что говорят: «Дети – цветы жизни», «Дети – это дар», «Дети – это самое главное в жизни».

После таких слов задумываешься:

  • Кто такие эти трудные дети?
  • Почему они такие?
  • Существует ли продуктивный путь работы и общения с "трудными" детьми?

Для кого: для учителей - предметников, воспитателей, педагогов-психологов

Цель: обеспечение освоения алгоритма действий взрослого по активизации личности "трудного" ребенка к самовоспитанию.

Планируемые результаты:

Знают: содержание понятия «трудные» дети; особенности в поведении «трудных» детей и причины их возникновения; необходимые условия развития личности «трудного» ребенка.

Могут: эффективно реагировать в ситуациях возникновения «трудностей» у ребенка

Умеют: конструктивно выстраивать отношения с «трудными» детьми

Задачи мастер-класса:

1. Обсуждение причин возникновения «трудностей» у детей

2. Составление "Банка" рекомендаций для педагогов по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости

3. Совместное составление КОПИЛКИ " Способы, методы, формы, приемы работы с «трудными» детьми»

4. Проигрывание методов и приемов, которые помогают педагогам конструктивно выстраивать отношения с «трудными» детьми

  • Как принять участие:
  1. С 18 февраля регистрируемся на странице мастер-класса в качестве его участников: тем, кто еще не знаком с ресурсом, необходимо пройти регистрацию на сайте СоцОбраз. Для этого в верхнем правом углу любой страницы нажмите ссылку Представиться/зарегистрироваться. Если у Вас еще нет регистрации в сети СОцОбраз, нажмите ссылку Создать учетную запись. В открывшейся странице Вам необходимо заполнить поля форм. Имя участника - то имя, под которым Ваш вклад будет фиксироваться системой. Рекомендуем вводить фамилию и имя. После заполнения всех полей, нажмите Зарегистрировать нового участника. Более подробное описание в 12 шагов навстречу wiki.iot
  2. С 26 февраля запросить установить Skype-контакт с одним из ведущих мастер-класса. Если вы еще не пользовались сервисом Skype для on-line общения, то необходимо установить эту бесплатную программу на свой компьютер. После установки и регистрации в Skype, надо через функцию "Добавить контакт" ввести в строку поиска скайп-имя ведущего olgadwir и запросить установить контакт.
  3. Принять участие в общем скайп-чате:
  • 28 февраля в 16.30 по мск

О ведущих:

Двирная Ольга Владимировнапедагог-психолог Железногорская санаторная школа-интернат, Красноярский край, г.Железногорскolga.dwir@yandex.ru Skype - контакт olgadwir


Участники

Чтобы принять участие в мастер-классе, внесите себя в список участников (если Вы еще не зарегистрированы, то познакомьтесь с информацией как это сделать здесь... Успехов!)

При регистрации указываем: ФИО, должность, место работы, населенный пункт (регион), e-mail

  • Для того чтобы внести себя в число участников:- авторизуйтесь (в правом вехнем углу страницы нажимаем: Представиться/зарегистрироваться, вводим логин и пароль); - нажмите ссылку "Править" справа от названия "Участники"; - в открывшейся области вводим ваш текст, а затем нажимаем "Сохранить страницу".
Двирная Ольга Владимировнапедагог-психолог Железногорская санаторная школа-интернат Красноярский край, г. Железногорскolga.dwir@yandex.ru
Макова Любовь Павловнапедагог-психолог МБОУ СОШ №34 г.Владимирlmakovado@yandex.ru

Skype - контакт lmakovado

Макова Надежда Олеговнапедагог-психолог МБОУ СОШ №34 г.Владимир nadmakova@yandex.ru; скайп: maknadezda51
Кузьмина Надежда Павловнапедагог-психолог МБОУ СОШ №34 г.Владимир zhi-lyubov@yandex.ru, скайп: zhi-lyubov
Жинкина Любовь Михайловнаучитель иностранных языковМБОУ СОШ №34 г.Владимир zhi-lyubov@yandex.ru, скайп: zhi-lyubov
Канашина Анна Александровнаучитель начальных классов МБОУ СОШ №34г.Владимир kanaschina.anna@yandex.ru
Афанасьева Ирина Васильевнаучитель начальных классов, учитель дефектолог МБОУ "СОШ №34" г.Владимир irusialapatusia@rambler.ru
Федосеева Ирина Владимировнаучитель начальных классовМБОУ "СОШ №34" г.Владимир tigrizza@bk.ru
Герасимова Наталья Николаевнаучитель начальных классовМБОУ "СОШ №34" г.Владимир strekosunja@yandex.ru
Седова Светлана Сергеевнаучитель начальных классов МБОУ "СОШ №34" г.Владимирsvetlachoc1@yandex.ru
Яцина Маргарита Евгеньевнаучитель начальных классов МБОУ "СОШ №34" г.Владимир
Байкова Ирина Викторовнаучитель начальных классов МБОУ "СОШ №34" г.Владимирirina.baykoff@yandex.ru
Денисова Ольга Юрьевнаучитель начальных классов МБОУ "СОШ №34" г.Владимир
Терехова Раиса Петровнапедагог-организатор, учитель начальных классовЖелезногорская санаторная школа-интернатКрасноярский край, г. Железногорскraisa.terehowa@yande.ru
Пасечкина Татьяна НиколаевнаЗам.директора по УВРЖелезногорская санаторная школа-интернатКрасноярский край, г. Железногорскpasechkina@yandex.ru
Павлова Нинель Васильевнаучитель начальных классовЖелезногорская санаторная школа-интернатКрасноярский край, г. Железногорскninel.pavlova2012@yandex.ru
Калюк Евгения Михайловнаучитель немецкого и французского языкаЖелезногорская санаторная школа-интернатКрасноярский край, г. Железногорскkoliuk.eugenia@yandex.ru
Рябинина Елена ВалентиновнавоспитательЖелезногорская санаторная школа-интернатКрасноярский край, г. Железногорск...
Марющенко Ольга Семеновнапедагог-психологЖелезногорская санаторная школа-интернатКрасноярский край, г. Железногорск...
Крылова Елена учитель географии, зам.директора по ВРМКОУ "Школа № 8"г.Ирбитkrilovaelena75@gmail.com
Колесникова Татьяна Владимировнаучитель-логопедМБОУДОД ДООспЦг.Владимирbansh@bk.ru, скайп bansh37
Шамаева Любовь Александровнапедагог-психологМБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №100"г.Владимирlyubow.shamaeva@yandex.ru
Курмаш Еленаучитель начальных классовМОУ СОШ №5город Михайловск, Ставропольский крайcurmash_elena@mail.ru
Кулемина Елена Владимировнасоциальный педагог, педагог-психологМБОУ ДООЦ, школа № 40г. Владимирcubishca@yandex.ru
Бушуев Вадим Викторовичучитель географииГБОУ школа № 129г. Санкт-Петербургvadbush01111970@mail.ru
Мамкичева Ольга Анатольевнаучитель технологииГОБУ С(К) школа-интернат № 12г. Свободный Амурская областьmolga958@yandex.ru
Макушева Лариса Юрьевнаучитель-логопедГОБУ С(К) школа-интернат № 12г. Свободный Амурская областьlar-makush@yandex.ru
Чебанова Елена Николаевнапедагог-психологГОБУ С(К) школа-интернат № 12г. Свободный Амурская область
Смекалова Юлия Валерьевнапедагог-психологМБДОУ детский сад "Золотой ключик" п.ВаниноХабаровский крайsmekalova.yul@yandex.ru
.......... .... ...............
..........................
.......... .... ...............
..........................
.......... .... ...............
..........................
.......... .... ...............
..........................
.......... .... ...............
..........................
.......... .... ...............


Помощь в навигации по сайту:

  • Подсказка: как оформить ссылку на свою страницу:[[Участник:Жукова Н.Н|Жукова Наталия Николаевна]]Слева пишется название страницы участника, справа - какой текст хотите видеть на странице

Этап первый: Осознание проблемы

Сейчас очень много говорят о том, что нынешнее поколение детей - это трудные дети. Современная педагогика слова «трудные дети», «трудный ребёнок» старается использовать как можно реже, заменяя их словами «дети группы риска», «педагогически запушенные дети», «социально запущенные дети» или «дети нестандартного поведения», «учащиеся с проблемами». Если брать во внимание тот факт, что каждый человек на определённом этапе своего развития вынужден преодолевать внутренние возрастные кризисы, то всех детей можно называть трудными в какой-то момент. Поэтому такой термин применяют лишь к тем детям, проблемы которых никогда не прекращаются и не зависят от возраста.

В связи с этим, встают вопросы:

  • Что мы знаем о "трудных" детях?
  • Почему они становятся "трудными" для нас?"
  • В чем причина отклонений в поведении?
  • Что стоит за "плохим поведением" детей и подростков?
  • Существует ли продуктивный путь работы и общения с "трудными" детьми?

На эти вопросы мы ответим в ходе прохождения нашего мастер-класса. И в рамках самого первого этапа "Осознания проблемы" мы составим "портрет трудного ребенка", рассмотрим проявления «особенностей» трудного ребенка и проанализируем причины возникновения «трудностей» у детей.

Материалы, которые помогут вам:


Что надо будет сделать?

Дя того, чтобы написать свой ответ: нажмите ссылку "Править" справа от названия "Этап первый: Осознание проблемы". В открывшейся области вводим свой текст, а затем нажимаем "Сохранить страницу".

Свои подробные описания оставляем ниже (не забывайте дописывать все предложения и подписать свой ответ!):

Трудный ребенок – это...

  • "одинокий" ребенок, который постоянно нуждается в помощи (в учёбе, выполнении общественного поручения, в выборе любимого занятия, в использовании свободного времени) -- Двирная Ольга Владимировна
  • "неуспешный" ребёнок, так или иначе выбившийся из стандартов и норм общества. он осознаёт собственную неуспешность и реагирует так,как отреагировал бы любой человек,махнувший на себя рукой: агрессией и неприятием чьего-либо мнения или,наоборот,полной апатией. -- Колесникова Татьяна
  • Ребёнок, которому нужно ваше внимание--Крылова Елена
  • Трудный ребенок? кто он? отвечу словами С. Давидовича.Вот он сидит перед нами, глядите,Сжался пружиной, отчаялся он,Словно стена без дверей и без окон.Вот они, главные истины эти:Поздно заметили… поздно учли…Нет! Не рождаются трудные дети!Просто им вовремя не помогли.--Герасимова Наталья
  • в число "трудных" обычно попадают дети не "худшие", а особенно чувствительные и ранимые. Они "сходят с рельсов" под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые.--Федосеева Ирина
  • Трудные дети – это те, чье поведение откланяется от принятых в обществе стандартов и норм. Ученые и практики к этой группе относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы: гиперактивного ребенка тоже можно считать трудным.--Афанасьева Ирина
  • - это ребенок с девиантным (отклоняющим от нормы) поведением (непослушание, шалость, озорство, проступок, негативизм, упрямство и др.)--Макова 11:23, 19 февраля 2012 (UTC)
  • - это ребенок с эмоциональными проблемами (тревога, депрессия, негативные переживания, трудности понимания и выражения эмоций); с проблемами саморегуляции ( неадекватная самооценка, чрезмерный или недостаточный самоконтроль, низкая рефлексия, неконструктивные стратегии совладания стрессом, малопродуктивные механизмы психологической защиты и юр.) --Макова Надежда Олеговна
  • - это ребенок с проблемами ( ребенок плохо учится, ребенок ленится, ребенок рассеян)--Канашина Анна Александровна
  • - это ребенок с проблемами - ребенок не управляем, хронические неудачи, уход от деятельности, развитие ребенка по игровому типу, развитие ребенка по типу негативистской демонстративности --Кузьмина Надежда Павловна
  • - это ребенок с признаками отклоняющего поведения - капризы, своеволие, грубость, недисциплинированность, агрессия, правонарушения --Жинкина Любовь Михайловна

Проявления «особенностей» поведения трудного ребенка...

  • часто бывает невыдержанным; отказывается выполнять необходимую общественную работу; часто обвиняет других в своих ошибках; недоброжелателен и мстителен --Двирная Ольга Владимировна
  • так называемая "неуправляемость",когда авторитет взрослых зачастую не признаётся,особенно в подростковом возрасте. ребёнок всеми силами стремится доказать,что он - свободная личность,и не признаёт никакого житейского опыта, кроме своего -- Колесникова Татьяна
  • Это может быть отвергнутый ребёнок в коллективе, который не такой как все. Он говорит то, что не понятно другим, он ведёт себя так, как не принято всеми. Крылова Елена
  • К трудным обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Среди них много второгодников. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко вынуждены воровать, попрошайничать. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. --Герасимова Наталья
  • упрямство, своеволие, действия наперекор.--Федосеева Ирина
  • упрямство, драчливость, вспышки гнева, ярость, демонстративное , девиантное - отклоняющееся от норм поведение. --Афанасьева Ирина
  • не умеют усидчиво учиться, не обладают навыками самостоятельной работы и устойчивыми учебно-познавательными интересами--Макова 11:52, 19 февраля 2012 (UTC)
  • прием алкоголя и курение в общественных местах,токсикомания --Макова Надежда Олеговна
  • тики, бессонница, головные боли, неоправданная слезливость, "не тронь меня: я -нервный!", уходы из дома --Кузьмина Надежда Павловна
  • грубость,дерзящие учителю, сквернословящие в общении с одноклассниками и учителем, лживость (им невозможно доверять, можно "попасть на удочку"), раннее начало половой жизни--Жинкина Любовь Михайловна
  • нарушение правил режима в школе, прогулы, отказ от выполнения заданий, срывы уроков --Канашина Анна Александровна


Причины возникновения «трудностей»

  • способ самоутверждения, защита от беспомощности, тревоги, потеря самоуважения -- Двирная Ольга Владимировна
  • неумение общаться, - рассказать о своих страхах, переживаниях и сомнениях. у таких детей,как правило,нет перед глазами нормально функционирующей модели семейных отношений, он чувствует себя отверженным, ненужным даже самым близким людям; ему часто просто не у кого просить поддержки. -- Колесникова Татьяна
  • непонимание и нежелание общаться, могут быть личные проблемы, внутренние, психологические Крылова Елена
  • Социальная и педагогическая запущенность детей на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, учителей, общественности. Это равнодушие дети глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.--Герасимова Наталья
  • Отстоять право самому решать свои дела, и, вообще, показать, что он личность. И не важно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это - главное!--Федосеева Ирина
  • Одной причин, порождающих затруднения в воспитат. процессе, являются психич. заболевания и т. ч. пограничные состояния. Еще одна распространённая причина временных отклонений заключается в недостаточном учёте со стороны родителей и педагогов возрастных особенностей развития ребёнка. Неблагоприятный морально-психол. климат в семье часто является той почвой, на которой возникают отклонения в развитии личности.--Афанасьева Ирина
  • Обилие двоек в дневнике, нежелание учиться - следствие врожденных свойств, полученные ребенком от родителей по наследству, психофизические возможности, обусловленные слабостью нервной системы, особенностями темперамента, что делает затруднительным успешное и активное освоение школьного материала--Макова 12:24, 19 февраля 2012 (UTC)
  • Плохая успеваемость, быстрая утомляемость, несобранность могут стать малоподвижный образ жизни, ребенка отдали в школу слишком рано, отсутствие режима дня ребенка, жизнь - как Бог на душу положит: обед -когда захочется, прогулка - едва под окном крикнули "выходи", телесмотрение -без оглядки на часы --Макова Надежда Олеговна
  • Родительская семья - как студия звукозаписи. Люди, общаясь с человеком, будто на граммофоне проигрывают то, что "записала" своим отношением к нему мать (физическая ли психологическая жестокость или культ силы в семье, фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей, недостаточность влияния отца и др.) --Кузьмина Надежда Павловна
  • острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах, несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения--Жинкина Любовь Михайловна
  • несформированность эмоционально-волевой сферы; богатая разнообразными впечатлениями среда, способствующая вызову и проявлению неконтролируемых порывов (безразличие взрослых, недостатки предшествующего воспитания)--Канашина Анна Александровна


Этап второй: Благоприятные условия для развития личности «трудного» ребенка

На 1 этапе "Осознание проблемы" мы проанализировали "портрет трудного ребенка", обозначили проявления «особенностей» трудного ребенка и причины возникновения «трудностей» у детей. В конечном счете, все эти причины можно свести к конкретным психологическим и педагогическим причинам. Поэтому трудные дети — это всегда педагогически запущенные дети, в отношении которых где-то, когда-то и кем-то был допущен педагогический просчет, педагогическая ошибка, игнорированы принципы и подходы в воспитании «трудных» детей, - дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их личности. Школа была и остается основной социально воспитательной силой, организующей процесс воспитания «трудных» детей.

Любая неудача может вызывать появление одной из двух мыслей: 1) Все бесполезно, выхода нет, ничего не получится…; 2) Это не сработало, нужно искать другой путь, решение все равно должно существовать….

Прежде всего, необходимость осуществления таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали бы не только наличной ситуации, но и особенностям личности школьника, состоянию, в котором он в данное время находится, вследствие чего давали бы максимальный эффект, учитывая принципы и методы и приемы в воспитании «трудных» детей.

На данном этапе мастер-класса мы ответим на вопрос: «Что помогает в школе выстроить продуктивный путь работы и общения с "трудными" детьми?»

Материалы, которые помогут вам:

Свои подробные описания оставляем ниже (постарайтесь закончить предложения и не забывайте подписать свой ответ!):


Принципы воспитания «трудных» детей (укажите 1 принцип и расшифруйте его)

  • Принцип субъектости. Педагог максимально содействует развитию способностей ребенка осознавать свое «я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно. Этот принцип исключает жесткий приказ, как традиционный метод воздействия, усиливает роль этикета, приближает стиль и формы общения к этическим достижениям современной культуры.Выполнения элементарных норм поведения и выполнение детьми их неукоснительных обязанностей - это гарантируется договором педагога и воспитуемого. В договоре всего два «нельзя»: нельзя посягать на другого человека и нельзя не работать, не развивать себя. Требование их исполнения носит категорический характер. Позиция педагога:создание выбора; осмысливание; оценивание; доверие; сотрудничество. -- Двирная Ольга Владимировна
  • Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка. Он требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность. Педагог должен видеть в ребенке, прежде всего, лучшее, что позволяет формировать у ребенка позитивные качества и веру в себя. -- Герасимова Наталья
  • Принцип личностного подхода в воспитании.-- Федосеева Ирина
  • Принцип индивидуализации воспитания детей.Этот принцип предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, т.е. выявление причин трудностей, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности. -- Афанасьева Ирина
  • Принцип социальной адекватности воспитания тре­бует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание трудного ребенка.--Макова 13:47, 19 февраля 2012 (UTC)
  • Принцип социального закаливания трудных детей пред­полагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воз­действия социума, выработку определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям че­ловека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.--Макова Надежда Олеговна
  • Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным поведением предполагает определение индивиду­альной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивиду­альным особенностям, как-то: выявление причин девиантности, определение особенностей включения детей в различные ви­ды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учеб­ной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.--Кузьмина Надежда Павловна
  • Условиями реализации принципа индивидуализации явля­ются:• мониторинг изменений индивидуальных качеств ребенка;• определение эффективности влияния фронтальных под­ходов на индивидуальность ребенка;• выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;• учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;• предоставление возможности учащимся самостоятельно­го выбора способов участия во внеучебной деятельности, а также выбора сферы дополнительного образования. --Жинкина Любовь Михайловна
  • Условиями реализации Принципа социальной адекватности воспитания являются:• учет особенностей социального окружения ребенка при решении воспитательных задач;• координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка;

• обеспечение комплекса социально-педагогической помо­щи детям;• учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенности учебного заведения и т.д.);• коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной ин­формации, в том числе от средств массовых коммуникаций.--Канашина Анна Александровна


Какие методы и приемы можно использовать при воспитании "трудного" ребенка (указать 1 метод и расшифровать его)

  • Общественное поручение.Включая учащихся в различные виды трудовой деятельности, общественная работа имеет очень серьезное значение в деле воспитания целеустремленности, самостоятельности, настойчивости, выдержки и других волевых качеств. Примеры общественных поручений: консультант по предметам, организатор познавательных конкурсов и предметных олимпиад, организатор, член художественного совета, жюри конкурсов и соревнований, организатор досуга школьников, член совета класса, член ученического комитета (совета) школы, член творческой, инициативной группы, совета дела, руководитель мини-кружка для младших ребят, староста класса.Трудный школьник, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению своих действий. Поэтому нам всегда надо видеть и отмечать в поведении ребенка даже незначительные попытки сделать что- то хорошее, не оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону. Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек трудному подростку, не заигрывать с ним и в тоже время уметь кое-что прощать, «не заметить». -- Двирная Ольга Владимировна
  • Включение трудных учащихся в систему новых для них отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоко¬нравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой - «труд души». -- Герасимова Наталья
  • Переубеждение выступает как самостоятельный метод перевоспитания и одновременно как условие действенности других методов. Поэтому ему придается особое значение. Переубеждение одновременно направлено на изменение сознания, жизненного опыта и нравственных чувств. У личности в результате воздействия на ее сознание возникает чувство неудовлетворенности, отвращение к плохому в себе. Активизируя нравственные чувства, педагог помогает воспитаннику осознать причины эмоциональной неудовлетворенности и изменить образ жизни осмысление воспитанником своего поведения с порцией нравственных требований. Ощущение радости от нравственных поступков и недовольства от безнравственных способствуют формированию социально ценного жизненного опыта.-- Федосеева Ирина
  • Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование – методы, в основе которых лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности.-- Афанасьева Ирина
  • Поощрение - это выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные на­выки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуж­дение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похва­ла, благодарность, предоставление почетных прав, награжде­ние. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию. Прием - просьба о помощи. Педагог, для того чтобы расположить к себе воспитанника и уста­новить доверительный контакт, обращается к нему за советом, рассказывая о своих проблемах. При этом просит воспитанника представить себя на его месте и найти способ их решения.

Прием - оцени поступок. Для выяснения нравственных позиций подростка и коррекции этих позиций педагог рас­сказывает историю и просит оценить различные поступки участников этой истории. Прием - обсуждение статьи. Подбирается ряд статей, в ко­торых описываются различные преступления и другие асоциальные поступки людей. Педагог просит подростка дать оценку этим поступкам. В дискуссии воспитатель пытается через поставленные вопросы прийти вместе с воспитанником к правильным выводам.--Макова 13:59, 19 февраля 2012 (UTC)

  • Приучение - это разновидность педагогического требо­вания. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызы­вает недовольство. На жестком приучении основываются все казарменные системы воспитания, например армейская, где этот метод сочетается с наказанием. Прием - доброго поступка. В процессе работы с подростком ему предлагается оказать помощь нуждающимся. Важно при этом оценить положительно этот поступок, не возводя его в ранг «героического поведения».Прием - обнажение противоречий Он предполагает раз­граничение позиций воспитателя и воспитанника по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое разгра­ничение расхождений во мнении, обозначение главных ли­ний, по которым должно пройти обсуждение. Прием - стратегия жизни. В ходе беседы педагог выясняет жизненные планы воспитанника. После этого он пытается выяснить вместе с ним, что поможет реализовать эти планы, а что может помешать их реализации.--Макова Надежда Олеговна
  • Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разра­батываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедитель­ные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.Прием - самоотстранение учителя. После того как опре­делены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника. Прием — распределение инициативы предполагает созда­ние равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной инициа­тивы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь -добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе всех обучаемых.Прием - обмен ролями: учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении зада­ний. Другой вариант этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе учащих­ся или отдельному ученику.

Прием - мизансцена. Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположе­ния учащихся в классе в определенном сочетании друг с дру­гом в те или иные моменты выполнения творческой работы.--Кузьмина Надежда Павловна

  • требование-одобрение. Вовремя выс­казанное педагогом, оно действует как сильный стимул. В педагогической практике одобрение прини­мает различные, но всегда целесообразные формы.Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, так как почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанни­ков. К негативным косвенным требованиям относятся осужде­ния и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении. Прием -ролевая маска: учащимся предлагается войти в не­которую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа. Прием - непрерывная эстафета мнений. Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) при введении соот­ветствующих ограничений (требований) следует перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям уча­щихся. Прием - самостимулирование: учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встреч­ных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них под­вергаются затем коллективному обсуждению. Прием - импровизация на свободную тему: учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес; творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые усло­вия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.--Жинкина Любовь Михайловна
  • Метод упражнения - многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений - устойчивые качества личности: навыки и привычки.Метод коррекции на­правлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащихся с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример.Прием - инструктирование. На период выполнения того или иного творческого задания, устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.Прием - распределение ролей: четкое распределение функ­ций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения задания.Прием - коррекция позиций: тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктив­ность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к ис­ходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.). --Канашина Анна Александровна


Как должны быть выстроены отношения между участниками воспитательного процесса (педагог, ученика, родитель)?

  • Доброта, как одно из главных качеств человеческой культуры, лежит в основе воспитания. -- Двирная Ольга Владимировна
  • СОтрудничество, СОтворчество, Совместный поиск. Если школа и семья повернутся лицом друг к другу и будут говорить на одном языке, то тогда существенно изменятся и отношения между детьми и родителями. Это значит, что пространство развития ребёнка будет истинно гуманистическим.-- Герасимова Наталья
  • Умение видеть положительное в поведении «трудного», умение опираться и развивать это хорошее — важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации.-- Федосеева Ирина
  • Организация и совместное проведение досуга детей и родителей; организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед; создание условий для благоприятного взаимодействия, преодоление конфликтных ситуаций среди у частников учебно-воспитательного процесса педагогов, детей и родителей; организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания.-- Афанасьева Ирина
  • отношения через «СО»: СО-трудничество, СО-перничество, СО-существование, СО-противление, СО-гласование, СО-владение, СО-участие и другие способы бытия.
  • СО-зерцание, СО-средоточение, СО-отнесение, СО-поставление.Правило позитивности взаимодействия. Всем нам хоро­шо известно «золотое» правило воспитания: «правило кнута и пряника», или «правило поощрения и наказания». --Макова Надежда Олеговна
  • диалогическое общение, где позиции взрослого и подростка равны, больше проявлять свои чувства, важно, чтобы подросток не только взрослого понимал, но и принимал, поняв, а главное, приняв идею, подросток сам будет ее осуществлять, станет нашим единомышленником--Кузьмина Надежда Павловна
  • учитывая интересы подростка, предмет разговора должен быть конкретным, затрагивающим суть дела; принимая самостоятельность подростка, не сводить ее к вседозволенности, пусть сам подросток определит время возвращения домой, объем выполнения задания работы--Жинкина Любовь Михайловна
  • нельзя касаться личности подростка: возникает круговая оборона, защита своей чести, своего "Я", таким образом трудно вести общения; смотрите на ребенка,подростка как на целеустремленного, прилежного человека, которому, взрослый хочет помочь, не навязывая своих советов, но подводя к определенным выводам исподволь--Канашина Анна Александровна


Какие мероприятия в школе эффективны в воспитании «трудных» детей

  • встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях -- Двирная Ольга Владимировна
  • широкая и многообразная внеклассная творческая деятельность по интересам, которая дает практический тренинг самостоятельности, приносит опыт успеха и убеждает ребенка в огромных возможностях его личности.-- Федосеева Ирина
  • Правильная организация досуга учащихся с учетом специфики внешкольного общения.Система во взаимодействии школы и других социальных институтов, плановость в этой работе.-- Афанасьева Ирина
  • Для эффективной деятельности общеобразовательной шко­лы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков необходим комплексный подход к ре­шению проблемы различных групп специалистов. На уровне школы это, в первую очередь, взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психоло­га и врача; профилактическое направление работы должно быть прио­ритетным в работе с детьми и подростками. В первую очередь организация клубов или студий (открытая форма), в работе которых будут участвовать разные дети. Психологический клуб (студия, театр или что-то еще) работает в тематически ориентированном формате, и его цель — позитивизация “Я”. Каждая встреча посвящена какой-то теме (темы могут предлагать ребята, или психолог продумывает темы на год), которая раскрывается через активные, креативные формы работы. Примерные темы: “Имя”, “Прошлое, настоящее, будущее”, “Достижения”, “Мечты и желания”.• Большие психологические игры . Например, “Кто есть кто в Камелоте?”.• Поиск и подготовка медиаторов из детей и взрослых, помогающих и поддерживающих позитивный образ “Я” в урочное и внеурочное время.Это все — укрепление личностного ресурса. --Макова 14:59, 19 февраля 2012 (UTC)
  • Просвещение родителей "трудных" несовершеннолетних, реализуется с целью повышения их психолого-педагогической и правовой грамотности. Очень важно переключить внимание родителей с фиксации на негативном поведении ребенка на себя, на собственные неконтролируемые негативные эмоциональные состояния. Важно, чтобы родители знали, в связи с чем у их ребенка возникают проблемы, а также о правовой ответственности в ситуации насилия в семье. Работая с родителями, важно помнить, что они, как никто другой, нуждаются в просвещении. Просто необходимой для них является информация о том, какие есть возможности у членов семьи для медицинской или психологической реабилитации, к кому они могут обратиться за бесплатной помощью, какие есть кружки и секции, куда может ходить их ребенок, какие и когда дополнительные занятия по предметам может посещать их ребенок, какие мероприятия в школе помогут им более эффективно взаимодействовать со своими детьми.Кроме того, просто необходимо организовать семейный клуб. --Макова Надежда Олеговна
  • Психологическое сопровождение детей с особенностями поведения и развития, их родителей и воспитателей. Диагностика (исследование, изучение)В рамках данного направления задачей педагога-психолога является подробный анализ любого психодиагностического материала с целью выявления проблемных зон, имеющих отношение к эмоциональным, поведенческим, личностным и другим нарушениям, так как данные нарушения являются маркерами социально-опасного положения. Профилактика, просвещение Все мероприятия, которые проводит в своем учреждении педагог-психолог, направленные на сплочение детских коллективов, на раннюю профилизацию, тематические акции и большие психологические игры, носят профилактический характер. Профилактика в отношении "трудных" прежде всего связана с ранним выявлением, а также с просвещением педагогов, родителей и самих несовершеннолетних. Просвещение педагогов — это прежде всего информирование о том, какие существуют признаки, по которым можно увидеть, что ребенок находится в социально опасном положении, правовое просвещение (нормативные документы, уголовная ответственность в ситуации психологического насилия и др.), а также просвещение в области психолого-педагогического знания (специфика "трудных" детей из семей , особенности познавательной сферы этих детей и условия обучения, специфика взаимодействия с родителями из кризисных семей и др.). --Кузьмина Надежда Павловна
  • Организуя профилактическую работу, можно использовать следующие формы:-комплексные консультации специалистов для школьни­ков и их родителей, проводимые на основании данных социально-психологической, психолого-педагогической и медицинской диагностики как отдельных учащихся, так и класса в целом;- оздоровление психосоциальной среды развития ребенка;- просветительская деятельность в вопросах обучения и вос­питания, половозрастной специфики соматического и пси­хического развития детей и подростков, направленная на повышение уровня компетентности взаимодействующих с ребенком взрослых;- предупреждение психологических перегрузок в процессе обучения, оказывающих негативное влияние на психику ребенка;- проведение социального закаливания детей и подростков с целью подготовки их к стрессовым ситуациям, обучение их рациональным способам снятия психо-эмоционального напряжения в проблемных ситуациях;- психолого-педагогическое изучение и отслеживание ре­бенка на протяжении всего периода его обучения в школе, своевременное выявление состояния учащихся, нервно-психических и психосоматических нарушений. Организация психолого-педагогических консилиумов с целью анализа поведения и развития школьников, условий для более полного раскрытия их возможностей;-совместные семинары для учащихся и их родителей, посвященные проблемам девиантного поведения.--Жинкина Любовь Михайловна
  • Необходимо проводить также тренинги социальных навыков, которые могут быть направлены:— на формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек, в том числе и употребления ПАВ;— формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.--Канашина Анна Александровна


Этап третий: Примеры из жизни

Обратимся к опыту каждого участника и постараемся создать копилку "примеры из жизни" для расширения опыта эффективного реагирования в подобных критических ситуациях, рассмотрим причины возникновения «трудностей» у ребенка и возможную технологию работы педагога с данным ребенком.

  • Шаг 1: Перейдя по ссылке на листе таблицы: "Примеры из жизни" описываем: реальную ситуацию или вымышленную, в которой проявились «особенности» поведения трудного ребенка и возможную педагогическую или психологическую помощь ребенку в данной ситуации.
  • Шаг 2: Каждый участник должен проанализировать ситуации, предложенные другими участниками и оставить не менее 2-х комментариев по параметрам: 1) тип «трудностей» у ребенка (в какой сфере нарушение) 2) возможную причину возникновения «трудностей» у ребенка (не забывайте подписывать свой ответ!). Свои материалы размещаем в таблице, перейдя по ссылке на листе таблицы:"Примеры из жизни")

Этап четвертый:Алгоритм действий взрослого по активизации личности "трудного" ребенка к самовоспитанию

Русским физиологом А.А.Ухтомским была впервые выдвинута гипотеза об опосредующей роли внутреннего психологического мира в отражательной деятельности организма. Согласно этой гипотезе, деятельность мозга опирается на принцип свободы выбора и свободы воли в принятии требующегося решения. Этот факт является важнейшим для педагогики и заключается в том, что человек развивается не только по заложенной в нем наследственной программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от складывающихся в его психике опыта, качеств, способностей. Такое развитие, которое определяется содержанием и уровнем психического развития личности на данный момент, может быть названо психогенным, "самопсихическим" развитием, или саморазвитием. Внутренняя часть педагогического процесса — это уже психическая деятельность ребенка как субъекта саморазвития, самовоспитания; она осуществляется на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои качества; интерпретацию этих воздействий, их оценку, решение об их сохранении, превращении в свои качества и применении их осуществляет сама личность. "Всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание" (Л.С.Выготский). Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования. А на данном этапе мы будем находить конструктивные методы, техники и приемы, которые эффективно работают на каждом шаге «алгоритма».

Материалы, которые помогут вам:


Ситуация: «Ребенок часто находится в состоянии чрезмерной возбудимости, раздражительности, плаксивости. Когда непрерывно находится повод для конфликта, якобы для того, чтобы защитить независимость и актуализировать свою индивидуальность»

1 шаг: Установление контакта с ребенком, нейтрализация его защитных механизмов (методы, приемы, упражнения)

  • При установлении контакта с трудным ребенком необходимо учитывать, что у него часто настолько не удовлетворены данные потребности, что ребенок уже боится верить взрослому.Одним из важных условий успешного контакта педагога с ребенком является смена позиций взаимодействия: сочувственное выслушивание(позиция товарища), взаимодействие "сверху вниз" - педагог дает советы, часто из обобщенного опыта и знаний (позиция советчика),взаимодействие "снизу вверх" - педагог комментирует то, что он видит, вместо того, чтобы дать совет (можно использовать метафору - краткое изложение ситуации или ее демонстрация)-- Двирная Ольга Владимировна
  • Мобилизация внутренних сил ребенка:раскрыть его возможности, умения;убедить в необходимости предстоящей работы;раскрыть перспективы его усилий;определить содержание конкретных видов деятельности.-- Федосеева Ирина Владимировна
  • Добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность; вера каждого ребенка в возможность выбора средств для достижения поставленной цели; опора на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия.-- Афанасьева Ирина Васильевна

2 шаг: Активизация «внутренних возможностей (ресурсов)» ребенка (методы, приемы, упражнения)

  • Коммуникативная компетентность - как система внутренних возможностей (ресурсов), необходимых для построения коммуникативного воздействия в определенном круге ситуаций межличностных контактов. Активизация внутренних ресурсов (уверенность в себе, общаться тепло и бесконфликтно, умея при этом отстаивать свои интересы; уравновешенность, эмпатия,терпимость к фрустрации и неопределенности, умение слышать и чувствовать партнера по общению, умение решать конфликтные ситуации), способствует развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и многому другому. Метод обучения психологическим навыкам построения межличностных отношений - Социально-психологический тренинг . Упражнения:на расширение сознания (методика "Двух стульев"), на усиление внимания к чувствам (методика "разыгрывания ролей"), работа с мечтами (если центральным моментом мечты является обсуждение или спор, то используется методика "двух стульев"), принятие ответственности за самих себя ("Я хочу", "Я не хочу"), преодоление сопротивления (методика "Двух стульев").--Двирная Ольга Владимировна
  • "Я-концепция". Часто люди знают, чего они хотят, но требуется соучастие и принятие их группой, для усиления уверенности в себе и принятия соответствующего решения.-- Федосеева Ирина Владимировна
  • Упражнение «Слушать и слышать». Попробуем посчитать до 10 (в идеале счет происходит по количеству участников). Вроде бы как просто, правда?! Просто, да не очень, потому что здесь важно не только слушать, но и слышать, чувствовать другого человека.Правила простые: по сигналу (хлопок в ладоши) кто-то говорит «Один», дальше кто-то произносит «два» и так далее. Но, если цифра прозвучала не от одного человека, а от нескольких, счет прекращается и по сигналу начинается сначала, пока все цифры не будут произнесены не более чем одним голосом. В игровой форме это упражнение учит слышать другого человека, а это очень важное умение в жизни. В данном случае в контексте заданной темы: семья и школа.Отрабатываются навыки эмпатии, произвольного поведения, самоконтроля и командного сплочения.Эмоциональный и физический настрой на сотрудничество.Упражнение «Две ладони». Соедините, пожалуйста, две ладони. Теперь надавите одной на другую, сделайте это несколько раз, усиливая интенсивность. Что вы чувствуете? Скорее всего, хочется вернуть ладони в исходное положение, так как вторая ладонь испытывает давление. Так же и в общении, при излишнем воздействии с одной стороны, возникает сопротивление с другой. Согласитесь, гораздо спокойнее и приятнее чувствовать не столь интенсивное воздействие, а позволять быть взаимодействию. Именно этого хочется, когда слышишь слова «семья и школа». Активизация осознания участников тактики и стратегии взаимодействия, как следствие – получение разного результата. Эмоциональный и физический настрой на сотрудничество. -- Афанасьева Ирина Васильевна

3 шаг: Предоставление пространства для творческой деятельности, учитывая "внутренние возможности" ребенка (Обеспечить возможность подростку проявить себя!) (мероприятия, упражнения, приемы)

  • Я вижу основную проблему трудностей у ребенка в неумении выйти из проблемной ситуации, посмотреть на нее со стороны и найти приемлемый способ выражения своих эмоций. Осознанность своих взаимоотношений с окружающими предполагает анализ, внутреннее обсуждение на основании своих действий, поступков, т.е. определенный уровень развития рефлексии. Умение ребенка сохранять позицию режиссера, т.е. действовать в условной ситуации является одним из показателей рефлексии.В индивидуальной работе с ребенком использую технологию: «режиссерская игра». Учитывая "внутренние возможности ребенка" (оригинальность мышления,богатая фантазия, умение рисовать – это прежде всего развитая зрительная память + твердая рука + свободное владение карандашом или кистью) я предлагаю способ творческой деятельности - «Рисование каракулей с процедурой «Что-ты-видишь». В данном стиле отсутствует замысел или план – каракули возникают в результате легкого движения руки, которая разрешает мелку блуждать в различных направлениях. На листе из разных линий возникает «проблемная ситуация», решение которой от ребенка требует привлечения не только мыслительных процессов (анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения), но и эмоций, интуиции, воли, воображения. Еще одни способ творческой деятельности - "Режиссерская игра с куклой или в работе со сказкой", учитывая "внутренние возможности ребенка" (артистические данные, хорошее вживание в роль, умение придумывать невероятные истории). Организовать маленький театр мне помогает ширма на столе, размером 45х40 см., в виде книжки раскладушки и игровой материал – набор кукол-марионеток. Среди персонажей кукол есть «кукольная семья», сказочные герои, животные и имеется запас не раскрашенных кукол. «Спрятавшись» за куклу-персонаж ребенок может: проявить свою агрессию, скрыть свою неуверенность, побывать в ролях, противоположных по характеру, «примерить» образы, противоположные по личностным особенностям: (уверенность-неуверенность, общительность-замкнутость, и т.д.) -- Двирная Ольга Владимировна
  • Важнейшим условием обеспечения комфортной и стимулирующей школьной среды является грамотно организованное школьное пространство, его атмосфера и наполнение, поскольку правильно организованная среда способствует становлению личности учащегося. Организация учебно-воспитательного пространства школы в большой степени зависит от соответствия эстетических характеристик типу и профилю образовательного учреждения, так как только в этом случае оно может оказывать формирующее влияние на личность учащихся.-- Афанасьева Ирина Васильевна

4 шаг: Отслеживаем эффективность (удалось или не удалось решить проблему)

  • Результативность проделанной «работы» с ребенком следующая: активизация внутренних ресурсов: повышение самооценки и уверенности в себе, терпения, навыков презентации результатов своего труда,умение видеть целое раньше частей, снижение или снятие барьера критичности и страха выглядеть «смешно и глупо»; использование ресурсов в классе: умение видеть проблемную ситуацию и сохранять эмоциональное равновесие в ней, умение позиционировать свои достижения, повышение социометрического статуса в классе. -- Двирная Ольга Владимировна


Этап пятый: Педагогическая копилка

В педагогической практике накоплено немало методов, способов, форм и приемов работы по воспитанию «трудных детей», связанных с организацией деятельности детей в классе, с использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов). Задание: каждый участник предложит сценарий 1 мероприятия (классный час, тренинг, конкурс, круглый стол, диспут, лекция, урок-беседа), в аспекте личностно-деятельностного подхода.

План оформления мероприятия:

1. Тема

2. Цели, планируемый результат

3. Задачи

4. Ход мероприятия

5. Литература

Свои работы оформляем в документах Google, не забываем подписывать название мероприятия, автора (Ф.И.О). Предлагаемые вами материалы пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и специалистов, работающих с детьми. Ссылку на ваше мероприятие указываем ниже:



Банк идей

Вот и подходит к завершению наш мастер-класс. Ну и для того, чтобы обобщить все полученные в ходе мастер-класса знания и навыки, мы с вами составим ПАМЯТКУ для педагогапо ссылке


Что узнали интересного в ходе мастер-класса: Разместите свои мнения

Свои мнения о мастер-классе размещайте по ссылке