Арт-терапия в практической деятельности современного психолога

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Одним из приоритетных направлений в работе нашей творческой группы "Эмоциональное благополучие", является исследование методов и средств арт-терапевтического подхода, который, на наш взгляд, является актуальным, современным и главное - результативным.

Содержание

Детское творческое самовыражение на занятиях по курсу "Арт-терапия" в дошкольном учреждении

Митрохина Елена Анатольевна, педагог-психолог, ДОУ №88, г. Комсомольска-на-Амуре

Арт-терапия – уникальный метод, основанный на соединении свободной активности и творческого процесса в создании работы. Из всех направлений арт-терапии в своей работе я использую главным образом приемы изобразительного искусства, не только потому что имею художественное образование, но и по глубокому убеждению, что рисунок, любая поделка –это особенное видение, выраженная частичка внутреннего мира маленького человека. Дети с легкостью и удовольствием самовыражаются в творческой работе, не обременённые пониманием «правильности» изображения.

Цели и задачи изотерапии охватывают огромный спектр развития и коррекции личности ребёнка: от развития мелкой моторики, психодиагностики, выбора программы с учетом индивидуальных особенностей ребенка - до отражения своих собственных отношения к тому, что рисуют, формирование представлений о себе как личности не только на данный момент, но и на будущее. Для успешного реализации творческого потенциала и поставленных целей важен материал, с которым работают дети. Для детей младшего дошкольного возраста пластилин больше, чем любой другой материал позволяет наглядно выражать свои скрытые порывы, тем самым обеспечивая выход, как для творческих, так и деструктивных порывов. Мягкий материал открывает возможность спонтанной манипуляции и создание случайных объектов, что зачастую ведёт к планомерной творческой деятельности со стороны ребёнка. Пластилин может быть эффективно использован всеми детьми как агрессивными, так и подавленными, общительными и замкнутыми. За время занятий поднимается самооценка ребёнка, т.к. любая работа рёбёнка положительно оценивается всеми участниками процесса: товарищами по группе, родителями педагогами. Дети учатся понимать, что и у них есть интересные для других способности.

Лера,4.5года.

Молчаливая и подавленная девочка на первых занятия просто катала шарики и тут же их комкала. Спонтанно манипулируя и создавая случайные объекты, у ребёнка появился интерес к планомерной творческой деятельности.

С огромным интересом дети участвуют в занятиях по курсу развития игровой деятельности, изготавливая игрушки – заменители. Раскрывая свой творческий потенциал и самовыражаясь в изготовлении сказочного героя из природного материала. Из отдельных частей собирают целое - создавая Новое.

В старшем дошкольном возрасте для выполнения работы используются более сложные техники: акварель , цветные мелки и карандаши. Главное достоинство рисование – легкость, с которой оно позволяет детям переводить свои чувства в краски и слова. Прямой контакт с материалом стимулирует свободный полет фантазии. Рисование и раскрашивание помогают получить разрядку без раскрытия истинной природы своих проблем, выражению своих чувств и стремлений, освобождение от вины.

Илья,6 лет. В разводе родителей винит себя: «Папа ушел от нас, потому что я непослушный и со мной трудно». В работе Автопортрет изобразил себя из множества цветных прямоугольников. После совместного анализа работы и определения цвета в качестве определения чувства стал значительно спокойней: «Я не такой уж и плохой. И папа, и мама меня любят, только жалко ,что мы живём не все вместе.»

Хороший приём объединения и вхождения в контакт – предложение нарисовать один рисунок на всех. Дети получают огромное удовольствие от совместной работы, подхватывая и продолжая идеи друг друга. Эта работа помогает узнать, как ребёнок ощущает свои границы, насколько уверенно он себя чувствует, определяет свое право на самовыражение.

Занятия изобразительными искусствами, используя метод арт- терапии, важный этап в формировании сенсорных, эмоциональных и сознательных переживаний ,которые способствуют развитию и формированию у маленького человечка ощущения себя среди других в своем собственном и в огромном внешнем мире.

Психодинамический подход и арт-терапия в работе с учащимися средней общеобразовательной школы

Салогуб Елена Валентиновна, педагог-психолог, МОУ СОШ №31, г. Комсмольск-на-Амуре

Психоанализ с самого своего появления стал обращаться к анализу изобразительного творчества. Это связано с представлением о том, что спонтанная изобразительная деятельность способна выражать неосознаваемые содержания психической жизни. Для понимания изобразительного творчества в русле ранних психоаналитических представлений характерно использование понятий первичных и вторичных психических процессов, связанных с принципом удовольствия и принципом реальности. По мере взросления ребенка первичные психические процессы заменяются вторичными. Одним из способов преодоления влияния первичных процессов Фрейд считал сублимацию, которая преобразует инстинктивные побуждения в социально-продуктивную деятельность. Изобразительное творчество является частным аспектом сублимации, возникающей, когда инстинктивный импульс заменяется художественно-образным представлением. Кроме того, изобразительное творчество выполняет компенсирующую роль и снимает психическое напряжение, возникающее при фрустрации инстинктивных потребностей. Оно является компромиссной формой их удовлетворения, осуществляющегося не в прямом, а в опосредованном виде.

Изобразительная деятельность непосредственно связана с развитием творческого воображения, которое обладает специфическими особенностями. Специфические особенности в свою очередь включают ограничение функций сознания, высокую эмоциональную заряженность образов, а также механизма для разрешения проблем на визуальном уровне. Более того, арт-терапевтические методы и средства (изобразительная деятельность, сказкотерапия и др.) способны обеспечить человеку доступ к материалу «ОНО» и влиять на протекание первичных психических процессов. В этом случае бессознательные процессы с их разрушительными эффектами преобразуются в высокоэффективный инструмент, создающий новые связи и творящий новые формы, прогрессивные концепции и образы.

По мнению А.Эренцвейга в изобразительном творчестве можно выделить три фазы:

  1. «Шизоидная» фаза связана с проекцией фрагментированных частей «Я» индивида на материал изображения.
  2. «Маниакальная» фаза связана с активизацией механизма «бессознательного сканирования», с помощью которого обнаруживается бессознательная структура, «скрытый порядок» изображения, что ведет к интеграции работы, взаимопроникновению образа и личности рисующего. При этом преодолевается фрагментированность внешней, поверхностной структуры изображения, художественная работа приобретает завершенность и способность к «независимому существованию».
  3. «Депрессивная» фаза связана с вторичным пересмотром и переоценкой художественной работы, ее частичной реинтроекцией в более поверхностный слой «Я» субъекта. Устанавливается обратная связь рисующего с творческой работой на ментальном уровне, благодаря чему осознается и принимается разрыв между идеальным и реальным в надежде на их будущую интеграцию.

Психодинамический подход рассматривает творческий процесс как совокупность колебаний «Я» от состояния «океанической недифференцированности» и регрессии к состоянию фокусированного сознания, формирующего эстетический гештальт. Таким образом, в практической деятельности индивиды с депрессивными чертами воссоздают в творчестве то, что им кажется разрушенным, личности с шизоидными проявлениями – пытаются найти скрытый смысл в предметах, а не в отношениях с людьми, субъекты с обсессивными тенденциями – защищаются в творчестве от навязчивостей. Кроме того, учащиеся в арт-терапевтической деятельности переживают сложные состояния, связанные с разрушением и восстановлением, направляющие и окрашивающие творческий процесс. Мистерия творческой деятельности, таким образом, воссоздает диалектику «самоопределения» объекта и рассматривается как возможность для гармонизации расщепленного внутреннего мира личности в форме продуктов ее деятельности, сотворения нового и обретения нового восприятия через взаимодействие сознания и бессознательного. Арт-терапия ведет к психической трансформации и освоению новых форм психического опыта.

Работая ни один год практическим психологом в системе образования, я пришла к убеждению в том, что арт-терапевтические занятия необходимы каждому учащемуся не только для формирования его эстетических представлений, но в первую очередь как инструмент психического развития, способствующий «воспитанию» чувств. По роду своей профессиональной деятельности мне много приходится посвящать времени работе с подростками «группы риска». Работая с данной категорией учащихся, я на практике убедилась в том, что «трудный» подросток может сам многое сделать для себя. Как и взрослому, ему свойственна интроекция многих ошибочных посланий, оказывающих влияние на чувства, которые он испытывает по отношению к самому себе. Множество ощущений, воспоминаний и фантазий, исходящих из прошлого подростка, нарушают его естественное развитие. Он испытывает глубокие чувства, которыми ему трудно поделиться со своей семьей. Ему нужна помощь, чтобы выразить фрустрацию, чувства тревоги, одиночества, самоуничижения, страха и замешательства, связанного с различного рода проблемами и сексуальными в том числе. Моя задача заключается в том, чтобы показать, как подросток может брать на себя ответственность за свою собственную жизнь (насколько это возможно) и за свое собственное развитие, вооружить надежными и эффективными средствами самопомощи, научить выходить из субъективно сложных ситуаций, используя социально-приемлемые методы. Кроме того, использование методов арт-терапии способствует актуализации внутреннего ресурса подростка и его личностному росту, что непосредственно связано с коррекцией эмоционально-волевой сферы и профилактикой дезадаптивного поведения. Конструктивный и очевидный эффект получен в результате применения таких методик, как «Куст роз», «Герб», «Каракули», «Сквигл», «Рисунок левой рукой» и др.

Таким образом, методы и средства арт-терапии с элементами психоанализа в настоящее время остаются одними из самых востребованных, актуальных и результативных подходов в практической деятельности психолога образования.

Использование методов и приемов в работе "сетевого психолога"

Рыженко Иван Сергеевич, педагог-психолог, МОУ СОШ №4, г. Комсомольска-на-Амуре

«Сетевая психология»… Интересно, корректно ли на сегодняшний день использовать такое понятие? Тем не менее – «Сетевая психология» и «сетевой психолог».

На мой взгляд, именно сейчас идет формирование (ну или как минимум закладка фундамента, определение целей, принципов, отбор методов и т.д.) этого направления (отрасли???) деятельности психолога.

За последнее время мы стали свидетелями стремительного пополнения инструментария «сетевого психолога» - коллеги осваивают блогосферу, формируют копилки полезных ссылок, для клиентов, используя сервис «БобрДобр», ведут консультативную деятельность по средствам форума, используют возможности вики-среды и гугл-документов в просвещении родителей, в проектировании собственной деятельности и т.п.

Для достижения наибольшей эффективности подобной деятельности, как представляется, целесообразно сочетание/внедрение/адаптация методов и средств, ставших уже традиционными подходов с возможностями предоставляемыми технологиями веб-2.0..

Так, например арт-терапия – один из самых мягких и в тоже время весьма глубоких методов в арсенале психолога. Арт-терапия, как метод «сетевой психологии» может способствовать привлечения клиентов к взаимодействию со специалистами, и быть катализатором их активности.

Анализирую опыт, накопленный в рамках «СоцОбраза» можно сказать, что элементы арт-терапии уже активно и весьма успешно используются на практике:

- в рамках ежрегиональной Семейной ИКТ олимпиадым, туры 1 и 2 - создание совместной презентации о своей семье и рисунок «Герб семьи» - отлично иллюстрируют подобное утверждение. Такой тип заданий может быть использован при коррекции детско-родительских отношений;

- в рамках интернет-путешествия для родителей «Секреты успешной адаптации «Перволкссник.ru» использован прием чтения терапевтической сказки. Работа со сказкой представляется наиболее доступной при сетевом взаимодействии, помимо чтения терапевтических сказок, это может быть и совместное сочинение, и анализ, и т.п.

Помимо уже апробированных арт-терапевтических методов в рамках сетевого взаимодействия можно попробовать реализовать:

- рисование. Как совместное, так и индивидуальное (например используя [www.codraw.ru CoDraw]) или рисование для кого-то (например, на стене «в контакте»);

- работа с игрушками заместителями. Создание скретч-моделей – чем не работа с игрушками заместителями?

- а что это может быть еще – покажет время…

Таким образом, арт-терапия может стать эффективным инструментом в работе «сетевого психолога»

Иллюстрации