Агрессивность школьника

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Латинское слово "агрессия" означает "нападение", "приступ". В психологическом словаре приводится следующее определение: Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивные действия выступают в качестве:

  • Средства достижения какой – либо значимой цели;
  • Способа психологической разрядки;
  • Способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Агрессивные проявления подразделяются на:

  • Физическую агрессию(использование физической силы против другого человека или объекта);
  • Вербальную агрессию(выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань));
  • Аутоагрессию(самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений).

Агрессивные реакции могут быть:

  • Прямыми(непосредственно направленные против какого – либо объекта или человека);
  • Косвенными(действия, которые окольным путём направлены на другого человека (сплетни, шутки, действия исподтишка, обзывания и т.п.)).

Агрессия может быть:

  • Инструментальная(является следствием достижения какой – либо нейтральной цели);
  • Враждебная(выражается в действиях, целью которых является причинение вреда).

Анализ возрастных особенностей проявления агрессивности свидетельствует о том, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста в большей степени присуща физическая инструментальная агрессия (забрать игрушку или какой – либо предмет, защита от таких действий со стороны сверстников), по мере взросления всё сильнее проявляется вербальная агрессия, причём в враждебной форме.

Факторы, провоцирующие агрессивность у ребёнка:

  • Наследственно – характерологические факторы:

- наследственная предрасположенность к агрессивному поведению; - психопатоподобное, эпилептойдное, аффективно – возбудимое поведение родителей или взрослых в окружении ребёнка; - наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребёнка.

  • Органические факторы (травмы головного мозга, особенности нервной системы, ММД и т. п.).
  • Социально – бытовые:

- неблагоприятные условия воспитания; - неадекватно – жестокий родительский контроль; - враждебное или оскорбительное отношение к ребёнку; - конфликт между супругами.

  • Ситуационные:

- реактивность (ответная агрессия) на присутствие новых взрослых или сверстников; - чувствительность к оценке, осуждению, порицанию; - введение ограничений в поведение ребёнка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности ребёнка); - новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации; - нарастание утомления и пресыщения у ребёнка.

Агрессия может принимать самые различные формы и иметь разнообразие причин, поэтому очень важно увидеть грань между спонтанными, ситуативными проявлениями агрессии у ребёнка и закреплением этих проявлений как устойчивых в характере и темпераменте ребёнка.

Диагностика агрессивного поведения у детей

Анкета «Критерии агрессивного ребенка»

1. Временам кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может, промолчат, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все на- оборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинят себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виновных.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередко приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20.Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Критерии оценки: Высокая агрессивность - 15-20 баллов, Средняя агрессивность - 7-14 баллов, Низкая агрессивность - 1- 6 баллов.

Задача педагога при работе с детьми, склонными к агрессивности, состоит в расширении поведенческого репертуара ребенка, необходимо помочь ему научиться управлять проявлениями своих эмоций, сдерживать их, но и в то же время в приемлемых формах своевременно отреагировать на негативные эмоции, видеть и понимать чувства других людей. Очень полезно параллельно постараться выяснить причины агрессивного поведения ребёнка (ответьте на вопросы: Что стоит за его агрессивностью? Почему он себя так ведёт? Часто ли он поступает аналогичным образом? Думает ли он, что именно так должен вести себя человек в подобной ситуации? Расстроен ли он последствиями агрессивного поведения?), установить контакт с его родителями.

Общие беседы о необходимости «хорошо себя вести» оказывают лишь кратковременный эффект, не помогая ребёнку справиться с агрессивными реакциями. При проявлении агрессивного поведения можно попробовать предпринять следующее:

  • Агрессия – это естественный процесс, сопровождающийся выбросом большого количества энергии. Следовательно, наша задача состоит в том, чтобы направить эту энергию в другое русло. Отвлеките ребёнка, дайте ему возможность проявить себя в других полезных видах деятельности (раздать тетради, полить цветы, помочь Вам приготовиться к уроку). Учащимся с агрессивными тенденциями очень полезно иметь в классе определённые обязанности и различные поручения. Можно завести для этой цели в кабинете какую – либо подушку или другой предмет, на который ребёнок сможет направить свою энергию.
  • Если агрессивные реакции уже принесли кому-то из детей вред, необходимо сразу отреагировать. При этом необходимо максимально быстро разобраться в ситуации, выяснив причину такого поведения ребёнка и его чувства в этот момент. Попробуйте спокойным тоном «самартизировать» ситуацию: «Я вижу, что ты сейчас сердишься. В таком эмоциональном состоянии мы не сможем с тобой ничего решить и разобраться в ситуации, поэтому я предлагаю тебе успокоиться». Обсуждается только данный поступок ребёнка, порицание не должно распространяться на прошлые проступки ребёнка и на его личность.
  • Агрессивные дети имеют, как правило, низкий уровень эмпатии. Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Считается, что если «агрессор» сможет посочувствовать «жертве», то его агрессивная реакция в следующий раз будет слабее. Стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости и вины за агрессивное поведение, развивайте чувство сочувствия к другим. Попробуйте проиграть похожую ситуацию с детьми, обсудить её, например, с помощью каких – либо сказочных персонажей. Пусть ребята выскажут своё отношение к конфликту и найдут пути выхода из него, посмотрят на себя со стороны. Чаще разговаривайте с агрессивными детьми о палитре их собственных эмоциональных состояний.
  • Используйте чувство юмора, стратегию на стимуляцию удивления через неожиданность, новизну действий и высказываний с целью переключения ребёнка – агрессора на другое состояние.
  • Вводите стратегию на установление телесного контакта (прикосновения, рукопожатия, поглаживания и т. п.).
  • Реагируя на вербальную агрессию (ругательства, ненормативная лексика, оскорбления и т. п.) обратите особое внимание на свой тон, эмоциональную окраску высказываний. Не применяйте угроз, паники, каких – то запретов. Говорите детям правду: ругань – это проявление собственного бессилия перед ситуацией, это только слова. Дайте ребёнку понять, что бранные слова могут очень сильно задеть человека и надолго оставить след в его жизни: «… Это всего лишь слова для тебя, но если прислушаться к смыслу того, что ты говоришь, то человеку может быть очень трудно простить тебе сказанное. Зачем наживать врагов?...». Высказывайте своё уважение человеку, который, воздержавшись от гнева и оскорбительных высказываний, проявил свою силу и зрелость.