Встреча в родительском клубе Красна изба пирогами, а семья-традициями Команда Пятерочка

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Тема родительского собрания

Красна изба пирогами, а семья-традициями

Класс

3 "А" класс

Интернет-среда

блог "Ваш школьный психолог" [1]

Время проведения

12-15 марта 2010 года

Автор-разработчик (группа авторов)

вся команда "Пятерочка": Колотева Е.Ю., Финаева А.П., Сиротина Н.А., Зяблицева Т.И., Шумкова Т.Л.

Цели родительского собрания

Цель: актуализация значимости поддержания старых и создания новых семейных традиций.

Задачи:

     1.Обменяться опытом семейного воспитания, поделиться умением готовить семейные торжества, праздники. 
     2. Укрепление семейных ценностей.

Участники родительского собрания

родители учащихся, психолог,классный руководитель. учитель ИКТ.

Подготовительная работа

публикация и рассылка приглашений, очное обучение участников работе в Интернет-среде, подготовка проекта решения собрания,

Оборудование

Необходимые ресурсы для проведения собрания

компьютеры с выходом в интернет дома у родителей

Ход собрания

детальное описание

"Красна изба пирогами, а семья- традициями

Цель: актуализация значимости поддержания старых и создания новых семейных традиций.

Задачи:

1. Обменяться опытом семейного воспитания, поделиться умением готовить семейные торжества, праздники.

2. Укрепление семейных ценностей.

Вступление

У каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями – глубоко в землю… Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют - животворят семью.(Л.Н.Толстой)

   Итак, мы начинаем нашу встречу в родительском клубе. 
   А начать я, ведущая встречи, психолог школы Колотева Елена , хочу с притчи

Тепло семейного очага

 «Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило. 
 «Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы. 
 Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу. 
 Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, 

что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.

  Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед,  буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.
  И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: 

«Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».

  И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет  только там, где горит семейный очаг!»

А горит семейный очаг только в той семье, где есть традиции.

Ещё одну пословицу хотелось бы сказать по теме нашего собрания «Семья – ключ к счастью». Я убеждена, что дом для всякого современного человека – самое важное и необходимое место, где он хотя бы отчасти ограждён от мира с его неприятностями: суетой, враждебностью. Дома тебя окружает любовь родных, близких людей.


Основная часть

Сегодня на нашей встрече нам предстоит поделиться опытом, поговорить о семейных традициях. Семейные традиции – это не только праздники, хотя именно о них мы будем говорить больше всего, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечен праздничный сервиз – тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве. Если 1 сентября вы с ребятами сажаете деревце или под Новый год выезжаете в лес с детьми для того, чтобы нарядить елку угощениями для зверей и птиц, или 9 Мая по-особому поздравляете дедушку или соседа – ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей.

Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи. Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет. Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.

Скажите, а как вы считаете, нужно ли организовывать праздники для ребенка. Напишите в комментариях по ссылке Нужно ли организовывать праздники по поводу дня рождения ребенка? и по этой ссылке: А вы сами любите домашние праздники? Какие праздники вам запомнились с детства?


- Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Пусть каждый припомнит свое детство, и он поймет, что праздник для ребенка – не то, что для нас, это действительно событие в детской жизни, и ребенок считает дни от праздника до праздника, как считаем мы года от одного важного события нашей жизни до другого. И наоборот, “тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники”, как писал К.Д. Ушинский.

А как праздники помогают в воспитании ребенка?

Загадки, викторины, познавательные игры развивают ум ребенка. В доме праздник – нужно заранее подготовить подарки, украсить комнату, все вымыть, вычистить – так труд входит в жизнь ребенка. А когда мы рисуем, поем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – разве не воспитываем мы своих детей эстетически? Какой праздник пройдет без веселых подвижных игр, когда ловкость и сообразительность способствуют здоровому росту? И еще: семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастный, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы.


Перед нашей встречей мы задали похожие вопросы детям и вот что получилось:


Как это ни странно, но и детские праздники бывает, взрослые устраивают для самих себя. У взрослых свои интересы, разговоры, и детям на таком празднике скучно, а иногда и обидно: никто не помнит о виновнике торжества. Часто на взрослых праздниках ребенку уделяют особое внимание. Его оставляют за общим столом, он становится свидетелем взрослых разговоров, нередко вмешивается в них. Ребенок скажет или сделает что-нибудь смешное – всем это кажется забавным, взрослые ждут от него новых шуток. Ребенок привыкает быть центром внимания, что развивает в нем нескромность и развязность.

- А бывает мы любим демонстрировать способности своего ребенка. И если присутствует несколько детей, устраиваются своеобразные “конкурсы талантов”.

Но дети не любят, когда взрослые настойчиво требуют от них выступлений. Особенно стеснительно чувствуют себя робкие ребята. Заставлять их выступать не следует, гораздо охотнее они будут петь, танцевать, что-то рассказывать, когда это выпадает им сделать при игре или по фанту. Помните, пожалуйста, об этом. Иногда ребенку дарят дорогие подарки, рассчитывая на огромную благодарность со стороны ребенка и очень огорчаются, если не получают таковой. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, нажав на ссылку: Нужно ли дарить их в праздники? Какие? Как дарить подарки в Новый год?

Ребенок становится на год старше. Из года в год объясняйте детям: ты стал взрослее, сильнее, умнее, больше умеешь, больше можешь. Во многих семьях существует обычай в дни рождения отмечать на стене (чаще у двери) рост ребенка. Пусть он видит, на сколько подрос за год. Неплохо, если в день рождения Вы сфотографируете ребенка одного или в кругу семьи. Думать о празднике, составлять программу, приглашать гостей надо заранее, чтобы дети могли подготовиться. Придумайте вместе с ребенком, как пригласить гостей, - это могут быть затейливые пригласительные билеты, самодельные открытки с рисунками детей. Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу. Пусть в ней будут игры, аттракционы, конкурсы, концерты. Украсят праздники и сюрпризные моменты.

Уважаемые родители! А сейчас для того, чтобы понять, какие традиции преобладают в вашей семье, предлагаем ответить вам на вопросы анкет:

Анкета для родителей 1 [2]

Анкета для родителей 2 [3]

Почему мы коснулись этих вопросов? От того, как мы, взрослые, проводим праздники, невольно показывая пример, зависит, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться. Наши праздники должны проходить так же весело и интересно, с выдумкой, приятными сюрпризами. От вашей выдумки, фантазии зависит успех. 

Во время торжественных праздников, которые обычно проводятся в кругу семьи, подумайте о тех, кто одинок. Пусть в Вашем доме никто не чувствует себя забытым и покинутым. Поздравьте Вашего соседа или соседку, подарите букетик цветов, веточку вербы, елочную игрушку, сделанную своими руками. И Вы увидите: это скромное проявление доброты в сердце Вашего ребенка.

Домашнее задание

И чтобы наша встреча стала тоже доброй традицией, я предлагаю вам небольшое домашнее задание: семья вводит традицию совместных ежедневных семейных ужинов или вечернего чаепития, в процессе которых должен происходить обмен впечатлениями, событиями, новостями текущего дня (на первой неделе обязательный минимум рассказать о двух событиях, на последующих - количество непременно должно возрастать). Аналогичное задание получат и ваши дети. По истечении месяца ,на следующей нашей встрече, мы обменяемся впечатлениями, проанализируем «эксперимент».

А закончить нашу встречу я хочу сказкой

РАЗНОЦВЕТНАЯ СЕМЬЯ В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши - мама, папа, бабушка и дедушка- были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным. Каждый день синяя мама учила его. как быть синим. Красный папа - как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зелёная 6абушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот...

Вот только окончание предлагаю придумать вам, но обязательно вместе с вашим ребенком, и написать сюда : домашнее задание

А от меня,Вам, дорогие родители, в подарок, эти 2 книги.

Д.Милс, Р.Кроули Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка

А.М.Князев Мама,папа-я у вас есть

И еще небольшая памятка «Как устроить праздник для ребенка»



Заключительная часть

доработка проекта решения собрания и оценка происшедшего на собрании В конце собрания-встречи совместно с родителями делаются следующие выводы:

> семейные традиции способствуют сближению, идентифика¬ции себя как члена семьи;

> совместное времяпрепровождение служит средством семей¬ного воспитания: дети приобретают культуру отношений в семье, накапливают опыт общения;

> совместное вкушение пищи соединяет людей, роднит их друг с другом;

> традиции нескольких поколений устанавливают межпоколенную связь, помогают ребенку осознать принадлежность роду и гордиться своей семьей.

Решение собрания

в виде перечня планируемых действий, памяток, рекомендаций и т.п.

на следующей встрече обсудить домашнее задание, полученное на собрании

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

1. Дж. Добсон. У вас растут сыновья. Спб., 2004.

2. Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: духовные и психо¬логические аспекты. Самара, 2006.

3. Семейно-бытовая культура / под ред. проф. Д.И. Водзинско-го.-Минск, 1987.

4. Урбанович Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Смо¬ленск, 2007.


5.. http://www.radugan.ru/pritchi-o-semeynom-ochage/

Памятки и инструкции для осуществления эффективной деятельности в Интернет-среде

[|буклет ]

Критерии и способы определения эффективности родительского собрания

Эффективность родительского собрания можно определить используя следующие критерии: активность родителей (количество посетивших собрание, т.е. количество оставленных комментариев и заполненных анкет); выполнение домашнего задания (написание совместного окончания сказки (количество размещенных ответов)и появление новой традиции в семье (совместного обсуждение дня за ужином)

Самоанализ автора (группы авторов)

Данное собрание-очередная встреча в родительском клубе в 3 а классе. решение провести эту встречу возникло после того, как дети в этом классе рассказали о том, что родители алеко не всегда отмечают с детьми различного рода праздники и особенно дни рождения. Это и стало основной целью встречи:показать важность семейных традиций. А одной из задач: попытатся создать новые семейные традиции. Сама встреча проходила в необычной для всех обстановке-была полностью дистанционной. Провести ее в он-лайн режиме помешали объективные обстоятельства:отключение света у многих родителей 9всего в родительском клубе задействовано 10 человек. Поэтому мы перевели встречу в оф-лайновый режим.

 Удивила реакция на домашнее задание "Продолжить сказку", уже на следующий день дети принесли написанные окончания нам.



Способы решения проблем

Как на собрании решаются обозначенные проблемы (связанные с повышением удовлетворенности родителей, обеспечением нужной явки, повышением родительской грамотности и активности и т.д.) удовлетворенность родителей собранием и повышение родительской компетентнсости мы сможем узнать на следующей встрече, ведь если домашнее задание выполнено будет, значит встреча удалась


Использование Интернет

Каково предназначение на собрании

самое важное. Общение с родителями происходит посредством интернета

Примечание

Планируется продолжение взаимодействия с родителями после завершения собрания? Будет организовано продолжение начатой работы с использованием Интернет и без него? Если да, то как? Планируется продолжить виртуальные встречи