Местоимение – вместо имени и вместо тысячи слов! Порядок слов во французском предложении: изучаем легко и быстро! Дополнения во французском языке.

Местоимения…

В случае с французскими местоимениями эти хитрые слова могут попить немало крови - в некоторых случаях предельно трудно запомнить, какое местоимение что заменяет, и в каком порядке местоимения следуют друг за другом в пределах одного предложения. Как разобраться во всех этих «он», «нам», «к ней», «для них» на французском?

В этой статье мы составили четкую, лаконичную и полную инструкцию о том, как избавиться в предложении от повторяющихся существительных и с помощью местоимений придать своей речи истинно-французскую идиоматичность.

  • Безударные личные местоимения

Личные местоимения всегда согласуются в роде и числе с тем лицом или предметом, вместо которого стоят в предложении. Эти местоимения могут выглядеть малозначительными и крохотными, но они мгновенно придают структуре предложения законченность и лаконичность и показывают, что вы понимаете, как строится фраза на французском в соответствии с законами языка.

1) Личные местоимения, заменяющие подлежащее

Вы столкнулись с этими местоимениями сразу же на первом уроке французского, потому что без них невозможно образовать ни одного предложения, и именно от них зависит форма спрягаемого глагола. Итак, местоимения, которые стоят в предложении на месте подлежащих:

1 л. ед. ч. - je/j’ - я
2 л. ед. ч. - tu - ты
3 л. ед. ч. - il/elle/on - он/она
1 л. мн. ч. - nous - мы
2 л. мн. ч. - vous - вы, Вы
3 л. мн. ч. - ils/elles - они

Jacques était en retard. -Il était en retard. (Жак опоздал. - Он опоздал).

2) Местоимения, заменяющие прямое дополнение

Je t ’aime! Tu m ’aimes! - Я люблю тебя ! Ты любишь меня !

Лихо мы начали, да? Эти две фразы знают 99% всех, кто неравнодушен к французскому, но в том, что в них фигурируют местоимения, заменяющие прямое дополнение, нам только предстоит разобраться.

Итак, прежде всего, рассмотрим все местоимения этой группы:

1 л. ед. ч. - me/m’ - меня
2 л. ед. ч. - te/t’ - тебя
3 л. ед. ч. - le/la/l’ - его/её
1 л. мн. ч. - nous нас
2 л. мн. ч. - vous - вас
1 л. мн. ч. - les - их

Напоминаем, что усеченные формы местоимений (j’, m’, t’, l’) ставятся, когда следующее за ним слово начинается с гласной буквы или немой «h».

Je mange le gâteau . - Je le mange. (Я ем торт . - Я его ем.)

Tu aimes les films français . - Tu les aimes.(Ты любишь французские фильмы. - Ты их любишь.)

Внимание: местоимение всегда согласуется в роде и числе с тем существительным, которое заменяет. Да, за этим приходится дополнительно следить, но таков уж французский.

3) Местоимения, заменяющие косвенное дополнение

1 л. ед. ч. - me/m’ - мне
2 л. ед. ч. - te/t’ - тебе
3 л. ед. ч. - lui - ему/ей
1 л. мн. ч. - nous - нам
2 л. мн. ч. - vous - вам
2 л. мн. ч. - leur - им

Как видите, эти местоимения похожи на те, что заменяют прямое дополнение, но они выполняют другую функцию - заменяют в предложении существительное, которое употребляется с предлогом.

Внимание: система местоимений различается в формах 3 л. ед. ч. и 3 л. мн. ч.: прямые дополнения заменяются на le/la/les , косвенные дополнения - на lui/leur .

Примеры, чтобы увидеть это на практике:
Je demande à ma mère .- Je lui demande. (Я спрашиваю у своей мамы. - Я спрашиваю у неё ).
Je donne le cadeau aux enfants . - Je le leur donne. (Я дарю подарок детям. - Я дарю его им.)

Не переживайте пока по поводу двух местоимений подряд в последнем предложении - в конце этой статьи есть отличный лайфхак о том, как запомнить правильный порядок местоимений в предложении.

Как понять, когда использовать одно местоимение, а когда - другое? Ищите предлог. Если перед существительным стоит предлог, это точно косвенное дополнение.

4) Личные ударные местоимения

Вполне возможно, что первым французским словом в вашей жизни было именно ударное местоимение - вы могли, например, в ответ на вопрос «Qui est là?» ответить «Moi!».

Эти местоимения выполняют разные функции и используются в большом количестве конструкций. Чаще всего они появляются в предложении, когда необходимо сделать логическое ударение на подлежащем:

1 л. ед. ч. - moi
2 л. ед. ч. - toi
3 л. ед. ч. - lui/elle/soi
1 л. мн. ч. - nous
2 л. мн. ч. - vous
3 л. мн. ч. - eux/elles

В общей сложности есть 11 способов использовать ударные местоимения в предложении, остановимся на самых употребительных:

  • После C’est или Ce sont.
    C’est toi qui laves la salle de bain. - Ты моешь ванную комнату.
  • Когда в предложении несколько подлежащих - существительное и местоимение или два местоимения.
    Michel et moi avons fait du shopping. - Мишель и я сходили по магазинам.
  • Когда задается вопрос.
    Je suis content, et toi ? - Я доволен, а ты?
  • После предлогов.
    chez lui , sans elle - у него дома, без неё
  • В сравнительных конструкциях.
    Nous sommes plus rapides qu’eux . - Мы быстрее, чем они.
  • При указании на принадлежность.
    Cette tarte est à elle . - Этот пирог принадлежит ей.

Всё, можно выходить из-под удара и переходить к самому интересному.

5) Возвратные местоимения

Закончим разговор о личных местоимениях на возвратных местоимениях и тех глаголах, с которыми они употребляются. Всем, у кого русский язык родной, возвратные глаголы кажутся избыточными и нелогичными. Но во французском они распространены, и если забыть о возвратной частице, можно полностью исказить смысл всего предложения.

Me , te , se , nous , vous , se - возвратные местоимения, которые входят в состав возвратных глаголов:

se laver - умываться
se casser - сломать (какую-то часть тела)
s’ habiller - одеваться

Местоимения изменяются по лицами и числам во время спряжения глаголов:
Je me lave.
Tu te laves.
Il se lave.
Nous nous lavons.
Vous vous lavez.
Ils se lavent
.

Наверное, в первый раз можно почувствовать себя полным идиотом, произнеся вслух nous nous lavons , но возвратные местоимения всегда согласуются с подлежащим в роде и числе, и в некоторых случаях появляется такое забавное совпадение в формах.

  • Неличные местоимения

6) Неличные местоимения, выполняющие роль подлежащего

Ce, il - аналоги безличного «it» в английском. В целом, они взаимозаменяемы, но ce чаще употребляется в неформальном общении.

Примеры:
Il est possible que… - Возможно, что…
C’est moi. - Это я.
Il est nouveau. - Это ново.
C’est fini! - Закончено!

7) Относительные местоимения

Эти местоимения выполняют роль связующего звена между главным и придаточным предложениями в составе сложноподчиненного предложения. Всего во 5 относительных местоимений, каждый со своей точно ограниченной сферой употребления.

Местоимение заменяет собой прямое дополнение в составе придаточного предложения. По функции и употреблению его можно сравнить с «that» в английском, их принципиальное различие в том, что английское «that» в предложении нередко можно опустить, в то время как французское «que» обязательно должно присутствовать в предложении. Сравните сами:

Où est la chose que j’ai achetée hier? - Где вещь, которую я вчера купила?

Местоимение заменяет подлежащее в придаточном предложении и в некоторых случаях напоминает английское «who»:

Je voudrais un prof qui ne donne pas de devoirs. - Я бы хотел заниматься с учителем, который не задает домашнее задание.

Тем не менее, местоимение qui может относиться и к неодушевленным предметам:

Cependant, le prof donne des devoirs qui nous aident à apprendre. - Тем не менее, учитель задает нам домашнее задание, которое помогает нам учиться.

В последнем примере qui относится к существительному devoirs (домашнее задание).

  • Lequel/Laquelle/Lesquels/Lesquelles

Эти красивые и мелодичные местоимения заменяют косвенные дополнения с предлогом.

Внимание: если существительное обозначает именно человека, необходимо использовать сочетание «предлог + qui ».

Французское lequel в некоторых случаях может быть похоже на английское «which»:

Je n’ai pas lu la letter à laquelle tu as répondu. - Я не прочитал письмо, на которое ты ответил.

  • Dont

Для косвенных дополнений с предлогом de во французском есть отдельное местоимение dont , которое можно сравнить с английскими «whose» или «that».

Оно часто употребляется в предложениях с глаголом с предлогом, таким, как parler de (говорить о чем-то), avoir besoin de (нуждаться в чем-то) или avoir peur de (бояться чего-то).

Например:

Le pronom dont j’ai peur! - Предлог, которого я боюсь!

Это местоимение указывает на место в пространстве и часто совпадает по употреблению с английским «where»:

C’est là j’ai mangé hier. - Вот, где я вчера ел.

Интересно, что местоимение может также указывать на обстоятельство времени:

Mercredi, с’est le jour je pars. - Среда - день, когда я уезжаю .

8) Наречные местоимения

К нашей удаче, щедрый на местоимения французский в этом случае ограничился только двумя - y и en .

Y à + существительное , в то время как en заменяет собой существительное в сочетании de + существительное .

Эти местоимения и чрезвычайно важны, и употребляются фактически в каждой фразе. Вы уже могли запомнить некоторые устойчивые словосочетания, в которых присутствуют эти местоимения: Il y a… (аналог английского «there is») или J’en ai un (У меня есть [один]). Давайте посмотрим, где еще они обитают.

Начнем с примеров:

Je voudrais aller à Paris . - Je voudrais y aller. (Я хотел бы поехать в Париж. - Я хотел бы туда поехать.)

Il pense à l’été dernier. - Il y pense. (Он думает о прошлом лете. - Он думает о нем.)

Это местоимение также может заменять целое предложение, которое вводится при помощи предлога à :

Je pense à ce que j’ai lu. - J’y pense. (Я думаю о том, что прочитал. - Я думаю об этом.)

Внимание: на данном этапе в местоимениях уже проще простого запутаться. Y употребляется вместо существительного в сочетании à + неодушевленное существительное . Не путайте его с lequel , которое используется в качестве союзного слова, или с lui/leur , которые заменяют косвенное дополнение, выраженное одушевленным существительным, обозначающим лицо.

Опять же, сначала примеры:

Ma mère prépare des pâtes . - Ma mère en prepare. (Мама готовит макароны) .

Местоимение en также может выступать как заменитель существительного в сочетании «числительное/наречие количества + существительное»:

Il a beaucoup de bonbons . - Il en a beaucoup. (У него много конфет. - У него их много.)
Elle a deux livres .- Elle en a deux. - У неё две книги. - У неё их две.

Внимание: местоимение en всегда необходимо использовать, если речь идет о количестве чего-то. Так, нельзя сказать *J’ai un .В такой форме это в лучшем случае будет расценено как начало предложения J’ai un…livre . Чтобы сказать «У меня она одна», необходимо вставить местоимение en : J’en ai un .

9) Неопределенные местоимения

autres - другие
chacun , chacune - каждый, каждая
certain , certaine - некоторый, некоторая
plusieurs - многие, многочисленные
quelqu’un - кто-нибудь
tout - всё
tous, toutes - все

Внимание : Большинство неопределенных местоимений сочетаются с глаголом в форме 3 л. ед. ч.

ЛАЙФХАК!

Как и обещали, показываем способ правильно расположить местоимения в предложении. Знаете французскую детскую песенку «Frère Jacques»? Всякий раз, когда думаете, куда поставить le , а куда - lui , напевайте на мотив песенки:

me, te, nous, vous
me, te, nous, vous
le, la, les
le, la, les
lui, leur
lui, leur
y
en
y
en

Теперь вы с легкостью можете выдавать на первый взгляд зубодробительные обороты на вроде «Je le lui ai donné»!

Друзья, сегодня хотелось бы обсудить тему местоимений во французском языке. Французские местоимения, как и русские, делятся на несколько категорий. Сегодня мы поговорим о личных местоимениях французского языка.

Личные местоимения во французском языке заменяют существительные, ранее упоминавшиеся в предложении или в речи. Например:

  • Est-ce que les étudiants ont rendu leurs devoirs au professeur? - Oui, ils les lui ont rendus. - Студенты сдали свои задания учителю ? - Да , они их ему сдали .
  • Aimez-vous jouer au tennis? - Oui, j ’aime beaucoup y jouer. - Вы любите играть в теннис ? Да, я очень люблю в него играть.
  • Voulez- vous encore du café? - Non, merci, je n’ en veux plus. - Вы хотите еще кофе? - Нет, спасибо, я больше не хочу.
  • Est-ce que tu sais que Patrice va se marier? - Oui, je le sais. - Ты знаешь , что Патрис скоро женится ? - Да , я это знаю .
Личные местоимения французского языка

Во французском языке личные местоимения обладают различными функциями в предложении. Какие это функции, и в каких случаях употребляются личные местоимения – узнаем чуть ниже.

Личные местоимения в роли подлежащего

Личные местоимения во французском языке могут выступать в роли подлежащего. Обратите внимание, друзья, перед вами таблица личных местоимений, которые делятся на две категории: безударные приглагольные и ударные самостоятельные местоимения.


Приглагольные и ударные личные местоимения

Приглагольные безударные местоимения употребляются с глаголом и указывают на лицо и число глагола:

  • Je suis arrivé à Paris vers 8 heures du soir. - Я приехал в Париж в 8 часов вечера .
  • Tu es occupé tout le temps. – Ты все время занят .
  • Nous avons besoin de votre aide. – Мы нуждаемся в вашей помощи .
  • Pourriez-vous fermer la porte? - Не могли бы Вы закрыть дверь ?

Обратите внимание: местоимение il иногда употребляется в безличных предложениях, в этом случае оно на русский язык не переводится.

  • Il fait froid. - Холодно .
  • Il est 11 - 11 часов .
  • Il faut. – Надо, нужно.
  • Il pleut. – Идет дождь.
  • Il neige. – Идет снег.

Случаи употребления ударных личных местоимений

Итак, друзья, ударные личные местоимения употребляются:

  • для выделения подлежащего или дополнения:

Moi , je vais à la plage et toi, qu’est-ce que tu fais? - Я иду на пляж , а ты , что ты делаешь ?

Je ne connais pas M. et Mme Legrand, mais leurs enfants, eux , je les connais très bien. - Я не знаю господина и госпожу Легран , но их детей , их , я знаю очень хорошо .

  • с союзами et, ou и с отрицанием ni :

Les petits-enfants et moi , nous avons passé l’après-midi dans le parc. - Внуки и я , мы провели послеобеденное время в парке .

Ni elle ni lui ne parlent français. - Ни она, ни он не говорят по-французски.

  • в конструкции c’est… :

Est-ce que c’est le directeur de l’Université? - Oui, c’est lui . -Это директор университета ? - Да , это он .

  • в кратких ответах:

Je vais faire du ski cet hiver, et vous? Moi aussi. - Я буду кататься на лыжах этой зимой, а Вы? - Я тоже.

  • для замены местоимения-подлежащего, когда глагол подразумевается:

Comme toi, j’adore la musique de Chopin. - Как и ты , я обожаю музыку Шопена .

Gilbert est plus âgé que moi . - Жильбер старше меня .

  • в составе подлежащего или дополнения с однородными членами. В этом случае перед сказуемым-глаголом ставится обобщающее приглагольное безударное личное местоимение:

Mathilde et moi , nous irons au ciné ma. - Матильда и я, мы пойдем в кино.

Та mère et toi , vous partez pour Rome. - Ты и твоя мать, вы едете в Рим.

  • после предлогов:

Jean aime beaucoup son grand-père, il parle souvent de lui . - Жан очень любит своего дедушку и часто говорит о нем .

Pierre part avec moi . - Пьер едет со мной .

Личные местоимения в роли дополнения

Речь идет о приглагольных местоимениях в качестве дополнения. Перед вами таблица таких местоимений:


Личные местоимения в качестве дополнения

Обратите внимание: местоимения me, te, le, la приобретают форму m᾽, t᾽, l’ , если идущий рядом глагол начинается с немого согласного h или с гласной. Примеры некоторых предложений:

  • Il l’ achè te (ce journal) le soir. - Он ее (газету) покупает вечером.
  • Je l’ appelle. - Я его зову.
  • Est-ce que tu as vu Julie récemment? - Oui, je l’ ai vue samedi. - Ты недавно видел Жюли ? - Да , я ее видел в субботу .
  • Les Duroy, je les connais depuis quinze ans. - Семью Дюруа, я их знаю уже пятнадцать лет.
  • Est-ce que vous m’ ignorez? - Non, nous ne t’ignorons pas . -Вы меня игнорируете ? - Нет , мы тебя не игнорируем .
  • Mon cousin t’ a téléphoné hier soir. - Мой двоюродный брат звонил тебе вчера вечером .
  • J’ai écrit à Michel pour lui souhaiter un bon anniversaire. - Я написал Мишелю , чтобы поздравить его с днем рождения .

Будьте внимательны, уважаемые читатели: самостоятельные ударные личные местоимения во французском языке употребляются после глаголов penser à qn , songer à qn и т.д. и после возвратных глаголов, требующих предлога à (s’ inté resser à, s’ adresser à и т.д.). Например:

  • Je parle à Gustave. - Я говорю с Гюставом. Je lui parle. - Я с ним говорю.
  • Je pense à José. - Я думаю о Жозе . Je pense à lui . -Я думаю о нем .
  • Je téléphone à Mauricine. - Я звоню Морисине . Je lui téléphone. - Я ей звоню .
  • Je m’adresse à Susanne. - Я обращаюсь к Сюзанне. Je m’adresse à elle . - Я к ней обращаюсь.

Ну, вот и все, друзья. Чтобы скорее подружиться с личными местоимениями французского языка, запомните эти правила и выполняйте как можно больше грамматических упражнений на эту тему. Будьте внимательны в употреблении местоимений и старайтесь не путать ударные с безударными и косвенными. Желаем вам успехов!

Самостоятельные личные местоимения
Формы самостоятельных личных местоимений

ед. ч. 1. лицо moi я
2. лицо toi ты
3. лицо lui elle он она
мн. ч. 1. лицо nous мы
2. лицо vous вы
3. лицо eux elles они они
Употребление самостоятельных личных местоимений
Личные независимые местоимения могут употребляться самостоятельно (без глагола) в следующих случаях:

Личные местоимения в роли прямого дополнения

Формы личного местоимения - прямого дополнения
ед. ч. 1. лицо me меня
m" меня перед гласными и немым h
2. лицо te тебя
t" тебя перед гласными и немым h
3. лицо le его
l" его перед гласными и немым h
la ее
l" ее перед гласными и немым h
мн.ч. 1.лицо nous нас
2. лицо vous вас, Вас
3. лицо les их
Не забывайте, что и у личного местоимения, выступающего в роли прямого дополнения, перед гласными и немым h беглое -е выпадает. В особенности это относится к предложениям в сложном прошедшем бремени, образобанном с помощью глагола avoir. Например: je l"ai vu(e), tu l"as vu(e) и т.д.
Употребление личного местоимения в роли прямого дополнения
Оно заменяет прямое дополнение и согласуется с ним по роду и числу. Например:
мужской род
Лица
Est-ce que vous avez vu Jean ? Oui, nous l’avons vu.
Est-ce que vous avez vu les garçons ? Oui, je les ai vus.
женский род
Est-ce que vous avez vu Brigitte ?
Oui, je l"avons vue.
Est-ce que vous avez vu les filles ?
Oui, je les ai vues.
Предметы
мужской род
Est-ce que Eric lit ce livre ? Oui, il le lit.
Est-ce que vous lisez ces livres ? Oui, nous les lisons.
женский род
Est-ce que vous lisez cette revue ? Non, nous ne la lisons pas.
Est-ce que vous lisez ces revues? Non, nous ne les lisons pas.
Место личного местоимения-прямого дополнения в предложении
1. Личное местоимение-прямое дополнение стоит перед спрягаемым глаголом.
В отрицательном предложении элемент отрицания ne стоит перед личным местоимением и спрягаемым глаголом, за которым следует элемент pas. Если в предложении сказуемое стоит в сложном прошедшем или в давнопрошедшем бремени, то личное местоимение находится перед спрягаемой формой вспомогательного глагола.
La télé t"intéresse ? - Oui, elle m"intéresse.
- Non, elle ne m"intéresse pas.
Est-ce que vous avez acheté les journaux ? - Oui, nous les avons achetés.
- Non, nous ne les avons pas achetés.
2. Если глаголы употреблены в инфинитивной конструкции, то личное местоимение стоит перед инфинитивом.
Est-ce que tu vas écouter la radio ?
- Oui, je vais l"écouter.
- Non, je ne vais pas l"écouter.
Est-ce que tu peux ranger ta chambre ?
- Oui, je peux la ranger,
- Non, je ne peux pas la ranger. 
3. В утвердительных победительных предложениях личное местоимение присоединяется к глаголу с помощью дефиса.
Maman, est-ce que je peux inviter mes amis ? Oui, invite-les.
Личные местоимения в роли косвенного дополнения
Формы личного местоимения-косвенноао дополнения
ед. ч.
1. лицо me мне
m" мне перед гласными и немым h
2. лицо te тебе
t" тебе перед гласными и немым h
3. лицо lui ему, ей
мн. ч.
1. лицо nous нам
2. лицо vous вам вами
3. лицо leur им
Из таблицы видно, что формы 1 и 2 лица единственного и множественного числа mе, te, nous, vous совпадает с формами местоимений-прямых дополнений.
Употребление личного местоимения в роли косвенного дополнения
В большинстве случаев косвенное дополнение называет лиц и животных.
Форма косвенного дополнения - одна и та же для мужского и женского рода.
Мужской род
Tu donnes ton adresse à Jean ? ед. число
Oui, je lui donne mon adresse.
мн.ч. Vous écrivez à vos amis ?
Oui, nous leur écrivons.
женский род
ед.ч. Tu vas répondre à Sandra ? Non, je ne vais pas lui répondre.
мн. число Vous pouvez téléphoner à mes amies ? Oui, nous pouvons leur
téléphoner.
В русском языке в 3 л. ед. ч. личное местоимение в роли косвенного дополнения имеет форму и женского, и мужского рода. Во французском языке форма одна для обоих родов. Например:
Я даю ему книгу. Я даю ей книгу.
Je donne un livre à Michel. Je donne un livre à Marie.
Je lui donne un livre. 
Mесто личного местоимения-косвенного дополнения в предложении
1. Личное местоимение-косвенное дополнение стоит перед спрягаемым глаголом. В отрицательном предложении отрицательные частицы ne и pas стоят, соответственно, перед личным местоимением и спрягаемым глаголом и после них. Если в отрицательном предложении сказуемое употреблено в сложном прошедшем или в давнопрошедшем времени, то личное местоимение находится перед спрягаемой формой вспомогательного глагола.
Brigitte, tu téléphones à tes amies ? - Oui, je leur téléphone.
- Non, je ne leur téléphone pas.
Est-ce que tu as montré les photos à ton copain ? - Oui, je lui ai montré les photos.
Non, je ne lui ai pas montré les
photos.
2. Если глаголы употребляются с инфинитивом, то личное местоимение стоит перед ним.
Est-ce que tu vas écrire à ta grand-mère? - Oui je vais lui écrire.
- Non, je ne vais pas lui écrire.
В русском языке косвенное дополнение, как правило, стоит перед прямым дополнением.
Il mе le donne. Она мне его дает.
Il le lui donne. Он ему его дает.
Il nous le donne. Он нам его дает.
Il le leur donne. Он им его дает.

Je prête mon livre à mon fils . – Я даю в долг мою книгу сыну .
Je le lui prête. – Я ее ему даю.

Местоимения сочетаются : либо первый столбик со вторым, либо второй с третьим.

Еще можно запомнить следующим образом. Если оба местоимения в предложении начинаются на букву l , то на первом месте всегда стоят le , la , les . А если на разные буквы, то le , la , les – на втором месте.

Вместе они представляют собой неделимое целое, стоят перед глаголом и, если надо, отрицаются вместе с глаголом , как бы являясь частью него самого.

Il ne nous les explique pas . – Он нам их не объясняет.
Tu ne la lui corriges pas . – Ты ему ее не исправляешь.

В составных временах отрицаются вместе с вспомогательным глаголом.

Le professeur ne le leur a pas expliqué. – Учитель это им не объяснил.

Если группу местоимений надо поставить в повелительное наклонение (использовать для просьбы или приказа), соблюдаются следующие правила:

При отрицании

  • местоимения стоят перед глаголом
  • в обычном порядке (по общему правилу, см. таблицу в начале документа)

Ne me l "explique pas. – Не объясняй мне это.
Ne le leur racontez pas. – Не рассказывайте это им.

При утверждении

  • местоимения стоят после глагола
  • при этом le , la , les всегда на первом месте

Explique-le -moi . – Объясни это мне.
Racontez-le -leur . – Расскажите это им.

Обратите внимание , что с местоимениями me и te происходят следующие изменения:

me – moi
te
– toi

Если вам нужны объяснения этой грамматической темы голосом, а так же дополнительный комплект упражнений, вы можете найти это в нашем аудио курсе Грамматика в МП3 с упражнениями и ответами .

Упражнения

Упражнение №1

Поставьте правильную форму личного местоимения

  1. Она сделала подарок своему мужу? Я уверена, что она его ему сделала. – Elle a fait un cadeau à son mari? Je suis sûre q"elle a fait. (le mari – муж)
  2. Я отправила письмо бабушке. Я его ей отправила. – J"ai envoyé une lettre à ma grand-mère. Je ai envoyée.
  3. Вы принесете нам газеты в офис? Мы вам их принесем домой. – Vous nous apporterez des journaux au bureau? Nous apporterons chez vous. (des journaux – газеты)
  4. Твоя дочь задает тебе много вопросов? Она мне их задает постоянно. – Ta fille te pose beaucoup de questions? Elle pose toujours. (beaucoup de – много)
  5. Я расскажу тебе эту историю попозже. Я тебе ее расскажу попозже. – Je te raconterai cette histoire plus tard. Je raconterai plus tard. (plus tard – попозже)
  6. Когда вы им отправите посылку? Мы ее им отправим послезавтра. – Quand vous leur enverrez le colis? Nous enverrons après-demain.
  7. Вы уже сказали родителям правду? Нет, но я собираюсь ее им сказать. – Vous avez déjà dit la vérité aux parents? Non, mais je vais dire.
  8. Не говорите это нам никогда! – Ne dites jamais! (jamais – никогда)
  9. Она рассказала историю своей жизни детям? Она ее им рассказала уже давно. – Elle a raconté l"histoire de sa vie aux enfants? Elle a dite il y a longtemps déjà. (il y a longtemps – давно)
  10. Учитель переводит своим студентам текст? Он его им не переводит. Они делают это сами. – Le professeur traduit le texte à ses étudiants? Il ne traduit pas. Ils le font eux-mêmes.
  11. Дети рисуют вам картинки? Они нам их рисуют время от времени. – Les enfants vous dessinent les images? Ils dessinent de temps en temps.
  12. Вы покупаете детям игрушки? Да, я их им только что купил. – Vous achetez des jouets aux enfants? Oui, je viens de acheter. (des jouets – игрушки)
  13. Она делает замечания коллегам? Она их им делает постоянно. – Elle fait des remarques aux collègues? Elle fait tout le temps.
  14. Вы объявили эту новость друзьям? Мы ее им объявили. – Vous avez annoncé cette nouvelle aux amis? Nous avons annoncée. (la nouvelle – новость)
  15. Вы приносите цветы вашей жене? Я их ей приношу иногда. – Vous apportez des fleurs à votre femme? Je apporte parfois.
  16. Почему ты мне не возвращаешь мою книгу? Я тебе ее верну попозже. – Pourquoi tu ne me rends pas mon livre? Je rendrai plus tard.
  17. Она ему показала свою лучшую фотографию? Нет, но она собирается ее ему показать. – Elle lui a montré sa meilleure photo? Non, mais elle va montrer. (meilleure – лучшая)
  18. Ты уже купил учебники? Я надеюсь, что мама мне их купит сама. – Tu as déjà acheté des manuels? J"espère que ma maman achetera elle-même.
  19. Они не понимают это сложное правило. Вы должны его им объяснить. – Ils ne comprennent pas cette règle difficile. Vous devez expliquer.
  20. Она может задать ему этот вопрос? Нет, она не хочет его ему задавать. – Elle peut lui poser cette question? Non, elle ne veut pas poser. (poser – задавать вопрос)
  21. Вы можете задать нам этот вопрос? Да, мы собираемся вам его задать. – Vous pouvez nous poser cette question? Oui, on va poser. (la question – вопрос)
  22. Я хочу написать электронное письмо друзьям. Напиши его им как можно быстрее! – Je veux écrire un mail à mes amis. Ecris- le plus vite possible.
  23. Мы можем попросить у него совета? Конечно. Попросите его у него. – Nous pouvons demander son conseil? Bien sûr, demandez-.
  24. Я не хочу это ему объяснять. Не объясняйте это ему, если вы не хотите. – Je ne veux pas le lui expliquer? Ne expliquez pas si vous ne voulez pas. (si – если)
  25. Вы мне расскажите Вашу историю жизни? Нет, я вам ее не расскажу. – Vous me raconterez votre histoire de la vie? Non, je ne raconterai pas.
  26. Вы заплатите нам эту сумму? Да, мы вам ее заплатим. – Vous nous paierez cette somme? Oui, nous paierons. (la somme – сумма)
  27. Мы должны вернуть им эти документы вовремя. А вы их им еще не вернули? – Nous devons leur rendre ces documents à l"heure. Et vous, vous ne avez pas encore rendus?
  28. Они не сказали нам всю правду. Они от нас ее спрятали. – Ils ne nous ont pas dit toute la vérité. Ils "ont cachée.
  29. Дайте мне вашу фотографию. Извините, но я вам ее не дам. – Donnez-moi votre photo. Excusez-moi, mais je ne donnerai pas.
  30. Он разве забыл дать вам пример? Да, он нам его не дал. – Est-ce qu"il a oublié de vous donner un exemple. Oui, il ne "a pas donné.

Проверить Очистить

Упражнение №2

Впишите перевод слова или фразы

  1. Elle a fait un cadeau à son ? Je suis sûre q"elle le lui a fait.
  2. J"ai envoyé une à ma-. Je la lui ai envoyée.
  3. Vous nous apporterez des au bureau? Nous vous les apporterons chez vous.
  4. Ta fille te pose de questions? Elle me les pose toujours.
  5. Je te raconterai cette histoire . Je te la raconterai .
  6. Quand vous leur enverrez le ? Nous le leur enverrons .
  7. Vous avez dit la vérité ? Non, mais je vais la leur dire.
  8. Ne nous le dites !
  9. Elle a raconté l"histoire de sa vie aux enfants? Elle la leur a dite déjà.
  10. Le professeur traduit le à ses étudiants? Il ne le leur traduit pas. Ils le font .
  11. Les enfants vous dessinent les ? Ils nous les dessinent .
  12. Vous achetez des aux enfants? Oui, je viens de les leur acheter.
  13. Elle fait des aux ? Elle les leur fait .
  14. Vous avez annoncé cette aux amis? Nous la leur avons annoncée.
  15. Vous apportez des à votre femme? Je les lui apporte .
  16. tu ne me rends pas mon ? Je te le rendrai plus tard.
  17. Elle lui a montré sa photo? Non, mais elle va la lui montrer
  18. Tu as déjà acheté des ? que ma maman me les achetera .
  19. Ils ne comprennent pas cette règle . Vous devez la leur .
  20. Elle peut lui cette question? Non, elle ne veut pas la lui .
  21. Vous pouvez nous poser cette ? Oui, on va vous la poser.
  22. Je veux écrire un à mes amis. Ecris le-leur le plus vite possible.
  23. Nous pouvons demander son ? , demandez-le-lui.
  24. Je ne veux pas le lui expliquer? Ne le lui expliquez pas vous ne voulez pas.
  25. Vous me raconterez histoire de la ? Non, je ne vous la raconterai pas.
  26. Vous nous paierez cette ? Oui, nous vous la paierons.
  27. Nous devons leur rendre à l"heure. Et vous, vous ne les leur avez rendus?
  28. Ils ne nous ont pas dit . Ils nous l"ont cachée.
  29. Donnez-moi votre photo. , je ne vous la donnerai pas.
  30. "il a oublié de vous donner un . Oui, il ne nous l"a pas donné.

Проверить Очистить

Упражнение №3

Переведите с русского на французский

  1. Она сделала подарок своему мужу? Я уверена, что она его ему сделала. (le mari – муж)
  2. Я отправила письмо бабушке. Я его ей отправила. (la grand-mère – бабушка, une lettre – письмо)
  3. Вы принесете нам газеты в офис? Мы вам их принесем домой. (des journaux – газеты)
  4. Твоя дочь задает тебе много вопросов? Она мне их задает постоянно. (beaucoup de – много)
  5. Я расскажу тебе эту историю попозже. Я тебе ее расскажу попозже. (plus tard – попозже)
  6. Когда вы им отправите посылку? Мы ее им отправим послезавтра. (après-demain – послезавтра, le colis – посылка)
  7. Вы уже сказали родителям правду? Нет, но я собираюсь ее им сказать. (déjà – уже, aux parents – родителям)
  8. Не говорите это нам никогда! (jamais – никогда)
  9. Она рассказала историю своей жизни детям? Она ее им рассказала уже давно. (il y a longtemps – давно)
  10. Учитель переводит своим студентам текст? Он его им не переводит. Они делают это сами. (le texte – текст, eux-mêmes – они сами)
  11. Дети рисуют вам картинки? Они нам их рисуют время от времени. (les images – картинки, de temps en temps – время от времени)
  12. Вы покупаете детям игрушки? Да, я их им только что купил. (des jouets – игрушки)
  13. Она делает замечания коллегам? Она их им делает постоянно. (des remarques – замечания, tout le temps – постоянно, les collègues – коллеги)
  14. Вы объявили эту новость друзьям? Мы ее им объявили. (la nouvelle – новость)
  15. Вы приносите цветы вашей жене? Я их ей приношу иногда. (des fleurs – цветы, parfois – иногда)
  16. Почему ты мне не возвращаешь мою книгу? Я тебе ее верну попозже. (pourquoi – почему, le livre – книга)
  17. Она ему показала свою лучшую фотографию? Нет, но она собирается ее ему показать. (meilleure – лучшая)
  18. Ты уже купил учебники? Я надеюсь, что мама мне их купит сама. (des manuels – учебники, j"espère – я надеюсь, elle-même – она сама)
  19. Они не понимают это сложное правило. Вы должны его им объяснить. (difficile – сложный, expliquer – объяснить)
  20. Она может задать ему этот вопрос? Нет, она не хочет его ему задавать. (poser – задавать вопрос)
  21. Вы можете задать нам этот вопрос? Да, мы собираемся вам его задать. (la question – вопрос)
  22. Я хочу написать электронное письмо друзьям. Напиши его им как можно быстрее! (un mail – электронное письмо)
  23. Мы можем попросить у него совета? Конечно. Попросите его у него. (bien sûr – конечно, le conseil – совет)
  24. Я не хочу это ему объяснять. Не объясняйте это ему, если вы не хотите. (si – если)
  25. Вы мне расскажите Вашу историю жизни? Нет, я вам ее не расскажу. (la vie – жизнь, votre – ваша, ваш)
  26. Вы заплатите нам эту сумму? Да, мы вам ее заплатим. (la somme – сумма)
  27. Мы должны вернуть им эти документы вовремя. А вы их им еще не вернули? (ces documents – эти документы, pas encore – еще не…)
  28. Они не сказали нам всю правду. Они от нас ее спрятали. (toute la vérité – вся правда)
  29. Дайте мне вашу фотографию. Извините, но я вам ее не дам. (excusez-moi – извините, mais – но)
  30. Он разве забыл дать вам пример? Да, он нам его не дал. (l"exemple – пример, est-ce que – разве)

Контрольное упражнение

76. Поставьте предложения в повелительное наклонение:

1. Vous étudiez ce dossier. 2. Tu fais ces photocopies. 3. Nous signons le contrat.

4. Vous attendez le directeur. 5. Nous lisons le télegramme. 6. Tu ne t’excuse pas.

7. Nous nous retournons à droite. 8. Tu goûtes le b oeuf bourguignon. 9. Vous vous esssayez les chaussures.

Личные местоимения

Личные приглагольные местоимения употребляются только с глаголами. По отношению к глаголу они могут выполнять функцию подлежащего и прямого

или косвенного дополнения.

подлежащее

прямое дополнение

косвенное дополнение

кого? что?

Приглагольные местоимения me, te, le, la перед глаголом, начинающимся с гласной, принимают форму m’, t’, l’.

Il m’attend. – Он меня ждёт.

В повелительном наклонении утвердительной формы местоимения me, te

принимают форму moi, toi.

Donnez-moi la craie! – Дайте мне мел!

В отрицательной форме повелительного наклонения местоимения me, te

сохраняют свою форму и стоят перед глаголом: Ne me téléphone pas! –Не звони мне.

Если за глаголом в личной форме идёт инфинитив, то приглагольное местоимение стоит перед последним:

Je dois le visiter. – Я должен его навестить.

Тренировочные упражнения

77. Ответьте на вопросы, заменяя подчёркнутые слова местоимением-

дополнением:

Modèle: Il regarde sa montre? – Oui, il la regarde.

1. Vous lisez les journaux ? – Oui, je (le, la, les) lis tous.

2. Elle met souvent ces chaussures ? – Non, elle ne (le, la, les) met plus.

3. Tu aime cette couleur ? – Non, je (le, la, les) déteste.

4. Tu écris la lettre? – Non, je (le, la, les) écris demain.

5. Vous prenez l’avion ce soir? – Non, je (le, la, les) prends demain.

6. Vous écrivez au professeur? – Oui, je (le, la, lui) écris.

7. Il raconte cette histoire à ses amis ? – Oui, il (les, lui, leur) raconte cette histoire .

8. Tu parles à ta soeur ? – Oui, je (lui, la, leur) parle.

78. Замените выделенные слова:

a) личными местоимениями le, la, les:

Modèle: Je veux mettre ce manteau. – Je veux le mettre.

1. Elle prend les livres pour ses vacances.2. Nous recevons les factures tous les

jours.3. Je cherche ma clé .

4. On regarde le dernier film de Claire Denis . 5. Elle

porte rarement les bijoux .

6. Ma mère prépare le déjeuner.

b) личными местоимениями lui, leur: Modèle: Il écrit à son frèr e.– Il lui écrit.

1. Je donne mon cahier au professeur . 2. La banque offre beaucoup de services aux clients . 3. Je présente mes amis à ma mère. 4. Elle montre sa ville natale à ses amis . 5. Le magasin accorde la remise aux acheteurs . 6. Il dit bonjour à son voisin .

Контрольные упражнения

79. Замените подчёркнутые слова на личные безударные местоимения. Modèle: Tu écoutes la radio ?. – Oui, je l’é coute.

1. Il regarde beaucoup la télévisio n.

2. Il achète ce journaltous les matins.

3. Vous faites très bien la cuisine.

4. Nous ne voyons pas nos amis depuis longtemps.

5. Ils louent leur appartement trop cher.

6. J’apporte le vin .

7. Vous connaissez son numéro de télépho ne.

8. Elles lisent le Monde chaque soir.

9. J’écris souvent à mes parents.

10. Il parle à ses collègues .

11. Elle croit ces histoires à moitié.

12. Ils écrivent à leur directeur.

80. Переведите на русский язык:

1. Je dois le savoir.

2. La banque lui accorde le crédit.

3. Ils leur montrent les factures.

4. Je lui paie en avance.

5. Sa montre est en retard: il l’avance.

6. Il lui demande la main de sa fille.

7. Nous leur téléphonons souvent.

Предлоги делятся на:

- простые: de, à, par, sur, sous, en etc.

- сложные (состоящие из различных частей речи): parmi, envers, à côté de, vis-à- vis, à cause de, au lieu de etc.

Во французском языке функции предлогов значительно шире, чем в русском, что связано с отсутствием склонения во французском языке.

Французские предлоги выражают грамматические отношения,

соответствующие косвенным падежам в русском языке:

Родительный падеж: les livres de la bibliothèque – книги библиотеки.

Дательный падеж: Je donne le stylo à mon copin. – Я отдаю ручку приятелю.

Творительный падеж: J’écris avec le stylo. – Я пишу ручкой.

Предложный падеж: Il est assis sur un banc. – Он сидит на скамье.

Но полного соответствия между употреблением падежей в русском языке и предлогов во французском нет.

Местонахождение.

Nous sommes à Marseille.

Notre comptable est de Mar seille.

Мы в Марселе.

Наш бухгалтер из Марселя.

Время.

Les cours commencent à 9 heures.

Nous nous reposons de 12.50 à 1.30.

Лекции начинаются в 9 часов.

Мы отдыхаем с 12.30 до 13.30.

Принадлежность.

Cette place est à mon collègue.

C’est la malette du directeur.

Это – место моего коллеги.

Это – кейс директора.

Назначение предмета.

5 . Предмет, количество которого указано

дополняемым существительным.

papier à lettres – почтовая бумага

un verre d’eau – стакан воды

Признак.

6. Вещество или материал.

un homme à la barbe noire.

une tasse de porcelaine

мужчина с чёрной бородой

фарфоровая чашка

Тренировочные упражнения

81. A или de?

1. Tu vas … l’opéra. 2. Il habite ... Moscou. 3. Ce train part ... Paris à 18 heures et

arrive ... Lyon à 20 heures. 4. Tu habites ... la c ampagne? 5. Vous venez ...

concert? 6. Nous achetons une nouvelle machine ... laver. 7. Ma journée de travail commence ... 7 heures.

82. Переведите на русский язык:

1. Il part dans une semaine.

2. Pour ne pas être en retard, n’arrive pas après 12 heures.

3. Les bateaux-mouches passent sous les ponts de Paris.

4. Strasbourg est entre Paris et Munich.

5. L’avion est maintenant au-dessus de l’Atlantiq ue.

6. La Sorbonne est dans le quartier Latin.

Контрольные упражнения

83. Вставьте вместо пропусков предлоги à (au), avec, chez, dans, sans, sous, sur.

1. Il n’a pas de travail: il est … argent.

2. La secrétaire met le courrier ... la table dudirecteur.

3. Il y a beaucoup de bruit ... un avion.

4. Il a mal à la tête, il va ... son médecin.

5. Nous travaillons ... nos collègues.

6. Elle est ... elle.

7. A 8 heures il va ... bureau.

8. Vous cherchez vos cléfs? Elles sont ... votresac.

84. Переведите предложения:

1. Je fais mes études à l’Université.

2. Elle est étudiante par correspondence.

3. Nous sommes en première année.

4. Après les études il fait son stage professionel.

5. Au mois de septembre, c’est la rentrée.

6. Il ne faut pas être en retard aux cours.

7. Le centre de la ville est non loin de notre école supérieure.

Простое прошедшее время

Imparfait образуется от основы глагола в 1 лице множественного числа в

Présentпутём прибавления окончаний -ais, -ais, -ait, -ions, -iez, -aient.

parler (I гр.)

1 лицо мн.ч. Présent – nous parl-ons

prendre (III гр.)

1 лицо мн.ч. Présent – nous pren-ons

avoir (III гр.)

1 лицо мн.ч. Présent – nous av-ons

Imparfait – это простое прошедшее время, которое употребляется для обозначения действия, момент завершения которого не указан. Употребляется:

в описаниях, характеристиках:

Il était malade. Il souffrait de mal de tête, de lafièvre. – Он был болен. Головная боль и температура приносили ему страдания.

для выражения повторяющихся действий:

Chaque soir à table ils causaient longuement des af faires du bureau. – Каждый вечер за столом они долго беседовали о служебных делах.

Тренировочные упражнения

85. Переведите на русский язык:

1. Je n’avais pas toujours raison.

2. Je voyais le facteur faire sa distribution.

3. En été, je me lavais tous les matins à l’eaufroide.

4. Chaque soir, elle regardait la télévision.

5. Nous sortions très tôt pour arriver à temps.

6. Je travaillais ferme pour passer les examens.

86. Поставьте глаголы, стоящие в скобках, в Imparfait.

1. Il ... (se reposer) toujours l’après-midi.

2. Autrefois, ce pays ... (importer) peu.

3. Tu ne travaillais pas mais tu ... (se lever) très tôt.

4. Souvent, elle ... (se souvenir) de lui.

5. En été, il ... (être) en vacances.

6. Il faisait chaud et j’... (avoir) soif.

7. Elle ... (finir) son travail toujours à l’heu re.

Контрольные упражнения

87. Употребите глаголы в Imparfait.

1. avoir

Je souviens de cet été-là chez l’oncle Marcel. Mon frère ... 10 ans et moi, j’... à peine 5 ans. Et nous … toute la campagne pour jouer .

2. être

Tu n’… pas à la maison à 5 heures cet après-midi. O ù ... -tu? Ton père et moi, nous

Très inquiets!

3. être, travailler

Un grand nombre de parents pensent que, quand ils ... à l’école, ils ... mieux que leurs enfants aujourd’hui.

4. savoir

Au XIX siècle, beaucoup de gens ne ... ni lire ni écrire. 5. faire

Entre 1900-1950, un petit nombre seulement des Français ... des études secondaires.

88. Употребите Imparfait вместо Présent.

1. On fait des dictées.

2. On apprend les dates par coeur.

3. Les enseignants ont une meilleure formation.

4. On regarde moins la télé.

5. Ils n’apprennent plus la grammaire.

Тема: La journée de travail

Тематический словарь:

1. se réveiller – просыпаться

2. se lever – вставать

3. de bonne heure – рано

4. faire la grasse matinée – вставать поздно

5. faire sa toilette – одеваться, совершать туалет, умываться

6. la salle de bains – ванная комната

7. se mettre à table – садиться за стол

8. se laver – умываться

9. prendre une douche – принимать душ

10.faire le lit – заправлять кровать

11.le petit déjeuner – завтрак

12.le déjeuner – обед

13.la cantine de self-service – столовая самообслуживания

14.les cours – занятия

15.à pied – пешком

16.en bus – на автобусе

17.le dîner – ужин

18.se coucher – ложиться спать

19.gagner – зарабатывать

20.s’habiller – одеваться

21.le réveil – будильник

22.copieux – обильный

23.le R.E.R. – скоростная линия парижского метро

24.une journée bien remplie – рабочий день, заполненный работой (плотно)

Лексические упражнения

89. Прочитайте текст:

a) André Maret habite une petite ville dans la banlieue sud-est de Paris.

Bzz, bzz, le réveil sonne. André se réveille et ilarrête son réveil. Déjà 6 heures…Une nouvelle journée de travail commence. An dré passe dans la salle de bains. Brrr…l’eau est froide ce matin! André fait s a toilette tranquillement: il se lave, il s’essuie. Il n’aime pas se dépêcher, il préfères lever tôt. Il se rase devant la glace,

puis il s’habille et ensuite il passe à la cuisine. Il prépare son thé. Une tasse de thé et une tranche de pain avec du beurre, c’est vraiment une bonne habitude le matin! André ne quitte jamais la maison l’estomac vide. 6 h 58. Comme d’habitude, André écoute les informations de 7 heures. 7 h 12. Il esttemps de partir maintenant. André quitte toujouts la maison entre 7 et 7 h 15. Il se peigne, puis il sort de la maison et il prend sa bicyclette au garage. Il roule vers la station de métro. André est maintenant près de la station du R.E.R. Comme deux millions d’autres personnes, il va chaque jour à la capitale pour y travailler. Il travaille au Louvre, il est gardien de la Joconde.

d) Vrai ou faux? (верно или неверно?) Соответствуют ли предложения полученной из текста информации:

1. André se réveille tard.

2. Il se lave avec de l’eau froide.

3. Il fait sa toilette vite, car le temps presse.

4. Il boit du café.

5. André ne quitte jamais la maison l’estomac vide.

6. Son petit déjeuner est copieux.

7. Il n’écoute jamais la radio.

8. André part toujours en voiture.

9. Il travaille dans un musée.

10.Il n’a jamais vu la Joconde.

90. Познакомьтесь с рабочим днем французского административно-

управленческого работника:

a) Monsieur Lebrun est cadre. Il travaille dans une usine. Il va à l’usine à 8 heures du matin. Il travaille de neuf heures à midi et de deux heures à six heures.Il travaille cinq jours par semaine. A midi et quart il déjeuneà l’usine. Il quitte l’usine à six heures du soir. A sept heures il est déjà chez lui. La famille Lebrun dîne à huit heures du soir.Après le dîner, Monsieur Lebrun lit un journal ou regarde la télé. Parfois il discute avec sa femme et sa fille ou il écrit des lettres.

b) Исправьте следующие предложения в соответствии с полученной информацией:

1. Monsieur Lebrun est directeur.

2. Il travaille dans une firme.

3. Il va au bureau à 9 heures du matin.

4. Il déjeune chez lui.

5. M. Lebrun travaille six jours par semaine.

6. Il quitte le bureau à huit heures du soir.

7. Il dîne toujours au restaurant.

8. Après le dîner il se couche.

91. Отвечая на вопросы, расскажите о своем рабочем дне:

1. Vous réveillez-vous tôt ou tard?

2. Faites-vous parfois la grasse matinée?

3. Faites-vous de la gymnastique le matin?

4. Prenez-vous une douche ou un bain?

5. Qu’est-ce que vous prenez pour votre petit déjeuner?

6. Depuis combien d’heures travaillez-vous?

7. Quand commencez et finissez-vous?

8. Votre journée est-elle bien remplie?

9. Déjeunez-vous chez vous ou dans la cantine?

10. À quelle heure êtes-vous déjà chez vous?

11. Qui prépare les repas dans votre famille? Qui faitdes courses?

12. Sortez-vous parfois? Où?

13. Quelles sont vos activités le soir?

14. À quelle heure vous couchez-vous?

15. Tenez-vous votre agenda?

16. Êtes-vous ponctuel ou êtes-vous toujours en retard?

Текст для самостоятельного чтения

L’emploi du temps des Français

Les Français consacrent près de la moitié de la journée au sommeil, aux repas et à la toilette. Ils dorment en moyenne 7 heures et d emie, consacrent 17 minutes au petit déjeuner, 33 minutes au déjeuner et 38 minutes au diner. Les adultes actifs travaillent du lundi au vendredi pendant 8h50, en moyenne, pour les hommes et 7h40 pour les femmes. Les femmes travaillent environ 4h30 dans la maison et les hommes 2h50. Chaque Français de plus de 15 ans dispose de 3h30 de temps libre par jour. 40% de ce temps est consacré à la télévision. Le spotr est une activité de jeunes: presque 20% des 15-19 ans pratiquent une activité sportive dans la journée.

On observe qu’à 13 heures la moitié de la population française mange. D’autres personnes continuent leur travail à l’extérieur ou à la maison. On note aussi