О формах деятельности в сети

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Сети на базе сайтов социальных сетей)
Строка 16: Строка 16:
Основная задача социальных сетей - установление контактов между людьми. Здесь не так много информации, но возможность найти старых и новых друзей, возможность от друзей первого круга перейти к новым знакомствам.
Основная задача социальных сетей - установление контактов между людьми. Здесь не так много информации, но возможность найти старых и новых друзей, возможность от друзей первого круга перейти к новым знакомствам.
-
''LinkedIn''
+
==== LinkedIn ====
[http://www.linkedin.com/ Cервис поддержки создания социальных сетей] Главная идея сервиса – «эффект малого мира» - теория о том, что все люди на земле знакомы не более чем через 6 рукопожатий. Сервис позволяет пользователям создавать свои «круги» общения – друзей, друзей своих друзей. Можно искать знакомых, создавать круги общения, вести дневники, участвовать в группах.
[http://www.linkedin.com/ Cервис поддержки создания социальных сетей] Главная идея сервиса – «эффект малого мира» - теория о том, что все люди на земле знакомы не более чем через 6 рукопожатий. Сервис позволяет пользователям создавать свои «круги» общения – друзей, друзей своих друзей. Можно искать знакомых, создавать круги общения, вести дневники, участвовать в группах.
   
   
Строка 23: Строка 23:
* [http://www.linkedin.com/groups?gid=142556&goback=.gdr_1223566134020_1] Purpose is to connect piano professionals for the purpose of sharing information and passion for teaching and learning. Audience: students, parents and teachers.
* [http://www.linkedin.com/groups?gid=142556&goback=.gdr_1223566134020_1] Purpose is to connect piano professionals for the purpose of sharing information and passion for teaching and learning. Audience: students, parents and teachers.
-
''FaceBook''
+
=== FaceBook ====
Cервис социальной сети. В 2008 году у сервиса появился [  http://ru-ru.facebook.com/ русскоязычный интерфейс]
Cервис социальной сети. В 2008 году у сервиса появился [  http://ru-ru.facebook.com/ русскоязычный интерфейс]
Участник получает персональное место или пространство, внутри которого он размещает информацию о себе, свои фотографии, группы, события и т.д. Сервис создавался студентом и для студентов. Позднее была разрешена регистрация всем желающим и студенты организовывали специальные группы с требованием не допустить прихода родителей в сеть. Сервис отслеживает действия участников:  
Участник получает персональное место или пространство, внутри которого он размещает информацию о себе, свои фотографии, группы, события и т.д. Сервис создавался студентом и для студентов. Позднее была разрешена регистрация всем желающим и студенты организовывали специальные группы с требованием не допустить прихода родителей в сеть. Сервис отслеживает действия участников:  
Строка 38: Строка 38:
* http://www.facebook.com/group.php?gid=31925111653 Социальные медиа - 42 участника
* http://www.facebook.com/group.php?gid=31925111653 Социальные медиа - 42 участника
-
ВКонтакте
+
==== ВКонтакте =====
[http://vkontakte.ru/ В контакте] - социальная сеть, наследовавшая принципы FaceBook
[http://vkontakte.ru/ В контакте] - социальная сеть, наследовавшая принципы FaceBook
Сайт создан прежде всего для студентов и выпускников российских вузов и помогает им поддерживать связь между собой. На сайте предусмотрены: составление списка друзей, создание групп по интересам, загрузка фотографий и видео, обсуждения и т. д
Сайт создан прежде всего для студентов и выпускников российских вузов и помогает им поддерживать связь между собой. На сайте предусмотрены: составление списка друзей, создание групп по интересам, загрузка фотографий и видео, обсуждения и т. д
Строка 49: Строка 49:
* [http://vkontakte.ru/club775226 Нацарапаем игрушку] - для любителей Scratch. 177 участников.
* [http://vkontakte.ru/club775226 Нацарапаем игрушку] - для любителей Scratch. 177 участников.
-
Мой круг
+
====  Мой круг ====
[http://moikrug.ru/ Клон LinkedIn] наследует его основную идею, когда личные знакомые составляют первый круг участника, знакомые знакомых — второй. Самый дальний из доступных кругов — третий. Есть круги профессиональные. Пользователь выбирает интересующие его тематики и становится доступен для коллег. И наоборот, перейдя в раздел по своему направлению, можно просмотреть, кто же еще находится в круге ваших профессиональных интересов. Каждый желающий может создать свой профессиональный круг, к которому могут присоединяться другие авторы. По каждому профессиональному кругу поддерживается свой форум.
[http://moikrug.ru/ Клон LinkedIn] наследует его основную идею, когда личные знакомые составляют первый круг участника, знакомые знакомых — второй. Самый дальний из доступных кругов — третий. Есть круги профессиональные. Пользователь выбирает интересующие его тематики и становится доступен для коллег. И наоборот, перейдя в раздел по своему направлению, можно просмотреть, кто же еще находится в круге ваших профессиональных интересов. Каждый желающий может создать свой профессиональный круг, к которому могут присоединяться другие авторы. По каждому профессиональному кругу поддерживается свой форум.
Похоже, что родительские сети внутри крупных социальных сетей не особенно развиваются. Наиболее крупные западные социальные сети, если и упоминают родителей и образование, то в контексте выпускников, учеников и родителей школы, колледжа и университета.
Похоже, что родительские сети внутри крупных социальных сетей не особенно развиваются. Наиболее крупные западные социальные сети, если и упоминают родителей и образование, то в контексте выпускников, учеников и родителей школы, колледжа и университета.
-
''Построение социальной сети на основе специальных платформ''
+
=== Построение социальной сети на основе специальных платформ ===
-
Кроме сайтов социальных сетей существует несколько площадок (ферм для разведения социальных сетей), которые позволяют пользователям создавать свои собственные социальные сети, определять их дизайн, задавать уровни доступа для различных групп пользователей. Анализ платформ для построения собственной социальной сети дан в работе 9 путей для построения собственной социальной сети. Представленные в работе площадки существенно различаются по возможностям и степени проработанности. Для российских участников в настоящее время интерес представляет только сервис [http://www.ning.com/ Ning]
+
{{:Построение социальной сети на основе специальных платформ}}
-
Наиболее успешные социальные сети, сделанные на этой платформе.
 
-
Зарубежные сообщества на Ning:
 
-
* [http://onlineteaching.ning.com/]
 
-
* [http://www.thelongtail.com/the_long_tail/2005/10/the_long_tail_o.html Статья о Нинг]
 
-
Из российских примеров:
+
== Формы деятельности в сети ==
-
* [http://www.ourkid.ru/ Наш ребенок] - [http://ourkid2.ning.com/ социальная сеть] родителей, бабушек, дедушек и всех, кто растит счастливых, самостоятельных, свободных детей.
+
-
* [http://www.ourkid.ru/profiles/blog/show?id=1683132:BlogPost:701 Инструкция по работе на сайте] - как добавлять видео и фотографии. как работать на своей собственной странице.
+
-
* [http://www.mypedsovet.ru/ Социальная сеть учителей], объединяющая всех, кто активно стремится совершенствовать себя, современную систему образования и общество.
+
-
* [http://www.mypedsovet.ru/group/scratch]
+
-
* [http://mathcircles.ning.com/ Сеть для обмена информацией в области математического образования], для общения участников математических кружков и школ, их родителей и учителей.
+
-
 
+
-
В России существует сходный по идеологии проект [http://setilab.ru/ Сеть Исследовательских Лабораторий “Школа для всех”]  Проект разработан для решения актуальных проблем повышения квалификации педагогов и организации исследований в сфере образования. На базе сервиса участники могут построить свою собственную социальную сеть. Действующие примеры:
+
-
* [http://setilab.ru/modules/content/index.php?id=6  Информатизация системы образования] - Создается в рамках проекта ИСО
+
-
* Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей - заявлено 5 и все они суть заготовки под возможную совместную деятельность.
+
-
 
+
-
'''Формы деятельности в сети'''
+
* '''Активность'''
* '''Активность'''
* Коллективная деятельность
* Коллективная деятельность

Версия 12:04, 28 марта 2009

Анализ российского и международного опыта создания и функционирования социальных родительских сетей, принципов их организации и обслуживания Продолжение 2. Авторы: Б.Ярмахов и Е.Патаракин

Содержание

Социальные сети в виртуальных мирах

  • SecondLife - планируют открыть в игре специальную семейную зону, где смогут проводить время дети и родители. пока доступ к Second Life детям и подросткам запрещен, для них предусмотрена специальная Teen Second Life, в которую, в свою очередь, не могут играть взрослые пользователи.
  • River City - Детские виртуальные миры - сетевая игра, в которой дети и взрослые взаимодействуют в виртуальной модели реального города
  • Whyville Виртуальный детский город с населением более 4 миллионов жителей. Проект Whyville был начат в 1999 году. Виртуальный города для детей к конструктивной образовательной деятельности и поощрения социально ответственного поведения. Граждане Whyville взаимодействуют друг с другом и принимают участие в городских мероприятиях, связанных с наукой, искусством, экономикой.


Сети на базе сайтов социальных сетей

Сайт, специально разработанный для создания на нем социальной сети. Веб-сайт с возможностью указать какую-либо информацию о себе (школу, институт, дату рождения, любимые занятия, и другое), по которой аккаунт пользователя смогут найти другие участники сети. Одна из обычных черт социальных сетей — система «друзей» и «групп». Поддерживает многочисленные возможности, помогающие участникам представить информацию о себе, найти старых знакомых из реального мира, познакомится с новыми друзьями, создать круги для общения в сети. Как правило, использовать сервис (просматривать страницы, искать информацию, записывать, комментировать и редактировать записи) можно только будучи зарегистрированным пользователем. Примеры:

  • LinkedIn
  • FaceBook
  • Friendster
  • ВКонтакте
  • МойКруг
  • Одноклассники

Основная задача социальных сетей - установление контактов между людьми. Здесь не так много информации, но возможность найти старых и новых друзей, возможность от друзей первого круга перейти к новым знакомствам.

LinkedIn

Cервис поддержки создания социальных сетей Главная идея сервиса – «эффект малого мира» - теория о том, что все люди на земле знакомы не более чем через 6 рукопожатий. Сервис позволяет пользователям создавать свои «круги» общения – друзей, друзей своих друзей. Можно искать знакомых, создавать круги общения, вести дневники, участвовать в группах.

Несколько русскоязычных групп, но все они немногочисленны - 10 - 20 человек. Российский клон LinkedIn - МойКруг

  • [1] Purpose is to connect piano professionals for the purpose of sharing information and passion for teaching and learning. Audience: students, parents and teachers.

FaceBook =

Cервис социальной сети. В 2008 году у сервиса появился [ http://ru-ru.facebook.com/ русскоязычный интерфейс] Участник получает персональное место или пространство, внутри которого он размещает информацию о себе, свои фотографии, группы, события и т.д. Сервис создавался студентом и для студентов. Позднее была разрешена регистрация всем желающим и студенты организовывали специальные группы с требованием не допустить прихода родителей в сеть. Сервис отслеживает действия участников:

Участники отмечают друг друга как друзья. Здесь, в отличие от друзей в Живом Журнале, дружба понятие обоюдное и должно быть подтверждено с обеих сторон. Вы отмечаете человека как друга и посылаете ему сообщение. Сервис посчитает его вашим другоим и добавит его к вам на страничку только после подтверждения. При этом можно еще указывать, как именно вы дружите между собой - коллеги по работе, вместе учились в школе, участвовали в проекте и т.д. FaceBook может быть использован для организации сетевых социальных мероприятий, когда люди собираются для обсуждения научных или учебных вопросов. Многие возможности FaceBook унаследовал российский проект В контакте. Facebook долгое время оставался закрытой социальной сетью студентов. Чтобы стать членом сообщества требовалось не просто учиться в американском колледже или университете, но и иметь адрес электронной почты, выданный учебным заведением. Facebook может искать по адресной книге Gmail, Yahoo!, Hotmail и импортировать контакты.

Сервис Фейсбук создавался студентом и для студентов. Позднее была разрешена регистрация всем желающим, и студенты организовывали специальные группы с требованием не допустить прихода родителей в сеть. Наиболее крупная группа 3320 участников - Don't Let My Parents onto Facebook!! Тем не менее, родители и преподаватели постепенно приходят в Фейсбук и в нем появляются академические и образовательные группы

После того как у FaceBook появился русскоязычный интерфейс растет и число групп, в которых говорят на русском языке. Примеры групп FaceBook

ВКонтакте =

В контакте - социальная сеть, наследовавшая принципы FaceBook Сайт создан прежде всего для студентов и выпускников российских вузов и помогает им поддерживать связь между собой. На сайте предусмотрены: составление списка друзей, создание групп по интересам, загрузка фотографий и видео, обсуждения и т. д Фотографии и видео могут содержать дополнительные метки, указывающие на участников, которые изображены на фото и видео. Возможен поиск и выбор друзей по интересам, книгам, фильмам, играм и т.п. Познакомиться с материалами групп может только участник сети В контакте

Мой круг

Клон LinkedIn наследует его основную идею, когда личные знакомые составляют первый круг участника, знакомые знакомых — второй. Самый дальний из доступных кругов — третий. Есть круги профессиональные. Пользователь выбирает интересующие его тематики и становится доступен для коллег. И наоборот, перейдя в раздел по своему направлению, можно просмотреть, кто же еще находится в круге ваших профессиональных интересов. Каждый желающий может создать свой профессиональный круг, к которому могут присоединяться другие авторы. По каждому профессиональному кругу поддерживается свой форум.

Похоже, что родительские сети внутри крупных социальных сетей не особенно развиваются. Наиболее крупные западные социальные сети, если и упоминают родителей и образование, то в контексте выпускников, учеников и родителей школы, колледжа и университета.

Построение социальной сети на основе специальных платформ

Кроме сайтов социальных сетей существует несколько сайтов, которые позволяют пользователям создавать свои собственные социальные сети, определять их дизайн, задавать уровни доступа для различных групп пользователей.


Для российских участников в настоящее время интерес представляет площадка Ning


Ning

Зарубежные сообщества на Ning:

В России существует сходный по идеологии проект Сеть Исследовательских Лабораторий “Школа для всех” Проект разработан для решения актуальных проблем повышения квалификации педагогов и организации исследований в сфере образования. На базе сервиса участники могут построить свою собственную социальную сеть. Действующие примеры:

  • Информатизация системы образования - Создается в рамках проекта ИСО
  • Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей - заявлено 5 и все они суть заготовки под возможную совместную деятельность.


Автономная социальная сеть

Автономная социальная сеть полностью контролируется администратором и не зависит от площадки, на которой она размещена. Администратор может развернуть такую сеть как в глобальной, так и в локальной сети. Например, такая социальная сеть может быть размещена в локальной сети ВУЗа или школы. Существует множество коммерческих и свободных программ, которые поддерживают создание автономной социальной сети.

Среди коммерческих приложений наиболее популярны:

Среди свободных программ, используемых для построения социальных сетей, следует выделить Drupal. Хотя Drupal не является специализированной программой для создания социальных сетей, но эта программа активно используется. Особенности использования Drupal для построения социальных сетей подробно описаны в книге Д.Мерсера

Наибольшей известностью среди специализированных программ для построения социальных сетей пользуется Elgg.



Elgg

В 2008 году Elgg был признан лучшей свободной платформой для построения социальных сетей. Особенности настройки и администрирования программы Elgg описаны в книге М.Шарма


Sharma M., Elgg Social Networking: Create and manage your own social network site using this free open-source tool, Packt Publishing, 2008

Существует несколько сайтов, где можно познакомиться с возможностями программы Elgg, прежде чем использовать ее в качестве средства для поддержки собственной автономной социальной сети. Например:

  • http://www.c4lpt.net/ Профессионалы обсуждают образовательное значение социальных сервисов и особенно Elgg для организации ученических портфолио.
  • http://eduspaces.net/ Здесь обсуждают вопросы использования социальных сетей в образовании.
  • http://www.uticked.com/ Участники социальной сети обсуждают проблемы использования социальных закладок в педагогической практике.

Перечисленные сайты открыты для просмотра. регистрация нужна только в том случае, если вы хотите публиковать собственные материалы и комментировать сообщения других участников. Можно начать знакомство с Elgg в одном из этих сообществ.

Особенности Elgg

Следует отметить следующие особенности Elgg:

  • Разнообразие дополнений, которые открывают новые возможности для деятельности. В систему легко добавить новое дополнение.
  • Участники сети могут загружать в систему материалы в различных форматах - фотографии, видео, документы.
  • Загруженные материалы могут быть объединены на страницах презентаций Elgg. Благодаря этой возможности систему Elgg рекомендуют использовать для организации ученических и студенческих портфолио.
  • Благодаря своей гибкой настройке различных уровней к материалам социальной сети Elgg рассматривается как наиболее перспективное средство для организации сетей в школах и университетах.
  • Возможность коллективного сбора и хранения закладок внутри социальной сети под управлением Elgg.

Elgg на отдельной машине

Elgg в экспериментальных целях может быть установлен на отдельном компьютере. Установка Elgg происходит точно так же как и установка MediaWiki или WordPress.

После того как XAMPP установлена и модули Apache и MySql запущены, в строке адреса браузера введите http://localhost После ответа веб-сервера вы получите страницу XAMPP на локальной машине. В левом столбце найдите раздел Tools, щелкните по ссылке phpMyAdmin, которая обращается к программе настройки — http://localhost/phpmyadmin, и выберите раздел Привилегии. Щелкните по ссылке Добавить нового пользователя. Добавьте учетную запись пользователя, который будет наделен правами создания и редактирования таблиц в базе данных для конкретного приложения. Например, для установки MediaWiki создайте пользователя wikidb, для установки приложения wordpress создадим пользователя wordpressdb и для установки социальной сети elgg создадим пользователя elggdb

  • Чтобы установить Elgg, выполните следующие действия.
  • Скачайте рабочую версию Elgg — на сайте http://elgg.org/downloads.php
  • Распакуйте полученный архив в отдельную папку elgg
  • Переместите папку elgg в каталог C:\Program Files\xampp\htdocs
  • В строке браузера введите http://localhost/elgg и подтвердите имя пользователя, пароль и базу данных, в которой будет хранится информация социальной сети Elgg.

Настройка Elgg включает:

  • Выбор названия сайта
  • Краткое описание сайта
  • Выбор адреса электронной почты (не имеет значения).
  • Адрес сайта. В нашем примере http://localhost/elgg/
  • Полный путь к сайту. В нашем примере C:/Program Files/xampp/htdocs/elgg/
  • Путь к папке, где будут храниться все загружаемые файлы. В нашем примере C:/Program Files/xampp/htdocs/elgg/

Далее программа попросит ввести имя и пароль человека, который будет администрировать сайт Elgg

Администратор настраивает внешний вид сайта социальной сети и выбирает набор средств, которые будут доступны участникам сети в их персональном пространстве. Среди возможных средств следует отметить:

  • Ведение личного блога.
  • Хранение социальных закладок.
  • Перечень категорий, которые используются для классификации публикуемых материалов.
  • Добавление файлов и внедрение медиафайлов в страницы публикаций.
  • Создание групп.
  • Обмен сообщениями с другими участниками сообщества.


Изображение:Elgg-blog.jpg


Формы деятельности в сети

  • Активность
  • Коллективная деятельность
  • Чтение информации, просмотр сайтов read-only
  • Возможность для совместной деятельности отсутствует
  • Мозговой штурм, визуализация знаний
  • Коллективная деятельность: построение концептуальных карт знаний вFreeMind,
  • Графвиз и на базе сетевых сервисов - http://bubbl.us/ Mindomo
  • Поиск информации
  • Коллективная деятельность: создание коллективных система поиска на базе GoogleCoop, Rollyo, Swiki и других социальных поисковых систем
  • Классификация: записей, фотографий, программ, статей и т.д. По тому, что мы наблюдаем в сети - дефицитная деятельность
  • Коллективная деятельность: раскладывание фотографий на категории воФликре, статей ВикиВики, записей в блоге, проектов в Scratch
  • Планирование
  • Коллективная деятельность - календари Google
  • Коммуникация, представление знаний, создание презентаций, документов, электронных таблиц
  • Коллективное редактирование - GoogleDocs, комментирование SlideShare, создание статей МедиаВики
  • Программирование, моделирование
  • Совместное создание программ, интерактивных презентаций, историй, сказок, моделей в Scratch, NetLogo
  • Геоинформационная деятельность
  • Геокешинг, геотаггинг, работа с картами и галереями изображений Google, использование и создание ГИС-систем на базе геоинформационных сервисов
  • Работа с медиа: создание и редактирование подкастов, организация видеоканалов,
  • Коллективная деятельность на базе Ютьюб, Фликр, Picasa, добавление расширений в статьи ВикиВики
  • Построение виртуальных миров
  • [www.whyville.nethttp://www.whyville.net/smmk/nice Коллективная деятельность в Second Life]
  • Построение собственных сайтов и социальных сетей
  • Коллективная деятельность внутри CMS оболочек, созданию собственных шаблонов, расширений и дополнений в ВикиВики
  • Образовательные сетевые игры
  • Коллективная деятельность: коллективные игры, создание сюжетов, редактирование персонажей, фонов, управляющих скриптов и т.п.

Динамика родительской социальной сети Индивидуальный проект конкретного родителя или небольшой группы

Время жизни социальной сети в таком состоянии, как правило, сопоставимо со сроком взросления ребенка. После того, как основатель проекта утрачивает личностный интерес к ней, проект или перестает существовать, поскольку не находится родителей-энтузиастов, готовых его поддерживать или переходит в другое, коммерческое состояние, как это произошло с социальной сетью Maya's Mom, права на который были проданы ее основательницей Клей Кук компании Baby Center Community. Примером небольшой русскоязычной социальной сети такого рода является проект http://www.ourkid.ru/, построенный на платформе Ninq.

Коммерческие социальные сети Коммерческие (принадлежащие конкретным компаниям) социальные сети - это на сегодняшний момент, наиболее быстро набирающие аудиторию проекты в этом поле. При удачной подаче дизайна и сервиса, рекламной компании, владельцы социальной сети могут быстро увеличить количество пользователей сервиса до десятков тысяч человек. Это, несмотря на то, что сервис остается бесплатным для пользователей, позволяет извлекать из него прибыль за счет интернет рекламы. Взаимоотношения с авторами кконтента - экспертами, материалы которых могут представлять интерес для остальных участников сети, как правило, строятся на контрактной основе. Примерами таких сетей являются американская BabyCenter.com, канадская Canadian Parents и российская mamusik.ru Так, канадская сеть Canadian Parents существует с 1996 года, когда она была начат инициативной группой родителей. В настоящее время поддерживается канадской компанией Rogers Publishing, крупным издателем и Интернет агентством. Около 30 личных блогов. Раздел подкастов, представляющий собой коллекцию записий коротких рассказов модераторов в аудиоформате, доступном для скачивания. Темы - интересующие большинство родителей детей школьного и дошкольного возраста (школьная организация, школьные завтраки и т.д.). Одной из наиболее привлекательных сторон сервиса является возможность получить бесплатную консультацию у эксперта - детского врача, стоматолога, психотерапевта, специалиста по вопросам питания. Библиотека статей содержит материалы по кулинарии, советы по досугу и семейному отдыху, фитнесу, уборке дома. Есть отдельные разделы для родителей-отцов и одиноких родителей. Сервис предоставляет пользователям значительную интерактивность - на нем проводятся конкурсы и опросы. Своеобразным ноу-хау сайта является сервис Go City Kids - информационная служба, идентифицирующая пользователя по местности, в которой он находится и предлагающая ему расписание детских мероприятий и праздников по соседству с его домом. Поддерживаются форумы и фотогалереи. Целевой группой сервиса являются женщины - родители детей дошкольного и школьного возраста, интересующиеся вопросами воспитания, а также ведением домашнего хозяйства.

Школьные родительские социальные сети Такие сети, как правило складываются на базе уже существующих "реальных" родительских сообществ, которые хотят использовать возможности информационно-коммуникационных технологий для развития и углубления своей инфраструктуры. Примером школьной родительской сети является сеть английской школы Хампстед - Hampstead Parents Social NetworkСайт создан родителем учащегося школы - Дэнниэлом Дей, который объясняет свою мотивацию на создание этой социальной сети следующим образом: "Моя собственная жизнь и жизнь моей семьи тесно связана со школой Хэмпстед... Я решил, что пора перестать просто сидеть и жаловаться на то, как все плохо, а начать что-то делать самому. Социальная сеть школы Хэмпстед - это то, что я хочу предложить нашему сообществу. Эта социальная сеть создается для того, чтобы предоставить возможность родителям учащихся школы и другим заинтересованным лицам обсуждать все, что с ней связано. Как администратор сети, я не собираюсь кому-либо навязывать свои взгляды. Мою точку зрения вы можете найти в моем личном блоге."

Сайт сети является дополнительным, но не альтернативным официальному школьному сайту Любопытно, что несмотря на отсутствие какого-либо конфликта между создателями этих двух сайтов, один из них (неофициальный сайт родительского сообщества) является в чистом виде web 2.0 сайтом. Он предоставляет возможность родителям поддерживать личные блоги, участвовать в обсуждениях в форумах, создавать свои и вступать в существующие дискуссионные группы, выкладывать галереи фотографий и отслеживать обновления на сайте с помощью RSS потока. Официальный школьный сайт при этом является классическим Web 1.0 сайтом - с привлекательным дизайном, официальной информацией, но без задействования всего арсенала интерактивности, которым обладают современные web 2.0 средства.

Участники родительских социальных сетей Отчего же зависит популярность социальной сети для родителей? Такой анализ был проделан Ф.Грубером (Gruber, 2006), который сравнил четыре американские родительские сети - Maya's Mom, Minti, MothersClick и ParentsConnect. Проект Maya's Mom возник в как частная инициатива мамы девочки по имени Майя - Клей Кук, которая хотела обмениваться своими наблюдениями за ростом и развитием дочери с другими мамами. Два года назад проект был передан Baby Center Community -http://community.babycenter.com/). Cама Клей основала проект со сходными задачами и дизайном - Minti. Сейчас проект представляет собой mash-up с достаточно привлекательным дизайном, возможностью выкладывать галереи фотографий, вести блоги и принимать обсуждение в группах, насчитывающих до 1000 участников. Проект существует с 1997 года, хорошо известен, что ведет к его высокой посещаемости. Основная целевая аудитория - матери дошкольников.

BabyCenter.com в настоящий момент является одной из самых развитых международных коммерческих социальных сетей для родителей. Коммерциализация этой сети не закончилась на размещении тематической коммерческой рекламы на их сайте. Социальная сеть для родителей соседствует на сайте с Интернет-магазином, в котором заинтересованные родители после обсуждения, например, детского питания, могут тут же его и приобрести.

Похожим, хотя и более смещенным в сторону развлекательности сервисом является parenting.ivillage.com Однако менее продуманный дизайн и меньшая насыщенность содержательным контентом делают его менее востребованным, чем BabyCenter.com

Сходный набор сервисов предлагает и социальная сеть Minti , продвигаемая австралийской компанией Vibe Capital Pty Ltd . Здесь родители также могут получить возможность создать собственный блог, поучаствовать в обсуждениях в форумах и тематических группах (самая большая на настоящий момент - группа американских пользователей сервиса из 4600 человек), разместить свои фотографии, а также подписаться на обновления интересующих их информационных каналов по RSS.

Американский проект ParentsClick (первое название - MothersClick) был основан в 2006 Андрой Дэвидсон/ Эта социальная сеть предлагает сходный набор сервисов, что и другие проекты этого рода - блоги, форумы, группы, галереи фотографий, библиотека статей, однако претендует на глобальный характер построения сети (как явствует из обращения к пользователям сервиса его основателя и президента). Зарегистрировано несколько дискуссионных групп родителей из Европы и Японии, хотя подавляющее большинство пользователей - американцы. Судя по тематике обсуждений, большинство пользователей - женщины, матери детей школьного и дошкольного возраста, однако проведенный владельцами сервиса ребрендинг позволяет говорить о попытках расширения целевой аудитории в сторону вовлечения в нее мужчин - отцов.

Экспертное знание в родительской социальной сети Возможность получать доступ к экспертному знанию и квалифицированные консультации специалистов-профессионалов - это то, что делает социальную сеть привлекательной для большинства родителей. Потребность в доступе к экспертному знанию неизбежно возрастает при разрастании сети. Проведенный нами анализ показывает, что потребность в эксперте возникает, когда информационные потребности участников сети уже не могут удовлетворяться за счет апелляций к личному опыту его участников и когда характер обсуждаемых ими вопросов начинает переходить в профессиональную плоскость. Неудивительно, поэтому что небольшая родительская сеть ourkid.ru обходится без приглашения внешних экспертов, а насчитывающая десятки тысяч пользователей сеть CanadianParents использует в качестве приглашаемых экспертов детского врача, стоматолога, психотерапевта, специалиста по вопросам питания. Состав экспертов меняется в зависимости от характера и состава участников социальной сети. Так, социальные сети родителей детей-дошкольников заинтересованы в экспертном знании детских врачей, стоматологов, специалистов по питанию, детских психологов. Родители детей школьников в большей степени нуждаются в консультациях со стороны педагогов, психологов образования, социальных работников. Схема взаимодействия организаторов социальной сети с внешними экспертами могут быть различными в зависимости от характера самой этой сети. Коммерческие сети (извлекающие доход за счет рекламы и продажи товаров своей целевой аудитории) работают с экспертами на возмездной основе. В некоммерческих проектах, как например, в созданном на базе сервиса vkontakte.ru сообществе "club48978" Татьяны Челпановой вклад экспертного и консультационного знания происходит на общественных началах. То же самое происходит в одной из самых больших англоязычных родительских социальных сетей - списка рассылки Berkley Parents. Практика показывает, что доверие родителей к экспертной информации возрастает, если родители считают, что это экспертное знание вкладывается на основе личного, а не контрактного участия эксперта в работе социальной сети.

Выводы/Анализ российского и международного опыта создания и функционирования социальных родительских сетей смотри далее