Интернет мастер - класс Сдаём экзамены

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Приглашаем Вас к участию в мастер - классе)
(Приглашаем Вас к участию в мастер - классе)
Строка 36: Строка 36:
#[[Участник:Бережецкая Людмила|Бережецкая Людмила]]
#[[Участник:Бережецкая Людмила|Бережецкая Людмила]]
#Фирстова С. В[http://wiki.saripkro.ru/index.php/%D0%A3%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA:%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B0_%D0%A4%D0%B8%D1%80%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0]
#Фирстова С. В[http://wiki.saripkro.ru/index.php/%D0%A3%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA:%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B0_%D0%A4%D0%B8%D1%80%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0]
-
##[[Участник:Елена Соколова|Соколова Е. А.]]
+
# [[Участник:Елена Соколова|Соколова Е. А.]]
#
#
#
#

Версия 13:42, 21 мая 2009

Содержание

Интернет мастер-класс "Сдаём экзамены"

  • Автор: Селезнёва Светлана
  • Дата проведения: 21 - 22 мая 2009 года
  • Задачи мастер-класса: Актуализировать проблемы психолого – педагогического сопровождения выпускных экзаменов, ознакомить с различными подходами психологической помощи ученикам в период экзаменов, составить копилку рекомендаций для родителей, направленных на поддержку ребёнка в период экзаменов.
  • Для кого: Педагоги - психологи, классные руководители выпускных классов и все заинтересованные данным вопросом коллеги.
  • Как можно принять участие в мастер - классе: Размышляем над обозначенной проблемой,заполняем данную коллективную страницу.

Об авторе

СЕЛЕЗНЁВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА - педагог - психолог Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №289 с углублённым изучением отдельных предметов", сетевой консультант сообщества педагогов - психологов, сетевой методист Мурманской области

e-mail: sanzaozersk@mail.ru; san2148@gmail.com

Skype - контакт:svetiksel289

Светлана Селезнёва Страница психолога - консультанта по проекту сетевых сообществ

Приглашаем Вас к участию в мастер - классе

Внесите себя в список участников, укажите ссылку на личную страницу

  1. Петрова О.Г.
  2. Калинкина Е.Г.
  3. Еременко Н.А.
  4. Спирина И.К.
  5. Бережецкая Людмила
  6. Фирстова С. В[1]
  7. Соколова Е. А.


Рассуждение на заданную тему

Изображение:Экзамен.jpg "Лучше бы я ещё один год отучился в школе, чем сдавал бы экзамены" - Сергей, ученик 11 класса.

Слово "ЭКЗАМЕН" - от латинского слова "ИСПЫТАНИЕ", предложенье вопросов, для узнавания степени владения какими - либо сведениями. Учебный экзамен - проверочное испытание по какому - нибудь учебному предмету. Пора экзаменов – особый, сложный период в жизни любого человека, независимо от возраста.

Экзамены в выпускных классах - некий рубеж, кульминация школьной жизни, своеобразная черта, подводящая итоги обучения в школе. А с введением ЕГЭ в 11 классах результаты экзаменов оказывают так же большое влияние и на дальнейшую судьбу обучающегося. Всем, без сомнения, хочется, чтобы экзамены ученики сдавали успешно, чтобы оправдали свои надежды, надежды своих учителей и родителей. Тема психологического сопровождения экзаменов очень сложна и многообразна, и вряд ли можно рассмотреть все её аспекты в рамках одного мастер – класса. В рамках данной работы нам предстоит рассмотреть возможные варианты психологической помощи и поддержки выпускникам в период сдачи экзаменов.

Ассоциируем

Ваши ассоциации со словом «Экзамен»:

  • "испытание", "цветы"
  • "напряжение","расслабение","опыт", "результат", "отдых"--Nata2009 20:22, 20 мая 2009 (UTC)
  • "работа","нервы","стресс"--Спирина И.К.23:11,20 мая 2009 +
  • "не могу всё знать!"--Бережецкая Людмила 20:00, 20 мая 2009 (UTC)
  • "в новой форме - кошмар", "головная боль"--Фирстова Светлана 07:16, 21 мая 2009 (UTC)

Предлагаю Вам ознакомиться с Ассоциациями выпускников со словом "экзамен"

Проявляем творчество

Реальный пример из школьной жизни:

Вы не поверите, но в одной из школ нашей области на стенде, который представлял информацию по экзаменам в 9 и 11 классах, большими яркими буквами была обозначена фраза: «Не опозорь результатами экзаменов свою школу!». Представленный «лозунг-девиз экзаменов» сразу привлёк к себе наше внимание, даже немного шокировал. В это время к стенду подошла ученица, и стала переписывать расписание экзаменов в свой блокнот. Мы поинтересовались, какие чувства вызывает у неё представленная большими буквами фраза. «Страх сделать что-то не так! И ещё желание заболеть и вообще не сдавать экзамены!», - ответила девушка. Позже мы поинтересовались у учителей школы о значении этого девиза. «Мы настраиваем ребят на ответственное отношение к экзаменам!» - ответили нам. Несовпадение, однако, получается…

Позже, в автобусе, мы стали придумывать варианты возможных лозунгов - девизов, относящихся к предстоящим экзаменам, которые несли бы более положительную нагрузку.

Предлагаю Вам попробовать придумать лозунги - девизы к предстоящим экзаменам!

  • Усердие и труд – к отличной оценке приведут!
  • Через тернии - к звездам!
  • Преодолевая трудности, мы становимся сильными и уверенными в себе людьми!--Nata2009 18:07, 19 мая 2009 (UTC)
  • Твое будущее уже работает на тебя, если ты сегодня работаешь на будущее!--Спирина И.К.23:11,20 мая 2009 +
  • Тяжело в подготовке- легко на экзамене!--Бережецкая Людмила 20:01, 20 мая 2009 (UTC)
  • Терпение и труд всё перетрут!
  • Больше знаешь - на экзамене отдыхаешь!--Фирстова Светлана 07:21, 21 мая 2009 (UTC)


Поделитесь своими рассуждениями по актуальности работы в рамках психологической поддержки учащихся в период экзаменов

  1. Единство действий и комплексный подход к психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки и сдачи ЕГЭ дает очень хорошие результаты. А о том, как этого можно достичь смотрите в блоге "Как психологически подготовить учащихся к ЕГЭ?" http://www.openclass.ru/blogs/25144 --Nata2009 18:13, 19 мая 2009 (UTC)
  2. Не секрет, что результат сдачи экзаменов во многом определяется настроем на него. Чаще всего в период экзаменов от детей только и слышно "Я не сдам!", " Я не успею всё выучить!", "Я так волнуюсь, что ничего не могу запомнить!" и т. п. Представленные выше ассоциации детей (большая часть из которых носит негативный характер) так же свидетельствуют о переживаниях, опасениях и даже страхах детей в ситуации экзаменов. Родители обычно только "подливают масла в огонь" - наставляют и ругают, а не помогают! На мой взгляд, любая помощь учащимся и родителям в такой сложный период школьной жизни будет полезна, востребована большинством и, несомненно, актуальна.--Бережецкая Людмила 20:11, 20 мая 2009 (UTC)

Составляем список источников по проблеме

Печатные источники:

  • Чибисова М. Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (психолог в школе). - М.: Генезис, 2004.
  • Радионов В. А., Ступницкая К. Р., Ступницкая М. А. Прививка от стресса. - Ярославль, 2006.
  • Селье Г. Стресс без дистресса. - М., "Орион", 1976 г.
  • Журавлёв Д. Экзамен - способ проверки знаний или психологическое испытание? / Народное образование. - 2003 г. №4.

Интернет - ресурсы:

Предложите известную Вам полезную литературу или ссылки на интернет - ресурсы по представленной проблеме

Психолого - педагогическая работа с проблемой

Помогаем детям

Многие ученики отмечают, что ситуация экзамена - это не только проверка знаний школьной программы, но и проверка на эмоциональную устойчивость. Конечно, мы (педагоги, психологи, родители) не можем внести коррективы в саму ситуацию сдачи экзамена, но можем способствовать снижению эмоциональной напряжённости в экзаменационный период у старшеклассников.

Сейчас уже создаются и отрабатываются в практической деятельности различные программы, классные часы, направленные на поддержку школьников в процессе подготовки и сдачи экзаменов, разрабатываются памятки для выпускников различного характера. Предлагаю ознакомиться с некоторыми материалами:

Анализируя представленные выше мероприятия, направленные на помощь выпускникам в экзаменационный период, можно выделить основные трудности детей во время подготовки и сдачи экзаменов:

1. Проблемы учебного характера: пробелы в знаниях, необходимость проработки, усвоения и запоминания большого количества учебного материала, неумение работать с тестовыми заданиями.

2. Временные трудности: Необходимость рационально организовать время подготовки к экзаменам.

3. Проблемы информационного плана: Недостаток информированности о правилах проведения экзамена, правах и обязанностях экзаменующихся, отсутствие навыков заполнения бланков и т. п.

3. Психологические проблемы: влияние личностных особенностей учащихся, тревога в экзаменационной ситуации, страх не оправдать свои и чужие ожидания, недостаточная уверенность в себе и т. п.

Психологическая подготовка к экзаменам наиболее эффективна, если направлена на отработку стратегии и тактики поведения учащихся в период подготовки к экзамену, на обучение навыкам саморегуляции, способам снятия нервно - психического напряжения, самоконтроля, повышение уверенности в себе.

Методы и формы проведения занятий могут быть разнообразными: мини - лекции, групповые дискуссии, устные или письменные размышления по предложенной тематике, ролевые игры, тренинговые упражнения, аутотренинг, медитативные техники и т. п.

Могут быть полезны и следующие подходы:

  • Использование метотов когнитивной психотерапии. | Взгляд Сергея Александровича Шевцова
  • Использование арт - терапевтической помощи в ситуациях стресса (арт - терапевтические игры, упражнения) в основе которой положено изобразительное творчество.
  • Использование здоровьесберегающих технологий на основе метода функционального биоуправления, основанного на принципе биологической обратной связи (БОС, БИОС). Предлагаются программы психофихзиологического тренинга: обучения навыкам саморегуляции посредством диафрагмального дыхания, формирование тактики эффективного поведения в проблемных ситуациях, обучение снятия напряжения посредством произвольного повышения перифирической температуры. Из наиболее известных программ "Волна", "Экватор" - биокомпьютерные тренажёры НПФ "Амалтея" [2]. Так же "Ибис", "БИОС".

Помогаем родителям оказать поддержку детям

"Когда человеку не подходит климат, он начинает болеть, иногда приходится переехать на другое место. Психологический климат в семье имеет жизненное значение для любого ребёнка, а создают этот климат родители. Жизненный настрой ребёнка, его уверенность в себе, его умение справляться с негативными, стрессовыми ситуациями - во власти "погоды в доме". Каждому родителю по силам создать благоприятный семейный климат, изменить текущую ситуацию." - Р. Кэмпбелл, американский детский психолог.

Экзамены - головная боль не только выпускников и педагогов, но и родителей. Как показывают результаты консультаций и бесед с родителями, очень часто они сами усугубляют тревоги и страхи у своих детей в период подготовки и сдачи экзаменов. Так же многие родители напрямую связывают успешность ребёнка на экзаменах и свою родительскую состоятельность. Мы видим основную задачу родителей в создании детям оптимальных условий для подготовки к экзаменам, оказание им эмоциональной поддержки.

Предлагаем Вам порассуждать, сформулировать собственные рекомендации, как можно родителям поддерживать ребёнка в предэкзаменационный период:

  • Помощь родителей заключается прежде всего в том, чтобы оставить ребенка-выпускника в покое,не дергать и не пугать своим нервно-тревожным состоянием; дать ему возможность собраться с мыслями, распределить время на подготовку к экзаменам по предметам, которые он выбрал;поддерживать его во всем...Это мой родительский опыт - в прошлом году сын сдавал ЕГЭ и экзамены, все это мы пережили и поступили в ГУ "Высшая школа экономики"на факультет права.Все будет хорошо, только верить в это надо и прикладывать усилия--Nata2009 18:29, 19 мая 2009 (UTC)
  • Важно не давить на ребенка, но держать ситуацию под контролем.Все зависит от самого ребенка, от его ответственного отношения к делу.Обязательно нужно продумать отдых ребенка, так как велико напряжение.Помогать во всем.--Спирина И.К.23:11,20 мая 2009
  • Согласна с комментариями коллег. Родителям необходимо позаботиться о организации режима дня выпускника и полноценного питания. Обязательно поучаствовать (если ребёнок не против) в непосредственной подготовке к экзамену: разъяснять ребёнку его затруднения, учить работать с текстами (несмотря на то, что в ЕГЭ ему придётся работать с тестами), составлять планы, конспекты, таблицы, схемы, что поможет систематизировать и обобщить материал. А главное - это собственный эмоциональный настрой родителей, создание эмоционально спокойной атмосферы дома, умение вселять ребёнку надежду на успех.--Бережецкая Людмила 20:18, 20 мая 2009 (UTC)

Анализируем

Предлагаем Вам принять участие в Акции: ЕГЭ - установка на успех. Проанализируйте представленные рекомендации для родителей и выпускников. Поделитесь своим опытом! Какие из представленных рекомендаций вы уже использовали и они действительно помогали?

  • Совершенно согласна с тем, что не следует злоупотреблять медицинскими успокоительными (даже гомеопатическими) средствами. Опыт моей знакомой точно это подтверждает: так получилось, что родители не нашли других способов снизить волнение ребёнка в период подготовке к экзаменам, кроме как предоставить дочери успокоительные средства (в данном случае это были настой Валерианы и Новопассит). Очень жаль было способного, организованного ребёнка, так как ей пришлось прикладывать в два раза больше усилий, чтобы сосредоточиться на учебном материале. Присутствовали трудности с концентрацией внимания, появилась сонливость, даже апатичность, запоминание давалось с трудом, тратилось больше времени на повторение материала, чем обычно. Хорошо, что родители за полторы недели до экзамена прекратили "помогать" ребёнку успокоительными средствами и перешли на обыкновенные витамины.--Бережецкая Людмила 20:31, 20 мая 2009 (UTC)

И себе и людям!

Давайте делиться друг с другом секретами успешной сдачи экзаменов!

Подарить свой "рецепт" вы можете на форуме ПОДЕЛИСЬ СВОИМ ПРОВЕРЕННЫМ "РЕЦЕПТОМ" [[3]]

Разместите свои мнения о мастер - классе

  • Май месяц в школе традиционно ассоциируется не только со скорым отпуском и окончанием учебного года, но и с предстоящими экзаменами. Волнуются педагоги, волнуются дети, переживают родители. С введением ЕГЭ все переживания ещё больше возросли. Тема, поднятая в мастер - классе, актуальна для всех, кто работает с выпускниками. И даже организаторам и операторам ЕГЭ было бы полезно поучаствовать в таком мастер - классе!!! Представленные моменты для обсуждения и анализа дали возможность вникнуть в заявленную проблему, составить собственный взгляд на неё. Проанализированная информация мастер - класса поможет мне не только как специалисту, работающему с детьми, но и как маме, у которой сын учится в выпускном классе!--Бережецкая Людмила 20:51, 20 мая 2009 (UTC)
  • Такие мастер-классы необходимы. Спасибо Светлане Николаевне за организацию! Хотелось бы побольше участников, может, сказывается конец учебного года. --Фирстова Светлана 08:18, 21 мая 2009 (UTC)

Подведение итогов мастер - класса