Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем, что она дает тот методологический инструментарий, который позволяет осмыслить все виды музейной деятельности в педагогическом аспекте и тем самым повысить уровень общения музея с аудиторией, его социальный ста-тус.

Музейно-специфический образовательно-воспитательный процесс как существенная составная часть музейной деятельности является предме-том исследования музейной педагогики. Элементы музейной педагогики дейст-венны не только в музейном процессе организации экспозиции или других форм коммуникации, они пронизывают также все сферы музейной деятельно-сти. Аспекты музейной педагогики необходимо учитывать и в процессе отбо-ра, комплектования, изучения и хранения музейных предметов в целях их возможного включения в экспозицию или использования в других ви-дах образовательно-воспитательной деятельности музея. Музейно-педагогическое исследование ставит задачу разработки теоретических и методических ос-нов образовательно-воспитательного процесса в музее, а также изучения возможностей применения результатов этого исследования в подготов-ке экспозиций и в работе с посетителями на экспозиции и в учебных кабине-тах. Музейная педагогика анализирует потребности различных социальных и возрастных групп посетителей, изучает особенности их восприятия экспо-зиции и вырабатывает дифференцированные методики по работе с ними. В опреде-ленных случаях она вносит необходимые коррективы в содержание самой экспози-ции.

Основные направления исследований в сфере музейной педагогики можно структурировать следующим образом:

1. Проблема изучения образовательной специфики музея. Решить ее - это, значит, ответить на вопрос, зачем люди ходят в музей, в чем они видят смысл музейного просвещения. Только последовательное выявление спе-цифики, уважительное отношение самого музея к своим возможностям определяет, в конечном итоге, роль музея в общественном сознании.

2. Эффективность музейной коммуникации. Не ответив на вопрос «что» и «как» воспринимают посетители, музею ни-когда не удастся преодолеть существующую диспропорцию между усилиями добиться того или иного эффекта и реальными результатами его воздействия на человека.

3. Изучение музейной аудитории. Вопрос о том, «что» воспринимается, неотделим от вопроса «кто» воспринимает. Едва ли возможно грамотно осуществлять свою деятельность без четкого представления о том, к кому обращаешься, каковы особенности, ожидания, интересы тех людей, которые приходят в музей или игнорируют его.


4. Создание и апробация новых методик и программ для различных кате-горий посетителей. Это направление имеет наибольшее практическое значение и развивает-ся, учитывая знания о реальной или потенциальной аудиториях музея.

5. Установление оптимальных форм взаимодействия с партнерами по культурно- образовательной деятельности. Музей вступает в контакт не только с посетителями. Он связан с самыми различными институтами культуры и образования. Центральным здесь является вопрос о взаимодействии с учеб-ными учреждениями, прежде всего со школами и детскими садами, а также учреждениями дополнительного образования, психолого-педагогическими центрами.

6. Изучение истории музейно- педагогической мысли и культурно- образовательной деятельности музеев. Достижения современной отечественной музейной педагогики невозмож-ны без знания идей и наработок наших предшественников. Решение столь сложных задач возможно лишь посредством исследований на базе общей педагогики, со-циологии и психологии. Таким образом, музейно- педагогические исследования но-сят интердисциплинарный характер, а результаты этих исследований обогащают как музееведение, так и педагогику.