Способы построения социальной сети

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Микроблггинг)
Строка 74: Строка 74:
Блог (web-log) это - пополняемая через веб-интерфейс коллекция записей. Согласно определению, которое дает SlashDot, «блог - это новый, личный способ эволюции электронного сообщества. Термин "Блог" - blog - происходит от Web-logging. Он может служить примером того, как люди используют сеть для построения своей собственной среды общения». Как правило, это личные записи, содержащие аннотированные ссылки на другие ресурсы, опубликованные в сети. С этой точки зрения первый блог создал самБернерс-Ли, когда публиковал новости о развитии проекта Всемирной Паутины. Первые блоги появились еще в 1996 году, но стали заметным и популярным феноменом начиная с 1999 года. За последние несколько лет в сети появилось огромное количество сообществ, материалы которых создаются их авторами по технологии блогов. Авторы публикуют новости и комментарии к новостям. В настоящее время блоги отличает не столько структура записей, сколько простота добавления новых записей. Пользователь просто обращается к веб-серверу, проходит процесс опознания и добавляет новую запись к своей коллекции. Сервер представляет информацию как последовательность сообщений, помещая в самом верху самые свежие сообщения. Структура коллекции очень напоминает привычную последовательную структуру дневника или журнала. Линейную форму представления информации в блоге можно рассматривать и как положительное и как отрицательное свойство блога. С одной стороны, писателю и читателю понятно устройство коллекции записей. С другой стороны, поиск внутри и установление связей между фрагментами линейного документа может быть не простой задачей. Эта проблема может в ближайшее время решена за счет добавления ярлыков-категорий внутри пространства блогов.
Блог (web-log) это - пополняемая через веб-интерфейс коллекция записей. Согласно определению, которое дает SlashDot, «блог - это новый, личный способ эволюции электронного сообщества. Термин "Блог" - blog - происходит от Web-logging. Он может служить примером того, как люди используют сеть для построения своей собственной среды общения». Как правило, это личные записи, содержащие аннотированные ссылки на другие ресурсы, опубликованные в сети. С этой точки зрения первый блог создал самБернерс-Ли, когда публиковал новости о развитии проекта Всемирной Паутины. Первые блоги появились еще в 1996 году, но стали заметным и популярным феноменом начиная с 1999 года. За последние несколько лет в сети появилось огромное количество сообществ, материалы которых создаются их авторами по технологии блогов. Авторы публикуют новости и комментарии к новостям. В настоящее время блоги отличает не столько структура записей, сколько простота добавления новых записей. Пользователь просто обращается к веб-серверу, проходит процесс опознания и добавляет новую запись к своей коллекции. Сервер представляет информацию как последовательность сообщений, помещая в самом верху самые свежие сообщения. Структура коллекции очень напоминает привычную последовательную структуру дневника или журнала. Линейную форму представления информации в блоге можно рассматривать и как положительное и как отрицательное свойство блога. С одной стороны, писателю и читателю понятно устройство коллекции записей. С другой стороны, поиск внутри и установление связей между фрагментами линейного документа может быть не простой задачей. Эта проблема может в ближайшее время решена за счет добавления ярлыков-категорий внутри пространства блогов.
-
* Характерные черты блогов
 
-
* Достоинства блога
 
-
 
-
[http://www.livejournal.com/ Живой Журнал]  - пример успешного использования технологии блога. Сервис получил огромную популярность у российской аудитории. Каждый пользователь или каждое сообщества Живого Журнала формирует свою страницу, на которой появляются новые сообщения. Каждая такая страница формирует свой новостной поток в формате RSS.
 
-
 
-
Подписка на новости с любой страницы Живого Журнала выглядит как формирование ленты друзей. Добавить человека в список своих друзей внутри ЖЖ означает не более чем подписаться на те новости, которые он пишет в своем сетевом дневнике. В результате множества таких «добавлений друзей» или подписок на RSS обновления новостных потоков, у каждого пользователя ЖЖ формируется так называемая «френд-лента». На этой странице представлены новости, на которые он подписался.
 
-
* Друзья в ЖЖ
 
-
* Сообщества в ЖЖ
 
-
 
-
На одном из наиболее массовых блоговых сервисов - Livejournal - создано сразу несколько блоговых сообществ, посвященных проблемам воспитания.
 
-
* Вопросом ухода за маленькими детьми посвящено сообщество  ru_lyualechka(3054 участника)
 
-
* Весьма многочисленно (8529 участника) сообщество  ru_malyshi
 
-
* Вопросам воспитания детей более старшего - школьного возраста посвящено сообщество psy_baby (3884 участника)
 
-
* Достаточно узкой, но как показывает практика, актуальной теме - использования слингов (2790 участников) - сообщество slingomamy
 
-
 
-
 
-
Общей чертой блоговых сообществ является отсутствие в них формальных экспертов. Степень значимости суждений членов таких сообществ определяется исключительно его авторитетом. Характерно и то, что с разрастанием сообщества возрастают и предпринимаемые им усилия по самоорганизации. Как правило, в сообществах такого рода оговаривается не только направленность сообщений, но и их размер, правила размещения рекламы и фотографий, а также пожелания метить сообщения определенными тэгами, по которым впоследствии можно будет просматривать сообщения на определенную тематику. Степень самоорганизации LJ сообществ достаточно высока. Некоторые из них выходят за рамки "вопросно-ответной кооперации" и доходят до вполне организованных действий - например, в одном из таких сообществ его участники договорились об оптовых закупках компьютеров-ноутбуков в целью экономии средств. Все это позволяет делать вывод о высокой жизнеспособности родительских социальных сетей, выстраиваемых на базе ЖЖ сообществ.
 
-
 
-
 
-
Анализ записей Живого Журнала позволяет увидеть в сети поколение цифровых аборигенов, у которых есть собственные дети. Отдельно посмотреть записи избранных родителей ЖЖ-юзеров:
 
-
* ailev
 
-
* [http://ailev.livejournal.com/621680.html подробный разбор компьютерых игр], в которые играет 6-ти летний ребенок. В обсуждении записи комментаторы приводят свои списки игр и обсуждают их учебное значение.
 
-
* oxford_law
 
-
* [http://oxford-law.livejournal.com/176047.html Мама и папа] - серия публикаций фотографий и комментариев, в которых автор рассказыает о своих родителях. Публикация носит открытый характер, но явно обращена к детям автора. Сам автор рассматривает публикацию в ЖЖ как форму ведения цифрового архива - "Это как в доме на стену фотографию родителей повесить".
 
 +
==== Социальные сети на базе Живого Журнала ====
 +
{{:Социальные сети на базе Живого Журнала}}
=== Blogger ===
=== Blogger ===

Версия 11:25, 3 апреля 2009

Анализ российского и международного опыта создания и функционирования социальных родительских сетей, принципов их организации и обслуживания: Продолжение 1. Авторы: Б.Ярмахов и Е.Патаракин

С развитием сервисов Веб 2.0 значение официального контента заметно падает и пользователей привлекает к участию в сети возможности сетевого сервиса:

  • найти и сохранить ссылки на информацию
  • возможность разместить свой текст
  • возможность разместить свои видеозаписи.

Сегодня сеть формируется на основе контента, создаваемого пользователями.

Содержание

Неспециализированные средства построения социальной сети

Электронная почта

Электронная почта является одним из самых первых и самых популярных сетевых сервисов, который позволяет пользователям обмениваться сообщениями. Изобретенная в начале 1971 года Томлинсоном, электронная почта производила огромное впечатление, по сравнению с обычной почтой. Сервис открыл новые возможности для совместной деятельности и резко ускорил совместное написание и редактирование текстов. Электронная почта позволяет обмениваться письмами практически мгновенно.

Электронная почта не предусматривает никакого архива для сообщений, которыми обменивается группа пользователей. Каждый участник переписки хранит только те письма, которые он послал или получил. Если возникает желание или необходимость сослаться на предыдущие сообщения, то текст этого сообщения вставляется непосредственно в текст нового письма. Первые почтовые программы умели лишь записывать текст в файл на удаленном компьютере. При этом отправляющая и получающая машины были подключены к Сети. Позднее для приема и хранения писем были разработаны особые программы - почтовые серверы, которые работают на отдельных машинах и хранят там почтовые ящики отдельных пользователей. Доступ к ящику доступен пользователю только по паролю. Как правило, пользователи переписывают с серверов почту на свои машины с помощью программпочтовых клиентов. Другой быстро растущий сервис - удалённый доступ к почтовым ящикам - Веб-почта

Список рассылки

Для того чтобы расширить круг общения и организовать участие в обсуждении по электронной почте сразу нескольких человек, организуются списки рассылки. В этом случае все активные участники сообщества адресуют свои сообщения не друг другу, а отсылающему агенту. Главное в схеме списка рассылки то, что есть кто-то один отсылающий и хранящий сообщения.

Отсылающим агентом может служить человек - модератор, которому приходят электронные сообщения от всех участников письма.Модератор просматривает все письма и отбирает те из них, которые, по его мнению, соответствуют темам сообщества. Дальнейшая работа по рассылке почты передается программному агенту. Если предварительной проверки нет, то участники сообщества пишут сразу на адрес электронной почты, где живет программный агент. Агент немедленно рассылает письма всем членам списка рассылки. В первом случае обеспечивается качество содержания сообщений, во втором скорость обмена сообщениями. Списки рассылки, открытые для всех и действующие без предварительного контроля со стороны ответственного человека, легко уязвимы для внешней атаки. Достаточно часто встречаются симбиозы, когда человек - модератор просматривает письма, выделяет соответствующие тематике списка рассылки, а дальнейшую работу по рассылке ведет программный агент. Этот программный агент получает текст сообщения и список адресов, по которым надо разослать. Для каждого адреса из списка он обращается к программе пересылки почты - как правило, это программа sendmail.


Слабым местом такого способа поддержания сообщества является отсутствие архива, где хранились бы все публикации, представляющие историю развития сообщества. Многие сообщества пытаются преодолеть этот недостаток и публикуют информацию одновременно в список рассылки и в текстовый файл, доступный по постоянному адресу через веб-интерфейс. Так действует программа "Педсовет по средам". Материалы рассылки превращаются в коллекцию записей, доступных для повторного использования и вы можете прочитать любой из предыдущих выпусков "Педсовета по средам" на Веб-сайте "Школьный сектор"http://school-sector.relarn.ru.


Таким же способом была организована работа со списком рассылки на нижегородском сайте программы "Обучение и Доступ к Интернет". Новости программы практически одновременно рассылались по списку рассылки и публиковались в сети на сервере http://www.iatp.nnov.ru. После того, как письмо уходит в список рассылки, оно перемещается в директорию отчетов и становится доступным для просмотра через веб-протокол. Поскольку это веб-документ, то я могу напустить на него программный агент - CGI-скрипт, который сделает этот документ более информативным.


Мы можем проследить и обратный подход, когда материалы базы данных превращаются в список рассылки. Например, координаторы программы "Обучение и доступ к Интернет" в различных городах России заносят в базу данных отчеты о происходящих событиях. Специальный информационный менеджер осуществляет фильтрацию среди этих записей и формирует список рассылки.


В качестве примеров для изучения различных возможностей стоит посетить следующие архивы списков рассылки:

  1. Педсовет по средам http://school-sector.relarn.ru Наиболее авторитетный и популярный список рассылки педагогических материалов.
  2. Журнал Вопросы Интернет Образования http://vio.fio.ru Список рассылки содержит краткое описание статей, опубликованных в последнем номере со ссылками на полные тексты на сайте http://vio.fio.ru
  3. Программа "Обучение и Доступ к Интернет" www.iatp.ru Новости, события программы, которые частично публикуются в списке рассылки Iatp-info@projectharmony.ru
  4. Сеть творческих учителей http://it-n.ru


Построение социальной сети с помощью списка рассылки

С начала девяностых годов, с момента, когда информационно-компьютерные средства стали доступны многим, а не только тем, кто занимался компьютерным бизнесом, делались попытки использовать эти средства для построения родительских социальных сетей. Прежде всего начали возникать самодеятельные списки рассылки по электронной почте, в которых родители обменивались друг с другом мнениями о конкретных школах и учителях, так и о более общих вопросах социализации и воспитания.

Несмотря на то, что впоследствии появились более эффективные средства (группы, форумы, блоги) практика использования списков рассылки существует и до сих пор. Вот, например, как объясняют свою приверженность именно этому средству организации социальной сети родители школьников города Беркли, Калифорния Создатели проекта (все они работают на добровольной основе) называют его не "сервисом", а "совместным ресурсом сообщества".


Вот как модераторы этой сети объясняют свой выбор именно этого средства: "Berkeley Parents Network - это сеть, созданная в 1993 году и объединяющая 22,665 родителей, живущих в Беркли, штат Калифорния (при этом около 75% из них в той или иной степени связаны с университетом Беркли). Текст сообщения, почти ежедневного рассылаемого по списку рассылки, всякий раз составляется волонтерами из числа родителей. Нами, прежде всего, движет желание сделать информацию доступной для всех. С помощью нашего списка рассылки родители могут спрашивать и получать советы, искать услуги бебиситтеров и репетиторов, рассказывать о приближающихся событиях Мы не планируем делать этот ресурс полностью открытым, поскольку в наших сообщениях упоминаются имена, адреса и телефоны родителей и другая информация личного характера. Чтобы вступить в список, нужно пройти модерируемую процедуру регистрации. Далее, получение информации через список рассылки гораздо удобнее для пользователей, которые пользуются компьютером раз в несколько дней. Это избавляет их от необходимости регистрирроваться на веб сайте и искать информацию, которая им нужна. Все сообщения списка рассылки архивируются, однако для не-членов сети архив недоступен".


Безусловным преимуществом списка рассылки является то, что в нем, по сути, передается информация "в чистом виде". Поскольку списки рассылки представляют собой волонтерские начинания, в них трудно заставить читателей читать контекстную рекламу или рекомендовать им голосовать за кого-либо. В связи с этим степень доверия родителей к информации такого рода велика. Недостатком является отсутствие возможности оперативно комментировать сообщения других людей (рассылаемое сообщение модерируется) и оперативно осуществлять поиск в сотнях писем в почтовом ящике, накопившихся за многие годы существования проекта.

Построение социальной сети на основе телеконференций

Телеконференции это - вид сетевого сервиса, обеспечивающий пересылку статей - сообщений на компьютеры всех участников сообщества. Usenet представляет собой распределенную систему конференций, которая поддерживается несколькими серверами.

Общение в телеконференциях происходит путем обмена статьями, которые, попадая в группу, становятся доступны для прочтения всем участникам обсуждения, и, в зависимости от содержания статьи, вы можете получить (или не получить) отклики на нее. По сути, телеконференции - это та же электронная почта, только открытая для прочтения всем желающим.


Служба конференций получила популярность сопоставимую с популярностью электронной почты. В период с начала работы в 1981 году до сентября 2004 года в системе конференций по данным Google было опубликовано более 845 миллионов сообщений.

Паутины доступ к конференциям все чаще открывается через веб-интерфейс. Многие поисковые системы ведут поиск внутри сообщений телеконференций и создают свои собственные службы, поддерживающие объединения в группы и сообщества интересов. Дополнительные возможности, связаны с быстрым поиском внутри материалов дискуссии, неограниченным сроком хранения материалов конференции в сети. Материалы конференций, так же как и материалов списков рассылки, успешно интегрируются во Всемирную Паутину и пополняют коллекцию ее записей.


С развитем веб-интерфейса телеконференции переходят на платформу групп:

  • Yahoo-groups - http://groups.yahoo.com/
  • Google-groups http://groups.google.com/ Группы Google хранят архивы конференций USENET и позволяют читать материалы usentet групп
  • http://groups.google.com/group/parent-to-parent Российская группа "Родитель-Родителю" Рассылка предназначена для обмена информацией, необходимой и интересной родителям детей с инвалидностью. Рассылка поддерживается РООИ "Перспектива". (43 участника)
  • http://groups.google.com/group/bcnetwork Белорусская Сеть Для и Вместе с Детьми (29 участников)


Построение социальной сети на основе форума

Часто именно форум рассматривается в качестве среды для создания сообщества. Распространено мнение, что если хочешь построить новое сообщество, - подбери себе подходящее программное обеспечение - http://www.thinkofit.com/webconf/hostsites.htm.

Устройство чатов и форумов основывается на интерактивном обновлении базы данных. Через Веб-броузер пользователь обращается к программе-серверу и передает ему данные, которые затем через cgi-программу попадают в базу данных.

В простейшем варианте пользователи имеют достаточно ограниченные возможности:

  • записать новое сообщение в базу данных;
  • посмотреть на измененный вариант базы данных.

Зачастую форумы поддерживают разветвленную систему обсуждений, когда каждая тема разворачивается в отдельную нить обсуждений. В этом случае, читатель может выбирать интересующую его тему и далее следовать по списку опубликованных в рамках данной темы или нити сообщений.

  • Образовательные форумы


Форумы для родителей


Построение социальной сети на основе блогов

Блог (web-log) это - пополняемая через веб-интерфейс коллекция записей. Согласно определению, которое дает SlashDot, «блог - это новый, личный способ эволюции электронного сообщества. Термин "Блог" - blog - происходит от Web-logging. Он может служить примером того, как люди используют сеть для построения своей собственной среды общения». Как правило, это личные записи, содержащие аннотированные ссылки на другие ресурсы, опубликованные в сети. С этой точки зрения первый блог создал самБернерс-Ли, когда публиковал новости о развитии проекта Всемирной Паутины. Первые блоги появились еще в 1996 году, но стали заметным и популярным феноменом начиная с 1999 года. За последние несколько лет в сети появилось огромное количество сообществ, материалы которых создаются их авторами по технологии блогов. Авторы публикуют новости и комментарии к новостям. В настоящее время блоги отличает не столько структура записей, сколько простота добавления новых записей. Пользователь просто обращается к веб-серверу, проходит процесс опознания и добавляет новую запись к своей коллекции. Сервер представляет информацию как последовательность сообщений, помещая в самом верху самые свежие сообщения. Структура коллекции очень напоминает привычную последовательную структуру дневника или журнала. Линейную форму представления информации в блоге можно рассматривать и как положительное и как отрицательное свойство блога. С одной стороны, писателю и читателю понятно устройство коллекции записей. С другой стороны, поиск внутри и установление связей между фрагментами линейного документа может быть не простой задачей. Эта проблема может в ближайшее время решена за счет добавления ярлыков-категорий внутри пространства блогов.

Социальные сети на базе Живого Журнала

Живой Журнал - пример успешного использования технологии блога. Сервис получил огромную популярность у российской аудитории. Каждый пользователь или каждое сообщества Живого Журнала формирует свою страницу, на которой появляются новые сообщения. Каждая такая страница формирует свой новостной поток в формате RSS.

Подписка на новости с любой страницы Живого Журнала выглядит как формирование ленты друзей. Добавить человека в список своих друзей внутри ЖЖ означает не более чем подписаться на те новости, которые он пишет в своем сетевом дневнике. В результате множества таких «добавлений друзей» или подписок на RSS обновления новостных потоков, у каждого пользователя ЖЖ формируется так называемая «френд-лента». На этой странице представлены новости, на которые он подписался.

  • Друзья в ЖЖ
  • Сообщества в ЖЖ

На одном из наиболее массовых блоговых сервисов - Livejournal - создано сразу несколько блоговых сообществ, посвященных проблемам воспитания.

  • Вопросом ухода за маленькими детьми посвящено сообщество ru_lyualechka(3054 участника)
  • Весьма многочисленно (8529 участника) сообщество ru_malyshi
  • Вопросам воспитания детей более старшего - школьного возраста посвящено сообщество psy_baby (3884 участника)
  • Достаточно узкой, но как показывает практика, актуальной теме - использования слингов (2790 участников) - сообщество slingomamy


Анализ записей Живого Журнала позволяет увидеть в сети поколение цифровых аборигенов, у которых есть собственные дети. Отдельно посмотреть записи избранных родителей ЖЖ-юзеров:

  • ailev
  • подробный разбор компьютерых игр, в которые играет 6-ти летний ребенок. В обсуждении записи комментаторы приводят свои списки игр и обсуждают их учебное значение.
  • oxford_law
  • Мама и папа - серия публикаций фотографий и комментариев, в которых автор рассказыает о своих родителях. Публикация носит открытый характер, но явно обращена к детям автора. Сам автор рассматривает публикацию в ЖЖ как форму ведения цифрового архива - "Это как в доме на стену фотографию родителей повесить".

Общей чертой блоговых сообществ является отсутствие в них формальных экспертов. Степень значимости суждений членов таких сообществ определяется исключительно его авторитетом. Характерно и то, что с разрастанием сообщества возрастают и предпринимаемые им усилия по самоорганизации. Как правило, в сообществах такого рода оговаривается не только направленность сообщений, но и их размер, правила размещения рекламы и фотографий, а также пожелания метить сообщения определенными тэгами, по которым впоследствии можно будет просматривать сообщения на определенную тематику. Степень самоорганизации LJ сообществ достаточно высока. Некоторые из них выходят за рамки "вопросно-ответной кооперации" и доходят до вполне организованных действий - например, в одном из таких сообществ его участники договорились об оптовых закупках компьютеров-ноутбуков в целью экономии средств. Все это позволяет делать вывод о высокой жизнеспособности родительских социальных сетей, выстраиваемых на базе ЖЖ сообществ.

Blogger

Система ведения блога от Google.

help - Справочный центр Блоггера - можно выбрать русский язык и здесь подробное описание возможностей. Блоггер позволяет своим пользователям заводить любое число блогов. Управление блогами ведется через блок настройки. Блог на Blogger.com может содержать на своей главной страничке так много дополнительных элементов, что является простым и удобным мини-сайтом. Авторы блога могут добавить на страницу информационные потоки. Очень полезная для ученического или учительского блога возможность – проведение опроса. Создатель блога может пригласить других пользователей в соавторы и администраторы. Если вы передаете другому человеку функции администратора, то он в дальнейшем тоже может добавлять и удалять пользователей в список авторов.


Примеры родительских сетей на blogger

  • Блог вожатых Флориды содержит массу информации для родителей - как связаться с вожатыми, какую поддержку могут оказать вожатые ребенку. В блоге чаще всего обсуждаются вопросы кибербезопасности и киберхулиганства. По данным психологов, три четверти американских детей подвергались атакам киберхулиганов.
  • KID-TECH NEWS FOR PARENTS Общественный сервис для родителей, педагогов и всех заинтересованныхв том, как молодежь использует технологии, NetFamilyNews это "газета сообщества" о жизненно-важных событиях. Был основан еще в 1999 году и его читают более чем в 50 странах мира. Издатели полагают, что информированный родитель поможет своему ребенку конструктивно использовать возможности сети интернет. Читатели могут получать электронный выпуск с недельными материалами блога.


Микроблггинг

Форма блоггинга, которая позволяет пользователям писать короткие текстовые заметки (обычно менее, чем в 200) и публиковать их; каждое такое сообщение может быть просмотрено либо кем угодно, либо ограниченной группой лиц, которые могут быть выбраны пользователем. Наиболее популярным сервисом микроблоггинга является Твиттер

В 2008 году микроблоги переживают настоящий бум и на их основе формируется множество социальных сетей, участники которых постоянно отслеживают сетевую деятельность друг друга.

Весной 2008 года во FriendFeed появились комнаты (rooms) - возможность организовать работу группы. Комнаты Френдфид подобны группам Ютьюб и Фликра или сообществам Живого Журнала. Материалы могут публиковать только участники группы. Некоторые группы носят закрытый или полуоткрытый характер.

В комнате Правильное поведение в FriendFeed собирают правила и правильные стратегии использования сервиса. Кстати, надо бы подобные стратегии расписывать и для других социальных сервисов - (Правильное поведение в Вики, правильное чтение с GoogleReader и т.п.)

Построение социальной сети на основе вики

ВикиВики (wiki) - это коллекция взаимосвязанных между собой записей. Изначально создатель технологии Вард Каннингэм называл приложение средой для быстрого гипертекстового взаимодействия. Затем в качестве названия прижился термин ВикиВики, что на гавайском языке означает "быстро-быстро". При использовании Вики человек может не заботиться об использовании команд языка гипертекстовой разметки. Сам текст любой страницы коллекции интерпретируется программой как гипертекст. Технология Вики изначально создавалась как открытое программное обеспечение, и в настоящий момент в сети существует множество доступных клонов и площадок, на базе которых желающие могут построить свое сообщество.

  • Вики и гипертекст
  • Устройство ВикиВики
  • Возможности ВикиВики
  • ВикиВики литература

Примеры социальных сетей на основе wikis

An initiative to educate Wyoming Middle School parents about the dangers their kids face online and offer tips to help protect them.

Специализированные средства построения социальной сети

Сети на базе сайтов социальных сетей

Специализированные сайты для создания социальных сетей

Все сайты, разработанные для создания на них основе социальных сетей, поддерживают ряд общих возможностей. Г.Смит приводит 7 элементов, необходимых для построения социальной сети:

  1. Идентификация - возможность указать информацию о себе. Например, участники указывают школу, институт, дату рождения, любимые занятия, книги, кинофильмы, умения и т.п.
  2. Присутствие на сайте - возможность увидеть, кто в настоящее время находится на сайте и вступить в диалог с другими участниками.
  3. Отношения - возможность описать отношения между двумя пользователями. Например, участники могут быть обозначены как друзья, члены семьи, друзья друзей и т.п.
  4. Общение - возможность общаться с другими участниками сети. Например, посылать им личные сообщения, комментировать материалы, которые они размещают внутри социальной сети.
  5. Группы - возможность сформировать внутри социальность сети сообщества по интересам.
  6. Репутация - возможность узнать статус другого участника, проследить его поведение внутри социальной сети.
  7. Обмен - возможность поделиться с другими участникам значимыми для них материалами. Например, обмен фотографиями документами, ссылками, презентациями и т.д.

Многие социальные сервисы поддерживают некоторые из перечисленных возможностей. Например, внутри mediawiki можно просмотреть вклад участника в написание и редактирование статей, сервисы закладок позволяют поделиться найденным контентом, на базе Flickr можно создавать группы и т.д.. Однако сайты для создания социальных сетей пытаются объединить все эти возможности в одном месте.

М. Шарма (M.Sharma, 2008) предлагает простую типологию:

  1. Общедоступные социальные сети, для которых безразличны профессиональные, возрастные и гендерные особенности участников. К таким сетям относятся FaceBook, MySpace, В Контакте, МойКруг и многие другие. На этих сайтах каждый желающий может зарегистрироваться и начать выстраивать свои отношения с другими участниками сети.
  2. Специальные сети, которые создаются для участников, объединенных по определенному признаку.В такие сети, как правило, попадают только по приглашениям. Для построения таких сетей либо пишется специальное программное обеспечение, либо используются готовые площадки для создания социальных сетей - Ning, Elgg и другие.


Sharma M., Elgg Social Networking: Create and manage your own social network site using this free open-source tool, Packt Publishing, 2008

Общедоступные социальные сети

  • LinkedIn
  • FaceBook
  • Friendster
  • ВКонтакте
  • МойКруг
  • Одноклассники

LinkedIn

Cервис поддержки создания социальных сетей Главная идея сервиса – «эффект малого мира» - теория о том, что все люди на земле знакомы не более чем через 6 рукопожатий. Сервис позволяет пользователям создавать свои «круги» общения – друзей, друзей своих друзей. Можно искать знакомых, создавать круги общения, вести дневники, участвовать в группах.

Несколько русскоязычных групп, но все они немногочисленны - 10 - 20 человек. Российский клон LinkedIn - МойКруг

  • [1] Purpose is to connect piano professionals for the purpose of sharing information and passion for teaching and learning. Audience: students, parents and teachers.

FaceBook

FaceBook - один из первых сервисов, специально созданных для построения социальной сети. Facebook долгое время оставался закрытой социальной сетью студентов. Чтобы стать членом сообщества требовалось не просто учиться в американском колледже или университете, но и иметь адрес электронной почты, выданный учебным заведением.

Зарегистрировавшийся пользователь FaceBook может выполнять следующие действия:

  • Размещать и редактировать информацию о себе.
  • Вести свой микроблог, в котором публикуется ответ на вопрос "О чём Вы думаете?"
  • Находить и выбирать друзей. Возможен поиск и выбор друзей по интересам, книгам, фильмам, играм и т.п. Дружба должна быть подтверждена обеими сторонами. При этом можно еще указывать, как именно вы дружите между собой - коллеги по работе, вместе учились в школе, участвовали в проекте и т.д.
  • Публиковать фотографии и видеозаписи. Включать в страницы FaceBook материалы, которые участник разместил на удаленных сайтах. Например, так может быть повторно опубликована фотография с Flickr, проект, ранее размещенный на сайте Scratch и т.д.
  • Публиковать ссылки на внешние ресурсы. Включать в страницу FaceBook записи с удаленных сайтов и сервисов. Пользователь FaceBook может настроить свою страницу таким образом, чтобы на ней автоматически публиковались записи, которые он слелал в своем микроблоге, закладки, которые он оставил в delicio.us и т.д. Нужно подчеркнуть, что FaceBook активно использует внешние приложения и позволяет внешним приложениям использовать содержание, которое создают его пользователи.
  • Вступать в группы и создавать новые группы. При создании групп можно регулировать ее доступность для других участников. Например, можно указать, что новая группа "Б" доступна только для участников уже существующей группы "А".

FaceBook может быть использован для организации сетевых социальных мероприятий, когда люди собираются для обсуждения научных или учебных вопросов. Пример такой группы e-Learning in Developing and Developed Countries, внутри которой обсуждаются вопросы электронного обучения в развивающихся странах.

В у сервиса появился [ http://ru-ru.facebook.com/ русскоязычный интерфейс] После того как в 2008 году у FaceBook появился русскоязычный интерфейс, здесь появились и группы, в которых говорят на русском языке. К таким группам относятся:

  • Школа ОРТ - социальная сеть выпускников школы № 57 г. Москвы.
  • Социальный Интернет - вопросы организации социальных сетей.

ВКонтакте

В контакте - социальная сеть, наследовавшая принципы FaceBook. Сайт создан прежде всего для студентов и выпускников российских вузов и помогает им поддерживать связь между собой.

Зарегистрировавшийся пользователь может:

  • Размещать и редактировать информацию о себе.
  • Находить и выбирать друзей. Возможен поиск и выбор друзей по интересам, книгам, фильмам, играм и т.п. Дружба должна быть подтверждена обеими сторонами.
  • Публиковать заметки и определять возможность чтения и комментирования этих заметок для других участников. Фактически это ведение собственного блога внутри системы.
  • Публиковать фотографии и видеозаписи. Фотографии и видео могут содержать дополнительные метки, указывающие на участников, которые изображены на фото и видео.
  • Видеть друзей, присутствующих на сайте он-лайн одновременно с ним.
  • Создавать встречи и приглашать других участников принять в них участие.
  • Вступать в группы и создавать новые группы

Создавая группу участник сети становится администратором этой группы. При создании группы обязательно указываются её название и дается описание группы. Кроме того администратор может выбрать раздел и тип группы и настроить различные уровни доступа к материалам группы (возможность внешних ссылок, хранение видео и фотографий, возможность комментирования и т.д.)

Группы могут создаваться для решения различных задач:

  • Сохранение связей между участниками конференции, семинара или летней школы. Например, после проведения летней школы по модели 1:1 в августе 2008 года ученик шестого класса создал группу http://vkontakte.ru/club5625167 Пустынь 2008 и предложил вступить в эту группу преподавателям и ученикам школы. В дальнейшем в группе были опубликованы фотографии и видеозаписи школы. Необходимо подчеркнуть, что группа контролируется учеником. Другой пример - http://vkontakte.ru/club479188 - группа, которая объединяет участников конференций, организованных на постсоветском пространстве стиле BarCamp
  • Клубная деятельность. Например, Клуб осознанных родителей: психология, воспитание, консультации. В группе весной 2009 года насчитывалось более 72 тысяч участников. Основная цель клуба - самопознание и разносторонняя помощь родителям из разных городов и стран в решении психологических вопросов беременности и воспитания детей. Ведет клуб коуч-консультант, психолог, автор и руководитель клуба. Интересно, что клуб использует психологическую библиотеку, хранящуюся здесь же. В библиотеке авторефераты диссертаций по педагогике и психологии.
  • Консультирование. Например, Психология и педагогика в жизни человека. Весной 2009 года группа насчитывала более 4 тысяч участников. Группа объединяет тех, кто интересуется психологией и педагогикой или рассчитывает на помощь этих наук в решении жизненных проблем. Деятельность группы администрируется несколькими модераторами и психологами.

Мой круг

Клон LinkedIn наследует его основную идею, когда личные знакомые составляют первый круг участника, знакомые знакомых — второй. Самый дальний из доступных кругов — третий. Есть круги профессиональные. Пользователь выбирает интересующие его тематики и становится доступен для коллег. И наоборот, перейдя в раздел по своему направлению, можно просмотреть, кто же еще находится в круге ваших профессиональных интересов. Каждый желающий может создать свой профессиональный круг, к которому могут присоединяться другие авторы. По каждому профессиональному кругу поддерживается свой форум.


Российские инициативы по созданию социальных образовательных сетей

Открытый класс

http://www.openclass.ru/ Описание проекта Открытый класс. Из Описания:

  • Задачи проекта:
    • обустроить удобное место для жизни и работы учителей, их учеников и родителей;
    • обсуждать, создавать, просматривать, оценивать различные ресурсы Интернета на нашем сайте;
    • способствовать привлечению участников в сообщества, организовывать проекты для школьников;
    • обсуждать насущные проблемы в блогах, помогать друг другу и советовать, как жить дальше.
  • Проблематика: количество сетевых сообществ, объединяющих представителей педагогической общественности, еще недостаточно велико для того, чтобы можно было считать эту практику устойчивой. Также вызывает опасение, что значительная часть педагогических работников, обладающих навыками использования компьютеров в профессиональных целях, нуждаются в специальных мероприятиях (курсовой подготовке, семинарах и т.д.) по освоению новых инструментов, цифровых образовательных ресурсов и средств, появляющихся в образовательных учреждениях, что свидетельствует, с одной стороны, о несовершенстве существующих программ повышения квалификации, не ориентирующих слушателей на самообразование в этой области, с другой стороны, об отсутствии механизма, который позволил бы получать консультационную поддержку и методическую помощь, быть источником учебных материалов, знакомства с опытом коллег.
  • Реализация: Система написана на Drupal
  • Открытость +. Можно посмотреть основные материалы. Оставлять комментарии и создавать новые статьи могут только зарегистрированные пользователи.
  • RSS поток - Нет. Почему-то?

Campus.ru

  • http://campus.ru
  • Задача проекта: "Мы создаем единую сеть учащихся, преподавателей и работодателей и предоставляем им возможность быстрой коммуникации, которая бы способствовала развитию взаимовыгодного общения между школами и вузами, лучшими соискателями и ведущими работодателями".
  • Реализация.
  • Открытость - полностью закрыта для наблюдения извне.
  • RSS поток - Нет.

PedSovet.org

  • http://pedsovet.org/
  • Задача проекта:
  • Реализация
  • Открытость. Регистрация на сайте не обязательна, но она дает много преимуществ — прежде всего, только так можно стать автором Педсовета, пользоваться встроенной почтовой системой, вести блог.
  • RSS поток - http://pedsovet.org/rss/

Сеть творческих учителей

  • http://www.it-n.ru/
  • Задача - Сеть творческих учителей создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
  • Открытость - Да. Даже персональные профили можно посмотреть.
  • RSS - Да.

Сеть Исследовательских Лабораторий

  • http://setilab.ru/ Создается в рамках проекта ИСО. Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей - заявлено 5 и все они суть заготовки под возможную совместную деятельность.
  • Задачи проекта: Сеть Исследовательских Лабораторий Сеть Исследовательских Лабораторий “Школа для всех”. Проект разработан для решения актуальных проблем повышения квалификации педагогов и организации исследований в сфере образования. На базе сервиса участники могут построить свою собственную социальную сеть. Действующие примеры:
  • Реализация. Анатолий Шперх с использованием скриптов XOOPS http://www.xoops.org/
  • Открытость +.
  • RSS. Да, для отдельных площадок. Доступ к форумам только для зарегистрированных пользователей. Раздел сообщества экспортируется в http://friendfeed.com/rooms/ru-school

Специальные платформы для создания самостоятельных социальных сетей

Кроме сайтов социальных сетей существует несколько сайтов, которые позволяют пользователям создавать свои собственные социальные сети, определять их дизайн, задавать уровни доступа для различных групп пользователей. Наибольшей популярностью среди таких сайтов в настоящее время пользуется Ning.

Ning

Ning - платформа, которая позволяет пользователям самим строить свои социальные сети. В отличие от FaceBook и всех остальных, пользователи Ning могут сами выстроить свою социальную сеть. Социальная сеть рассматривается как замена веб-сайта, блога или вики. Прежде чем приступить к созданию собственного сетевого сообщества в среде Ning следует посмотреть многочисленные имеющиеся примеры организационного и педагогического использования этой платформы:

Что могут делать участники социальной сети в среде Ning:

  • Просматривать материалы сообщества
  • Приглашать друзей
  • Добавлять материалы на свою личную страницу - публикации в личном блоке, сообщения в форуме, фотографии и видео, RSS-потоки с удаленных сайтов, внешние приложения.
  • Публиковать сообщения и комментарии в общем форуме

Администраторы Ning-сайтов определяют уровень доступа к различным материалам своего сайта, определяют степень открытости сайта - кто может принимать участие, кто может высылать приглашение, необходимо ли утверждение новых участников и т.д. Администратор Ning-сайта задает внешний вид сайта и блоки, из которых собирается сайт.

Чтобы создать свой собственный социальный сайт на платформе Ning достаточно зарегистрироваться на сайте. Система предложит ссылку "Создайте свое собственное сообщество по интересам" и перейдя по этой ссылке пользователь создает описание своего сообщества и адрес сообщества. Например: ru-school.ning.com

На странице сообщества среди вкладок в верхней части экрана для администратора присутствует вкладка "Управление". Перейдя по этой ссылке администратор сайта может выполнять следующие операции:

  • Приглашать новых участников, наблюдать за деятельностью участников и посылать им общие сообщения.
  • Менять настройки сайта: добавлять информацию к описанию; добавлять или убирать элементы главной страницы сайта; при помощи менеджера вкладок добавлять новые вкладки и мини-вкладки на панель навигации, добавлять дополнительные сервисы к сайту.
  • Управлять ролями участников сообщества, регулировать открытость сообщества, диктовать правила поведения в сообществе
Материалы о Ning

Автономная социальная сеть

Автономная социальная сеть полностью контролируется администратором и не зависит от площадки, на которой она размещена. Администратор может развернуть такую сеть как в глобальной, так и в локальной сети. Например, такая социальная сеть может быть размещена в локальной сети ВУЗа или школы. Существует множество коммерческих и свободных программ, которые поддерживают создание автономной социальной сети.

Среди коммерческих приложений наиболее популярны:

Среди свободных программ, используемых для построения социальных сетей, следует выделить Drupal. Хотя Drupal не является специализированной программой для создания социальных сетей, но эта программа активно используется. Особенности использования Drupal для построения социальных сетей подробно описаны в книге Д.Мерсера

Наибольшей известностью среди специализированных программ для построения социальных сетей пользуется Elgg.



Elgg

В 2008 году Elgg был признан лучшей свободной платформой для построения социальных сетей. Особенности настройки и администрирования программы Elgg описаны в книге М.Шарма


Sharma M., Elgg Social Networking: Create and manage your own social network site using this free open-source tool, Packt Publishing, 2008

Существует несколько сайтов, где можно познакомиться с возможностями программы Elgg, прежде чем использовать ее в качестве средства для поддержки собственной автономной социальной сети. Например:

  • http://www.c4lpt.net/ Профессионалы обсуждают образовательное значение социальных сервисов и особенно Elgg для организации ученических портфолио.
  • http://eduspaces.net/ Здесь обсуждают вопросы использования социальных сетей в образовании.
  • http://www.uticked.com/ Участники социальной сети обсуждают проблемы использования социальных закладок в педагогической практике.

Перечисленные сайты открыты для просмотра. регистрация нужна только в том случае, если вы хотите публиковать собственные материалы и комментировать сообщения других участников. Можно начать знакомство с Elgg в одном из этих сообществ.

Особенности Elgg

Следует отметить следующие особенности Elgg:

  • Разнообразие дополнений, которые открывают новые возможности для деятельности. В систему легко добавить новое дополнение.
  • Участники сети могут загружать в систему материалы в различных форматах - фотографии, видео, документы.
  • Загруженные материалы могут быть объединены на страницах презентаций Elgg. Благодаря этой возможности систему Elgg рекомендуют использовать для организации ученических и студенческих портфолио.
  • Благодаря своей гибкой настройке различных уровней к материалам социальной сети Elgg рассматривается как наиболее перспективное средство для организации сетей в школах и университетах.
  • Возможность коллективного сбора и хранения закладок внутри социальной сети под управлением Elgg.

Elgg на отдельной машине

Elgg в экспериментальных целях может быть установлен на отдельном компьютере. Установка Elgg происходит точно так же как и установка MediaWiki или WordPress.

После того как XAMPP установлена и модули Apache и MySql запущены, в строке адреса браузера введите http://localhost После ответа веб-сервера вы получите страницу XAMPP на локальной машине. В левом столбце найдите раздел Tools, щелкните по ссылке phpMyAdmin, которая обращается к программе настройки — http://localhost/phpmyadmin, и выберите раздел Привилегии. Щелкните по ссылке Добавить нового пользователя. Добавьте учетную запись пользователя, который будет наделен правами создания и редактирования таблиц в базе данных для конкретного приложения. Например, для установки MediaWiki создайте пользователя wikidb, для установки приложения wordpress создадим пользователя wordpressdb и для установки социальной сети elgg создадим пользователя elggdb

  • Чтобы установить Elgg, выполните следующие действия.
  • Скачайте рабочую версию Elgg — на сайте http://elgg.org/downloads.php
  • Распакуйте полученный архив в отдельную папку elgg
  • Переместите папку elgg в каталог C:\Program Files\xampp\htdocs
  • В строке браузера введите http://localhost/elgg и подтвердите имя пользователя, пароль и базу данных, в которой будет хранится информация социальной сети Elgg.

Настройка Elgg включает:

  • Выбор названия сайта
  • Краткое описание сайта
  • Выбор адреса электронной почты (не имеет значения).
  • Адрес сайта. В нашем примере http://localhost/elgg/
  • Полный путь к сайту. В нашем примере C:/Program Files/xampp/htdocs/elgg/
  • Путь к папке, где будут храниться все загружаемые файлы. В нашем примере C:/Program Files/xampp/htdocs/elgg/

Далее программа попросит ввести имя и пароль человека, который будет администрировать сайт Elgg

Администратор настраивает внешний вид сайта социальной сети и выбирает набор средств, которые будут доступны участникам сети в их персональном пространстве. Среди возможных средств следует отметить:

  • Ведение личного блога.
  • Хранение социальных закладок.
  • Перечень категорий, которые используются для классификации публикуемых материалов.
  • Добавление файлов и внедрение медиафайлов в страницы публикаций.
  • Создание групп.
  • Обмен сообщениями с другими участниками сообщества.


Изображение:Elgg-blog.jpg


Социальные сети в виртуальных мирах

  • SecondLife - планируют открыть в игре специальную семейную зону, где смогут проводить время дети и родители. пока доступ к Second Life детям и подросткам запрещен, для них предусмотрена специальная Teen Second Life, в которую, в свою очередь, не могут играть взрослые пользователи.
  • River City - Детские виртуальные миры - сетевая игра, в которой дети и взрослые взаимодействуют в виртуальной модели реального города
  • Whyville Виртуальный детский город с населением более 4 миллионов жителей. Проект Whyville был начат в 1999 году. Виртуальный города для детей к конструктивной образовательной деятельности и поощрения социально ответственного поведения. Граждане Whyville взаимодействуют друг с другом и принимают участие в городских мероприятиях, связанных с наукой, искусством, экономикой.