Человек как духовное существо мораль. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, нужны ли они обществу? Значение духовно-нравственных ориентиров

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Поэтому духовному воспитанию молодежи призвано способствовать качественное улучшение всей учебно-воспитательной работы. В соответствии со Стандартами на ступенях начального общего и основного общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Программа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся является составляющей Образовательных программ всех школ России. Среди личностных результатов освоения программ на первом месте находится формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей и нравственной культуры многонационального российского общества.

И особенно значительную роль в этом отношении приобретает стимулирование педагогами и родителями собственных усилий обучающихся по самосовершенствованию. Давно стала даже крылатой образная мысль: ученик не сосуд, наполняемый знаниями, а факел, который нужно зажечь благородным огнем самосовершенствования.

Известно, что испокон веков костяк общественной нравственности составляли религиозные нравственные постулаты и моральные заповеди. Вот почему культурологическое изучение религии сегодня уже само по себе много дает в совершенствовании нравственного мира людей. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах православной культуры, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение и потому, что характер светской школы определяется, в том числе, и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

Нравственная культура дает возможность человеку не только войти в богатый духовный мир мыслей и чувств, но и помогает ему стать свободным и независимым от тех стереотипов, примитивных шаблонов накопительства, зависти, тщеславия, которые, к сожалению, распространены среди морально равнодушных и злых людей.

Конечно, в индивидуальном нравственном совершенствовании многое зависит от работы интеллекта самой личности и осознания ею нравственного смысла жизни. Можно спорить со старым «правилом»: работай над очищением своих мыслей, и если у тебя не будет дурных мыслей, то не будет и дурных поступков. И все же доля истины в нем есть. Не случаен вывод А. Чехова — писателя, так глубоко показавшего многие нравственные проблемы: «В человеке все должно быть прекрасно — и лицо, и одежда, и душа, и мысли» . А в своем письме к брату он пишет: «Чтобы воспитываться и не стоять ниже уровня среды, в которую ты попал, недостаточно прочесть только Пикквика и вызубрить монолог из «Фауста»… Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля». Т.е. одним из важных нравственных ориентиров самосовершенствования писатель считает работу человека над собой. И особенно подчёркивал Антон Павлович Чехов определяющую роль веры в ценности человеческой личности: «Человек или должен быть верующим, или ищущим веры, иначе он пустой человек…» . При этом веру он рассматривает как способность духа, которая доступна только «высоким организациям». Именно вера человека и моральные заповеди, по мнению А.П. Чехова являются определяющими духовными ориентирами самосовершенствования.

Что же дает человеку нравственная культура, основу которой составляют гуманизм, моральный долг, совесть, достоинство и честь? Прежде всего — способность переживать благородные, нравственные, добрые чувства, просветляющие человеческую жизнь. Именно способность вести истинно человеческую жизнь и не замыкаться в биологических потребностях. Именно собственно человеческие сокровища души начинаются там, где человек включается в мир нравственных мыслей и чувств.

Известно, что эти благородные чувства во многом уже прививаются человеку в результате приобщения к искусству и литературе, которые без преувеличения можно назвать великими учителями нравственного языка. Дело в том, что наиболее наглядно в концентрированном виде человек включается в атмосферу сопереживания, эмоциональной оценки добра и зла в искусстве и литературе. Хорошая, тем более потрясшая человека пьеса, кинофильм, художественное произведение — все это, как прожектором, в более яркой форме высвечивает благородные человеческие чувства и мысли. И многие люди, которые, может быть, в сутолоке будней и не обращают внимания на нравственные проблемы, теперь, ведомые талантливым писателем, режиссером, художником или писателем проникают в суть явлений, переживают облагораживающие чувства.

А ведь жизнь богаче любой толстой книги... И умение видеть, понимать и переживать благородные гуманные чувства, эмоции удовлетворения, удовольствия и радости от свершения хорошего дела помогают человеку стать более счастливым.

Разумеется, далеко не каждый человек познает мир нравственных отношений и может быть счастлив, совершая добрые, гуманные поступки. В сознании некоторых людей личное счастье человека ограничено, а то и противопоставлено интересам других людей. Иногда так может показаться потому, что человек не задумывался глубоко над самим собой, своими переживаниями, не сопоставлял своих радостей с тем хорошим, что он сделал людям. Этому может мешать своего рода нравственная глухота. Представим себе, что человек, который не имеет музыкального слуха и к тому же музыкально не образован, приходит на концерт слушать сложную симфоническую музыку. Даже если из вежливости он изображает внимание, ему скучно, он не испытывает наслаждения, которое переживают другие, оказываясь в мире музыки, эмоциональных состояний, эстетических чувств. Так и мир нравственных чувств, тонких и возвышенных переживаний, благородных человеческих устремлений доступен разным людям не в одинаковой степени. Поэтому черствые, равнодушные люди, не понимая этого, как бы обделяют и обедняют себя, крайне ограничивают себя в своем мирке мелких мыслей, в своей самодовольной уверенности, что эгоизм, замкнутость, материальные приобретения и есть смысл и счастье человеческой жизни.

Стремление стать оригинальным, интересным с помощью внешних признаков, бездумная погоня за модой, приобретательство обедняют духовный мир человека, приводят к потере индивидуального своеобразия личности. Вещизм, слепое приобретательство подавляют, подрывают духовные ценности человека, делают его весьма шаблонным, ограниченным. Он и не замечает, как обезличивает и обедняет себя. В результате психология такого человека начинает характеризоваться не только равнодушием к нравственным взаимоотношениям, к другим людям, душевной черствостью, но и определенной агрессивностью в достижении своих приобретательских целей и трусливостью, страхом потерять приобретённое, «выгодную позицию» в жизни. Эгоист, нравственно бедный человек теряет, по существу, много собственно духовного, человеческого. Эту сторону человеческих потерь заметил В. Белинский: «Хорошо быть ученым, воином, законодателем, но худо не быть при этом человеком!» .

Конечно, даже у нравственно развитых людей могут быть те или иные недостатки. И каждый человек в принципе способен далее улучшать и совершенствовать свой духовный мир, включаться в систему нравственных отношений. Для этого надо осваивать язык нравственных переживаний и нравственных мыслей, расширять в первую очередь диапазон добрых человеческих чувств. В основе овладения языком нравственных эмоций лежит стремление и установка не только переживать свои успехи и достижения, а и испытывать радостные, добрые чувства за других людей, за своих близких, друзей, товарищей. Это умение и желание совершать добрые дела, испытывать внутреннее удовлетворение от гуманных поступков, соучаствовать в переживаниях других, радоваться вместе с ними является ещё одним важным ориентиром самосовершенствования.

В психологической основе такого нравственного совершенствования лежит чувство сопереживания, мыслительно-эмоциональный перенос. Особенно наглядна эта способность в семейных отношениях. Редко можно найти человека, который не сопереживал своим близким, мысленно не ставил себя в их положение, не испытывал их эмоций, не радовался их успехам. И не только близким. Наверное, каждый сопереживает не только своим товарищам и родным, но и героям художественных произведений, героям кинофильмов. Вспомним, как тонко и со знанием дела включались Чехов, Достоевский, Лев Толстой в мир героев своих произведений, с какой симпатией к человеку описывают они переживания иногда незаметных и на первый взгляд малоинтересных людей. Глубоко раскрытый в литературе мир духовных переживаний «маленького человека» вызывает глубокие симпатии читателя. А почему же по отношению к своим знакомым, товарищам, родным, другим люди порой не проявляют такой чуткости?! Нет помощников: писателя, режиссера, артиста, которые открывают внутренний мир человека более зримо в художественном произведении. И все же каждый сам может стать «поэтом и художником» души человеческой. Здесь надо самостоятельно всмотреться в другого человека, представить его заботы, потребности, интересы, переживания. Как бы мысленно перевоплотиться в другого. Это помогает человеку выполнять свои нравственные обязанности не столько потому, что от него требуют и могут наказать за невыполнение или он ждет за это награду, а потому, что это доставит ему радость, внутреннее удовлетворение. Как заметил М. Горький: «Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно» . И напротив, вынужденная добродетель теряет свою цену. «Добро по указу — не добро», — считал Тургенев. Наверное, эти мысли всем нам понятны.

А как важно своевременно заметить добрые ростки лучшего и хотя бы первые попытки человека сделать что-то хорошее. Ведь это так важно - опереться на положительное в человеке! В таком случае используют даже «моральное авансирование», поощрение сверх заслуг, как бы с авансом на будущее. Это своего рода выражение доверия к личности, что она его в будущем оправдает. Вспомним поучительный эпизод из «Педагогической поэмы». Макаренко, замечательный педагог, доверил бывшему рецидивисту Карабанову значительную сумму денег. Это было не только большое доверие и признание исправления, но и мощный стимул поверить в свои силы, по-настоящему начать новую честную жизнь. Карабанов хорошо выполнил поручение своего учителя и стал его верным помощником.

Ни для кого не секрет, что нравственные основы закладываются, прежде всего, в семье. В воспитании детей полезны специальные знания и умения, нужен личный пример родителей. Радует, когда родители несут своим детям духовность, и возникает уверенность, что они вырастут нравственными людьми. Ошибки в воспитании ребенка, ссоры между родителями по вопросам подхода и требований к нему могут сделать семейную жизнь безрадостной, а результатом такого воспитания чаще всего бывают грубость и плохое поведение маленьких детей и черствая неблагодарность взрослеющих детей.

К сожалению, родители подчас просто не понимают, какими последствиями могут обернуться их необдуманные поступки или даже просто слова. Например, маме кажется ненормальным, что его ребенок столь радуется солнечному лучику, нарядному мотыльку, зеленой травке. Она не приемлет этой, в сущности, мудрой детской жизнерадостности и позволяет себе сделать замечание ребёнку: «Чего ты смеешься, чему радуешься, разве деньги нашел?!» При этом, нужно не забывать, что задача культивирования радостных чувств у детей не означает, разумеется, что надо потакать детским капризам. Как заметил Пьер Буаст: «Не делайте из ребенка кумира; когда он вырастет, то потребует жертв» [викицитатник].

Нельзя забывать и о влиянии положительных примеров из жизни известных людей. Вспомним пример мужественного отношения к жизни Ирины Триус, автора книги «Жить стоит». Прикованная болезнью к постели, Ирина окончила второй институт, изучила пять языков, стала работать научным сотрудником, вступила в Союз журналистов. Как справедливо писала о ней в «Комсомольской правде» Л. Графова, главная заслуга Ирины в том, что она не стала сумрачным человеком, и мы благодарны ей за то, что она нужнее нам, чем мы ей. Люди приходят к ней за уроками оптимизма. Сама Ирина Триус считает: «Я по-прежнему верю, что счастье человека — в нем самом. И зависит... прежде всего, от того, что представляет собой сам человек и его внутренний мир» .

Таким образом, учитывая глубокий кризис воспитания детей и молодёжи, о возрождении нравственности надо, прежде всего, заботиться как родителям, так и школьным педагогам. Хочется надеяться, что российский народ обретет духовность и веру. И я глубоко уверена, что весомое слово в нравственном возрождении народа принадлежит учителю.

Литература

  1. Белинский В. Статьи о русской литературе, М.: Владос, 2008, с.239.
  2. Буаст П. Викицитатник.
  3. Графова Л. Против гнева своего //Комсомольская правда от 22.05.1973г.
  4. Макаренко А. Педагогическая поэма / Сост., вступ. ст., примеч., пояснения С.Невская - М.: ИТРК, 2003. - 736 с.
  5. Тургенев И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 10. М.: "Наука", 1982. (Стихотворение в прозе Эгоист)
  6. Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь. Под. ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. - 2-е изд.-М.: Рус.яз., 1988. - 272с.
  7. Чехов А.П. Дядя Ваня, Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в восемнадцати томах. Том тринадцатый. Пьесы (1895 - 1904). - М.: Наука, 1986. (слова Астрова).
  8. Чехов А.П. Письма к брату, ПСС, М., Огиз - Гихл, 1948, т. XIII, стр. 194.

Мораль – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

Кто же устанавливает моральные нормы?

На этот вопрос даются разные ответы. Весьма авторитетной является позиция тех, кто считает источником моральных норм деятельность и заповеди великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа.

В священных книгах многих религий записано общеизвестное правило, которое в Библии звучит следующим образом: «…Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Согласно другой точке зрения, нормы и правила морали формируются естественно – историческим путём – и извлекаются из массовой житейской практики.

Опираясь на имеющийся опыт, человечество выработало основные моральные запреты и требования: не убивать, не воровать, помогать в беде, говорить правду, выполнять обещания. Во все времена осуждались жадность, трусость, обман, лицемерие, жестокость, зависть и, напротив, одобрялись свобода, любовь, честность, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, милосердие.

В пословицах русского народа неразрывно связывались честь и разум: «Честь ум рождает, а бесчестие и последний отнимает».

Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них – И. Кант. Он сформулировал категорический императив морали, следование которому весьма важно для реализации нравственных ориентиров деятельности.

Как же Кант характеризует категорический императив? Приведём одну из его формулировок

Существует, утверждал Кант, только один категорический императив: «поступай всегда согласно такому правилу, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать».

Идеал – это совершенство, высшая цель человеческого стремления.

Эти представления о лучшем, ценном и величественном некоторые учёные называют «моделированием желаемого будущего», которое отвечает интересам и потребностям человека.

Ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.

Когда речь идёт об отрицательном отношении людей к тем или иным явлениям, о том, что ими отвергается, нередко используются термины «антиценности» или «отрицательные ценности». Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе. Отношения эти могут быть различными в разных культурах и у разных народов или социальных групп.



Виды ценностей: правовыми, политическими, религиозными, художественными, профессиональными, нравственными.

Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали. Моральные категории носят противоположный характер – добро и зло.

Совесть – это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях.

Поэт Осип Мандельштам писал:

…Совесть твоя:

Узел жизни, в котором мы узнаны…

«Угрызения совести, - писал Адам Смит более двух веков назад, - самое ужасное из чувств, посещавших сердце человека».

К числу важнейших ценностных ориентиров относится и патриотизм – ценностное отношение человека к своему Отечеству , преданность и любовь к Родине, своему народу.

Приведите примеры проявления патриотизма?

(Вспомните события Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)

Любой человек живет не сам по себе, его окружают другие люди. Он должен жить в обществе, подчиняясь установленным требованиям. Это обязательно для выживания человечества, сохранения единства социума и надежности его совершенствования. Но социум не требует от человека поступаться собственными материальными интересами ради него, потому что утверждены принципы, призванные отстаивать потребности и пользу отдельного индивида. Первостепенны моральные устои и духовные ориентиры личности.

Духовность человеческой жизни

Мужание людей совпадает с их осознанием себя как личности: они стараются оценивать личные нравственные качества и развивать сферу духовных пристрастий, включающих эрудицию, убеждения, эмоции, ощущения, желания и склонности. Наука определяет духовность человеческого общества как полный диапазон эмоций и интеллектуальных завоеваний человечества. Она концентрирует познание и исследование всех воспринятых человеческим обществом духовных традиций и креативное создание новейших ценностей.

Индивид, развитый духовно, отличается значимыми субъективными характеристиками, стремится к возвышенным духовным целям и замыслам, которые обуславливают характер его инициатив. Ученые считают духовность этично направленным стремлением и людским сознанием. Духовность рассматривается как понимание и жизненный опыт. Люди со слабо или совершенно бездуховные не в состоянии воспринимать всю многоликость и великолепие того, что их окружает.

Передовое мировоззрение считает духовностью наивысшую ступень становления и самоопределения взрослого индивида, когда основанием и жизненной сущностью являются не персональные желания и мироощущения, а главные общечеловеческие приоритеты:

  • благо;
  • милосердие;
  • прекрасное.

Овладение ими формирует ценностную направленность, сознательную готовность общества изменять жизнь сообразно этим принципам. Особенно это важно для молодежи.

Происхождение морали и ее изучение

Под моралью подразумевается комплекс обычаев и канонов, регламентирующих контакты и коммуникацию людей, их поступки и манеры, а также служащих залогом гармонии коллективных и персональных потребностей. Нравственные установления известны издревле. Существуют различные точки зрения на источники появления моральных норм. Есть мнение, что их первоисточником послужили практика и проповеди величайших наставников и вероучителей человечества:

  • Христа;
  • Конфуция;
  • Будды;
  • Мухаммеда.

Богословские манускрипты большинства верований содержат хрестоматийный принцип, ставший позднее наивысшим законом нравственности. Он рекомендует человеку поступать с людьми так, как ему хотелось бы, чтобы поступали с ним. Исходя из этого, основа первостепенного регламентирующего этического предписания была заложена в культуре седой древности.

Альтернативная точка зрения утверждает, что моральные принципы и каноны образуются исторически и заимствуются из многочисленного житейского опыта. Способствуют этому литература и просвещение. Опора на существующую практику позволила человечеству сформировать ключевые нравственные ориентирования, предписания и воспрещения:

  • не проливать кровь;
  • не похищать чужого;
  • не обманывать и не лжесвидетельствовать;
  • выручать ближнего в сложных обстоятельствах;
  • держать слово, исполнять заветы.

В любые эпохи порицались:

  • алчность и скупость;
  • малодушие и нерешительность;
  • лукавство и двоедушие;
  • бесчеловечность и жестокосердие;
  • вероломство и коварство.

Одобрение же получили следующие свойства:

  • порядочность и благородство;
  • чистосердечие и добросовестность;
  • бескорыстность и душевная щедрость;
  • отзывчивость и гуманность;
  • усердие и старательность;
  • сдержанность и умеренность;
  • надежность и преданность;
  • отзывчивость и сострадание.

Эти качества народ отразил в пословицах и поговорках.

Замечательные философы прошлого изучали духовно-нравственные человеческие ориентиры. И. Кант вывел формулировку категорического требования морали, совпадающего по содержанию с золотым принципом нравственности. Этот подход констатирует персональную ответственность личности за содеянное.

Фундаментальные понятия нравственности

Кроме прямого регламентирования образа действий мораль содержит также идеалы и ценности - воплощение всего лучшего, образцового, безупречного, значимого и благородного в людях. Идеалом считают эталон, верх совершенства, венец творения - то, к чему человек должен стремиться. Ценностями называют особенно ценное и почитаемое не только для одной персоны, но и для всего человечества. Они показывают взаимоотношения индивида с действительностью, с другими людьми и с самим собой.

Антиценности отражают негативное отношение людей к конкретным проявлениям. Такие оценки бывают несхожими в разных цивилизациях, у разных народностей, в различных социальных категориях. Но на их основе выстраиваются человеческие взаимоотношения, устанавливается приоритетность, обозначаются важнейшие установки. Ценности делятся на следующие категории:

  • юридические, или законные;
  • государственно-правовые;
  • благочестивые;
  • эстетические и творческие;
  • духовные и нравственные.

Первостепенные моральные ценности образуют комплекс традиционной и нравственной нацеленности человека, сопряженной с понятием морали. Среди основных категорий - добро и зло, добродетель и порок, соотнесенные парно, а также совесть, патриотизм.

Принимая в мыслях и деятельности нравственность, индивид должен контролировать поступки и желания, предъявлять к себе повышенные требования. Регулярное осуществление позитивных дел укрепляет нравственность в сознании, а отсутствие таких поступков подрывает способность человечества к принятию самостоятельных моральных решений, ответственности за свои поступки.

Тема Человек как духовное существо

Цель: формирование у учащихся моральных ориентиров, гуманистического мировоззрения, гражданственности и общей культуры.

Задачи:

    выработка понимания понятия “духовность”;

    формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции;

    воспитание нравственно-духовных ценностей.

Предполагаемый результат (приобретаемые навыки) :

когнитивные:

    умение использовать понятия: мораль, нравственность, совесть, патриотизм, гражданственность, идеал в аргументации собственного мнения;

    умение анализировать ситуации;

информационные:

    умение составлять конспект, работать со схемами.

    умение пользоваться информационными ресурсами;

аналитические:

    применять схемы анализа проблемного вопроса;

    самостоятельно делать выводы.

Форма проведения: Урок-исследование

Оборудование урока

    Учебник «Обществознание 10 класс» под редакцией Боголюбова Л.Н., издательство Просвещение, 2007 год.

    Мультимедийный проектор.

План урока

    Что включает в себя понятие «духовная жизнь людей»

    Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы

    Мировоззрение и его роль в жизни человека

Ход урока

I вопрос Рассказ преподавателя с элементами беседы.

Задумывались ли вы о своем жизнен­ном пути, смысле своей жизни? Стремились ли относиться к самому себе сознательно, саморазвиваться, самовоспитываться. Наверняка каждый из вас задавал себе подобные вопросы, которые относятся к очень важной сфере нашей жизни- духовному миру человека.

Что же такое духовный мир человека? Начнем со сло­ва «мир». Оно многозначно. В данном случае оно обозначает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

В научном обиходе понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыс­лов, определяющих направленность всей деятельности, по­этому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное характеризует не только сознание, но и практику.

Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.

Вывод. Духовная жизнь - это то, что возвышает человека, на­полняет его деятельность глубоким смыслом, способ­ствует выбору верных ориентиров. Она требует посто­янного обогащения путем общения и особенно путем обращения к произведениям русских и зарубежных фило­софов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.

II вопрос.

Рассказ преподавателя . Вы уже знаете, что, являясь существом обществен­ным, человек не может не подчиняться определенным пра­вилам. Это - необходимое условие выживания человече­ского рода, целостности общества, устойчивости его развития. В то же время установленные правила, или нормы, призваны защитить интересы и достоинство каждого от­дельного человека. Важнейшими являются нормы морали. Мораль - это система норм, правил, регулирующих обще­ние и поведение людей, обеспечивающих единство общест­венных и личных интересов.

Кто же устанавливает моральные нормы? На этот во­прос даются разные ответы. Весьма авторитетной является позиция тех, кто считает источником моральных норм великие мировые религии.

Работа с мультимедийной презентацией

Библия (слайд 1)

Коран (слайд 2)

    Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

    Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

    Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

    Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

    Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

    Не убивай.

    Не прелюбодействуй.

    Не кради

    Не придавайте Аллаху в сотоварищи другое божество (Коран, 17:22) .

    Почитайте своих родителей (Коран, 17:23) .

    Отдавайте другим то, что им положено (Коран, 17:26) .

    Обращайтесь ласково с сиротами (Коран, 17:34) .

    Будьте верны в мере, когда взвешиваете и взвешивайте правильными весами (Коран, 17:35) .

    Выполняйте свои обещания (17:34) .

    Не убивайте своих детей из боязни обеднения (Коран, 17:31) .

    Не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву (Коран, 17:33) .

    Не приближайтесь к прелюбодеянию (Коран, 17:32) .

    Не следуй за тем, о чём у тебя нет знания (Коран, 17:36) .

Таким образом, еще в глубокой древности был зало­жен фундамент главного общечеловеческого нормативного морального требования, которое потом назвали «золотым правилом» нравственности. Оно гласит: «Поступай по от­ношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие по­ступали по отношению к тебе».

Моральные установки личности исследовались круп­нейшими философами, над проблемами морали задумывались многие известные деятели.

Слайд 4

Есть тысяча способов быть очень дурным человеком, не нарушая ни одного закона.

Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами "Все так делают".

Лев Николаевич Толстой

Задание: выберите каждый по одному высказыванию, которое ближе всего вашим убеждениям.

Напишите в тетрадях краткое эссе, используя уже известную вам схему

После выполнения задания озвучить 2-3 работы учащихся

Помимо прямых норм поведения, мораль также вклю­чает идеалы, ценности, категории (наиболее общие, фунда­ментальные понятия).

Задание: на этом слайде вы видите таблицу, в которой заполнена только левая часть. Используя материал параграфа на стр. 37-39 найдите определения для данных терминов

Слайд 6

безусловное прину­дительное требование (повеление), не допускающее возра­жений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Идеал

совершенство, высшая цель человеческо­го стремления, представление о высших моральных требо­ваниях, о наиболее возвышенном в человеке

Цен­ности

то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Ценности отражают отношение человека к действительно­сти (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к дру­гим людям, к самому себе.

Моральные категории

Важнейшие нравственные ценности составляющие систе­му ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали, носят парносоотносительный (биполярный) характер, на­пример добро и зло.

Совесть

способность личности позна­вать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный само­контроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

Патриотизм

ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и лю­бовь к Родине, своему народ

Гражданственность

социально-психологи­ческие и нравственные качества личности сочетающие в себе чувство любви к Родине и ответственность за нормаль­ное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей

Определения в правой части таблицы появляются после озвучивания их учащимися

Рассказ преподавателя Формируются ли нравственные начала в человеке сти­хийно или их необходимо формировать сознательно?

В истории философской и этической мысли существо­вала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку с момента рождения. Так, французские просветители полагали, что человек по своей природе добр. Некоторые представители восточной философии считали, что человек, наоборот, по своей природе зол и является но­сителем зла. Однако изучение процесса становления мораль­ного сознания показало, что оснований для таких категори­ческих утверждений нет.

Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том при­мере, который находится у него перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспита­ния в школе, при восприятии таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже до­стигнутому уровню нравственного сознания, так и сформи­ровать у себя на основе самовоспитания собственные мораль­ные ценности. Не последнее место при этом занимает и са­мовоспитание личности.

Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и неприми­римым к нему - особые нравственные качества личности, которые человек не может получить готовыми от окружаю­щих, а должен выработать самостоятельно.

Самовоспитание в сфере нравственности - это прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требо­ваний к самому себе по всем видам своей деятельности.

Вывод Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравст­венных норм в жизни и деятельности. Только в опыте до­брых дел и противостоянии злу можно сознательно осу­ществлять нравственное самосовершенствование.

III вопрос.

Рассказ преподавателя Важной частью духовного мира человека является его мировоззрение

В самом простом, наиболее распространенном понима­нии мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.

Мировоззрение отличается от других элементов духов­ного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окру­жающим миром или стремится изменить его?

Таким образом, мировоззрение - это целостное пред­ставление о природе, обществе, человеке, находящее выра­жение в системе ценностей и идеалов личности, социаль­ной группы, общества.

От чего зависит то или иное мировоззрение?

Слайд 7.

Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека носит истори­ческий характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.

Классификация типов мировоззрения может быть раз­личной. Слайд 8

Но более всего распространена следующая классифи­кация типов мировоззрения.

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением.

Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение форми­руется стихийно, преоблада­ет житейская, обыденная основа.

Обыденное мировоззрение распространено очень широ­ко, поскольку усилия учебных заведений и пастырей церк­ви зачастую задевают лишь самую «поверхность» сферы духовной жизни человека.

Религиозное мировоззрение - мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в та­ких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других.

Научное мировоззрение является законным наследни­ком того направления мировой философской мысли, кото­рое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обоб­щенные итоги достижений человеческого познания, прин­ципы взаимоотношения человека с естественной и искусст­венной средой обитания.

Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей?

    Во-первых, дает человеку ори­ентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности.

    Во-вторых, именно мировоззрение позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, воору­жает их методами познания и деятельности.

    В-третьих, человек получает возможность определять истинные ценности жиз­ни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер.

Каждое мировоззрение имеет свои достоинства и недостатки Слайд 10

В форме беседы преподаватель подводит студентов к правильным ответам. Они появляются на слайде по мере озвучивания

Виды мировоззрения

Достоинства

Недостатки

Обыденное мировоззрение

опирается на непосредственный жизненный опыт челове­ка

мало использует опыт дру­гих людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры

Религиозное мировоззрение

тесная связь с мировым культурным наследием, ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.

про­являющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование.

Научное мировоззрение

прочная науч­ная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и соци­альной деятельностью людей

человек еще не занял в научном миро­воззрении подобающего ему места

Вывод. Наше время позволяет человеку совершить мировоз­зренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не дает ему достаточных осно­ваний для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

Закрепление изученного материала.

1. Популярный композитор работает над новой песней, посвященной защите мира. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?

1) духовная

2) экономическая

3) политическая

4) социальная

2. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической и социальной. К социальным характеристикам человека относят

5. К духовным ценностям относится:

1) микроскоп

2) компьютер

3) научное открытие

4) телевидение

6. Мировоззрение формируется под влиянием:

A. Личного опыта.

Б. Окружающей культурной среды.

B. Образования и воспитания.

Г. Психологических особенностей личности.

1) верно А и Г

2) верно А В Г

3) верно В и Г

4) верно А Б В Г

7. Способность личности к моральному самоконтролю называется:

1) совестью

2) убеждением

3) талантом

4) этикетом

8. Фундаментом духовной жизни общества является:

1) познание2) искусство 3)наука4) культура

Выводы по теме. Есть очень много самых разных мнений о морали и нравственности - про то, что цель оправдывает средства, и что победителей не судят. Наверное, те кто так считает- имеет на это право.

Но я хочу закончить наше занятие другим высказыванием – словами Л.Н. Толстого

Все можно простить, но не извращение тех высших истин,до которых с таким трудом дошло человечество.

Домашнее задание 1.Параграф 4 учебника, задание 1-4.

2.В сети Интернет найти определение понятия «гуманистическое мировоззрение»

Вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, является базовой проблемой такой науки, как этика. Именно с точки зрения категории добра как высшей ценности и нужно рассматривать их.

В этике вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их функция, решается с помощью определений понятий «духовность» и «нравственность».

Рассмотрим эти понятия более подробно.

Феномен духовности

Понятие духовности предполагает две трактовки: секулярную и религиозную.

С точки зрения первой из них, духовность - это стремление человека воплотить в своей жизни высшие ценности, такие как добро, красота и истина, реализовать себя через любовь к окружающему миру и достичь идеала.

С точки зрения религиозной позиции духовность понимается как глубокая связь человека с Богом, достижение единства с ним и начало процесса «обожения» личности человека.

При этом и светская, и религиозная позиции предполагают, что источником духовности является совесть, которая трактуется как ощущение связи человека и Бога (религиозная позиция) или чувство внутренней гармонии и справедливости (светская позиция).

Понятие нравственности

Понятие нравственности предполагает более конкретную трактовку. Обычно под этим феноменом предполагают часть общечеловеческой культуры, которая содержит в себе общечеловеческие моральные нормы, правила поведения, знания, убеждения.

На вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, можно ответить следующим образом: это духовные и нравственные показатели, заключающие в себя такие ценности как совесть, любовь, добро, чувство долга, красоту, стремление к истине, жажду справедливости, стремление к идеалу.

Значение духовно-нравственных ориентиров

Мы установили, что духовно-нравственные ориентиры человека - это его ценности и убеждения. Это установки личности, через которые она не может преступить. Они регулируют сознательную и помогают ему найти свое место в мире, являясь своеобразным стержнем его сознания.

Фактически порядочность человека зависит от того, насколько в его жизни важны данные ориентиры. Например, не каждый человек может совершить акты воровства, измены или предательства, потому что не всем людям это позволяет сделать их совесть, а иначе говоря, их духовные и нравственные ориентиры.

А определенную часть людей принято называть «людьми с сожженной совестью», они способны на неблаговидные поступки потому, что не видят в них той степени зла, которая действительно там есть. с утраченными духовно-нравственными ориентирами.

Что такое духовно-нравственные ориентиры человека: золотое правило нравственности

Немалую роль в формировании духовно-нравственных ориентиров человека играет сформулированное в древности правило, которое принято называть «золотым правилом нравственности». Его описание можно найти в древнейших текстах, а также в текстах Нового Завета.

Оно гласит следующее: «Не поступайте с другими людьми так, как вы не хотели бы, чтобы они поступали с вами».

Данное правило очень просто. Однако если бы люди, знающие о нем, действительно воплощали его в своей жизни, на земле было бы гораздо меньше зла, несправедливости и несчастий. Вся беда заключается в том, что многие из нас, следуя горестным словам одного из апостолов, знают, где добро, однако ему не следуют, знают, где зло, но творят злодеяния.

Духовное и нравственное воспитание

Говоря о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, нельзя не сказать и о необходимости организации духовного и

О том, как воспитать такого задумывались еще педагоги древности. И сегодня на эту тему написано немало трудов.

Как правило, сводятся они к тому, что родителям и педагогам советуют прививать духовно-нравственные ориентиры детям своим жизненным примером. Ведь если родители говорят ребенку поступать справедливо и честно по отношению к окружающим людям, но сами в своем поведении далеки от идеала, то и ребенок, скорее всего, унаследует их дурной пример, не обращая внимания на их благородные слова.

Стратегия воспитания

Существует базовый государственный документ, который называется «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

В этом документе предлагается список духовно-нравственных ценностей, определяется их роль в процессе культурного развития нашей страны, дается понятие того, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль.

Данная стратегия была создана группой ведущих российских ученых.

Сами духовно-нравственные ориентиры человека, их роль в деятельности человека описаны достаточно подробно. Приведем лишь их краткий список, в который вошли такие ценности, как гуманизм (или человеколюбие), честь, справедливость и совесть, воля, вера в добро, личное достоинство, стремление к выполнению своего долга, в том числе и нравственного, любовь к своей семье, Отечеству и народу.

Как мы видим, данный список базовых духовно-нравственных ориентиров включает в себя в первую очередь те ценности, которые являются важнейшими для становления личности гражданина и человека. Их развитие в людях, безусловно, будет способствовать гармонизации социальных взаимоотношений и построения более справедливого общества.

Таким образом, мы постарались дать ответ на вопросы о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в деятельности людей. Без духовных и нравственных ценностей мир бы превратился в нечто ужасное, и живые бы позавидовали мертвым. Именно эти качества, живущие в сердцах людей, сохраняют мир от хаоса и владычества зла.