Мастер класс Как научить ребенка понимать и принимать другого как значимого и ценного

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Этап второй: Роль взрослого в воспитании толерантности у детей)
(Участники)
Строка 60: Строка 60:
||Двирная Ольга Владимировна||педагог-психолог||ГООУ "Железногорская санаторно-лесная школа||г. Железногорск, Красноярского края||olga.dwir@yandex.ru
||Двирная Ольга Владимировна||педагог-психолог||ГООУ "Железногорская санаторно-лесная школа||г. Железногорск, Красноярского края||olga.dwir@yandex.ru
|-
|-
-
||....||....||...||...||...
+
||Макова Любовь Павловна||педагог-психолог,зам.директора УВР нач.школа||МОУ СОШ "34||г.Владимир||lmakovado@yandex.ru
|-
|-
||...||...||...||...||...
||...||...||...||...||...

Версия 22:31, 30 января 2011


Помещаем данный блок дополнительно как объявление о мастер-классе в Текущие события

Как научить ребенка понимать и принимать Другого как значимого и ценного

right‎

Проблема толерантности широко обсуждается в современном мире и это не случайно. Сейчас в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межличностных отношениях, которые носят разрушающий, деструктивный характер. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности.

Как научить ребенка, с одной стороны, слышать и принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам?

В ходе мастер-класса мы с вами рассмотрим причины «Почему ребенок может так себя вести: ПРОЯВЛЯТЬ НЕТЕРПИМОСТЬ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГОМУ (СВЕРСТНИКУ, ВЗРОСЛОМУ)», и совместно составим рекомендации для учащихся по преодолению нетерпимости к сверстнику или взрослому (воспитателю, педагогу, родителю).

  • Задачи мастер-класса:
  1. Обсуждение причин проявления интолерантного поведения по отношению к Другому
  2. Составление "банка" рекомендаций для учащихся по преодолению нетерпимости, раздражительности по отношению к сверстнику или взрослому
  3. Совместное составление КОПИЛКИ "Способы,методы, формы, приемы, игры для индивидуальной и групповой работы по воспитанию толерантности у учащихся"
  4. Проигрывание Способов и приемов, которые помогают научить ребенка понимать и принимать Другого (сверстника или взрослого) как значимого и ценного
  • Для кого: для учителей - предметников, воспитателей,педагогов-психологов, родителей.
  • Как принять участие:
  1. С .......регистрируемся на странице мастер-класса в качестве его участников: тем, кто еще не знаком с ресурсом, необходимо пройти регистрацию на сайте СоцОбраз. Для этого в верхнем правом углу любой страницы нажмите ссылку Представиться/зарегистрироваться. Если у Вас еще нет регистрации в сети СОцОбраз, нажмите ссылку Создать учетную запись. В открывшейся странице Вам необходимо заполнить поля форм. Имя участника - то имя, под которым Ваш вклад будет фиксироваться системой. Рекомендуем вводить фамилию и имя. После заполнения всех полей, нажмите Зарегистрировать нового участника. Более подробное описание в 12 шагов навстречу wiki.iot
  2. с ...... запросить установить Skype-контакт с одним из ведущих мастер-класса. Если вы еще не пользовались сервисом Skype для on-line общения, то необходимо установить эту бесплатную программу на свой компьютер. После установки и регистрации в Skype, надо через функцию "Добавить контакт" ввести в строку поиска скайп-имя одного из ведущих (olgadwir ...) и запросить установить контакт.
  3. Принять участие в общем скайп-чате:

О ведущих:

Двирная Ольга Владимировнапедагог-психолог КГООУ "Железногорская санаторно-лесная школа", Красноярский край, г.Железногорскolga.dwir@yandex.ru Skype - контакт olgadwir
............
............


Участники

Чтобы принять участие в мастер-классе, внесите себя в список участников (если Вы еще не зарегистрированы, то познакомьтесь с информацией как это сделать здесь... Успехов!)

При регистрации указываем: ФИО, должность, место работы, населенный пункт (регион), e-mail

  • Для того чтобы внести себя в число участников:- авторизуйтесь (в правом вехнем углу страницы нажимаем: Представиться/зарегистрироваться, вводим логин и пароль); - нажмите ссылку "Править" справа от названия "Участники"; - в открывшейся области вводим ваш текст, а затем нажимаем "Сохранить страницу".
Двирная Ольга Владимировнапедагог-психологГООУ "Железногорская санаторно-лесная школаг. Железногорск, Красноярского краяolga.dwir@yandex.ru
Макова Любовь Павловнапедагог-психолог,зам.директора УВР нач.школаМОУ СОШ "34г.Владимирlmakovado@yandex.ru
...............
.................
...............
.................
...............
.................
...............
.................
...............
.................
............

Помощь в навигации по сайту:

  • Подсказка: как оформить ссылку на свою страницу:[[Участник:Жукова Н.Н|Жукова Наталия Николаевна]]Слева пишется название страницы участника, справа - какой текст хотите видеть на странице

Этап первый: Осознание проблемы

Толерантность проявляется прежде всего в коммуникации. Известно, что для того чтобы возникла коммуникация, необходимо существование двух, неразрывно связанных с ней компонентов: эмоционального контакта и согласия по поводу реальности. Говоря об эмоциональном контакте, иногда пользуются термином «эмпатия» – прямой перевод используемого немецкими психологами слова «einfuhlung», дословно «чувствование внутрь». Эмпатия – чувство, передающее такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается чувствами другого, что временно отождествляет себя с собеседником, как бы растворяясь в нем. Именно в этом глубоком и несколько загадочном процессе эмпатии возникает взаимное понимание, воздействие и другие значительные отношения между людьми. Именно в этом состоянии достигается полное взаимопонимание между людьми. Существование эмпатии напрямую связано с самим смыслом коммуникации. Нельзя понять человека собеседника, если не отождествить себя с ним.

Толерантный человек – каков он? Каковы основные различия между толе­рантной и интолерантной личностями? Почему в одних и тех же условиях одни люди стараются унизить, оскорбить другого человека, использовать его в качестве инструмента достижения своих целей, а другие не могут этого себе позволить, реализуя даже в самых беспощадных условиях жизни нормы толерантного поведения? Каковы причины интолерантного проявления ребенка с окружающим сверстникам и взрослым? Как научить ребенка слышать и принимать другого как значимого ценного? На эти и многие другие вопросы вы получите ответ в ходе прохождения всех этапов нашего мастер-класса.

Но для того чтобы понять, как помочь ребенку стать более гибким и доброжелательным в общении, нужно знать причины:

Почему ребенок может себя вести нетерпимо и раздражительно по отношению к Другому (сверстнику, взрослому)?

И в рамках самого первого этапа проанализируем причины интолерантного поведения.

Материалы, которые могут вам:

Что надо будет сделать?

Дя того, чтобы написать свой ответ: нажмите ссылку "Править" справа от названия "Этап первый: Осознание проблемы". В открывшейся области вводим свой текст, а затем нажимаем "Сохранить страницу".

Свои подробные описания оставляем ниже (постарайтесь закончить каждое предложение и не забывайте подписать свой ответ!):

Причины интолерантного поведения...



Этап второй: Роль взрослого в воспитании толерантности у детей

Воспитание толерантности - воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям. Мы, взрослые, не всегда можем проявить терпимость к особенностям других людей. А если значимые люди позволяют себе это, значит и ребенок считает, что будет правильным вести себя так же. И начинает «отрабатывать» такое поведение на сверстниках. Но если у взрослых нетерпимость часто бывает замаскированной, то дети гораздо более прямолинейны. Осознанная или неосознанная родительская и педагогическая авторитарность порождает у детей дефицитнеординарности, чувства собственного достоинства. Если взрослый толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. В педагогической практике накоплено немало методов,способов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).

Материалы, которые могут вам помочь:


На этом этапе нашего мастер-класса каждый участник предложит сценарий 1 мероприятия (классный час, коллективно-творческое дело, конкурс, круглый стол, диспут, лекцию, тренинг, урок), учитывая принципы воспитания толерантности.

Целью вашего мероприятия является развитие толерантной культуры учащихся.


Принципы воспитания толерантности:

  • Принцип целенаправленности
  • Учет индивидуальных и половозрастных особенностей
  • Принцип культуросообразности
  • Принципы связи воспитания толератности с жизнью
  • Принцип уважительного отношения к личности
  • Принцип опоры на положительное в ребенке
  • Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности
  • Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка
  • Принцип единства знания и поведения
  • Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении


Свои работы оформляем в документах Google, не забываем подписывать название мероприятия, автора (Ф.И.О). Предлагаемые вами материалы пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя, родителя и специалистов, работающих с детьми.

Сылку на ваше иероприятие указываем на странице мастер-класса в этом этапе. Для этого....


Этап третий: Способы и приемы, которые помогают научить ребенка понимать и принимать Другого (сверстника или взрослого) как значимого и ценного

На предыдущих этапах мы выявили причины проявления нетерпимости, раздражительности ребенка по отношению к сверстнику или взрослому. А на данном этапе мы будем находить конструктивные способы и приемы, которые помогают научить ребенка понимать и принимать Другого (сверстника или взрослого) как значимого и ценного.

У греческого народа существует одна притча, которая лучше всего подведет нас к пониманию толерантности.

Ладная семья

Жила – была на свете семья. Занимала она целое село, так как в ней насчитывалось более 100 человек. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семей на свете, но дело в том, что семья эта была особая. Мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни раздоров. Дошел слух об этой замечательной семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, порядок и мир. Удивился владыка. Пришел он к главе семьи и спрашивает:

-Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье?

Тот взял лист бумаги и начал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу, три слова были на ней начертаны: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.


Материалы, которые помогут вам:


Ситуация 1:Что делать, если ребенку плохо в классе, его отвергают, обзывают обидными словами? Причина может быть разной: ребенок-инвалид, полный, неуклюжий, отличающийся по цвету кожи, неуверенный ребенок. Как помочь ребенку наладить взаимоотношения в классе?

Зачастую поведение отвергаемых детей строится по неадаптивной модели. Выражение негативного отношения к другим, агрессия, нарушение границ в общении, провокации агрессии в свой адрес, неумение постоять за себя приводят к ответному отвержению. Давайте попробуем выстроить алгоритм действий взрослого, включая в него конструктивные приемы и способы,которые помогут ребенку справиться с негативными чувствами и наладить отношения со сверстниками

Свои ответы размещаем прямо здесь, в нашей КОПИЛКЕ МУДРЫХ РЕШЕНИЙ:

1. Оказать ребенку эмоциональную поддержку. (приемы и способы)

2. Разобраться в причинах происходящего.(приемы и способы)

3. Укрепить и развить в ребенке навыки и качества, необходимые для того, чтобы он мог справиться с ситуацией.(приемы и способы)

Ситуация 2: Что делать, когда ребенок выражает раздражительность на просьбу, внешний вид, действия сверстника (причина может быть разной: ребенок-инвалид, полный, неуклюжий, отличающийся по цвету кожи, неуверенный ребенок) или взрослого?

Давайте попробуем выстроить алгоритм действий взрослого, включая в него конструктивные приемы и способы, которые помогут научить ребенка понимать и принимать Другого сверстника или взрослого.

Свои ответы размещаем прямо здесь, в нашей КОПИЛКЕ МУДРЫХ РЕШЕНИЙ:



Банк идей

Вот и подходит к завершению наш мастер-класс. Ну и для того, чтобы обобщить все полученные в ходе мастер-класса знания и навыки, мы с вами составим ПАМЯТКУ для учащихся "Рекомендации по преодолению нетерпимости, раздражительности по отношению к Другому (сверстникам или взрослым)"

Конструктивные приемы и упражнения, которые вы узнали в ходе нашего мастер-класса вписываем ниже в КОПИЛКУ МУДРЫХ РЕШЕНИЙ:

Что узнали интересного в ходе мастер-класса: Разместите свои мнения