Анализ зарубежного и российского опыта родительских сетей

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Дети - цифровые аборигены =)
Строка 3: Строка 3:
''Авторы: Б.Ярмахов и Е.Патаракин''
''Авторы: Б.Ярмахов и Е.Патаракин''
-
''Содержание''
 
-
* '''1 Введение'''
 
-
* 1.1 Родительское сообщество и школа. От противостояния к интеграции
 
-
* '''2 Социальные сети'''
 
-
* 2.1 Анализ информационных потребностей
 
-
* 2.1.1 Информационные потребности родителей
 
-
* 2.1.2 Сетевые, цифровые потребности
 
-
* 2.1.2.1 Дети - цифровые аборигены
 
-
* 2.1.2.2 Родители - цифровые иммигранты
 
-
* '''3 [[Способы построения социальной сети]]'''
 
-
* 3.1 Неспециализированные средства построения социальной сети
 
-
* 3.1.1 Электронная почта
 
-
* 3.1.2 Список рассылки
 
-
* 3.1.3 Построение социальной сети с помощью списка рассылки
 
-
* 3.1.4 Построение социальной сети на основе телеконференций
 
-
* 3.1.5 Построение социальной сети на основе форума
 
-
* 3.1.6 Построение социальной сети на основе блогов
 
-
* 3.1.6.1 Живой Журнал
 
-
* 3.1.6.2 Blogger
 
-
* 3.1.6.3 Микроблоггинг
 
-
* 3.1.7 Построение социальной сети на основе вики
 
-
* 3.2 Социальные сети в виртуальных мирах
 
-
* 3.3 Сети на базе сайтов социальных сетей
 
-
* 3.3.1 LinkedIn
 
-
* 3.3.2 FaceBook
 
-
* 3.3.3 ВКонтакте
 
-
* 3.3.4 Мой круг
 
-
* 3.4 Построение социальной сети на основе специальных платформ
 
-
* '''4 [[О формах деятельности в сети|Формы деятельности в сети]]'''
 
-
* '''5 Динамика родительской социальной сети'''
 
-
* 5.1 Индивидуальный проект конкретного родителя или небольшой группы
 
-
* 5.2 Коммерческие социальные сети
 
-
* 5.3 Школьные родительские социальные сети
 
-
* 5.4 Участники родительских социальных сетей
 
-
* 5.4.1 Экспертное знание в родительской социальной сети
 
-
* 5.5 Российские проекты
 
-
* 5.5.1 Российские родительские социальные сети
 
-
* 5.6 [[Выводы/Анализ российского и международного опыта создания и функционирования социальных родительских сетей|'''Выводы''']]
 
-
* '''6 Литература'''
 
-
== Введение. Родительское сообщество и школа. От противостояния к интеграции ==
+
'''''Введение. Родительское сообщество и школа. От противостояния к интеграции ''''' ==''''''Участие родителей в учебном процессе, по мнению ряда исследователей (Sheldon, 2008) является фактором социального капитала, существенно влияющим на его эффективность. Уже в 40-х годах прошлого века в ряде стран Запада начала складываться система взаимоосвязей педагогических коллективов школ и родительских сообществ, которая стала принимать самые многообразные формы: организации родительских ассоциаций, совместных встреч учителей и родителей, фандрайзинговых компаний, организуемых силами местных сообществ, присутствия родителей в школе и т.д. Так, например, в США существует национальная ассоциация, назначение которой состоит в привлечении и организации родителей в социальные сети, способствующие установлению тесных связей между школами и родительскими сообществами - National Network of Partnership Schools. История взаимоотношений школы и местного сообщества в советской и пост-советской России также прошла через несколько ключевых моментов – от нежелания признавать друг друга («школа обучает, семья воспитывает») до декларации полной зависимости («без поддержки родителей школа не выживет»).
-
Участие родителей в учебном процессе, по мнению ряда исследователей (Sheldon, 2008) является фактором социального капитала, существенно влияющим на его эффективность. Уже в 40-х годах прошлого века в ряде стран Запада начала складываться система взаимоосвязей педагогических коллективов школ и родительских сообществ, которая стала принимать самые многообразные формы: организации родительских ассоциаций, совместных встреч учителей и родителей, фандрайзинговых компаний, организуемых силами местных сообществ, присутствия родителей в школе и т.д. Так, например, в США существует национальная ассоциация, назначение которой состоит в привлечении и организации родителей в социальные сети, способствующие установлению тесных связей между школами и родительскими сообществами - National Network of Partnership Schools. История взаимоотношений школы и местного сообщества в советской и пост-советской России также прошла через несколько ключевых моментов – от нежелания признавать друг друга («школа обучает, семья воспитывает») до декларации полной зависимости («без поддержки родителей школа не выживет»).
+
-
Сегодня развитие связей как внутри родительского сообщества, так и за его пределами, особенно для нового поколения родителей, привыкшим постоянно использовать компьютерные технологии в своей деятельности, во многом пошло по линии использования информационно-компьютерных технологий. Современным родителям мало просто увидеть ведомость успеваемости школьника; им нужно видеть эту ведомость в режиме онлайн. Предоставление доступа родителям к школьной документации и статистике, информирование их о том, что происходит с их ребенком через Интернет, является для них более востребованным, чем другие формы коммуникации - посредством почты или телефонной связи. Для того, чтобы иметь объективную картину происходящего, необходимо разобраться в том, как складываются отношения сейчас и проанализировать то, как современные технологии изменяют инфраструктуру и создают дополнительные возможности для создания социальных сетей родительских сообществ.
 
-
== Социальные сети ==
 
-
{{:Социальная сеть}}
 
-
 
-
 
-
 
-
Сети и сообщества формируются без указаний сверху, и агенты, участвующие в образовании сетей, хотя и следуют определенным правилам, но не выполняют предписаний, поступающих их единого центра.
 
-
 
-
В работах Уэллмана и его школы сетевое сообщество анализируется как обычное сообщество, только реализованное в среде электронных коммуникаций [Wellman, B. Gulia, M., 1998]. Хотя современные коммуникации и видоизменили мир вокруг нас, мы по-прежнему ощущаем себя членами определенных социальных миров. Мы по-прежнему связаны с другими людьми родством, дружбой, работой, соседством или общими интересами. В настоящее время, во многом благодаря развитию информатики, категория сетевого сообщества активно используется социальными науками и позволяет углубить наше понимание социальных феноменов.
 
=== Анализ информационных потребностей ===
=== Анализ информационных потребностей ===
Строка 74: Строка 25:
=== Информационные потребности родителей ===
=== Информационные потребности родителей ===
-
Сеть как источник знаний и возможность получить в сети ответы на интересующие вопросы - поговорить с другими родителями, посоветоваться с психологом. При этом тема общения никак не связана с цифровым контентом или сетевой деятельностью.
+
[Сеть как источник знаний и возможность получить в сети ответы на интересующие вопросы - поговорить с другими родителями, посоветоваться с психологом. При этом тема общения никак не связана с цифровым контентом или сетевой деятельностью.
Множество обращений в сети чаще связаны с поиском информации по рождению, воспитанию и обучению ребенка. Люди начинают с поиска инфромации и затем попадают на сайты, на которых не только информация, но и возможность задать вопрос специалисту, пообщаться с людьми со сходными интересами и проблемами. Этот тип информационных потребностей никак не связан с сетевой деятельностью детей - люди ищут информацию в газетах, в телевизионных программах, в Интернете.
Множество обращений в сети чаще связаны с поиском информации по рождению, воспитанию и обучению ребенка. Люди начинают с поиска инфромации и затем попадают на сайты, на которых не только информация, но и возможность задать вопрос специалисту, пообщаться с людьми со сходными интересами и проблемами. Этот тип информационных потребностей никак не связан с сетевой деятельностью детей - люди ищут информацию в газетах, в телевизионных программах, в Интернете.
Строка 82: Строка 33:
5 вызовов, которые стоят перед родителями:
5 вызовов, которые стоят перед родителями:
-
{{:Интернет-вызовы родителям}}
 
-
 
*Сайт «Цифровые родители»  http://www.digitalparents.org/Community -сервис, предлагающий ответы на вопросы безопасности детей в сети Интернет
*Сайт «Цифровые родители»  http://www.digitalparents.org/Community -сервис, предлагающий ответы на вопросы безопасности детей в сети Интернет
Строка 89: Строка 38:
*Сайт «Я думаю, что ты знаешь» (Think U Know) – британский ресурс, предлагающий материалы для родителей, дети которых много времени проводят в сети http://www.thinkuknow.co.uk
*Сайт «Я думаю, что ты знаешь» (Think U Know) – британский ресурс, предлагающий материалы для родителей, дети которых много времени проводят в сети http://www.thinkuknow.co.uk
*Ресурс «Здравый смысл» (Common Sense) http://www.commonsense.com/internet-safety-guide/ предлагает родителям руководство по безопасности детей в сети Интернет.
*Ресурс «Здравый смысл» (Common Sense) http://www.commonsense.com/internet-safety-guide/ предлагает родителям руководство по безопасности детей в сети Интернет.
-
 
-
=== Дети - цифровые аборигены ===
 
-
{{:Цифровые аборигены}}
 
-
 
-
 
-
Противоположный термин - иммигрант цифрового мира.
 
-
''Родители - цифровые иммигранты''
 
-
Человек, выросший и сформировавшийся до появления широкополосного Интернета. Его привычки, навыки и умения сформированы вне сети.
 
-
Как абориген цифрового мира может распознать цифрового иммигранта по поведению? Prensky использует термин иммигрантский акцент:
 
-
* Привычка распечатывать электронную почту. Еще более заметный акцент - использовать для этой цели секретаршу
 
-
* Редактирование документа на бумаге
 
-
* Телефонный звонок - вы получили мою электронную почту?
 
-
 
-
За шуткой про иммигрантский акцент стоит серьезная проблема, поскольку учителя и родители, говорящие на языке доцифрового времени, пытаются учить детей, которые вовсю уже говорят на этом языке.
 
-
 
-
'''[http://socobraz.ru/index.php/%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B8 О способах построения социальной сети см. в Продолжении 1]'''
 
-
 
-
[[Категория:Соцобраз]]
 
-
[[Категория:Методические материалы]]
 

Версия 10:57, 1 июня 2009

Анализ российского и международного опыта создания и функционирования социальных родительских сетей, принципов их организации и обслуживания

Авторы: Б.Ярмахов и Е.Патаракин


Введение. Родительское сообщество и школа. От противостояния к интеграции =='Участие родителей в учебном процессе, по мнению ряда исследователей (Sheldon, 2008) является фактором социального капитала, существенно влияющим на его эффективность. Уже в 40-х годах прошлого века в ряде стран Запада начала складываться система взаимоосвязей педагогических коллективов школ и родительских сообществ, которая стала принимать самые многообразные формы: организации родительских ассоциаций, совместных встреч учителей и родителей, фандрайзинговых компаний, организуемых силами местных сообществ, присутствия родителей в школе и т.д. Так, например, в США существует национальная ассоциация, назначение которой состоит в привлечении и организации родителей в социальные сети, способствующие установлению тесных связей между школами и родительскими сообществами - National Network of Partnership Schools. История взаимоотношений школы и местного сообщества в советской и пост-советской России также прошла через несколько ключевых моментов – от нежелания признавать друг друга («школа обучает, семья воспитывает») до декларации полной зависимости («без поддержки родителей школа не выживет»).



Анализ информационных потребностей

Зачем родители приходят в сеть? Что они хотят там найти?

  • Информационные потребности. Чаще всего приходят в сеть в поисках информации
  • Информация о воспитании
  • Информация о здоровье
  • Информация об образовании
  • Социальные потребности
  • Связь с ребенком
  • Быть в курсе того, чем занят ребенок
  • Обеспечить безопасность ребенка
  • Участвовать в сетевой жизни своего ребенка
  • Связь с учителями


Информационные потребности родителей

[Сеть как источник знаний и возможность получить в сети ответы на интересующие вопросы - поговорить с другими родителями, посоветоваться с психологом. При этом тема общения никак не связана с цифровым контентом или сетевой деятельностью. Множество обращений в сети чаще связаны с поиском информации по рождению, воспитанию и обучению ребенка. Люди начинают с поиска инфромации и затем попадают на сайты, на которых не только информация, но и возможность задать вопрос специалисту, пообщаться с людьми со сходными интересами и проблемами. Этот тип информационных потребностей никак не связан с сетевой деятельностью детей - люди ищут информацию в газетах, в телевизионных программах, в Интернете.


Сетевые, цифровые потребности

Одна из наиболее насущных потребностей, которая направляет родителей в сеть - желание сохранить контакт со своим ребенком, желание оградить его от опасностей неконтролируемого и непонятного мира Интернета. Движение Цифровые родители перечисляет следующие вызовы, которые ставит перед родителями сеть Интернет:

5 вызовов, которые стоят перед родителями:

  • Сайт «Цифровые родители» http://www.digitalparents.org/Community -сервис, предлагающий ответы на вопросы безопасности детей в сети Интернет
  • Международный проект «Детская сеть Childnet» http://www.childnet-int.org/kia/parents/cd/ ведется некоммерческой организацией Childnet International, стремящейся сделать Интернет безопасной средой для детей.
  • Сайт «Я думаю, что ты знаешь» (Think U Know) – британский ресурс, предлагающий материалы для родителей, дети которых много времени проводят в сети http://www.thinkuknow.co.uk
  • Ресурс «Здравый смысл» (Common Sense) http://www.commonsense.com/internet-safety-guide/ предлагает родителям руководство по безопасности детей в сети Интернет.