Серый кардинал - это кто? Что значит выражение "серый кардинал"? Примеры употребления слова кардинал в литературе.

по-латински главный) - в иерархии католической церкви духовное лицо, следующее после папы Римского, ступенью выше епископа. Назначаются папой, являясь его ближайшими советниками и помощниками.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Кардинал

лат. cardinalis - главный, основной) - наиболее значимый титул в Католической Церкви после Папы Римского. В соответствии с ККП 1983 в функции К. входит избрание Папы на конклаве и помощь ему в руководстве Вселенской Церковью, которую они оказывают коллегиально, исполняя совещательные функции при Папе во время консисторий, и индивидуально, возглавляя ведомства и др. постоянные службы Римской курии и гос-ва Град Ватикан. В совокупности К. составляют Коллегию кардиналов, возглавляемую К.-деканом.

Должность К. относится к области церковного, а не Божественного права. Первоначально титул cardinalis применялся к церквям и диакониям Рима. Позже, в IV в., он перешел к гл. служителям т.н. титульных церквей Рима и его гл. пригородных епархий: термин presbyteri e diaconi cardinales встречается, по свидетельству Папы Захарии, еще во время понтификата Папы Сильвестра I. Папа Римский в управлении своей епархией опирался на помощь пресвитеров, а также 7 диаконов, которые занимались текущими церк. делами и благотворительностью (в 1-й пол. III в. Папа Фабиан разделил Рим на 7 округов, назначив для каждого из них диакона). Начиная с V в. епископы 7 епархий в пригородах Рима ввели в практику еженедельное служение мессы в папской Латеранской базилике. Настоятелям 25 (позднее 28) рим. титульных церквей также было вменено в обязанность помимо богослужений в своих храмах проводить еженедельные мессы в др. великих рим. базиликах - Санта Мария Маджоре, Св. Петра, Св. Павла (Сан Паоло фуори ле Мура) и Св. Лаврентия, к которым они тем самым были приписаны. Епископы 7 пригородных церквей получили название К. в VIII в., а настоятели рим. титульных церквей - с кон. Х в.

Со времен Григорианской реформы К. стали непосредственными помощниками Папы в управлении Церковью. С этих пор 7 т.н. палатинских и 12 окружных диаконов (тогда Рим был разделен на 12 адм. округов) были также включены в число К. В 1059 Папа Николай II декретом In nomine Domini сделал К.-епископов единственными выборщиками Римских пап. При Папе Урбане II начала формироваться 3-ступенчатая структура Коллегии К., которая окончательно сложилась в 1150, когда Папа Евгений III назначил К.-декана (епископа Остии) и камерария для управления церк. собственностью. Папа Сикст V в конст. Postquam verus от 3.12.1586 законодательно закрепил разделение Коллегии К. на 3 чина.

С 1163 Римские папы стали возводить в кардинальское достоинство также и прелатов, живущих вне Рима: Папа Александр III позволил архиеп. Майнца Конраду Виттельсбахскому вернуться на кафедру после назначения его К., а для приписки к рим. клиру назначил его священником одной из титульных церквей города. Этот обычай сохраняется и по сей день: каждый К. (кроме К.-епископов) имеет титул пресвитера или диакона одной из рим. титульных церквей или диаконий.

Папа Павел VI в 1965 ввел в Коллегию К. некоторых патриархов Вост. Католических Церквей, сохранив за ними титул их патриарших кафедр (motu proprio от 11.02.1965 Ad Purpuratorum Patrum).

Т.о., в соответствии с ист. традицией Коллегия К. разделяется на 3 чина (CIC 350): 1) чин К.-епископов, к которому относятся К., которых Папа удостоил титула одной из 6 епархий пригородов Рима (Альбано, Фраскати, Палестрина, Порто и Санта-Руфина, Сабина и Поджо-Миртето, Веллетри и Сеньи), и патриархи Католических Церквей вост. обрядов, возведенные в достоинство К. К.-епископом Остии является К.-декан, который сохраняет и титул церкви, который имел до избрания деканом; 2) чин К.-пресвитеров, удостоившихся титула одной из старейших рим. церквей; подобно К.-епископам, они не обладают властью управления в своей титульной церкви, однако оказывают ей поддержку и помощь (данное ограничение, введенное Папой Иннокентием XII в 1692, подтверждено в кан. 357 § 1); 3) чин К.-диаконов, удостоенных титула одной из диаконий Рима.

В данном случае названия «епископ», «пресвитер» и «диакон» следует понимать не как свящ. сан, а как термины, появившиеся в определенных ист. условиях. В соответствии с motu proprio Папы Иоанна XXIII ***** gravissima от 15.04.1962 и с кан. 351 § 1 ККП священник, возведенный Папой в достоинство К., должен быть посвящен в епископы (хотя из этого правила возможны исключения).

Причисление К. к тому или иному чину и возможность перехода из одного в другой регулируются положениями канон. права (CIC 350 § 5-6). В момент назначения каждый К. причисляется к чину либо пресвитеров, либо диаконов. К.-диаконы спустя 10 лет после оглашения декрета о назначении могут переходить в чин пресвитеров (при наличии свободного титула); преимущество отдается тем, кто был назначен раньше др. претендентов. Переход в чин епископов из чина пресвитеров происходит в соответствии со старшинством.

К. свободно избираются Папой Римским среди епископов и священников, отличающихся ученостью, благочестием и благоразумием (CIC 351 § 1).

Возведение в достоинство К. осуществляется папским декретом (оглашаемым на ординарной консистории), в котором новому К. жалуется титул церкви или диаконии. На консистории К. вручается кардинальская биретта и кардинальский перстень как знак особого достоинства и соединения с кафедрой Св. Петра. К. носят одеяния алого цвета, символизирующего готовность пролить кровь за Церковь. В особых случаях (как правило, по полит. мотивам) Папа объявляет о назначении К., но не называет его имя (nomen in pectore sibi reservans): назначенный in pectore получает обязанности и права К. только с момента офиц. провозглашения (CIC 351 § 3).

К. обладают богослужебными и др. привилегиями, в т.ч. privilegium canonis и privilegium fori, в соответствии с которыми в церк. судопроизводстве они подсудны только Папе (CIC 1405 § 1, п. 2). К. имеют полномочие принимать исповедь во всех странах мира без ограничений (CIC 967 § 1), а также освобождены из-под юрисдикции местных епископов в делах, касающихся их лично (CIC 357 § 2).

Исполняемые К. функции могут быть ординарными (во время понтификата) и чрезвычайными (когда Св. Престол вакантен).

К., занимающие постоянную должность в Рим. курии и не являющиеся епарх. епископами (куриальные К.), должны проживать в Риме. В соответствии со ст. 21 Латеранских соглашений они получают гражданство Ватикана.

После смерти правящего Понтифика все К., возглавляющие ведомства Рим. курии, в т.ч. гос. секретарь и префекты Рим. конгрегаций, теряют свою должность (ст. 6 конст. Pastor Bonus от 28.06.1988). Исключение составляют камерленго Св. Римской Церкви и старший пенитенциарий, которые продолжают исполнять свои обязанности. Ген. викарий Папы для Римской епархии, архипресвитер базилики Св. Петра и ген. викарий Папы для Града Ватикан также не прекращают исполнения своих полномочий (конст. Папы Иоанна Павла II Universi dominici gregis, 1996).

По достижении 75 лет К. получают предложение отказаться от занимаемых должностей (CIC 354).

До кон. XIX в. светские власти обладали возможностью влиять на назначение К. (начало этой традиции положил первый «авиньонский» Папа (Авиньонское пленение пап) Климент V); со временем Римские папы признали за императором Свящ. Рим. империи, королями Испании, Франции, Португалии и Польши, а также венецианским дожем право рекомендовать для назначения т.н. К. короны (cardinales coronae). Однако фактически это было скорее почетное звание, поскольку его обладатели предпочитали оставаться при дворе своего правителя.

Палатинскими назывались К., которые в силу своей должности должны были быть всегда в распоряжении Папы, поэтому проживали в Апост. дворце. Впервые они упоминаются в 735, когда Папа Григорий III к 14 имевшимся окружным диаконам добавил еще 4, названных cardinales Palatini, в обязанности которых входило помогать Папе во время богослужений в Латеранской и Ватиканской базиликах. С течением времени они превратились в ближайших сотрудников Папского двора. Вновь избранный Понтифик утверждал их в должности или назначал новых. К нач. XX в. оставалось двое палатинских К. - начальник Апост. канцелярии и гос. секретарь. Папа Павел VI в motu proprio Pontificalis domus (28.03.1968) упразднил должность начальника канцелярии.

До недавнего времени существовала также должность К.-протектора к.-л. монаш. ордена или конгрегации, не находившихся в его юрисдикции, но получивших его поддержку и покровительство. Начало этой традиции положил Франциск Ассизский, рекомендовавший своим преемникам каждый раз обращаться к Папе с просьбой о назначении одного из К. покровителем Ордена францисканцев. В 1964 Государственный секретариат прекратил практику назначения К.-протекторов для монаш. орденов и конгрегаций. В наст. время К.-протекторы поддерживают учебные и воспитательные учреждения Церкви - Папскую Церковную академию, Римскую богословскую академию, Марианскую академию, Римскую археологическую академию и др.

Лит-ра: Юркович, 60-63; Morgan T.B. Speaking of Cardinals. NY., 1946; EC 3, 779-784; Del Re N. // Mondo Vaticano. Va., 1995, p. 225-234; NDDC, 127-128; Brunori P. La Chiesa Cattolica: Fondamenti, persone, istituzioni. Mi., 1999, p. 32-33; CIC 349-359.

Отличное определение

Неполное определение ↓

В Римско-католической церкви после папы Римского.

Понятие «кардинал» возникло в поздней античности, когда Рим делился на несколько приходов, за каждым из которых был закреплён (инкардинирован) особый пресвитер. Позднее, наряду с кардинал-пресвитерами, появились кардинал-диаконы, возглавившие римские диаконии (первоначально ведали благотворительной деятельностью в городе), а также кардинал-епископы, архиереи семи пригородных (субурбикарных) епархий.

Особое значение звание кардинала приобрело в связи с процедурой избрания папы Римского. До 11 века кардиналы, как представители римского духовенства, участвовали в выборах пап вместе с жителями Рима. В 1059 папа Николай II (1059-61) буллой «In nomini Domini» оставил право избрания пап лишь за кардинал-епископами. В 1130 году в выборах впервые участвовали все три чина кардиналов, в 1179 получившие исключительное право избирать после смерти папы его преемника. Со 2-й половины 12 века достоинства кардинал-пресвитера и кардинал-диакона начали присваиваться также архиепископам и епископам, жившим вне Рима. Однако каждый кардинал обязательно включался в состав духовенства Рима. Таким образом, кардинальское достоинство как почётное звание стало отражать только положение священнослужителя в римской клире, а не его фактический духовный сан. С середины 13 века кардиналы получили особое пурпурное облачение и кардинальские шляпы.

По традиции, неизменно соблюдаемой с 1389 года, новый папа избирается из числа кардиналов, хотя это не является строго обязательным правилом (смотри Конклав). В 1970 году папа Павел VI определил, что по достижении 80-летнего возраста кардиналы утрачивают право голоса на конклаве.

В 1586 папа Сикст V официально определил, что число кардиналов не должно превышать 70 (6 кардинал-епископов, 50 кардинал-пресвитеров и 14 кардинал-диаконов). Каждый из шести кардинал-епископов возглавляет одну из субурбикарных кафедр, при этом кардинал-деканом (главой коллегии кардиналов) по традиции является кардинал-епископ г. Остия. Кардинал-епископом может стать лишь кардинал-пресвитер или, реже, кардинал-диакон. В 1965 году к чину кардинал-епископов были приравнены патриархи Восточных католических церквей, если таковые возводятся в кардинальское достоинство. В 1962 папа Иоанн XXIII постановил, чтобы все кардиналы возводились в епископское достоинство, однако из этого правила делаются исключения. В 1975 папа Павел VI законодательно увеличил число кардиналов до 120 за счёт кардинал-пресвитеров и кардинал-диаконов. кардиналы условно делятся на две группы: куриальных кардиналов, служащих в Римской курии (все кардинал-епископы, большинство кардинал-диаконов и часть кардинал-пресвитеров), и кардиналов, возглавляющих крупные епархии.

Возведение в достоинство кардинала осуществляется папой на консистории - собрании кардиналов во главе с папой. Папа может назначить кардиналов тайно (in pectore), но если папа умирает, не объявив имя назначенного, то это возведение считается несостоявшимся. Нередко папа назначает кардиналами лиц, не имеющих значительных церковных должностей, например известных богословов. Кардиналы назначаются пожизненно, но в исключительных случаях папа может лишить этого достоинства (последний случай имел место в 1927 году).

Лит.: Martin V. Les cardinaux et la curie. Р., 1930; Fürst С. G. Cardinalis: Prolegomena zu einer Rechtsgeschichte des römischen Kardinalskollegiums. Мünch., 1967; Alberigo G. Cardinalato е collégialita. Firenze, 1969; Melloni А. Il conclave: storia di una istituzione. Bologna, 2001.

В структуре церковной католической иерархии положение определяется уровнем достоинства. Кардиналы — это и сан, и должность. Вторая степень духовного достоинства после Папы римского. Кардиналы выполняют два основных действия: избирают на особой коллегии наместника умершего Папы и помогают ему в управлении важнейшими делами Католической Церкви. В свою очередь, кардиналы назначаются Папой. Он также принимает решение об их отставке: на нее подается прошение после достижения кардиналом 75 лет.

Коллегия

  1. Все количество кардиналов составляет возглавляемую деканом коллегию. Она выполняет три основных роли.
  2. Коллегия кардиналов собирается на консисторию (совет), созванную и возглавленную Папой, для совещания и обсуждения важных вопросов.
  3. Коллегия возглавляет руководство Католической Церковью в промежуточный период после смерти либо отставки предыдущего Папы и до избрания нового.
  4. Коллегия собирается на конклав, чтобы выбрать нового Папу.

Численность кардиналов

Коллегия в 1962 году насчитывала 87 кардиналов. Это количество было увеличено папой Павлом VI в 1973 году до 120 человек. Но сегодня такая норма не соблюдается жестко и на консистории 2012 года, которую возглавлял папа общее число кардиналов достигло 213 человек. Это связано с образованием новых титулярных церквей и диаконий, для которых требуются кардиналы разных чинов.

Чины

Коллегия делится на три чина: кардиналы-епископы, кардиналы-пресвитеры (священники), кардиналы-диаконы.

Священнослужитель епископского сана в коллегии — высший чин, в который возводят кардинала-пресвитера, изредка кардинала-диакона. Их закрепленное число в коллегии с 1917 года шесть человек. И до нынешнего времени оно остается неизменным. Кардинал-епископ, старейший из чина, традиционно выбирается деканом коллегии.

Коллегию кардиналов-священников возглавляет кардинал-первопресвитер. В связи с увеличением количества римских титулярных церквей, ограничения численности кардиналов-пресвитеров в коллегии перестали действовать при Павле VI. До этого их число было установлено с 1917 года в 50 человек. При наличии вакансии, в достоинство кардинала-епископа могут возводиться те кардиналы-священники, которые находятся в римском служении с учетом их старшинства. Это действие совершается только после решения Папы.

Семь первых диаконов Рима поставил сам ап. Петр (так записано в Liber Pontificalis). Рим в III веке был разделен на семь церковных округов, и во главе каждого назначен диакон. Постепенно количество римских диаконий увеличилось, и сейчас их насчитывается 62. Соответственно, за каждой закреплен кардинал-диакон. После десятилетней службы в своем чине они имеют право переходить в чин кардиналов-пресвитеров. Но им, за редкими исключениями, не дозволено становиться напрямую кардиналами-епископами.

Кардинал-перводиакон (протодьякон) возглавляет коллегию кардиналов-диаконов. Помимо своих главных обязанностей он руководит процессиями при Папских богослужениях. Существует традиция: кардинал-перводиакон коронует возлагая на его голову тиару. Если священнослужитель совершил две такие коронации, то может переходить непосредственно в чин кардинала-епископа — это исключительное право. С 1978 года эта традиция не применялась, но и не была отменена. Также обязанностью и привилегией кардинала-перводиакона является объявление о новом избранном Папе и вручение ему паллия — древнего отличительного знака епископского достоинства.

Одеяние

Главные элементы внешнего облачения кардиналов — это мантия и шапочка пурпурного цвета, символизирующие их достоинство. С 1245 года и на протяжение длительного времени только красный головной убор был внешним атрибутом кардинальского сана. Первым было галеро — широкополая шляпа, подобная тем, что носили паломники, с полей которой свисало 15 кисточек. Отменена в 1969 году.

Биретта - четырехугольный берет, увенчанный тремя гребнями. Его, возводя в сан, Папа возлагает на голову кардинала. Это торжественный и официальный головной убор, а повседневным считается дзукетто - маленькая, покрывающая тонзуру, шапочка, идентичная еврейским ермолкам, только с маленьким хвостиком на макушке.

Другие атрибуты

К предметам, символизирующим кардинальское достоинство, относятся также красный зонт, перстень, герб и трон, который находится в церкви, за которой закреплен кардинал.

Перстень с XIX века стал важнейшим внешним знаком достоинства кардиналов. Это - символ преданности Католической Церкви. Золотое кольцо украшает сапфир, рубин или изумруд. Снаружи изображена сцена распятия, а внутри выгравирован герб Папы, который кардиналу сделал назначение.

Серый кардинал

Это - не чин и не должность. Такое прозвище получил в XVII веке отец Жозеф (Франсуа Леклер) - французский политический деятель, исполнитель тайных поручений и начальник канцелярии кардинала Ришелье. В миру дворянин Леклер продвигался по военной и политической карьере. После 1599 года, приняв постриг в монастыре капуцинского ордена, стал фанатичным приверженцем католической веры. Прославился как церковный реформатор, проповедник, влиятельная при дворе духовная особа, совмещавшая политическую и религиозную деятельность.

Кардиналом и преподобием придворные прозывали монаха из-за его особых неофициальных полномочий и власти. А прозвище серый кардинал указывало не только на цвет капуцинского одеяния, но также на его неявные теневые деяния, и на то, что монаха считали тенью кардинала Ришелье. За несколько месяцев до смерти он получил кардинальское достоинство.

Серыми кардиналами называют в политике и бизнесе лиц, имеющих исключительное влияние и полномочия, но не занимающих главные должности.

Cardinalis sanctæ romanæ Ecclesiæ лат.  -  «Кардинал Святой Римской Церкви»). В соответствии с Кодексом канонического права 1983 года , в функции кардиналов входит избрание папы римского на конклаве и помощь в руководстве Римско-католической церкви , которую они оказывают коллегиально, исполняя совещательные функции при папе римском во время консисторий , и индивидуально, возглавляя ведомства и другие постоянные службы Римской курии и государства-града Ватикана . В совокупности кардиналы составляют коллегию кардиналов (до 1983-го года - Священная коллегия кардиналов; несмотря на упразднение эпитета Священная , её до сих пор иногда так называют), возглавляемую деканом .

Ранги кардиналов

История титула

История кардиналов восходит к первому веку н. э. - к семи древним диаконам , избранным апостолами и поставленным заботиться о малоимущих христианах (Деян. -6). При римском епископе долгое время сохранялась традиция избирать семерых привилегированных архидиаконов , которые вскоре сосредоточили в своих руках огромную финансово-административную и даже духовную власть, так как подчинялись напрямую папе . Причём римские папы сами часто зависели от своих ближайших и могущественных подчинённых - папских архидиаконов, - которых стали почтительно называть кардиналами. Титул кардинала папские архидиаконы не утрачивали даже тогда, когда их повышали по службе, рукополагая во пресвитеры и, далее, в епископы . Со временем всех кардиналов стали рукополагать в епископы, но при этом они получают двойной (параллельный) духовный сан . То есть, те католические епископы, которые носят титул кардинала, в какой бы части света они ни возглавляли свои епархии, обязательно приписаны к одному из приходских храмов города Рима в качестве простого священника или даже диакона .

«Кардиналы-миряне»

До 1918 года для назначения кардиналом не обязательно было иметь не только епископский, но и священнический сан. Любой мужчина, причисленный только к малому чину католической церкви, мог получить ранг кардинала-дьякона . Таких кардиналов традиционно называли «кардиналы-миряне», поскольку они не могли совершать таинств и не давали обета безбрачия, хотя и являлись клириками и получали первый постриг - тонзуру . Последний кардинал-мирянин скончался в 1899 году.

Число кардиналов

Число кардиналов бывало различно (в XII веке редко более 30, нисходило даже до 7) до 1586 года , когда, по декрету папы Сикста V , оно было определено в 70 (по числу 70 старейшин Израильских и 70 учеников Христовых): из них 6 кардиналов-епископов , 50 кардиналов-священников и 14 кардиналов-дьяконов . По данным на март 2019 года насчитывается 222 кардинала, хотя согласно правилам, установленным Павлом VI, право голоса на конклаве имеют не более 120 человек (по данным на март 2019 года правом избирать папу римского обладают 122 кардинала). Кардиналы-священники и кардиналы-дьяконы носят титулы по именам римских церквей и капелл, при которых они числятся. В своих и подчинённых им церквах кардиналы имеют епископскую юрисдикцию и, кроме того, много других привилегий. Кардиналы назначаются папой сначала в тайном, а потом в торжественном заседании консистории, с соблюдением известных обрядов. Папа может назначить кардиналов, но некоторое время не объявлять их имён , хранить их «у себя в груди» (итал. in petto , лат. in pectore ), причём счёт старшинства таких кардиналов ведётся со дня заявления папы о совершившемся назначении. Первыми назначенными in pectore кардиналами были Джироламо Алеандер и Реджинальд Поул .

Сведения о кардиналах

Иностранцы (неитальянцы), получившие сан кардинала по рекомендации католических правительств и представлявшие при папских выборах своих государей, назывались кардиналами короны. Кардиналы вместе с папой образуют Священную коллегию , деканом которой считается старейший

Выше всех архиепископов и епископов .

Известные должности папского управления занимаются кардиналами. Таковы:

  • кардинал-Камерленго (Camerlengo) - заведует финансами и от смерти одного до выбора другого папы занимает должность блюстителя папского престола;
  • кардинал-викарий - заместитель папы в римской епархии;
  • кардинал-вице-канцлер - председатель римской канцелярии;
  • кардинал-статс-секретарь (министр иностранных дел),
  • кардинал-статс-секретарь по внутренним делам,
  • кардинал-великий пенитециарий,
  • кардинал-библиотекарь ватиканской библиотеки
  • и др. (см. Папская курия).

Главные наружные отличия кардинальского сана:

  • красная мантия,
  • красная шапочка,
  • красная (во время траура и поста - фиолетовая) шапка с двумя шелковыми шнурами и с кистями на концах, которая получается в Риме из рук папы (отсюда: "получить красную шапку" в смысле "быть назначенным кардиналом"),
  • кольцо,
  • крытый красною или фиолетовою материей зонтик,
  • трон (в их собственной церкви),
  • герб.

Полный список кардиналов можно найти в ежегодно выходящей в Риме "La ierarchia catolica e la famiglia pontificia", заменившей прежнюю "Notizie per l"anno... ", называвшуюся (по типографии) "Cracas".

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона
  • Список кардиналов
  • Полный православный богосовский энциклопедический словарь. Т. II. СПб.: Изд-во П.П.Сойкина.