Мастер класс Как научить ребенка понимать и принимать другого как значимого и ценного

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Этап четвертый:Алгоритм действий взрослого по решению проблем ребенка)
(Этап первый: Осознание проблемы)
Строка 160: Строка 160:
--[[Участник: Костюкова Августа|Костюкова Августа Федоровна]]
--[[Участник: Костюкова Августа|Костюкова Августа Федоровна]]
*доброжелательность в отношении к другому,понимание и умение слушать-- [[Участник: Рябинина Елена|Рябинина Елена Валентиновна]]
*доброжелательность в отношении к другому,понимание и умение слушать-- [[Участник: Рябинина Елена|Рябинина Елена Валентиновна]]
-
*
+
* терпимость, умение поставить себя на место другого и понять что он чувствует [[Участник: Крылова Елена| Крылова Е.А.]]
Строка 181: Строка 181:
*раздражительность, негативное восприятие чужого мнения, агрессивность по отношению к представителям другой расы, национальности --[[Участник: Костюкова Августа|Костюкова Августа Федоровна]]
*раздражительность, негативное восприятие чужого мнения, агрессивность по отношению к представителям другой расы, национальности --[[Участник: Костюкова Августа|Костюкова Августа Федоровна]]
*негативное и агрессивное восприятие по отношению к людям--[[Участник: Рябинина Елена|Рябинина Елена Валентиновна]]
*негативное и агрессивное восприятие по отношению к людям--[[Участник: Рябинина Елена|Рябинина Елена Валентиновна]]
-
*
+
* любое проявление человека, направленное против человека: его достоинства, его мыслей, его чувств... [[Участник:Крылова Елена| Крылова Е.А.]]
Строка 203: Строка 203:
*Воспитание в семье, господствующее в обществе мнение об отношении к насилию, агрессии, влияние СМИ и сверстников  --[[Участник: Костюкова Августа|Костюкова Августа Федоровна]]
*Воспитание в семье, господствующее в обществе мнение об отношении к насилию, агрессии, влияние СМИ и сверстников  --[[Участник: Костюкова Августа|Костюкова Августа Федоровна]]
*непонимание и недоверие--[[Участник: Рябинина Елена|Рябинина Елена Валентиновна]]
*непонимание и недоверие--[[Участник: Рябинина Елена|Рябинина Елена Валентиновна]]
-
*
+
* в непонимании собственных мотивов поведения, в непонимании другого человека, в отсутствии воспитания [[Участник:Крылова Елена| Крылова Е.А.]]
-
 
+
-
 
+
|}
|}

Версия 18:05, 27 марта 2011


Помещаем данный блок дополнительно как объявление о мастер-классе в Текущие события

Как научить ребенка понимать и принимать Другого как значимого и ценного

right‎

Проблема толерантности широко обсуждается в современном мире и это не случайно. Сейчас в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межличностных отношениях, которые носят разрушающий, деструктивный характер. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности.

Как научить ребенка, с одной стороны, слышать и принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам?

В ходе мастер-класса мы с вами рассмотрим причины «Почему ребенок может так себя вести: ПРОЯВЛЯТЬ НЕТЕРПИМОСТЬ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГОМУ (СВЕРСТНИКУ, ВЗРОСЛОМУ)», и совместно составим рекомендации для учащихся по преодолению нетерпимости к сверстнику или взрослому (воспитателю, педагогу, родителю).

  • Задачи мастер-класса:
  1. Обсуждение причин проявления интолерантного поведения по отношению к Другому
  2. Составление "банка" рекомендаций для учащихся по преодолению нетерпимости, раздражительности по отношению к сверстнику или взрослому
  3. Совместное составление КОПИЛКИ "Способы,методы, формы, приемы, игры для индивидуальной и групповой работы по воспитанию толерантности у учащихся"
  4. Проигрывание Способов и приемов, которые помогают научить ребенка понимать и принимать Другого (сверстника или взрослого) как значимого и ценного
  • Для кого: для учителей - предметников, воспитателей,педагогов-психологов, родителей.
  • Как принять участие:
  1. С 9 марта регистрируемся на странице мастер-класса в качестве его участников: тем, кто еще не знаком с ресурсом, необходимо пройти регистрацию на сайте СоцОбраз. Для этого в верхнем правом углу любой страницы нажмите ссылку Представиться/зарегистрироваться. Если у Вас еще нет регистрации в сети СОцОбраз, нажмите ссылку Создать учетную запись. В открывшейся странице Вам необходимо заполнить поля форм. Имя участника - то имя, под которым Ваш вклад будет фиксироваться системой. Рекомендуем вводить фамилию и имя. После заполнения всех полей, нажмите Зарегистрировать нового участника. Более подробное описание в 12 шагов навстречу wiki.iot
  2. С 10 по 15 марта запросить установить Skype-контакт с одним из ведущих мастер-класса. Если вы еще не пользовались сервисом Skype для on-line общения, то необходимо установить эту бесплатную программу на свой компьютер. После установки и регистрации в Skype, надо через функцию "Добавить контакт" ввести в строку поиска скайп-имя ведущего olgadwir и запросить установить контакт.
  3. Принять участие в общем скайп-чате:
  • 24 марта в 15.30 мск.

О ведущих:

Двирная Ольга Владимировнапедагог-психолог КГООУ "Железногорская санаторно-лесная школа", Красноярский край, г.Железногорскolga.dwir@yandex.ru Skype - контакт olgadwir
Болсуновская Надежда Александровнапсихолог-методист городского центра диагностики и консультирования №7 г.Красноярск, руководитель сетевого методического объединения психологов образования РФbolsunovskayan@gmail.comSkype - контакт nadenkab


Участники

Чтобы принять участие в мастер-классе, внесите себя в список участников (если Вы еще не зарегистрированы, то познакомьтесь с информацией как это сделать здесь... Успехов!)

При регистрации указываем: ФИО, должность, место работы, населенный пункт (регион), e-mail

  • Для того чтобы внести себя в число участников:- авторизуйтесь (в правом вехнем углу страницы нажимаем: Представиться/зарегистрироваться, вводим логин и пароль); - нажмите ссылку "Править" справа от названия "Участники"; - в открывшейся области вводим ваш текст, а затем нажимаем "Сохранить страницу".
Харитонова Светлана Леонидовнапедагог-психологМДОУ д/с №2 "Светлячок"г.Жердевка, Тамбовской областиSvet-271267@mail.ru
Макова Любовь Павловна,Кузьмина Надежда Павловнапедагог-психолог,зам.директора УВР нач.школаМОУ СОШ "34г.Владимирlmakovado@yandex.ru
Крылова Елена Александровнаучитель географии, зам.директора по ВРМОУ "Ирбитская общеобразовательная школа №8"г.Ирбит, Свердловской областиe210375@mail.ru
Бушуев Вадим Викторовичучитель географииГОУ СОШ №129г. Санкт-Петербургvadbush01111970@mail.ru
Шамаева Любовь Александровнапедагог-психологМДОУ "ЦРР - д/с №100"г. Владимирlyubow.shamaeva@yandex.ru
Кузьменко Нэля Николаевнаучитель географииКГООУ "Железногорская санаторно-лесная школаг. Железногорск, Красноярского краяsiyanie_severa@list.ru
Чуркова Галина Сергеевнаучитель математикиКГООУ "Железногорская санаторно-лесная школа"Красноярский край, г. Железногорскgalina.tchurckova@yandex.ru
Ширяева Галина Викторовнаучитель руского языка и литературыКГООУ "Железногорская санаторно-лесная школаКрасноярский край, г. Железногорскpaar@list.ru
Васина Татьяна Владмировнапедагог-психологГИМЦ г.Владимирvatana58@gmail.com
Бугаева Ольга Алексеевнаучитель математикиМОУ Воробьевская СОШВоронежская обл. с. Воробьевкаoabugaeva@yandex.ru
Слесарева Ольга Павловнаучитель математикиКГООУ "Железногорская санаторно-лесная школаКрасноярский край, г. Железногорскolikas@mail.ru
Павлова Нинель Васильевнаучитель начальных классовКГООУ "Железногорская санаторно-лесная школаКрасноярский край, г. Железногорскninel.pavlova2012@yandex.ru
Терехова Раиса Петровнапедагог-организатор, учитель начальных классовКГООУ "Железногорская санаторно-лесная школаКрасноярский край, г. Железногорскraisa.terehowa@yande.ru
Прозорова Людмила АндреевнавоспитательКГООУ "Железногорская санаторно-лесная школаКрасноярский край, г. ЖелезногорскPraluda@mail.ru
Калюк Евгения Михайловнаучитель немецкого и французского языкаКГООУ "Железногорская санаторно-лесная школаКрасноярский край, г. Железногорскkoliuk.eugenia@yandex.ru
Карелина Любовь НиколаевнаУчитель химииКГООУ "Железногорская санаторно-лесная школаКрасноярский край, г. Железногорскkarelin57@mail.ru
Толстикова Ольга ЛеонидовнаУчитель математикиМОУ "Средняя общеобразовательная школа №16 г. Йошкар-Олы"Республика Марий Эл, г. Йошкар-Олаuspeshnay62@mail.ru
Васильева Татьяна НиколаевнаПедагог-психологОГУСО ЦПМПКг.Астраханьvtn1974@gmail.com
Пасечкина Татьяна НиколаевнаЗам.директора по УВРКГООУ "Железногорская санаторно-лесная школаКрасноярский край, г. Железногорскpasechkina@yandex.ru
Гнедко Павел Александровичстарший преподаватель, психолог АИПКПАстрахань...
Костюкова Августа Федоровнаучитель историиКГООУ "Железногорская санаторно-лесная школаКрасноярский край, г. Железногорск...
Кулемина Елена Владимировна педагог-психолог Детский образовательно-оздоровительный центр , МОУ СОШ № 40г.Владимирcubishca@gmail.com
Рябинина Елена ВалентиновнавоспитательКГООУ "Железногорская санаторно-лесная школаКрасноярский край, г. Железногорск...
... ............

Помощь в навигации по сайту:

  • Подсказка: как оформить ссылку на свою страницу:[[Участник:Жукова Н.Н|Жукова Наталия Николаевна]]Слева пишется название страницы участника, справа - какой текст хотите видеть на странице

Этап первый: Осознание проблемы

Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций: кто-то обижается, кто-то "дает сдачи", кто-то пытается найти конструктивное решение. То есть, необходимость толерантности в межличностном общении появляется тогда, когда «сталкиваются» собственное Я с Я другого человека. Для создания адекватных и эффективных педагогических стратегий необходимо понимание психологического, внутриличностного содержания феномена толерантности.Если рассмотреть диалогический подход к пониманию толерантности, то основанием общей толерантности человека является межличностная толерантность: толерантность как особый способ построения взаимоотношений, межличностного взаимодействия и общения с другими людьми, в том числе - «иными», как межличностный диалог.Главным психологическим основанием межличностной толерантности - осознанный и ценностно-осмысленный личностный выбор, в соответствии с которым человек, имея собственное мнение, позицию, уважает и признает право другого воспринимать и мыслить иначе, видит ценность многообразия, а также готов строить взаимодействие на основе понимания и учета других точек зрения.С экзистенциально-гуманистической точки зрения толерантность понимается как свободный и ответственный выбор человека «ценностного толерантного отношения к жизни, ..это ценность и жизненная позиция, реализация которой в каждой конкретной ситуации имеет определенный смысл и требует от субъекта толерантности поиска этого смысла и ответственного решения.

Какие ассоциации вызывает у вас понятие «толерантность»? Каковы проявления интолерантности? Почему ребенок может себя вести нетерпимо и раздражительно по отношению к Другому (сверстнику, взрослому)? Какова роль взрослого в формировании толерантности ? Как научить ребенка слышать и принимать другого как значимого ценного? На эти и многие другие вопросы вы получите ответ в ходе прохождения всех этапов нашего мастер-класса.

И в рамках самого первого этапа "Осознания проблемы" мы составим "портрет толерантности", проанализируем проявления интолерантности и причины интолерантного поведения.

Материалы, которые могут вам:

Что надо будет сделать?

Дя того, чтобы написать свой ответ: нажмите ссылку "Править" справа от названия "Этап первый: Осознание проблемы". В открывшейся области вводим свой текст, а затем нажимаем "Сохранить страницу".

Свои подробные описания оставляем ниже (не забывайте дописывать все предложения и подписать свой ответ!):

Толерантность - это... (Напишите свои ассоциации)

  • это терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.--Харитонова Светлана Леонидовна
  • это рукопожатие, которое включает в себя взаимопонимание, надежду на позитивное общение,на построение доверительных отношений.--Кузьменко Нэля Николаевна
  • это дорога к миру --Бугаева Ольга
  • путь к совершенству в познани мира --Павлова Нинель Васильевна
  • это уважение к человеку, к его правам, к выбору мировоззрения и жизненной позиции.-- Шамаева Любовь Александровна
  • это состояние гармонии позитивных мыслей и уравновешанного поведения, уважения к себе и уважения других, видение будущего и опыт настоящего и прошлого.--Чуркова Галина Сергеевна
  • это позитивный настрой, когда встречаешься с человеком, это даже какая-то жертва, если ты хочешь, чтобы тебя услышали и приняли,это шаг навстречу.--Ширяева Галина Викторовна
  • это добрые взаимоотношения друг с другом, терпимые взаимоотношения --Терехова Раиса Петровна
  • это любовь и уважение к представителей разных национальностей --Калюк Евгения Михайловна
  • это мирное существование --Прозорова Людмила Андреевна
  • это доброжелательное общение,взаимопонимание, уважение к окружающим. --Карелина Любовь Николаевна
  • бесконфликтное общение, терпимость --Слесарева Ольга Павловна
  • терпимость, понимание, уважение --Татьяна Владимировна 08:22, 16 марта 2011 (UTC)
  • умение понять и принять точку зрения другого, терпимость к "инаковости" --Татьяна В 16:52, 16 марта 2011 (UTC)
  • стремление понять кого-либо или чего-либо, установка на либеральное, уважительное отношение и принятие (понимание) поведения, убеждений, национальных и иных традиций и ценностей других людей, в т.ч. отличающихся от собственных. --Бушуев Вадим Викторович
  • это терпимость,доброжелательное общение, не путать с полным приятием и абсолютной подстройкой (Участник: Гнедко Павел Александрович)
  • понимание и принятие чужого мнения, терпимость и уважение к окружающим, бесконфликтность общения

--Костюкова Августа Федоровна


Проявления интолерантности...

  • В непонимании, раздражительности,недоверии, нежелании принимать обычаи, нравы другой культуры.--Кузьменко Нэля Николаевна
  • характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти--Бугаева Ольга
  • В неприятии друг друга, высокомерии, в отсутствии осмысления своих действий и поступков, в неумении прогнозировать ближнюю перспективу.--Павлова Нинель Васильевна
  • агрессивное отношение к инакомыслящим, непринятие индивудуальности другого человека, стремление снять с себя ответственность за происходящее,неуверенность в себе,тревожность, потребность в подчинении.-- Шамаева Любовь Александровна
  • открытая демонстрация неприятия присутствия иной точки зрения, культуры, обычаев. --Чуркова Галина Сергеевна
  • это ярко выраженная манера непрятия, агрессии, нетерпимости любоого мнения, кроме своего.--Ширяева Галина Викторовна
  • неуважение собеседника, непринятие его --Терехова Раиса Петровна
  • неумение принять мнение другого, неуважение его позиций -- Прозорова Людмила Андреевна
  • агрессия, расовая ненависть людей одного государства против другого --Калюк Евгения Михайловна
  • нежелание понимать других, неуважение к личности другого.--Карелина Любовь Николаевна
  • в неумении слышать собеседника, свои проблемы решают за счет других.--Слесарева Ольга Павловна
  • предубеждение, негативное отношение к привычкам и внешнему виду другого --Татьяна Владимировна 08:22, 16 марта 2011 (UTC)
  • непринятие отличных от собственных проявлений другого --Татьяна В 16:52, 16 марта 2011 (UTC)
  • неприятие другого человека, дискриминация, физическое насилие, отчужденность, вербальное отрицание --Бушуев Вадим Викторович
  • раздражительность, негативное восприятие чужого мнения, агрессивность по отношению к представителям другой расы, национальности --Костюкова Августа Федоровна
  • негативное и агрессивное восприятие по отношению к людям--Рябинина Елена Валентиновна
  • любое проявление человека, направленное против человека: его достоинства, его мыслей, его чувств... Крылова Е.А.


Причины интолерантного поведения...


Этап второй:Толерантная среда

На 1 этапе "Осознание проблемы" мы выяснили проявления интолерантности и обозначили причины интолерантного поведения. Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Для того чтобы сделать его целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность в школе.

На данном этапе мастер-класса мы ответим на вопрос: "Что помогает в школе построить открытую, бережную, свободную от напряженности среду, которая позволит учащимся свободно делиться своими переживаниями, идеями и представлениями?"

Материалы, которые помогут вам:

Свои подробные описания оставляем ниже (постарайтесь закончить предложения и не забывайте подписать свой ответ!):

Принципы организации толерантной среды школы:

  • приобщение учащихся к социальным ценностям (создание условий для творческой и проектной внеклассной деятельности учащихся: международные дистанционные интернет-игры "Битва-городов",участие в международных проектах "Добрые дети Мира",акции по защите живой природы" --Кузьменко Нэля Николаевна
  • создание благоприятной среды для формирования толерантных установок в школе, классе: педагогу содействовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается. --Павлова Нинель Васильевна
  • приобщение учащихся к решению общественно значимых задач. Приобщение школьников к проектно-исследовательской деятельности через социально-значимые дела позволяет проявить себя, формировать у школьника способности брать на себя ответственность, активно участвовать в совместном принятии решений, в различных видах социального проектирования. --Чуркова Галина Сергеевна
  • поликультурное образование, позитивное отношение к национальному своеобразию, приобщение учащихся к решению общественно значимых задач, приобщение учащихся к социальным ценностям, создание благоприятной среды для формирования толерантных установок в школе, классе, психологическая комфортность и безопасность, эмоциональная компетентность.(Бугаева Ольа)
  • 1) принцип неделимости целей педагога и ребенка по формированию толерантности; 2) принцип интеграции воспитания в соцокультуру 3) принцип целостности воспитательного процесса и реального жизненного опыта; 4) принцип непосредственного принятия мнения ребенка; 5) принцип опоры на положительное в ребенке - создание ситуаций успеха; 6) принцип единства знания и поведения - умение толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия; 7) принцип развивающей рефлексии - побуждение учащихся к осознанию собственных приемов, способов деятельности. -- Шамаева Любовь Александровна
  • принципы гуманизации, интеграции, культуросообразности, вариативности и гибкости --Терехова Раиса Петровна
  • Доброжелательное отношение всех ко всем и к каждому,совместное обсуждение проблем, если они возникли, отношения на уровне партнерства, полное отсутствие предвзятого отношения к ребенку, умение прощать и забывать обиды.--Ширяева Галина Викторовна
  • уважение к личности ученика, принятие его особенностей, концентрироваться на положительных проявлениях его поведения. --Слесарева Ольга Павловна
  • взаимная ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности --Калюк Евгения Михайловна
  • уважать мнение детей,предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самовыражения --Прозорова Людмила Андреевна
  • принципы личностно-ориентированного и вовлекающего обучения --Карелина Любовь Николаевна
  • системность, разноплановость и практическая направленность внеклассной работы школьного педагогического коллектива--Татьяна В 17:00, 16 марта 2011 (UTC)
  • широкого участия учащихся в разработке и решении школьных, местных и общественных проблем --Бушуев Вадим Викторович
  • уважение к личности, доброжелательное отношение к окружающим, взаимное доверие и понимание, опора на положительные качества ребёнка, предоставление возможностей для самовыражения и самореализации, демократизм и гуманные отношения --Костюкова Августа Федоровна
  • уважение мнения другого (одноклассника,педагога),понимание индивидуальных особенностей другого.--Рябинина Елена Валентиновна


Что должно быть в современной школе, чтобы процесс формирования толерантной личности проходил результативно?

  • Для изменения толерантного сознания учащихся необходима направленная, содержательная работа по овладению всеми участниками педагогического процесса этикой толерантности --Кузьменко Нэля Николаевна
  • Включение в школьную программу (учебники) основ духовно-нравственного, патриотического воспитания --Павлова Нинель Васильевна
  • Прежде всего должно быть уточнено и расширено само значение понятия толерантность, причем одним из самых важных для усвоения должен быть такой его важнейший аспект, как "толерантность к самому себе и к своему народу". Нельзя быть настоящим патриотом, любя только собственный народ и ненавидя или презирая все остальное человечество. Родной край - Россия - Мир - таковы те ступени, те концентрические круги, по которым последовательно продвигается маленький человек, постоянно расширяя границы доступных ему географических и культурных "пределов". В школе должны быть созданы условия для знакомства учащихся с разными культурными, религиозными ценностями. --Чуркова Галина Сергеевна
  • Формировать толерантное сознание у учащихся может только толерантный учитель--Бугаева Ольга
  • Нужна четко разработанная система воспитательно-образовательной работы на основе личностно-ориентированного подхода, где приоритетным направлением было бы формирование толерантности учащихся.-- Шамаева Любовь Александровна
  • Повышение коммуникативной культуры всех участников образовательного процесса --Терехова Раиса Петровна
  • Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, психологические тренинги и групповые дискуссии для учителей и учащихся --Прозорова Людмила Андреевна
  • На начальной стадии формирования детского коллектива важно обеспечить эмоциональную комфортность во взаимоотношениях между учащимися и педагогами, демонстрировать навыки бесконфликтного общения и вести работу по привитию их школьникам, развивать эмоциональную гибкость, критическое мышление, способности к сотрудничеству, самоконтролю.--Калюк Евгения Михайловна
  • Время и потребность конструктивно общаться с детьми, гибкое мышление педагога, понимание ценности толерантного отношения к Другому для создания атмосферы взаимопонимания.--Ширяева Галина Викторовна
  • внутренняя осознанность ценности каждой личности, взаимное уважение --Татьяна В 17:00, 16 марта 2011 (UTC)
  • демократизация школьного управления, обеспечение широкого участия всех членов школьного коллектива в управлении школой и создание возможностей для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе --Бушуев Вадим Викторович
  • в школе должна быть создана среда, в которой каждый участник дидактического процесса ощущал бы свою "необходимость", имел возможность для раскрытия своего личностного потенциала. -- Карелина Любовь Николаевна
  • толерантная культура учителя; система мероприятий, направленная на формирование у учащихся школы важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей (патриотизм, доброта, единство, дружба, милосердие, согласие, уважение старших, ценность жизни и т.д.);--Слесарева Ольга Павловна
  • уважение к личности, доброжелательное отношение к окружающим, взаимное доверие и понимание, опора на положительные качества ребёнка, предоставление возможностей для самовыражения и самореализации, демократизм и гуманные отношения --Костюкова Августа Федоровна
  • повышение культуры общения учащихся и педагогов, гуманность в отношении ребенка с проблемами в развитии, знание особенностей национальной культуры учащихся--Рябинина Елена Валентиновна


Как должны быть выстроены отношения между участниками дидактического процесса, чтобы воспитать толерантную личность?

  • Следовать девизу "Принимать, понимать, помогать" --Кузьменко Нэля Николаевна
  • Принятие ребенка таким, какой он есть --Павлова Нинель Васильевна
  • В современном образовательном пространстве роль учителя и ученика в плане межличностного общения находится на одном уровне, поэтому воспитывать в себе культуру общения, постоянно обогащая свое культурно-информационное пространство, придавая ему личностно-смысловую направленность – это дело всех участников дидактического процесса.Одним из правильных путей нахождения «общего языка» с учащимися является организация общения-диспута на учебных занятиях, внеклассных мероприятиях, классных часах. Педагог должен также четко выражать свое негативное отношение к интолерантному поведению школьников основанному на неприятии норм и обычаев какого- либо социальной или национальной группы людей. Стимулировать, когда ребенок изменяет свое поведение в позитивную сторону: одобрительный взгляд, одобрительная фраза.--Чуркова Галина Сергеевна
  • Одной из первых предпосылок к успешной работе является формирование учителем основы демократизации – чувства «мы», введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми, демонстрацию собственной готовности к общению, передачу учащимся понимания их внутреннего состояния, изменение стереотипных негативных установок относительно межличностного общения с ученическим коллективом. --Бугаева Ольга
  • Между участниками дидактического процесса, независимо от ситуации, должны быть уважительные, доброжелательные, личностно-ориентированные отношения, основанные на сотрудничестве и взаимоуважении.-- Шамаева Любовь Александровна
  • Педагогу важно выстраивать отношения со школьниками на основе сотрудничества, принимая каждого из них как значимую и ценную личность. Умение идти на компромисс, договариваться, способность без конфликта убедить другого в своей правоте и в то же время защитить его права --Терехова Раиса Петровна
  • На принципах понимания и партнерства, уважительных и доверительных отношений между участниками педагогичесеого процесса.--Ширяева Галина Викторовна
  • в современной системе классно-урочного строения образования, подгонки каждого под общеобразовательные "стандарты" и внедрения ЕГЭ это практически невозможно --Татьяна В 17:00, 16 марта 2011 (UTC)
  • Гуманизация отношений между участниками дидактического процесса, в основе которой лежит мотив сотрудничества, представляет, в первую очередь, ученика субъектом целостного педагогического процесса, а не пассивным объектом; признание индивидуальности учащегося. --Калюк Евгения Михайловна
  • Уважение к «собственному мнению» ученика, его взглядов, диалогическое общение учителя с учениками. --Прозорова Людмила Андреевна
  • создание среды взаимоуважения, взаимной ответственности всех сторон образовательного процесса, конструктивного общения, диалога, согласование интересов групп участников школьной жизни, включая родителей и общественность, поощрение свободного и открытого обсуждения организационных принципов в жизни коллектива --Бушуев Вадим Викторович
  • необходимо каждому участнику дидактического процесса четко представлять и понимать свою ответственность перед другими членами коллектива, владеть навыками бесконфликтного общения, иметь активную жизненную позицию и светлый взгляд видения своей перспективы. -- Карелина Любовь Николаевна
  • на взаимоуважении и дружелюбии, терпимости и взаимопомощи, на заповедях человечности: "Уважай мысли и чувства братьев своих", "Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти"... -- Слесарева Ольга Павловна
  • демократизация отношений в школьном коллективе, которая даёт возможность проявить важнейшие ценности толерантности --Костюкова Августа Федоровна
  • дружелюбное взаимоотношение в коллективе, понимание и уважение.--Рябинина Елена Валентиновна


Этап третий: Роль взрослого в воспитании толерантности у детей

"Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции" В.А. Сухомлинский

"Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир - радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека." В.А.Сухомлинский

Межличностный уровень толерантности имеет первостепенное значение в работе учителя и именно здесь, к сожалению, ощущается весьма существенный дефицит уважения и терпимости. В повседневной педагогической практике нередко можно встретить проявления педагогической интолерантности разной степени - от безразличия к «собственному мнению» ребенка до откровенного и жесткого его (мнения) обесценивания и даже унижения самого ученика за «неправильные взгляды». Нельзя говорить о формировании толерантности у детей, если педагог сам не является человеком снисходительным и терпимым. Если же педагог толерантен, то он уверен, открыт, и выступает по отношению к ребёнку в роли наставника. Реальность труда учителя с позиции толерантности представляет три аспекта рассмотрения: личность учителя, обладающего толерантными качествами, проявления толерантности в профессиональной деятельности и реализации принципов толерантности в педагогическом обществе. Все три аспекта в единстве являются предпосылкой, средством и результатом формирования толерантности подрастающего поколения.

На данном этапе мастер-класса мы ответим на вопросы: "Что такое профессиональная педагогическая толерантность?", "Какие принципы и правила помогают взрослому построить у воспитанников процесс познания "Что такое уважение и терпимость по отношению к другим" результативно?"

Материалы, которые могут вам помочь:


Свои подробные описания оставляем ниже (постарайтесь закончить предложения и не забывайте подписать свой ответ!):

Личность учителя, обладающего толерантными качествами ...

  • Душевная чуткость в характере учителя, самообладание, выдержка,уважение к личности ребёнка. --Кузьменко Нэля Николаевна
  • Доброта. Чем выше доброта, тем выше умение понимать или принимать индивидуальность других людей, умение скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров, умение прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности, приспособленность к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других и тем меньше стремление переделать, перевоспитать своего партнера, подогнать под себя, сделать его удобным. --Павлова Нинель Васильевна
  • Эмпатия. Чем выше эмпатия, тем выше умение понимать или принимать индивидуальность других людей, приспособленность к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других и тем ниже стремление педагогов оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, рассматривать в качестве эталона самого себя. Чем ниже уровень эмпатии, тем более проявляется категоричность или консервативность в оценках людей. --Чуркова Галина Сергеевна
  • Личностные установки и принципы толерантного учителя включают открытость, доверие, поощрение, принятие, эмпатическое понимание, обеспечение комфортных условий для самораскрытия, самореализации учащихся--Бугаева Ольга
  • Толерантность педагогов проявляется в их поведении: в способности спокойно разобраться в конфликте между учащимися, с пониманием относиться к их учебным достижениям и внешнему виду, поступкам. --Терехова Раиса Петровна
  • Доброта, зрелость суждений, эмоциональная стабильность -- Калюк Евгения Михайловна
  • Самоуважение: чем выше самоуважение личности, тем выше её толерантность. В процессе повышения самоуважения лично­сти решающее значение имеет ощущение своей профессиональной компетентности: степень удовлетворённости профессиональной дея­тельностью прямо пропорциональна уровню самоуважения индивида. --Прозорова Людмила Андреевна
  • Открытость, доверие, поощрение, принятие, эмпатическое понимание, обеспечение комфортных условий для самораскрытия, самореализации учащихся. -- Бушуев Вадим Викторович
  • Справедливость, интерес к проблемам ребенка, способность к сопереживанию, эмоциональная уравновешенность, уважение к линости ребенка, жизнерадостность. -- Шамаева Любовь Александровна
  • Доброта, терпение, доверие, гибкость мышления, самодостаточность, выдержанность, интеллигентность, профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, сердечность. -- Карелина Любовь Николаевна
  • Высокообразованный и открытый, жизнерадостный и энергичный, терпеливый и терпимый к недостаткам других, самокритичный и добрый. -- Ширяева Галина Викторовна
  • Доброта, эмпатия, уважение, проницательность, эмоциональная стабильность, высокий интеллект. --Слесарева Ольга Павловна
  • Профессионализм, жизнерадостность, самокритичность, гибкость мышления, самоуважение --Костюкова Августа Федоровна


Профессиональная педагогическая толерантность - это...

  • умение строить свои отношения с воспитанниками, соблюдение чувства меры в общении с учащимися, выражение ума, чувства и общей культуры педагога.--Кузьменко Нэля Николаевна
  • владение умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса: эмпатическое понимание,открытое и доверительное общение.--Павлова Нинель Васильевна
  • мотивация на сотрудничество, диалог, развитость механизма принятия, развитость механизмов терпения, корректное, бесконфликтное участие в любой коммуникации. --Чуркова Галина Сергеевна
  • Толерантный учитель осознает, что его воспринимают как образец для подражания; осваивает и использует соответствующие навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов; поощряет творческие подходы к решению проблем; содействует вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку программ совместной деятельности; учит мыслить критически и умеет ценить позиции других; ценит культурное разнообразие и создает условия для признания культурных различий и их проявления в жизни.--Бугаева Ольга
  • Сдержанность педагога в критических ситуациях, умение управлять своими эмоциями, не развивать, а гасить деструктивные конфликты --Терехова Раиса Петровна
  • способность педагога к сопереживанию и эмпатии, желание учителя принять индивидуальность другого, умение прощать ошибки партнера по совместной деятельности, доброжелательность в межличностных отношениях.-- Калюк Евгения Михайловна
  • индивидуальный подход к ребёнку, адекват­ность оценивания и воспитательных мер, понимание внутреннего состояния воспитанника, уважительное, доверительное отношение к нему. -- Прозорова Людмила Андреевна
  • освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения с учениками. -- Бушуев Вадим Викторович
  • готовность учителей и администрации к личностно-ориентированному взаимодействию со всеми участниками педагогического процесса, основанному на поощрении самовыражения учащихся, исключая фактор боязни неправильного ответа.-- Шамаева Любовь Александровна
  • умение провести свой урок так, чтобы учащиеся с нетерпением ждали следующего урока, ощущали радость, понимание своей уникальности и принадлежности к классному коллективу. -- Карелина Любовь Николаевна
  • Ярко выраженное желание сотрудничать, а не критиковать, находить правильное выход из сложившейся ситуации, а не конфликтовать, идти на компромисс, сохраняя при всем этом свой статус. -- Ширяева Галина Викторовна
  • умение и желание понимать и принимать индивидуальность других людей.-- Слесарева Ольга Павловна
  • умение понимать другого, знание основных положений педагогики сотрудничества --Костюкова Августа Федоровна
  • подход к каждому ребенку,идти на компромисс,умение и навыки педагога--Рябинина Елена Валентиновна


Напишите ваш принцип на который следует опираться, если хотим выстроить толернатную среду и раскройте его

  • Принцип учета индивидуальных и половозрастных особенностей .По настоящему результативное и, одновременно, неразрушающее педагогическое взаимодействие строится не только на осознании учителем особенностей собственного стиля общения, но и на знаниях особенностей каждого ученика как субъекта взаимодействия (индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений). Правила:тщательное изучение особенностей личности воспитанника; организация педагогических действий по предупреждению интолерантного поведения и формирования толерантного сознания; определять методы, приемы и формы воспитания толерантности в соответствии с индивидуальными и половозрастными особенностями, сочетая их с самовоспитанием. --Кузьменко Нэля Николаевна
  • Принцип уважительного отношения к личности.Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.Правила:организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах. --Павлова Нинель Васильевна
  • Принцип опоры на положительное в ребенке. При этом основой успешности процесса воспитания толератности у детей и подростков становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми. Правила: выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность; создание ситуации успеха. --Чуркова Галина Сергеевна
  • Принцип единства знания и поведения.Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном и на поведенческом, составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.--Бугаева Ольга
  • Принципы связи воспитания толератности с жизнью.Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом. Правила:подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром; демонстрация последствий толератности и интолератности; поиск способов решения, сотрудничество и диалог. --Терехова Раиса Петровна
  • Принцип культуросообразности.В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интерграции воспитания в культуру народа, семьи , мира. Воспитание толератности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности. Правила: опиарться на положительный опыт взаимодействия ребенка с миром; учитывать культурный уровень микросреды ребенка (класс, семья, друзья); использовать потенциал культуры мира --Калюк Евгения Михайловна
  • Принцип целенаправленности. Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности. Правила: развитие интереса к проблеме толерантности;развитие мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности; четкое определение конечного результата воспитательных воздействий;постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся. --Прозорова Людмила Андреевна
  • Принцип сотрудничества- установление в образовательном учреждении отношений взаимопонимания, доверительности и взаимной требовательности между администрацией, преподавателями, мастерами производственного обучения, с одной стороны, и учащимися, с другой. -- Карелина Любовь Николаевна
  • Принцип правоведения- формирование чувства собственного достоинства, самоуважения к окружающим людям, народам независимо от их социальной принадлежности, национальности, расы, культуры и религии. --Слесарева Ольга Павловна
  • Принцип экологии взаимоотношений- обеспечение благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении как основы формирования толерантного пространства. -- Ширяева Галина Викторовна
  • Принцип коллективности Действительно, вхождение ребенка в многоаспектную систему отношений, складывающуюся в том, или ином коллективе, - сложный и противоречивый процесс, требующий педагогического вмешательства, педагогической корректировки, целенаправленного восприятия детьми друг друга, организации индивидуальной помощи школьникам в процессе самопознания, саморегуляции поведения, социально полезного самоутверждения в коллективе. Статус ребенка в коллективе существенно зависит от того, как относятся к нему взрослые.-- Бушуев Вадим Викторович
  • Принцип самоценности ребенка - принятие ребенка со всеми его уникальными особенностями, плюсами и минусами, относиться к нему как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.-- Шамаева Любовь Александровна
  • Принцип сотрудничества. основанный на понимании и принятии человека с его жизненными ценностями и особенностями --Костюкова Августа Федоровна




Этап четвертый:Алгоритм действий взрослого по решению проблем ребенка

На предыдущих этапах мы выявили причины проявления нетерпимости, раздражительности ребенка по отношению к сверстнику или взрослому, выявили проявления интолерантности, а обозначили что включает в себя толерантная среда и толерантная культура педагога. А на данном этапе мы будем находить конструктивные способы и приемы, которые помогают педагогу научить ребенка понимать и принимать Другого (сверстника или взрослого) как значимого и ценного. В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Исследования показывают, что почти 70% детей в школе страдают от негатива от сверстников. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания "со знаком минус" - становятся объектом насмешек и презрения.Зачастую поведение отвергаемых детей строится по неадаптивной модели. Выражение негативного отношения к другим, агрессия, нарушение границ в общении, провокации агрессии в свой адрес, неумение постоять за себя приводят к ответному отвержению. В этом случае важная роль отводиться педагогу, в умении вовремя оказать педагогическую поддержку ребенку, направленную на гармонизацию межличностных отношений в классе и формирование у ребенка навыков самообладания в трудных ситуациях.

Педагогическая поддержка - процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.


Материалы, которые помогут вам:

Ситуация:Ребенку плохо в классе, его отвергают, обзывают обидными словами. Причина может быть разной: ребенок-инвалид, полный, неуклюжий, отличающийся по цвету кожи, неуверенный ребенок. Как помочь ребенку наладить взаимоотношения в классе?

Давайте попробуем выстроить алгоритм действий взрослого, включая в него конструктивные способы и приемы ,которые помогут ребенку справиться с негативными чувствами и наладить отношения со сверстниками.

Свои способы, приемы и упражнения вписываем ниже ( не забывайте подписать свой ответ!):

1 шаг Оказать ребенку эмоциональную поддержку. (приемы и способы)

  • Успокоить ребенка (Прием "Давай мы с тобой успокоимся...")2. Прием "Изменить точку зрения". Если речь идет не о недостатке, а об особенности (цвете волос, длине носа, веснушках, очках), то нужно переориентировать восприятие ребенка, сделав «недостаток» достоинством. Рыжему можно сказать, что он похож на солнышко; если малыш носит очки, отметьте, что он очень солидный. Кстати, с очками многих детей примирила сага про Гарри Поттера. --Павлова Нинель Васильевна
  • Спокойным голосом скажу "Иди успокойся. попей водички..". Прием "Очевидное – не самое главное". Показать ребенку, что внешность, пол, национальность и даже особенности поведения имеют не такое большое значение. В этом поможет поучительная игра «Конфета». Возьмите вкусную конфету и заверните ее в неприметный фантик (вы можете сделать его сами из простой бумаги). Пусть ребенок убедится, что конфета вкусная. Поговорите с ним о том, что и среди людей бывает так: внешность не слишком привлекательна, а внутри человек очень добрый и хороший. --Чуркова Галина Сергеевна
  • Прием «Переключить внимание». Перевести разговор на другую тему.--Терехова Раиса Петровна
  • Прием «Ответственное поручение». Педагог ребенку предлагает выполнить какое-либо поручение, которое может поднять значимость ребенка в глазах окружающих сверстников. --Калюк Евгения Михайловна
  • В период эмоционального напряжения предложу ребенку: "Иди, развейся...". Потом снова вернуться к ситуации и спокойно разобраться в причиных происхождения данной ситуации. -- Прозорова Людмила Андреевна
  • Прием эмоциональной поддержки ребенка, когда учитель внимательно выслушивает ребенка, следует за его мыслью, стараясь в нужные моменты исповеди, в то время, когда ребенок обращает на него внимание, внешне выражать поддержку того, что говорит ребенок, в том числе демонстрировать положительные эмоции, подкрепляющие слова и действия ребенка. Это может быть, например, выражение ребенку сочувствия, сопереживания, удовлетворения тем, что он говорит.( Бугаева Ольга)
  • поговорить с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях; дать понять ребенку, что его понимают и ему верят, применить прием «Акцент на лучшее». -- Бушуев Вадим Викторович
  • 1) не оставлять ребенка с проблемой один на один, необходимо показать, что тебе не безразлично, что происходит у него в душе; 2) вызвать на откровенный разговор, позволив ребенку выговориться, при этом безоценочно слушая все, что он говорит, принимая его чувства, искренне сопереживая его беде; 3) затем, сообща найти оптимальное решение проблемы. -- Шамаева Любовь Александровна
  • Быть рядом, когда ребенку плохо, успокоить, приласкать, поговорить наедине.Ширяева Галина Викторовна
  • оказать поддержку, когда ребенок немного успокоиться, поскольку эмо­циональное возбуждение не позволяет ребенку сконцентрироваться и рационально справиться с ситуацией.После того как первый всплеск эмоций пройдет, важно переключить внимание ребенка на какую-либо интересную деятельность, отвлечь его. -- Слесарева Ольга Павловна
  • Доверительная беседа с ребенком наедине. Совет (Прием "Слышу только позитив!") -- Рябинина Елена Валентиновна
  • Тактика помощи.Если ребенок не встречает в школе людей, которым он действительно интересен, нужен, у него с каждым днем теряется надежда быть сопричастным к тому, что там происходит. Помощь восстанавливает у ребенка ощущение собственной значимости для других людей. Образовательный эффект тактики помощи: ребенок, сталкиваясь с проблемой, ощущает себя вначале беспомощным, незнающим, «хуже всех», а на выходе, после завершения самостоятельных действий, он переживает опыт нового самоощущения: «Я не хуже других. Все видели, как я сам успешно справился с задачей».

Эмоциональная поддержка - условие, а не самоцель в тактике помощи. Эмоциональная поддержка нужна для того, чтобы ребенок не боялся делать первые шаги, чтобы он умел сосредоточиться на себе.1 шаг Язык принятия – это прежде всего доброжелательный взгляд, сочувствие, одобряющая или веселая улыбка. Для этого языка характерны кивки в знак согласия, спокойный тон, рассуждающая интонация. Общаясь таким образом, педагог всем своим видом дает понять, что человек, ребенок, с которым он имеет дело, приятен ему. У языка принятия исследователи обнаружили поразительный эффект: он мотивирует собеседника говорить о своих проблемах и решать их. 2 шаг. Позволить ребенку высказаться, не давая оценок и не спеша с советами. Ребенок почувствует, что он не одинок в своей проблеме, если вы покажете, что хорошо понимаете и принимаете его чувства. «Я вижу, ты грустишь (злишься, боишься, обижаешься). Это действительно обидно - когда ребята не берут в игру (слышать насмешки, быть всегда одному на переменах и т.д.) Тебе хотелось бы, чтобы твои отношения с ребятами в классе складывались иначе».3 шаг. Целительным будет «послание» со стороны взрослых: «Я вижу, что тебе сейчас непросто. .. Мы можем вместе подумать о том, как быть». Такая позиция педагога поможет ребенку ощутить возможность помощи взамен бессилия. --Костюкова Августа Федоровна



2 шаг Разобраться в причинах происходящего (приемы и способы)

  • 1. Доверительная беседа. 2.Стать на позицию воспитанника( В жизни бывают такие моменты…я раньше тоже думала..).3. Обсудить, почему другие обзываются (обижаются на него, хотят привлечь его внимание?). --Кузьменко Нэля Николаевна
  • Упражнение "Камушек в ботинке". (У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Классный руководитель просит ребенка найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна)); Упражнение «Таблица антиподов». Педагог просит ребенка разделить страницу пополам и написать положительные и отрицательные черты своей личности. Затем происходит обсуждение таблицы. Далее то же самое можно проделать в отношении ребенка, к которому у него проявляется нетерпимость)--Павлова Нинель Васильевна
  • Упражнение «Аспекты осознания». Ребенку предлагают ответить на вопросы: Что хорошего, что плохого для меня в этой ситуации? Какой способ действий в ней приведет к нужной мне цели? Каковы реальные возможности данной ситуации? Каковы последствия каждого из возможных решений? Достаточно ли одного осознавания для разрешения ситуации? В образной форме необходимо сформулировать некий девиз. Послание от самого себя самому себе, найденное в результате подобного осознания.--Чуркова Галина Сергеевна
  • Прием «Совместное дело». Педагог привлекает ребенка к выполнению совместной работы: «Пойдем, поможешь мне найти книгу…, материал…». Затем действие плавно переходит в доверительную. Беседу, где педагог, используя наводящие вопросы мягко подходит к выяснению раннее происшедшего травмирующего события с ребенком. Упражнение "Доволен ли я собой?". Ребенку предлагают разделить лист на две части. Одну часть озаглавить "Не доволен собой" - другую - "Принимаю себя". В графе "Не доволен собой" следует откровенно написать о том, что вызывает недовольство собой сегодня, сейчас. В графе "Принимаю себя" надо отметить, что радует в себе именно сегодня, что принимают в тебе окружающие, что привлекает их в тебе. --Терехова Раиса Петровна
  • Доверительная беседа с ребенком:«…Ну а теперь расскажи, что произошло ….», с использованием приемов эмпатического слушания. Далее разговор строиться по ситуации.--Калюк Евгения Михайловна
  • Прием "Взгляд со стороны". Педагог приглашает ребенка к обсуждению происшедшей ситуации. Предлагает ребенку "встать" на место своего апонента и попытаться вместе разобраться, почему такой конфликт произошел. Анализируем ситуацию и выясняем где можно было поступить иначе, чтобы не допустить этого конфликта.В результате такого разговора приходим к выводу, как помочь себе в критической ситуации. -- Прозорова Людмила Андреевна
  • Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Нужно продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. Применить прием «Взаимопомощь». Педагог должен так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела. -- Бушуев Вадим Викторович
  • «Перифраза» – краткая, текущая реплика воспитателя, произносимая им во время исповеди и предназначенная для прояснения, уточнения смысла того, что говорит ученик. В случае применения перифразы учитель, слушая ученика, во время естественных пауз, возникающих в его речи , кратко, своими словами, в виде утверждений или вопросов повторяет то, что сказал ученик, и, в свою очередь, ждет от ученика подтверждения или опровержения правильности его понимания.Перифразу можно начинать, например, словами: «Итак,...», «Ты сказал...», «Правильно ли я поняла, ты сказал...».( Бугаева Ольга)
  • Одним из наиболее эффективных способов при выявлении причин происходящего с ребенком является работа со сказкой. Сказка должна отражать проблему ребенка, а сюжет трансформироваться так, чтобы воспитанник мог свободно самовыражаться, что позволит сохранить положительный эмоциональный фон в работе над проблемной ситуацией.--Шамаева Любовь Александровна
  • Прием "Незаконченные предложения"(Ребенку дается инструкция: "Предлагаю тебе поиграть. Я буду начинать предложение, а ты – заканчивать), Прием "Эмпатическое слушание". -- Рябинина Елена Валентиновна

3 шаг Устраняем причины трудностей (приемы и способы).

Проблема отвержения одних детей другими может решиться только при комплексном подходе, при совместной деятельности классного руководителя, учителей, работающих в классе, с привлечением педагога – психолога (возможно привлечение социальных педагогов). Организовывать работу необходимо в нескольких направлениях:

  • Работа с отвергаемым ребёнком.
  • Работа с классом в целом.
  • Профилактическая работа (взаимодействие с учителями и родителями).

Работа с отвергаемым ребенком

  • 1. Научить ребенка реагировать на обзывательства правильно: поговорить с обидчиком ("Почему ты ...."), игнорировать обидчика, реагировать необычным способом, с юмором. 2. Повышать самооценку у ребенка. 3. Включение ребенка в коллективно-творческую деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. --Кузьменко Нэля Николаевна
  • Упражнение "Открытое выражение чувств" (Схема искреннего выражения чувств: 1.Описание наблюдаемого факта. Фраза начинается со слов: «Когда я вижу (слышу и т.п.).2. Называние чувства, которое породили действия партнера по общению («Я чувствую…»).3. Описание потребности, которая находится за чувствами («потому что мне необходимо…; Я нуждаюсь …»). 4.Просьба к партнеру по общению в этой конкретной ситуации («Пожалуйста, мне хотелось бы, чтобы Вы (ты) …»). Использование психокоррекционных сказок, с элементами театрализованной игры. Инсценирование сказок – эффективный приём, помогающий изжить эмоционально травмирующие ситуации, улучшающий социальную адаптацию детей. --Павлова Нинель Васильевна
  • Провести классный час на тему «Доверие «к себе» и «другим». Упражнение: «Доверие – это…..» Детям предлагается завершить предложение: «Доверие это - ……..», «Доверять – значит…..» После завершения упражнения каждый ребенок бросает мяч и говорит , что по его мнению значит доверие; Упражнение: «Звезда доверия». Детям предлагают собрать звезду доверия. Каждый думает, из каких лучей должна состоять эта звезда. Педагог рисует на ватмане звезду доверия и подписывает все лучи.--Чуркова Галина Сергеевна
  • Прием «Пример из жизни». Педагог рассказывает ситуацию, схожую с ситуацией у ребенка, как пример выхода из ситуации. Упражнение "Памятка на "черный день"". Педагог вместе с ребенком составляют памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого ребенка. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. ("Мои лучшие черты", "Мои способности и таланты", "Мои достижения") --Терехова Раиса Петровна
  • Прием "Использование афоризмов". Например: "Никогда не делай другому того, чего не хочешь чтобы было по отношению к тебе", "Посмотри на себя со стороны"...--Прозорова Людмила Андреевна
  • Прием «Осознанный выбор». Педагог с ребенком вместе анализируют ситуацию, выдвигают разные способы выхода из конфликта. Ребенок осознанно выбирает подходящий способ. Упражнение "Недописанное предложение". Педагог ребенку предлагает закончить предложения: "Думая о себе, я чувствую гордость, когда ...", "Думая о себе, я порой ужасаюсь, когда ...", "Думая о себе, я начинаю переживать, потому что ...", "Думая о себе, я порой сомневаюсь ...". --Калюк Евгения Михайловна
  • целительным будет «послание» со стороны учителя: «Я вижу, что тебе сейчас непросто. Я принимаю твои чувства такими, какие они есть. Я рядом, я люблю и уважаю тебя. Мы можем вместе подумать о том, как быть».( Бугаева Ольга)
  • Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников. -- Бушуев Вадим Викторович
  • 1) провести подробную диагностику личностных особенностей ребенка; 2) создать с ребенком «Копилку достижений» в которую он будет складывать каждый день свои маленькие победы, что со временем значительно повысит его самооценку; 3) сформировать у ребенка умение сохранять спокойствие в самых разных ситуациях посредством релаксационных игр и упражнений; 4) создавать для отвергаемого ребенка ситуации успеха, ставить его на лидирующую позицию («Без твоей помощи товарищам не справиться»).--Шамаева Любовь Александровна
  • Упражнение "Как быть толерантным в общении". Педагог предлагает кому-нибудь из учеников вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из его знакомых обидели. Этот ученик выступит в роли того, кого обидели, а другой в роли обидчика. Ученики должны разыграть эту сцену. Используя предложенную ниже схему, "обиженный" попытается достойно выйти из ситуации.Схема достойного выхода из ситуации:

1. Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: "Когда ты накричала на меня при ребятах…". 2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: "… я почувствовал себя неудобно…". 3. Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: "… поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей…". 4. Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит свое поведение: "… тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям". Можно предложить выполнить это задание нескольким парам участников или же предложить по данному алгоритму решить несколько педагогических ситуаций. -- Слесарева Ольга Павловна

  • Семь "секретов" социального успеха: Секрет №1: социального успеха достигает тот, с кем весело и смешно (чувство юмора стимулирует другие социальные навыки, в том числе психологическую гибкость, спонтанность, сообразительность и умение справляться с неприятностями);Секрет № 2: детей, которые добиваются социального успеха, окружающие ценят за то, что они всегда послушны, готовы помочь, проявляют чуткость и заботу к окружающим, умеют действовать в команде; Секрет № 3: социальным успехом пользуются те дети, которые умеют быстро влиться в новую группу сверстников; Секрет № 4: социального успеха добивается тот, кто умеет разрешать конфликты с окружающими, создавая беспроигрышные ситуации (компромиссное решение, - мирный выход из любого сложного положения);Секрет № 5: социального успеха достигает тот, кто умеет управлять своими отрицательными и положительными эмоциями, приспосабливаясь к нуждам окружающих; Секрет № 6: социального успеха достигает тот, у кого хорошо развиты навыки ведения беседы (техники "Я-высказывание", "эмпатическое слушание";Секрет № 7: научите ребенка различным лидерским навыкам (1. Научите ребенка первым предлагать новые идеи, занятия, затеи. 2. Научите ребенка говорить "нет".) -- Рябинина Елена Валентиновна

Работа с классом

  • Если травля в классе уже началась, прямо объявите детям, как вы к этому относитесь. Не бейте на жалость. Говорите не о жертве, а об обидчиках, фокусируйтесь на их качествах. Скажите, что вы будете очень огорчены, если узнаете, что в вашем классе есть дети, которым приятно кого-то обижать и мучить. Твердо объявите, что такое поведение недопустимо, и вы в своем классе этого терпеть не намерены. Обычно этого бывает достаточно, чтобы обидчики притихли (они всегда трусоваты). На фоне затишья можно принимать меры по повышению статуса ребенка-жертвы и найти для него комфортное место в классном коллективе. ( Бугаева Ольга)
  • Провести классный час на тему "Умеем ли мы общаться", накануне провести с детьми рисунок "Кораблик". Предложить детям для обсуждения подобную ситуацию и выяснить путем беседы варианты помощи отвергаемому ребенку. -- Павлова Нинель Васильевна
  • Я провожу внеурочную деятельность с классом: посещение театра, музейно-выставочного центра, центра досуга. Тем самым приобщая учащихся к культурно-нравственным ценностям, через искусство.-- Кузьменко Нэля Николаевна
  • Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы с классом педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.-- Чуркова Галина Сергеевна
  • Прием «Справедливое распределение» предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь — добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе представителей всех групп учащихся.--Терехова Раиса Петровна
  • Прием «Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, повышающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению агрессивного поведения (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.)-- Прозорова Людмила Андреевна
  • Прием «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) следует довести соответствующие ограничения (требования) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.-- Калюк Евгения Михайловна
  • Необходимо поддержать отвергаемого ребенка показав его полезность для коллектива ( он может прекрасно петь, читает стихии, рисовать т.д.). Следует решительно пресекать высмеивания ребенка на уроках, избегать ситуаций, в которых воспитанник может оказаться отвергнутым одноклассниками. Важно обсудить и проиграть в классе проблемные ситуации, связанные с интолерантностью. Необходимо включить в педагогический процесс игры на сплочение детского коллектива, на коммуникативную компетентность.--Шамаева Любовь Александровна
  • Психологические тренинги, направленные на развитие коммуникативных умений ("Жить в мире с собой и другими")-- Слесарева Ольга Павловна
  • Прием «Встречные вопросы». Он предполагает, что учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению. -- Бушуев Вадим Викторович
  • Прием «Диалог» Цель: помочь участникам научиться понимать позицию другого. Инструкция: работаем в парах: один – говорящий, а другой – его эхо. Говорящий излагает свою позицию по теме « Почему возникают конфликты в школе» , эхо перефразирует высказывание говорящего, то есть повторяет его утверждение своими словами. Если говорящий доволен эхом, то говорит дальше, если нет – поправляет его. Обсуждение. Поделитесь своими впечатлениями. -- Рябинина Елена Валентиновна

Работа с педагогами и родителями

  • Педагогу - важно отреагировать, нельзя игнорировать и молчать, если вся группа начинает отыгрываться на одном ребенке. Это недопустимо, и лучше во всем разобраться сразу.

Родителю - Вызовите ребена на откровенный разговор. Посторайтесь узнать обстановку в классе и понять, почему возникла проблема.

- Не обещайте наказать обидчиков. Это вызовет у ребенка желание скрыть от вас правду из за страхов мести.

- Поговорите с учителем. Лучше это сделать в отсутствии детей.

- Объясните как отвечать задирам. Расскажите, что они только того и ждут, "чтобы ты заплакал". А лучше посмотреть в глаза забиякам и засмеяться вместе с ними.

- Помните, проблема не только в коллективе, но и в самом ребенке. У него занижена самооценка. Помогите ребенку раскрыть свои таланты, поддержите во всех начинаниях. ( Бугаева Ольга)

  • Индивидуальное консультирование родителей с соблюдением определенной этики общения (доброжелательный спокойный тон педагога, четко сформулированные цели консультации, ведение диалога, а не высказывание накопившихся обид, четкие рекомендации и предложения педагога, организация при необходимости дополнительного консультирования у специалистов) и приемов эмпатического слушания. -- Ширяева Галина Викторовна
  • Провести тематическое собрание на тему "Стили и методы воспитания ребенка в семье" и накануне провести анкету с родителями "Мой ребенок". На собрании можно поднять такие вопросы, как :"Какую роль занимаете в воспитании ребенка: миссия, партнер, наблюдатель?", "Что ребенку в семье можно делать. а что нельзя?", "Какие поручения в классе мог бы выполнять ваш ребенок?" -- Павлова Нинель Васильевна
  • Привлекаю родителей совместно с детьми на "Совместные вечера":выход в театр, МВЦ, ЦД, с целью обогащения семейного взаимодействия, сплочения классного коллектива и в нетрадиционной обстановке затрагиваем наболевшие проблемы в воспитании ребенка в спокойной обстановке. Учителей-предметников информирую о состоянии данного ребенка, о приемах конструктивного взаимодейтвия с ним. --Кузьменко Нэля Николаевна
  • Работа с родителями: - провести анкетирование родителей по вопросам толерантности и интолерантности; - пригласить на индивидуальные консультации родителей отвергаемых детей для выявления ситуации в семье; - организовать родительские собрания на тему: «Как воспитать в ребенке толерантную личность», «Приемы бесконфликтного общения с ребенком в семье»; -включить детей и родителей в совместную творческую, деятельность, направленную на осознание проблемы терпимости в мире – создать коллаж «Толерантный мир»; - можно проводить семейные вчера, где каждая семья рассказывает о себе, показывает семейные фотографии, поет национальные песни, рассказывает стихи на родном языке, знакомит с семейными традициями, угощает национальными блюдами.

Работа с педагогами: - обучить педагогов бесконфликтным способам общения и реализовывать их в процессе взаимодействия с детьми, родителями, коллегами; - создать совместно с детьми книгу «Правила толерантного общения» или «Мы такие разные и уникальные» и ежедневно опираться на нее.--Шамаева Любовь Александровна

  • Работа с родителями: - Нужно работать над привлечением родителей к воспитательной работе, дополнив содержание внеклассной деятельности мероприятиями, способствующими формированию межэтнической толерантности, а именно: провести педагогический лекторий, родительское собрание, индивидуальные беседы. -- Бушуев Вадим Викторович


4 шаг Отслеживаем эффективность (удалось или не удалось решить проблему ребенка)(приемы и способы)

  • Необходимо чаще поручать совместные дела лидерам и аутсайдерам одновременно, при этом наблюдать (умеренно, чтобы этого наблюдения не было заметно им) за их работой и взаимодействием.Это будет способствовать развитию сплочённости коллектива и вливанию бывших отверженными учеников в единое пространство коллектива класса.( Бугаева Ольга)
  • Ученики в классе научились толерантно относиться к друг другу, в классе нет конфликтов, действует самоуправление, ребята посещают спортивные секции и кружки по интересам.--Кузьменко Нэля Николаевна
  • Учащиеся относятся к друг другу с пониманием, поддерживают друг друга в трудной ситуации, принимают одноклассников такими, какие они есть. -- Ширяева Галина Викторовна
  • Родители активно принимают участие в организации и проведении как КТД, так и родительских собраний, конференций, диспутов, активно работает родительский комитет.-- Павлова Нинель Васильевна
  • Активно прививаются модели уверенного позитивного поведения, конструктивного общения между собой и со взрослыми, отстаивания и защиты своей точки зрения. Прививаются навыки работы в коллективе, учащиеся применяют полученные знания на практике. -- Бушуев Вадим Викторович
  • Отслеживать эффективность разрешения проблемы ребенка можно с помощью социометрического теста, по результатам которого будет видно, изменился ли социальный статус отвергнутого ребенка в классе, уровень социально-рефлексивных навыков учащихся.--Шамаева Любовь Александровна



Этап пятый: Педагогическая копилка

В педагогической практике накоплено немало методов,способов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, с использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).

Задание: каждый участник предложит сценарий 1 мероприятия (классный час, тренинг, конкурс, круглый стол, диспут, лекция, урок-беседа), учитывая принципы воспитания толерантности.

План оформления мероприятия:

1. Тема

2. Цели

3. Коррекционные задачи

4. Основные понятия

5. Оборудование

6. Ход мероприятия

7. Литература

Свои работы оформляем в документах Google, не забываем подписывать название мероприятия, автора (Ф.И.О). Предлагаемые вами материалы пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя, родителя и специалистов, работающих с детьми. Ссылку на ваше мероприятие указываем ниже:


Банк идей

Вот и подходит к завершению наш мастер-класс. Ну и для того, чтобы обобщить все полученные в ходе мастер-класса знания и навыки, мы с вами составим ПАМЯТКУ для учащихся "Рекомендации по преодолению нетерпимости, раздражительности по отношению к Другому (сверстникам или взрослым)"

Конструктивные приемы и упражнения, которые вы узнали в ходе нашего мастер-класса вписываем ниже в КОПИЛКУ МУДРЫХ РЕШЕНИЙ:

  • Замечайте в другом человеке положительные черты. Старайтесь почувствовать внутреннее состояние другого человека. Живите в гармонии с другими, стремитесь к сотрудничеству. Пытайтесь идти на компромиссы, договариваться. Уважайте и принимайте мнение другого человека. Не теряйте своей индивидуальности, а демонстрируйте ее. Научитесь прощать самого себя. Общайтесь с позитивными и доброжелательными людьми. Принимайте другого человека таким, каков он есть. Подчеркивайте значимость другого человека, будьте щедрее на похвалу. Не давайте советов, если вас не просят об этом. Помните! Вы – неповторимый человек для самого себя, родителей, учителя, друзей!.-- Шамаева Любовь Александровна
  • если ты к человеку относишься доброжелательно, терпеливо, не позволяешь поддаваться своим эмоциям, которые вполне могут всколыхнуться, то человек этот тебя воспримет и услышит без раздражительности. Рекомендации: выяснить причину раздражительности, не надо скрывать своих чувств (нужно просто предупредить окружающих, что в определенные дни вы бываете сердиты), в такие минуты чаще делать паузы для отдыха, ввести систему сознательного контроля, научиться сдерживать себя и настраивать себя на положительный лад. -- Бушуев Вадим Викторович


Что узнали интересного в ходе мастер-класса: Разместите свои мнения

Стенограмма 1 скайп-чата "Толерантность, как одна из ключевых компетентностей педагога..."