Святость; святое. Библия о мощах и святых предметах Библия о поклонении святым отцам



В Библии, как в Новом, так и в Ветхом заветах встречается слово «святой». У некоторых возникают проблемы с пониманием этого слова. Также часто задают вопросы: Кто такие святые? Кого можно относить к разряду святых, а кого - нет? Можно ли молиться святым? Могут ли святые быть покровителями? И так далее…

Предлагаем вам обратиться сначала к Ветхому Завету, а затем к Новому Завету для того, чтобы выяснить, кто такие святые, и найти ответы на связанные с ними вопросы:

I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ О СВЯТЫХ

1. Святой святому рознь.
Сравните два отрывка из Ветхого Завета: один - из книги Иова, и другой - из Первой Книги Царств. Прочтите их и определите, о ком идёт речь в каждом тексте:
Иов 15:14-16 « святым Своим ». — О ком идёт речь в этом отрывке? О человеке, рождённом женщиной, и о святых.
1 Царств 2:9 «Стопы святых Своих ». — О ком идёт речь в этом стихе? О святых и о беззаконных (нечестивых).
В обоих отрывках упоминаются святые, но о ком конкретно идёт речь? Кто подразумевается под словом «святые»?

Слово «святой», которое встречается в Ветхом Завете, - «qadosh» . Буквальное значение: посвящённый Богу, священный, освящённый . Это слово в Ветхом Завете употребляется по отношению к самому Богу, Божьим людям и Божьим ангелам, то есть ко всему, что имеет отношение к Господу Богу (другое слово, которое переводится как святой, - chaciyd - pious (a saint).

А. Господь Бог
Исаия 1:4 «Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, - повернулись назад ». Исаия 6:3 «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! » Притчи 9:10 «Начало мудрости - страх Господень, и познание Святого - разум ».

Б. Святыни (святые предметы):
Более того, согласно повелениям Господа, святым (святыней) считалось всё, что было отделено на служение Господу - от вещей и скота, до людей: Исход 30:1-10 (в данном случае святым является жертвенник воскурения), Исход 30:34-38 (в данном случае святым является благовонное курение пред Господом). Также святыми считались установленные Господом праздники (Второзаконие 5:12 ).

В. Народ Божий, мужей веры:
Исход 22:31а «И будете у Меня людьми святыми »; Левит 20:26 «Будьте предо Мною святы , ибо Я свят Господь, и Я отделил вас от народов , чтобы вы были Мои ». Второзаконие 14:2 «Ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов , которые на земле ». Псалом 105:16 «И позавидовали в стане Моисею и Аарону, святому Господню ».

Теперь вернёмся к нашим отрывкам и попробуем определить, кто в них подразумевается под словом «святой» или «святые»:
В Иове 15:14-16 под святыми подразумеваются ангелы, которые противопоставляются человеку, «рождённому женщиной»: Иов 15:14-16 «Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным? Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его: тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду ». О том же самом речь идёт в Иове 4:18 «Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки ».
В Первой Книге Царств 2:9 под святыми подразумеваются люди, посвятившие себя и свою жизнь и служение Богу. Они в данном стихе противопоставляются беззаконным и нечестивым людям: 1 Царств 2:9 «Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек ».

2. Святой - не значит безгрешный.
Слово «святой» не означает «совершенный» или «безгрешный», оно переводится как «отделённый для особого служения или предназначения». В Библейском контексте слово «святой» означает «отделённый для Бога, Божьей цели».

  • Господь называет Израиль святым народом не потому, что они без греха, а потому что этот народ Бог отделил для особого служения - для служения Господу Богу: Исход 19:5-6 «...итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов , ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым ».
  • Господь называет Аарона святым , потому что он был посвящён Богу, на служение Ему: 1Паралипоменон 23:13 «Сыновья Амрама: Аарон и Моисей. Аарон отделен был на посвящение ко Святому Святых, он и сыновья его, на веки, чтобы совершать курение пред лицем Господа, чтобы служить Ему и благословлять именем Его на веки ».


II. НОВЫЙ ЗАВЕТ О СВЯТЫХ

Слово «святой», которое встречается в Новом Завете, - «hagios» в переводе с греческого означает «посвящённый Богу», «отделённый для особой цели (служения)».
Давайте посмотрим, что говорится о святых в Новом Завете:

1. Согласно Слову Божьему, святые нуждаются в совершенствовании:
Ефесянам 4:11-12 «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых , на дело служения, для созидания Тела Христова ».

2. Согласно Слову Божьему, среди святых есть бедные:
Римлянам 15:25-26 «А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым , ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме ».

3. Согласно Слову Божьему, святые нуждаются в молитве за них:
Ефесянам 6:18 «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сём самом со всяким постоянством и молением о всех святых ».
Здесь сказано, что мы должны молиться «о всех святых». Это означает, что мы должны молиться о них, то есть за их нужды, за их благословение, охрану жизни, выздоровление и так далее… Отсюда видно, что и святые нуждаются в молитвах. И немудрено, потому что святые - это такие же люди, как все. Они - не боги, а люди, посвятившие себя и свою жизнь истинному Богу и Спасителю - Господу Иисусу Христу.

4. Согласно Слову Божьему, святые составляют собою церковь:
1 Коринфянам 14:33 «…потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых ».

5. Согласно Слову Божьему, святые будут судить мир и ангелов:
1 Коринфянам 6:1-3 «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых ? Разве не знаете, что святые будут судить мир ? Если же вами будет судим мир , то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов , не тем ли более дела житейские? »
Обратите внимание, что апостол Павел в этом отрывке называет верующих в Господа Иисуса Христа - святыми.

6. Господь Бог называет нас святым народом:
1 Петра 2:9-10 «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой , люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий ; некогда непомилованные, а ныне помилованы ».
Обратите внимание на то, что апостол Пётр здесь не только объясняет, кто такие святые, но и поясняет, для какой цели они «отделены»: «дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»

7. Господь призывает нас к святости и праведности:
1 Петра 1:14-16 «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого , и сами будьте святы во всех поступках . Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят ». Ефесянам 5:3 «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым ».
Это перекликается с учением Ветхого Завета: Господь повелевает своему народу быть святым (то есть посвященным Господу) в Левит 11:44-45 , Левит 19:2 , Левит 21:8 «Будьте святы, ибо Я свят ».

8. Почти всегда слово «святой» используется во множественном числе:
Деяния 9:10-14 «В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел. Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое ». Деяния 9:32 «Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым , живущим в Лидде ». Деяния 26:9-11 «Правда, и я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея. Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос; и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах ».

Единственное место в Новом Завете, в котором слово «святой» используется в единственном числе, это Филиппийцам 4:21 «Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе ». В 1 из 67 случаев это слово используется в единственном числе. И хотя это слово в данном стихе используется в ед. ч., тем не менее контекст этого слова подразумевает святых во множественном числе.

Идея заключается в том, что слово «святые» описывает группу людей, отделённых из мира для Господа и Его Царства.
Христиане являются такими людьми, посвятившими себя Господу Богу (Иисусу Христу) и служению Ему. Именно поэтому христиане названы святыми.

9. Слово Божье запрещает поклоняться кому-то кроме Господа Бога.
Исход 20:2-6 «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои ».

Святые - это люди, избранные Господом Богом для особого служения: Иоанн Креститель является святым, потому что Господь избрал его для особого служения - быть предтечей перед первым приходом Христа на землю. Дева Мария является святой, потому что была избрана Господом для особой миссии - быть матерью Иисуса Христа - Бога во плоти. Апостолы - ученики Христа - являются святыми, потому что избраны Господом для особого служения - распространять в мире Благую Весть об Иисусе Христе. Поклоняться им ни в коем случае нельзя!
В Деяниях Святых Апостолов есть интересная история о том, как люди хотели поклоняться апостолам Павлу и Варнаве:Деяния 14:8-18 «В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить. Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: "Мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки , и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши". И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой ».

10. Вы можете присоединиться к числу святых людей Божьих.
Как было сказано выше, святыми являются люди - отделённые от мира для служения Господу Богу. Христиане являются святыми людьми, которые отделены от грешного и развращённого мира верой в Иисуса Христа. Вы можете присоединиться к ним и стать частью народа Божия. Для этого вам необходимо отвернуться от своих грехов и принять Иисуса Христа своим Господом и Спасителем.

СВЯ́ТОСТЬ , религиозная категория, происходящая из сферы культа и приобретшая значение идеального морального совершенства. В Библии святость обозначается словом קֹדֶשׁ , кодеш , в мишнаитском иврите קְדֻשָּׁה , кдушша , а то, что считается святым, - קָדוֹשׁ , кадош .

Еврейские экзегеты, следуя традиции галахического Мидраша (Сифра к Лев. 19:2), трактуют глагол с корнем קדש (кдш ) как «быть отделенным», «обособленным». Традиционная интерпретация совпадает с данными современной феноменологии религии, которая описывает святое как «совершенно иное», внушающее одновременно благоговение и трепет (нуминозное).

В Библии святость выражает самую природу Бога; Бог , источник святости, именуется Святой (Кадош ). Предметы, места, лица и действия, связанные со служением Богу или посвященные Ему, приобретают святость. Поскольку святость есть сущность Бога, Библия рассматривает моральное совершенство как существенный аспект святости, хотя последняя и не исчерпывается им. В отличие от политеистических религий Ближнего Востока, религия Древнего Израиля не ограничивает святость сферой культа. Святость, исходящая от Бога, относится к природе, истории, человеческому опыту и поведению, а также к избранному народу и завету Бога с ним. Библейская религия предвидит в конце дней универсальное распространение царства святости, которое должно охватить весь мир и все человечество.

Святость Бога выражается в Библии определениями, указывающими на моральное совершенство и в то же время грозное величие (Пс. 89 [в русской традиции 88]:7,8; 99 :3; 111 :9). Место, где Бог является человеку, именуется «страшным» (Быт. 28:17). Страшны и дела Божьи (Исх. 15:14; 34:10; Пс. 66 [в русской традиции 65]:3, 5). Этот грозный аспект Божественной святости отражен в предупреждении держаться в отдалении от внешних проявлений Божественного присутствия (Исх. 3:5; 19:12, 13, 23; Чис. 18:3; ИбН. 5:15). Человек не может увидеть лицо Божье и остаться в живых (Исх. 33:20); само приближение к скинии грозит смертью (Чис. 4:20; 18:13). Бог «величествен святостью» (Исх. 15:11); Его святость ни с чем не сравнима (I Сам. 2:2); путь Его свят (Пс. 77 :14).

Святость в особенности присуща имени Бога, выражающему Его сущность (Лев. 20:3; 22:2, 32; Пс. 103:1; 105:3; 145 :21; I Хр. 16:10). Пророки многократно провозглашают святость Бога. Исайя именует Его Кдош-Исраэль (Святой Израилев; Ис. 1:4; 5:19, 24; 10:20; 12:6; 17:7; 30:12,15; 31:1; 37:23). Еще чаще это именование встречается у Второисайи (Ис. 41:14; 43:3, 14; 45:11; 47:4; 48:15; 49:7; 54:5; 60:14). Оно появляется у Иеремии (Иер. 50:29) и в Псалмах (Пс. 71 :22). В видении Исайи серафимы, окружающие престол Господа, провозглашают: «свят, свят, свят Господь Сил» (Ис. 6:3). Пророк охвачен чувством греховности - собственной и народа, среди которого он живет (Ис. 6:5). Здесь подчеркивается моральный аспект святости Бога.

Трактовка святости Бога как выражения Его морального совершенства характерна не только для пророков; она присутствует и в так называемом Священническом (или Жреческом) кодексе (см. Библия. Толкование экзегезы и критические исследования Библии. Научное исследование и критика Библии ; Ю. Вельхаузен). Чисто ритуальные аспекты святости соединены там с моральными предписаниями (Лев. 19). Пророки углубили и расширили моральные аспекты Божественной святости. Амос (Ам. 2:7) приравнивает угнетение бедных и половую распущенность к осквернению святого имени Бога. Х ошеа видит в милосердии атрибут Божественной святости (Х ош. 11:8–9); он считает чистоту сердца и отказ от злых дел предпосылками обращения к святому Богу.

Исайя говорит, что Бог явит святость Свою в правде (Ис. 5:16). Второисайя видит в святости Бога силу, несущую избавление народу Израиля (Ис. 41:14; 43:3, 14; 47:4; 48:17; 49:7; 54:15). Святость Бога находит выражение в суде и каре (Ис. 1:4–9; 5:13, 16; 30:8–14; Иех. 28:22; 36:20–32), равно как в милости и избавлении (Ис. 10:20–23; 12:6; 17:7–9; 29:19–21). Иехезкель говорит, что Бог являет святость свою перед лицом народов (Иех. 28:25; 36:23; 38:23), демонстрируя Свою власть над миром.

Всякий человек и всякий предмет, вступающие в какое-либо непосредственное отношение с Богом, наделяются святостью. Человек, предмет или местность вводятся в царство святости действием или повелением Самого Бога. Народ освящается и слышит повеление быть святым, вступая в завет с Богом (Исх. 19:6; Лев. 11:44–45; 19:2; 20:7; Втор. 7:6; 26:19). Ковчег завета был свят, так как считался престолом невидимого Бога. Святыми считались сама скиния и все сосуды, употреблявшиеся в ней. Пророк, призванный к службе Богу, считался святым человеком (II Ц. 4:9). Святость определенных мест и периодов времени устанавливалась Богом (Быт. 2:3). Однако народ Израиля должен был освящать субботу , освященную Богом (Исх. 20:8; Втор. 5:12; Иер. 17:22; Нех. 13:22). Праздники, скиния, жертвенник, Аарон и его сыновья (Исх. 29:43) - все освящены Богом, но должны также пройти ритуал освящения, совершаемый людьми.

Война, которая ведется под покровительством Бога, также рассматривается как служба Богу; воин вступает в сферу святости и должен подчиняться особым запретам, налагаемым на тех, кто причастен к этой сфере (I Сам. 21:5–7; II Сам. 11:11). Однако специфическая область святости - по преимуществу сфера культа: в Библии упоминаются священные одежды (Исх. 28:2, 4; 29:21; 31:10), святые подношения (Исх. 28:36; Лев. 19:8), диадема святыни (Исх. 29:6; 39:30), святое мясо (Исх. 29:31–37), святой елей для помазания (Исх. 30:31–37), святая скиния и все принадлежности ее (Исх. 40:9), святые плоды (Лев. 19:24) и святая пища (Лев. 22:14).

Полярность, присущая понятию святости (см. выше), находит выражение в ритуалах и объектах, связанных с ней. Так, священник, совершавший обряд очищения (например, с помощью пепла рыжей телицы; см. Пара адумма), считался нечистым до вечера (Чис. 19:8–10; Лев. 16:26–28). Нарушение законов о святости грозило смертью: так, сыновья Аарона, Надав и Авих у, внесшие в скинию «чуждый огонь», были сожжены огнем, который «вышел от Господа» (Лев. 10:1–11; ср. Чис. 16–17; II Сам. 6:6; ср. Исх. 19:10–25). Святость может передаваться при физическом контакте с жертвенником (Исх. 29:37; 30:29; Лев. 6:11, 20) и другими священными предметами.

С Божественной святостью ассоциируется понятие Божья слава (кавод ), означающее проявление вовне присутствия Бога, в то время как святость (кодеш ) выражает Его трансцендентную сущность (Исх. 14:17–18; Лев. 10:3; Чис. 20:13; Иех. 20:41). Исайя связывает оба понятия (Ис. 6:3). Надежда на то, что слава Господня наполнит всю землю, приобретает мессианский оттенок (Чис. 14:21; ср. Зах. 14:20,21).

В Талмуде, Мидраше и позднейшей раввинистической литературе святость неоднократно определяется как `отдельность`, `обособленность` (на иврите пришут , Сифра к Лев. 19:2; см. выше). Этому слову в разных контекстах придаются такие значения:

  • строгое воздержание от всяких действий, хотя бы отдаленно связанных с идолопоклонством ;
  • отделение от всего нечистого и оскверняющего;
  • воздержание от употребления мяса и вина (ББ. 60б; Тосеф. Сот. 15:11);
  • умеренность в половых сношениях или даже полное воздержание от них (Сот. 3:4; Шаб. 87а; Быт. Р. 35:1). Это последнее значение, по-видимому, заключено и во фразе: «отдельность ведет к чистоте, чистота ведет к святости» (Мид. Таннаим к Втор. 23:15; Ав. Зар. 20б; ТИ. Шк. 3:4; 47в). Законоучители Талмуда считали, что тело человека должно быть свято, так как грех оскверняет не только душу, но и тело.

Святость рассматривается как самая сущность Бога; в раввинистической литературе и устной речи на иврите и других еврейских языках Бог чаще всего именуется «Святой, да будет Он благословен» (Х а-Кадош барух Х у ). Божья святость несоизмерима с человеческой и недостижима для человека (Быт. Р. 90:2). Хотя Божья святость абсолютна, еврейский народ освящает Бога (Исх. Р. 15:24), так же как Бог освящает народ (там же). В отличие от святости Бога, святость еврейского народа не составляет его сущности, но зависит от исполнения им мицвот . Центральное место среди мицвот , соблюдение которых освящает еврейский народ, занимает соблюдение субботы. Материальные предметы (Сефер-Тора , тфиллин , мезуза и другие) обладают святостью только тогда, когда они изготовлены лицом, имеющим законное право исполнять соответственные предписание, и с той целью, которой они изначально были предназначены (Гит. 45б). Мишна (Кел. 1:6–9) перечисляет десять восходящих степеней святости, начиная с Земли Израиля и кончая святилищем (Святая святых) Храма .

В раввинистической литературе эпитет «святой» по отношению к человеку применяется с осторожностью. Согласно мидрашу , ангелы хотели при сотворении Адама воспеть ему хвалу как святому созданию, но когда Бог наслал на него сон, они поняли, что Адам смертен, и отказались от своего намерения (Быт. Р. 8:10). Согласно мидрашу, патриархов не называли святыми до их кончины (Ялк. Иов 907). Однако Талмуд называет святым того, кто следует словам законоучителей (Иев. 20а). Во власти человека освятить себя, и если он делает это, хотя бы и в малой мере, он в гораздо большей мере освящается свыше (Иома 39а). Человек может освятить себя, добровольно воздерживаясь даже от того, что не запрещено ему законом, но является морально предосудительным (Иев. 20а). Святость человеческих дел предполагает Божью помощь (Лев. Р. 24:4). Человек, готовый пожертвовать своей жизнью, но не отказаться от своей религии и не нарушить Божьи законы, совершает акт освящения Имени (см. Киддуш х а-Шем). Этот акт воплощает высший идеал раввинистического иудаизма (Бр. 61б).

В средневековой еврейской философии термин «святость» встречается редко и указывает на различие между духом и плотью, вечным и временным, абсолютным и изменяющимся. Бог свят, ибо Он отличен от всего и возвышается над всем. Еврейский народ свят, ибо он отделился от мира с его заботами и обратился к почитанию Бога. Суббота свята, ибо она посвящена духовным, а не земным делам. Имеется тесная связь между понятиями «святость» и «уникальность» в сфере теологии и понятиями «святость» и «отдельность» в сфере этики, хотя первоначальное значение термина «святость» относится к области ритуала. Маймонид ассоциирует идею святости с идеей особенности и уникальности, давая ей крайне интеллектуалистическое толкование.

Бог свят, так как он абсолютно отличен от творения, не подобен ему ни в одном из Своих атрибутов и не зависит от его бытия (Майм. Яд., Иесодей х а-Тора, 1:3). Место, имя или предмет святы лишь постольку, поскольку они обособляются во имя служения Богу. Освящение с помощью предписаний религии также предполагает уникальность и отдельность. Согласно Маймониду, имеется три способа освящения с помощью мицвот :

  1. освящение добродетелью, то есть воздержанием от плотских желаний и удовлетворением их лишь в пределах необходимого, чтобы целиком посвятить себя Богу;
  2. исполнение тех предписаний, которые уводят человека от забот о грешном мире и подготавливают его к постижению истины;
  3. достижение святости путем соблюдения законов о ритуальной чистоте (в учении Маймонида последние два не играют важной роли). Человек, достигший высшей степени святости - как патриархи и Моисей, - свободен от власти плоти и в этом подобен Богу (Майм. Яд., Иесодей х а-Тора, 3:33).

КЕЭ, том: 7.
Кол.: 709–713.
Издано: 1994.

Спрашивает лариса
Отвечает Александра Ланц, 28.09.2010


Мир вам, Лариса!

Везде, где бы вы в Библии ни встретили слово «святой», оно означает... нечто или кого-то полностью отделённого от мира для Бога, кто (или что) принадлежит только Богу. Бог свят, правильно? Значит всё, что принадлежит Ему, тоже свято, т.е. подобно Ему в этом Его качестве.

Слово «святой» и его действие в жизни человека ярко проявляется в иудейской традиционной свадьбе. По традиции жених даёт невесте кусок золота и говорит: «Ты становишься святой для меня». Если невеста принимает этот дар, то тем самым она раз и навсегда отделяет себя для этого мужчины, чтобы принадлежать только ему. Она становится святой, т.е. посвящённой мужу, отделённой для мужа.

То же самое происходит с любым уверовавшим в то, что Иисус из Назарета является Законодателем и Спасителем. Такого человека Бог как бы берёт Себе, в Свою семью, отделяет от мира для Себя, чтобы этот человек начал бы жить теперь по правилам Его семьи , а не по правилам этого мира. Заметьте очень важный момент: не сам человек решает быть святым, а Бог делает его святым и только по одной причине – потому что человек уверовал в то, что Бог спасает его.

Я понимаю, что то, что я скажу дальше может вызвать в вас не просто недоумение, но и даже возмущение, однако прошу вас не торопиться и понять, что нынешнее значение слова «святой» в вашем сознании сформировано не Библией, а традицией принятой в русской культуре. Итак...

Если вы веруете в то, что Иисус является Тем, Кого ваш Небесный Отец определил в качестве вашего Спасителя от греха и смерти, вы тем самым позволяете Богу сделать вас святой, т.е. отделить вас от мира и начать воспитывать вас по правилам Неба. День за днём Бог освящает (от слова "святой") вас, помогая расти в святости, т.е. в одном из самых главных Его качеств. Если вы день за днём позволяете Ему быть вашим Отцом и Учителем, то вы день за днём остаётесь святой, т.е. отделённой для Него.

Именно этот смысл вкладывали апостолы в слово «святой», когда они, обращаясь к уверовавшим, называли этих уверовавших святыми. Всех, без исключения.

Вот апостол Павел обращается к уверовавшим в Риме: «всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым : благодать вам и мир от Бога отца нашего и Господа Иисуса Христа» (). Все уверовавшие – это возлюбленные Божии и призванные для вечной жизни святые.

В пятнадцатой главе того же послания апостол Павел, описывая свои планы, говорит, что собирается пойти в Иерусалим, чтобы передать тамошним святым материальную помощь от святых (= уверовавших) Македонии и Ахии ().

В шестнадцатой главе Павел просит римских верующих принять под своё крыло «Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской» и настаивает, чтобы они приняли её так, как это должны делать святые люди, т.е. помочь ей во всём, в чём она имеет нужду ()

Вот обращение апостола Павла ко всем верующим Коринфской церкви: «церкви Божией , находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе , призванным святым , со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» ().

Вот Павел упрекает коринфских верующих в том, что они, когда имеют какие друг на друга обиды, идут судиться в мирские суды, тогда как должны разбирать дела в своей среде: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых ? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные [дела]? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете [своими судьями] ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими ? Но брат с братом судится, и притом перед неверными» ().

Вот Павел обращается к верующим Ефеса: «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе : благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (). Всё письмо написано к верующим Ефеса. Это их Павел называет святыми!

Всех уверовавших в Колоссах Павел призывает: «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные , в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства» ().

Другими словами, если вы не святая, то вы и не Божия, значит, всё ещё не спасены.

«блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас , как прилично святым ».

«Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа ».

«Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости ».

«Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви »

«ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, [чтобы] представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою»

«Ибо написано: будьте святы , потому что Я свят».

Если вам пока тяжело понять настоящий смысл слова «святой», то читая Библию, заменяйте это слово на сочетание слов «отделённый от греха для Бога». И прошу вас: бойтесь определять понятие святости по существующей в мире традиции! Библейское определение святости совсем другое.

Да благословит вас Всевышний познанием святости Его,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

13 фев Где написано что Иисус падал неся крест на Голгофу? (Роман) Мир Вам, Роман27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк 28 и, раздев Его, надели на Него багряницу; 29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Е... 19 20 дек В Старом Завете грехи людей жестоко наказывались. А в Новом Завете Иисус Христос всех прощал. (Ирина) Ирина спрашивает: "Читая всю Библию создается впечатления что есть два разных Бога. В Старом Завете грехи людей жестоко наказывались, велись войны, отвечать злом на зло было допустимо Богом и даже законно. А в Новом Завете Иисус Христос не...

-Где в Библии говорится о мощах и о святых предметах и о благоговейном отношении к ним?

Во-первых, мы знаем, что когда был исход евреев из Египетского рабства - то выходили, что называется, не с пустыми руками. Выносили ковчег, саркофаг с мощами - останками Иосифа Прекрасного. Сам Иосиф завещал, чтобы так поступили. В книге Бытия 50, 24 мы читаем: И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову.

И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда.

И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте.

И вот прохождение сквозь Чермное море, чудесное странствование в течение 40 лет, когда в виде огненного облака Господь вел их ночью, сияющего облака - днем. Это было все притом, что мощи Иосифа находились в стане еврейского народа. Собственно говоря, в Библии много говорится о разных святых предметах. Неуважительное отношение к ним может непосредственно вызвать Божий гнев. Например, в книге Даниила 5, 3 мы находим такие слова: Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его.

4. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных.

И ниже сказано -30. В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит.

То - есть наказание не замедлило. Казалось бы, с формальной точки зрения чашка - она и есть чашка, какая разница? Но это были сосуды дома Господня, использование таких сосудов не по назначению влекло за собой Божий гнев, Божие наказание.

И в 4 книге Царей; 13 глава, 21 стих:

И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.

В Библии еще есть даже более удивительное описание, например, в книге Деяний апостолов; 5 глава, 14-15 стих:

14. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,

15. так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы тень проходящего Петра осенила кого из них.

То есть не только мощи, а тень живого человека. Она касалась людей - и люди получали исцеление.

Тоже книга Деяний; глава 19, 11 стих:

11. Бог же творил немало чудес руками Павла,

12. так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.

Иными словами - вот особое действие благодати через предметы, которых касались святые, через элементы одежды, через останки этих людей; даже тень святого может сообщить удивительное исцеление. Все это Библейская реальность. Если кто-то выдумывает свою Библию - у нас есть Библия как таковая, и мы не можем ни один из текстов выхватить из контекста.

Тел. звонок: -Насколько важно при чтении Евангелия пользоваться патрологией, трудами святых отцов? Ведь что-то где-то можно понять самому? Какая национальность была у Христа? Иногда приходится слышать, что Он все-таки был больше арамейской национальности.

Патрология - это учение святых отцов. Может быть, вы имели в виду чтение Евангелия с комментариями святых отцов? И действительно, рекомендуется при чтении Евангелия иметь под рукой тот или иной комментарий, потому что в такой ситуации вы будете не самостоятельно изучать Евангельский текст, а рядом с вами будет Иоанн Златоуст или Василий Великий. Для новоначальных - Амвросий Оптинский, я его часто озвучиваю. Рекомендовал бы блаженного Феофилакта, потому что у него есть короткие толкования, и он от темы не уклоняется.

Если говорить о национальности Христа - да, Он был Богочеловек, и как человек Он происходил их дома царя Давида. И в Новом Завете эта мысль подчеркивается, что Он по плоти из дома царя Давида. Но когда мы смотрим Евангелие от Матфея, главу 1 - то среди предков Христа в Его человечестве мы находим не только евреев, но и Руфь моавитянку. А в книге Второзакония сказано: моавитянин в 10 поколении не войдет в народ Божий. А она, кстати, прабабка царя Давида. Потом Рахав, блудница из Иерихона. Она хананеянка. Если бы в современном Израиле появился бы человек с таким родословием, как у Христа, ему бы едва ли дали бы паспорт. Да и царю Давиду не дали бы гражданство, потому что у него бабка Руфь - моавитянка, бабка Рахав- хананеянка. Здесь надо понять очевидную истину, что Авраам создал все - таки не нацию, он создал религиозную общину, и об этом писал апостол Павел. В послании к Римлянам, почти в самом начале этого послания. Вот эти слова: 28Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; 29но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.

И само слово, например, еврей оно означает «оставивший прежнюю жизнь». Тогда мир делился на Месопотамию, где очень хорошо было жить: там были города, там были многие источники вод, но там было много язычества и распутства. И пространство между Евфратом и Египтом, где странствовали бедолаги, которые не имели ни богатства - ничего. Так вот те, которые странствовали, назывались как раз «евреи». То есть отторгнутые богатой Месопотамией, люди с другого берега. В религиозном смысле «еврей» - это человек, который оставляет мир. Ищут тот, ради которого стоит жить, как бы сейчас сказали. И идут, ищут. Они не имеют здесь, на земле отечества, они взыскуют отечества небесного. А слово «иудей» вообще означает – «прославляющий Бога», то - есть человек в той мере, в которой он действительно прославляет Бога, например, скажет о себе: я, вот, молюсь каждый день, псалтырь читаю. Многие православные всю жизнь прославляют Бога. И само русско-славянское слово «православный» тоже свидетельствует об этом. Вот в этой мере он может считаться как бы причастным к этому понятию. И если мы возьмем Ветхозаветных пророков - они очень часто ругают еврейский народ. Именно за то, что тело свое обрезали, а сердца не обрезали. Называются потомками Авраама, Исаака и Иакова, а не живут как они. И так далее. Поэтому - да, конечно, нация Христа, Он потомок Авраама, потомок Давида. С этого и начинается Новый завет. Но прежде всего Он воплощается в этот мир, чтобы сообщить нам некое другое родство. Родство Отцу Небесному по благодати. Вот, сегодняшнее Евангельское чтение, если кто слушал уже внимательно, там Христос говорит: «Я открыл им Имя Твое». Какое же Имя Божие Он открыл? «Отче! - Отец». То есть во Христе мы усыновляемся Богу Отцу и становимся чадами Божьими.

Выше любого родства быть чадом Божьим по благодати. Если Сын Божий Христос - Он по природе. А мы по благодати можем стать чадами Божьими. И вот этого надо искать, к этому стремиться. А земное - оно все проходящее.

Батюшка, а вот мне еще кажется интересным, что разные народы изображают Христа как Своего родного. В Африке Он темнокожий.

Да, они как бы хотят видеть Его поближе к себе. Даже чтобы это распознавалось визуально. А в Новом Завете прямо так и сказано: во Христе нет ни эллина, ни иудея. В том смысле, что это уже новое творение. Человек, усыновленный через Христа Богу Отцу - это новая тварь. Это тот, кто ходит в обновленной жизни.

Если говорить о законах «шулхан арух» на самом деле - почитайте канонические правила, которые формировались особенно в византийский период. там вы найдете почти все, что связано с шулхан арух. Но шулхан арух - это как бы инструкция иудеев по отношению к христианам, а в византийских правилах мы можем найти инструкцию для христиан по отношению к евреям. Очень строгое. Кстати, и эти правила канонические они древнее, чем шулхан арух, поэтому возможно евреи их просто списали с христианских книг, но применили уже по отношению к христианам то, что христиане хотели применять по отношению к ним. Там запрет, например, мыться в бане с иудеями, дружить, лечиться, и так далее. Но запреты обладали и некоей охранительной функцией. Поэтому мне представляется, что такие законы не могли возникнуть односторонне. Это обязательно какая-то ответная реакция. И те люди, которые знаю, например, чисто наши православные, христианские запреты по отношению к тому, как выстраивать отношения с иудеями - мы можем догадаться, откуда это у шулхан арух.

Добавлю, что у канонов разный статус. Правила Вселенского собора или поместного – это разница. Если Поместного - то и характер они носили местный. Часто были на злобу дня. Потом, многие правила вводились, когда велись войны. Видно, что такие законы люди писали от безысходности. Я не берусь цитировать потому, что это иногда даже неприлично.

Тел. звонок: - На Тайной Вечере Господь и апостолы ели пасхального Агнца с горькими травами по всем предписанным правилам. То есть совершили Пасху в четверг. Значит ли это, что ветхозаветная пасха праздновалась и в четверг и в субботу, с перерывом на пятницу, когда можно было совершать казни?

И еще вопрос Иуда предал Господа после Вечери, значит в четверг. По какой же причине был установлен пост в среду?

Традиционно считается, что среда - это именно день, когда Иуда пошел и спросил: «Что вы мне дадите, если я вам Его предам?». И некоторые отцы писали: «Мы в среду постимся потому, что Иуда предал Христа, и в пятницу постимся потому, что Он был распят в этот день».

Если точно прочитать - на какой период выходила Пасха в то время, когда был распят Христос? Надо точно определиться с годом. Это не так легко, потому, что если прочитать исследования православного ученого Гладкова, который обращает внимание, что, во-первых, Ирод Великий умирает где-то в 4-3 году до формального календарного Рождества Христова. Следовательно, события смещаются. И каждое смещение на год, тем более - на два или на четыре меняют день Пасхи, потому что он рассчитывается по весеннему полнолунию. Для нас, собственно говоря, важно то, что говорит апостол Павел: Пасха наша и Христос, распятый за нас. Поэтому все эти детали, как они совершали этот праздник, обладают неким историческим интересом, и там очень много прообразов, которые аллегорически могут быть истолкованы духовно. Но в целом, конечно, Христос есть Пасха наша. У святых отцов я находил комментарии, например, некоторые отцы, описывая суд над Христом, пишут: они должны были в этот день праздновать Пасху со своими сродниками. Пасха у евреев - это не общественное богослужение, это семейный праздник, который совершается всей семьей именно с вечера до утра. А вместо этого они сбежались на этот суд. Поэтому слова: «мы не можем войти к язычникам, потому что Пасха» - они вообще могли относиться к дням опресноков. Пасха - это ночная служба, которая начинается с того, что приготовляют пасху, то есть убирают весь хамец, кислый хлеб. А потом, в течение седьмицы празднуют пасху. И в это время они должны быть в состоянии ритуальной чистоты. То есть они не могли войти в дом язычников, где мог быть хамец. Он запрещен по еврейским законам. Они всю седьмицу должны вкушать только опресноки. Что они и делали. Поэтому это событие в ночи не только семейное действие, это самое главное для них. Но это еще и дни опресноков, которые тоже должны быть ритуально кошерными, то есть чистыми.

Тел. звонок: - Есть стихира по полиелею по 50 псалму, там слова о том, что когда Спаситель возносился на небо - ангелы Господни удивлялись и не разумевали, как человеческая плоть возносится на небо. Но ведь уже пребывали во плоти на небе Илия и Енох. Тогда как понимать слова, что ангелы удивлялись, если человек уже был взят живым на небо?

Удивление ангелов, связанное с вознесением Господа надо понять, что да, действительно, были два человека, которые живьем были взяты на небо: это допотопный Енох и после потопный Илия. Но, во-первых, надо понять, что Богослужебный текст часто преследует некие риторические цели. И здесь очень важно понять, что за текст вас заинтересовал, просто держать его перед глазами, с одной стороны. С другой стороны - речь идет о Христе, Который в момент смерти сходит в преисподнюю ада, умирает, взяв на Себя грехи всего мира, сходит в преисподнюю ада и облистает ад в сиянии Божества. Это не просто торжественное вознесение с горы, а из глубин ада. Конечно, там были еще 40 дней, когда Он являлся, собеседовал с учениками. Но до этого было снисхождение во ад. То- есть это Христос, Который взял на себя грехи мира, почему было важно само вознесение. Таким образом, Он вознес нашу человеческую природу как наш сотелесник из состояния адского падения. У людей не было шансов самостоятельно взойти на небеса.

И кстати, пророк Енох и пророк Илия - они умрут в свое время. Их убьют во дни антихриста. Это мы знаем. А вот то, что Христос как наш сотелесник, совершил в Самом Себе с нашими грехами, и особенно - в день вознесения, когда сама наша природа была вознесена, ведь Он не просто вознесся, Он воссел одесную Бога Отца. Как сказано: един ходатай, един посредник между Богом и человеками - Человек Христос Иисус. А так, как Он до этого побывал в аду, и на кресте висел и воскрес, то после этого, когда Он воссел одесную Бога Отца на небесах, Бог Отец смотрит на весь род человеческий через раны Своего Сына. И какими Он нас видит? Павел пишет, что Христос все рукописание наших грехов и преступлений, весь этот бесовский компромат на каждого из нас, который мытники - бесы пишут всю нашу жизнь, Он властною рукою пригвоздил к древу креста. Он погрузился в преисподнюю ада, освятил все Своим чудным воскресением. Воскресло - то тело человеческое. Божество не умирает, оно не может умереть. И вознеслось человеческое тело, Бог не возносится и не нисходит, Он вездесущ, Он везде. И человеческое тело воссело одесную Отца, что позволило апостолу Павлу в своих посланиях сказать, что во Христе Иисусе мы уже посажены на небесах одесную Бога Отца. И как же все это не могло удивить ангелов? Конечно, для них все это было великим удивлением. Все, что происходило. И непостижимая смерть на кресте. Ангелы не могли до конца проникнуть в эту тайну, а это действительно тайна. Само Боговоплощение - это тайна. Павел пишет о Боговоплощении: Бог явился во плоти, великая беспрекословная тайна, Бог явился проповедан народам показал Себя ангелам. Что значит показал Себя ангелам? Ангелы никогда не видели Бога, они закрывали лики свои и восклицали: Свят, Свят, Свят. А когда Он воплотился - ангелы постигали в Нем характер Бога Отца. Ведь Иисус Христос раскрыл нам характер Бога Отца, показал Себя ангелам, проповедан в народе. И когда один из апостолов попросил: покажи нам Отца - и будет довольно, Христос говорит: видевший Меня видел Отца. В том смысле, что Он пришел во имя Отца, Он раскрыл подлинное намерение Бога Отца относительно рода человеческого, тайну домостроительства рода человеческого. Поэтому это все потрясение и удивление величайшее, не только для грешников, которые восходят в славу чад Божиих через преображение благодатью, но это удивление для ангелов, как такое вообще может быть, что человеческий чин восстанавливается таким удивительным, я бы даже сказал: удивительнейшим и непостижимейшим образом. Как сказано в I послании к коринфянам, 6 гл: 9Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют.

11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

Вот это тайна домостроительства спасения рода человеческого, она не может не потрясти сознание даже ангела. Потому что ангелы трепещут пред Богом. Сказано в Библии, что Бог и в ангелах усматривает недостатки. А когда ангелы видели спасение благоразумного разбойника, спасение Марии Магдалины, которая пребывала в состоянии бесноватости длительное время, спасение грешников, нечестивых, воров, лихоимцев, распутников. Когда они услышали, что Сам Христос сказал: первыми в Царство Божие идут мытари, блудники, грешники. Разве это не удивление? В Царство Божие! Это и есть пространство, которое Он освятил Своим вознесением на небо. Потому что в день мытарств нам придется проходить через это пространство, так вот Своим вознесением Он приуготовил для нас этот путь, а своим вторым Пришествием Он разорвет это пространство. Бесы -мытники уже ничего не смогут сделать, когда будет пришествие Христов, и Он в окружении ангелов и святых явится в эту реальность. Это уже другая тема.

Во многих храмах Москвы есть частица мощей святителя Николая, какой смысл стоять в очереди 5-7 часов, если есть возможность сделать это мгновенно в соседних храмах?

Вы знаете, в Москве есть огромное количество икон Казанской Божией Матери, написанные совсем недавно и еще не освященные, а есть очень древние иконы Казанской Матери Божией. Которые восходят к тем временам, когда этот образ был явлен блаженной Матронушке, это была девочка, которая увидела чудесный образ Девы Марии под Казанью. И есть огромное количество икон святителя Николая по всей Руси. Вот я сейчас вспоминаю, у меня в келлии две точно есть. Но это ни в коей мере не означает, что я буду молиться только на эту икону. А на эту не буду. Все таки святитель Николай был один человек, не два, не три...Тут такое отношение по-детски наивное. Действительно, мощи сохранялись в разных форматах, с разной достоверностью. Это общеизвестно, и святость мощей всегда подтверждалась - чем? Чудесами и знамениями. И чудеса, и знамения не могут происходить, если человек не имеет веры. Если с верой человек прикладывается к мощам - тут, если говорить о привезенных мощах, мы видим всю цепочку, мы видим, откуда они. Я был в Мирах Ликийских, я специально ездил в Турцию. И я видел самую гробницу, откуда вытащили эти самые мощи. И, слава Богу, что их вытащили. В настоящее время в этой гробнице собачья конура. И если бы мощи не похитили - исхитили, скажем так, то не было бы мощей святителя Николая. Их бы уничтожили, и место то уничтожили. По милости Божьей сохранилась гробница. Сохранились не только мощи, которые в Бари, сохранились мощи и на Афоне, и в других местах. И в московских храмах. И в каждом таком случае, когда у меня появляется возможность приложиться к мощам - я испытываю благоговейный трепет. Я всегда вспоминаю те чудеса и знамения, которые описаны в Библии, когда люди с благоговением относились к тем или иным святыням. Если даже тень проходящих апостолов могла исцелять людей, то тем более останки таких удивительных угодников Божиих. В моем роду святителя Николая всегда почитали, и я хочу сказать прямо, что моим предкам не очень повезло со святителем Николаем, потому что он умел так вразумительно наказывать, что почитание возрастало, а проблем становилось больше. Например, мой прадед в день святителя Николая отправился снимать бредни, проверять, попалась рыба или нет. И ему прапрабабка говорила: не ходи ни в коем случае, нельзя. Молиться надо. А он пошел, один и тот же маршрут, там никто посторонний не ходит - а он под водой наступил на какую-то разбитую бутылку, и когда потом дома сапог сняли - там полсапога было крови. Казалось бы, беда. В русском понимании святитель Николай -это доброта, смешанная со строгостью, с отеческой заботой. Так вот, это событие усилило веру моего прапрадеда. Он всегда с благоговением отмечал эти дни. Иногда спрашивают, почему в русском народе есть два празднования свт. Николая? Есть историческое объяснение. А есть притча о том, что на землю сошли двое святых: мч.Кассиан и свт. Николай сошли на русскую землю, посмотреть, как живет русский мужик. И вот они идут и смотрят. И видят: у русского мужика телега застряла в грязи, и свт. Николай говорит Кассиану мученику – давай поможем. А Кассиан посмотрел на свои белоснежные одежды и говорит: «Как же я полезу в грязь, мне вот Христос дал такие ризы!». И не полез. Тогда святитель Николай сам залез и помог русскому мужику телегу вытащить. А Кассиан стоял на берегу этой огромной лужи. И раздался Божеский приговор: за то, что Кассиан так поступил по отношению к русскому мужику - его будут праздновать один раз в четыре года, когда високосный год будет. А за то, что святитель Николай поступил таким деятельным образом - его на Руси будут праздновать дважды. Греки же не празднуют обретение мощей, перенесение. Поэтому мне радостно, чем больше святынь подобных я созерцаю, тем большую радость я ощущаю в своем сердце. И я знаю московские храмы, и особенно замоскворецкие. Огромные коллекции мощей древних святых купцы собирали и выставляли их постоянно. Были мощи, которые выставляли для почитания народом только в большие праздники. А так они хранились в алтаре. То- есть, было особое отношение. Сейчас, может быть, забыты эти замоскворецкие традиции, а в старину этому предавали серьезное значение. Что ко встрече со святыней надо готовиться. А действительно, если ты ходишь в свой храм - у тебя там мощи и апостола Андрея, и святителя Николая, а ты уже, не замечая, проносишься мимо - и все. А на самом деле всегда к любой святыне надо приступать со страхом Божиим и верою. А дьявол хочет посеять какие-то сомнения в нашем сознании, поэтому здесь еще нужен и подвиг веры. Если человек стоит несколько часов - это подвиг веры. Что же я буду смущать этого человека: что ты, мол, тут стоишь? Здесь за углом такие же мощи есть. Человек совершает подвиг веры, это называется плод покаяния.

Народное благочестие иногда выше рациональных рассуждений. Я тоже не могу многие вещи рационально объяснить. Вот, молюсь свт. Антипе от зубной боли, так бабушка научила. И с детства у меня возник такой образ. Да и не надо рационально объяснять. Стоят бабушки, молятся, всех поминают, ну и хорошо. Народная простая вера сохраняет истину в таких формах, может, со стороны они выглядят примитивными, но природа Бога проста. И, действительно, в нашем православном понимании народ-хранитель веры. Поэтому я лучше прислушаюсь к какой- нибудь благочестивой бабушке, как она избавилась от ревматизма, кому она молилась, нежели обращусь к кандидату Богословия.

Спаси и сохрани вас Господь.

Бог по природе Своей невидимый и неизобразимый, но с момента Боговоплощения стал изобразим по плоти: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил » (Ин. 1:18). Господь Иисус Христос, воплотившийся от Девы Марии, оставаясь вездесущим Богом, стал ограничен в пространстве по своему Человечеству, а потому и изобразим по плоти. Именно поэтому православные христиане украшают свои храмы иконами, тем самым деятельно, а не только на словах, исповедуют Христа, пришедшего во плоти (Ин. 1:18; 14:9), «а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1Ин. 4:3). Так поступали и христиане первых веков, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Сам Господь Иисус Христос есть образ (икона) Бога невидимого (2Кор. 4:4).Образ (икона) ипостаси Его (Евр. 1:3). Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца пославшего Его (Ин. 5:23). Если же Его нельзя изображать, значит, Бог не воплотился, а значит, бездна между божественной и человеческой природами не преодолена, и никто не может спастись. Одни из изображений Священное Писание совершенно отвергает и запрещает, как изображения ложные: их нельзя делать, нельзя иметь и почитать. Другие изображения в Писании повелевается делать, считать священными и почитать. Священное Писание, таким образом, все изображения разделяет на два разряда: одни - ложные , а другие - истинные, священные.

Ложные изображения суть бесчувственные кумиры и идолы, которыми язычники заменяют истинного Бога. Таковы: телец (Исх. 32:4); Молох (Лев. 18: 21); Ваалфегор (Чис. 25: 3); Ваал и Астарта (Суд. 2:13; 3Цар. 18:21–29); Дагон (1Цар. 5 гл.) и другие. Господь всюду в Писании указывает на преступность делания ложных изображений и в Синайском законодательстве говорит: «Я Господь Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле, внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исх. 20:3–5; ср. Втор. 5:6–9). Но когда изображается Спаситель, то Он и на самом деле существует; но ничего подобного какой-либо Астарте или Ваалу, или другим идолам в действительности никогда не существовало, да и существовать не может. Нехорошо поступали и поступают люди, делавшие и делающие идолов, но еще хуже то, что они эти изображения несуществующих, выдуманных существ ставили и ставят вместо истинного Бога. Поэтому-то апостол Павел и говорит, что идолы суть изображения несуществующего: «что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1Кор. 8:4–6).



Истинные священные изображения изготавливались по повелению Самого Бога. Хотя заповедь запрещает делать изображения того «что на небе вверху », однако Господь повелел Моисею соорудить двух Херувимов в Храме: «сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого » (Исх. 25:19). Заповедь запрещает делать «что на земле внизу », однако Господь повелевает Моисею сделать медного змея. «И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя » (Чис. 21:9). Также на страницах Священного Писания можно найти и другие примеры и повеления Бога об изготовлении священных предметов и изображений (Исх. 25:10, 17–21, 31–37; 26:1; 16:31; 30:1). В Священном Писании сказано, что все священные изображения и предметы скинии были созданы по образцу, показанному Господом (Исх. 25:40), считались великой святыней и освящались (Исх. 30:29). Но не только скиния была украшена изображениями, но и Храм Соломонов (3Цар. 6:23–29), и истинный храм, виденный пророком Божиим (Иез.43:11). Священные изображения и предметы были объектами почитания благочестивых иудеев: «Поклоняюсь пред святым храмом Твоим » (Пс. 137:2); «Иисус разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним » (Нав. 7:6). И ныне христиане веруют, что священные изображения и священные предметы угодны Богу. Поэтому православные христиане украшают свои храмы святыми иконами. Честь, воздаваемая иконе, переходит к первообразу, т.е. к тому, кто изображен на ней. Поэтому, кто не чтит иконы, тот не чтит и первообразы, запечатленные на них. Православная Церковь, поклоняясь и служа только Богу, создает и чтит священные изображения, тем самым не только не нарушая божественной заповеди, но и исполняет повеление исповедовать Христа пришедшего во плоти. При апостолах было уже изображение Иисуса Христа распятого: «О, несмысленные Галаты! Кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? » (Гал. 3:1). Христиане также возжигают пред иконами светильники и воскуряют фимиам, потому что так чтили вещественную святыню в Ветхом Завете: возжигали лампады в святилище (Исх. 25:31; 27:20–21); (Чис. 8:2) и воскуряли фимиам (Исх. 30:8; 40:5); (Лев. 16:12–13). Согласно постановлению Вселенского Собора, от Церкви отлучается тот, кто почитает дерево и краску иконы вместо того, кто на ней изображен. Так же в Церкви в исполнение слов апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их » (Евр. 13:7) - верные поминают праведников, достигших совершенства, взирая на святые иконы, где святые изображены с нимбами, ведь их кончина - Царствие Божие. Также пред их образами им воздается почитательное поклонение подобно тому, как сыны пророков поклонились Елисею до земли (4Цар. 2,15). Сыны Иакова поклонились Иосифу лицем до земли (Быт. 42:6). Иаков поклонился до земли семь раз (Исаву) (Быт. 33:3). Перед Илией пал пятидесятник (4Цар. 1:13). Женщины перед Елисеем (4Цар. 4:37). Авдий - перед Илией (3Цар. 18:7). Темничный страж в трепете припал к Павлу и Силе (Деян. 16:29).



У христиан также существуют священные предметы, употребляющиеся при богослужении: священные книги, сосуды, светильники, одежды. В Ветхом Завете Сам Господь показал (Исх. 25: 40), как сделать жертвенник для всесожжения (Исх. 27:1), светильник и щипцы (Исх. 25:31–39), жертвенник для курения (Исх. 30:1), стол с принадлежностями, умывальник с принадлежностями (Исх. 30:18) и священнические одежды (Исх. 28). Ветхозаветные предметы уже не употребляются, так как ветхозаветное богослужение, прообразовавшее собою богослужение новозаветное, отменено. Вместо ветхозаветных священных предметов у нас теперь другие, которые приспособлены к богослужению новозаветному.

Нерукотворный образ Христа был запечатлён во время земной жизни Спасителя. Правитель города Едессы (Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция) князь Авгарь был тяжело болен. Услышав о бесчисленных исцелениях, которые совершил Иисус Христос, Авгарь захотел взглянуть на Спасителя. Он послал живописца, чтобы тот нарисовал лик Христа. Однако художник не смог выполнить поручение. От лица Господа исходило такое сияние, что кисть мастера не могла передать Его Свет. Тогда Господь, умывшись, отер пречистый лик Свой полотенцем, и на нём чудесно отобразился Его Образ. Получив Образ, Авгарь исцелился от своей болезни. Как известно, первым иконописцем был евангелист Лука. В Римских катакомбах найдено множество фресок I II веков с изображением Спасителя, апостолов, молящейся за весь мир Богородицы.

Библия о святых храмах

Бог вездесущий, однако в Библии храм называется жилищем Бога как место Его особенного присутствия (3Пар. 29:6; Пс. 7:10). Поэтому христиане строят храмы, в которых поклоняются единому Творцу. Строительство храмов угодно Богу, еще в ветхозаветные времена Господь повелел Соломону построить храм (2Цар. 7:13), так Соломон и поступил (3Цар. 6:14), и «Храм был угоден Господу, и Господь освятил его » (3Цар. 9:3). После разрушения храма Соломонова Господь повелел строить новый храм (Агг. 1:8). И ныне Православная Церковь восстанавливает разрушенные в годы гонения храмы. Господь предсказал, что у христиан будут свои храмы, воссозданные и обновленные; пророческое предсказание об этом привел апостол Иаков на апостольском Соборе: «Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие » (Деян. 15:16–17). И ныне Церковь исполняет это пророчество и по всему миру сияют в небесной синеве золотые кресты с куполов православных храмов.

В новозаветные времена храмы имеют особое значение, Сам Спаситель ревновал о храме: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов » (Мк. 11:17; Мф. 21:13; Лк. 19:46). Спаситель видел в храме особое присутствие Божие: «Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем » (Мф. 23:21). Так же и апостолы «пребывали всегда в храме , прославляя и благословляя Бога » (Лк. 24:53); «И каждый день единодушно пребывали в храме » (Деян. 2:42).В Писании сказано: «Бог, сотворивший мир … не в рукотворенных храмах живет » (Деян. 17:24) и «Разве не знаете, что вы храм Божий » (1Кор. 3:16). Однако апостол Павел, будучи живым храмом Бога, приходил в храм Иерусалимский для поклонения: «я пришел в Иерусалим для поклонения » (Деян. 24:11), «и молился в храме » (Деян. 22:17). Христиане являются храмами Божьими, если только Дух Божий живет в них (1Кор. 3:16; ср. Рим. 8:9). Но это вовсе не отменяет храма вещественного, необходимого для священнодействий и собраний верующих. И такие храмы Божии всегда будут в Церкви до второго пришествия Христова (2Фес. 2:4). И по сей день православные христиане собираются в храмах каждое воскресенье получать спасительные Таинства и прославлять Святую Троицу. Православные храмы с апостольских времен отличались от жилых домов: «Жены ваши в церквах да молчат… Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих, ибо неприлично жене говорить в церкви » (1Кор. 14:34–35). Поэтому Православная Церковь не позволяет женщинам не только священнодействовать, но и поучать без особого на то благословения.

В Риме ученые в подземельных кладбищах, называемых катакомбами, находят в местах погребения христиан просторные, украшенные священными изображениями православные храмы. Здесь на гробах мучеников первые христиане совершали богослужения.

Библия о крестном знамении

Нам дана заповедь о поднимании рук во время молитвы: «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения » (1Тим. 2:8). Еще в ветхозаветные времена положению рук при молитве уделялось особое внимание. Праведники поднимали руки, изображая ими жертву вечернюю: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих - как жертва вечерняя » (Пс. 140:2). Новозаветная жертва вечерняя - Христос распятый. Поднимая руки, мы должны изобразить на себе Распятого, т.е. Крест Христов! Господь велит важнейшие заповеди «навязать в знак на руку» (Втор. 6:8). Православное троеперстие есть прославление Троицы и душевно, и телесно: «Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии » (1Кор. 6:20). Оно означает исповедание веры в Триединого Бога и два естества Иисуса Христа - Божественное и Человеческое. При крестном знамении осеняется лоб, плечи и грудь, что символизирует: «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим (грудь), и всею душею твоею (лоб) и всеми силами твоими (плечи)» (Втор. 6:5). Опыт миллионов людей показывает великую силу крестного знамения, любая темная сила трепещет его и мгновенно отступает. Апостол Павел говорит, что Бог «не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все » (Деян. 17:25), имея в виду тот факт, что Бог Вседоволен, и это никак не противоречит заповеди о поднятии рук на молитве (1Тим. 2:8), записи руками книги (Откр. 1:11) и созданию священных образов руками мастеров (Исх. 26:1).

На древнейших, первых веков, иконах, находящихся в римских катакомбах, изображены апостолы и Спаситель с пальцами, сложенными для крестного знамения и благословения. Установлено, что почитание креста было с древности. Тертуллиан (II век): «при всяком действии …принимаясь за какое-нибудь дело, которым мы обычно занимаемся, мы запечатлеваем на нашем лбу маленький знак креста». Единоперстие и троеперстие появляются с Первого Вселенского Собора, когда был выявлен догмат единой божественной сущности и троичности в лицах. Двуперстие появляется после Четвертого Вселенского Собора, когда был выражен догмат о двух природах во Христе. В эпоху правления Н.С.Хрущёва на Церковь были большие гонения, особенно гнали отшельников в Абхазии. Устраивались облавы с вертолётов. В горах шёл отшельник, а сзади его теснил военный вертолёт. Впереди пропасть – отшельнику некуда идти. Он перекрестил воздух и пошёл по воздуху через эту пропасть. В вертолёте сидело 2 пилота. Один из них сошёл с ума, а другой бросил свой партбилет и ушёл в семинарию.

Библия о святых мощах

О СВЯТЫХ МОЩАХ: Человек призван к соединению с Богом, и после Воскресения Христова тело святого, которое стало обителью Пресвятой Троицы и пронизано божественным сиянием, является великой святыней (Ин. 14:23). Почитание мощей есть проявление любви к святым. Еще с ветхозаветных времен к останкам пророков и праведников всегда относились почтительно: «и сказал [Иосия]: что это за памятник, который я вижу? И сказали ему жители города: [это] могила человека Божия, который приходил из Иудеи и провозгласил о том, что ты делаешь над жертвенником Вефильским. И сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай костей его » (4Цар. 23:17–18). Также и в новозаветные времена Спаситель, обличая украшение гробниц праведников (Мф. 23:15; 29–36), осуждал фарисеев не за то, что они украшали гробницы, а за то, что они не чтили их, но убивали и гнали пророков. Поэтому Православная Церковь почитает мощами всякие останки святых угодников и мучеников, через которые Господь совершает чудеса и исцеления - будут ли это целые нетленные тела или части их, или только кости, или даже части одежд святых людей. Почитая их, Церковь, собственно, почитает благодать, действующую через останки, и прославляет Бога, дивного во святых Своих. Так, например, от мощей святого пророка Елисея воскрес мертвый: «И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои » (4Цар. 13:21).

Даже одежда праведных чудотворила: одежды Христа (Мф. 14:36), милоть Илии (4Цар. 2:14), платки и полотенца Павла (Деян. 19:12), тень Петра (Деян. 5:15). И ныне в Православной Церкви Бог источает через святые останки Своих угодников и их одежду многоразличные чудеса, ибо Господь всегда во все времена тот же, и в Нем «нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17).

Известно, что христиане первого и второго веков почитали мощи святых, служа на них литургию в катакомбах. В послании к Филлипийцам (4.3) апостол Павел упоминает имя своего ближайшего ученика и сотрудника Климента, одного из своих сотрудников, который записан в книге жизни. Речь идет о третьем епископе Римской Поместной Церкви (91-100г), воспринявшим христианское учение от апостолов Петра и Павла. После многих апостольских трудов и совершенных им чудес сановники императора Трояна пытались принудить святого к принесению жертвы бесам, но он остался непоколебимым в вере. Тогда его отвезли на лодке далеко от берега в море и с якорем на шее утопили. Два верных ученика святого попросили всех видевших это помолиться о том, чтобы Господь открыл им останки священномученика. Когда народ стал молиться море отступило о берега на расстояние 400 шагов. Люди подобно израильтянам пошли по дну и нашли мраморную пещеру в которой покоилось тело Климента, когда же ученики хотели взять его мощи, то им было дано откровение, что с этих пор море будет ежегодно отступать в день памяти святого, давая верным возможность в течении 7 дней поклониться мученику. Так продолжалось 8 веков и многие поколения христиан были свидетелями этого чуда и множество других, совершавшихся по молитвам к Клименту. Однажды, когда море отступило родителями случайно был забыт в пещере ребенок. Когда это обнаружилось море уже отступило обратно. Родители весь год оплакивали его и войдя через год в пещеру на поклонение, нашли своего ребенка живым и здоровым у гробницы святого. Он рассказал, что Климент сохранил его живым, питал и отгонял вес страхи. В царствование Никифора море перестало отступать, пока туда не приехали просветители славян Кирилл и Мефодий которые вместе с множеством верующих отправились на корабле с молитвой и чтением псалмов по Черному морю и тогда среди ночи море озарилось светом и им были явленны мощи святого, которые торжественно привезли в храм, и когда там совершили литургию, по молитвам святого Климента произошло множество чудес - слепые, хромые, убогие получали исцеление те, кто с верой прикладывался к его мощам. Множество Благодати Бог явил через мощи святых пророков, апостолов, мучеников и преподобных. Например в XIX веке произошло поднятие святых мощей святителя Тихона Задонского, за 9 дней было официально зарегистрированы более 200 случаев исцелений от неизлечимых болезней. О десятках тысяч современных случаев исцелений и чудес от мощей преподобного Сергея Радонежского и блаженной Матроны Московской написано много томов свидетельств.

О Благодатном Огне

Священное Писание предоставляет нам один из критериев для определения того, где есть истинная Церковь. В Библии (3Цар. 18:21–39) описан случай, когда пророк Илия предложил своим соплеменникам выбрать между истиной и ложью, а в качестве критерия истины предложил следующее: Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог Истинный. И тогда по молитве пророка Илии сошел с неба огонь, и загорелся от этого огня жертвенник с жертвой истинному Богу. Истинный Бог - неизменяем (Иак. 1:17), и ситуация, подобная ситуации с пророком Божиим Илиею, повторяется каждый год: ежегодно, накануне праздника Пасхи по Православному календарю, по молитве Православного Иерусалимского патриарха сходит Благодатный огонь. И сходит только по его молитве. Этот огонь первое время не жжет и не обжигает, сотни тысяч людей умывались им, водили им по лицу, волосам, даже засовывали в рот. А поскольку все это происходит в Иерусалиме, в Храме Гроба Господня, то это наблюдают ежегодно десятки тысячи людей. Этому явлению есть великое множество современных свидетельств, как устных, так и в виде видеофильмов. А согласно Священному Писанию - свидетельство двух или трех лиц истинно (2Кор. 13:1).

Однажды, в правление султана Мурада Правдивого, в 1579 году, армяне-монофизиты подкупили Иерусалимского пашу, убедив его в том, чтобы тот позволил им одним быть в храме Воскресения Христова в Великую Субботу. Православные не были допущены внутрь храма, но вместе с патриархом Софронием IV стояли на площади, перед закрытыми вратами, молясь со слезами и сокрушенным сердцем. За всем этим наблюдали янычары, расставленные всюду в большом количестве. На веранде верхнего этажа этого здания нес сторожевую службу турецкий офицер - мусульманин Омир со своими солдатами. Армяне долго молились, но, как ни старались, огонь к ним не сходил. Вдруг раздался громовой удар. Одна из мраморных колонн храма треснула, и из этой трещины брызнул огонь, который зажег свечу православного патриарха. Рассечённая колонна с оплавленными краями видна доныне. Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: «Ты есть единый Бог наш, Иисус Христос! Одна наша вера истинная - вера православных христиан!» Турецкие воины, стоящие на страже и видевшие это чудо, удивились и ужаснулись. В этот момент Омир громко воскликнул: «Велика православная вера, и я - христианин!» В один миг исказились злобой лица сослуживцев и подчинённых, они бросились на него, но Омир смело спрыгнул вниз к христианам с высоты более десяти метров. Удивительное бесстрашие, свойственное всем мученикам и исповедникам Христовым - свидетельство истинного уверения, ибо даёт Бог уверовавшим духа не боязни, но силы и любви (2Тим. 1:7). Приземлившись, Омир чудесным образом остался невредим. Уже внизу соплеменники схватили его и отсекли ему голову, опасаясь, чтобы его примеру не последовали другие. Мощи святого мученика, крестившегося в своей крови, нетленны и благоуханны спустя столетия.