Педагогическая студия по планированию воспитательного процесса в классе Раз дощечка, два дощечка, будет лесенка

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Педагогическая ситуация)
(Какое место занимает планирование в деятельности классного руководителя?)
Строка 109: Строка 109:
Обозначьте место и роль планирования в Вашей педгогической деятельности:
Обозначьте место и роль планирования в Вашей педгогической деятельности:
-
* ..
+
* Любая деятельность должна быть распланирована. Планирование - начало работы.
* ..
* ..
* ..
* ..

Версия 18:14, 25 февраля 2010

Педагогическая студия по планированию воспитательного процесса в классе


Ведущий: Елена Володина

Цель: освоение технологии планирования воспитательной работы в классе с использованием ИКТ-технологий

Задачи:

уточнить сущность, назначение, функции и принципы педагогического планирования;

систематизировать представления о содержании, форме и структуре плана воспитательной работы в классе;

рассмотреть и предложить варианты использования широко известных в педагогической практике форм, методов и приемов планирования воспитательной работы в Интернет-среде

Целевая группа: классные руководители, заместители директоров по воспитательной работе, родители учащихся

Время проведения: 26-27 февраля

Содержание

Участники педагогической студии

Уважаемые участники,пожалуйста, впишите ниже свою фамилию и имя

Круг проблем

Напишите, пожалуйста, с какими проблемами и трудностями Вы сталкиваетесь при планировании воспитательной работы в классе:

  • ..
  • ..
  • ..
  • ..


Коллеги, надеемся, что совместная и творческая работа в педагогической студии поможет приблизиться к решению многих проблем,подскажет, как планировать и создавать собственную систему воспитательной работы с классом, определять неповторимый и наиболее рациональный вариант построения воспитательной деятельности в конкретных социально-педагогических условиях

Педагогическая ситуация

Классный руководитель 8 класса, возвращаясь из школы домой, увидела афишу, приглашающую на спектакль Московского театра и решила купить билеты для всех своих воспитанников. В пятницу утром она сообщила ребятам, что вечером они идут в театр на прекрасную премьеру, и раздала билеты. Вечером в прекрасном настроении она встречала свой класс в фойе театра. Но из тридцати учащихся пришли только шесть человек, и те весь спектакль о чем-то оживленно болтали, смеялись и перебрасывались фантиками от конфет. Учительница была огорчена и очень расстроена.


Как вы считаете, почему поход в театр "провалился"? Поделитесь своими размышлениями:

  • При принятии решения учитель не учел мнения учащихся, наличие свободного времени у детей, финансовые возможности. Подобную ситуацию можно описать известным афоризмом "Хотел как лучше, а получилось как всегда". Для того, чтобы поход в театр состоялся нужно было провести предварительно работу с учащимися - определить дату и время, тематику мероприятия. --Натали 15:13, 25 февраля 2010 (UTC)
  • ..
  • ..
  • ..

Что такое планирование?

Профессор Е.Н. Степанов дает следующее определение планирования: под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения.

Функции планирования

Планирование позволяет обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников. Результаты исследования Т.В. Ильиной свидетельствуют о том, что педагогическому планированию присущи такие функции, как:

  • направляющая, связанная с определением в процессе планирования сферы, цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов;
  • прогнозирующая, заключающаяся в том, что в ходе разработки плана формируется педагогический замысел, проектируется будущее состояние педагогической системы, прогнозируются результаты ее функционирования и развития;
  • координирующая или организаторская, позволяющая педагогам с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясный ответ на вопросы: кто, когда и где должен делать;
  • контрольная, предоставляющая педагогическому коллективу или отдельному педагогу возможность с помощью составленного плана контролировать и корректировать траекторию своего пути к достижению намеченной цели;
  • репродуктивная (воспроизводящая), предполагающая то, что через промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.

Принципы планирования

К числу основополагающих идей и правил формирования модельных представлений о воспитательном процессе относятся принципы системности, конкретности, оптимальности, диалога, индивидуальности, научности, непрерывности.

Почему появилось педагогическое планирование?

Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и все соответствующее данному процессу многообразие документов, называемых планами. И сейчас трудно представить жизнедеятельность образовательного учреждения без перспективного и календарного плана работы учебного заведения, без плана подготовки и проведения школьного мероприятия, без рабочего плана руководителя учреждения и его заместителей, без плана работы с родителями и ученическим самоуправлением, без плана повышения квалификации и профессиональной компетентности педагогов, без плана воспитательной работы в классе и т.п.

Какое место занимает планирование в деятельности классного руководителя?

Обозначьте место и роль планирования в Вашей педгогической деятельности:

  • Любая деятельность должна быть распланирована. Планирование - начало работы.
  • ..
  • ..

Когда осуществляется планирование воспитательной работы в классе?

Начинать планирование воспитательной работы целесообразно в конце учебного года (III триместр), а в сентябре нового учебного года производится уже окончательное оформление и утверждение плана.

Как организовать работу по составлению плана воспитательной работы в классе?

Алгоритм разработки перспективного плана

Разработка перспективного плана представляет собой технологическую цепочку последовательно выполняемых действий классного руководителя и других участников планирования:

  1. Определение классным руководителем порядка и сроков действий по планированию воспитательной работы и жизнедеятельности в классе.
  2. Педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса.
  3. Моделирование классным руководителем образа класса, его жизнедеятельности и воспитательного процесса в нем.
  4. Коллективное планирование.
  5. Уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы.

Подробнее

Структура плана воспитательной работы

При планировании воспитательной деятельности классный руководитель наряду с определением целей, форм и способов воспитания учащихся пытается найти оптимальный вариант содержания, формы и структуры создаваемого документа - плана работы на учебный год или полугодие. Выбор того или иного варианта плана во многом зависит от теоретических представлений учителя о сущности, закономерностях и роли воспитания в развитии личности ребенка, от сложившихся в педагогическом коллективе школы традиций планирования и организации воспитательной деятельности, от личного педагогического опыта классного наставника. Исходя из предъявляемых требований к плану работы классного руководителя, можно рекомендовать составить этот документ из шести разделов:

  1. Анализ воспитательной работы за прошедший год.
  2. Цели и задачи воспитательной деятельности.
  3. Основные направления и дела классного сообщества.
  4. Индивидуальная работа с учащимися.
  5. Работа с родителями.
  6. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.

Подробнее о содержании и форме плана

Формы, методы и приемы планирования воспитательной работы

При планировании воспитательной работы классный руководитель использует некоторую совокупность форм, методов и приемов педагогической деятельности. Учитель направляет педагогические средства на изучение классного сообщества и его членов, моделирование будущего образа класса и его жизнедеятельности, вовлечение учащихся и родителей в процесс коллективного планирования. Познакомьтесь с формами, методами и приемами педагогической деятельности, разработанными псковскими педагогами, которые могут быть использованы при составлении плана воспитательной работы.

Практикум

Современный темп жизни, все возрастающая занятость родителей, интерес школьников к Интернету приводят к необходимости использования ИКТ-технологий и социальных сервисов в воспитательной деятельности. Уже есть классные руководители, активно использующие возможности такого социального сервиса, как Blogger для создания блога класса. Познакомьтесь с двумя из них:

Одной из целей работы блога 7а класса Тямшанской гимназии Псковского района Тямшарики является коллективное планирование жизнедеятельности в классе

  • Поразмышляем вместе, какие еще методы и приемы коллективного планирования жизнедеятельности в классе классный руководитель может перенести в Интернет-среду, насколько это будет эффективно и рационально. Разместите свои предложения в блоге Менеджмент воспитания
  • Приближается первый весенний праздник 8 марта! Как можно организовать деятельность по его планированию в блоге класса? Запишите свои идеи ниже:
  • ..
  • ..
  • ..

Справочная информация по работе с ресурсами

Рефлексия

Продолжите, пожалуйста, одну из фраз: "Главным для меня было ...", "После работы в педагогической студии я понял(а)", "В моей практической деятельности я попробую ..."

  • ..
  • ..
  • ..
  • ..

Литература и Интернет-ресурсы

  • Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М, 2005.
  • Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. - М., 1986.
  • Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.,2006.
  • Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. - Ярославль, 1998.
  • Социальные сетевые сервисы