Мастер-класс для родителей: "Особенности общения с ребенком в семье"

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск


Уважаемые родители, приглашаю вас принять участие в мастер-классе "Особенности общения с ребенком в семье"


Ведущий: Кузнецова Татьяна

Цель: Изучение особенностей общения родителей с детьми.

Задачи:

  • Обсудить основные принципы общения в семье ;
  • Посредством совместной поисковой работы выяснить причины конфликтного поведения подростка;
  • Разработать план выхода из конфликтных ситуаций в общении с подростком.


Целевая группа: родители учащихся, классные руководители,

Время проведения: апрель

Содержание

Участники мастер-класса

Уважаемые участники,пожалуйста, впишите ниже свою фамилию и имя

1 этап: о принципах общения

О принципах общения

                                            "Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей;
                                             Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться; 
                                             Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными;
                                             Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства 
                                             уступает место чувству вины."                                 (Дороти Нолт)

Для того, чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить главные принципы общения, составляющие основной закон воспитания в семье. Их можно записать в виде рецепта: "Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом".

1 принцип

Самым веским принципом является принцип принятия ребенка.

  • Как вы понимаете этот принцип?
  • Допустимо ли принятие ребенка условно, в зависимости от поступков?

Выскажите свое мнение, ответьте на вопросы:


2 принцип

В основе настоящего принятия лежит значимость ребенка. Значимость ребенка - это признание его значимости в существовании семьи.

  • Что для вас значит признание вами собственного ребенка?
  • Иногда родители не знают интересов своих детей, не слышали о тех успехах и достижениях, которые у него есть. Как вы думаете почему дети не говорят об это своим родителям?


3 принцип

Не менее значимым чувством для ребенка является любовь По мнению психологов, ребенок нуждается в любви и ласке, независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали и целовали.

  • Как часто вы обнимаете, целуете своих детей? Зависит ли это от возраста?
  • Какими ласковыми словами вы называете своего ребенка?
  • Как вы считаете, может ли любовь быть чрезмерной?

4 принцип

В последнее время родителям катастрофически не хватает времени на общение с детьми. Исследования показали: из 100 опрошенных детей лишь 38 учеников сказали о том, родители откладывают все свои дела, чтобы выходной день провести с детьми.

  • Напишите, что в вашем понимании быть доступным для ребенка?

5 принцип

Огромное значение в воспитании ребенка имеет формирование у него привычки быть ответственным. Одним из главных умений родителей в воспитании ответственности в собственных детях является твердость, умение сказать ребенку "нет".

  • Какие еще умения и поступки, на ваш взгляд, формируют ответственность?

6 принцип

Важной составляющей успешности воспитания детей в семье является - авторитет родителей. Авторитет родителей в глазах ребенка- это прежде всего желание говорить родителям правду. Авторитет родителей также во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощения.

  • Как вы считаете влияет ли наказание ребенка за проступки на авторитет родителей в глазах ребенка?
  • Допускаете ли вы возможность попросить прощения у собственного ребенка?
  • Допускаете ли вы возможность критики со стороны собственного ребенка?


2 этап:

Педагогический практикум

  • З а д а ч а 1.

Пятиклассники написали сочинение по рисункам учебника «Как я помогал маме». На одной картинке мальчик достает из стенного шкафчика банку с вареньем. За этой процедурой с интересом наблюдает серый кот. На другой картинке — мальчик, схватившись за голову, смотрит на осколки банки и разлившееся варенье. Кот в ужасе бежит с места происшествия. Сочинение Саши К.: «Если бы у нас дома произошла такая история с вареньем,— пишет он, — я бы сказал, что банку разбила кошка. Когда говоришь — ничего не бывает. Просто мама отлупила бы кошку...» Сочинение Валеры Ш.: «Когда я вынимал из шкафчика банку, нетерпеливая Мурка прыгнула и схватилась когтями за штанину. От неожиданности я выпустил банку... Я не стал говорить маме про кошку, она бы ее выгнала. А куда бы Мурка делась?..»

Ответьте на вопросы: 1. Какие стороны личности проявились у мальчиков в сочинении? 2. На какие просчеты в воспитании следует обратить внимание в последующей воспитательной работе с Сашей К. и Валерой Ш.? 3. Какие пути преодоления этих ошибок видите вы?

  • З а д а ч а 2.

— Мам, дай, пожалуйста, деньги на дискотеку!

В а р и а н т ы о т в е т о в

1. Возьми (дает больше, чем надо), сдачу принесешь. 2. Ты знаешь, где у нас деньги лежат. Возьми побольше, может быть, захочешь там что-то купить или кого-то угостить. 3. Нет у меня, надоел ты мне со своими просьбами, когда сам будешь зарабатывать? 4. Ты вчера у меня полтинник взял? Нет? А кто же? Ну-ка, покажи карманы! 5. Мы в ваши годы по дискотекам не ходили, а учились и трудились, а вы...

В о п р о с ы и з а д а н и я

1. Проанализируйте все варианты ответов с точки зрения их педагогического влияния на дочь или сына. Какую позицию демонстрирует каждый ответ? 2. Какому ответу Вы отдаете предпочтение? Почему? 3. Что необходимо учитывать родителям в подобных ситуациях?

3 этап:

Этапы выхода из конфликтной ситуации в общении с подростком.

Наверняка, всем родителям приходилось разрешать конфликтные ситуации. Выделяют следующие этапы выхода из таких ситуаций.

Задание: Пропишите в таблице какими бы были ваши действия на каждом этапе.

Участник
Первый этап « Прояснение»
Второй этап «Банк идей», «Как же нам быть?»
Третий этап «Важный выбор»
Четвертый этап «Контроль»
Кузнецова Татьяна Ивановна 1. Выслушайте ребенка без упреков и криков.

2. Уточните - в чем проблема, что он хочет или не хочет, что его затрудняет, что ему важно. 3. Убедите ребенка в том, что Вы услышали его проблему.

1. Начните с вопроса: «Как же нам быть?», «Как поступить?»

2. Дайте ребенку первому высказать свое решение, затем предложите свои варианты. 3. Не отвергайте никаких, даже абсурдных, предложений.

1. Проведите совместное обсуждение предложений.

2. При обсуждении создайте атмосферу доверительного уваже¬ния, учитывая взаимные интересы. 3. Определите и осознайте истинные желания друг друга.

1. Если ребенок потерпел неудачу, лучше, если он об этом скажет сам.

2. Разберитесь, проанализируйте вместе с ним и найдите причину неудачи. 3. Приободрите и вселите уверенность в том, что он в состоянии самостоятельно справиться с этой задачей.

--- --- --- --- ---
--- --- --- --- ---
--- --- --- --- ---
... .........



4 этап:

Рефлексия

Продолжите, пожалуйста, одну из фраз: "После работы в мастер-классе я сделала вывод...", "Я поняла, что...".

'

Полезные ссылки:

  • Психологическое занятие "Шаг навстречу" [1]
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ.Бордовская Н., Реан А.-[2]