Использование современных здоровьесберегающих технологий

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Здоровье человека – тема актуальная для всех времен, а в XII веке она становится первостепенной. Состояние российских детей вызывает тревогу. Поэтому одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся.

 По результатам исследований факторами, разрушающими здоровье детей является: поза вовремя учебных занятий, слабая организация горячего питания, несоответствие теплового режима, переутомление. Все это приводит к развитию заболеваний, получивших название дидактогенные.

По определению дидактогения – это психическая травма, источник которой – процесс обучения в школе, психическое расстройство, возникающее под влиянием психоэмоционального дистресса.

 Моя деятельность как психолога, предназначена для изучения личности ребенка, выявление факторов, негативно влияющих на поведение и школьную успеваемость, а так же подбор методик, трениговых занятий для их коррекции.
  Наблюдая, беседуя, диагностируя школьников, я обнаружила, что одним из факторов дизорганизации учебной деятельности – является повышенная учебная нагрузка. Так из 93 опрошенных детей на вопрос: «Устаешь ли ты после занятий в школе?» 80 человек ответили положительно.
    Изучив литературу по этому вопросу, я выяснила, что проблема нормирования учебной нагрузки в школе начала исследоваться еще в советский период.
     Физиологический подход к исследуемой проблеме разработал Гальперин. По его мнению, умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных для детей; следовательно, нервные клетки коры большого мозга детей обладают еще относительно низкими функциональными возможностями, поэтому большие умственные нагрузки могут вызвать их истощение. Под влиянием интенсивной или длительной  учебной работы у детей возникает и развивается утомление.
   Утомление нарастает постепенно и в основном проявляется на последних уроках. Признаками переутомления является: раздражительность, возбуждение, плаксивость, головные боли, вялость, сонливость. В охране здоровья ребенка важно не исключение  переутомления, а его профилактика.
     Занимаясь серьезно этой проблемой, я поставила перед собой цель – помочь детям избежать переутомления. Для реализации цели мной были поставлены следующие задачи:

1. Выявить уровень утомляемости детей школьного возраста. 2. Создать программу мероприятий, направленных на психологическую разгрузку и снятие психического напряжения. 3. Проверить эффективность созданной мной коррекционно-профилактической работы программы, направленной на снижение утомляемости.

Исследования проводились на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Березовская средняя общеобразовательная школа № 1», где я работаю психологом. Объектом исследования явились учащиеся 9 «А» и 9 «Б» классов.
 Изучив большое количество методик по исследованию утомляемости, я пришла к выводу, что наиболее эффективен метод корректурной пробы – который позволяет с помощью таблиц Анфимова получить максимум информации о состоянии центральной нервной системы ребенка без применения каких-либо технических средств, позволяет выявить степень напряжения регуляторных систем у учащихся при воздействии учебных и трудовых нагрузок, по показателям суточной адаптивности. Показатель суточной адаптивности отчетливо отражает сопротивляемость организма учащихся утомлению в зависимости от возраста, организации учебной и трудовой деятельности в режиме дня, недели, всего года, без относительного расхождения абсолютных  индивидуальных и средних значений качественного показателя умственной работоспособности.
  Таким образом, исследовав уровень утомляемости учащихся 9 «А» и 

9 «Б» классов я получила следующий результат, представленный в таблицах 1.1 и 1.2. Таблица 1.1. Показатели утомляемости учащихся 9 «А» класса. 1 урок 6 урок I фаза 69% Нарушение подвижности основных нервных процессов, напряжение ЦНС I фаза 36% Нарушение подвижности основных нервных процессов, напряжение ЦНС II фаза 26% Резкое напряжение ЦНС II фаза 52% Резкое напряжение ЦНС Переутомление 2% Недопустимая ситуация Переутомление 12% Недопустимая ситуация

            Таблица 1.2.

Показатели утомляемости учащихся 9 «Б» класса. 1 урок 6 урок I фаза 88% Нарушение подвижности основных нервных процессов, напряжение ЦНС I фаза 62% Нарушение подвижности основных нервных процессов, напряжение ЦНС II фаза 12% Резкое напряжение ЦНС II фаза 27% Резкое напряжение ЦНС Переутомление 0% Недопустимая ситуация Переутомление 1% Недопустимая ситуация

 Проанализировав и сопоставив полученный результат, я увидела, что учащиеся 9 «А» класса подвержены утомлению в большей степени.
   Для коррекции ситуации я подобрала ряд упражнений, способствующих снятию напряжения и повышающих работоспособность учащихся, провела обучающий семинар для учителей предметников, работающих в этом классе по применению здоровьесберегающих технологий, а так же провела тренинговое занятие «Мое здоровье» для учеников.
    Поободранный мною комплекс упражнений состоит из нетрадиционных методов оздоровления ребенка, который можно использовать на уроках в качестве физпауз. Целенаправленная коррекционно-профилактическая работа проводилась в течение двух месяцев. Работа осуществлялась с помощью игровых методов, элементов психогимнастики.
     С целью проверки эффективности коррекционно-профилактической работы я провела повторное исследование. Результат представлен в 

таблице 1.3. Таблица 1.3. Показатели утомляемости учащихся после коррекционно-профилактической работы. 6 урок I фаза 74% Нарушение подвижности основных нервных процессов, напряжение ЦНС II фаза 24% Резкое напряжение ЦНС Переутомление 2% Недопустимая ситуация

   Данные показали, что у 60% детей удалось снизить утомление до оптимального уровня. Это отражено в таблице 1.4.

Таблица 1.4. Сравнение результатов диагностики на этапе констатирующего и контрольного экспериментов. 6 урок I фаза 36% 74% II фаза 52% 24% Переутомление 12% 2%

  Проведенное мною исследование и анализ результатов позволило сделать следующие выводы:

во-первых, подобранные мною упражнения оправдали себя; во-вторых, выполненное экспериментальное исследование имеет выраженную общую практическую (прикладную) направленность. Подобранные упражнения могут быть использованы в массовой практике работы психологов, классных руководителей, учителей-предметников при работе с детьми школьного возраста. Каждый учитель должен уметь проводить физкультминутки на своих уроках, учитывая специфику своего предмета. Термином «физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, в основном для активного отдыха. Обычно это три-пять физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2–3 минуты) или урока труда (5–7 минут). Они проводятся зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, когда значительная часть учащихся начинает утомляться. В течение урока проводятся одна-две физкультминутки. Они обязательны на третьем и последующих уроках. С помощью физических упражнений решаются следующие задачи: а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной позы; б) активизация внимания и повышение способности к восприятию учебного материала; в) эмоциональная «встряска», возможность сбросить накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний. В состав физкультминуток обязательно нужно включать упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и выработке рационального дыхания. Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также и в условиях покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Нужно вводить упражнения для тренировки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Упражнения должны дать нагрузку неиспользованным мышцам, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку. Физкультминутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Спертый воздух в классе при этом недопустим, поэтому сначала следует открыть форточки, остановить текущую работу и предложить детям подготовиться к физкультминутке. Дети расстегивают воротнички и принимают исходное положение. Учитель произносит команды четким, громким голосом. Упражнения, которые выполняются впервые, показывает учитель. Для повышения интереса детей при внедрении физкультминуток в школе можно использовать какой-либо переходящий приз, которым будет награждаться, например, лучший ряд. Обязателен положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее наоборот. Для преемственности между физкультминутками, проводимыми разными учителями в одном классе в течение дня, организатору (куратору) их проведения в школе – обычно учителю физкультуры – необходимо составить примерную программу для каждого учителя. Она должна быть соотнесена с расписанием уроков. Хорошие результаты дает проведение физкультминуток самими школьниками (начиная с 6–7-го класса). Это вменяется в обязанность «дежурным по здоровью» под контролем учителя. К их проведению подростков надо специально подготовить на уроках физкультуры.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК (ФМ) (разработан в Научном центре здоровья детей РАМН) ФМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ 1. Исходное положение (и. п.) – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 – и. п.; 3 – голову наклонить влево; 4 – и. п.; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и. п. Повторить 3–4 раза. Темп медленный. 2. И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и. п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и. п. Повторить 4–5 раз. Темп медленный. ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК 1. И. п. – стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх; 2 – переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3–4 раза. Темп средний. 2. И. п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3–4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5–6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный. 3. И. п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ТУЛОВИЩА 1. И. п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ТУЛОВИЩА 1. И. п. – стойка, ноги врозь, руки за голову. 1–3 – круговые движения тазом в одну сторону; 4–6 – то же в другую сторону; 7–8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4–6 раз. Темп средний. 2. И. п. – стойка ноги врозь. 1–2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая согнутая – вдоль тела вверх; 3–4 – и. п.; 5–8 – то же в другую сторону. Повторить 5–6 раз. Темп средний. ФМ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПИСЬМА 1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и. п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и. п.; 5 – голову наклонить вперед; 6 – и. п. Повторить 4–6 раз. Темп медленный. 2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И. п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И. п. – стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1 – повернуть туловище направо; 2 – повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4–6 раз. Темп средний. 4. Упражнение для мобилизации внимания. И. п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс; 2 – левую руку на пояс; 3 – правую руку на плечо; 4 – левую руку на плечо; 5 – правую руку вверх; 6 – левую руку вверх; 7–8 – хлопки руками над головой; 9 – опустить левую руку на плечо; 10 – правую руку на плечо; 11 – левую руку на пояс; 12 – правую руку на пояс; 13–14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4–6 раз. Темп – 1 раз медленный; 2–3 раза – средний; 3–4 – быстрый; 1–2 – медленный. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ОСАНКИ 1. Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять. 2. Ходьба обычная, следя за осанкой. 3. Ходьба на носках, руки за головой. 4. Ходьба на пятках, руки на поясе. 5. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад. УПРАЖНЕНИЯ СТОЯ 1. Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох; вернуться в исходное положение (основная стойка – выдох). То же самое другой ногой. 2. И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1–2 – развести локти в стороны, сводя лопатки – вдох, 3–4 – исходное положение – выдох. 3. Приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускаться). Колени развести в стороны, руки вперед или в стороны на счет 1–2, на 3–4 медленно вернуться в и. п. 4. И. п. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад. 5. И. п. – ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной. 6. «Мельница». Соединять кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая рука). 7. И. п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад. 8. Поднимание прямых рук через стороны вверх – вдох, возвращение в и. п. – выдох. 9. И. п. – ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе. 10. Ходьба по скамейке, стоящей на полу, или по рейке перевернутой скамейки. Руки в стороны, на голове мешочек с песком (вес различен, в зависимости от возраста и тренированности). Приведем еще несколько примеров упражнений, которые помогают избежать утомления, восстановить силы на уроке. Они достаточно просты и эффективны, для их выполнения не требуется специальное оборудование, и поэтому их можно выполнять в классе в программе физкультминутки. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ Причиной головных болей часто являются переутомление или непривычная нагрузка на глаза. Данное упражнение является простейшим и должно выработать привычку делать упражнения для глаз регулярно. Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее – глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз – против часовой стрелки. После выполнения упражнения школьникам полезно напомнить: для ухода за глазами очень важно, чтобы рабочее место было хорошо и правильно освещено. Следует избегать слепящего света. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекращать работу и давать глазам отдых, то есть закрывать их ладонями так, чтобы они отдыхали в полной темноте. Упражнение на корточках облегчает работу сердца, снижает кровяное давление. Выполняется просто: свободно сесть на корточки (ступня полностью на полу), максимально расслабиться, держа на весу голову и руки. Посидеть в этой позе одну минуту. Упражнения для снятия утомления, предложенные И.А. Васильевой, помогают быстро восстановить силы после тяжелой нагрузки. Их следует выполнять при первых признаках неблагополучия, усталости. 1. Сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и грудь. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10–15 секунд – и стало жарко. Повторить три раза. 2. Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно – так, чтобы было приятно, 10–15 секунд. 3. Растереть ладонями уши – вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх–вниз, вперед–назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15–20 секунд). 4. «Ворона». Произносить «ка-аа-аа-аар», при этом стараясь поднять как можно выше мягкое нёбо и маленький язычок (6 раз). Затем попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом. 5. «Колечко». С усилием направляя кончик языка назад по верхнему нёбу, постараться до¬тронуться языком до маленького язычка. Попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее! (10–15 секунд.) 6. «Лев». Дотянуться языком до подбородка. Еще дальше! (Повторить 6 раз.)


Нетрадиционные методы оздоровления ребенка (Методическая разработка) У каждого народа есть свои методы укрепления и сохранения здоровья. Китайская медицина накопила двухтысячелетний опыт, который подсказывает, что болезни происходят от обстоятельств внешнего характера – неблагоприятных климатических факторов (сырость, холод, жара), факторов внутреннего характера — эмоциональных влечений, потрясений (скорбь, гнев, плач, радость и др.), нарушения в питании, жизненном ритме, сне. Это приводит к хаосу в циркуляции крови и энергии, происходит борьба здорового духа с болезнями. Сила здорового духа очень важна: «если в теле здоровый дух, то болезнь не сможет проникнуть в организм». Укрепление здорового духа с помощью питания и лекарств — пассивный метод. Главной и активной мерой являются движение и тренировки. Тело человека жаждет работы, но эта работа не должна изматывать его. Движение укрепляет энергию в теле. При этом кровь будет лучше циркулировать – и тогда человек не будет болеть. Приводимые ниже упражнения просты, доступны, легко выполнимы, но поистине чудодейственны. Наставление к упражнениям 1. Последовательность, постепенность и постоянство. Упражнения эти не так динамичны, как чисто спортивные, однако они приводят в движение всю мышечную систему, весь опорно - двигательный аппарат, наиболее важные внутренние органы. Овладев ими, нельзя проявлять поспешность, особенно начинающим. Кроме того, должны быть ограничения по времени и числу повторений. Постепенность — залог успеха. И тренироваться надо так, чтобы было приятно. При этом следуйте китайской пословице: «Нельзя три дня ловить рыбу, а два дня сушить сеть». 2. Изжить злость и умерить желания. Изжить злость — это значит, быть жизнерадостным, во всех ситуациях сохранять спокойствие, не волноваться. Умерить желания – это значит, уменьшить нереальные потребности и желания. Следует понимать, неосуществимые желания вызывают печаль. 3. Движения должны быть не резкими, а округлыми, непрерывными, медленными и мягкими. 4. Улыбка на лице! Задача упражнения — избавление от нечистого воздуха в организме и наполнение его свежим, а также улучшение циркуляции крови и энергии, поддержание жизненной силы, достижение гармонии. Это упражнение не только закладывает основу для выполнения последующих, но и успешно лечит боли в плечах, вздутие желудка и живота, боли при менструациях. Упражнения 1. Встать, ноги поставить на ширину плеч, руки опустить, все мышцы расслабить. Освободиться от всех мыслей, войти в состояние покоя. 2. Дыхание глубокое, вначале вдох, затем выдох. При вдохе подняться на носки, грудная клетка расширяется, начинающим рекомендуется дышать через нос и рот. Вдыхаемый воздух направляется мысленно в нижнюю часть живота. При выдохе опуститься на пятки, воздух мысленно выводится из нижней части живота. Колени в этот момент немного сгибаются, таким образом, весь «нечистый» воздух выходит из легких и желудка через рот. Повторить 8 раз. 3. Сотрясение всего тела. После глубоких вдохов и выдохов сделать перерыв — 1 мин. Расслабиться, принять исходное положение, колени чуть согнуты. Внимание! При сотрясении мышцы и все внутренние органы должны ощущать колебания, только тогда упражнение можно считать выполненным правильно. 4. Вращение плечами. Ноги поставить на ширину плеч. Центр тяжести плеч перенесите вперед, опираясь на носки, колени чуть согнуты, расслабиться. Рот чуть приоткрыт, руки опущены вдоль туловища свободно. Затем начинайте поочередное вращение плечами: в начале поднять левое колено вперед — вверх, затем опустить назад — вниз, описывая, таким образом, круг назад — вниз и вперед – вверх. Выполняются 16 вращений. При круговом движении плеч надо задействовать и тело, и предплечье, чтобы верхняя часть тела непрерывно двигалась, тем самым заставляя «нечистый» воздух выйти из всех внутренних органов. Внимание! Выполняя вращение плечами, дышать произвольно, в соответствии с ритмом движений, специально вдохи и выдохи не делать. Нетрадиционные методы лечения При обычном дыхании сожмите губы. В результате некоторые мышцы шеи резко сократятся и подключатся к акту дыхания как дополнительная сила. Вы сразу почувствуете, что дышать стало легче, воздух через нос проходит свободнее, дыхание становится полным. Этот эффект может проверить на себе каждый, и стоит только сжать губы, как углы рта при этом несколько опускаются книзу. Замечено, что при таком движении усиливается дренажная функция бронхов, способствующая более полному отхождению слизи от всего бронхиального дерева. Этот эффект особенно ценен для детей, страдающих хронической пневмонией, бронхитом с астматическим наслоением, бронхиальной астмой, хроническими болезнями верхних дыхательных путей, хроническим бронхитом. Оно также облегчает выполнение повышенных физических нагрузок, таких, как подъем по лестнице, быстрая ходьба. Такое дыхание повышает общую сопротивляемость организма ко всем болезням, в том числе и простудным, и вирусным, включая грипп. Дыхание со сжатыми губами уменьшает одышку, уменьшает боли за грудиной, улучшается самочувствие, появляется бодрость, прекращается головная боль, меньше устают ноги при ходьбе. Пользоваться этим видом надо постоянно: на улице, дома, в школе. Такое дыхание не имеет противопоказаний. Упрощенная методика для сохранения здоровья. Пальцевые упражнения Кончики пальцев рук – второй головной мозг. Свою болезнь можно излечить движением своих пальцев. 1. Упражнения для повышения памяти Складывают большой и указательный пальцы кончиками вместе, с усилием прижимают их друг к другу, сгибая их наружную сторону. То же упражнение делают для большого и среднего, большого и безымянного пальцев, большого и мизинца (для каждой руки двадцать раз), затем кончиками большого пальца сильно надавить на основание каждого пальца (для каждой руки по двадцать раз). 2. Повышение внимательности Кончики сложенных вместе пальцев правой руки подвести к основанию мизинца левой руки, слегка сжать в кулак. В следующий миг сжимают, наоборот, пальцы левой руки, подводят к основанию мизинца правой руки. Повторить это движение быстро и попеременно по десять раз. Не забывайте делать выдох при каждой смене рук. 3. Утверждение воли В методике сохранения здоровья пальцевыми упражнениями твердая воля имеет связь с дыханием. В большинстве случаев, когда стремление у человека ослаблено, дыхание у него учащается. В таких случаях он должен делать медленные глубокие вдохи и напрягать брюшную полость. Большой палец имеет связь с легкими. Для утверждения воли тщательно массажируют, раздражают оба бока большого пальца большим и указательным пальцами другой руки. Для каждого большого пальца – три раза по две минуты. Это придает связи большого пальца с головным мозгом жизнедеятельность, что в свою очередь делает деятельность головы более активной. Тогда вы можете более активно относиться к новым идеям и замыслам. Каждый день обязательно делайте два упражнения. Это сделает вас активным человеком с твердой волей.


10. Тренинг «Мое здоровье» Сегодня мы проводим очередной тренинг из сферы здоровья. Здоровье – самый главный показатель жизнедеятельности каждого человека, и только с хорошим здоровьем можно жить полноценной жизнью. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью. Задача сегодняшнего тренинга – ознакомление с образом жизни других участников группы и выработка реальных «рецептов здоровья». Этот тренинг мы начнём с теста «Моё здоровье». Предлагаемый тест включает в себя 10 утверждений. При анализе этих утверждений целесообразнее всего использовать принцип «как правило», т.е. если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете «да»; если это случается с вами редко, то нужно отвечать «нет». Наверное, вы уже поняли, что лучше быть откровенным перед самим собой. Информация, которая будет получена вами по итогам тестирования, полезна, прежде всего, для вас. Она позволит каждому поразмышлять над своими привычками, которые ухудшают состояние здоровья, и понять, что же нужно делать, каких правил придерживаться, чтобы сохранить своё здоровье в полном порядке на долгие годы.

Итак, тест «Моё здоровье». 1. У меня часто плохой аппетит. 2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова. 3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым. 4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели. 5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями. 6. Последнее время несколько прибавил в весе. 7. У меня часто кружится голова. 8. В настоящее время я курю. 9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний. 10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

Ключ к тесту. За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их. Определение результата и его интерпретация 1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего здоровья. 3 - 6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его растратили довольно основательно. 7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе... Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, особенно если вы набрали от 7 до 10 баллов. Но лучше подумайте над своим образом жизни, над теми привычками, которые губительно влияют на ваш организм. Ведь в тесте нет многих других признаков плохого состояния здоровья, о которых я предпочла умолчать, понимая, что вы сами откровенно обсудите их во время тренинга. Воспользуйтесь этой возможностью. Десять заповедей здоровья, или Рецепт долголетия Вы, конечно, слышали или читали о том, что в мире существуют многочисленные медицинские школы, которые работают над составлением и проверкой различных оздоровительных систем. Правда, они зачастую очень противоречивы. Так, одна школа рекомендует пить перед едой небольшое количество жидкости, а другая, наоборот, категорически запрещает это делать, предрекая кошмарное будущее нарушителям этого запрета. А что делать простому человеку, который не имеет медицинского образования, знакомого врача-диетолога? Остается прислушиваться к мнению людей, которые живут рядом и довольно долго. Это долгожители, у которых, кроме долгих лет жизни, за плечами огромный жизненный опыт. Давайте сейчас представим себя долгожителем и составим собственный свод из 10 заповедей здоровья. Каждый из вас будет в течение 3 минут составлять собственные заповеди. А потом мы соберемся в большой круг, заслушаем друг друга и как совет старейшин выработаем обобщенный перечень из 10 заповедей, или рецепт долголетия. Причем чем больше ваших заповедей войдет в обобщенный перечень, тем выше степень вашей «мудрости». Есть смысл побороться за звание «самого мудрого долгожителя». При обсуждении ваших предложений возможна открытая дискуссия, в ходе которой вам придется аргументировать свои утверждения. Поэтому при составлении своего индивидуального перечня готовьте и необходимые аргументы, чтобы во время обсуждения иметь их под рукой. Ребята! Мы с вами составили 10 неопровержимых заповедей здоровья. Это, безусловно, лишь информация к размышлению, повод задуматься над своим образом жизни, над теми привычками, которые часто парализуют волю и силы человека. Примерный список заповедей здоровья: 1) чёткий режим дня; 2) свежий воздух; 3) больше смеха; 4) физическая активность; 5) правильное питание; 6) не иметь вредных привычек; 7) любовь к себе и другим; 8) занятия по душе («не делай того, что не хочешь»); 9) личная гигиена; 10) радость, хорошее настроение. Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках» Для снятия напряжения необходимо: 1) начать с плавного вращения глазами — дважды в одном направлении, затем дважды в другом; 2) зафиксировать внимание на отдаленном предмете, а затем переключить его на предмет, расположенный поблизости; 3) нахмуриться, напрягая окологлазные мышцы, затем расслабиться; 4) широко зевнуть несколько раз; 5) расслабить шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону; 6) поднять плечи до уровня ушей и медленно опустить; 7) расслабить запястья и поводить ими; 8) сжать и разжать кулаки, расслабляя кисти рук; 9) сделать три глубоких вздоха; 10) мягко прогнуться в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону; 11) расслабить лодыжки; 12) сжать пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх. Таким образом, организм освободится от напряжения в 12 основных точках. Презентация