Замечания к инструкции

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск
Исправьте название- см. IOT_Wiki:Именование статей

Должностная инструкция социального педагога на мой взгляд не совсем удобна для работы - много текста, но трудно понять чем собственно нужно заниматься специалисту. Если эксперт будет смотреть работу соцпедагога согласно этой инструкции, например во время аттестации по второму направлению - практическая деятельность специалиста, то он скорее всего задаст вопрос - как с помощью этого документа можно отследить результативность и эффективность деятельности аттестуемого.

Старые инструкции в этом плане удобнее, там направления расписаны более подробно. Здесь же много лишних слов, вроде: анализирует, координирует, руководит...которые скорее уместны для написания статей, чем для планирования и оценки результатов деятельности конкретного специалиста. Как он может руководить деятельностью кл. руководителя или контролировать реализацию проектов..., если его статус и полномочия не позволяют это делать, да и другие учителя и специалисты вряд ли с этим согласятся.

Насчёт проектов. Социальный проект всегда ограничен по времени, задачам и ресурсам. Он направлен на решение конкретной проблемы (чаше аспекта проблемы) и должен быть обеспечен по каждой задаче ресурсами, прежде всего материальными. Если говорить о долгосрочной деятельности, то скорее здесь нужно вести речь о модели профессиональной деятельности или социально-образовательных программах.

В общем я не хотел бы оказаться на месте соцпедагога, который работает согласно такой инструкции. На мой взгляд, прежде чем создавать такую инструкцию, нужно наработать стандарты и создать концептуальное видение деятельности специалиста, затем создать рабочий пакет (концепция, модель, стандарт, должностные инструкции), обсудить их и доработать с учётом замечаний и предложений большого круга заинтересованных лиц. Собственно это работа для команды тренеров-консультантов из разных регионов, как в режиме проблемного семинара-погружения, так и в режиме дистанционного общения.

К тому же есть много специализаций, в зависимости от места работы, целевой аудитории, или специфических задач. Например, соцпедагог в детском доме, соцпедагог в в реабилитационном центре, соцпедагог в школе, работающий с семьёй или по защите прав ребёнка - это разные задачи и разные функции. Либо здесь нужно создавать вариативные инструкции, либо соцпедагог опираясь на предложенный шаблон должен сам или его его непосредственный руководитель разрабатывать свои должностные инструкции с учётом его возможностей, приоритетов, специфики работы с целевой группой.

А вообще такие проблемы как профилактика ПАВ, социального сиротства и т.п. не могут решаться в рамках деятельности одного специалиста или даже учреждения или даже ведомства. Здесь нужен комплексный мультидисциплинарный подход и инструкции здесь могут даже тормозить. Например, специалист говорит - это не входит в круг моих обязанностей. А он такое может сказать, если его постоянно "пригибать" под функционал.