Участник:Зимнухова Людмила Викторовна

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Изображение:DSC07552.JPG

Зимнухова Людмила Викторовна

Мурманск

МОУ СОШ № 36

Учитель химии

Вязание, кулинария

Ученический проект

Содержание

Современные подходы к конструированию содержания естественнонаучного образования

Изучите нормативные документы, необходимыедля составления рабочей программы по Вашему предмету. Сделайте ссыьлки на эти документы.


Представьте рабочую программу по своему предмету для основной или полной школы.

Медиа:8 а,б.doc

Учебно-методическое обеспечение преподавания предметов ЕНЦ

Изучите Федеральный перечень учебников на 2009-2010 уч.г., сделайте ссылку на этот документ.

Проанализируйте один из учебников, по которому Вы занимаетесь. Схема анализа учебника

Автор(ы) учебника Н.Е.Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара, А.Ю. Жегин Название учебника Химия 8

Учебное пособие для 8 класса (базового уровня).

Выходные данные Москва, издательский центр "Вентана-Граф", 2008

Требования, предъявляемые к учебнику

  • Общая оценка учебника

1.1 Соответствие обязательному минимуму содержания образования

- полное

1.2 Новизна

- новаторское, нетрадиционное изложение (привести примеры)

- новый подход к структурированию учебника (привести примеры )

- новые типы заданий (задания на установление связи между двумя объектами)

•Предложите объяснение следующему факту. Название гидроксида натрия восходит к названию знаменитого в древности египетского озера Вади Натрум. Какая связь может быть прослежена между этими двумя объектами?

•За час человек потребляет примерно 2 г кислорода на 100 г массы тела. Сколько кислорода потребуется человеку за сутки (масса тела 60 кг)?

1.3 Наличие учебно-методического комплекта к учебнику

- пособие для учителя

Программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Под ред.проф. Н.Е. Кузнецовой. Москва, "Вентана-Граф", 2007.

Методическое пособие М.А. Шаталов Уроки химии 8 класс. Москва, "Вентана-Граф", 2007.

Задачник по химии 8 класс. Н.Е. Кузнецова, А.Н. Левкин. Москва, "Вентана-Граф", 2007. 1.4 Соблюдение полиграфических норм

- использование различных шрифтов для выделения основного, дополнительного и пояснительного материала

- рациональное расположение материала на странице

- наличие черно- белых иллюстраций

  • Педагогическая оценка.

Дидактические принципы

2.1 Научность

- соответствие современным взглядам на содержание общего среднего образования

- соответствие современной педагогической теории

- отражение методов познания

- отсутствие теоретических ошибок

- корректность формулировок

2.2 Системный подход к содержанию

- содержание учебника в целом

- содержание отдельных тем

2.3 Реализация принципа историзма

- достаточная

2.4 Доступность

- соответствует возрастному уровню интеллекта ученика

- увлекательность изложения

2.5 Наглядность представления информации

- иллюстрации к образному строю текста: модели, схемы, таблицы

- иллюстрации в виде изображений реальных предметов, фотографии

2.6 Отражение межпредметных связей

•Связь химии с биологией (Гл.12 Биологическая роль галогенов).

•Связь химии с астрономией (Гл.11 Химический элемент водород в космосе и на Земле).

•Связь химии с физикой (Гл.9 Химическая организация веществ и ее уровни).

2.7 Проблемный подход

  • Дидактические функции

3.1 Возможности дифференциации обучения

- разноуровневость текста, разноуровневость заданий, дополнительный материал

3.2 Организация учебной деятельности обучающегося Наличие различных видов заданий (вопросы, упражнения, задачи, экспериментальные и творческие задания), инструкций к лабораторным и практическим занятиям, указаний к проведению опытов, - правил техники безопасности - возможность использования учебника для самостоятельного чтения

3.3.Формирование приёмов умственной деятельности - анализа, синтеза, сравнения, классификации, систематизации, обобщения, умения выделять главное

3.4 Формирование мотивационной сферы - потребность в биологическом образовании, цели, мотивы

3.5 Освещение роли химии - в промышленности, в сельском хозяйстве, в повседневной жизни человека, - в решении экологических проблем (привести примеры)

3.6 Возможность использования учебника в различных методических системах и технологиях - ориентация на конкретную технологию - независимость от конкретной технологии

3.7 Возможность преемственности с другими учебниками Воспитательные и мировоззренческие функции

4.1 Раскрытие основных мировоззренческих положений на основе ведущих законов и теорий - наличие интеграции естественнонаучного знания.

- направленность на создание научной картины природы - адекватное отражение законов химии

4.2 Реализация вопросов воспитания культуры учебного труда - структурность изложения - наличие пояснений по работе с учебником - оглавления - предметного указателя - условных обозначений к заданиям

4.3 Духовное воспитание - нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое, воспитание потребности в здоровом образе жизни, экологическое

  • Основной текст

5.1 Какие виды текста использованы:

a) вводный

b) информационный

c) обобщающий

d) заключительный

5.2 Какие приёмы изложения использованы:

a) описание

b) повествование

c) объяснение

d) проблемное изложение

5.3 Отличается ли текст информационной избыточностью? Как обозначен основной и дополнительный материал?

Информация достаточная. Дополнительный материал изложен в конце параграфа, используется мелкий шрифт.

5.4 Каково соотношение фактического и теоретического материала? Насколько оно соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике данного курса химии?

Соотношение оптимально. Полностью соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике данного курса химии.

  • Дополнительный текст

6.1 Какие виды текста представлены:

a) познавательные, научно-популярные;

b) документальные:

с) фрагменты из художественных произведений

6.2 Каково соотношение основного и дополнительного текстов? Соотношение оптимальное.

6.3 В каком виде предлагаются исторические документы (краткие, адаптированные тексты, выдержки, цитаты, развёрнутые, аутентичные тексты и т.д.)?

Краткие выдержки.

6.4 Какую роль играет в учебнике дополнительный текст?

Изложение материала на углублённом уровне.

  • Пояснительный текст

7.1 Какие виды текста использованы:

a) пояснения в скобках внутри текста;

b) подписи к иллюстрациям.

7.2 Какая информация предлагается в пояснительном тексте к иллюстрациям?

Краткая информация по данной теме.

7.3 Насколько эффективно используется авторами потенциал пояснительного текста?

Пояснительный текст носит описательный характер.

  • Методический аппарат

8.1 К чему относятся вопросы и задания, как они расположены:

a) в начале темы, параграфа (повторение изученного материала);

b) внутри основного текста (вопросы по содержанию);

c) после параграфа (контроль усвоения материала);

d) после темы, раздела, курса (обобщение материала);

e) к иллюстрациям (иллюстрация отражает основные технические моменты темы - типы кристаллических решёток, модель установок, схемы круговорота веществ в природе и т.д.);

8.2 Какие вопросы и задания использованы:

a) на воспроизведение информации;

b) на преобразование информации;

c) на творческую реконструкцию фактов;

d) на создание проблемных ситуаций;

e) другие(решение задач)?

8.3 Характеристика задачного материала:

a) соответствие обязательному уровню;

b) возможность организации дифференцированного обучения;

c) наличие занимательных задач;

d) реализация прикладного аспекта;

e) количественная характеристика.

8.4 Какие виды таблиц предложены:

a) сравнительно-обобщающие;

b) конкретизирующие.

8.5 Какие инструктивно-методические материалы предложены, с какой целью:

a) опорные схемы главы, параграфа;

b) планы-схемы для организации самостоятельной работы учебником;

c) памятки-алгоритмы выполнения познавательных заданий;

d) тесты самоконтроля - отсутствуют.

  • Иллюстративные материалы

9.1 Какие виды иллюстраций представлены:

a) изобразительные:

- учебные рисунки;

- документальные изображения имеются ко всем параграфам учебника (частично).

b) условно-графические:

- карты, картосхемы,

- картопланы,

- схемы,

c) другие?

9.2 Каково соотношение различных видов иллюстраций в учебнике? Как оно соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике данного курса?

Соотношение оптимально и соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике данного курса.

9.3 Существует ли связь между основным текстом и иллюстративными материалами учебника? Каким образом и с какой целью она осуществляется?

Связь существует и осуществляется к целью ознакомления учащихся со сведениями из биографий учёных, развития представлений о процессах, происходящих в природе и т.д.

9.4 Каково качество полиграфического исполнения иллюстративного материала?

Иллюстративный материал представлен в чёрно-белом исполнении.

  • Аппарат ориентировки

10.1 Где расположено оглавление? Насколько эффективно такое решение?

В конце учебника. Данное решение не эффективно.

10.2 Что в оглавлении помогает учащимся ориентироваться в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначении их уровня сложности?

Выделение названий глав полужирным начертанием. Дополнительный материал выделен курсивным начертанием.

10.3 Какие сигналы-символы используются для ориентировки в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначении их уровня сложности?

Для ориентировки используются специальные символы.

10.4 Как выделяются в учебнике отдельные фрагменты текста?

Каковы принципы использования курсива, жирного шрифта, петита? Используются полужирное и курсивное начертания.

10.5 Какие виды указателей и словарей применяются в учебнике:

а) предметный указатель.

10.6 Есть ли в учебнике колонтитулы и шмуцтитулы? Какую роль они играют?

Отсутствуют.

10.7 Как задействованы форзац и нахзац книги?

На форзаце представлена периодическая система химических элементов с пояснениями. На нахзаце представлена таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде.

10.8 Есть ли в учебнике библиография? Где она расположена? Библиография отсутствует.

10.9 Какие материалы, необходимые для самостоятельного изучения, даны в Приложении?

Данный материал представлен в конце параграфов.

Материально-техническое обеспечение преподавания предметов ЕНЦ.

Требования к оснащению учебного процесса по своему предмету, СанПиН-ы и сделайте сылки. Оцените материально-техническую базу своего кабинета в соответствии с профилем обучения в Вашем образовательном учреждении.

Современные формы, методы и средства обучения

Проанализируйте электронное приложение к учебнику (заполните таблицу)

Сделайте внешние ссылки на нужные Вам цифровые образовательные ресурсы. (не менее 5-7 ссылок)

Открытая химия

Сайт учителей химии

Справочники, тесты, олимпиады

Контрольные работы, тесты, викторины

Учебно-информационный сайт

Разработать урок с использованием мультимедийных средств обучения и проведите его самоанализ по данной схеме

Медиа:Витамины.doc

Самоанализ урока по теме " Витамины "

Главная целевая установка проведенного урока - это реализация идей компетентностного подхода: компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности ( в бытовой сфере , умение использовать освоенное содержание для решения практических познавательных , целостно-ориентационных и коммуникативных задач и проблем ). При анализе урока я исхожу из этой целевой установки.

Тема урока " Необходимые для жизни " ( Витамины ) закономерно вписывается в мой тематический план и является первой темой в разделе " Биологически активные соединения " ( 10 класс, программа О.С. Габриэляна ). Класс 10 аг - группы физико-математического и информационно-технологического профиля, качество знаний по химии составляет 70 %.

Учла возрастные особенности:старшеклассники осознают собственную индивидуальность, склонны занимать крайние позиции в спорах,им присущ юношеский максимализм , склонность к теоретизированию и рассуждению там , где надо действовать . Учла программные требования :понятие о витаминах,их классификация и обозначение, понятие об авитаминозе ,гипер -и гиповитаминозе и их профилактика.

Учла межпредметную связь с биологией - первоначальные представления учащиеся получили в курсе " Биология" 9 класс. Цели урока определены максимально конкретно:

образовательная:

ознакомить с некоторыми витаминами - строением ,свойствами , ролью в организме, содержанием в продуктах питания; актуализировать опорные знания о взаимосвязи строение - свойства;

развивающая:

продолжать формирование у учащихся при незначительной помощи учителя раскрывать для себя знания, анализировать,сравнивать; устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами ;

воспитательная:

применять полученные знания для решения практических задач ; развитие информационно-коммуникативных качеств.

Тип урока :

по дидактической цели -сообщение нового материала ;

по форме проведения- эвристическая беседа с элементами исследовательской деятельности ( практической и теоретической).

Работа парная , для большей наглядности используется компьютерная презентация.

Методы :

частично -поисковые , исследовательские ,которые характеризуются высоким уровнем познавательной самостоятельности учащихся.

Приемы:

инструктирование , работа с использованием опорных схем ,определен материал для самостоятельной работы - познавательные проблемные задачи , решаемые самостоятельно.

Средства обучения:

вербально-коммуникативные , объяснительно-иллюстративные.

Состав групп , составленных мною по педагогическим признакам ,обеспечил результативность и творческую успешность. Использовалось оптимальное сочетание фронтальных , парных и индивидуальных форм обучения (опрос , работа в группах). Фронтальная форма задала всем одинаковую последовательность операций и вовлекла в эти операции всех учащихся в соответствии с их природными возможностями , а индивидуальная форма обучения была реализована в диалоге внутри групп и постоянно по ситуациям регулировалась учителем.

Что дала исследовательская деятельность ?

Практическая - провели качественные реакции и установили состав на основании результатов исследования.

Теоретическая- учащиеся показали анализ строения и свойств ; определение витаминов в продуктах питания , анализ витаминных комплексов; дали определение количественному содержанию витаминов.

Учтен принцип обратной связи : осуществляемый мною контроль , анализ и коррекция знаний,умений ,навыков сочетались с самоанализом своей деятельности самими учащимися.

Считаю, что мне удалось реализовать поставленные задачи: учащиеся установили и реализовали связь между знаниями - умениями и ситуацией, применили правильно знания в нужной ситуации.

Психологическая атмосфера - доброжелательная.

Урок способствовал развитию аналитического мышления и компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Использование проектной методики на уроке и во внеурочной деятельности

Проекты

Влияние связующих веществ на качество школьного мела

Медиа:Мел.doc

Сертификаты индивидуальных достижений

Представьте материалы, подтверждающие проведение разработанного Вами урока. По Вашему желанию можно представить наиболее значимые сертификаты, грамоты, благодарности, дипломы профессиональных конкурсов, соревнований, гранты и т.д.

Достижения обучающихся.


Изображение:P1030749.JPG Изображение:P1030743.JPG Изображение:P1030748.JPG Изображение:P1030744.JPG

Мои достижения.

Изображение:P1030737.JPG Изображение:P1030720.JPG Изображение:P1030685.JPG

Коллекции фотографий

Медиа:ОС Кислоты.docОпорная схема может быть использована при изучении темы "Кислоты" ( программа А.Е. Гуревича)

Медиа:ОС Витамины.docОпорная схема может быть использована при изучении темы "Витамины"


Изображение:DSC07548.JPG Здесь располагаются фотоматериалы и описывается возможность их использования в педагогической практике

Умные мысли или обсуждение работы на курсах

Здравствуйте, Людмила Викторовна! Вы молодец. Быстрее всех выполняете план обучения. Уже вышли на финишную прямую. Поздравляю!!! И.А. Петрова