Заикание. Лечение общением. Патогенез заикания (аннотация)

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Версия от 16:11, 20 марта 2011; Terenteva (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Механизмы (патогенез) заикания.

Давайте вспомним известную притчу о древнегреческом баснописце Эзопе (VI в до н.э.).

   Хозяин Эзопа пригласил к себе гостей и попросил  раба приготовить для них в первый день что-нибудь самое плохое, а во второй - самое хорошее. Эзоп в первый день приготовив язык, сказал:

- Мне приказали приготовить самый худший обед, а что может быть хуже языка? Только потому, что есть язык, мы огорчаем друг друга, бранимся, лжем, обманываем, хитрим, ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает города, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

 Во второй день Эзоп снова подал язык и так объяснил удивленным присутствующим свое решение:
- Мне приказали приготовить самый лучший обед. А что для философа может быть лучше языка! При помощи языка изучаются науки, получаются знания, посредством его мы объясняемся друг с другом, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбу, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура. Думаю, что нет ничего лучше языка.
    По утверждению Л.С. Выготского, язык является орудием, средством, с помощью которого человек ориентируется во внешней среде, а так же инструментом ориентации в самом себе.

Нами была разработана программа эксперимента, фрагментами которой было 1) исследование содержательных факторов общения, провоцирующих заикание или его усиление. Испытуемым было предложено составить несколько развернутых самостоятельных связных высказываний на различные темы. - Рассказ о событии, происшедшем с ним во время каникул. - Рассказ по рисунку. Тема "Моя семья". - Рассказ по серии сюжетных картинок с записью на магнитофон. 2. Исследование особенностей мотивации заикающихся школьников, методика “Интервью “Волшебный мир” Д.В. Лубовского. 3. Исследование когнитивных функций, типов волевой регуляции действий, эмоциональных проявлений. Из заключения по эксперименту: Полиморфность проявления заикания у школьников зависит от специфики восприятия информации, ситуации, т.е. от его индивидуального стиля (нейрофизиологические, когнитивные, личностные, коммуникативные особенности), социального опыта.

 Общим для всех заикающихся является то, что при усилении эмоционального напряжения у них 

- резко увеличивается период подготовки высказывания (как его начала, так и каждого нового смыслового отрезка; - в эти периоды отмечается наибольшее количество пароксизмов заикания, запинок, фонетических и лексических редупликаций; - увеличивается средняя длина отрезка речи за счет продолжительных пауз и повторений; - затруднен подбор слов при вербализации выработанной программы сообщения, имеет место частое использование шаблонных слов и словосочетаний, усечение отдельных элементов смысловой программы сообщения, искажение слов, и т.д.

57 занятий – это работа над речью и личностью школьников.

Есть поправимое и непоправимое. Поправимое - не беда. Вспомни, что тебя огорчало год назад. Не можешь вспомнить, а ведь наверняка что-то огорчало. Так и неудачи сегодняшнего дня забудутся через год. Зачем же в таком случае огорчаться сегодня? Мужественный и умный не стенает, а преодолевает трудности. Умный извлекает опыт из беды, помятуя, что за одного битого двух небитых дают, что не было бы счастья, да несчастье помогло, что неудач не бывает только у того, кто ничего не делает. Удвой усилия, и ты достигнешь желаемого, преодолеешь беду и переживешь неудачу. И если тебя преследует драчун, стань сильным; если над тобой смеются, устрани причину несмешек; если ты неловок, стань ловким, а если ты толст - соблюдай диету.

 (  В.И. Гарбузов)