Заметки о нарушениях речи у детей

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Консультация для родителей

Среди причин неуспеваемости и учебных затруднений учащихся, особенно в младших классах, речевые нарушения занимают одно из главных мест. Просто, усвоение грамоты и всей суммы школьных знаний осуществляется на базе правильного понимания и осмысления переданного от учителя знания, а передача последнего происходит посредством опять же речи.

На этой странице приведены материалы, подготовленные психологами Черногорска и опубликованные в разное время в СМИ.

Часть материалов была опубликована тогда, когда еще не существовало специальности "практический психолог" и по этой причине статьи подписаны "логопедами", Светлана Москвитина в настоящее время работает психологом образования в д/доме "Золотая рыбка" г. Черногорска.


Содержание

О причинах речевых нарушений

Сегодня сложно найти безработного дефектолога: каждый второй-третий рожденный ребенок имеет внутриутробную или родовую патологию. Речевые нарушения - наиболее распространенные. Если нарушения речи не обусловлены наследственной данностью или окружающей ребенка средой, то следует установить другие причины этих нарушений. Итак, специалисты выделяют вредоносные факторы, способствующие возникновению речевых расстройств: профессиональные «вредности», действующие на организм матери на протяжении длительного времени до и во время беременности (работа с химическими веществами, например); наркомания; алкоголизм и курение, проявляющиеся в тошноте, рвоте, слюнотечении, отеках и т.д.; острые и хронические заболевания матери; резус-конфликт; падения и ушибы беременной (особенно в области живота); стрессовые ситуации и многие другие. Кроме того, следует отметить, что тяжесть речевых нарушений во многом зависит от времени поражения мозга: чем раньше возникло чем-либо вызванное поражение, тем тяжелее его последствие. Знание причин речевых расстройств может помочь будущим родителям в предупреждении, а специалистам - в устранении дефекта, что, в свою очередь, будет способствовать полноценному психическому развитию ребенка, причем, самое главное, о чем надо знать родителям - речевые нарушения не проходят «сами», с возрастом все дефекты только закрепляются, накладывая злой отпечаток на дальнейшее развитие ребенка, поэтому, как только вы заметили недостатки в речи своего ребенка, не теряя времени, обращайтесь к логопеду. Пункты логопедической помощи есть при школах, детских домах: шк. NN 1,9,14, д/д «Теремок», «Золотая рыбка», детских садах: «Аленка», «Ручеек», «Звездочка», «Колосок», «Улыбка», «Журавушка», «Лукоморье», «Елочка», «Радуга», «Росинка», психолого-медико-педагогическая консультация работает также в детской поликлинике.

С.Москвитина, учитель-логопед ПМПК.// «Черногорский рабочий» - 5 октября 2000 г.

Говорите правильно!

— Мама, где мой второй туфель? — спросила как-то, собираясь в детский сад, моя трехлетняя дочка. — Вторая туфля, — поправила я малышку. Сейчас моей дочери три с половиной гона, и она многие слова (в том числе и «ТУФЛЯ») ГОВОРИТ правильно, ошибаясь иногда, конечно, но я не устаю мягко, ненавязчиво поправлять ее.

Моя задача — научить ребенка говорить правильно — могла бы быть очень упрощена, если бы не одно обстоятельство: далеко не все взрослые, с которыми постоянно общается мой ребенок, знают элементарные произносительные нормы. Вероятно, они в этом не виноваты — в школе данному вопросу уделяется не очень много внимания, а вузы окончили далеко не все. Да и в вузах основы орфоэпии преподаются в довольно мизерном объеме. Но когда приходится слышать ошибки в речи, скажем, воспитателей, педагогов, которые, получив специальное образование, просто обязаны говорить правильно, мне, честно говоря, становится как-то не по себе.

Наверное, не одна я считаю, что и педагоги, и вообще все взрослые должны быть образцом для детей во многом, не говоря уже о том, что они должны говорить правильно. Согласитесь, не так трудно запомнить хотя бы элементарные вещи: надеть (что-либо на кого-либо) — одеть (кого-либо); класть (что делать?) — положить (что сделать?); не «хочите», а хотите; не «торты», а торты; не «звонишь», а звонишь.

С.Баева (Москвитина), логопед. //«Черногорский рабочий» - 17 октября 2000 г.


Своевременно выявлять

Среди учащихся массовой школы часто встречаются дети, не успевающие по родному языку.

Это дети с нарушением чтения (дислексия) и письма (дисграфия). У таких детей при чтении и письме кроме орфографических и грамматических ошибок, свяванных с пробелами обучения грамматике и правописанию, выявляются и так называемые специфические ошибки, обусловленные недоразвитием речи.

При чтении такие дети допускают замены, пропуски букв, путают их, не могут сливать буквы в слоги, а слоги в слова. В более тяжелых случаях вообще не могут научиться читать (алексия).

Письмо этих школьников характеризуется заменами букв. Чаще заменяются шипящие и свис1ящие, например: собака — «шабака», ручка — «руська», шапка— «сапка». Заменяются буквы и по твердости, мягкости, глухости, звонкости, наблюдается неправильное написание слов с йоптированной гласной (Е. Ё, Ю, Я) и т. д.

Часто такого рода ошибки связаны с недостатками звукопроизношения ребенка. Ребенок как говорит, так и пишет.

Часто при нормальном произношения такие же ошибки обусловлены недоразвитием фонематического слуха, то есть способности различать звуки человеческой речи. Ребенок с недоразвитием фонематического слуха не может на слух отличить звучание одного звука от другого, схожего по звучанию ' или артикуляции (положения губ, зубов, языка, мягкого неба и момент произнесения того или иного звука). Такой ребенок не замечает ошибок не только в своей речи, но и в речи окружающих. Этот дефект может быть или последствием ранее имевшегося косноязычия, или обусловлен поражением определенных отделов головного мозга.

Иногда ребенок с нарушением письма путает близкие по начертанию буквы в-д, т-н-п, ш-т, и-я, и-й и т. д. Часто такие дети не могут разделить слово на звуки, выделить слово из предложения, при этом часто отмечаются слитные написания: нагоре, издивана, вуглу, чашка упала иразбилась. При самостоятельном письме такой ученик ставит заглавную букву только в начале всего текста или сообщения, а точку в конце. Такого рода ошибки связаны с недоразвитием лексико-грамматического строя речи.

Все перечисленные выше дефекты 'с большим ' трудом преодолеваются самостоятельно в процессе изучения школьной программы. Речевое недоразвитие у таких детей становится тормозом к усвоению программы, В этом случае необходимы занятия с логопедом.

Говоря о недоразвитии речи, нельзя не описать причины, вызывающие его. Это могут быть нарушения слуха — тугоухость, нарушение зрения, неисправляемое ношением обычных очков, или же умственная отсталость. Задача учителей начальных классов, родителей — своевременно выявлять таких детей. Это один из путей профилактики неуспеваемости и второгодничества.

Л. Чупров. // «Черногорский рабочий» 3 января 1979 г.


Важно помочь вовремя

Школьным учителям довольно часто приходится встречаться с нарушениями письма у младшеклассников — дисграфиями. Все трудности в овладении учащимися письменной речью учителя порой относят за счет своих упущений и стараются самостоятельно преодолеть их, затрачивая на индивидуальную работу с такими детьми много времени. Иногда она дает некоторые успехи. Но чаще, не владея методами специального, логопедического обучения и убедившись в безрезультатности своих добрых побуждений, учитель ставит вопрос о переводе того или иного учащегося во вспомогательную школу, тем более, когда некоторые нарушения письма сочетаются и с нарушениями в овладении счетом — дискалькулией.

ЦЕЛЬ этой статьи — дать ряд рекомендаций по разграничению нарушений письма, имеющих присущие им причины и подразделяющихся на неспецифические и специфические.

Так, нарушения письма неспецифического плана связаны с пробелами в овладении грамотой (невнимательность, педагогическая запущенность, недостаточно крепкие знания учащихся, иногда это может быть равнее обучение родителями ребенка грамоте без учета педагогической методики). Чешский логотерапевт Милослав Зееман, например, отмечает, что «переученные» родителями дети иногда хуже усваивают грамоту, чем необученные. Нарушения письма специфического характера — дисграфия, — как правило, симптом, свидетельствующий о недоразвитии речи и, в частности, ее звуковой стороны, задержки психофизического развития, умственной отсталости ребенка. Прежде чем раскрывать характер дисграфических нарушений письма, сделаем оговорку: это условное подразделение, так как данные специальной литературы, а также наши наблюдения свидетельствуют, что оба типа ошибок тесно взаимосвязаны и в случаях дисграфии неспецифичесчие ошибки, хотя они и превалируют, являются вторичным па-слоением. Исследования советских дефектологов, в том числе профессора Р. Е. Левиной, доказывают речевую основу дисграфии.

Итак, перед нами тетради учащихся. Попробуем но характеру ошибок установить предполагаемую их причину (окончательный ответ даст специалист по патологии речи — логопед после непосредственного знакомства с учеником). Вот перед нами в письменной работе замены букв, обозначающих свистящие или шипящие звуки, как: «шабака», «табака», «фабака» (вместо собака), «тапка», «фапка» (шапка), «риф» (рис). Ребенка с такими ошибками необходимо показать логопеду.

Иногда причину ошибок можно легко установить, если они аналогичны ошибкам произношения: это — своеобразное «косноязычие в письме». Однако чаще при сравнительно хорошем произношении в письменных работах детей выявляются ошибки, аналогичные отмеченным. Если такому ребёнку вразброс дать написать слова следующих пар: «Том— дом, палка — балка, каска — кашка, том — сом, миска — мишка, косы — кожи, лак — рак, рис - риф», он допустит ошибки в разграничении некоторых из них на слух. В данном случае можно предположить о недоразвитии фонематического слуха.

Иногда в письменных работах встречаются слитные написания предлогов со словом, слов или целых предложений. Например: «Котенокзашипеливыгнулспину», «Чашкаупалаимолокоразлилось». Это — синтагмирование, то есть ребёнок не выделяет слово, как структурно-семантическую единицу языка.

Бывает, в тексте отсутствуют точки и заглавная буква у нового предложения. В данном случае можно предположить о лексико-прамматлческом недоразвитии речи ребёнка. Такой ребенок также чуждается в помощи логопеда.

Зеркальное написание букв и целых слов, недописки надстрочных и подстрочных элементов букв, употребление «в» вместо «да» и, наоборот, пропуски букв или недописки их элементов также являются дисграфическими ошибками и могут свидетельствовать или о недоразвитии речи, или .леворукости, или особом состоянии деятельности зрительно-пространственной функциональной системы (оптическая агнозия).

Если в письме встретилась ошибки на оглушение звонких согласных, замены «в», «ф» на «п», «ч» на «щ» и т. п., то как дифференцировать их? У учащегося - носителя русского языка — это ошибки речевого характера, а у учащегося, одинаково владеющего русским и хакасским языками, это — влияние фонетических особенностей родного языка на овладение вторым (русским) языком. Эти ошибки проходят самостоятельно в процессе школьного обучения и только иногда требуют вмешательства педагога в плане помощи ребёнку в усвоении и понимании фонологических различии двух фонетических систем - хакасского и русского языков.

Все дисграфические ошибки и ошибки, обусловленные дчуязычием, необходимо исправлять ручкой с пастой .того же цвета, которой написана работа ученика, поскольку эти ошибки не зависят от прилежания ученика, а требуют, в первом случае, специального исправления логопедом.

В заключение можно сделать такой вывод: своевременная коррекция нарушений письма специфического характера — одно из средств преодоления неуспеваемости учащихся. Стоит особо подчеркнуть, как важно помочь им в этом вовремя.

Л. Чупров, логопед-дефектолог, г. Черногорск. //«Советская Хакасия». - 16 января 1980 г.


См. также:Опыт публицистических выступлений черногорских психологовЗвуки_и_буквы