Статья Правовое воспитание учащихся/Киселева Наталия

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 2: Строка 2:
'''Цель:''' приобщить учащуюся молодежь к правовой и политической культуре, целенаправленно ориентируя личность на усвоение всех 4-х её составляющих - знаний, умений, опыта творческой деятельности, а также опыта эмоционально - ценностного отношения.  
'''Цель:''' приобщить учащуюся молодежь к правовой и политической культуре, целенаправленно ориентируя личность на усвоение всех 4-х её составляющих - знаний, умений, опыта творческой деятельности, а также опыта эмоционально - ценностного отношения.  
 +
'''Задачи:''' сформировать у учащихся знания и дать им систему представления о правовом и политическом устройстве общества, заложив основы правового и политического сознания личности; научить учеников приема безопасного и ответственного поведения, сформировать умения пользоваться своими правами, личными свободами и соблюдать свои обязанности, научить школьников анализировать политическую информацию; сформировать эмоционально целостное отношение к Закону, нормам и ценностям демократического общества, законопослушному поведению, чувство гражданственности и позитивного отношения к будущему своей Отчизны, сформировать толетарность и эмпатию.  
'''Задачи:''' сформировать у учащихся знания и дать им систему представления о правовом и политическом устройстве общества, заложив основы правового и политического сознания личности; научить учеников приема безопасного и ответственного поведения, сформировать умения пользоваться своими правами, личными свободами и соблюдать свои обязанности, научить школьников анализировать политическую информацию; сформировать эмоционально целостное отношение к Закону, нормам и ценностям демократического общества, законопослушному поведению, чувство гражданственности и позитивного отношения к будущему своей Отчизны, сформировать толетарность и эмпатию.  
 +
'''Средства и формы:''' правового и политического воспитания школьников, основные приоритетные направления деятельности:  
'''Средства и формы:''' правового и политического воспитания школьников, основные приоритетные направления деятельности:  
-
Изменение управленческой парадигмы в отношении сотрудничества учителя с учащимися;  
+
*изменение управленческой парадигмы в отношении сотрудничества учителя с учащимися;  
-
преодоление авторитарных методов в педагогическом взаимодействии с учеником; технология педагогики ненасилия; создание в образовательном учреждении атмосферы, способствующей свободной дискусси; формирование гражданской позиции педагога; формирование высокой коммуникативной культуры, предполагающей вовлеченность как в систему жизненных отношений (социальная деятельность), так и участие в моделировании образовательного процесса. Выстраивание школьной жизни на основе идеи "Школа - демократическое общество в миниатюре" по следующим направлениям: расширение участия членов школьного коллектива, а также представителей общественности в управлении школой; расширение свободы выбора в учебном процессе; осуществление законотворческой деятельности педагогов и учащихся как основа создания правового пространства школы; создание органов самоуправления школьным коллективом; становление и распространение опыта правового поведения.  
+
* преодоление авторитарных методов в педагогическом взаимодействии с учеником;
 +
* технология педагогики ненасилия;  
 +
*создание в образовательном учреждении атмосферы, способствующей свободной дискусси;  
 +
*формирование гражданской позиции педагога;  
 +
*формирование высокой коммуникативной культуры, предполагающей вовлеченность как в систему жизненных отношений (социальная деятельность), так и участие в моделировании образовательного процесса.  
 +
 
 +
Выстраивание школьной жизни на основе идеи "Школа - демократическое общество в миниатюре" по следующим направлениям:  
 +
*расширение участия членов школьного коллектива, а также представителей общественности в управлении школой;  
 +
*расширение свободы выбора в учебном процессе;  
 +
*осуществление законотворческой деятельности педагогов и учащихся как основа создания правового пространства школы;  
 +
*создание органов самоуправления школьным коллективом; становление и распространение опыта правового поведения.  
 +
 
'''Приоритетные виды деятельности, формы и методы:'''  
'''Приоритетные виды деятельности, формы и методы:'''  
-
Игровые ситуации с элементами правовых знаний, знакомство с деятельностью судебных и правоохранительных органов, факультативы "Правоведение", "Закон и ты", Закон и право". Школы и лектории правовых знаний, философские часы, беседы, диспуты, дискуссии, конференции, вечера вопросов и ответов, правовые лабиринты на темы: "Общество и дети", " Что значит быть гражданином", "Право в нашей жизни", "Подросток и закон". Встречи с работниками прокуратуры, судебных и правоохранительных органов. Сюжетно-ролевые игры, разбор проблемных ситуаций, клубные встречи "Тема", уроки правовые видеосалоны. Тематические выставки литературы, выпуск информационных бюллетеней "Право. Закон. Мораль", "Уроки жизни". Работа клубов и отрядов "Юные друзья милиции", "Юные инспектора движения". Встречи с ветеранами, беседы, классные часы: "Положение детей в мире", "Детские международные организации и движения". Конкурсы, викторины: "Планета людей", "Страны и континенты", "Кого можно считать миролюбивым человеком?". Круглые столы: "Я и мир", "Я в мире не один", "Что такое народная дипломатия", "Возможен ли вечный мир", "Диалог с веком". Конкурсы рисунков, фотографий: "Моя планета", "Мир нашему дому". Акции "Мир, в котором мы живём, делаем лучше" (забота о школе, доме, где живём, улице и т.д.) Критерии сформированности: наличие у учащихся правовой и политической информированности, нравственно - правового (ответственного, безопасного поведения), потребности в участии в общественной жизни, как школы, так и микросоциума, проявления позиции гражданина своего Отечества, а также чувства гражданственности.  
+
 
 +
#Игровые ситуации с элементами правовых знаний, знакомство с деятельностью судебных и правоохранительных органов, факультативы "Правоведение", "Закон и ты", Закон и право".  
 +
#Школы и лектории правовых знаний, философские часы, беседы, диспуты, дискуссии, конференции, вечера вопросов и ответов, правовые лабиринты на темы: "Общество и дети", " Что значит быть гражданином", "Право в нашей жизни", "Подросток и закон".  
 +
#Встречи с работниками прокуратуры, судебных и правоохранительных органов.  
 +
#Сюжетно-ролевые игры, разбор проблемных ситуаций, клубные встречи "Тема", уроки правовые видеосалоны.  
 +
#Тематические выставки литературы, выпуск информационных бюллетеней "Право. Закон. Мораль", "Уроки жизни".  
 +
#Работа клубов и отрядов "Юные друзья милиции", "Юные инспектора движения". Встречи с ветеранами, беседы, классные часы: "Положение детей в мире", "Детские международные организации и движения". #Конкурсы, викторины: "Планета людей", "Страны и континенты", "Кого можно считать миролюбивым человеком?".  
 +
#Круглые столы: "Я и мир", "Я в мире не один", "Что такое народная дипломатия", "Возможен ли вечный мир", "Диалог с веком".  
 +
#Конкурсы рисунков, фотографий: "Моя планета", "Мир нашему дому".
 +
# Акции "Мир, в котором мы живём, делаем лучше" (забота о школе, доме, где живём, улице и т.д.)  
 +
 
 +
Критерии сформированности: наличие у учащихся правовой и политической информированности, нравственно - правового (ответственного, безопасного поведения), потребности в участии в общественной жизни, как школы, так и микросоциума, проявления позиции гражданина своего Отечества, а также чувства гражданственности.  
 +
 
'''Правовое воспитание детей и подростков:'''
'''Правовое воспитание детей и подростков:'''
 +
Одним из необходимых компонентов профилактической работы по предупреждению правонарушений и преступлений является формирование правовой культуры подростков. Основу ее составляют такие важнейшие характеристики как знание своих прав и обязанностей, последствий в случае правонарушений, чувство собственного достоинства и уважения окружающих, миролюбие, терпимость.  
Одним из необходимых компонентов профилактической работы по предупреждению правонарушений и преступлений является формирование правовой культуры подростков. Основу ее составляют такие важнейшие характеристики как знание своих прав и обязанностей, последствий в случае правонарушений, чувство собственного достоинства и уважения окружающих, миролюбие, терпимость.  
-
'''Основная цель:''' поиск таких форм и методов воспитательной работы, которые способствовали бы воспитанию законопослушной личности, умеющей защищать свои права, анализировать свои поступки, способной к позитивно направленной социальной творческой деятельности.  
+
 
 +
'''Основная цель:''' поиск таких форм и методов воспитательной работы, которые способствовали бы  
 +
воспитанию законопослушной личности, умеющей защищать свои права, анализировать свои поступки, способной к позитивно направленной социальной творческой деятельности.  
 +
 
'''Задачи:''' разъяснение учащимся основных положений законодательных актов РФ развитие способностей к адекватной самооценке; самоуважение, самовоспитание формирование личностного иммунитета к воздействию неблагоприятных факторов формирование опыта конструктивной социально значимой деятельности.  
'''Задачи:''' разъяснение учащимся основных положений законодательных актов РФ развитие способностей к адекватной самооценке; самоуважение, самовоспитание формирование личностного иммунитета к воздействию неблагоприятных факторов формирование опыта конструктивной социально значимой деятельности.  
 +
Правовое просвещение  начинается с раннего возраста: игровые ситуации с элементами правовых знаний, практические мероприятия, направленные на знакомство  с  деятельностью  правоохранительных  и  судебных органов, органов социальной защиты; игры, профилактические беседы на правовые темы для детей, разбор проблемных ситуаций, в которые могут попасть дети, совместная выработка правил поведения в школе.  
Правовое просвещение  начинается с раннего возраста: игровые ситуации с элементами правовых знаний, практические мероприятия, направленные на знакомство  с  деятельностью  правоохранительных  и  судебных органов, органов социальной защиты; игры, профилактические беседы на правовые темы для детей, разбор проблемных ситуаций, в которые могут попасть дети, совместная выработка правил поведения в школе.  
 +
С целью повышения правовой культуры учащихся, прав личности ребенка в школе могут быть созданы традиционные правовые уроки, викторины, встречи с представителями правоохранительных органов. Детские арбитражи, юридические консультации, деловые игры с правовым содержанием, активные формы пропоганды юридических знаний- все это действительные формы повышения правовой культуры детей.
С целью повышения правовой культуры учащихся, прав личности ребенка в школе могут быть созданы традиционные правовые уроки, викторины, встречи с представителями правоохранительных органов. Детские арбитражи, юридические консультации, деловые игры с правовым содержанием, активные формы пропоганды юридических знаний- все это действительные формы повышения правовой культуры детей.
   
   

Текущая версия

Правовое и политическое воспитание призваны стать содержанием организационной сферы жизнедеятельности учащейся молодежи. Школа и другие типы учебных заведений могут и должны стать первым опытом участия молодежи в общественной жизни, целенаправленно включать своих воспитанников в систему общественных отношений, формируя у них чувство гражданственности, потребность иметь свою жизненную позицию, умение и желание ее выражать, заботясь не только о собственном благополучии, но и о процветании своего Отечества. Найти гармонию между уникальностью собственного "Я" и универсальностью общественных требований личность сможет лишь в том случае, если с детских лет ребенок осознает важность таких отношений, как отношения взаимной требовательности, деловой зависимости, самодисциплины, руководства, подчинения. Гражданская направленность всего учебно - воспитательного процесса - это и цель, и средство правового и политического воспитания учащейся молодежи, призванных формировать у личности активную жизненную позицию.

Цель: приобщить учащуюся молодежь к правовой и политической культуре, целенаправленно ориентируя личность на усвоение всех 4-х её составляющих - знаний, умений, опыта творческой деятельности, а также опыта эмоционально - ценностного отношения.


Задачи: сформировать у учащихся знания и дать им систему представления о правовом и политическом устройстве общества, заложив основы правового и политического сознания личности; научить учеников приема безопасного и ответственного поведения, сформировать умения пользоваться своими правами, личными свободами и соблюдать свои обязанности, научить школьников анализировать политическую информацию; сформировать эмоционально целостное отношение к Закону, нормам и ценностям демократического общества, законопослушному поведению, чувство гражданственности и позитивного отношения к будущему своей Отчизны, сформировать толетарность и эмпатию.

Средства и формы: правового и политического воспитания школьников, основные приоритетные направления деятельности:

  • изменение управленческой парадигмы в отношении сотрудничества учителя с учащимися;
  • преодоление авторитарных методов в педагогическом взаимодействии с учеником;
  • технология педагогики ненасилия;
  • создание в образовательном учреждении атмосферы, способствующей свободной дискусси;
  • формирование гражданской позиции педагога;
  • формирование высокой коммуникативной культуры, предполагающей вовлеченность как в систему жизненных отношений (социальная деятельность), так и участие в моделировании образовательного процесса.

Выстраивание школьной жизни на основе идеи "Школа - демократическое общество в миниатюре" по следующим направлениям:

  • расширение участия членов школьного коллектива, а также представителей общественности в управлении школой;
  • расширение свободы выбора в учебном процессе;
  • осуществление законотворческой деятельности педагогов и учащихся как основа создания правового пространства школы;
  • создание органов самоуправления школьным коллективом; становление и распространение опыта правового поведения.

Приоритетные виды деятельности, формы и методы:

  1. Игровые ситуации с элементами правовых знаний, знакомство с деятельностью судебных и правоохранительных органов, факультативы "Правоведение", "Закон и ты", Закон и право".
  2. Школы и лектории правовых знаний, философские часы, беседы, диспуты, дискуссии, конференции, вечера вопросов и ответов, правовые лабиринты на темы: "Общество и дети", " Что значит быть гражданином", "Право в нашей жизни", "Подросток и закон".
  3. Встречи с работниками прокуратуры, судебных и правоохранительных органов.
  4. Сюжетно-ролевые игры, разбор проблемных ситуаций, клубные встречи "Тема", уроки правовые видеосалоны.
  5. Тематические выставки литературы, выпуск информационных бюллетеней "Право. Закон. Мораль", "Уроки жизни".
  6. Работа клубов и отрядов "Юные друзья милиции", "Юные инспектора движения". Встречи с ветеранами, беседы, классные часы: "Положение детей в мире", "Детские международные организации и движения". #Конкурсы, викторины: "Планета людей", "Страны и континенты", "Кого можно считать миролюбивым человеком?".
  7. Круглые столы: "Я и мир", "Я в мире не один", "Что такое народная дипломатия", "Возможен ли вечный мир", "Диалог с веком".
  8. Конкурсы рисунков, фотографий: "Моя планета", "Мир нашему дому".
  9. Акции "Мир, в котором мы живём, делаем лучше" (забота о школе, доме, где живём, улице и т.д.)

Критерии сформированности: наличие у учащихся правовой и политической информированности, нравственно - правового (ответственного, безопасного поведения), потребности в участии в общественной жизни, как школы, так и микросоциума, проявления позиции гражданина своего Отечества, а также чувства гражданственности.

Правовое воспитание детей и подростков:

Одним из необходимых компонентов профилактической работы по предупреждению правонарушений и преступлений является формирование правовой культуры подростков. Основу ее составляют такие важнейшие характеристики как знание своих прав и обязанностей, последствий в случае правонарушений, чувство собственного достоинства и уважения окружающих, миролюбие, терпимость.

Основная цель: поиск таких форм и методов воспитательной работы, которые способствовали бы воспитанию законопослушной личности, умеющей защищать свои права, анализировать свои поступки, способной к позитивно направленной социальной творческой деятельности.

Задачи: разъяснение учащимся основных положений законодательных актов РФ развитие способностей к адекватной самооценке; самоуважение, самовоспитание формирование личностного иммунитета к воздействию неблагоприятных факторов формирование опыта конструктивной социально значимой деятельности.

Правовое просвещение начинается с раннего возраста: игровые ситуации с элементами правовых знаний, практические мероприятия, направленные на знакомство с деятельностью правоохранительных и судебных органов, органов социальной защиты; игры, профилактические беседы на правовые темы для детей, разбор проблемных ситуаций, в которые могут попасть дети, совместная выработка правил поведения в школе.

С целью повышения правовой культуры учащихся, прав личности ребенка в школе могут быть созданы традиционные правовые уроки, викторины, встречи с представителями правоохранительных органов. Детские арбитражи, юридические консультации, деловые игры с правовым содержанием, активные формы пропоганды юридических знаний- все это действительные формы повышения правовой культуры детей.

Наталия Киселева страница консультанта