Профильное обучение

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Полностью удалено содержимое страницы)
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{Править_название}}
 
-
Профильное обучение и Интернет
 
-
 
-
[[Изображение:Chuprunova.jpg|left|100 px]]
 
-
 
-
Как показывает практика, традиционный подход к образованию «учить всех всему», не соответствует потребностям современного, стремительно развивающегося общества. Возникает необходимость ориентации учебного процесса на  развитие жизненно важных навыков учащихся – «ключевых компетентностей», позволяющих им свободно адаптироваться во взрослом мире, быть готовыми к жизни в быстро изменяющихся условиях.
 
-
 
-
В системе образования должны быть созданы условия для реализации учащимися  своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Большинство старшеклассников придерживаются мнения, что надо «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». То есть профильное обучение на старшей ступени соответствует жизненным установкам  большинства старшекласасников. К 15-16 годам большинство учащихся определяется со сферой будущей профессиональной деятельности.  Таким образом, формируется общественный запрос  на профильную дифференциацию образования.
 
-
Профильное образование способствует повышению эффективности образования, поскольку учащийся осваивает те предметы, которые соответствуют его интересам и способностям.
 
-
 
-
В МОУ СОШ №1 г. Ипатово профильное обучение реализуется следующим образом: в среднем звене осуществляется предпрофильная подготовка - элективные курсы, в старших классах проводится обучение в профильных классах.
 
-
Учащимся 9-х классов с целью определения будущего профиля предлагаются курсы: «Учись писать грамотно», «Способы решения нестандартных уравнений», «Экономическая и социальная география», «Образовательная область «Технология»», «Физика на твоей усадьбе», «Опыты без взрывов», «Занимательная графика», «Стиль моей речи. Умею ли я выражать свои мысли», «Подросток и закон», «Исследовательские задачи на стыке наук», «Эта удивительная наука - математика», «Строим школьный сайт». Каждый учащийся выбирает для изучения не менее 5 различных элективных курсов. Каждый курс рассчитан на 8 - 10 ч. (получается дополнительно к урокам » 9 ? 5 = 45 ч.), что позволяет, с одной стороны, не перегружать учащегося, с другой, он может попробовать свои силы в различных областях и определиться со своими предпочтениями.
 
-
 
-
В старших классах реализуется обучение по профилям: 2006 – 2007 уч. год – информационно – технологический (10 – 11 классы), 2007 – 2008 уч.г. – социально – гуманитарный, физико-химический (10 – е классы), информационно – технологический (11 – е классы), 2008 – 2009 уч. г. – социально – гуманитарный, физико-химический (11 – е классы). Профили классов формируются согласно желанию детей и поданным заявлениям от их родителей. Помимо обучения в основной школе, часть детей 10 – 11 классов участвовали в 2006 – 2008гг. в эксперименте «Образование с использованием Интернет для решения задач подготовки школьников на профильном уровне».
 
-
Разнообразие профилей, которые может создавать школа на своей базе не всегда позволяет реализовать образовательные запросы каждого учащегося, в этом случае может стать выходом из ситуации Интернет – образование.
 
-
 
-
Возможности ДО использовались:
 
-
 
-
*как дополнение к обычным урокам (углубление знаний по предметам, изучаемым очно);
 
-
*профильное изучение предметов, не вошедших в учебный план но данному профилю (например, дети, выбравшие социально – гуманитарный или физико – химический профиль, на ДО выбирают информатику, экономику поскольку этот предмет они не изучают при очном обучении).
 
-
Меняется форма обучения, что не может не сказываться на облике ученика.
 
-
 
-
Учащийся, имеющий успешный опыт дистанционного обучения,
 
-
 
-
*активный, направленный на получение новых знаний и впечатлений;
 
-
*верный цели в доведении начатого дела до конца; беспокоящийся за результат;
 
-
*неравнодушный к вознаграждению в разных формах;
 
-
*эмоционально открытый;
 
-
*ценящий нестандартность и уникальность открытых заданий;
 
-
*уважающий проявление неординарности учебного результата; демократичный в процессе обучения;
 
-
*пытающийся рефлексировать;
 
-
*работоспособный и созидающий новое в себе и своих знаниях.
 
-
 
-
Учащиеся МОУ СОШ №1 г. Ипатово Ставропольского края участвовали в эксперименте «Образование с использованием Интернет для решения задач подготовки школьников на профильном уровне» два года.
 
-
 
-
Первоначально была сформирована группа учащихся, выразивших желание участвовать в эксперименте (15 учащихся выбрали изучение 1 предмета, 26 учащихся – 2 предмета, 1 человек – 3 предмета), и создано нормативно – правовое обеспечение:
 
-
 
-
*Дополнение к уставу МОУ СОШ №1 г. Ипатово
 
-
*Положение об Интернет-обучении школьников
 
-
*Договор о совместной деятельности (МОУ СОШ №1 г.Ипатово и Ставропольского государственного университета
 
-
*Приказ МО СК №364-пр от 19.06.2006 "О реализации проекта «Образование с использованием Интернет для решения задач подготовки школьников на профильном уровне»
 
-
*риказ МО СК №413-пр от 17.07.2006 "Об организации эксперимента по разработке и апробации компонентов системы профильного обучения школьников с использованием Интернет-образовательных технологий"
 
-
*Приказ отдела образования администрации Ипатовского муниципального района №381 от 01.11.2006г.
 
-
*Должностные инструкции педагога-куратора, сетевого преподавателя
 
-
*Расписание занятий
 
-
 
-
Анализируя опыт участия в эксперименте, необходимо сказать, что дистанционная форма обучения имеет свои несомненные положительные стороны:
 
-
 
-
*происходит углубление, расширение знаний;
 
-
*повышение качества обученности при изучении школьных предметов;
 
-
*профессиональное самоопределение;
 
-
*самореализация, саморефлексия личности.
 
-
 
-
Ученики отмечают насыщенность, занимательность уроков, привлекательность новой формы обучения, считают, что учиться интересно. Немаловажен тот факт, что учиться можно в любое, удобное для себя время (особенно об этом говорят дети, имеющие дома компьютер с выходом в Интернет), в подходящем режиме, особенно нравится система тестов, когда получают быструю, справедливую оценку и есть возможность ознакомиться с правильностью ответов.
 
-
 
-
В то же время мы столкнулись и с рядом проблем, требующих решения.
 
-
 
-
В частности, происходит увеличение нагрузки на ученика, по этой причине в этом учебном году произошло сокращение числа выбранных предметов среди учащихся, участвовавших второй год в эксперименте (11 класс): 35 человек – оставили 1 предмет, 2 человека – 2 предмета, 5 - отказались от ДО. Основная причина – загруженность в основной школе, факультативы, олимпиады, подготовка к ЕГЭ, экзаменам. Да и сами дистанционные курсы довольно объемные – рассчитаны на 100 – 200учебных часов (т.е около 4 - 5 часов в неделю) – а если ребенок выбрал 2 курса и более?
 
-
 
-
Я думаю, на первоначальном этапе необходимо привлекать психологов, чтобы помочь ребенку правильно определиться с выбором дисциплины. Ведь нередко факторами, оказывающими влияние на выбор профиля обучения, являются следующие: «за компанию» с товарищами, совет родителей, предмет мог быть интересен, пока не приступал к его углубленному изучению и др. Со временем обучаемый понимает, что ошибся с выбором или переоценил свои силы, выбрав не один предмет, а более. Кроме этого, можно предложить такой выход, как «пробный курс», который будет доступен в гостевом режиме. Прежде, чем окончательно определиться с дисциплиной, пусть ученик пройдет 3 – 5 уроков, чтобы понять, что его ожидает.
 
-
 
-
Другим минусом является дублирование изучаемого материала – содержание многих курсов повторяет школьные учебники, что влечет за собой снижение мотивации.
 
-
 
-
Важным фактором успешного обучения является наличие связей между педагогами – кураторами и сетевыми преподавателями, поскольку в первый год эксперимента имело место отсутствие своевременной обратной связи. Были ситуации, когда ученик отослал задания в октябре – ноябре, а оценку так и не получал к концу учебного года, что естественно снижало интерес к обучению. И, напротив, получив оценку, да еще с комментарием к своей работе, желание заниматься у него намного возрастало. Таким образом, необходимо наличие связей: и использовать для этого все возможные средства (не только электронную почту, но и форум, чат).
 
-
 
-
Нельзя обойти вниманием и технические трудности, являвшиеся следствием того, что курсы еще не являлись законченным продуктом. И вновь возникает вопрос о наличии связей. Необходимо, чтобы любой сетевой преподаватель или педагог – куратор могли контактировать с разработчиками каждого из курсов, а не только с местным, региональным ВУЗом, отвечающим за разработку отдельных курсов.
 
-
Таким образом, взвесив все «за» и «против», можно сделать вывод, что дистанционная форма профильного обучения старшеклассников при соответствующей доработке может быть рекомендована к внедрению на уровне субъектов Российской Федерации.
 

Текущая версия