Храмова М.В. Интеграция мероприятий программы СоцОбраз в учебный процесс педагогического вуза

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

При обучении в педагогических вузах не у всех студентов складывается полное представление о будущей профессии. Для того чтобы задачи профессиональной подготовки были не только поняты, но и осмыслены обучаемыми, необходимо организовать работу, ориентированную на формирование готовности студентов к творческой профессиональной деятельности, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). По этой причине особое внимание уделяется дисциплине «Информационные технологии в образовании», в рамках которых идет основное изучение вопросов использования ИКТ в обучении различным дисциплинам школьного курса.

В настоящее время общие вопросы дисциплины "ИКТ в образовании" в значительной степени поняты и сформулированы, на существующем уровне знаний ответы на них в основном найдены. Досконально разработана методика преподавания ряда важных тем. В то же время постоянная открытость информатики и ИКТ новому, ее нестабильность, неизбежно ставит более сложную и важную задачу – научить студента самостоятельной корректировке методики, методическому творчеству путем передачи ему не только определенных знаний и умений в области использования ИКТ, но и практического опыта подобной деятельности. В систему методической подготовки студентов входят: лекционный курс, практические и лабораторные занятия

Лекционный курс опирается на современные достижения дидактики, психологии, педагогики и создает теоретическую основу для реализации всех видов учебной деятельности. Практические (семинарские) занятия используются для изучения содержательно – методических принципов построения программ школьного курса информатики и учебных пособий, обсуждения методики отдельных тем курса с различными вариантами технического и методического обеспечения, разработки и обсуждения тематических планов, планов – конспектов, материалов по внеклассной работе.

При изучении курса «Информационные технологии в образовании» студенты знакомятся с современными педагогическими и информационными коммуникационными технологиями в учебном и воспитательном процессе школы. Изучение дисциплины предусматривает изучение следующих вопросов: разработка компьютерных тестов, компьютерные сети и телекоммуникационные технологии в обучении, базы данных, анимационные ролики, экспертные системы в учебном процессе и др. Особое внимание уделяется использованию ИКТ в вопросах основной специальности (ИКТ в начальной школе, в работе учителя филолога, в работе психолога). Студенты работают с современными программными продуктами известных компаний «Кирилл и Мефодий», «Новый Диск», «МедиаХауз», учатся критически анализировать, сравнивать представленные программные средства, разрабатывать систему уроков с использованием готовых программных продуктов, а также самостоятельно разрабатывают Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Коллекция готовых ресурсов постоянно пополняется, а разработанные ЦОР и методические материалы успешно используются при прохождении педагогической практики как дополнительной, так и основной специальности.

В Педагогическом институте СГУ имени Н.Г.Чернышевского обучается более 570 студентов психологов (очное и заочное отделение) и 550 студентов социальных педагогов.

Мы считаем, что тренинги программы можно проводить в рамках практических занятий по дисциплине (плюс домашнее задание). Традиционный трехдневный тренинг трансформирутеся в 8-10 часов лабораторных работ в компьютерном классе.


Основные проблемы, возникающие при проведении занятий:

  • Студенты очного отделения не всегда полностью предсталяют себе сферу своей будущей профессиональной деятельности. Основные трудности в содержательной стороне работы.
  • Студенты заочного отделения отлично понимают профессиональную сторону, но имеют проблемы с ИКТ-компетентностью. Анкетирование социальных педагогов Саратовской области
  • Преподаватели, ведущие занятия, не всегда сами понимают цели проекта, подходя формально, с позиций "информатика"

Положительные моменты:

  • Студенты-заочники, работающие социальными педагогами, начали использовать полученные знания в своей работе
  • Студенты задумались о возможностях использования ресурсов в работе с родителями, для активизации воспитательной работы и т.д.

Пожелание

Необходим семинар (тренинг) по юридической стороне проекта: использование детских фотографий, видеороликов, материалов сети и т.д.