Источник: http://www.terek-live.ru/terek-podtverdil-interes-k-lezharu.html.

Что значит - быть настоящим гражданином

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск
Исправьте название- см. IOT_Wiki:Именование статей

== Внеклассное мероприятие ==


ЧТО ЗНАЧИТ – БЫТЬ НАСТОЯЩИМ ГРАЖДАНИНОМ

Цели и задачи:

- помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»;

- формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом;

- развитие сотрудничества, взаимопомощи (при работе в группах);

- выявление индивидуальных способностей и возможностей ребят;

- воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине;

- создание мотивации на свое культурное совершенствование.



Ход занятия

I. Введение в тему Просмотр видеофильма

Учитель 1. Как вы думаете, о чем хотел сказать автор этого фильма? (Ответы детей)


Учитель 1. Совершенно верно. И сегодня мы постараемся понять, кого же можно назвать гражданином, каким должен быть настоящий гражданин и какими качествами должен обладать.


Учитель 2. Мы часто слышим фразу: «Каждый человек должен быть настоящим гражданином своей Родины». Но, наверное, мало кто из вас серьезно задумывался над значением этих слов. Качеств, по которым можно приблизить личность к идеалу гражданина, много. И у каждого из вас есть свое представление о том, каким он должен быть. (Открываем доску, на ней прикреплен силуэт человека)


Учитель 2. Посмотрите на доску, это – гражданин мы не знаем о нем ни чего. Предлагаю поработать в группах. Обсудите, каким должен быть гражданин и запишите на листочках его качества. И затем в ходе обсуждения создадим обобщенный «портрет гражданина». (Работа в группах. Обсуждение качеств. По мере беседы к «гражданину» прикрепляем карточки:


Учитель 2. Вот мы с вами составили «портрет гражданина». Если ваше представление о том, каким должен быть настоящий гражданин, верно, то ваши записи должны совпадать с записью на доске. Но если они пока не совпадают, ничего страшного, просто давайте ещё раз вместе разберемся в данной проблеме, подумаем.


II. Основная часть


1. Обсуждение понятия «нравственность».

Учитель 1. Более подробно сегодня остановимся на таких вопросах: Что такое нравственность и что такое закон? Что общего в этих понятиях и в чем разность? Что общего в этих понятиях и в чем их разница? Почему настоящий гражданин должен быть высоконравственным и должен соблюдать закон? Построим нашу работу по плану (записан на доске)

1. Что такое нравственность?

2. Каким должен быть культурный человек?

3. Что такое закон?

Учитель 1. Итак, посмотрим на первый пункт нашего плана, и ответим на вопрос: что же такое нравственность? (Ответы детей)


Учитель 1. Мораль (нравственность) – это нормы поведения, принятые в обществе, которые помогают людям жить.


Давайте постараемся это понять. Вы только появились на свет: маленькие, неразумные, и с малых лет родители говорили вам, что такое хорошо, что такое плохо. Ведь родители уже знали эти правила, по которым живут люди, и старались передать их вам. Вы играли в песочнице с малышами, начинали плакать и отбирать у кого-нибудь понравившуюся игрушку, и мама тут же говорила: «Это чужое, брать нельзя!» Вы поднимали руку, хотели ударить девочку, а мама сразу: «Что ты, ведь драться некрасиво, тем более обижать девочку». Вы подрастали и уже начинали понимать, что можно делать, чего нельзя, и когда ехали в трамвае, уже не бежали занимать место, ведь мама не раз говорила: «Ты уже большой, постоишь, уступи место бабушке!» Постепенно у вас накапливался опыт морального поведения. Вы знали, что хорошо, что плохо, но тем не менее мы не всегда делаем то, что нужно, то есть нарушаем правила морали. В то же время вы хорошо понимаете, что за это вас накажут. И хорошо, если вы поймете, что поступать по справедливости лучше для вас и окружающих. Если вы нарушаете правила, принятые в обществе, то вы совершаете аморальные поступки.


Учитель 1. Предлагаю поработать в группах. Обсудите и запишите поступки, которые можно отнести к аморальным. (Работа в группах) (Обсуждение поступков)

Учитель 1. Как вы поняли, что такое нравственность? (Ответы детей)

2. Обсуждение понятия «культура человека».


Учитель 2. «В человеке должно быть все прекрасно: и тело, и душа, и мысли…». Эти слова принадлежат прекраснейшему человеку и замечательному писателю А. П. Чехову. Когда мы говорим о культуре человека, то используем два понятия: внутренняя культура (то есть состояние души человека, его внутренне содержание) и внешняя культура поведения.

Учитель 2. Как вы думаете, в чем это проявляется? (Обсуждаем, в чем это проявляется.) 3. Обсуждение понятия «закон».


Учитель 1. Если вы с детских лет привыкли не нарушать моральные нормы, принятые в обществе, тогда в дальнейшей взрослой жизни вы навряд ли будете нарушать закон. Мы переходим к рассмотрению вопроса, что такое «закон».


Учитель 1. Что такое закон? (Ответы детей)


Учитель 1. Закон – это документ, принятый государством. Он записан на бумаге, и все люди должны соблюдать его. Самый главный закон нашей страны – Конституция РФ. (Демонстрация Конституции РФ)

Законы появились не так давно, и все наиболее известные моральные нормы были взяты за основу. Давайте это рассмотрим на одном примере. Во все времена у всех народов было запрещено брать чужое, воровать. Воровство считалось тяжелым грехом, за который жестоко наказывали, вплоть до лишения жизни и отрубания руки. Именно этот запрет и стал одним из законов, но сейчас за воровство не лишают жизни, не отрубают руки, но человека судят и лишают свободы (сажают в тюрьму).

Но размеры краж бывают разными.


Учитель 2.Я сейчас раздам карточки каждой группе, на которых приведены примеры различных ситуаций, а вы постарайтесь определить, какие из перечисленных действий можно отнести: - к крупным кражам; - к мелким кражам; - к аморальным поступкам. И как бы вы доказали виновность. Примеры.

1) Ученик попросил у одноклассника ручку и оставил себе.

2) Девочка взяла почитать книгу у подруги и забыла ее вернуть.

3) Мальчик, стоя в очереди в кассу, забрал сдачу, которую забыл стоявший впереди него мужчина.

4) Двое подростков утащили с лотка кассету с записью популярной музыки.

5) Группа молодых людей проникла на пустую дачу и унесла телевизор, картину, ковер. (Обсуждение)

Учитель 2. Мы рассмотрели условия и ситуации, в которых нарушены моральные нормы и законы. К какому выводу вы пришли? (За все поступки нужно нести ответственность.)


Учитель 2. Что же общего между понятиями мораль и закон? (Нельзя нарушать. Обязательно последует наказание.)


Учитель 2. А в чем разница? (Разная степень вины и наказания.)


III. Итог


Учитель 1. На сегодняшнем занятии мы попытались определить, какими качествами должен обладать настоящий гражданин, и более подробно остановились на таких значимых качествах как нравственность, культура, законопослушность. Теперь давайте еще раз посмотрим на таблицу и вспомним, о чем мы с вами говорили.

Источник — «http://socobraz.ru/index.php/%D0%9E%D0%B1%D1%81%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0:%D0%90%D0%B9%D0%B3%D1%83%D0%BB%D1%8C_%D0%9A%D1%83%D1%82%D1%83%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0»