Школьная дезадаптация, причины и основные характеристики.

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Недавно в кабинет, где я веду прием в качестве логопеда-психолога буквально ворвалась девочка 12 - 13 лет и стала просить помочь ей поработать над ее дефектным произношением. Произношение на самом деле было ужасным, но, чувствовалось, что Елена (так ее звали) верит в успех, несмотря на свой возраст. Из «Речевой» истории девочки. В 1 - 3 классах Лена посещала занятия школьного логопеда и это дало определенные результаты. В данный момент, руководитель театрального кружка, где она мечтает играть главные роли, посоветовала ей обратиться ко мне. Кроме произношения, у Лены с первого класса серьезные проблемы с русским языком. Если учительница начальных классов относилась к этому снисходительно («Не убивать же тебя за это»), то теперь, в 5 и 6 классах, «...педагог боится директора - это всем понятно» - и ставит за работу то, что заслужила ...

К сожалению, таких (или подобных)историй в каждый из приемных дней встречается не менее десятка. Хотя могло бы быть гораздо меньше ... Маленькое существо входит в мир - сколько надежд, радости, волнений возникает у родителей с появлением ребенка. Взрослые, окружающие малыша, подготовили казалось бы все к его рождению - красивое имя, необходимые бытовые условия, помощь со стороны бабушек и дедушек и т.д. и т.п. К сожалению, эту радость могут омрачить проблемы, которые иногда возникают в жизни семьи, особенно если беременность или роды прошли неблагополучно.

Наукой выделено три периода наиболее "чувствительных" для возникновения патологического развития: внутриутробный период, родовая деятельность и первые 2- 3 года жизни ребенка. Лечебные мероприятия позволяют погасить активный болезненный процесс. Мощные компенсаторные возможности мозга позволяют восстановить базовые функции малыша, но нередко остаточные явления могут повлиять на все его дальнейшее развитие. Невыборочное обследование детей раннего возраста, у которых было зафиксировано перинатальное поражение центральной нервной системы, выявило у них стойкое отставание от сверстников в развитии речи, памяти; снижение психической работоспособности, дефицит внимания; существенную корреляцию между речевым и когнитивным уровнями развития и степенью сформированности у них базовых элементов сенсорной сферы, (в частности, зрительного предметного восприятия). О чем нужно знать родителям детей с родовой патологией.

Первое. Нормальное психическое развитие во многом зависит от полноценности социальной и эмоциональной жизни (эмоциональных контактов со взрослым) малыша. Это дает положительные эмоциональные реакции, атмосферу безопасности, положительную мотивацию к социальным контактам. Ученые обнаружили: в том случае, если беременность и роды прошли не совсем благополучно, кроме чувства любви у молодой мамы возникает чувство вины и жалости, что накладывает свой отпечаток на характер ухода за малышом, привязанности, а в дальнейшем и на тип детско-родительских отношений. Таким образом, буквально с момента рождения у детей, перенесших болезненные состояния в дородовый - родовый - послеродовый (первые 2 - 3 года жизни ребенка) период формируются паттерны поведения, вызванные специфическим отношением к ним взрослых.

Второе. Если первый год жизни является важным для формирования элементарных сенсорных процессов, психомоторных реакций, динамики нервных процессов, элементарных речеслуховых конструкций, то 2, 3 год жизни ребенка чрезвычайно благоприятен для накопления и переработки знаний об окружающем мире, для развития его интеллекта и речи. Нельзя сдерживать познавательную энергию маленького человека, нужно постараться направить ее в правильное русло.

То чувство вины и жалости, о которых было уже сказано, подчас заставляют маму такого ребенка усиленно с ним заниматься (заучивание стихов, счет, обучение чтению). Порой невозможно понять маленького пациента из-за его плохой речи, но он уже знает буквы, цифры второго десятка и др.

Еще раз подчеркиваю: психическое состояние ребенка, которое, возможно, является следствием минимальных (легких) мозговых нарушений требует к себе грамотного и бережного отношения. Познавательные и эмоциональные нагрузки на таких детей должны быть строго дозированными и правильно содержательно организованными. В противном случае, можно с раннего возраста разрушить данный человеку природой исследовательский инстинкт, желание и интерес все знать, а кроме того и научить совершенно не тому - чему нужно.

В полной мере родители это начинают осознавать тогда, когда их ребенок приходит в школу.

Третье. В семь лет нормально развивающийся ребенок физиологически и психически бывает созревшим для осуществления учебной деятельности, специфических школьных взаимоотношений со сверстниками и учителями - поэтому у большинства первоклассников процесс адаптации (приспособления) к школьной жизни протекает достаточно спокойно и безболезненно. В противном случае речь может идти о школьной дезадаптации.

Анализ зарубежной и отечественной психологической литературы показывает, что термином "школьная дезадаптация" / или "школьная неприспособленность"/ фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения. В число симптомов относят агрессию по отношению к людям и вещам, чрезмерную подвижность, постоянные фантазии, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться в работе, неуверенность в принятии решения, повышенная возбудимость и конфликтность, частые эмоциональные расстройства, чувство своего отличия от других, лживость, заметную уединенность, чрезмерную угрюмость и недовольство, завышенную самооценку, обгрызание ногтей, энурез, гримасничанье, дрожание пальцев рук, говорение с самим собой.

Все же к числу основных проявлений школьной дезадаптации мы относим следующее: 1) неуспех в обучении по программам, соответствующим возрасту ребенка, включающий такие признаки, как хроническая неуспеваемость, а также недостаточность и отрывочность общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент школьной дезадаптации); 2) постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный компонент школьной дезадаптации); 3) систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент школьной дезадаптации).

Согласно исследовательским данным, школьная дезадаптация имеет место у 32% - 45% (в зависимости от региона страны) детей младшего школьного возраста. По данным психоневрологического и нейропсихологического анализа причины школьной дезадаптации разделены на четыре основные формы: минимальные мозговые дисфункции, неврозы и невротические реакции, психические заболевания, неврологические заболевания и их последствия.

Как видно из приведенных данных - следствием неблагоприятных болезненных состояний в ранний период жизни ребенка и неграмотного подхода к его лечению, развитию, воспитанию может стать легкая интеллектуальная и речевая недостаточность, либо отклонения со стороны эмоционально-волевой сферы и поведения. Школьная дезадаптация, если ею не заниматься специалистам, может перерасти в социопсихическую дезадаптацию подростка. И это мы сегодня видим повсеместно.

По данным экспертов ВОЗ в мире насчитывается 400 млн. человек, у которых наблюдаются психоневрологические расстройства различной выраженности. Эпидемиологическими исследованиями установлено, что у 2-3% детей и подростков имеют место серьезные психические заболевания, у 8-10 % - эмоциональные расстройства, отмечено нарастание проявлений расстройств поведения, которые затрудняют становление социально зрелой личности и адаптации к школьной жизни.

Терентьева В.И., к.п.н., доцент кафедры клинической психологии Психолого-педагогического факультета КрасГУ, сотрудник детской поликлиники г. Дивногорска Красноярского края,

Источник:

Терентьева В.И. Школьная дезадаптация, причины и основные характеристики //Огни Енисея, 1997 г.


См. также: Просвещение психологическое. Просвещение в образовании. Публицистика психологическая