Помогите педагогу сделать счастливыми наших детей

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск

Валентина Чернышова (Обсуждение | вклад)
(Новая: Психологическая природа деятельности педагога чрезвычайно сложна. Она включает в себя отражение не ...)
Следующая правка →

Текущая версия

Психологическая природа деятельности педагога чрезвычайно сложна. Она включает в себя отражение не только реальной деятельности педагогических работников, но и исторические представления населения о представителях педагогической профессии. Эффективность формирования позитивного имиджа педагога зависит от множества факторов, затрагивающих процессы общественного мнения россиян. Существенную роль в формировании позитивного отношения педагогов педагогов играет социально-психологическая компетентность. Социально-психологическая компетентность педагогов включает в себя: - коммуникативную компетентность; - перцептивную компетентность; - интерактивную компетентность. Личность педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании психологического состояния педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. Сложившаяся социально - экономическая ситуация в значительной мере по-новому поставила проблему подготовки педагогов, потребовала научного обоснования целостной системы профессионального образования, актуализировала вопросы поиска оптимальных условий для профессионального становления. «На повестку дня нашей жизни остро поставлен вопрос взаимозависимости культуры и духовности, осмысления роли и значения традиций, культурных норм и ценностей, с которыми педагоги соотносят свои поступки и которые в значительной степени регулируют социально-культурные процессы в обществе. Деятельность педагога особенно трудна в условиях смены ценностных ориентации, когда многие люди лишены идеалов, надежды на будущее. По словам А.И. Арнольдова, учитывая сложную социально-культурную ситуацию, педагог призван отстаивать ценности, спасающие человека от духовной нищеты и культурной ограниченности. Деятельность педагога проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие. Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий..., способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению. Реализовать себя в профессии, выполнить высокую миссию сохранения и развития культуры в современных достаточно сложных и изменяющихся условиях, может только профессионал, обладающий предприимчивостью, креативностью, развитыми духовно-нравственными и творческими качествами. Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я», на наш взгляд, ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах. Внутренний образ - это, прежде всего, культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие. Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личности в целом. Внешний образ - это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока. Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение. В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа. Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться. Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. (Психология формирования имиджа учителя//А.А. Калюжный.-М.: Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2004-222с.) Деятельностно — творческий компонент в личности обеспечивает мотивационный и экспрессивно-деятельностный компонент, способствует формированию и развитию у педагогов разнообразных способов художественной и практической деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в познании, труде, научном и художественном виде деятельности. Результатом деятельностно-творческого компонента технологии становится: · устойчивый характер познавательных мотивов и активность в художественно-творческой и профессиональной познавательной деятельности, проявляется в сочетании с инициативностью, самостоятельностью, творческой импровизацией; · актуализируются общие педагогические умения в творческом плане; · проявляется эмоционально-позитивное отношение к художественной деятельности и включение ее в педагогическую деятельность; · проявляется высокая впечатлительность, эмоциональность, ассоциативность, остроумие, интуиция, способность к аллегориям и метафоричности, высокий уровень творческого воображения; · устойчивый интерес к художественной деятельности, уверенность в своих возможностях, стремление к самовыражению, самореализации, личностному саморазвитию, стремление к творческим достижениям. Если мыслить жизнь как последовательность выборов, то самоактуализация означает: в каждом выборе решать в пользу роста. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо выбор продвижения и роста. Выбрать развитие вместо страха десять раз в день - значит десять раз продвинуться к самоактуализации. Актуализироваться - значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Под самостью же Маслоу понимает сердцевину, или эссенциальную природу индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности. Таким образом, самоактуализация - это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой. Честность и принятие ответственности за свои действия - существенные моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует искать ответы внутри, а не позировать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворять своими ответами других. Каждый раз, когда мы ищем ответы внутри, мы соприкасаемся со своей внутренней самостью. Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализуется. Самоактуализация - это также постоянный процесс развития своих возможностей и потенциала. Это, например, развитие умственных способностей посредством интеллектуальных занятий. Это означает использование своих способностей и разума и "работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать". Большой талант или разумность - не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои способности, другие же, может быть, со средним талантом, сделали невероятно много. Естественно было предположить, что успех реформы российской школы во многом будет зависеть от того, насколько удастся повысить потребность в самоактуализации учителей. Саморегуляция произвольной активности понимается как системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей (Конопкин О.А., 1983). Развитие саморегуляции описывается ее индивидуальным профилем (Моросанова В.И., 1995). Овладение такими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к возникновению профессиональной деформации. Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Личностно-профессиональный рост педагога понимается как непрерывный процесс раскрытия своего личностно-профессионального потенциала, влияющий на педагогическую деятельность в целом. Конечно, самое главное в этом - личная заинтересованность педагога в самосовершенствовании, однако этот процесс можно частично мотивировать извне. Огромную роль в становлении и росте личности педагога, его профессионализма играет администрация общеобразовательного учебного заведения, которая, следя за успехами и промахами учителя, должна умело прийти на помощь: предоставить возможность ознакомления с различными профессиональными периодическими изданиями; помочь в выборе темы по самообразованию; дать возможность побывать на уроках педагогов-мастеров, методистов; к молодым учителям прикрепить опытного учителя-наставника, предоставить слово на педагогическом совете; если надо, то тактично указать на слабую научную базу разработанной темы, а в случае явного роста рекомендовать принять участие в конференциях, семинарах городского, республиканского уровней. Формальная помощь старших коллег, заключающаяся часто в мелочах (написал ли тему на доске, сколько минут ведется опрос и так далее), не только не стимулирует к росту профессионализма, но иногда убивает его всякие порывы. Разбор урока при этом превращается в унизительную пытку (если таковой вообще проводится). «У некоторых наставников есть «правило»: не беседовать с преподавателем после посещения урока. Посетил урок, подметил ошибки - молчит, а при случае обрушится на преподавателя на заседании педагогического совета» (Г. Н. Приступа. Современный урок. - М. - 1989). Профессиональное развитие и становление педагога невозможно и без оценки родительской общественности. Научитесь понимать учителя, принимать его и иногда умейте вовремя прийти на помощь.