УчастникLadyM

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Программа повышения квалификации педагогов Информационные технологии в деятельности учителя-предметника Программа повышения квалификации

Содержание Пояснительная записка учебно-тематический план Модули содержания программы

ИКТ-подготовка в структуре педагогической деятельности Организация рабочего места учителя с использованием компьютера Понятие единого информационного пространства образовательного учреждения, модели его построения, личное информационное пространство учителя Организация личного информационного пространства учителя. Введение в Microsoft Windows Методические основы подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office Приемы подготовки дидактических материалов в Microsoft Word Приемы подготовки дидактических материалов в Microsoft Excel Приемы подготовки наглядных средств и учебно-методических материалов в Microsoft PowerPoint Графический иллюстративный материал в деятельности учителя Интернет в образовательной деятельности Основы построения сети Интернет Образовательные возможности сервисов сети Интернет Основы поиска ресурсов образовательного назначения в сети Интернет Образовательные ресурсы Интернета (обзор и тематический поиск) Сетевые образовательные сообщества и проекты Правовые аспекты использования Интернет-ресурсов в образовании Технологические основы создания сайта поддержки учебной деятельности Цифровые образовательные ресурсы в педагогической деятельности ИКТ в педагогическом процессе Электронные ресурсы для использования в педагогическй деятельности Проектирование урока с использованием средств ИКТ.Практикум. Методические аспекты использования средств ИКТ на уроке.Практикум. Деятельность руководителя ОУ по внедрению ИКТ в образовательном учреждении

Пояснительная записка

Программа рассчитана на реализацию ИМЦ проекта ИСО. В основу программы положены идеи компетентностного подхода, с позиций которого профессионализм педагога можно рассматривать как синтез компетеностей, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. Под компетентностью понимается совокупность знаний, умений и опыта деятельности.При этом, наличие опыта является определяющим по отношению к выполнению учителем профессиональных функций.

В ИКТ компетентности учителя-предметника можно выделить два аспекта

базовая ИКТ-компетентность и предметно-ориентированная.

Под базовой ИКТ-компетентностью понимается инвариант знаний, умений и опыта, необходимый учителю-предметнику для решения образовательных задач, прежде всего, средствами ИК-технологий общего назначения.

Предметно-ориентированная ИКТ-компетентность предполагает освоение специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и формирование готовности к их внедрению в образовательную деятельность.

Обучение по данной программе направлено, прежде всего, на формирование базовой ИКТ-компетентности учителей-предметников. Реализация настоящей программы, предусматривающей формирование и развитие базовой ИКТ компетентности учителя-предметника, предполагает реализацию контекстного обучения. Т.е., осуществляется в ходе моделирования подготовки дидактических средств и проектирования функционально ориентированных компонентов образовательной деятельности.

Базовые знания, умения и навыки использования средств ИКТ в профессиональной деятельности учителя-предметника слушатели данной программы приобретают при освоении, в первую очередь, продуктов компании Microsoft. Длительность обучения – 72 часа.

Перечень компетенций учителя-предметника в сфере ИКТ

1.Наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ. 2.Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе. 3.Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность, цифровых образовательных ресурсах, выполненных в ходе реализации Федеральных целевых программ. 4.Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс. 5.Владение приёмами организации личного информационного пространства, интерфейсом операционной системы, приёмами выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы, основными приёмами ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов. 6.Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий раздаточных материалов, презентаций и др.): a.вводом текста с клавиатуры и приёмами его форматирования; b.подготовкой раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовыми приёмами работы с инструментами векторной графики; c.приёмами работы с табличными данными (составлением списков, информационных карт, простыми расчётами); d.приёмами построения графиков и диаграмм; e.методикой создания педагогически эффективных презентаций (к уроку, выступлению на педсовете, докладу и т.п.); 7.Владение простейшими приёмами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности на основе растровой графики:

a.приёмами коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и Web-страницах; b.приёмами вывода изображений на печать, записи на CD 8.Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности: a.приёмами навигации и поиска образовательной информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе b.приёмами работы с электронной почтой и телеконференциями; c.приёмами работы с файловыми архивами; d.приёмами работы с интернет-пейджерами (ICQ, AOL, и т.п.) и другими коммуникационными технологиями.

9.Наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность.

10.Владение технологическими основами создания сайта поддержки учебной деятельности: a.наличием представлений о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта поддержки учебной деятельности; b наличие представлений о структуре web-страницы; c.владение простейшими приёмами сайтостроения, обеспечивающими возможность представления образовательной информации в форме сайта – файловой системы; d.владение приёмами публикации сайта поддержки учебной деятельности в Интранет и Интернет.


Учебно-тематический план

Раздел программы учебных часов

Лекции ,Семинары, практические занятия

1.Введение 2ч. 1.1 ИКТ-подготовка в структуре педагогической деятельности 2 ч. 2. Организация рабочего места учителя с использованием компьютера 6ч ( 2+ 4) 2.1 Понятие единого информационного пространства образовательного учреждения, модели его построения, личное информационное пространство учителя 2ч. 2.2 Организация личного информационного пространства учителя.4 ч.( 2+2)

Введение в Microsoft Windows 4

3. Методические основы подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office 16 16 3.1 Приемы подготовки дидактических материалов в Microsoft Word 4ч. 3.2 Приемы подготовки дидактических материалов в Microsoft Excel 4 ч. 3.3 Приемы подготовки наглядных средств и учебно-методических материалов в Microsoft PowerPoint 4ч. 3.4 Практикум «Создание наглядных и учебно-методических материалов средствами Microsoft Office» 4 ч. 4. Графический иллюстративный материал в деятельности учителя 4+ 4 ч. 4.1 Информационное пространство графических документов учителя. Приёмы подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов в образовательной деятельности 4ч. 5. Интернет в образовательной деятельности 30ч.( 2+ 28) 5.1 Основы построения сети Интернет 2ч. 5.2 Образовательные возможности сервисов сети Интернет 4ч. 5.3 Основы поиска ресурсов образовательного назначения в сети Интернет 2ч. 5.4 Образовательные ресурсы Интернета (обзор и тематический поиск) 2ч. 5.5 Сетевые образовательные сообщества и проекты 2ч. 5.6 Интернет-каналы 2ч. 5.7 Правовые аспекты использования Интернет-ресурсов в образовании 1 ч. 5.8 Введение в технологию создания Web-сайтов образовательного назначения и основы языка HTML 2 ч. 5.9 Технологические основы создания сайта поддержки учебной деятельности 4 ч. 5.10 Практикум «Создание макета сайта–портфолио учителя» 6ч. 6. Использование цифровых ресурсов в педагогической деятельности 14ч.( 3+ 11) 6.1 ИКТ в педагогическом процессе 2ч. 6.2 Подбор электронных ресурсов для использования в педагогической деятельности 1+ 3 ч. 6.3 Планирование урока с использованием средств ИКТ 4 ч. 6.4 Практикум. Методические аспекты использования средств ИКТ на уроке 4 ч.

Всего: 72 ч( 9+ 63) 7. Дополнительный модуль 7.2 Деятельность руководителя по внедрению ИКТ в образовательном учреждении 4+ 4ч.


Модули содержания программы

Введение ИКТ-подготовка в структуре педагогической деятельности Программа модуля (2 часа)

Цель обучения

Знакомство со структурой курса, основными целями и задачами. Знакомство с организацией обучения. Общая постановка задачи на выпускную работу, ознакомление с требованиями к выпускной работе.

Требуемый начальный уровень подготовки слушателей:

Начальная подготовка отсутствует.

Структура модуля ИКТ-подготовка в структуре педагогической деятельности лекция 2 часа

Содержание занятий Базовая ИКТ-подготовка в структуре педагогической деятельности учителя

1.ИКТ-подготовка в структуре педагогической деятельности

Современные ИКТ: возможности, доступность, дидактические функции в учебном процессе. ИКТ-компетенция учителя-предметника и структура его базовой ИКТ-подготовки. Цели, задачи курса. Практическая значимость учебных тем и модулей в деятельности учителя-предметника.

2.Организация обучения

Знакомство с особенностями обучения, расписанием занятий, внутренним распорядком, правами и обязанностями слушателей. Правила и техника безопасности работы в компьютерном классе.

3.Выпускная работа Понятие и состав выпускной работы слушателя. Общий обзор компонентов и программных средств, изучаемых и используемых при подготовке работы. Демонстрация примеров выпускных работ. Обзор основных этапов обучения с позиции создания компонентов выпускной работы.

Порядок создания выпускной работы. Организационные и технические требования к выпускной работе.

Знания и умения слушателей •Знание целей и задач обучения; •знание особенностей организации обучения; •представление о составе выпускной работы.


Организация рабочего места учителя с использованием компьютера

Понятие единого информационного пространства образовательного учреждения, модели его построения, личное информационное пространство учителя

Программа модуля (2 часа)

Цель обучения Формирование представлений об информационном пространстве ОУ, моделях его построения и личном информационном пространстве учителя как его органической части.

Требуемый начальный уровень подготовки слушателей Начальная подготовка отсутствует.

Структура модуля Понятие единого информационного пространства образовательного учреждения, модели его построения, личное информационное пространство учителя лекция 2 часа

Содержание занятий Понятие единого информационного пространства образовательного учреждения, модели его построения, личное информационное пространство учителя

1.Понятие единого информационного пространства образовательного учреждения Понятие единого информационного пространства образовательного учреждения, проектирование информационного пространства образовательного учреждения.

2.Основные модели построения информационного пространства ОУ Компоненты информационного пространства школы: организационный, программно-технический, кадровый, типовые модели его организации, Классификация информационных средств, составляющих единое информационное пространство учебного заведения.

3.Личное информационное пространство учителя Личное информационное пространство учителя как часть информационного пространства ОУ, рекомендации по его организации. Знания и умения слушателей •Наличие представлений об информационном пространстве ОУ; •знание структуры и типовых моделей организации информационного пространства ОУ; •наличие представлений о структуре личного информационного пространства учителя. Организация личного информационного пространства учителя.

Введение в Microsoft Windows Программа модуля (4 часа)

Цель обучения

Знакомство с персональным компьютером. Организация рабочего места учителя. Основы работы в операционной системе Microsoft Windows. Проектирование личного информационного пространства учителя.

Требуемый начальный уровень подготовки слушателей

Начальная подготовка отсутствует.

Структура модуля Знакомство с персональным компьютером, организация рабочего места учителя практическое занятие 0,5 часа Знакомство с операционной системой Microsoft Windows, работа с файлами и папками практическое занятие 1,5 часа

Основы работы с приложениями практическое занятие 1 час Проектирование личного информационного пространства практическое занятие 1 час

Содержание занятий

Знакомство с персональным компьютером, организация рабочего места учителя

1.Знакомство с аппаратной частью компьютера Компьютер, основные компоненты: системные и периферийные устройства, назначение, основные характеристики. Понятия «Базовая Система Ввода/Вывода(BIOS)», «Загрузка».

2.Работа с персональным компьютером Основные правила работы с персональным компьютером (подключение к сети электропитания, последовательное включение/выключение компьютера и внешних устройств). Основные требования техники безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе с персональным компьютером. Приемы работы с внешними накопителями (дисковод, устройство чтения компакт-дисков).

Знакомство с операционной системой Microsoft Windows, работа с файлами и папками

1.Основные понятия операционной системы Документы и программы. Файлы, папки. Файловая система. Интерфейс операционной системы Microsoft Windows. Рабочий стол. Значки и ярлыки. Панель задач. Меню «Пуск». Окно, основные элементы окна. Работа с окнами: открытие, закрытие, сворачивание, восстановление, перемещение, изменение размеров.

2.Справочная система Microsoft Windows Гипертекстовая структура справки, указатель, содержание, поиск.

3.Работа с файлами и папками. Программа «Проводник» Программа «Проводник»: интерфейс, приемы работы. Создание, переименование, перемещение, копирование файлов и папок. Свойства папок. Групповые операции: приемы последовательного и выборочного выделения файлов в списке. Работа с контекстным меню. «Корзина».

4.Поиск файлов и папок средствами Microsoft Windows Поиск файлов и папок по имени, по дате, по содержимому. Поиск с использованием маски имени.

5.Работа в локальной сети «Сетевое окружение». *Ресурсы локальной сети, организация доступа, поиск в сети .

Основы работы с приложениями

1.Стандартные приложения Microsoft Windows Знакомство со стандартными приложениями: Блокнот, Калькулятор. Знакомство с интерфейсом программ. Представление о стандартизации интерфейса.

2.Приемы работы с приложениями Операции с файлами в приложениях Windows (на примере стандартных приложений): «Создать» (New), «Открыть» (Open), «Сохранить» (Save), «Сохранить как» Save As). Работа с несколькими приложениями. Приемы переключения между окнами приложений. Понятие буфера обмена, операции «Копировать» (Copy), «Вырезать» (Cut) и «Вставить» (Paste).

3.Установка приложений

Порядок установки и удаления программ (на примере компакт-дисков образовательного назначения).


Проектирование личного информационного пространства

1.Планирование личного информационного пространства Выбор дисков для создания папок, составляющих информационное пространство.. Определение структуры составляющих папок. Определение схемы именования папок и файлов. Примеры проблем, вызванных некорректным именованием. Определение значимости документов и планирование резервного копирования.

2.Создание структуры папок информационного пространства Создание папок. Размещение необходимой начальной информации.

3.Создание архивной копии информационного пространства

Общие представления об архивировании данных. Использование программ архивирования (на примере WinZIP или WinRAR). Запись данных на компакт-диск.

Знания и умения слушателей

•Первичное представление о компьютерах; •знакомство с интерфейсом Microsoft Windows; •умение работать с файловой системой (создание, копирование, переименование и удаление файлов и папок); •умение работать с программами, использовать буфер обмена, знание стандартных программ Microsoft Windows; •умение планировать и организовать личное информационное пространство.


Методические основы подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office

Приемы подготовки дидактических материалов в Microsoft Word

Программа модуля (4 часа)

Цель обучения

Овладение основами работы с редактором Microsoft Word. Знакомство с возможностями, принципами и основными приемами подготовки дидактических материалов.

Требуемый начальный уровень подготовки слушателей Знакомство с операционными системами семейства

Microsoft Windows, общие навыки работы с приложениями Windows и буфером обмена.

Структура модуля

Приемы подготовки дидактических материалов в Microsoft Word практическое занятие 4 часа

Содержание занятий

Приемы подготовки дидактических материалов в Microsoft Word

1.Знакомство с программой Microsoft Word Запуск программы, открытие, создание и сохранение документа. Знакомство с меню и панелями инструментов.

2.Начальные приёмы работы с текстом документа

Ввод текста. Перемещение по тексту. Редактирование текста. Проверка орфографии и грамматики.

3.Работа со шрифтами Использование шрифтов. Выбор гарнитуры, кегля. Цвет текста.

4.Форматирование абзацев Форматирование текста абзаца: режим выравнивания, межстрочный интервал, отступ.

5.Расширенные приемы редактирования текста Команды копирования, вставки, перемещения выделенного фрагмента. Команды «Отменить» (Undo), «Вернуть» (Redo).

6.Языковые характеристики документа Язык документа. Расстановка переносов

7 Основы работы с изображениями Вставка графических изображений. Положение рисунков относительно текста. Изменение видимых размеров изображения.

8.Знакомство со списками, таблицами Создание нумерованных и маркированных списков. Создание и форматирование таблиц.

9.Печать документов Печать документов. Предварительный просмотр. Знания и умения слушателей •Представление о программе Microsoft Word; •умение создавать и сохранять документы с различным шрифтовым оформлением; •умение форматировать абзацы документа; •вставка рисунков в текст; •знание приемов работы со списками и таблицами.


Приемы подготовки дидактических материалов в Microsoft Excel

Программа модуля (4 часа)

Цель обучения

Овладение приемами создания дидактических материалов в программе Microsoft Excel, приемами проведения вычислений и анализа данных электронных таблиц.

Требуемый начальный уровень подготовки слушателей

Знакомство с операционными системами семейства Microsoft Windows и программой Microsoft Word.

Структура модуля

Основы работы с электронными таблицами практическое занятие 3 часа

Приемы создания дидактических материалов практическое занятие 1 час

Содержание занятий

Основы работы с электронными таблицами

1.Знакомство с программой Microsoft Excel

Запуск программы, открытие, создание и сохранение документа. Знакомство с меню и панелями инструментов.

2.Начальные приемы работы

Структура книги. Приемы работы с рабочими листами. Выделение ячеек, строк, столбцов, произвольных диапазонов. Вставка и удаление ячеек. Изменение размеров ячеек. Копирование и перемещение данных.

3.Ввод и форматирование данных Типы данных. Ввод и форматирование текстовых, числовых данных, даты и времени. Автозаполнение. Построение последовательностей и пользовательских списков. Приемы оформления таблиц.

4.Простейшие вычисления

Правила ввода формул. Вставка функций. Категории функций. Использование простейших функций СУММ, СРЗНАЧ. Использование автосуммы. Ошибки в вычислениях.

5.Приемы создания диаграмм Создание диаграмм. Автоматическое и ручное задание рядов диаграммы. Типы и виды диаграмм. Редактирование и форматирование объектов диаграммы. Создание диаграмм на основе данных, расположенных в несмежных диапазонах.

6.Приемы анализа данных Приемы сортировки и фильтрации данных. Автофильтр. Использование статистических функций для анализа данных.

Приемы создания дидактических материалов 1.Использование Microsoft Excel для создания дидактических материалов Примеры дидактических материалов. Технологические особенности и возможности Microsoft Excel для подготовки печатных и электронных дидактических материалов.

2.Приемы создания интерактивных тестов. Использование средств проверки данных для формирования раскрывающихся списков.

Использование логических функций для проверки значений. Создание интерактивных тестов.

Знания и умения слушателей •Понимание назначения и возможностей Excel; •умение создавать и форматировать таблицы, представлять табличные данные в графическом и печатном виде; •умение проводить вычисления; •представление о приемах анализа данных; •представление о приемах использования Excel для разработки дидактических материалов.

Приемы подготовки наглядных средств и учебно-методических материалов в Microsoft PowerPoint

Программа модуля (4 часа)

Цель обучения

Овладение приемами создания педагогически эффективных презентаций в программе Microsoft PowerPoint для использования в качестве наглядного и дидактического материала в ходе организации обучения.

Требуемый начальный уровень подготовки слушателей

•Знакомство с программой Microsoft Word;

Структура модуля Основы создания простых презентаций практическое занятие 3 часа

Подготовка презентаций для использования в учебном процессе практическое занятие 1 час

Содержание занятий

Основы создания простых презентаций

1.Общие представления о презентациях Понятие мультимедийной презентации, цели и задачи ее создания. Понятие слайда как структурного элемента презентации. Примеры презентаций и их использования в учебном процессе.

2.Знакомство с программой Microsoft PowerPoint. Стандартные способы создания презентаций Запуск программы Microsoft PowerPoint. Знакомство с меню и панелями инструментов. Мастер автосодержания. Создание презентации на основе шаблона оформления. Создание пустой презентации. Сохранение презентации.

3.Создание слайдов различных типов Титульный слайд. Понятие разметки слайда. Создание слайда с определенной разметкой. Заголовок и подзаголовок слайда. Приемы форматирования и оформления текста на примере заголовка и подзаголовка. Слайды со списками: создание нумерованных, маркированных списков и маркированных списков с графическим оформлением. Изменение уровня текста в списке. Создание слайдов с таблицами. Форматирование и оформление таблиц. *Создание слайдов, содержащих диаграммы. Изменение типа и настроек диаграммы. Изменение рядов данных для диаграммы.

4.Размещение объектов на слайдах Создание и настройка текстовых надписей: шрифты, выравнивание и ориентация текста. Оформление надписи: заливка, рамка. Размер, положение. Понятие автофигуры. Способы изменения формы автофигуры: маркеры изменения формы. Произвольные автофигуры и текст. Добавление изображений из Коллекции картинок. Добавление изображений из файлов.

5.Оформление отдельных слайдов и презентации в целом Фон слайда: различные способы заливки.

6.Редактирование презентации в целом Различные режимы работы с презентацией (режим слайда, режим структуры, режим сортировщика, режим заметок). Работа в режиме сортировщика слайдов: перемещение, удаление, копирование вставка слайдов.

Подготовка презентаций для использования в учебном процессе

1.Подготовка презентации к демонстрации и демонстрация Переходы слайдов. Настройка времени и способа перехода слайдов. Демонстрация презентации. Использование средств навигации во время демонстрации.

2.Создание раздаточных материалов и печать презентации Заметки к слайдам. *Экспорт презентации в Word. Печать презентации. Печать презентации в черно-белом режиме. Знания и умения слушателей •знакомство с приемами создания мультимедийных презентаций для формирования электронных и печатных дидактических и учебно-методических материалов и т.д.

Графический иллюстративный материал в деятельности учителя

Программа модуля (4 часа)

Цель обучения

Сформировать представления о построении изображений растровой графики и структуре информационного пространства графических документов учителя.

Научить: •систематизировать графические документы, необходимые в качестве иллюстративного материала для проведения уроков. •обрабатывать изображения растровой графики, •оптимизировать по параметрам «качество изображения»-«размер файла» для их размещения в создаваемых электронных ресурсах. Требуемый начальный уровень подготовки слушателей •Владение основами педагогических технологий, представление о роли учителя в педагогическом процессе. •Знакомство с технологиями подготовки печатных и электронных документов в программах Word, Excel, PowerPoint и др.

Структура модуля

Законы формирования и растровая структура фотографических изображений, используемых в электронных документах. лекция 1 час

Формирование информационного пространства изображений семинар 1 час

Цифровые документы и цифровые ресурсы семинар 2 час Содержание занятий

Информационное пространство графических документов

1.Законы формирования и растровая структура фотографических изображений

Растровая структура фотографических изображений, используемых в электронных документах. Пиксель. Модель RGB. Размеры изображений (в пикселях); размеры файлов. Форматы файлов изображений с сохранением качества изображения (BMP, TIFF, PNG-24, PSD); Форматы с ухудшением качества изображения (GIF, JPEG, PNG-8). Примеры сохранения штриховых и фотографических изображений. 2. Формирование информационного пространства изображений

Просмотр изображений на экране Просмотровщики графики в MS Windows и MS Office. Проводник как просмотровщик графических документов. Загрузка изображения в документ с помощью Проводника. Программа просмотра изображений и факсов. Microsoft Office Picture Manager как просмотровщик изображений. Формирование информационного пространства изображений с помощью: •системы ярлыков •органайзера картинок (программа Коллекция картинок) •Программы Microsoft Office Picture Manager Составление коллекций; добавление документов в коллекции, ключевые слова, поиск нужных изображений в коллекциях. Рекомендации по созданию общего информационного пространства.

3.Приёмы подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов в образовательной деятельности

Загрузка и сохранение изображений (быстрое сохранение, экспорт изображения) Имя и формат сохраняемого файла. Поворот фотографии, ее обрезка, изменение размера. Настройка яркости, контрастности и цветности изображения. Автоматическая и «ручная» коррекция яркости и контрастности. Автоматическая регулировка цвета. Подготовка фона для слайдов PowerPoint. Устранение эффекта красных глаз.

Знания и умения слушателей •Представления о принципах растровой графики •Представление об информационном пространстве графических документов, о приемах его структурирования, формирования коллекций, добавления изображений в коллекции, поиска документов в коллекциях, формирования общего информационного пространства ОУ. •Умение обрабатывать фотографии для размещения в электронных документах; улучшение качества видимого изображения.

Интернет в образовательной деятельности

Основы построения сети Интернет Программа модуля (2 часа)

Цель обучения

Создание представления о сети Интернет как о едином информационном пространстве, знакомство слушателей с основными понятиями и принципами организации локальных, корпоративных, глобальных сетей и всемирной сети Интернет.

Требуемый начальный уровень подготовки слушателей Знакомство с операционными системами семейства Microsoft Windows, общие навыки работы с приложениями Microsoft Windows. Структура модуля Основы построения сети Интернет практическое занятие 2 часа

Содержание занятий

Основы построения сети Интернет

1.Основные концепции Интернет как глобальная компьютерная сеть. Интернет как информационное пространство. Интернет как средство коммуникации. История развития Интернета. 3.Основные понятия компьютерных сетей Основные понятия: среда передачи, топология сети, сетевая технология, протокол, пакетная коммутация. Устройства передачи данных: сетевой адаптер, модем.

  • Уровни сетевого взаимодействия. *Локальные и глобальные сети.

4.Основы стека протоколов TCP/IP Протокол IP: понятие IP-адреса. Понятие маршрутизации.

  • Протоколы транспортного уровня.

5. Понятие сервиса Интернет Технология клиент-сервер. Протоколы прикладных сервисов. Понятие и структура сервиса. Возникновение и регистрация протоколов и сервисов. Основные сервисы Интернет. 6.Система доменных имен (DNS) Организация пространства имен. Домены первого уровня. Доменное имя. Полностью определенное доменное имя (FQDN). Понятия «DNS-сервер» и «Зона ответственности». *Порядок разрешения имен. 7.Организация доступа к сети Интернет Понятие провайдера. Подключение по выделенным и коммутируемым телефонным каналам. Понятие качества связи. Знания и умения слушателей •Знание общих принципов организации сетей разного уровня; •понимание особенностей Интернет как объединения различных сетей; •представление об адресации в сети Интернет; •представление о способах подключения к сети Интернет. Образовательные возможности сервисов сети Интернет

Программа модуля (4 часа)

Цель обучения

Изучение основных сервисов сети Интернет. Назначение, область применения в учебном процессе, образовательные возможности и отличительные особенности каждого из рассматриваемых сервисов.

Требуемый начальный уровень подготовки слушателей Знакомство с операционными системами семейства Microsoft Windows, общие навыки работы с приложениями Windows. Структура модуля

WWW-сервис практическое занятие 1 час Электронная почта практическое занятие 1 час FTP-сервис практическое занятие 1 час Средства коммуникации в Интернете практическое занятие 1 час Содержание занятий

WWW-сервис. Web-ресурсы образовательного назначения

1.Основные концепции Цели разработки WWW: концепция «универсальной читаемости» («Universal readership»). История WWW. Понятие гипертекста. Гипертекст как способ организации данных. Понятие и структура Web-документа. Адресация в WWW: понятие URL. Понятие Web-сайта. Протокол HTTP. Понятие и функции Web-клиента. Понятие и функции Web-сервера.

2.Работа с программой Microsoft Internet Explorer. Web-интерфейс как универсальная основа представления образовательной информации Microsoft Internet Explorer: общий обзор интерфейса программы. Загрузка документов по URL. Использование гиперссылок. Приемы сохранения документов. Основные панели инструментов программы Microsoft Internet Explorer. Работа с папкой «Избранное»: добавление и удаление ссылок, создание вложенных папок и перемещение ссылок. Работа с «Журналом». Настройки программы Microsoft Internet Explorer. Web-интерфейс как универсальная основа представления образовательной информации. Web-ресурсы образовательного назначения (обзор основных классов). Электронная почта в работе с учащимися

1.Основы электронной почты Назначение электронной почты. Понятие и структура почтового сообщения. Понятия почтового ящика и почтового адреса. Почтовые протоколы SMTP, POP3, IMAP4. Понятие и функции почтового сервера. Понятие и функции почтового клиента.

2.Работа с программой Microsoft Outlook Express Интерфейс программы Microsoft Outlook Express. Настройка учетных записей. Чтение, создание и отправка сообщений. Управление сообщениями: создание папок, перемещение и удаление сообщений. *Управление сообщениями с помощью правил. Консультирование учащихся по электронной почте. Работа с адресной книгой.

3.Web-почта Бесплатные почтовые серверы. Web-доступ к бесплатным почтовым серверам.

3.Образовательные ресурсы сети, доступные по электронной почте Списки рассылки. Подписка на рассылки образовательной (методической) информации на примерах (www.fio.ru, som.fio.ru, www.mto.ru и др.)

Использование FTP-сервиса для хранения и обмена образовательной информацией

1.Основы FTP Протокол FTP и особенности передачи файлов. Использование Web-броузеров для доступа к FTP-серверам, программы-клиенты FTP.

2.Образовательные возможности при работе с FTP Программы «перекачивания» файлов; создание и использование FTP-хранилищ для обмена учебной и методической информацией. Организация работы с учащимися на основе средств коммуникации в Интернете,

1.Телеконференции в работе с учащимися Структура и принципы организации телеконференций. Протокол NNTP. Web-форумы. Правила работы с конференциями учебного назначения

2.Работа с телеконференциями в Microsoft Outlook Express Подписка на группы новостей. Чтение и отправка сообщений в конференции. Работа с сообщениями конференций: поиск, группировка и удаление сообщений. Управление сообщениями с помощью правил. Организация обсуждений с учащимися учебных тем.

3.Аудио- и видеоконференции в работе с учащимися Характеристика сервисов. Область использования в учебной работе и дидактические возможности.

4.Методические аспекты работы с учащимися в WebChat-ах и технологиях Instant Mesenger (ICQ и другие)

WebChat-ы, общедоступные чаты образовательного назначения. Правила работы в чатах. Создание чата, организация обсуждений с учащимися учебных тем в чате. Технологии Instant Mesenger, сообщество пользователей ICQ, поиск партнёров, формирование «сетевой» команды учителей и учащихся для решения конкретных образовательных задач.

Знания и умения слушателей •Понимание особенностей организации информационного пространства WWW; •умение пользоваться броузером Microsoft Internet Explorer; •знание основных методов работы с электронной почтой; •умение работать с почтовой программой Microsoft Outlook Express; •представление о списках рассылки; •знакомство с программами для работы с FTP; •владение приемами работы с телеконференциями и группами новостей; •знакомство с возможностями видео- и аудиоконференций

Основы поиска ресурсов образовательного назначения в сети Интернет

Программа модуля (2 часа) Цель обучения

знакомство с особенностями, методами и приемами поиска образовательной информации в сети Интернет, использованием средств поиска информации в деятельности учителя и учащегося. Требуемый начальный уровень подготовки слушателей

•Практические навыки работы с операционными системами семейства Microsoft Windows; •знакомство с основными понятиями и сервисами Интернет – WWW, электронной почтой, телеконференциями, FTP; •умение работать с броузером Microsoft Internet Explorer.

Структура модуля Основы поиска ресурсов образовательного назначения в сети Интернет практическое занятие 2 часа Содержание занятий

Основы поиска ресурсов образовательного назначения в сети Интернет

1.Общие понятия Технология поиска информации в Интернет. Информационные ресурсы для учителя и учащихся. Информационно-поисковые системы в Интернет: поисковые каталоги и поисковые машины; глобальные и локальные информационно-поисковые системы.

2.Основы поиска информации в WWW Использование возможностей Microsoft Internet Explorer: «поиск из адресной строки» и панель «Поиск». Основы поиска с помощью глобальных и локальных каталогов. Основы поиска с помощью глобальных и локальных поисковых машин. Понятие расширенного поиска. Сравнение результатов, полученных от разных информационно-поисковых систем.

3.*Понятие и структура языка запросов Понятие языка запросов. Общая структура языков запросов современных информационно-поисковых систем Интернета: логические операторы, операторы расстояния, операторы учета особенностей естественного языка.

4.Образовательные ресурсы Интернет как информационно-поисковые пространства Характеристика образовательных ресурсов Интернета как информационно-поисковых пространств. Особенности поиска на различных ресурсах Интернета. Использование средств поиска информации в деятельности учителя и учащегося.

Знания и умения слушателей •Представление о типах и принципах работы поисковых систем, а также о структуре языков запросов современных информационно-поисковых систем; •умение спланировать и провести процедуру поиска ресурсов образовательного назначения; •наличие представлений о дидактическом использовании процедур поиска образовательной информации.


Образовательные ресурсы Интернета (обзор и тематический поиск)

Программа модуля (2 часа)

Цель обучения

Знакомство с образовательными ресурсами сети Интернет.

Требуемый начальный уровень подготовки слушателей

•Практические навыки работы с операционными системами семейства Microsoft Windows; •знакомство с основными понятиями и сервисами Интернет – WWW, электронной почтой, телеконференциями, FTP; •умение работать с броузером Microsoft Internet Explorer.

Структура модуля Образовательные ресурсы Интернета (обзор и тематический поиск) практическое занятие 2 часа

Содержание занятий

Обзор и тематический поиск образовательных ресурсов Интернета 1.Обзор образовательных ресурсов российского сегмента сети Интернет Официальные образовательные порталы федерального значения. Региональные образовательные порталы. Сайты образовательных учреждений. Образовательные интернет-проекты негосударственных учреждений. Обзор образовательных рубрик крупнейших поисковых каталогов.

2.Информационные порталы общего назначения в образовании Энциклопедические и новостные порталы: общий обзор, их значение в образовании. Сайты библиотек: информационные услуги и примеры поиска библиографической информации, инициативные образовательные ресурсы (обзор).

3.Обзор и тематический поиск ресурсов по предмету Обзор и классификация предметных ресурсов Интернета. Знакомство с иностранными и международными ресурсами. Знания и умения слушателей<;br /> • Знакомство с образовательными ресурсами Интернета; •представление о видах и назначении образовательных российских, зарубежных и международных ресурсов сети Интернет

Сетевые образовательные сообщества и проекты

Программа модуля (2 часа)

Цель обучения

Познакомить слушателей с понятием сетевого сообщества, а также с возможными трактовками этого термина. Дать примеры сетевых сообществ.

Требуемый начальный уровень подготовки слушателей •Знакомство с операционными системами семейства Microsoft Windows; •Знакомство с основными сервисами сети Интернет: WWW и электронной почтой. •Навыки сохранения информации из Интернета •Навыки поиска информации в Интернете

Структура модуля Интернет – пространство информационных коммуникаций лекция 0,5 час Примеры сетевых сообществ и проектов лекция 1,5 час

Содержание занятий

Понятие сетевого сообщества 1.Интернет – пространство информационных коммуникаций Изучение сетевых сообществ это - изучение возможной формы человеческих сообществ ближайшего будущего Представление о сетевом сообществе, как о виртуальной форме человеческого общения; представления о сообществе типов «один ко многим», «многие ко многим», «многие ко всем». Определение сетевого сообщества. Представление об устойчивых (стационарных) и неустойчивых (временных сообществах) Примеры сетевых сообществ

1.Сетевые журналы и рассылки Читатели сетевого журнала, получатели рассылок – члены сетевых сообществ. Примеры – Вопросы Интернет-образования, рассылки на subscribe.ru, специализированные рассылки.

2.Форумы, телеконференции, чаты, «живые журналы» Сходные и различающиеся черты. Образовательные возможности. Примеры: http://uchim.info, http://pedsovet.org, http://center.fio.ru/festival_forum_main.asp

3.Дистанционное обучение как форма организации временного сетевого сообщества Представление о дистанционном обучении с формированием групп. Пример: http://dlmsk.fio.ru

4.Сообщества авторов и посетителей сетевых хранилищ ресурсов Примеры: Сетевое объединение методистов (http://som.fio.ru), Сеть творческих учителей (http://it-n.ru), Интернет-государство учителей (http://intergu.ru), виртуальные методические объединения.

5.Сетевые проекты дистанционные олимпиады. Конкурсы и фестивали. Фестиваль идей в области образования (http://center.fio.ru/festival.asp). Поддержка и «раскрутка» сетевых сообществ и проекто

Знания и умения слушателей

•Представление о сетевых сообществах и проектах, как о форме пассивного, активного и интерактивного общения, обмена информацией и обучения. •Умение выбрать форму сетевого сообщества для реализации своих профессиональных интересов. •Умение предложить форму сетевого сообщества для обучения и развития школьников.


Интернет-каналы

Цель обучения

Формирование представлений о спутниковом сегменте ЕОИС, ознакомление с информацией, передаваемой по спутниковому образовательному каналу ребуемый начальный уровень подготовки слушателей •Владение файловыми операциями в OS Windows. •Наличие представлений о работе и сервисах Интернета. •Наличие опыта работы в MS Internet Explorer или другом броузере. •Наличие первоначального опыта настройки и конфигурирования приложений. Структура модуля Интернет-каналы, основные принципы работы спутникового сегмента ЕОИС Лекция 1 час Содержание занятий Интернет-каналы, основные принципы работы спутникового сегмента ЕОИС Канальное вещание в Интернете, примеры каналов, подписка на каналы, приём, сортировка и сохранение информации. Канал спутникового сегмента ЕОИС, принципы функционирования, обслуживающие структуры, подписка, содержание информации и график вещания. Сайт http://sputnik.mto.ru/ . Сфера использования информации канала в образовательной деятельности.

Знания и умения слушателей •Наличие представлений о канальном вещании. •Знание принципов организации и функционирования спутникового сегмента ЕОИС. •Наличие представлений о содержании и сфере использования информации, передаваемой по спутниковому образовательному каналу.


Правовые аспекты использования Интернет-ресурсов в образовании

Программа модуля (1 час) Цель обучения

Знакомство с правовыми основами использования информационных и технических ресурсов Интернета, а также особенностями использования ресурсов в деятельности педагога.

Требуемый начальный уровень подготовки слушателей •Практические навыки работы с операционными системами семейства Microsoft Windows;

•знакомство с основными понятиями и сервисами Интернет – WWW, электронной почтой, телеконференциями, FTP; •представление о приемах работы с броузером Microsoft Internet Explorer.

Структура модуля Правовые аспекты использования Интернет-ресурсов в образовании лекция 1 час

Содержание занятий

Правовые основы использования интернет-ресурсов в образовании 1.Знакомство с основными положениями Российского законодательства, регламентирующего использование информационных ресурсов Интернета Основные законодательные акты РФ: УК РФ, Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», Федеральный законы «Об информации, информатизации и защите информации» и «Об участии в международном информационном обмене», Федеральные законы и другие нормативные акты регулирования отношений, связанных с использованием сети Интернет.

2.Законодательно-нормативная база и образование Практические аспекты использования интернет-ресурсов в образовании. Особенности использования иностранных и международных ресурсов.

Знания и умения слушателей •Представление о нормативной базе документов, регламентирующих правовые аспекты использования информационных ресурсов Интернета; представление о правовой особенности использования ресурсов Интернета в образовании

Введение в технологию создания Web-сайтов образовательного назначения и основы языка HTML

Программа модуля (2 часа)

Цель обучения

Знакомство с основными технологическими этапами проектирования сайтов образовательного назначения, компоновкой элементов страниц, а также с инструментальными средствами, используемыми при этом. Требуемый начальный уровень подготовки слушателей

•Знакомство с операционными системами семейства Microsoft Windows;

•опыт работы в сети Интернет. Структура модуля Введение в технологию создания Web-сайтов образовательного назначения и основы HTML лекция 2 часа Содержание занятий Введение в технологию создания Web-сайтов образовательного назначения и основы HTML (лекция)

1.Классификация Web-сайтов образовательного назначения Личные страницы, информационные Web-сайты (сайты учебных заведений, сообществ по интересам, фирм и др.), коммерческие сайты (сайты Интернет-магазинов и т.п.), Web-сайты дистанционного обучения и консультирования.

2.Обзор инструментальных средств Инструментальные средства для создания Web-сайта. Инструментальные средства для создания элементов страниц. Инструментальные средства для публикации Web-сайта.

3.Основы языка HTML Краткая история создания языка HTML. Понятие элемента и тега. Структура HTML-документа. Знания и умения слушателей •Представление о структуре Web-сайта образовательного назначения; •знание основных технологических этапов создания Web-сайта образовательного назначения; •общее представление о назначения языка HTML; •общее представление о структуре HTML-документов и о базовых тегах языка HTML.


Технологические основы создания сайта поддержки учебной деятельности

Программа модуля (4 часа)

Цель обучения

Знакомство с основными принципами разработки и создания сайта поддержки учебной деятельности средствами редактора приемами размещения текстовых и графических объектов на страницах сайта; формирование понимания организации навигации по сайту. Требуемый начальный уровень подготовки слушателей Опыт работы с операционными системами семейства Microsoft Windows, с программой Microsoft Internet Explorer, иметь общее представление о языке разметки гипертекста HTML.

Структура модуля Технологические основы создания сайта поддержки учебной деятельности практическое занятие 4 часа

Содержание занятий Технологические основы создания сайта поддержки учебной деятельности

1.Введение в Microsoft FrontPage (Macromedia Dreamweaver)

Назначение Web-редактора, его компоненты. Инструментарий программы.

2.Создание простейшей Web-страницы Создание новой страницы и нового сайта. Ввод текста. Шрифты, типы шрифтов, особенности шрифтов в HTML. Форматирование текста. Списки. Маркированные списки, нумерованные. Выбор кодировки. Установка параметров страницы. Фон. Проверка орфографии.

3.Гиперссылки

Создание гиперссылок. Метки, создание гиперссылок внутри страницы. Создание гиперссылок типа «mailto». Связь страниц сайта с помощью гиперссылок.

4. Использование таблиц Создание и редактирование таблиц. Работа с таблицами: добавление и удаление ячеек, объединение и разбиение ячеек. Установка параметров таблицы и ячеек. Особенности использования таблиц для компоновки страниц.

5.Графические изображения на Web-страницах Размещение изображений на странице. Создание альтернативного представления изображений. Изображения и гиперссылки. 6.Формирование структуры сайта Понятие структуры сайта. Разработка структуры сайта поддержки учебной деятельности. Особенности добавления и включения в структуру Web-страниц. Навигация. Панели навигации. Создание и редактирование навигации по сайту. Проверка структуры по гиперссылкам.

7. Публикация сайта в Интернете Услуги хостинга. Платный и бесплатный хостинг. Услуги хостинга НП «Школьный сайт» (http://www.edusite.ru). Способы публикации сайта.

Знания и умения слушателей

•знание общего назначения Web-редактора и его инструментов; •владение приемами разработки сайта поддержки учебной деятельности; •умение опубликовать созданный сайт.

Цифровые образовательные ресурсы в педагогической деятельности

ИКТ в педагогическом процессе

Программа модуля (2 часа) Цель обучения

Обозначить место ИКТ в педагогическом процессе.

Создать мотивацию учителя к использованию ИКТ в его непосредственной деятельности.

Требуемый начальный уровень подготовки слушателей

Владение основами педагогических технологий, представление о роли учителя а педагогическом процессе. • Знакомство с технологиями подготовки печатных и электронных документов в программах Word, Excel, PowerPoint и др. • Навыки навигации и поиска информации в Интернет Структура модуля ИКТ в образовании – развитие средств ТСО. Мультимедиа и наглядность. лекция 1 час

Цифровые документы и цифровые ресурсы лекция 1 час Содержание занятий

ИКТ в образовании – эволюция средств ТСО

1. Использование традиционных педагогических приемов в условиях использования ИКТ ИКТ в образовании – революция или эволюция? ИКТ и развитие кругозора. Проблемное обучение. Активизация аналитической деятельности. Мультимедиа – дновременное включение нескольких каналов восприятия информации.

2. Наглядность в обучении – проблемы использования Современное информационное пространство детей: доминирование аудиовизуального ряда и необходимость использования мультимедиа к преподавании, как требование «говорить» на язык, близком учащимся. Наглядность и эмоциональное восприятие. «Опасность» избыточной мультимедийности. Терминология: цифровые документы и цифровые ресурсы

3. Понятие цифрового документа, цифрового ресурса, электронного издания Терминология: отличие аналогового документа от цифрового. Ресурсы – информационные и инструментальные (компьютерные программы). Электронные издания.

4. Примеры использования ресурсов Представления о ресурсах. Примеры конкретных образовательных ресурсов, которые учитель может использовать в повседневной работе. Сходство и отличие от ресурсов «для самообразования». Сохранение отдельных блоков и фрагментов на жесткий диск для последующего использования. Примеры ресурсов. Совместное обсуждение со слушателями.

Знания и умения слушателей •Представления о проблемах и преимуществах, возникающих от внедрения ИКТ в современный педагогический процесс.


Подбор электронных ресурсов для использования в педагогическй деятельности

Программа модуля (4 часа) Цель обучения

Освоение двухэтапной методики подбора ресурсов для проведения урока.

Знакомство с основными образовательными порталами и хранилищами (каталогами) ссылок на ресурсы. Закрепление навыков целенаправленного поиска информации, освоенного ранее

Требуемый начальный уровень подготовки слушателей

• Представления об основных подходах и возможностях использования ИКТ в образовательном процессе; • представления о номенклатуре и дидактических возможностях ресурсов, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность; • знакомство с основными сервисами сети Интернет; • наличие начальных практических умений проектирования педагогической деятельности; • владение начальными умениями поиска информации в сети Интернет.

Структура модуля

Двухступенчатая система подбора информации и ресурсов. Лекция 1 час Свободный подбор информации и ресурсов Семинар 1 час Целенаправленный поиск информации, подбор Интернет-ресурсов и ресурсов на CD Семинар 2 час

Содержание занятий

1. Представление о двухступенчатой системе подбора информации и ресурсов Ознакомление с методикой двухступенчатого подбора информации и ресурсов. Представление о «свободном поиске», как о навигации по каталогам ссылок на ресурсы. Представление о «целенаправленном поиске», как о поиске в поисковых машинах и энциклопедиях конкретных фактов с одновременной проверкой адекватности соответствующей информации.

Представление о ресурсах на компакт-дисках, как обучающих пособиях, библиотеках наглядных ресурсов и энциклопедиях (справочниках).

2. Свободный подбор информации и ресурсов Основные источники образовательной информации Информационные и аналитические материалы о российском образовании; Распорядительные и нормативные документы; Электронные библиотеки, сайты, периодика; Аннотации сайтов; Каталог образовательных ресурсов на www.edu.ru; Образовательные CD-DVD; Российский образовательный портал и др.

3.Целенаправленный поиск информации, подбор Интернет-ресурсов и ресурсов на CD

Энциклопедии и словари: Рубрикон, Мегабук, Кругосвет, Грамота.ру, Википедия Обзор электронных изданий, поставленных в рамках проекта ИСО: Библиотеки электронных пособий, Физико-математический цикл, Гуманитарный цикл, Естественнонаучный цикл, Информатика , Подготовка к ЕГЭ, Профильныедисциплины Поиск в поисковых машинах: актуализация ранее полученных знаний, приемы поиска, проверка умения искать с помощью целенаправленного описка тех ресурсов, что найдены ранее в свободном поиске. Обсуждение со слушателями.

Знания и умения слушателей • Наличие представлений о подборе информации, как о системном процессе • владение основными понятиями и парадигмами, необходимыми для осуществления практической деятельности в Сети; • наличие представлений о комплекте поставок на CD в рамках проекта ИСО • умение подбирать ресурсы по методу «от общего – к частному».


Планирование урока с использованием средств ИКТ

Программа модуля (4 часа)

Цель обучения Ознакомиться с методами и приемами планирования урока с использованием ИКТ

Требуемый начальный уровень подготовки слушателей

• Представления о возможностях использования ИКТ в образовательном процессе. • Представления о номенклатуре и дидактических возможностях ресурсов, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность. • Умение работать с офисными приложениями. • Знание особенностей структур (моделей) различных типов уроков.

Структура модуля Примеры планирования уроков с использованием ИКТ ресурсов семинар 1 час Приемы и методы планирования и создания ИКТ- ресурсов учителя Практическое занятие 3 часа Содержание занятий Примеры планирования уроков с использованием ИКТ ресурсов

План-конспект урока. Использование учебных пособий на компакт-дисках. Создание и включение в план урока собственных ресурсов. Примеры планов уроков и соответствующих ресурсов, созданных учителями в рамках проекта ИСО (с использованием документов программ Word, Excel, PowerPoint, а также HTML-страниц). Апробация спланированных уроков.

Приемы и методы планирования и создания ИКТ- ресурсов учителя 1. Дидактические основы урока с использованием новых информационных технологий Исходные теоретические позиции урока. Методические основы конструирования учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ.

2. Конструирование структуры и отдельных компонентов электронного ресурса для последующего использования на уроке Разработка модели (структуры) авторского урока и отдельных алгоритмов деятельности учащихся с целью преобразования традиционного урока в урок с использованием новых компьютерных (в т.ч. Интернет) - технологий.

3. Предварительный этап подготовки электронного ресурса Условия проведения урока и использования ресурса: лекция (доклад), семинар, раздаточный электронный материал.

4. Конструирование презентаций в зависимости от их предназначения Официальная презентация; Плакаты и Тезисы; Интерактивный урок; Ресурс для самостоятельной проработки; Информационный ролик.

5. Приемы разработки страниц ресурсов Схематизация материала. Число Инге-Миллера. Анимация страниц, слайдов и объектов. Видео и аудио-сопровождение. Наглядность и избыточная наглядность.

Знания и умения слушателей • Владение приемами создания электронных дидактических ресурсов • знание особенностей структур (моделей) различных типов урока и основных принципов их конструирования; • умения планировать и моделировать уроки с использованием новых информационных технологий, оценивать возможные последствия их реализации. • умение адекватно выбрать форму электронного образовательного ресурса и построить алгоритм его использования для реализации конкретной образовательной задачи. • представления о номенклатуре и дидактических возможностях ресурсов, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность.


Методические аспекты использования средств ИКТ на уроке.Практикум.

Программа модуля (4 часа).

Цель обучения. приобрести навыки планирования урока с применением ИКТ и методического оформления используемых ресурсов требуемый начальный уровень подготовки слушателей • Представления о возможностях использования ИКТ в образовательном процессе. • Представления о номенклатуре и дидактических возможностях ресурсов, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность. • Умение работать с офисными приложениями. • Знание особенностей структур (моделей) различных типов уроков. • Знакомство с методами и приемами планирования урока с использованием ИКТ

Структура модуля Формирование планов уроков на основе имеющихся методических разработок и методическое оформление используемых ресурсов Практикум 4 час

Содержание занятий Создание планов уроков на основе предложенных методических разработок Ознакомление с имеющимися на диске или предложенными преподавателем методическими разработками. Составление план-конспектов уроков с использованием ИКТ-ресурсов. Рефлексия под руководством преподавателя: совместная выработка и фиксация требований к методическому оформлению ресурса. Методическое оформление учебных ИКТ-ресурсов Создание образцов методического оформления учебных ИКТ-ресурсов под руководством преподавателя.

Знания и умения слушателей • Умение планировать изучение учебных тем с использованием ИКТ. • Умение создавать планы уроков с использованием ИКТ. • Владение приемами методического оформления разработанных информационных ресурсов. • Понимание роли своего труда в формировании единого информационного пространства школы и региона. • Понимание роли своего ММЦ в общей структуре информационного пространства РКЦ - ММЦ регионального информационного пространства в проекте ИСО.

школы г.Краснотурьинска Свердловской области