Проект: Возможные позиции психолога в конфликтных ситуациях, которые разворачиваются на его глазах

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Как будет выявляться актуальная проблема для совместного обсуждения и решения

Актуальность проекта: Психолог в образовательном учреждении часто становится свидетелем конфликтов, конфликтных ситуаций, все они разнообразны и не может быть единого, универсального способа их разрешения. Зачастую, психолог, оказавшись в такой ситуации, не может определить собственную профессиональную позицию, свои действия, необходимые в этой ситуации. Он оказывается перед выбором: вмешаться в конфликт, принести на помощь конфликтующих собственную компетентность, беспокоясь о психологическом климате в учреждении. Или, безусловно уважая компетентность всех участников образовательного процесса, не вмешиваться, а оказать свою помощь только, если педагоги или учащиеся обратятся за ней. Чтобы предотвратить растерянность психолога перед подобными ситуациями, снизить его эмоциональные затраты, когда он оказывается в такой стрессогенной ситуации, сделать работу психолога более эффективной, мы решили разработать проект «Возможные позиции психолога в конфликтной ситуации, которая разворачивается на его глазах».

Название проекта

Возможные позиции психолога в конфликтных ситуациях, которые разворачиваются на его глазах.

С какими жизненными ситуациями и учебными предметами связан данный проект

С конфликтными ситуациями

Решаемая проблема

Способы разрешения конфликта

Почему эту проблему важно обсуждать и решать совместно и, прежде всего, с родителями учащихся

Способы реагирования в конфликтных ситуациях во многом определяются влиянием детско-родительских отношений.

Цель проекта

Разработать алгоритм принятия решений по поводу выбора профессиональной позиции психологом в конфликтной ситуации.

Результаты проекта

Ожидаемым результатом нам видится, что каждый психолог, опираясь на разработанные возможные позиции и факторы выбора этой позиции, выработает для себя некоторый алгоритм своих действий в ситуации, когда конфликт разворачивается на его глазах. Подобную схему анализа конфликтной ситуации могут использовать и другие участники образовательного процесса.

Целевая группа

Психологи образования

Что участие в проекте даст его участникам

Разрешение проблем профессиональной деятельности

Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей

1.определить типы конфликтных ситуаций, которые происходят в образовательном учреждении, 2.определить возможные варианты позиции психолога в конфликтной ситуации, которая разворачивается на его глазах, 3.выявить факторы, оказывающие влияние на выбор позиции и приоритеты этого выбора.


Где это можно узнать

  • интересные ресурсы (по содержанию проблемы)
  • ресурсы сетевых сообществ по сходной проблематике (по представлению возможных путей ее решения)

По каким вопросам осуществляется консультирование учащихся

Способы конструктивного реагирования в конфликтных ситуациях.

По каким вопросам осуществляется взаимодействие с родителями учащихся

По вопросам детско- родительских отношений

Каковы пути и средства привлечения родителей к совместной работе

Активный родительский семинар, родительские группы

Возможные вопросы для совместного с родителями обсуждения и решения

Возрастные и индивидуально-психологические проблемы детского развития; Проблемы межличностных отношений;

По каким вопросам осуществляется взаимодействие с коллегами-учителями

Типы конфликтов, Эффективные способы разрешения конфликтов. Эффективные способы общения.

У каких внешних специалистов и экспертов можно получить консультации

Специалисты-психологи, эффективные родители

Как будут оцениваться и обсуждаться:

  • ход проекта

Этапы реализации:

1. Те конфликтные ситуации в образовательном учреждении, свидетелем которых становится психолог, можно классифицировать по признаку статусных позиций ее участников:

  • администратор – учитель
  • администратор - администратор
  • учитель – ученик
  • учитель-учитель
  • администратор – ученик
  • ученик – ученик
  • психолог – психолог

Возможным основанием разграничения конфликтных ситуаций может стать и та позиция, которую занимает каждый из участников в межличностных отношениях: позиция сверху, позиция снизу, позиция на равных.

2. Возможные позиции психолога в конфликте, который разворачивается на его глазах:

  • Невмешательство
    • наблюдение явное
    • скрытое наблюдение
    • за тем, как разворачивается конфликт

(примечание: явное наблюдение может способствовать тому, что участники конфликта взглянут на себя со стороны)

  • Вмешательство по инициативе психолога
  • здесь и сейчас
  • отсроченное
  • Вмешательство по запросу конфликтующих сторон
  • Участие в конфликте

(примечание: психолог реже оказывается участником конфликта, но возможны ситуации, когда он эмоционально вовлекается в конфликт, в таком случае ему можно порекомендовать отслеживать собственные стратегии поведения в конфликте и использовать более конструктивные).


При выборе позиции психологу важно, в первую очередь, хорошо понимать собственную цель: видеть, представлять, что психолог хочет достичь в конкретной конфликтной ситуации своим вмешательством или невмешательством в нее.

Приоритетной целью психолога в образовательном учреждении, когда психолог становится свидетелем конфликтной ситуации, можно назвать защиту интересов и личности ребенка.

  • результаты проекта

Разработать алгоритм принятия решений по поводу выбора профессиональной позиции психологом в конфликтной ситуации.

Каковы пути и средства расширения членов сообщества

Публикация новой информации, проблематики. постановка поблем

Социальные сервисы, которые планируется использовать в работе над проектом и цели их использования

Социальные сервисыЦели использования
Электронные таблицы в Google www.gmail.com ..
Анкеты в Google www.gmail.com ..
Календарь в Google www.gmail.com ..
Совместная работа с документами в Google..
Вики..
Блоги..
Закладки в БобрДобр http://www.bobrdobr.ru, в Блокноте Google www.gmail.com..
Видеосервисы в Ютьюб http://youtube.com, Социальная сага, видеоблог ..
Фотосервисы в Фликр http://Flickr.com, Пикаса , Фотодия http://www.fotodia.ru ..

Проект «Возможные позиции психолога в конфликтной ситуации, которая разворачивается на его глазах»


Задачи проекта:

Этапы реализации:

1. Те конфликтные ситуации в образовательном учреждении, свидетелем которых становится психолог, можно классифицировать по признаку статусных позиций ее участников:

  • администратор – учитель
  • администратор - администратор
  • учитель – ученик
  • учитель-учитель
  • администратор – ученик
  • ученик – ученик
  • психолог – психолог

Возможным основанием разграничения конфликтных ситуаций может стать и та позиция, которую занимает каждый из участников в межличностных отношениях: позиция сверху, позиция снизу, позиция на равных.


2. Возможные позиции психолога в конфликте, который разворачивается на его глазах:

  • Невмешательство
    • наблюдение явное
    • скрытое наблюдение
    • за тем, как разворачивается конфликт

(примечание: явное наблюдение может способствовать тому, что участники конфликта взглянут на себя со стороны)

  • Вмешательство по инициативе психолога
    • здесь и сейчас
    • отсроченное
  • Вмешательство по запросу конфликтующих сторон
  • Участие в конфликте

(примечание: психолог реже оказывается участником конфликта, но возможны ситуации, когда он эмоционально вовлекается в конфликт, в таком случае ему можно порекомендовать отслеживать собственные стратегии поведения в конфликте и использовать более конструктивные).


При выборе позиции психологу важно, в первую очередь, хорошо понимать собственную цель: видеть, представлять, что психолог хочет достичь в конкретной конфликтной ситуации своим вмешательством или невмешательством в нее.

Приоритетной целью психолога в образовательном учреждении, когда психолог становится свидетелем конфликтной ситуации, можно назвать защиту интересов и личности ребенка.


3. От чего зависит выбор позиции (факторы):

1) От статуса участников конфликта. Возможно, конфликт между взрослыми людьми, например, педагогами, не требует вмешательства психолога, поскольку педагоги являются достаточно компетентными люди, чтобы разрешить конструктивно конфликтную ситуацию самостоятельно.

2) От степени эмоционального накала конфликта. Если психолог видит, что атмосфера накаляется и эмоции преобладают над логикой и доводами, то возможно вмешательство в конфликт просто с целью отвлечения его участников, чтобы направить их эмоции на любой другой объект.

3) От стратегии поведения конфликтующих. Если психолог видит, что конфликт идет в сторону его разрешения, разногласия обсуждаются конструктивно, участники конфликта используют конструктивные стратегии поведения, то психолог может и не вмешиваться в конфликт.

4) От содержания конфликта, его темы. Являются ли предметом конфликта профессиональные вопросы или это личные проблемы человека, или конфликт просто используется как способ самоутверждения, реализации мотива власти и т.д.

5) От готовности участников обратить внимание на психолога или что-либо вокруг.

6) От готовности самого психолога сейчас вмешаться в конфликт.

7) От личных отношений психолога с участниками конфликта.

8) От отношений участников конфликта друг с другом. Позиция психолога будет различной в зависимости от того, спорят между собой старые друзья, или конфликт возник между людьми, находящимися во враждебных отношениях.

(Примечание: эта последовательность факторов была выработана в ходе обсуждения проекта и она не отражает степень значимости фактора для принятия решения о позиции психолога. У авторов проекта были мнения, что первостепенными факторами выбора можно назвать 6ой и 2ой факторы, но этот вопрос остается спорным и каждый психолог его решит по-своему).


Дополнительным ресурсом психолога может стать знание конкретных способов, приемов быстрого снятия эмоционального напряжения другого человека.