Участник:Раевская Елена

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Раевская Елена Александровна, заместитель директора Дворца творчества детей и юношества г.Петрозаводска; педагог дополнительного образования; педагог-психолог.


Результаты работы над методической темой Рефлексивно-гуманистические отношения как условие развития саосознания личности в подростковом и юношеском возрасте.

Научная новизна исследования заключается: 1. в разработке в системе дополнительного образования детей обоснованного комплекса научно-методических средств, обеспечивающих развитие самосознания личности в подростковом и юношеском возрасте – рефлексивно-гуманистических отношений; 2. в разработке метода взаимосвязанного исследования рефлексии и самосознания: анкеты-опросника «Исследование Я»; 3. в выявлении, в результате применения батареи тестов, ряда взаимо-связанных изменений в самосознании, рефлексии, самоотношении и лич-ностных особенностях старших подростков и юношей.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что: 1. систематизированы теоретические подходы к взаимосвязанному изучению рефлексии и самосознания; 2. разработан обоснованный научно-методический комплекс, обеспечивающий самопознание и самовоспитание подростков и юношей в системе дополнительного образования детей; 3. разработана анкета-опросник «Исследование Я»; 4. рефлексия и самосознание экспериментально показаны в развитии во взаимосвязи.

Практическая значимость исследования определяется следующими моментами: 1. разработан примерный сценарий тренинга, обеспечивающего реализацию рефлексивно-гуманистических отношений, который может быть использован в практике различных видов учреждений дополнительного образования детей; 2. выводы и рекомендации исследования создают научно-методическую основу для моделирования условий, влияющих на развитие самосознания старшеклассников через актуализацию рефлексии; они могут быть использованы в теоретических курсах общей и педагогической психологии, психологии личности; а также при: 1) составлении дополни-тельных образовательных программ, 2) изучении особенностей развития самосознания личности в старшем подростковом и юношеском возрасте в учебно–воспитательном процессе, 3) решении воспитательных задач, 4) создании программ профессиональной подготовки педагогических кадров, 5) организации работы с классными руководителями и заместителями директоров по воспитательной работе общеобразовательных учреждений.

Внедрение результатов исследования 1. Была разработана и реализована авторская программа дополнитель-ного образования детей «Подросток в зеркале собственной личности» (на базе Дворца творчества детей и юношества г. Петрозаводска), которую с 1994 по 2008 гг., освоили свыше 700 старшеклассников. 2. Была создана авторская программа дополнительного образования детей «Эфир доверия» (1998-2006 гг.), ставшая в 2003 г. участником VI Всероссийского конкурса авторских программ и Республиканского кон-курса образовательных инициатив. 3. На основе рефлексивно-гуманистических отношений был разрабо-тан и реализован на ГТРК «Карелия» телевизионный проект для подрост-ков и молодежи – 40-минутная передача в прямом эфире «Эфир доверия» (1998-2003 гг.). За пять лет вышло свыше 45 телепередач, в которых при-няли участие более 800 старшеклассников и студентов. 4. Творческим результатом старшеклассников, освоивших содержание программы в МОУ ДОД «ДТДиЮ», является создание сценических работ, в которых они выражают своё видение проблем подросткового возраста: хореографической миниатюры «Подростки» (идея участников тренин-га из хореографического ансамбля «Радуга» 1995 г., рук. И.А.Макурова, З.С.Васильева); авторских коллекций одежды (идея участников тренинга из театра моды «Илотар» 2000-2001 г., рук. И.Д.Порошина, З.С.Васильева); хореографической миниатюры «Про нас…» («Аргентинское танго») 2004 г. (идея подростков, участников тренинга из детского хореографиче-ского Образцового ансамбля России «Созвездие», рук. Н.А.Вахтерова). 5. Было разработано рефлексивное сопровождение для образователь-ной программы музейной педагогики «Погружение в историко-культурную и природную среду всемирно известного острова Кижи» 2004–05 гг. и исследовано его влияние на развитие самосознания подрост-ков. 6. Была разработана и реализована система рефлексивно-гуманистических отношений (в форме тренингов, семинаров, круглых сто-лов, управленческих планёрок, рефлепрактик) с различными субъектами образовательного процесса (обучающимися, педагогами, управленцами, родителями) в условиях многопрофильного учреждения дополнительного образования детей МОУ ДОД «Дворец творчества детей и юношества» г. Петрозаводска и МОУ ДОД «Дом творчества детей и юношества» г.Кондопога. 7. Была разработана в соавторстве воспитательная система Петрозавод-ского Дворца творчества детей и юношества, ставшего лауреатом II Все-российского конкурса воспитательных систем в номинации «Дополни-тельное образование» (2004 г.), дипломантом I степени III Всероссийского конкурса систем воспитательной работы в номинации «Дворец творчест-ва» (2007 г.). Также, результаты исследования были использованы при раз-работке материалов Дома творчества детей и юношества г.Кондопога на III Всероссийский конкурс систем воспитательной работы, ставшего дипло-мантом II степени в номинации «Дом творчества» (2007 г.). 8. Были разработаны и реализованы по запросу администрации г. Петрозаводска проект «Городское родительское собрание» (1998-2008 г.г.); проект методического объединения педагогов-психологов дополни-тельного образования «Школа рефлексивной психологии сотворчества» (1996–2008 г.г.). 9. Была разработана и реализована 72-часовая программа авторских курсов «Науко- практика рефлексивной психологии сотворчества» для пе-дагогов дополнительного образования и психологов и система семинаров курсовой подготовки педагогов дополнительного образования детей в ГОУ ИПК РО Республики Карелия (2003 г.). 10. Результаты исследования приводятся в курсе общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

Содержание

Публикации

1. Раевская Е.А. Рефлексивно-гуманистические отношения как условие развития самосознания (на примере старшего подросткового и юношеско-го возраста) // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008. №4. – С. 124 – 127. 2. Раевская Е.А. Психологическое сопровождение в дополнительном образовании: рефлексивно-гуманистические отношения в практике учреж-дения дополнительного образования детей. – Петрозаводск: Изд-во Дворец творчества, 2008. – 72 с. 3. Коршакова М.С., Назарова (Раевская) Е.А. Психологические аспекты женской магии в традиционной вышивке / Сб. докладов международной научной конференции по проблемам изучения, сохранения и актуализации народной культуры русского севера «Рябининские чтения ׳95». – Петрозаводск, 1997. – с. 377 – 385. 4. Раевская Е.А. Моделирование краткосрочных программ, создающих условия для самопознания и самовоспитания старшеклассников. Вестник ИПК РО. – Петрозаводск, 2008. – С. 148 – 159. 5. Раевская Е.А. Программа личностного развития для подростков с проблемами в здоровье // Сб. Адаптация детей и молодёжи с нарушением интеллекта. Методическое пособие. – Петрозаводск, 2007. – 50 с.

Отзывы

много :)))))

Сертификаты индивидуальных достижений

есть :))))

Коллекции фотографий

будут :)))))

Здесь располагаются ссылки на и описывается возможность использования этого инструмента в педагогической практике

Вики-статьи

Здесь располагаются ссылки на статьи и описывается возможность использования этого инструмента в педагогической практике

Ссылки на ресурсы

Перечень интересных творческих работ учащихся Сетевые и учебные проекты

задачи по работе с детьми по Типовому положению: развитие мотивации к познанию творчеству ...3*1
задачи по работе с коллегами по концепции Дворца: развитие педагогического мастерства ...3*2
задачи по работе с родителями развитие общественно-государственного самоуправления ...3*3

Результаты работы

анкета ромашка http://anketer.ru/polls/view/2978/


это коллекция Ваших лучших наработок: планы уроков, сценарии внеклассных мероприятий; разработанные Вами раздаточные материалы, упражнения, пособия, тесты. А также детские работы, дипломы, доклады, грамоты, и т.д.

[[Категория:]]участник [[Категория:]]заместитель директора по научно-методической работе [[Категория:]]педагог-психолог [[Категория:]]педагог-дополнительного образования