Интернет мастер-класс Исследовательская деятельность школьников. Возможности и перспективы

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Основные этапы выполнения исследовательской работы с юными школьниками:)
(Основные этапы выполнения исследовательской работы с юными школьниками:)
Строка 203: Строка 203:
|}
|}
-
{| cellpadding="15" cellspacing="5" style="width: 100%; background-color: inherit; margin-left: auto; margin-right: auto"
+
{| cellpadding="10" cellspacing="5" style="width: 100%; background-color: inherit; margin-left: auto; margin-right: auto"
-
| style="width: 50%; background-color: #EFF5FF; border: 1px solid #771177; vertical-align: bottom; -moz-border-radius-topleft: 8px; -moz-border-radius-bottomleft: 8px; -moz-border-radius-topright: 8px; -moz-border-radius-bottomright: 8px;" rowspan="2" |
+
| style="width: 50%; background-color: #efc; border: 1px solid #777777; -moz-border-radius-topleft: 8px; -moz-border-radius-bottomleft: 8px; -moz-border-radius-topright: 8px; -moz-border-radius-bottomright: 8px; height: 60px;" colspan="1" |
=<p style="text-align:center;font-size:70%;color:#005B00;">'''''Обсуждаем плюсы и минусы исследовательской деятельности школьников'''''</p>=  
=<p style="text-align:center;font-size:70%;color:#005B00;">'''''Обсуждаем плюсы и минусы исследовательской деятельности школьников'''''</p>=  

Версия 23:49, 5 апреля 2010

Содержание

Интернет мастер класс "Исследовательская деятельность школьников. Возможности и перспективы."

  • Автор: Селезнёва Светлана
  • Дата проведения: 6 - 8 апреля 2010 года
  • Задачи мастер-класса:
  1. Познакомить участников с основными понятиями исследовательской деятельности.
  2. Познакомить участников с основными этапы выполнения исследовательской работы.
  3. Проанализировать возможности и перспективы исследовательской деятельности школьников.
  • Для кого: Педагоги - психологи, социальные педагоги, учителя, классные руководители.
  • Как можно принять участие в мастер - классе: Знакомимся с представленными материалами, размышляем над обозначенной проблемой,заполняем данную коллективную страницу.

Об авторе

СЕЛЕЗНЁВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА - педагог - психолог Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №289 с углублённым изучением отдельных предметов", сетевой консультант сообщества педагогов - психологов, сетевой методист Мурманской области

e-mail: sanzaozersk@mail.ru; san2148@gmail.com

Skype - контакт:svetiksel289

Светлана Селезнёва Страница психолога - консультанта по проекту сетевых сообществ

Приглашаем Вас к участию в мастер - классе

Внесите себя в список участников, укажите ссылку на личную страницу

Рассуждение на заданную тему, актуальность проблемы

"Учение без размышлений – тщетный труд;

Размышления без учения – пагубны". (Конфуций)

Успех в профессиональном плане в современном мире во многом определяется способностью человека определять ближайшие и дальние перспективы, уметь ставить цели, намечать план действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, верно оценивать достигаемые результаты. Необходим творческий потенциал, самостоятельность в принятии решений, мобильность и инициативность. Задачи по формированию этих качеств возлагаются и на образование. Предполагается, что именно в школе будут закладываться основы развития мысляшей, самостоятельной, креативной личности. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения, и в последнее пятилетие данное направление работы активно "набирает обороты"!

Предлагаем Вам погрузиться в понимание природы исследовательской деятельности, проанализировать возможности и перспективы данного направления работы с учащимися!

Просим Вас (не анализируя дальнейшую информацию, представленную в мастер - классе) высказать своё мнение о исследовательской деятельности учащихся в блоге Психолог и школа: МЫ ВМЕСТЕ!


Основные понятия исследовательской деятельности

В настоящее время в педагогической теории и практике исследовательская деятельность школьников рассматривается как одно из средств реализации личностно ориентированной парадигмы образования, предполагающей развитие креативности на основе организации обучения, способствующего творческому усвоению знаний.

Предлагаю вам ознакомиться с основными понятиями исследовательской деятельности, представленной в статье Основные понятия исследовательской деятельности школьников

Условия формирования исследовательских умений (по материалам статьи Семёновой Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся» (Начальная школа. №2, 2007 г.) :

  • Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности). Учитель - предметник может использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
  • Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования.
  • Творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.
  • Личность педагога.Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и ,обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
  • Учет возрастных особенностей младшего школьника. Вопрос об учете психологических особенностей детей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности.

  • Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).
  • Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).
  • Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение).
  • Умение представить результат своей работы ( формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).

Формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:

  • конференции и семинары - практикумы, на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
  • выступления с докладами для своих одноклассников или учащихся параллельных классов.
  • выставка достижений, проводится для всех участников образовательного процесса и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.

Список источников по исследовательской деятельности учащихся

Печатные источники:

  • |Рекомендуемая литература по проблемам развития исследовательской деятельности учащихся
  • Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей. – С-Пб . Издательство «Каро», 2005
  • Рогова О. Б., Рогов А. А., Клюкина Е. А. Твоя научно-исследовательская работа: Информационные материалы для школьника. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001
  • Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении./ сост. И. В. Зверева. - Волгоград: ИТД "Корифей"

Интернет - ресурсы:

Предложите известную Вам полезную литературу или ссылки на интернет - ресурсы по теме мастер - класса

Основные этапы выполнения исследовательской работы с юными школьниками:

  1. Первые шаги к исследовательской деятельности:

- Заинтересовать ребят в выполнение исследовательской работы.

- Выявить интересующую школьников проблему.

- Предоставить ученикам возможность самостоятельно выбрать тему своей будущей работы.

- Определить и обосновать актуальность будущей работы.

- Определить объект и предмет исследования.

- Постановка целей и задач предстоящего исследования.

  1. Работа в библиотеке:

Подготовительный этап

- поиск литературы по выбранной теме с использованием различных библиографических источников;

- выбор литературы в конкретной библиотеке;

- определение круга справочных пособий, лабораторных практикумов, для последующей работы по теме.

Этап чтения

- чтение книг;

- ведение записей прочитанного.

  1. Исследовательская часть работы:

- Постановка гипотезы исследования.

- Выбор конкретных методик и методов исследования.

- Установление сроков исследования.

- Проведение исследования и экспериментов.

- Занесение результатов исследования и экспериментов в таблицу или график.

- Обсуждение и апробация полученных результатов исследования.

  1. Оформление исследовательской работы:

Титульный лист.

Актуальность, цели, задачи, методы исследования.

Содержание.

Введение.

Основная часть.

Выводы, заключение.

Список используемой литературы.

Приложение:

- описание методик исследования;

- описание оборудования;

- результаты исследований (экспериментов);

- таблицы, графики…, упомянутые в работе

- предложения, рекомендации.

  1. Подготовка стендовой защиты работы:

- Подготовка выступления по защите работы.

- Подготовка стенда.

- Подготовка презентации работы.

Обсуждаем плюсы и минусы исследовательской деятельности школьников

Занятия исследовательской деятельностью имеют свои “плюсы” и “минусы”. Предлагаю вам высказать свою точку зрения по данному вопросу!

Положительные моменты исследовательской деятельности:

  • формирование рефлексивных умений;
  • развитие поисковых умений;
  • развитие самоорганизованности, самостоятельности;
  • развитие коммуникативных и презентационных умений и навыков.

Негативные моменты исследовательской деятельности:

  • дополнительная нагрузка как на педагога, так и на ученика;