Мастер-класс Рука помощи или технология педагогической поддержки

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск


Авторы: Володина Елена, Баранова Екатерина

Цель мастер-класса:освоение и последующее активное применение технологии педагогической поддержки в практической деятельности педагога-воспитателя

Участники: классные руководители, заместители директоров по воспитательной работе, родители учащихся

Время проведения: 25 февраля (по желанию можно будет продолжить обсуждение интересующих вопросов в блоге "Анализ воспитательной работы")

Предполагается, что в процессе обсуждения и размещения ответов на вопросы (в конце каждого раздела помещен вопрос, ответить на который можно в блоге, перейдя по ссылке "Анализ воспитательной работы"), участники мастер-класса смогут познакомиться (освежить в памяти) с технологией педагогической поддержки, обменяться опытом, задать свои вопросы друг другу и ведущему, проанализировать проблему ребенка с помощью технологии О.С. Газмана. Продуктом мастер-класса можно будет считать выполненный анализ проблемы по технологии О.С. Газмана (проблему для анализа можно выбрать из списка или предложить и проанализировать свою проблему).

Дорогие участники мастер-класса, впишите себя в список:

Содержание

Актуальность темы

Одним из важнейших элементов системы воспитания школьников, ориентированной на развитие индивидуальности учащихся, является деятельность педагога по оказанию помощи ребенку в решении значимой для него проблемы. От того, насколько педагог-воспитатель обладает способностью вовремя заметить, правильно понять и корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, во многом зависит успешность педагогического влияния на развитие личности школьника, на становление и проявление его индивидуальности.




История вопроса

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и представлены им в октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции в докладе “Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки”. Разработку концепции продолжили его учени-ки и коллеги Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, С.М. Юсфин, которые совместно с работниками Центра “Педагогический поиск” (генеральный директор В.М. Лизинский) подготовили специальный выпуск журнала “Классный руководитель” (2000, № 3) о педагогической поддержке ребенка в образовании.

Определение технологии

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической поддержки, ученики и коллеги этого известного ученого внесли некоторые коррективы концептуального характера.


Во-первых, в последних работах педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию. Например, Н.Б. Крылова пишет: “… В целом придерживаясь позиции О.С. Газмана, я все же рассматриваю поддержку в более широком социокультурном контексте как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации”.


Во-вторых, предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистической) системы воспитания. Этот принцип и отличает Педагогику свободы от Педагогики необходимости (насильственного формирования).


В-третьих, под педагогической поддержкой нередко понимается мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Раскрывая сущность явления “педагогическая поддержка”, разработчики концепции подчеркивают, что семантический и педагогический смысл поддержки заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве. Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность (“самость”, самостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов.

Задание 1. Перейдите по ссылке "Анализ воспитательной работы" в блог и напишите, пожалуйста, какая из перечисленных выше позиций близка Вам и почему


Менеджмент воспитания

 II.3. Разработки модуля "Человек и деятельность"Познакомьтесь с представленными разработками к модулю и оставьте свой комментарий, отметив: «плюсы» (положительное) конкретной разработки и (или) всего цикла;         «минусы» (отрицательное) конкретной разработки и (или) всего цикла; как усилить «плюсы» и ослабить «минусы» (рекомендации разработчикам) !!! Особое внимание при комментировании следует обратить на то, что рецензируемая разработка должна быть краткой (не более 3-4 страниц), соответствовать  содержанию модуля и структуре описания внеурочного дела, включать в себя не полный сценарный план воспитательного дела, а только его замысел, в котором  детально описан лишь ключевой момент его организации.   Если есть необходимость вспомнить:  содержание модуля структура описания воспитательного дела


Феномен "Проблема"

Действия педагога по осуществлению поддержки детей в проблемной ситуации могут стать эффективными тогда, когда учитель будет иметь отчетливые представления о том, что такое проблема, какие условия способствуют ее разрешению, как следует оказывать педагогическую помощь своим воспитанникам. Поэтому предлагаем поразмышлять над следующим: авторы «Психологического словаря» определяют понятие «проблема» таким образом: «Проблема – осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта».


  • Ответьте на предложенные вопросы в блоге:
    • Задание 2. Опираясь на данное определение, сформулируйте важные для педагогической практики выводы о проблеме ребенка и запишите их в блоге.
    • Задание 3. Вспомните и запишите на странице блога несколько наиболее сложных и злободневных проблем подростков, обучающихся в современной школе.

Менеджмент воспитания

 II.4. Разработки модуля "Человек и культура"Познакомьтесь с представленными разработками к модулю и оставьте свой комментарий, отметив: «плюсы» (положительное) конкретной разработки и (или) всего цикла;         «минусы» (отрицательное) конкретной разработки и (или) всего цикла; как усилить «плюсы» и ослабить «минусы» (рекомендации разработчикам) !!! Особое внимание при комментировании следует обратить на то, что рецензируемая разработка должна быть краткой (не более 3-4 страниц), соответствовать  содержанию модуля и структуре описания внеурочного дела, включать в себя не полный сценарный план воспитательного дела, а только его замысел, в котором  детально описан лишь ключевой момент его организации.   Если есть необходимость вспомнить:  содержание модуля структура описания воспитательного дела



Технология осуществления педагогической поддержки

Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей – умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся в свою очередь базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и само-реабилитации. Ученики О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:

I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика пред-полагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием “глазами ребенка”);

III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.


Педагогические ситуации

Задание 4. На основе одной из педагогических ситуаций попробуйте проанализировать проблему и предложить ее решение с помощью технологии педагогической поддержки О.С. Газмана.

Ситуация 1.

Семиклассник Иван отказывается выполнять домашние задания по литературе и посещать занятия по этому предмету.

Ситуация 2.

Пятиклассник Олег проявляет агрессию по отношению к слабым одноклассникам. Он обзывается, портит личные вещи детей. Однажды он сильно толкнул девочку, которая упала и сломала руку. Мальчик твердил, что это случайность и он не хотел причинить ей зло.

Ситуация 3.

Шестиклассница Ира ушла из дома и живет у бабушки. Родители обратились за помощью к классному руководителю после того, как не смогли сами уговорить девочку вернуться домой.

Ситуация 4.

Девятиклассница Юля начала встречаться с парнем, который раньше встречался с ее подругой и одноклассницей Аней. Аня все время стремится навредить Юле, она не может простить ей этого, даже тогда, когда отношения Юли и парня прекратились. Одноклассницы девочек разделились на два враждующих лагеря. Дружеская атмосфера в коллективе оказалась под угрозой.

Ситуация 5.

Ребенок часто не может и не умеет правильно защитить себя от обидчиков. Может ли взрослый помочь ребенку в решении этой проблемы и как?

Фрагмент мультфильма "Лиса и заяц"





Менеджмент воспитания

 II.5. Разработки модуля "Человек и его Я"Познакомьтесь с представленными разработками к модулю и оставьте свой комментарий, отметив: «плюсы» (положительное) конкретной разработки и (или) всего цикла;         «минусы» (отрицательное) конкретной разработки и (или) всего цикла; как усилить «плюсы» и ослабить «минусы» (рекомендации разработчикам) !!! Особое внимание при комментировании следует обратить на то, что рецензируемая разработка должна быть краткой (не более 3-4 страниц), соответствовать  содержанию модуля и структуре описания внеурочного дела, включать в себя не полный сценарный план воспитательного дела, а только его замысел, в котором  детально описан лишь ключевой момент его организации.   Если есть необходимость вспомнить:  содержание модуля структура описания воспитательного дела


Условия осуществления педагогической поддержки

Учитель может оказать реальную поддержку ученику в решении личностно значимой проблемы лишь тогда, когда между ними устанавливаются "помогающие отношения" (термин введен Карлом Роджерсом –одним из основоположников гуманистической психологии и педагогики). "Под этими словами, - писал К. Роджерс, - я подразумеваю такие отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон стремится к поощрению другой, к личностному росту, развитию, созреванию, улучшению жизнедеятельности и сотрудничества. Помогающие отношения – это такие отношения, в которых один из участников стремится к тому, чтобы у одной или у обеих сторон произошли изменения в сторону более тонкого понимания себя, в сторону усиления выражения и использования всех своих потенциальных внутренних ресурсов". Особый интерес представляет точка зрения этого ученого о возможностях и условиях формирования помогающих отношений. Он называет пять основных условий.Таким образом, для оказания эффективной помощи ребенку в проблемной ситуации педагогу необходимо позаботиться о создании и соблюдении пяти условий:

  1. восприятие ребенком себя как человека, умеющего и желающего решать собственные проблемы;
  2. конгруэнтность [1]личности и поведения педагога во взаимодействии со своими воспитанниками;
  3. безусловно положительное отношение педагога к ребенку;
  4. эмпатийное понимание ребенка воспитателем;
  5. ощущение воспитанниками конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога.

Принципы педагогического взаимодействия

Успешность формирования перечисленных обстоятельств во многом зависит от сложившегося педагогического кредо воспитателя, фундаментом которого являются основополагающие идеи-принципы построения воспитательных отношений с детьми.


Обеспечение педагогической поддержки учащегося, как полагает Т.В.Анохина, возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия воспитатель избирает следующие:

  • согласие ребенка на помощь и поддержку;
  • опора на наличные силы и потенциальные возможности личности учащегося;
  • вера в эти возможности;
  • ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
  • совместность, сотрудничество, содействие;
  • конфиденциальность;
  • доброжелательность и безоценочность;
  • безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
  • реализация принципа "не навреди";
  • рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Наличие теоретических представлений об условиях и принципах педагогической поддержки позволяет педагогу-воспитателю более обоснованно, точно и корректно осуществлять практические действия по оказанию помощи ребенку в проблемной ситуации.

Приемы и методы организации деятельности по педагогической поддержке

  • педагогическое наблюдение;
  • размышления в парах и малых группах;
  • «Ты-высказывание» и «Я-высказывание»;
  • активное слушание (невербальная эмоциональная поддержка, «Парафраз», «Редакция»);

проговаривание


Задание 5. Перейдите в блог и дополните, пожалуйста, этот список другими приемами и методами.


Менеджмент воспитания

 Веб-презентацияМенеджмент воспитания ВКонтактеУВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИВитебской области Республики Беларусь, Ивановской,  Кемеровской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Псковской, Рязанской, Смоленской,  Челябинской, Ярославской областей,  Удмуртской Республики, Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России!Приглашаем вас принять участие в веб-презентации «Формы внеурочной деятельности по обеспечению процесса саморазвития школьников" На презентации представлены внеурочные занятия (классные часы), подготовленные участниками межрегионального исследования для реализации в практической воспитательной деятельности программы «Навигатор саморазвития». Они объединены в 10 модулей, которые в большинстве случаев содержат 5 разработок. Предлагаем всем участникам нашей совместной деятельности поместить свои комментарии для разработчиков воспитательных дел, отметив их сильные и слабые стороны или (и) оставив свои пожелания по их улучшению. Так как в каждом модуле несколько разработок, то можно оставлять свои комментарии относительно модуля в целом или отдельных дел, обязательно указывая их названия.!!! Особое внимание при комментировании следует обратить на то, что рецензируемая разработка должна быть краткой (не более 3-4 страниц), соответствовать прилагаемой структуре описания внеурочного дела, включать в себя не полный сценарный план воспитательного дела, а только его замысел, в котором надо детально описать лишь ключевой момент его организации. Статистика работы веб-презентацииДень IДень II Дни III-IVДень V  День VIДень VII День VIIIВеб-презентация пройдет с 26 ноября по 3 декабря 2020 года.В организации работы в Интернет-среде вам помогут представленные ниже инструкции и алгоритм работы.Руководитель веб-презентации – Степанов Евгений Николаевич, заведующий кафедрой теории и методики воспитания ПОИПКРО, доктор педагогических наук, профессор.E-mail: stepen@yandex.ru,   Skype-контакт: stepanov_e_nКоординатор работы веб-презентации - Володина Елена Владимировна E-mail: elenvolodin@yandex.ru Блог "Менеджмент воспитания" ВКонтактеАлгоритм работы:I. Впишите свою фамилию  и другие данные в список участников сессии. Открыть списокII. 26 ноября - 3 декабря оставьте свои комментарии, познакомившись с разработками коллег:Раздел I "Развитие самопроцессов"I.1. Разработки модуля "Самопознание"I.2. Разработки модуля "Самопроектирование"I.3. Разработки модуля "Самостроительство"I.4. Разработки модуля "Самореализация"I.5. Разработки модуля "Самоанализ"Раздел II "Формирование ценностных отношений"II.1. Разработки модуля "Человек и природа"II.2. Разработки модуля "Человек и общество"II.3. Разработки модуля "Человек и деятельность"II.4. Разработки модуля "Человек и культура"II.5. Разработки модуля "Человек и его Я"!!! Кликнув по строке названия разработки, Вы перейдете в поле сообщения. Поставьте курсор в поле "Введите сообщение" или "Нажмите "Отправить комментарий" и разместите свои размышления (можно вначале набрать текст в формате Word, затем скопировать и вставить его в поле Комментария). Если у Вас нет аккаунта Google, не забудьте написать фамилию,имя, регион  в предложенной строке для подписи (выбирайте ИМЯ/URL), перед тем как нажмете иконку "Опубликовать" III. Для более эффективной организации будущих интернет-встреч, напишите, пожалуйста, свой отзыв о работе веб-презентации  в комментариях к этому сообщению. 


Вопросы для обсуждения в течение дня

 

Веб-презентация проходила в течение 8 дней с 26 ноября по 3 декабря 2020 года. Местом ее проведения традиционно стал блог «Менеджмент воспитания». Фактически этот форум стал последним крупным мероприятием участников межрегионального исследовательского коллектива «Персонифицированная система воспитания ребенка». В нем приняли участие 144 педагога из 11 регионов Российской Федерации и Республики Беларусь, в том числе 3 доктора и 12 кандидатов педагогических, психологических, философских и юридических наук. Количество участников могло быть еще больше, но этому препятствовали обстоятельства, связанные со сложной эпидемиологической ситуацией в стране.

На презентацию были представлены внеурочные занятия (классные часы), подготовленные участниками межрегионального исследования для реализации в практической воспитательной деятельности программы «Навигатор саморазвития». Их объединили в 10 модулей. Каждый из них в большинстве случаев содержал 5 разработок. Участники веб-форума  поместили комментарии к представленным воспитательным делам, отметив их сильные и слабые стороны или (и) оставив свои пожелания по их улучшению. Всего было подготовлено и опубликовано 262 комментария. Комментарии распределились между модулями следующим образом:

Раздел 1. Развитие самопроцессов ребенка

Самопознание (Ивановская обл.) – 36;

Самопроектирование (Витебская обл.) – 29;

Самостроительство (Псковская обл.) – 23;

Самореализация (Псковская обл.) – 25;

Самоанализ (Псковская обл.) – 25.

Раздел 2. Формирование ценностных отношений

Человек и природа (Псковская обл.) – 24;

Человек и общество (Витебская обл.) – 18;

Человек и деятельность (г. Липецк) – 20;

Человек и культура (Псковская обл.) – 36;

Человек и его Я (Смоленская обл.) – 26.

Количество комментариев на каждый модуль позволяет разработчикам получить дополнительную информацию о возможных вариантах совершенствования созданных ими сценарных планов воспитательных дел. На наш взгляд, авторам, при внесении изменений в свои разработки, надо обратить внимание не только на содержательные аспекты, но и на структуру описания внеурочного мероприятия (рекомендации прилагаются) и даже на количество страниц изложения (не более 3-3.5 страниц). Также считаем, что не следует в конце разработки размещать список литературы, так как он есть в программе «Навигатор саморазвития» (указать литературный источник можно лишь при острой необходимости). Наши пожелания и даже требования связаны с тем, что существуют договоренности о публикации разработок в центральном научно-методическом журнале и об издании их  отдельной книгой. Особое пожелание к витебским коллегам из ИРО – самим определить, какая разработка из представленных на одну тему станет частью названных публикаций, а какая будет опубликована в Республике Беларусь. Срок окончательной доработки материалов к публикации - 31 марта 2021 года. Если кто-то сможет это сделать раньше, то направляйте свои разработки на наш электронный адрес.

За ходом веб-презентации наблюдали не только из Российской Федерации  и Республики Беларусь, но и из таких государств, как Украина, США,  Германия, Болгария,  Нидерланды, Румыния, ОАЭ, Египет и др. Было зарегистрировано более 4700 просмотров страниц веб-презентации.

Анализ результатов веб-презентации свидетельствует о сделанном важном шаге к продуктивному завершению межрегионального исследования «Персонифицированная система воспитания ребенка» - подготовке методического пособия для педагогов по данной проблеме.

Очень важно, что у участников веб-форума сформировалось чувство удовлетворенности процессом и результатами совместной деятельности. Об этом свидетельствуют оставленные в блоге сообщения. Например:

 «Я, как постоянный участник веб-презентаций хочу поблагодарить и организаторов данного мероприятия (кафедру теории и методики воспитания Псковского института повышения квалификации работников образования), и всех участников, коллег из других регионов. Подобные встречи дают нам неоценимый опыт... - опыт повышения своей квалификации, опыт взаимодействия с другими регионами, понимание того, как мы движемся по пути персонификации. В ходе изучения разработок я вижу кропотливую работу коллег, начинаю понимать еще более значимость педагога в вопросах воспитания подрастающего, нового поколения. Наша встреча, наша веб-презентация «Формы внеурочной деятельности по обеспечению процесса саморазвития школьников" - это СОБЫТИЕ. Яркое, запоминающееся, дающее стимул к дальнейшему своему совершенствованию. Успехов всем в завершении разработок! Пусть все они будут как хрустальные туфельки (как отметила Елена Синева). И до новых встреч!». (Г.И. Васильева, Пушкинские Горы, Псковская обл.).

 «Впервые стала участником такого мероприятия, как веб-презентация. Получила интересный опыт в оперативном обмене информации между авторами и заинтересованными участниками. Во всех модулях представлен колоссальный авторский материал. Все материалы очень любопытные и оригинальные. Было интересно читать отзывы на свой материал, появились идеи по совершенствованию своей разработки. Данный подход в подаче материала, в виде веб-презентаций, позволил всем пообщаться, высказать свое мнение, пусть даже на расстоянии. Это было современно и оперативно! Ежедневная сводка по результатам предыдущего дня мотивировала и поддерживала интерес. На мой взгляд, такая работа способствует творческому и современному развитию педагогов. Спасибо организаторам и всем участникам!» (О.Ю. Иванова, Псков).

 «Огромная благодарность кафедре теории и методики воспитания Псковского института повышения квалификации работников образования за предоставленную возможность познакомиться с палитрой работ настоящих профессионалов в деле воспитания. Коллегам-участникам исследования - за желание не стоять на месте, следуя современным вызовам времени.

Очень понравилась рубрика: "Если есть необходимость вспомнить", в которой можно было познакомиться с содержанием каждого модуля и структурой описания воспитательного дела, перед тем, как осмыслить разработки воспитательных дел.

 Когда представляю ту огромную работу, которую проделал исследовательский коллектив за годы, посвященные этой теме, испытываю гордость и восхищение от того, что имею возможность прикоснуться к опыту и творческой подаче лучших педагогических идей. Такие формы работы, как веб-форум, позволяют продемонстрировать большому количеству заинтересованных сторон то, что вектор воспитания в современном обществе развивается в нужном направлении. Удачи всем участникам исследования на завершающем этапе работы!» (М.М. Терехова, г. Липецк).

Организаторы веб-форума благодарят руководителей и членов региональных исследовательских коллективов за активное и творческое участие в работе данного научно-методического мероприятия и надеются, что его итоги помогут в деятельности по обновлению и повышению качества процесса воспитания детей.

Структура описания воспитательного дела

Итоги веб-презентации 2020 года

 


Задайте свои вопросы участникам мастер-класса

  • На Ваш взгляд, есть ли принципиальные отличия методов и приемов осуществления педагогической поддержки младшего школьника, подростка и старшего школьника?
  • Отличий в применении методов и приемов осуществления педагогической поддержки младшего школьника, подростка и старшего школьника нет. --Володина Елена 14:16, 25 февраля 2009 (UTC)
  • Как эффективно использовать данную технологию в своей практике и вести мониторинг её использования?
  • Чтобы эффективно использовать данную технологию необходимо тщательно изучить теорию проблемы и механизм реализации педагогической поддержки. Кроме этого, хорошо иметь в своем педагогическом арсенале достаточное количество приемов и методов работы классного руководителя с детьми, научиться их применять. И обязательно в своей работе руководствоваться принципами педагогической поддержки. Эффективность использования педагогической поддержки можно продиагностировать, изучая удовлетворенность ребенка жизнью в коллективе, качество взаимоотношений ребенка с одноклассниками и классным руководителем, а также уровень способности ребенка самостоятельно решать проблемы или преодолевать трудности. Только после многократного и регулярного отслеживания этих показателей можно будет говорить о мониторинге результатов процесса воспитания.--Володина Елена 06:46, 26 февраля 2009 (UTC)

Литература и интернет-ресурсы

Рефлексия

Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о мастер-классе, не забывайте ставить свою автоматическую подпись.

  • Все замечательно! Разговор конструктивный, полезный, практико-ориентированный. В следующий раз можно предложить больше практических ситуаций. Спасибо!
  • Спасибо за интересную идею, хорошую тему и замечательное оформление. Работать легко, удобно и понятно. Разговор актуален и полезен, многие идеи можно использовать.--Натали 11:37, 25 февраля 2009 (UTC)
  • Подключилась в конце рабочего дня, но обязательно продолжу работу завтра. Нахлынули воспоминания, будучи в юности - организатором воспитательной работы встречалась с Олегом Семеновичем Газманом на коммунарских сборах в Твери (кажется в 1989 году). --Balyasova 13:28, 25 февраля 2009 (UTC)
  • Уважаемая Людмила Ивановна. Рада еще одной встрече с Вами. Здорово, что Вы сможете поделиться своим опытом работы по системе О.С. Газмана.--Володина Елена 14:21, 25 февраля 2009 (UTC)
  • Я впервые на подобном мероприятии и мне кажется одного дня маловато, поэтому, наверное, многие не успели высказаться в блоге. Было интересно! Вообще дистанционная форма удобна. Спасибо организаторам мастер-класса!--Фирстова Светлана 05:10, 26 февраля 2009 (UTC)

Подведение итогов мастер-класса авторами и ведущими

Уважаемые коллеги! Рады, что мастер-класс состоялся! Спасибо всем, всем, всем за то,что активно включились в обсуждение проблемы педагогической поддержки и предложили интересные варианты ответов на поставленные вопросы. Список приемов и методов педагогической поддержки значительно пополнился. Хотелось бы еще увидеть решения предложенных педагогических ситуаций с помощью технологии О.С. Газмана, больше вопросов к участникам и ведущим мастер-класса. Еще рано подводить окончательные итоги. Некоторые участники выразили желание продолжить работу завтра. Будем рады встрече! Желаем вам поддержки всегда и во всем! --Володина Елена 14:45, 25 февраля 2009 (UTC)

Отзывы участников мастер-класса показали, что сегодня освоение технологии педагогической поддержки необходимо и актуально в работе с детьми. Участники попытались более глубоко изучить эту тему, пройдя по алгоритму реализации технологии педагогической поддержки. Многие оставили свои комментарии о феномене «Проблема», сформулировав свое определение этого понятия. Каждый из участников мастер-класса внес свой вклад в разработку педагогической поддержки. Татьяна Владимировна Щечилина сформулировала очень злободневные проблемы подростков, родителей и школы, одна из которых - отстранение родителей от взаимодействия со школой. Светлана Викторовна Фирстова подробно проанализировала проблему по технологии педагогической поддержки и предложила интересные приемы взаимодействия взрослого и ребенка при ее решении. Приятно, что Ирина Владимировна Чашук, кроме работы в мастер-классе, оставила свои комментарии в блоге по поводу условий успешного проведения родительского собрания. Наталия Александровна Киселева обратила внимание коллег на важное условие педагогической поддержки – построение индивидуальной формулы успеха. Марина Викторовна Васильева дотошно и творчески выполнила все задания мастер-класса. Оксана Геннадьевна Петрова подчеркнула особенную необходимость поддерживать становление и развитие индивидуальности ребенка, что нам очень близко, так как кафедра изучает и разраба-тывает проблему воспитания индивидуальности. Нам кажется, что мастер-класс достиг своей цели: освоение технологии и актуализации педагогической поддержки ребенка в решении проблемы.