Рациональное познание индукция. Структурные элементы познания

  • 11. Становление научного метода познания и философии ф. Бэкона и р. Декарта (эмпиризм и рационализм).
  • 12. Т. Гоббс о проблемах взаимоотношений человека и общества.
  • 14. Этика и. Канта.
  • 15. Основные идеи философии г. Гегеля. Противоречия между системой и методом.
  • 17. Человек, природа и общество в философии французского просвещения.
  • 18. Марксистское понимание истории и общества.
  • 19. Диалектика природы ф. Энгельса и характеристика им метода материалистической диалектики.
  • 20. Философия жизни Ницше.
  • 21. Особенности отечественной средневековой философии.
  • 22. Становление и развитие философии в России XIII в.
  • 23. Русская материалистическая философия XIX в.
  • 24. Марксистская философия в России (г. В. Плеханов и в. И. Ленин).
  • 25. Русская религиозная философия XIX-XX вв.
  • 26. Русский космизм как философия.
  • 27. Характерные черты советской философской мысли.
  • 28. Зарубежная философия XX века: позитивизм и постпозитивизм.
  • 29. Зарубежная философия XX века: психоанализ и неофрейдизм.
  • 30. Проблемы бытия в истории философии.
  • 31. Материальное и духовное бытие: проблемы соотношения.
  • 32. Сущность сознания. Сознательное и бессознательное.
  • 33. Категория «материя»: подходы к истолкованию.
  • 34. Движение и его сущность. Движение и развитие.
  • 35. Философские концепции пространства и времени.
  • 36. Единство и многообразие мира.
  • 37. Диалектика как теория развития и как метод познания.
  • 38. Законы и категории диалектики.
  • 39. Понятие картины мира. Мифологическая, религиозная, научная и философская картины мира.
  • 40. Познание как взаимодействие субъекта и объекта.
  • 41. Объект познания. Реальные и идеализированные объекты.
  • 42. Практика: понятие и основные формы. Роль практики в познании.
  • 43. Чувственное познание и его специфика. Образное и знаковое познание.
  • 44. Рациональное познание и его формы. Роль рационального познания в освоении человеком действительности.
  • 45. Проблема истины в философии. Основные концепции истины, понятие объективной, абсолютной и относительной истины. Критерии истины.
  • 46. Интуиция и ее роль в познании.
  • 47. Формы и методы естественнонаучного познания.
  • 48. Сознание и язык. Проблема происхождения. Язык как знаковая система. Основные функции языка.
  • 49. Общество как социум. Понятие, основные черты.
  • 50. Деятельность как специфический способ существования человека.
  • 51. Общество как развивающаяся система.
  • 52. Понятие культуры. Типология культур.
  • 53. Цивилизация и культура: понятие и соотношение.
  • 54. Общественное бытие: понятие и структура.
  • 55. Производственно-экономические отношения и их роль в жизни общества.
  • 56. Социальные отношения и их значение в жизни общества.
  • 57. Политические отношения. Государство и общество.
  • 58. Духовная жизнь общества: понятие и основные характеристики. Общественное сознание и его структура (по уровням).
  • 59. Виды (формы) общественного сознания.
  • 60. Человек как личность. Социальная роль личности.
  • 61. Отчуждение личности. Свобода и ответственность личности.
  • 62. Проблема смысла жизни человека.
  • 63. Общество и глобальные проблемы современности.
  • 64. Понятие философского мировоззрения.
  • 44. Рациональное познание и его формы. Роль рационального познания в освоении человеком действительности.

    Рациональное познание - это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик: во-первых, присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов (процессов, явлений); во-вторых, связанное с этим отвлечение от их единичных свойств; в-третьих, опосредованное отношение к познаваемой реальности (через формы чувственного познания и используемые познавательные средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации); в-четвертых, непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли).

    К формам рационального познания относят:

    Понятие - мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке - кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов - различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола - его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

    Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

    Умозаключение - рассуждение, в ходе которого из одних суждений - посылок выводится другое, заключительное суждение - вывод.

    45. Проблема истины в философии. Основные концепции истины, понятие объективной, абсолютной и относительной истины. Критерии истины.

    Большинство проблем философской теории познания так или иначе концентрируются вокруг проблемы истины, конкретизируют и дополняют ее. Часто истину отождествляют с сущностью. Истина является также важнейшим мировоззренческим понятием, находясь в одном ряду с понятиями Добро, Красота, справедливость, смысл жизни. Проблема истины достаточно сложна. Вспомним атомистическую концепцию Демокрита: «Все тела состоят из атомов, атомы неделимы». Она была бесспорной на протяжении почти двух с половиной тысячелетий. Теперь она предстает не как истина, а как заблуждение. Но, скорее всего, таким же заблуждением является значительная часть существующих ныне научных теорий, которые могут быть опровергнуты с течением времени. В силу подобных коллизий в истории философии сложились несколько пониманий, способов толкования истины.

    1. Онтологическая. «Истина - это то, что есть». Демонстрацией подобного подхода к истине может служить начало платоновской «Притчи о пещере». Здесь важно само наличие вещи. До какого-то времени истина может быть скрыта, неизвестна человеку, но в определенный момент времени она открывается (алетейя - несокрытость) человеку, и он запечатлевает ее в словах, в определениях. в произедениях искусства. Таким образом, открывшаяся человеку истина становится достоянием всех. Однако подобная позиция не критична к случаям различного восприятия и понимания одних и тех же вещей. Поэтому сложилось другое понимание истины.

    2. Гносеологическое. «Истина - это соответствие знаний действительности». Это классическая гносеологическая концепция. Однако и в этом случае возникает много проблем, разногласий, так как часто осуществляется попытка сравнения несравнимого: идеального (знаний) с реально-материальным. Тем более, что многие сложные явления, такие как «любовь», «свобода» и пр. - вообще трудно проверить на соответствие действительности. Поэтому, на некоторое время проблему упростили и перешли к другому пониманию истины.

    3. Позитивистская. «Истина - это опытная подтверждаемость». В позитивизме рассмотрению подвергалось только то, что реально могло быть проверено на практике, все остальное было признано «метафизикой», выходящей за пределы интересов «настоящей (позитивистской) философии». Ясно, что подобная позиция оставляет вне поля внимания важнейшие для человека процессы, явления, сущности (например, как проверить состояние счастья?).

    4. Прагматическая. «Истина - это полезность знания, его эффективность». По этим критериям в качестве истинного признавалось то, что в данный момент времени дает эффект, приносит своего рода «прибыль». одной из гланых оластей применения такого подхода стала политика.

    5. Конвенциональная (основоположник - Ж. А. Пуанкаре). «Истина - это соглашение». По этому определению, в случае возникновения разногласий, нужно просто договориться между собой, что считать истиной. Ясно, что подобная позиция может быть применима лишь в довольно узких областях деятельности, и лишь на определенное время.

    Истина одновременно : субъективна и объективна (этот человек порядочный); абстрактна и конкретна (человек вообще - не существует); относительна и абсолютна (пример с атомом).

    Заблуждение - ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины. Ложь - намеренное искажение верного.

    В познавательной деятельности людей большое значение имеет вера, уверенность, убеждение . В процессе познания субъект не отдаляется от мира, а становится ему ближе, объединяется с ним. Поэтому познавательные отношения - это не отношения безличности и безразличия, а отношения заинтересованности. Поэтому в самом познавательном процессе присутствуют моменты волевого выбора убеждения и веры.

    По сути дела вера - отправная точка всякого познания и его цель. Она помогает преодолеть разрыв между знанием и незнанием. В процессе познания человек всегда становится перед выбором - между более убедительным и менее убедительным объяснением. Поэтому необходима вера в свои возможности - для мобилизации духовных сил при недостатке информации или отсутствии точных доказательств. И если предметом убеждения является логически обоснованное и опытно подтвержденное знание, то вера имеет в качестве предмета гипотетические положения.

    Понимание - состояние сознания фиксируемое субъектом, как уверенность в правильности воссозданных представлений и содержания воздействия. Понимание другой личности заключается в воспроизведении свойственной ей системы смыслов. Понимание реализуется, прежде всего, через диалог. Понимание предполагает как отождествление себя с другими, так и сохранение своего «я».

    Интерпретация - вариант изложения понимания. Художественная литература предоставляет нам возможность филологической интерпретации.

    Соотношение: Знание - понимание - интерпретация . Знание - все знают это стихотворение. Понимание - каждый по-своему. И в результате понимания дают свою интерпретацию. Но интерпретации могут подвергаться исторические события и факты, теории и теоретические концепции, нормы поведения и поступки и т. д.

    Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о мире как о сложно организованной системе. Относительная истина - это неполное, но в некоторых отношениях верное знание о том же самом объекте. Конкретность истины есть зависимость знания от связей и взаимодействий , присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых знания существуют и развиваются. В содержание этого тезиса входит идея, которая была востребована в сравнительно позднее время при достижении понимания мира как динамичного целого, изменяющейся материальной системы. В некотором смысле доводя эту точку зрения до логического завершения, теоретики постмодернизма (Ж. Деррида, Ж. Делез) изображали познание в качестве обреченного на неудачу процесса вечной «погони» за истиной как иллюзией или «симулякром».

    Абсолютная истина - источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной). Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должна стремиться философия, однако чаще наблюдается уход современной философии от онтологических вопросов. Человеческий разум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью абсолютную истину. В некоторых религиях (в частности, в христианстве) эта проблема преодолевается тем, что абсолютная истина сама открывается человеку, поскольку признается личностность последней (абсолютная истина есть Бог). Другого адекватного решения вопроса об абсолютной истине философия предложить не смогла, т.к. философские системы ограничены по вышеуказанной причине ограниченности создавшего их человеческого разума, и создаваемые ими категории, претендующие на название "абсолютная истина", отрицают сами себя (кстати, в диалектическом развитии), что в приводит к нигилизму. Последний в общих чертах сводится к утверждению, что "всякая истина относительна", которое тоже характеризуется самоотрицанием, поскольку носит характер абсолютный.

    Относительная истина - философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины - релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Разновидностью относительной истины является правда. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Например, утверждение «Земля вертится» - абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью, - относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости.

    Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической философии.

    Основным критерием истины в познании выступает практика, т.е. материальная, чувственно-предметная деятельность людей. Этот критерий обладает по меньшей мере двумя достоинствами: 1) апеллируя к материальному началу, он выводит нас за пределы чисто идеальной познавательной деятельности, т.е. обладает свойством объективности; 2) позволяет обосновать предельную для человечества общность (всеобщность) суждений, ибо включает весь многомиллионолетний исторический его опыт. Однако и этот критерий не может быть абсолютным, так как человечество накопило хотя и большой, но все же ограниченный практический опыт, и его может просто не хватить для подтверждения или опровержения какой-либо гипотезы. Кроме того, существует и такой класс суждений, который в принципе невозможно окончательно подтвердить или опровергнуть практическим опытом. Это все те суждения, которые явно или неявно опираются на идею актуальной бесконечности. Так, в принципе нельзя сделать окончательного логического вывода относительно существования Бога, вмешательства внеземных цивилизаций в земные дела и т.д. В таких случаях в философии принято применять принцип, известный под названием «бритвы Оккама»: «не следует умножать сущности без необходимости». Смысл его в том, что из всех возможных объяснений случившегося наиболее вероятно самое простое. Если вам позвонили в дверь, то скорее всего к вам в гости напрашивается сосед, а не английская королева, хотя в принципе и это возможно. Если происхождение человека на Земле поддается естественному земному объяснению, то ссылаться на сверхъестественные силы в этом случае скорее всего неразумно и т.д.

    Однако этот принцип отнюдь не претендует на установление «окончательной истины в последней инстанции». Это скорее - правило целесообразного поведения в условиях гносеологической неопределенности. Принципиальная незавершенность, неполнота, открытость новому, неожиданному - существенная особенность человеческого познания.Итак, главным критерием истинности наших знаний является практика. Но главным - не значит единственным. Существуют и дополнительные критерии отличения истин от заблуждений (на которые, собственно, и опираются неклассические теории истины). Наибольшее применение они находят в научном познании. Особенно на предварительных его этапах, когда речь идет о выборе наиболее правдоподобных гипотез. В качестве дополнительных критериев истинности такого знания служат:

    согласованность или формально-логическая непротиворечивость знания , обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания теории;

    простота - хорошей считается та концепция, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество исходных принципов;

    внутреннее изящество, гармоничность, красота и даже остроумие предлагаемых гипотез и др.

    Рациональное начало с нарастающим итогом движется по всем ступенькам познавательной лестницы. Вначале оно невелико и вклад его малозаметен, но постепенно его объем и значение расширяются.

    Ощущения - лишь исходная клеточка познавательного процесса. Более сложной и высокой формой чувственного отражения является восприятие - целостный чувственный образ объекта. Здесь уже, как правило, вступает в дело мысль, обозначающая воспринимаемый объект. Наконец, высшей формой чувственного отражения является представление - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти. В представлении уже вступает в дело абстрагирующая способность нашего сознания, в нем отсечены несущественные детали.

    Главным отличием человека от животных, по мнению большинства ученых, являются интеллект и наличие творческих способностей. А последние, похоже, являются следствием не социальных процессов, как предполагалось до сих пор, а сугубо биологических. В 2003 г. Ричард Клайн из Стэнфордского университета установил, что творческие способности человека-это генетические мутации.

    Многократно воспринимая предмет, человек закрепляет восприятие в памяти. Он может даже припоминать восприятие и образ в отсутствии предмета - так возникает представление. Добавив к нашим представлениям немного аналитических способностей, поиграв интеллектуальными мышцами, мы легко перейдем от представления к пониманию предмета. А это уже скачок на совершенно иной и более высокий уровень познания - рациональное познание.

    Уже на уровне представлений обнаруживает себя такая способность нашего сознания, имеющая громадное значение в процессе творчества, какой является воображение - способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действительности. Представление стоит как бы на рубеже, на перепутье между чувственным отражением и абстрактным мышлением. Оно еще идет непосредственно от чувственного материала и строится на нем, но в представлении уже присутствует и абстрагирование от всего второстепенного.

    Так выстраивается лестница человеческого познания, взбираясь по которой, мы последовательно переходим со ступеньки ощущений на ступеньку восприятия, перешагнув его, ступаем на площадку представления. А сделав еще одно усилие, оказываемся на следующей ступеньке - рациональном познании, с которой открывается безбрежный вид на высшие человеческие способности.

    Что же мы видим с такой высоты? Перед нами открываются просторы эмпирического и теоретического мышления, небольшие делянки продуктивного и репродуктивного мышления, средства рационального познания (действие, образы, логика), культура мышления и речевая деятельность, вечный двигатель науки - индукция и дедукция, о роли которых в познании не смолкают споры вот уже 2 тыс. лет, недалеко пристроились хозяйственные постройки формальной логики (силлогизмы, умозаключения, выводы и т.д.), конечно же, верификация и фальсификация, наконец, самое главное - методология научного исследования - самый интересный и для вас незнакомый континент. Совершим небольшое путешествие.

    Главным достоинством рационального познания считается проникновение в суть вещей, обнаружение того, что скрыто от поверхностного взгляда. Даже не новизна информации, не открытие нового, к чему пригодно и чувственное познание, а именно раскрытие сущности вещей и явлений. Для этого человечеству пришлось разработать мощнейшие средства и аппараты, которых не было даровано ему природой. Можно выразиться точнее: рациональное познание - это целиком выдуманный или искусственный мир. Высшей точкой развития этого мира выступают наука и техника. Те самые, которые подняли человечество до высот цивилизации и вместе с тем придвинули его к краю пропасти - техногенной катастрофе.

    Переход чувственного отражения к абстрактному мышлению для многих ученых представляет такую же загадку, какую представляет скачок от примитивных гоминид к современному человеку. Антропологи убеждают нас в том, что у обезьянолюдей не было ничего такого, даже в потенции, что могло привести нас к созданию науки, культуры, общества.

    Переход от чувственного познания к рациональному и сегодня кажется не постепенной эволюцией, а неожиданным скачком.

    В известной мере следы экстраординарного скачка сохранились по сию пору в раздвоенности человеческой личности. Никому из нас не удалось соединить в гармоническое целое мир чувств и логику разума. Когда говорит одно начало в человеке, другое молчит или отступает. Чувства действуют вопреки и во вред нашему рассудку, побуждая к таким поступкам, которые при здравом разуме мы никогда бы ни совершили.

    Два противоположных начала сосуществуют в человеке по принципу дополнительности: каждое будет тянуть личность в свою сторону, но без них ей не жить. Возможно, что чувства и разум, чувственное и рациональное познание - не две стороны одного целого, а два параллельных мира, два разных измерения человеческого существа. Вот почему человек, в отличие от животного, внутренне противоречив, непоследователен и часто губителен для самого себя.

    Чувственное познание и различные философии

    Мы не стали рассматривать чувственное познание в свете античной и средневековой философии по очень простой причине: оно представлено в этих философи­ях очень скудно. Нововременное понимание чувствен­ного познания проанализировано нами в связи с воз­зрениями Локка и Канта.

    Из новейших философских направлений рассмот­рено феноменологическое понимание чувственного по­знания. А как же герменевты, аналитики, постмодер­нисты?

    Герменевтики с самого начала выхода на фило­софскую сцену не интересовались чувственным позна­нием. Основатель герменевтики Хайдеггер был учени­ком Гуссерля, основателя современной феноменологии. Казалось бы, Хайдеггер должен был продолжить дело Гуссерля. Но он резко отошел от феноменологии. Его влекли другие ориентиры.

    Аналитики также не проявляли какого-либо осо­бого внимания к чувственному познанию, их преиму-

    щественно интересовали слова и факты, а не перера­ботка чувств в психике человека.

    Постмодернисты также не дали какой-либо за­служивающей упоминания теории чувственного по­знания. Их привлекают в первую очередь тексты и борьба с тоталитаризмом.

    Итак, благодаря чувственному познанию человек по­лучает сведения обо всем том, что способно вызывать чувства. Человек обладает уникальнейшей способнос­тью вчувствования в мир, благодаря этому возможно познание. Но вчувствование, как известно, сопряжено у человека с мышлением, объяснением. То и другое от­носится к рациональному познанию.

    Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.

    Для дальнейшего весьма полезно провести разли­чие между собственным и общим именем: Собствен­ное имя означает один предмет - этот стол, та книга, Платон. Общее имя обозначает класс предметов - студенты группы А2, бюджетники, деревья. Предметы данного класса обладают общим признаком (свойством или отношением). Например, студенты группы А2 - это общее имя, ибо всём им присущ общий признак - они учатся в группе с условным названием А2. До сих пор, надо полагать, у читателя не возникало особых не­доразумений по поводу собственного и общего имени, все понятно. Но теперь нам необходимо обратиться к центральной проблеме всего рационального познания. Что такое понятие?

    Попробуем разобраться с этим труднейшим вопро­сом на примере анализа понятия «студент» (речь идет не о слове «студент», которое используется в русском языке, а о понятии, о том, что обозначается словами «понятие студент»). Давайте спросим, кто такой сту­дент, пятилетнюю девочку, которая живет поблизости от техникума, разухабистого подростка 14 лет, служа­щую банка, опытного преподавателя. Девочка: «Студен­ты - это молодые веселые дяди и тети, они еще ино­гда говорят нехорошие слова». Подросток: «Студенты любят балдеть». Служащая банка: «Студент - это тот, кто учится в среднем или высшем учебном заве­дении». Преподаватель: «Студент - это тот, кто, учась в техникуме или вузе, ответственно относится к своим занятиям». Мы видим, как неодинаково оценивают студента разные люди. Понятие есть особая мысль, не любая, а максимально действенная, которая позво­лит многое объяснить. Понятие есть главная мысль о чем-либо, обобщение, интерпретация. Преподаватель утверж­дает, что моральное лицо студента определяет его отношение к учебе, от этого зависит, сколько в студен­те студенческого. Разумеется, студент не только учит­ся. У него много дел, много забав, но этим он не отли­чается от других молодых людей.



    Итак, понятие - это мысль-обобщение, позволя­ющее объяснить смысл данного класса вещей.

    Подлинная природа понятий выясняется в науке, где как раз в предельно действенном виде даны поня­тия в их объясняющей силе. Суть всех явлений объяс­няется на основе понятий. Понятиями являются так­же идеализации.

    После того как определено, что такое понятие, на очереди суждение. Суждение - это мысль, утверж-

    дающая либо отрицающая что-либо. Сравним два вы­ражения: «Электропроводность всех металлов» и «Все металлы проводят электрический ток». В первом вы­ражении нет ни утверждения, ни отрицания, оно не яв­ляется суждением. Во втором выражении утвержда­ется, что металлы проводят электрический ток. Это - суждение. Суждение выражается повествовательны­ми предложениями.

    Умозаключение есть вывод нового знания. Умоза­ключением будет, например, такое рассуждение:

    Все металлы - проводники

    Медь - металл ________

    Медь - проводник

    Умозаключение должно быть проведено «чисто», без ошибок. В этой связи используют доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мыс­ли обосновывается с помощью других мыслей.

    Три формы рационального познания - понятие, суж­дение, умозаключение - составляют содержание рас­судка, которым человек руководствуется при мышле­нии. Философская традиция после Канта состоит в различении рассудка и разума. Разум - высшая сту­пень логического мышления. Рассудок менее гибок, ме­нее теоретичен, чем разум.

    Обзор: как искали понятие

    Бесспорно, что рациональное познание особенно рельефно выражает природу человека. Именно в сфе­ре рационального человек не знает себе равных. Ясно поэтому, что с самого начала возникновения филосо-

    фии рациональному познанию уделялось пристальное рнимание. Но разгадать его тайну трудно, по настоя­щий день ведутся острейшие споры. Рассмотрение су­ти этих споров позволит нам лучше сориентироваться в сфере рационального познания. Заметим также, что наука о рациональном познании называется логикой.

    В философии античности важнейшее логическое значение имела концепция идей Платона. Выше мы подробно рассматривали, как, по Платону, человек по­знает идеи. По сути Платон представлял себе понятия как идеи. Он ошибочно полагал, что идеи существуют где-то сами по себе. Аристотель по праву считается со­здателем логики, он придал ей теоретическую форму. Он понял два важнейших обстоятельства: первое - в ло­гических суждениях и умозаключениях не должно быть противоречий; и второе - важнейшей функци­ей суждений является истинность или ложность. Природа же понятий для него все еще оказывалась за­гадочной.

    В философии средних веков разгорелся многове­ковой спор об универсалиях (фактически спор шел о понятиях). Так называемые реалисты продолжали ли­нию Платона и считали, что универсалии - это само­стоятельные духовные реальности, они присущи пер­вично Богу, а вторично - вещам и мыслям. Такова, например, позиция Фомы Аквинского. Номиналисты считали, что общее не существует, не следует считать имена (ноумены) какими-то невесть как придуманны­ми универсалиями. Существуют единичные вещи, их люди обозначают именами, нет нужды придумывать ка­кие-то другие сущности («бритва Оккама»). В «сотря­сении воздуха» номиналистов обвиняли концептуали­сты, (например, Абеляр). Имелось в виду, причем

    справедливо, что номиналисты считают понятия все­го лишь словами и тем самым не раскрывают их при­роды. Концептуалисты расценивали универсалии как концепты - доопытные мысленные образования, не­обходимые для понимания мира. Каким образом чело­век получает понятия (универсалии), концептуалисты объяснить не могли (в средних веках науки были раз­виты крайне слабо).

    В философии Нового времени вместе со всемерным возрастанием интереса к науке усилилось внимание к ра­циональному познанию. Возникло настоятельное же­лание обосновать его, ясно и четко показать, каким об­разом человек приходит к понятиям. В 1620 г. вышла книга англичанина Фрэнсиса Бэкона «Новый Органон». В ней предлагалась новая теория познания, в основу ко­торой были положены данные экспериментов и на­блюдений, т.е. ощущения. Бэкон утверждал, что поня­тия выводятся из ощущений. Это утверждение намного последовательнее Бэкона проводил Локк. Его воззре­ния были рассмотрены выше.

    Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) счита­ли воззрение о выводе понятий (в ходу также слово «идея») из ощущений ложным. Они авторы концепции врожденных идей. Мысль рационалистов шла в инте­ресном направлении. Они выводили из одних идей другие (дедукция) и лишь на заключительном этапе срав­нивали полученные суждения с теми чувствами, с ко­торых начинается познание.

    Из четырех главных философских направлений - феноменологии, герменевтики, аналитической филосо­фии и постмодернизма - проблемами рационального познания занимаются наиболее продуктивно феноме­нология аналитики.

    Феноменологи стремятся вывести понятия из чувств, представить путь к понятиям как движение по реке чувств, которые (происходит скачок в мышлении) выводят на понятия и все логические составляющие на­шей психики. Понятия выступают знаками чувств.

    Философы-аналитики действуют в манере, кото­рая чужда феноменологам. Большинство аналитиков по­дозрительно относятся к рассуждениям о том, что про­исходит в голове человека, о комбинациях чувств или мыслей. Они считают голову человека чем-то вроде чер­ного ящика, внутрь которого лучше не лезть. Достаточ­но ограничиться тем, что имеется «на входе» и «на вы­ходе» . Надо сопоставлять с фактами слова (а не мысли). Никакой мистики. Аналитики, как правило, являют­ся прекрасными логиками. Для них философия сродни логике, которая в свою очередь близка к математике,- и в логике, и в математике используются формулы и вся­кого рода доказательства.

    Введем такое определение: слово, которое обознача­ет понятие, есть термин. Для аналитиков первейший ин­терес представляют именно термины. Достаточно гово­рить о терминах, незачем за ними искать мысли. Сами термины понимаются как слова-гипотезы, которым в слу­чае их истинности соответствуют по содержанию факты.

    Итак, понятие - это мысль, мысль-обобщение, мысль-гипотеза, мысль-интерпретация, которая обозна­чается терминами и позволяет объяснить содержание фактов (и чувств, и предметов).

    Одним из важнейших вопросов философии с античных времен является вопрос о способах и методах познания. Какие пути дают мыслителю наиболее ясную и объективную картину мира? Многообразие этих путей рождало бесчисленные философские течения и взгляды на вселенную в целом и отдельные вопросы, ее касающиеся. Возникали такие направления как солипсизм, скептицизм, субъективный и объективный индивидуализм,

    агностицизм, гностицизм, эмпиризм, сенсуализм, рационализм и многие другие. Разберемся, прежде всего, в том, что такое рациональное познание. А так же рассмотрим оппонирующий этому сенсуализм.

    Суть чувственного познания

    Эти два течение фактически порождены друг другом и с эпохи седой Античности являются конкурирующими в вопросе о наиболее эффективном пути философа. Чувственное познание - это такой путь осознания окружающей действительности, который опирается не столько на мыслительный анализ свойств окружающей природы, сколько на чувственные ощущения, получаемые посредством соответствующих органов.

    Формы чувственного восприятия

    Основными его формами являются ощущение и восприятие. Если говорить об ощущениях, то характеристиками предмета выступают те его свойства, которые можно получить при помощи органов чувств: вкус, цвет, запах, тактильное чувство при прикосновении, звук. Восприятие - более высокая форма познания сенсуализма, в которой отдельные ощущения от предмета трансформируются в совокупную его интерпретацию, как единого целого.

    Определение рационального познания окружающего мира

    Рациональное познание - это процесс познания действительности, которая нас окружает посредством исключительно мыслительных процессов. В отличие от сенсуализма, важность чувств здесь исключается, а подчас признается вредной. Рациональное познание опирается на:

    • язык, как выразитель мысли;
    • обобщаемость, то есть познание сути вещей в их совокупности, а не единичности.

    Другие способы познания объявляются необъективными и игнорируются.

    Рациональное познание и его формы

    Основными формами такого способа познания являются следующие составляющие:

    В результате мыслительного процесса создается набор фактов, присвоенных мыслью предмету. То есть, возникает новое суждение о предмете. Рациональное познание в качестве дополнительных форм, иногда еще выделяемых исследователями, имеет гипотезу и теорию. Первая - это первичное предположение, которое имеет своей целью составить начальное объяснение сути вещей, при полном пока еще отсутствии фактов. Когда появляются факты, подтверждающие гипотезу, она превращается в теорию. Эта категория, в свою очередь, уже способна всесторонне объяснить закономерности и процессы окружающей действительности, а также является высочайшей формой знаний.

    Рациональное познание (от лат. ratio -- разум) -- это мышление человека, являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством познания закономерностей, определяющих их бытие. Дело в том, что сущность вещей, их закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они постигаются только с помощью мыслительной деятельности человека.

    Именно «мышление осуществляет упорядочение данных чувственного восприятия, но отнюдь не сводится к этому, а рождает нечто новое -- то, что не дано в чувственности. Этот переход суть скачок, перерыв постепенности. Он имеет свое объективное основание в «раздвоении» объекта на внутреннее и внешнее, сущность и проявление ее, на отдельное и общее. Внешние стороны вещей, явлений отражаются прежде всего с помощью живого созерцания, а сущность, общее в них постигается с помощью мышления. В этом процессе перехода осуществляется то, что именуется пониманием.

    Формами рационального познания (мышления человека) являются: понятие, суждение и умозаключение. Это наиболее широкие и общие формы мышления, которые лежат в основе всего неисчислимого богатства знаний, которое накопило человечество.

    Исходной формой рационального познания является понятие. «Понятия - это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства; отношения предметов и явлений, а благодаря этому одновременно суммируют важнейшие свойства о способах действия с данными группами предметов и явлений». Понятие, в своем логическом содержании, воспроизводит диалектическую закономерность познания, диалектическую связь единичного, особенного и всеобщего. В понятиях могут фиксироваться существенные и несущественные признаки объектов, необходимые и случайные, качественные и количественные, и т. п. Возникновение понятий -- это важнейшая закономерность становления и развития человеческого мышления. Объективная возможность возникновения и существования понятий в нашем мышлении заключается в предметном характере окружающего нас мира, т. е. наличие в нем множества отдельных предметов, обладающих качественной определенностью. Образование понятия -- это сложный диалектический процесс, включающий: сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное объединение однородных предметов на основе тех или иных общих признаков), абстрагирование (выделение в предмете одних признаков, наиболее существенных, и отвлечение от других, второстепенных, несущественных). Все эти логические приемы тесно связаны между собой в едином процессе образования понятия.

    Особенно интенсивно возникновение новых понятий происходит в сфере науки в связи со стремительным углублением и развитием научного познания. Открытия в объектах новых сторон, свойств, связей, отношений сразу же влекут за собой появление новых научных понятий. Каждая наука имеет свои понятия, образующие более или менее стройную систему, именуемую ее понятийным аппаратом. В понятийный аппарат физики, например, входят такие понятия, как «энергия», «масса», «заряд» и др. К понятийному аппарату химии относятся понятия «элемент», «реакция», «валентность» и др.

    По степени общности понятия могут быть разными -- менее общими, более общими, предельно общими. Сами понятия подлежат обобщению. В научном познании функционируют частнонаучные, общенаучные и всеобщие понятия (философские категории такие, как качество, количество, материя, бытие и т.п.).

    В современной науке все большую роль играют общенаучные понятия, которые возникают в точках соприкосновения (так сказать «на стыке») различных наук. Зачастую это возникает при решении каких-то комплексных или глобальных проблем. Взаимодействие наук при решении такого рода научных проблем существенно ускоряется именно благодаря использованию общенаучных понятий. Большую роль в формировании таких понятий играет характерное для нашего времени взаимодействие естественных, технических и социальных наук, образующих основные сферы научного знания.

    Более сложной по сравнению с понятием формой мышления является суждение. Оно включает понятие, но не сводится к нему, а представляет собой качественно особую форму мышления, выполняющую свои, особые функции в мышлении. Это объясняется тем, что «всеобщее, особенное и единичное непосредственно в понятии не расчленены и даны как нечто целое. Их расчленение и соотношение дается в суждении».

    Суждение -- это та форма мышления, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами (т. е. указывается на наличие или отсутствие чего-либо у чего-то). Являясь относительно законченной мыслью, отражающей вещи, явления объективного мира с их свойствами и отношениями, суждение обладает определенной структурой. В этой структуре понятие о предмете мысли называется субъектом и обозначается латинской буквой S (Subjectum -- лежащий в основе). Понятие о свойствах и отношениях предмета мысли называется предикатом и обозначается латинской буквой Р (Predicatum -- сказанное). Субъект и предикат вместе называются терминами суждения. При этом роль терминов в суждении далеко не одинакова. Субъект содержит уже известное знание, а предикат несет о нем новое знание. Например, наукой установлено, что железо обладает электропроводностью. Наличие этой связи между железом и отдельным его свойством делает возможным суждение: «железо (S) электропроводно (P)».

    Единичным называется суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается об отдельном предмете. Такого рода суждения в русском языке выражаются словами «это», именами собственными и т. д.

    Частные суждения - это такие суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается о некоторой части какой-то группы (класса) предметов. В русском языке подобные суждения начинаются такими словами, как «некоторые», «часть», «не все» и др.

    Общими называются суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается обо всей группе (обо всем классе) предметов. Причем то, что утверждается или отрицается в общем суждении, касается каждого предмета рассматриваемого класса. В русском языке это выражается словами «все», «всякий», «каждый», «любой» (в утвердительных суждениях) или «ни один», «никто», «никакой» и др. (в отрицательных суждениях).

    Будучи формой существования и выражения понятия, отдельное суждение, однако, не может полностью выразить его содержание. Такой формой может служить лишь система суждений и умозаключение.

    Умозаключение представляет собой рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение (заключение, или следствие), логически непосредственно вытекающее из посылок.

    Умозаключение содержит в своем составе суждения, а следовательно, и понятия), но не сводится к ним, а предполагает еще их определенную связь. Чтобы уяснить происхождение и сущность умозаключения, необходимо сопоставить два рода знаний, которыми человек располагает и пользуется в процессе своей жизнедеятельности. Это -- знания непосредственные и опосредованные.

    Умозаключение широко используется в повседневном и в научном познании. В науке они используются как способ познания прошлого, которое непосредственно наблюдать уже нельзя. Именно на основе умозаключений формируются знания о возникновении Солнечной системы и образовании Земли, о происхождении жизни на нашей планете, о возникновении и этапах развития общества и т. д. Но умозаключения в науке применяются не только для понимания прошлого. Они важны и для осмысления будущего, которое наблюдать еще нельзя. А для этого необходимо знания о прошлом, о тенденциях развития, действующих в настоящее время и прокладывающих путь в будущее. чувственное рациональное познание умозаключение

    Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо объекта или явления, в понимании его сущности, форм существования, закономерностей его развития и т. д.