Мастер-класс Рука помощи или технология педагогической поддержки

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск


Авторы: Володина Елена, Баранова Екатерина

Цель мастер-класса:освоение и последующее активное применение технологии педагогической поддержки в практической деятельности педагога-воспитателя

Участники: классные руководители, заместители директоров по воспитательной работе, родители учащихся

Время проведения: 25 февраля (по желанию можно будет продолжить обсуждение интересующих вопросов в блоге "Анализ воспитательной работы")

Предполагается, что в процессе обсуждения и размещения ответов на вопросы (в конце каждого раздела помещен вопрос, ответить на который можно в блоге, перейдя по ссылке "Анализ воспитательной работы"), участники мастер-класса смогут познакомиться (освежить в памяти) с технологией педагогической поддержки, обменяться опытом, задать свои вопросы друг другу и ведущему, проанализировать проблему ребенка с помощью технологии О.С. Газмана. Продуктом мастер-класса можно будет считать выполненный анализ проблемы по технологии О.С. Газмана (проблему для анализа можно выбрать из списка или предложить и проанализировать свою проблему).

Дорогие участники мастер-класса, впишите себя в список:

Содержание

Актуальность темы

Одним из важнейших элементов системы воспитания школьников, ориентированной на развитие индивидуальности учащихся, является деятельность педагога по оказанию помощи ребенку в решении значимой для него проблемы. От того, насколько педагог-воспитатель обладает способностью вовремя заметить, правильно понять и корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, во многом зависит успешность педагогического влияния на развитие личности школьника, на становление и проявление его индивидуальности.




История вопроса

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и представлены им в октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции в докладе “Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки”. Разработку концепции продолжили его учени-ки и коллеги Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, С.М. Юсфин, которые совместно с работниками Центра “Педагогический поиск” (генеральный директор В.М. Лизинский) подготовили специальный выпуск журнала “Классный руководитель” (2000, № 3) о педагогической поддержке ребенка в образовании.

Определение технологии

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической поддержки, ученики и коллеги этого известного ученого внесли некоторые коррективы концептуального характера.


Во-первых, в последних работах педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию. Например, Н.Б. Крылова пишет: “… В целом придерживаясь позиции О.С. Газмана, я все же рассматриваю поддержку в более широком социокультурном контексте как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации”.


Во-вторых, предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистической) системы воспитания. Этот принцип и отличает Педагогику свободы от Педагогики необходимости (насильственного формирования).


В-третьих, под педагогической поддержкой нередко понимается мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Раскрывая сущность явления “педагогическая поддержка”, разработчики концепции подчеркивают, что семантический и педагогический смысл поддержки заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве. Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность (“самость”, самостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов.

Задание 1. Перейдите по ссылке "Анализ воспитательной работы" в блог и напишите, пожалуйста, какая из перечисленных выше позиций близка Вам и почему


Менеджмент воспитания

Уважаемые участники форума, ответьте, пожалуйста, на вопрос: чего Вы ожидаете от начинающегося исследования?Размещаем теоретические материалы, которыми вы можете воспользоваться для подготовки ответов на поставленные вопросы. 


Феномен "Проблема"

Действия педагога по осуществлению поддержки детей в проблемной ситуации могут стать эффективными тогда, когда учитель будет иметь отчетливые представления о том, что такое проблема, какие условия способствуют ее разрешению, как следует оказывать педагогическую помощь своим воспитанникам. Поэтому предлагаем поразмышлять над следующим: авторы «Психологического словаря» определяют понятие «проблема» таким образом: «Проблема – осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта».


  • Ответьте на предложенные вопросы в блоге:
    • Задание 2. Опираясь на данное определение, сформулируйте важные для педагогической практики выводы о проблеме ребенка и запишите их в блоге.
    • Задание 3. Вспомните и запишите на странице блога несколько наиболее сложных и злободневных проблем подростков, обучающихся в современной школе.

Менеджмент воспитания

Уважаемые участники форума, какой вопрос Вы хотите задать организаторам или другим участникам исследования?Размещаем теоретические материалы, которыми вы можете воспользоваться для подготовки ответов на поставленные вопросы. 



Технология осуществления педагогической поддержки

Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей – умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся в свою очередь базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и само-реабилитации. Ученики О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:

I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика пред-полагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием “глазами ребенка”);

III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.


Педагогические ситуации

Задание 4. На основе одной из педагогических ситуаций попробуйте проанализировать проблему и предложить ее решение с помощью технологии педагогической поддержки О.С. Газмана.

Ситуация 1.

Семиклассник Иван отказывается выполнять домашние задания по литературе и посещать занятия по этому предмету.

Ситуация 2.

Пятиклассник Олег проявляет агрессию по отношению к слабым одноклассникам. Он обзывается, портит личные вещи детей. Однажды он сильно толкнул девочку, которая упала и сломала руку. Мальчик твердил, что это случайность и он не хотел причинить ей зло.

Ситуация 3.

Шестиклассница Ира ушла из дома и живет у бабушки. Родители обратились за помощью к классному руководителю после того, как не смогли сами уговорить девочку вернуться домой.

Ситуация 4.

Девятиклассница Юля начала встречаться с парнем, который раньше встречался с ее подругой и одноклассницей Аней. Аня все время стремится навредить Юле, она не может простить ей этого, даже тогда, когда отношения Юли и парня прекратились. Одноклассницы девочек разделились на два враждующих лагеря. Дружеская атмосфера в коллективе оказалась под угрозой.

Ситуация 5.

Ребенок часто не может и не умеет правильно защитить себя от обидчиков. Может ли взрослый помочь ребенку в решении этой проблемы и как?

Фрагмент мультфильма "Лиса и заяц"





Менеджмент воспитания

 Менеджмент воспитания ВКонтактеУВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИВитебской области Республики Беларусь, Вологодской, Ивановской,  Кемеровской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Новгородской, Псковской, Рязанской, Смоленской,  Тульской, Челябинской областей, Республики Бурятия, Удмуртской Республики, Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России!Приглашаем вас принять участие в веб-форуме"Развитие продуктивной профессионально-личностной позиции классного руководителя как предмет исследования"Сроки и ход проведения: 8-11 декабря: 08.12 с 14.00 до 16.00 – онлайн-заседание; 9-11.12 – самостоятельное обсуждение в блоге «Менеджмент воспитания».Уважаемые участники форума, внесите, пожалуйста, свои данные в список ниже. Для этого перейдите по ССЫЛКЕ:


Условия осуществления педагогической поддержки

Учитель может оказать реальную поддержку ученику в решении личностно значимой проблемы лишь тогда, когда между ними устанавливаются "помогающие отношения" (термин введен Карлом Роджерсом –одним из основоположников гуманистической психологии и педагогики). "Под этими словами, - писал К. Роджерс, - я подразумеваю такие отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон стремится к поощрению другой, к личностному росту, развитию, созреванию, улучшению жизнедеятельности и сотрудничества. Помогающие отношения – это такие отношения, в которых один из участников стремится к тому, чтобы у одной или у обеих сторон произошли изменения в сторону более тонкого понимания себя, в сторону усиления выражения и использования всех своих потенциальных внутренних ресурсов". Особый интерес представляет точка зрения этого ученого о возможностях и условиях формирования помогающих отношений. Он называет пять основных условий.Таким образом, для оказания эффективной помощи ребенку в проблемной ситуации педагогу необходимо позаботиться о создании и соблюдении пяти условий:

  1. восприятие ребенком себя как человека, умеющего и желающего решать собственные проблемы;
  2. конгруэнтность [1]личности и поведения педагога во взаимодействии со своими воспитанниками;
  3. безусловно положительное отношение педагога к ребенку;
  4. эмпатийное понимание ребенка воспитателем;
  5. ощущение воспитанниками конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога.

Принципы педагогического взаимодействия

Успешность формирования перечисленных обстоятельств во многом зависит от сложившегося педагогического кредо воспитателя, фундаментом которого являются основополагающие идеи-принципы построения воспитательных отношений с детьми.


Обеспечение педагогической поддержки учащегося, как полагает Т.В.Анохина, возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия воспитатель избирает следующие:

  • согласие ребенка на помощь и поддержку;
  • опора на наличные силы и потенциальные возможности личности учащегося;
  • вера в эти возможности;
  • ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
  • совместность, сотрудничество, содействие;
  • конфиденциальность;
  • доброжелательность и безоценочность;
  • безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
  • реализация принципа "не навреди";
  • рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Наличие теоретических представлений об условиях и принципах педагогической поддержки позволяет педагогу-воспитателю более обоснованно, точно и корректно осуществлять практические действия по оказанию помощи ребенку в проблемной ситуации.

Приемы и методы организации деятельности по педагогической поддержке

  • педагогическое наблюдение;
  • размышления в парах и малых группах;
  • «Ты-высказывание» и «Я-высказывание»;
  • активное слушание (невербальная эмоциональная поддержка, «Парафраз», «Редакция»);

проговаривание


Задание 5. Перейдите в блог и дополните, пожалуйста, этот список другими приемами и методами.


Менеджмент воспитания

      Уважаемые коллеги, по многочисленным просьбам участников межрегионального исследования публикуем презентацию выступления Е.Н. Степанова на веб-форуме. В ней изложен концептуальный замысел нового межрегионального исследования, содержится краткая информация о представлениях ученых о сущностной характеристике, основных компонентах, факторах и этапах  развития (формирования) продуктивной профессионально-личностной позиции классного руководителя, а также дан список литературы по изучаемой нами проблеме.


Вопросы для обсуждения в течение дня


Задайте свои вопросы участникам мастер-класса

  • На Ваш взгляд, есть ли принципиальные отличия методов и приемов осуществления педагогической поддержки младшего школьника, подростка и старшего школьника?
  • Отличий в применении методов и приемов осуществления педагогической поддержки младшего школьника, подростка и старшего школьника нет. --Володина Елена 14:16, 25 февраля 2009 (UTC)
  • Как эффективно использовать данную технологию в своей практике и вести мониторинг её использования?
  • Чтобы эффективно использовать данную технологию необходимо тщательно изучить теорию проблемы и механизм реализации педагогической поддержки. Кроме этого, хорошо иметь в своем педагогическом арсенале достаточное количество приемов и методов работы классного руководителя с детьми, научиться их применять. И обязательно в своей работе руководствоваться принципами педагогической поддержки. Эффективность использования педагогической поддержки можно продиагностировать, изучая удовлетворенность ребенка жизнью в коллективе, качество взаимоотношений ребенка с одноклассниками и классным руководителем, а также уровень способности ребенка самостоятельно решать проблемы или преодолевать трудности. Только после многократного и регулярного отслеживания этих показателей можно будет говорить о мониторинге результатов процесса воспитания.--Володина Елена 06:46, 26 февраля 2009 (UTC)

Литература и интернет-ресурсы

Рефлексия

Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о мастер-классе, не забывайте ставить свою автоматическую подпись.

  • Все замечательно! Разговор конструктивный, полезный, практико-ориентированный. В следующий раз можно предложить больше практических ситуаций. Спасибо!
  • Спасибо за интересную идею, хорошую тему и замечательное оформление. Работать легко, удобно и понятно. Разговор актуален и полезен, многие идеи можно использовать.--Натали 11:37, 25 февраля 2009 (UTC)
  • Подключилась в конце рабочего дня, но обязательно продолжу работу завтра. Нахлынули воспоминания, будучи в юности - организатором воспитательной работы встречалась с Олегом Семеновичем Газманом на коммунарских сборах в Твери (кажется в 1989 году). --Balyasova 13:28, 25 февраля 2009 (UTC)
  • Уважаемая Людмила Ивановна. Рада еще одной встрече с Вами. Здорово, что Вы сможете поделиться своим опытом работы по системе О.С. Газмана.--Володина Елена 14:21, 25 февраля 2009 (UTC)
  • Я впервые на подобном мероприятии и мне кажется одного дня маловато, поэтому, наверное, многие не успели высказаться в блоге. Было интересно! Вообще дистанционная форма удобна. Спасибо организаторам мастер-класса!--Фирстова Светлана 05:10, 26 февраля 2009 (UTC)

Подведение итогов мастер-класса авторами и ведущими

Уважаемые коллеги! Рады, что мастер-класс состоялся! Спасибо всем, всем, всем за то,что активно включились в обсуждение проблемы педагогической поддержки и предложили интересные варианты ответов на поставленные вопросы. Список приемов и методов педагогической поддержки значительно пополнился. Хотелось бы еще увидеть решения предложенных педагогических ситуаций с помощью технологии О.С. Газмана, больше вопросов к участникам и ведущим мастер-класса. Еще рано подводить окончательные итоги. Некоторые участники выразили желание продолжить работу завтра. Будем рады встрече! Желаем вам поддержки всегда и во всем! --Володина Елена 14:45, 25 февраля 2009 (UTC)

Отзывы участников мастер-класса показали, что сегодня освоение технологии педагогической поддержки необходимо и актуально в работе с детьми. Участники попытались более глубоко изучить эту тему, пройдя по алгоритму реализации технологии педагогической поддержки. Многие оставили свои комментарии о феномене «Проблема», сформулировав свое определение этого понятия. Каждый из участников мастер-класса внес свой вклад в разработку педагогической поддержки. Татьяна Владимировна Щечилина сформулировала очень злободневные проблемы подростков, родителей и школы, одна из которых - отстранение родителей от взаимодействия со школой. Светлана Викторовна Фирстова подробно проанализировала проблему по технологии педагогической поддержки и предложила интересные приемы взаимодействия взрослого и ребенка при ее решении. Приятно, что Ирина Владимировна Чашук, кроме работы в мастер-классе, оставила свои комментарии в блоге по поводу условий успешного проведения родительского собрания. Наталия Александровна Киселева обратила внимание коллег на важное условие педагогической поддержки – построение индивидуальной формулы успеха. Марина Викторовна Васильева дотошно и творчески выполнила все задания мастер-класса. Оксана Геннадьевна Петрова подчеркнула особенную необходимость поддерживать становление и развитие индивидуальности ребенка, что нам очень близко, так как кафедра изучает и разраба-тывает проблему воспитания индивидуальности. Нам кажется, что мастер-класс достиг своей цели: освоение технологии и актуализации педагогической поддержки ребенка в решении проблемы.